Категории лиц нуждающихся в социальном обеспечении. Предоставление социального обслуживания. Глава ii. условия и порядок квотирования рабочих мест

Принят
постановлением
Липецкого областного Совета депутатов
от 7 сентября 2000 года N 490-пс

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Липецкой области (далее - области) для обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов, молодежи и других лиц, особо нуждающихся в социальной защите, реализации ими права на социальную защиту от безработицы.

Психосоциальные стратегии поддержки: группы поддержки и группы взаимопомощи

Социальную поддержку следует понимать как концепцию многих компонентов, набор различных значений и объяснений, таким образом, что некоторые теоретики предпочитают определять ее как мета-концепцию. С другой стороны, была предпринята попытка интегрировать различные объяснения, поднимая те более важные аспекты, выявленные другими теоретиками. Среди этих определений стоит выделить два.

Объяснение Лина и других основано на четырех столпах. С одной стороны, мы можем говорить об объективности и субъективности концепции, дифференцируя полученную социальную поддержку и ощущаемую социальную поддержку; оба являются фундаментальными для человека и оказывают влияние на их благосостояние.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

квотирование рабочих мест - резервирование рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - работодатели) для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Второй столп объяснения Лина фокусируется на контекстуальной ситуации социальной поддержки и анализирует три области, в которых может быть оказана социальная поддержка. Третий столп его объяснения относится к работе социальной поддержки; Как правило, мы обычно говорим о трех различных формах поддержки или социальной помощи.

Эмоциональная поддержка относится к чувству быть любимым и быть способным доверять кому-то. Он также знает, что есть человек, с которым можно общаться и делиться эмоциями и опытом, а также знать, что вас ценят. Ощутимая или материальная поддержка - это то, что получено в виде услуг. Предоставление этой формы помощи является одной из основных целей социальных услуг, облегчающей, например, доступ к экономической пенсии или предоставление жилья в кризисных ситуациях.

(в ред. , от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

квота - минимальное количество рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории) для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в пределах которого работодатель обязан трудоустроить граждан названной категории;

Глава i. общие положения

Наконец, поддержка типа информации - это тот, который получен с помощью знаний, предложения других, которые в определенной степени облегчают решение проблем. Эту поддержку трудно отдавать отдельно от эмоциональной поддержки, если она не исходит от официальных, а значит и официальных институтов, в которых помощь облегчается экспертами. Информационную поддержку можно искать у любого человека, который может предоставить дополнительную информацию о том, как решить конкретную проблему, кому и куда идти, как понимать и оценивать ее когнитивным способом.

(в ред. Законов Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ , от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

специальные рабочие места - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Гонсалес и Баррулл понимают, что привязанность представляет собой различные проявления или действия помощи, которые могут возникать в любой группе или социальной системе. По мнению авторов, привязанность определяется как обмен пожертвованной и полученной помощи в процессе социального взаимодействия.

Влияние социальной поддержки на здоровье и благополучие

По словам Гонсалеса, когда человек не имеет социальной поддержки или помогает адекватно выжить, он испытывает аффективный дефицит, который может быть переведен на различные формы лишений на био, психо-социальном уровне и на человека. Отсутствие поддержки связано с появлением физических заболеваний. Отсутствие поддержки также было связано с появлением психических заболеваний, таких как депрессия, невроз, было видно, как люди, страдающие от таких заболеваний, имеют небольшие социальные сети, меньше обмен ресурсами и невзаимными отношениями.

Статья 2. Законодательство о квотировании рабочих мест

Квотирование рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области.

Большинство исследований между поддержкой и благополучием носит корреляционный характер, однако они являются хорошей и надежной причиной, которая отражается во многих данных. В обзорах рассказывается об отношениях между различными аспектами здоровья и благосостояния с различными источниками социальной поддержки.

Групповые стратегии в социальной поддержке

Социальные ресурсы природной среды могут играть основополагающую роль в достижении целей вмешательства, объясняя влияние на здоровье и благополучие этой переменной. Концепция здоровья сегодня включает в себя как профилактические, так и целебные, причем группа все чаще применяет профилактику.

Статья 3. Сфера применения Закона

Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работников, органы государственной власти области и органы местного самоуправления, лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Глава iv. заключительные положения

Групповые методы используются для того, чтобы влиять на привычки к риску путем изменения взглядов, изменения поведения в условиях болезни и т.д. таким образом, групповые действия по алкоголизму, наркотикам, курению также играют превентивную роль важных органических дисфункций, таких как хронические заболевания, язвы, неврологические расстройства, рак и их социальное воздействие, переведенные на работу абсентеизма, семейное насилие, преступность и т.д.

С этой точки зрения использование группы в качестве инструмента перемен, социализации, поддержки и приема представляется полезным как в социальных контекстах, так и в медицинских учреждениях или в больницах. Таким образом, возможности вмешательства в психосоциальное благополучие будут одновременно поощряться сообществом и лицами, которые его составляют. Важность роли, которую играют группы, такие как социальные системы, в отношении поведения в области здравоохранения и болезней, делает их важными инструментами для поощрения, профилактики, лечения, восстановления и вмешательства во многих областях психосоциального здоровья, а также как и в процессах взаимодействия и интеграции пользователей в программы и подразделения по уходу за общественными организациями.

(в ред. Законов Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ , от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

Статья 4. Категории лиц, особо нуждающихся в социальной защите, для которых вводится квотирование рабочих мест

К категории лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, для которых в первую очередь устанавливается квота для приема на работу, относятся граждане, постоянно проживающие на территории области:

Группы-хосты - это особый тип группы, которая варьируется в количестве членов, может варьироваться от двух человек до восьми. Размер не является существенным, но если функция, которая выполняет, основная цель этого типа групп заключается в содействии сдерживанию и своевременном приеме в момент максимального кризиса участников, которые приходят к нему. Тревога, страх большинства в этой ситуации, поэтому основные функции - слушать, направлять и содержать. Группы поддержки, созываемые профессионалом, чтобы создать благоприятную среду для управления ресурсами членов, чтобы противостоять ситуации противоречивых или угрожающих перемен.

Инвалиды;

Выпускники образовательных учреждений;

Лица моложе 18 лет, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы (сироты; выпускники детских домов; дети, оставшиеся без попечения родителей; освобожденные из воспитательных колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; дети с отклонениями в развитии и поведении и др.);

Они обычно состоят из людей, которые разделяют некоторые проблемы, которые изменяют или изменяют аспекты их нормального функционирования. Социально-эмоционально эти группы непосредственно способствуют здоровью и уменьшают психологический дискомфорт и позволяют человеку лучше оценивать свою ситуацию благодаря тому, что они предлагают: преодолевая ресурсы и устраняя негативные эмоции, обеспечивая большее чувство контроля, повышение самооценки и позитивного настроения, а также возможность регулярного социального общения и получение отзывов от других участников, что будет полезно для выявления симптомов и быстрого реагирования в случае любого несоответствия.

(в ред. )

Лица, страдающие психическими расстройствами;

Лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившиеся в течение одного года в органы службы занятости;

(в ред. Закона Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ)

Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

Различные типы групп поддержки могут быть идентифицированы, Баррон, Лозано и Чакон предлагают интегрирующую классификацию, основанную на двух критериях. Группы самопомощи обычно представляют собой двойную миссию, и это, с одной стороны, помогает справиться с жизненно важной критической ситуацией, как это происходит с хронически психически больными, а с другой стороны - информировать, направлять и поддерживать семьи, предлагающие ресурсы для поддержки мучений и преодолеть предрассудки, связанные с незнанием некоторых болезней.

Группа может начинаться как группа поддержки и в конечном итоге становиться группой взаимопомощи, которая работает автономно, так же, как и своевременно, может потребоваться помощь специалиста или учреждения и функционировать в течение определенного периода времени. времени в качестве группы поддержки. Баррон считает, что группы поддержки и группы взаимопомощи могут рассматриваться как этапы развития групп на основе социальной поддержки.

Беженцы и вынужденные переселенцы;

Лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);

(в ред. Закона Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ)

Граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

Глава ii. условия и порядок квотирования рабочих мест

Достижение позитивных и взаимовыгодных отношений является целью как между официальными, так и неофициальными источниками. Следует отметить другие типы групп, которые заслуживают внимания профессионалов во вмешательстве, чья основная цель заключается в содействии здоровью на любом его уровне и даже типах.

Группы ресоциализации включают в себя изучение нового образа жизни, и для этого они предлагают в первую очередь пространство для проведения этой обучающей и познавательной и поведенческой стратегии переналадки, а во-вторых, опыт других участников, которые прошли. для аналогичных обстоятельств. Экспериментальное изучение когнитивных и поведенческих стратегий позволяет своим членам наилучшим образом адаптироваться к новой жизненной ситуации, и, кроме того, всему этому способствует знание опыта других членов, переживших подобные обстоятельства, что облегчает новые члены развитие системы отсчета для социальной реконструкции ее новой реальности.

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

Граждане, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма;

(абзац введен Законом Липецкой области от 03.03.2014 N 258-ОЗ)

Иные лица, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Срок, в течение которого указанные лица относятся к категории особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, определяется нормативным правовым актом администрации области за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

И в контексте физического здоровья, в частности, психообразовательных групп. Продолжительность такого же колебания зависит от содержания, патологии, количества членов, если она дебютирует или ведется в том же самом. Это группы, которые содержат дидактические цели и способствуют изменению отношения к здоровью.

Со всеми типами групповых стратегий мы подчеркиваем жизненно важное значение группы для ее значения психосоциального посредника, между социальной реальностью, которая ограничивает членов и психологическую реальность каждого из них, что позволит им создавать когнитивные и поведенческие стратегии против критической ситуации и, следовательно, повышения психосоциального благополучия и последующей степени относительного качества жизни.

(в ред. Законов Липецкой области от 14.06.2001 N 149-ОЗ , от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

Глава II. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Статья 5. Условия и порядок квотирования рабочих мест

1. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.

Функции групп как терапевтических агентов

Левин и Перкинс описывают пять функций, которые выполняют эти типы групп в контексте социальной поддержки тех, кто в них участвует. Сама группа предлагает ряд преимуществ в продвижении относительного качества жизни, которая предлагает его использование. Улучшение самовосприятия и переопределение социальной идентичности достигаются благодаря объективным и процедурным аспектам групповой работы. Содействие психосоциальному благополучию и качеству жизни, поэтому, в целом, здоровье граждан может быть сосредоточено на нескольких контекстах и ​​в самых разных измерениях.

(в ред. )

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.

(абзац введен Законом Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

(п. 1 в ред. Закона Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ)

Группы взаимопомощи и поддержки, в частности, представляют собой источник социальной поддержки членов, которые в них участвуют. Частота этих взаимоотношений, проявляющаяся в широких критериях приема и в которых принятие не зависит от времени постоянства, уменьшает изоляцию человека, увеличивая психологическое чувство сообщества.

Опыт проведения групп поддержки, психообразовательных, в надзоре за группами взаимопомощи всегда подтверждает, что человеку нужна группа для их выживания, поэтому группы являются промоутерами жизни, где ложь базовое сотрудничество формы, то есть работа с другим, помогает получить личный ресурс.

1.1. Квота для приема на работу лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, устанавливается работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.

(часть 1.1 введена Законом Липецкой области от 07.10.2008 N 183-ОЗ ; в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

2. Квота для приема на работу других категорий лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается нормативным правовым актом администрации области.

(п. 2 в ред. Закона Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ)

3. От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

(п. 3 в ред. Закона Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ)

4. Работодатели, которым устанавливается квота, принимают меры по выделению имеющихся или созданию дополнительных рабочих мест в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, о которых ежемесячно сообщают в государственное учреждение службы занятости населения, расположенное по месту осуществления деятельности работодателя.

(в ред. Законов Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ , от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

5. Для трудоустройства инвалидов могут создаваться специальные рабочие места. Минимальное количество специальных рабочих мест для работодателей устанавливается администрацией области в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

(в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

6. Квотирование осуществляется за счет средств работодателей.

Статья 6. Порядок трудоустройства и увольнения работников, принятых на работу в счет квоты

1. Прием на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в рамках установленной квоты производится работодателями как по направлению соответствующего государственного учреждения службы занятости населения, так и самостоятельно, с уведомлением государственного учреждения службы занятости населения.

(в ред. Законов Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ , от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

2. Увольнение лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, трудоустроенных в счет установленной квоты, осуществляется работодателями по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.

(в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

Глава III. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ, МОЛОДЕЖИ, ДРУГИХ ЛИЦ, ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ

Статья 7. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели содействуют реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

(в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, выделяют или создают вновь необходимое количество рабочих мест, отвечающих требованиям охраны труда, с учетом санитарных правил и технических требований и рекомендаций учреждения медико-социальной экспертизы, и не позднее одного месяца с момента установления квоты сообщают в соответствующее государственное учреждение службы занятости населения о мерах по выполнению или причинах невозможности выполнения квоты.

(в ред. Законов Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ , от 12.08.2014 N 310-ОЗ , от 15.12.2015 N 473-ОЗ)

3. Работодатели, в случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест, вправе для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в счет установленной им квоты арендовать соответствующие рабочие места у других работодателей с обязательным уведомлением государственного учреждения службы занятости населения.

(в ред. Законов Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ , от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

4. Несколько работодателей по договоренности между собой могут создать за счет своих средств производственные подразделения для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в счет установленных им квот.

(в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

5. Работодатели, которым установлена квота для трудоустройства инвалидов, могут в счет ее выполнения размещать производственный заказ на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. В этом случае им засчитывается выполнение установленной квоты на количество рабочих мест, обеспечивающих работой инвалидов в течение календарного года для выполнения переданного заказа.

(в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

6. Работодатели имеют право запрашивать и получать от органов службы занятости, социальной защиты, образования, общественных организаций инвалидов и других органов и общественных организаций, представляющих интересы соответствующей группы граждан, бесплатную информацию о состоянии рынка труда региона по вопросам установления квоты, а также бесплатную информацию, необходимую для создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

(в ред. Законов Липецкой области от 08.06.2006 N 300-ОЗ , от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

Статья 8. Государственное стимулирование участия работодателей в обеспечении занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы

Работодателям, выделяющим или создающим за счет собственных средств рабочие места в счет квоты, а также сверх установленной квоты для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, оказывается государственная поддержка в виде предоставления налоговых льгот в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 9. Порядок осуществления надзора и контроля за квотированием рабочих мест

1. Надзор и контроль за приемом на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, осуществляется исполнительным органом государственной власти области в сфере труда и занятости.

(часть 1 в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

2. Работодатели, которым установлена квота, ежемесячно представляют в государственные учреждения службы занятости населения следующую информацию:

(в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

О среднемесячной численности работников на начало каждого месяца в течение периода действия квоты;

(в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

О наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных в счет выполнения квоты, включая информацию о локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;

(в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

О выполнении квоты.

Форма и сроки предоставления информации устанавливаются правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере труда и занятости.

(в ред. Закона Липецкой области от 12.08.2014 N 310-ОЗ)

Статья 10. Ответственность работодателей, не выполняющих установленные квоты

В случае невыполнения квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, работодатели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 11. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования.

И.о. главы администрации
Липецкой области
П.Т.ГОРЛОВ

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в Постановлении Пленума ВС России от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"*(49) даны соответствующие разъяснения.


Индивидуальная программа

1. Комментируемая посвящена индивидуальной программе предоставления социальных услуг (сокращенное обозначение "индивидуальная программа" введено в п. 13 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона) - нововведению данного Закона, предполагающему индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. В рассматриваемом нововведении прослеживаются аналогии с положениями ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", посвященными индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа предоставления социальных услуг определена в ч. 1 комментируемой статьи в качестве документа, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со ст. 22 комментируемого Закона. Указанная статья регламентирует социальное сопровождение, т.е. содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Часть 2 указанной статьи предписывает отражать мероприятия по социальному сопровождению в индивидуальной программе.

В части 1 упомянутой статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) индивидуальная программа реабилитации инвалида определена как разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Положения, определенные индивидуальной программой, согласно ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона относятся к существенным условиям договора о предоставлении социальных услуг. Без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в соответствии с ч. 2 ст. 21 данного Закона осуществляется предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает общие требования к составлению и пересмотру индивидуальной программы предоставления социальных услуг: индивидуальная программа должна составляться исходя из потребности гражданина в социальных услугах и пересматриваться в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года; пересмотр индивидуальной программы должен осуществляться с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Определение уполномоченного органа субъекта РФ, в т.ч. на составление индивидуальной программы согласно п. 2 ст. 8 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Получатели социальных услуг в соответствии с п. 6 ст. 9 данного Закона имеют право на участие в составлении индивидуальных программ. Положением п. 12 ч. 2 ст. 7 данного Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти отнесено утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг.

При работе над законопроектом , принятым в качестве комментируемого Закона , Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей отмечалось, что проектируемые нормы, регулирующие индивидуальную программу предоставления социальных услуг, не учитывают жизненные ситуации, когда в предоставлении социальных услуг нуждаются несколько членов одной семьи; исходя из предложенной редакции индивидуальная программа предоставления социальных услуг будет формироваться в отношении каждого из членов семьи в отдельности. Соответственно, отмечалось, что в случаях, когда в социальном обслуживании нуждаются все члены семьи, необходимо составлять комплексную программу, учитывающую индивидуальную нуждаемость каждого члена семьи. Однако, изложенное предложение реализовано так и не было.

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России положением п. 13 ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона отнесено утверждение формы индивидуальной программы. Как говорилось в комментарии к указанной статье, в рамках подобного регулирования на основании положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" издан Приказ Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации".

3. Положения ч. 3 комментируемой статьи определяет дифференцированный характер обязательности индивидуальной программы предоставления социальных услуг: для гражданина или его законного представителя такая программа имеет характер рекомендательный, а для поставщика социальных услуг - обязательный.

Данные правила закреплены по аналогии с положениями ч. 2 и 5 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые содержат более детальную регламентацию. Так, указанными частями (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусмотрено следующее:

индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает необходимость составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг в двух экземплярах, а также определяет судьбу экземпляров такой программы:

один экземпляр индивидуальной программы должен быть подписан уполномоченным органом субъекта РФ и передан гражданину или его законному представителю (о понятии законных представителей гражданина см. коммент. к ст. 6 Закона) в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания (разумеется, в случае принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании; о понятии рабочих дней см. коммент. к ст. 11 Закона);

другой экземпляр индивидуальной программы должен остаться в уполномоченном органе субъекта РФ.

В отношении индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) в п. 2 названного выше Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. N 379н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 6 сентября 2011 г. N 1020н*(50)), предусмотрено, что она составляется в трех экземплярах: один экземпляр выдается инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида); второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования; третий экземпляр в трехдневный срок с момента утверждения индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) направляется территориальному органу Фонда социального страхования РФ либо органу, уполномоченному исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в случае передачи ему Минздравсоцразвития России полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) на бумажном носителе и/или в форме электронного документа с использованием информационно-коммуникационной сети с соблюдением норм законодательства РФ о защите персональных данных.

5. В части 5 комментируемой статьи закреплены положения, регламентирующие действие индивидуальной программы предоставления социальных услуг в случае изменения места жительства получателя социальных услуг: в этом случае индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте РФ по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства; индивидуальная программа по новому месту жительства составляется в общем порядке, установленном комментируемой статьей, и в те же сроки.


Договор о предоставлении социальных услуг

1. В комментируемой статье говорится о договоре о предоставлении социальных услуг как об основании предоставления таких услуг. Понятие договора гражданско-правового характера определено в п. 1 ст. 420 части первой ГК РФ: договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно пункту 2 указанной статьи к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 "Сделки" данного Кодекса.

Ни Закон 1995 г. об основах социального обслуживания населения, ни Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов подобных положений непосредственно не содержали, но подразумевали такое основание для предоставления соответствующих услуг, как договор. Необходимо учитывать, что в условиях действия данных Законов был издан ряд нормативно-правовых актов, касающихся заключения договоров о предоставлении социальных услуг, в т.ч. Приказы Минсоцзащиты России от 15 сентября 1995 г. N 218 "О Порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому" и от 24 июня 1996 г. N 180 "Об утверждении форм примерных договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями", Постановление Минтруда России от 17 мая 2002 г. N 35 "Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"*(51) . Перечисленные документы пока не отменены, но фактически утратили силу после внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в названные Законы изменений, в соответствии с которыми соответствующие регулятивные полномочии переданы от федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи договор о предоставлении социальных услуг заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем. Таким образом, сторонами договора о предоставлении социальных услуг являются поставщик социальных услуг и получатель социальных услуг. Сторону получателя социальных услуг в договоре представляет сам гражданин или его законный представитель (о понятии законных представителей гражданина см. коммент. к ст. 6 Закона).

В части 1 комментируемой статьи также установлено, что социальные услуги предоставляются гражданину в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Из положений рассматриваемой части сделано исключение для случая предоставления срочных социальных услуг - в соответствии с ч. 2 ст. 21