Социальная помощь нуждающимся гражданам. Размеры, виды и порядок оказания социальной государственной помощи малоимущим

1. 2. инвалиды 3. граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор 4. лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам 5. молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу 6. Лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту) 7. беженцы и вынужденные переселенцы 8. граждане, уволенные с военной службы и члены их семей 9. одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов 10. семьи, в которых оба родителя признаны безработными 11. граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными. Защита прав перечисленных лиц, осуществляется различными способами. В ст. 13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к числу таких способов относится квотирование рабочих мест. Под квотированием понимается создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Например, в ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями установлено правило, согласно которому организации, численность работников в которых составляет более 30 человек, имеют квоту для приема инвалидов от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите.

Еще по теме 11 К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены::

  1. 33. ЖП в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с зак-вом отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. Порядок
  2. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации» (общая характеристика)
  3. 38. Понятия: "трудоспособность", "работоспособность", "функциональное состояние", "усталость", "утомление", "переутомление", "стресс", "монотония".
  4. 2.3. Значение Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
  5. 79.Поняття й особливості схорони курортних, лікувально-оздоровчих територій та об"єктів. Формування законодавства про курортні та оздоровчі території й об"єкти; співвідношення Закону "Про курорти" і Закону."Про забезпечення санітарного й епідемічного благополуччя населення".
  6. 1. Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", его значение для системы потребительской кооперации.
  7. 10.3. Бианки В.В. Многообразие жанров в его творчестве. Традиции устного народного творчества и классической русской литературы в произведениях писателя "Кто чем поёт?", "Теремок", "Лесные домишки", "Чей нос лучше", "Сова", "Хвосты". Своеобразие писательской манеры в рассказах "Первая охота", "Приключения муравьишки". Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе.
  8. 22. Процессы реформирования в России и проблемы местного самоуправления. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (август 1995г.)
  9. 10.2. Житков Б.C. Две жизни Житкова. Значение его произведений. Опыт создания энциклопедия для детей "Что я видел". Рассказы о детях "Пудя", "Как я ловил человечков". Рассказы о героизме, о труде "Обвал", "Красный командир", "На льдине" и др. из сборника "Помощь идёт".

К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены: 1) инвалиды; 2) граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; 3) лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; 4) молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; 5) Лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); 6) беженцы и вынужденные переселенцы; 7) граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; 8) одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; 9) семьи, в которых оба родителя признаны безработными; 10) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.

Защита прав перечисленных лиц, осуществляется различными способами. В ст. 13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к числу таких способов относится квотирование рабочих мест. Под квотированием понимается создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Например, в ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями установлено правило, согласно которому организации, численность работников в которых составляет более 30 человек, имеют квоту для приема инвалидов от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите. Таким образом, квотирование предполагает создание новых рабочих мест для указанных лиц. Тогда как бронирование означает установление брони для приема этих лиц на имеющиеся у работодателя рабочие места. Квотирование и бронирование рабочих мест влечет возникновение у работодателей обязанности по приему на эти места лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Соответственно у названных лиц возникает право поступления на работу на данные рабочие места. При отказе работодателя выполнить обязанность по приему на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите, они могут требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке, например, путем предъявления к работодателю иска об обязании заключить трудовой договор в счет квоты или забронированных рабочих мест.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может быть осуществлена путем предоставления возможности в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В п. 3 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости предоставлено безработным инвалидам, безработным гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих или гражданам, уволенным с военной службы, выпускникам обще-образовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности). Праву перечисленных граждан пройти в приоритетном порядке профессиональное обучение корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить возможность обучения в привилегиро­ванном порядке. Невыполнение органом службы занятости данной обязанности позволяет перечисленным гражданам защищать свои права в установленном законодательством порядке, к примеру, путем предъявления требований к органу службы занятости о направлении в учебное заведение, с которым у этого органа имеется соответствующий договор. Подобные заявления могут быть рассмотрены в суде общей юрисдикции.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, может быть осуществлена путем предоставления им преимущественного права на участие в общественных работах. По действующему законодательству таким правом пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрено право приоритетного участия в общественных работах и других категорий безработных граждан. Данному праву должна корреспондировать обязанность органов службы занятости по приоритетному направлению указанных лиц на общественные работы. При невыполнении данной обязанности граждане могут требовать в судебном порядке заключения с ними срочного трудового договора на выполнение общественных работ. Такие требования также могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.

Еще по теме § 9. Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите:

  1. § 9. Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
  2. 7.3. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)

Социальная помощь — это материальная помощь в виде пособий, субсидий, услуг и товаров первой необходимости оказываемая государством в пользу малообеспеченных семей и отдельных граждан, а также категориям граждан которым согласно закона предусмотрена помощь.


Отношения в сфере предоставление государственной помощи регулируются на законодательном уровне. В первую очередь это Федеральный закон «О государственной социальной помощи» . Кроме того, к предоставлению государственной социальной помощи относятся Закон «О прожиточном минимуме», перечень документов, подтверждающих право на получение государственной социальной стипендии и другие правовые акты.

Цели социальной помощи :

  • поддержка малообеспеченных семей, с целью приблизить их доходы к необходимым для обеспечения нормального уровня жизни;
  • использование средств бюджета для поддержки нуждающихся граждан;
  • обеспечение доступности социальных услуг для всех граждан;
  • стремление к социальному равенству.
  • повышение доходов граждан.

Для социальной помощи характерно то, что она начисляется нуждающимся лицам независимо от уплаты ними страховых взносов .

Социальная помощь выдается при финансировании только из бюджета. Средства направляются из федерального и местных бюджетов.

Категории лиц, имеющие право получить государственную помощь

Законодательно предусмотрено кому положена государственная социальная помощь :
1. Лица, которые отличились своими заслугами перед общественностью.
2. Лица, которые ограничены в связи с состояние здоровья. Эти две категории граждан могут получать помощь от государства в виде социальных услуг.
3. Семьи и отдельные граждане, чей доход ниже прожиточного минимума по причинам, которые им неподвластны. Они имеют право на выплаты от государства и натуральную помощь.

Решение о предоставлении гражданам социальной помощи принимается органами защиты по месту проживания граждан, нуждающихся в помощи общественности. Данные о гражданах могут дополнительно проверятся на предмет предоставления недостоверных сведений с целью мошенничества. При этом к ответственности могут быть привлечены как сами граждане, участвующие в махинациях, так и организации, и структуры, выдавшие им поддельные справки.
Заявление гражданина или семьи подразумевает согласие на сбор и проверку данных о них, об их имуществе и прибыли.

Как получить государственную социальную помощь?


Процедура оформления социальной помощи упрощена и доступна для быстрого оформления. В течение 10 дней заявитель получит предварительный ответ от органов социальной защиты и обеспечения. В течение 30 дней будут собраны все необходимые документы и дан окончательный ответ, в противном случае гражданин может обратиться в суд.
Если ГСП пособие назначено, но в жизни человека сложились новые обстоятельства, касающиеся дела (наличие имущества, повышение доходов, состав семьи), то он обязан оповестить о новых условиях социальные органы.

При получении необоснованного отказа заявитель может обратиться в суд .

Отказ единожды не подразумевает то, что гражданин не может снова обратиться в социальные органы при наступлении сложных жизненных обстоятельств.
Особенностью назначения государственной социальной помощи является то, что она назначается на определенный срок, а не навсегда . Максимальный срок осуществления социальной поддержки законом не установлен, он определяется порядком оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

Исходя из вышесказанного можно определить, что относится к государственной социальной помощи :
1. Предоставление безвозмездно социальных услуг. Социальные услуги на бесплатной основе предоставляются участникам войны, инвалидам войны, ветеранам и др.;
2. Выплаты в денежной форме (пособия, субсидии и другое). Пособие — материальная дотация, на безвозвратной основе из бюджета государства. Субсидия — целевая дотация, которая частично или полностью покрывает стоимость социального пакета (как правило, коммунальных услуг). Начисляются инвалидам, членам семей умерших инвалидов войны, детям-инвалидам. Этим категориям граждан предоставляются дополнительно бесплатная медико-санитарная помощь, путевки для оздоровления, проезд бесплатный в городском общественном транспорте;
3. Натуральная помощь (одежда, обеспечение медикаментами, пищей или топливом).

Кроме того, существует такое понятие и виды государственной социальной помощи, как пособие на ребенка , которое начисляется каждый месяц.
Сумма детского пособия зависит от возраста малыша и других факторов:

  • ребенок до трехлетнего возраста обеспечивается в размере 5% прожиточного минимума;
  • ребенок от трех до 7 лет имеет право на 4% прожиточного минимума;
  • ребенок старшего возраста от 7 до 16 лет получает 3% от прожиточного минимума.

Пособие будет увеличено, если:

  • ребенка воспитывает одинокая мама — до размера 100%;
  • отец ребенка уклоняется от алиментов — до размера 50%.

Пособие увеличивается для детей, проживающих в многодетных семьях на 3%.


Есть обстоятельства, при которых отсутствует право на получение государственной социальной помощи :
1. Если один из трудоспособных членов семьи не трудоустроен, не учится и не состоит на службе уже на протяжении не менее трех месяцев. Исключением являются граждане, состоящие на бирже труда и признанные безработными, лица, ухаживающие за малышом до трех лет или за инвалидом, граждане старше восьмидесяти лет.
2. Если семья имеет дополнительные источники дохода или совершила покупку стоимость, которой превышает 10 прожиточных минимумов.
3. Жилье, где проживает семья значительно по площади превышает норму или семья имеет более чем один автомобиль. А также если семья владеет участком земли более чем 0,6 гектаров.
Но и эти факторы могут быть оспорены, если:

  • в семье есть инвалид;
  • многодетная семья имеет трое и более несовершеннолетних детей.

При этом порядок назначения государственной социальной помощи предусматривает работу комиссии, по оценке условий проживания семьи. Если семья использует не все возможности для получения прибыли, то пособие может быть также назначено в размере 50% от предполагаемого.