Типы жалоб и как на них реагировать. Жалоба клиента. Анализ жалобы. Анализ вербальных средств в речи клиента

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». В качестве примеров приведем наиболее харатерные типы жалоб. Выделение этих типов жалоб достаточно условно.

1. «Непонятная» жалоба. Вот одна из них: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». После такой жалобы так и хочется спросить: «Что Вы имеете в виду?» Жалоба действительно не понятна. Можно только гадать о чем говорит клиент. «Непонятные» жалобы могут проистекать, как минимум, из двух источников: с одной стороны, это осторожность и недоверие клиента к терапевту, а с другой–клиент сам для себя еще не сформулировал проблему, и «непонятная» жалоба – это ее формулировка в первом приближении. Конечно, можно попросить у клиента дополнительную информацию, например: «Что Вы имеете в виду, когда говорите, что бываете несчастным?». Такую реакцию терапевта нельзя квалифицировать как неправильную. Тем не менее, она может напугать клиента, если будет воспринята им как грубый толчок, как давление. А это может произойти в том случае, когда клиент осторожничает и поэтому дает «непонятную» жалобу. Если «непонятная» жалоба является следствием того, что клиент только–только конструирует проблему, то указанная выше реакция психотерапевта может быть очень полезной клиенту. Однако возможно и другое, – клиент таким вопросом подталкивается к интеллектуализированной позиции. В этом варианте клиент превращается в квазиисследователя, который интерпретирует свою жизнь. Клиент не переживает, а рассуждает – он не в опыте, не в эмоциях. Поэтому одна из возможностей работы с «непонятной» жалобой клиента – это просто повторить то, что сказал клиент (режим психотерапевтического зеркала, рефлексивная техника). Если же клиент представил свою жалобу совершенно спокойно, ему можно сказать: «И тем не менее, вы спокойны» (или «У вас хватает мужества быть при этом спокойным»). Если же клиент жаловался, едва сдерживая плач, реакция терапевта может быть: «Я вижу, как вам тяжело – вы чуть не плачете». Приведенные реакции психотерапевта помогают клиенту быть в своих переживаниях, а не выходить из них и рассуждать о них. Следовательно, при «непонятной» жалобе, с нашей точки зрения, следует: 1) поощрять вхождение клиента в эмоциональный процесс; 2) дать возможность клиенту самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.

2. «Глупая» жалоба. На консультацию пришла супружеская пара, и одной из их жалоб была следующая: «Вы понимаете, – говорила женщина, – мы никак не можем договориться о взаимоприемлемом времени интимной близости. Я ему говорю, что 22.30 – самое подходящее время, – и далее она логично обосновывала это время. – Интимная близость до 23.00, а затем сон в течение 7 часов до 6 утра. Затем я встаю, делаю завтрак и ухожу на работу. Логично?! Но муж не согласен – он так рано не ложится спать». Эта «глупая» жалоба представляет собой ни что иное, как семейный миф, который мы ранее описали как миф «22.30». Этот миф быстро развенчивать не только нельзя, но и очень опасно. В данном случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?». «Глупая» жалоба (а за ней лежит, соответственно, и «глупая» проблема) – это вид защитной рационализации, «срыв» которой не самая лучшая реакция психотерапевта.



Вместе с тем за приведенной жалобой лежат полоролевые проблемы: жена находится в симбиотической связи с матерью, инфантилизирована и не нуждается в партнере. В случае «глупой» жалобы мы как будто сталкиваемся со «слепым» клиентом. Один вопрос возникает при этом: «Следует ли клиенту раскрывать глаза?» В индивидуальной и групповой психотерапии в случае таких жалоб, по нашему опыту, хорошо себя зарекомендовала техника метафор, позволяющая, во–первых, как бы со стороны посмотреть на собственную ситуацию и, во–вторых, с иронией отнестись к своей проблеме. Существуют и другие психотерапевтические возможности у метафоры. В групповой психотерапии терапевтическими являются реакции других членов группы, когда они не дают советов, а лишь отзываются на указанную проблему какого–либо члена группы, создавая тем самым полифонию «голосов» и человеческих смыслов. В этой ситуации «смягчаются» механизмы защиты.

3. «Составная» жалоба. Пример такой жалобы: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что–либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары». С каким именно содержанием следует работать психотерапевту, с какой частью предъявленной проблемы? Составная жалоба – это одна из разновидностей «непонятной» жалобы. Реакции психотерапевта по типу выяснения: «Что у вас с мужем?», «Что у вас с начальником?» и т. п. малоэффективны. Техника работы с составной жалобой следующая. Имеются три возможности: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент (техники повтора, обобщения, парафраза и т. п.);.2) «услышать», на какую часть составной жалобы клиент дает эмоциональные отклики и отреагировать именно на нее; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, как бы упустив содержание проблемы (техника эмпатического ответа).



4. «Сложная» жалоба. Вот пример. Клиентка высказывает следующую жалобу: «Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын не слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает свою следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.

5. Жалоба со скрытым содержанием. Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться. Вряд ли имеет смысл терапевту сразу же переводить скрытое содержание проблемы в явное. Хочет ли об этом говорить клиент, доверяет ли он психотерапевту – это то, что следует учитывать. Если же скрытое содержание не осознается клиентом, не всегда следует прояснять его клиенту. Терпение психотерапевта, готовность ждать – это важные качества терапевта. Например, психотерапевт может отреагировать: «Я чувствую, что вам трудно говорить об этом», или «Я слышу, что вы говорите» (если клиент осознает скрытое содержание жалобы). Возможна и другая реакция психотерапевта (особенно если скрытое содержание не осознается клиентом) – психотерапевт реагирует на переживаемую клиентом эмоцию, а не на вербально выраженное содержание жалобы. Например: «Я слышу, что вы раздражены на жену, чувствуете себя непонятым и обиженным». Это реакция психотерапевта – приглашение клиенту войти в собственные переживания. Часто оказывается, что клиент до интервью имел один план жалобы, во время интервью этот план нарушается и клиент говорит совсем не то, что предполагал.

6. «Хитрая» жалоба. Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем (приступы кардиалгии, дыхательный дискомфорт и т. п.). Несколько лет она лечится у врачей–терапевтов с диагнозом «вегето–сосудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь сердца – прекрасный способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»). В этом случае также следует быть терпеливым, хотя порой бывает эффективным и метод конфронтации: «У Вас нет другого способа быть нужной мужу?!» и углублять процесс переживания.

7. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…».

В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Это достаточно трудный случай для психотерапии.

8. Мотивационная ориентация клиента. Виды мотивационной ориентации. Типы клиентов в консультировании. Типы запросов и способы их трансформации.

9. Предмет, задачи и методы возрастно-психологического консультирования и его специфические особенности.

10. Особенности консультирования клиентов в период возрастных кризисов.

Психология личности.

  1. Ключевые принципы отечественного подхода к изучению личности.

Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности: 1917 - 1936 гг. - личность как профиль психологических черт; 1936 - 1950 гг. - личность как опыт человека; 1950 - 1962 гг. - личность как темперамент и возраст; 1962 - 1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Точного и ясного ответа на вопрос об авторстве этого подхода не получено до сих пор. Считается, например, что впервые этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном в статье 1922 г. "Принцип творческой самодеятельности". Есть и иное мнение, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Л.С. Выготского, написанные в 20-30-е г. прошлого века.

Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:

С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).

С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться.

80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой-Славской, являются:

Обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова;

Сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации;

Особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);

Благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.

Типологические исследования можно разделить на два направления:

Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная);

Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная).

  1. Основные проблемы психологии личности и ключевые разделы большинства теорий личности.

1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности , который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности". Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй - к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

1) классификации мотивов,

2) изменения мотивационной системы,

3) измерения мотивов,

4) актуализации мотивов,

5) динамики мотивационного процесса,

6) соотношения мотива и цели,

7) многообразия влияния мотивации на поведение.

Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных исоциогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов (например, принципа функциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др.).

Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.

Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий (например, реактивных агрессивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу и др.).

Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.

Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

3. Проблема развития личности связана с рядом методологических принципов, в первую очередь с принципом детерминизма и развития.

Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли, устанавливая собственные ориентиры по отношению к общепринятым нормативам и стандартам. "Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности… а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути - активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм" (Анцыферова Л.И., 1989. С.211). Кроме прохождения этапов социогенеза, индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, определяя направление своего жизненного пути. Жизненный путь - развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. В парадигме социального развития личности личностный рост описывается как процесс "овладения все более совершенными способами" познания и взаимодействия с окружающим миром, где она выступает как "субъект не только своего поведения, но и всего внутреннего мира, своей психической жизни" (Л.И. Анцыферова). Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя".

Человек как субъект проходит три уровня развития:

Первый уровень характеризуется тем, что "субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей"

Второй уровень означает, что личность начинает выступать как "субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий", она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

Личность на третьем уровне развития "становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности - не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы - свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества"

4. Проблема психического здоровья и психопатологии касается, прежде всего, критериев здоровой личности . Так, по З. Фрейду, таким критерием является умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, по А. Маслоу, - сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации, по Э. Эриксону, - умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность.

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Существует мнение, что диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.

Н. МакВильямс тем не менее отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики: 1) диагноз необходим для планирования лечения; 2) он тесно связан с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента; 3) диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов; 4) он может обеспечить эмпатийное отношение терапевта к клиенту; 5) он уменьшает вероятность отклониться от лечения некоторых клиентов. Диагноз - результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса. Для диагностики степени сохранности/нарушенности личности используют два критерия: 1) оценка уровня развития личностной организации, уровня индивидуации или степени патологии (психотический, пограничный, невротический, нормальный); 2) оценка защитного стиля внутри этой организации, или тип характера человека - параноидный, депрессивный, шизоидный и проч.

  1. Представление о направленности как подструктуре личности в деятельностном подходе.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности.

Направленность, как подструктура личности, включает в себя различные побуждения. Все они взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, т.е. представляют систему. При этом одни из ее компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют опорную роль. Основную линию поведения определяют доминирующие мотивы. В зависимости от сферы проявлений различают следующие направленности личности: морально-идейную, профессиональную и бытовую.

Идейно-моральная направленность личности выражается в ее мировоззрении, моральной воспитанности. Идейным человеком называют того, кто постоянно руководствуется в жизни определенными идеалами, составляющими сущность его убеждений. Моральная воспитанность проявляется в гуманности, коллективизме, ответственности; она характеризует личность со стороны ее отношения к людям.

Профессиональная направленность проявляется в устойчивом стремлении заниматься определенной профессией и совершенствоваться в ней.

Бытовая направленность выражается в материальных, житейских, а также культурных и эстетических индивидуальных устремлениях.

При характеристике направленности личности выделяют следующие качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень направленности - это общественная значимость направленности личности. Низкий уровень направленности проявляется в ориентировке исключительно на узколичные интересы и безразличии к делам общества.

Широта направленности - это круг интересов личности. Широкая направленность подразумевает не только широкий круг интересов личности, но и достаточную их глубину.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может колебаться от смутных, нечетких влечений через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

  1. Представления о движущих силах развития личности в разных теориях личности.

(бихевиористкая и необихевиористкая ориентации)

Основные формы научения:Классическое Оперантное Обучение;;обусловливание обусловливание через наблюдение

(Дж. Уотсон) (Б.Ф. Скиннер) (А. Бандура)

Классическое обуславливание:Классически обусловленное научение (научение на основании выработки условного рефлекса)

Принципы научения по Павлову:Принцип подкрепления Принцип генерализации (обобшения) – реакция вырабатывается на сходные стимулы Принцип дифференциации (может быть выработана реакция на специфические стимулы).

На основании этой теории американский исследователь Джон Уотсон предложил теорию формирования эмоций у детей.

Виды эмоций: Эмоции врожденные (страх в условиях потери опоры, страх при воздействии громкого звука (все остальные страхи – выученные); гнев (злость) в случае ограничения свободы движений; удовольствие (эмоция любви, связана с привязанностью к другому человеку)).

Эмоции приобретенные (все остальные)

Избавление ребенка от страха определенного объекта за счет соединения двух противоположных видов эмоций: эмоции страха и эмоции удовольствия, отдыха, расслабления.

Стимул – реакция

Оперантное обуславливание (Берес-Фредерик Скиннер)

Реакция 1 – Стимул – Реакция 2

Реакция 1 – реакции оперантные (поисковые, хаотичные, ориентировочные)

Реакция 2 – реакции ответные (респондентные)

Принципы оперантного научения: Принцип подкрепления Принцип дифференциации и генерализации стимулов и реакции (реакции распространяются на сходные стимулы, сходные стимулы могут вызывать несколько реакций) Принцип игнорирования негативных реакций Принцип режима подкрепления Принцип незамедлительности поведения

Теория социального научения Альберта Бандуры

Априорное научение – научение, основанное на наблюдении за другими и подражании им (косвенное социальное воздействие).

Основной механизм нучения – подражание.

Этапы научения через подражание: Этап демонстрации образца (привлечение внимания) Запоминание образца в символической форме Тренировка необходимого поведения в безопасных условиях Закрепление желаемого поведения, косвенное воздействие социума.

Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории з. Фрейда.

Фрейд заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения.

У каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающее психическую активность.

Цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятной для него скоплением этой энергии.

Мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

Психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами.

Влечение или побуждение (инстинкты) вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознательного размышления. Такие влечения являются основным мотивом всей деятельности.

Все существующие влечения человека имеют четыре составляющих элементы:

1) Источник – какая-то часть тела либо весь организм в целом (место, где происходит возникновение потребности).

2) Стимул – это количество энергии, сила или движение, которое используется для удовлетворения влечения.

3) Цель – должна ослаблять потребность до такой степени, чтобы отпадала необходимость к действию. Это дает организму удовлетворение его актуальных желаний.

4) Объект – любая вещь или действие, позволяющее удовлетворить исходное желание.

Пр., Источник – потребность организма в жидкости

Стимул – жажда

Цель – вода, достать и выпить жидкость

Объект – выбор жидкости

Любая активность человека определяется инстинктами.

Модификация идей классического психоанализа в теориях к. Юнга, а. Адлера, к. Хорни, э. Фромма.

К. Юнг: главной целью по мнению Юнга является обретение самости, которая в свою очередь выступает результатом отношения различных компонентов личности к единству.

Процесс становления индивида: индивидуация – это процесс развития динамической связью между эго и самостью вместе с интеграцией различных частей самости.

Цель индивидуации – объединение сознательного и бессознательного.

4 этапа индивидуации:

1. Раскрытие персоны – осознание ограниченности

2. Борьба с тенью – осознание и принятие

3. Противостояние анима и анимуса – принятие. Бессознательное видит верно даже тогда, когда доводы сознания слепы и бессмысленны.

4. Развитие самости.

Итог осуществления индвидуации очень непросто досягаем.Это самореализация.

А. Адлер…Непрерывность постоянства развития и роста человека. Человек постоянно включен в процесс развития.

Признавал значение и окружающей среды в формировании личности, индивидуумы нечто большее, чем итог этих двух воздействий.

Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться собственной жизнью.

Сущность психологического роста состоит прежде всего в движении от эгоцентрических целей достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества.

3 главных жизненных задачи:

1) Работа – которая приносит пользу обществу

Комплекс неполноценности – преувеличение чувства собственной слабости и несостоятельности.

Гиперкомпенсация комплекса неполноценности может привести к комплексу превосходства (преувеличение физических, интеллектуальных и социальных способностей).

3 вида страдания как препятствие для роста и развития:

1) органическая неполноценность

2) избалованность либо чрезмерная опека. Односторонние требования к друзьям и семье.

3) заброшенность либо отверженность со стороны родителей

Карен Хорни: решающий фактор развития личности – это социальные отношение между ребенком и родителями. Две базовые потребности ребенка:

1) потребности в удовлетворении

2) в безопасности (ведущая)

С одной стороны зависит от родителей, с другой – испытывает по отношению к ним чувства негативизма.

Три стратегии базовой тревожности:

1) от людей

2) к людям

3) против людей

Эрих Фром: значимость социальных факторов в развитии человека. Основные черты современного человека:

1. отчуждение

2. изоляция

3. одиночество

[хотим быть свободными, но становимся одинокими]

Стратегия бегства от свободы:

2. деструктивность

3. научение

4. позитивная свобода – человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижения данного состояния требует спонтанной активности в жизни.

Свобода – безопасность (дихотомия).

Универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловленный экзистенциальными потребностями.

5 основных экзистенциальных потребностей:

1) потребность в установлении связей – всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то (продуктивная любовь, адекватная стратегия; неадаптивная – нарциссизм).

2) потребность в преодолении – все нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активным и творческим создателем своей жизни. Адаптивная – творчество, ценности; неадаптивная – разрушение.

3) в корнях – необходимость в ощущении себя частью мира, в чувстве стабильности и прочности.

4) потребность в идентичности – в тождестве с самим собой, в ощущении непохожести на других.

5) потребность в системе взглядов и преданности, наличие постоянно опоры для объяснения сложности мира, значимость формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество.

Представление о движущих силах развития личности в когнитивистской теории (к. Левин, л. Фестингер, Дж. Келли).

Курт Левин: развитие личности – это движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида. Личностное развитие – это включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом.

Дифференцированность личностного пространства – чем больше дифференциация; тем на большей ступени развития находится личность.

Дифференциация характеризуется широтой и степенью, поэтому развитие можно описать как:

1) увеличение широты жизненного пространства в отношении того, что является частью психологического настоящего либо временной перспективы либо изменение реальности или ирреальности.

2) развитие как растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности.

3) развитие как растущая организация жизненного пространства (характер интегрированности)

4) развитие как изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства

Препятствия личностного роста:

1) фиксация на отдельном регионе

2) насыщенность

3) низкая прочность границ

4) недефференцированность след. пространства

Леон Фестингер: теория когнитивного диссонанса (конфликта)

1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт будет мотивировать индивида в попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанс (созвучие, единство).

2. В случае возникновения диссонанса помимо стремления к его уменьшению индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

3 формы преодоления диссонанса:

1) изменение поведенческих когнитивных элементов (подстраивает поведение под убеждения)

2) изменение элементов под влиянием окружающей среды

3) добавление новых когнитивных элементов.

Джорж Келли: теория конструктов.

Движущая сила развития – система конструктов (внутренний источник развития личности).

2 фактора: выбор и опыт человека (как способ развития)

Тенденция к развитию является врожденной. Если активность не реализуется, то формируется патология.

Развитие личности предполагает расширения конструктов, изменение, апробация, формирование новых конструктов.

Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теории а. Маслоу.

Самоактуализация – желание стать тем, кем он может стать.

Достижение целей.

Факторы, препятствующие самоактуализации:

1) негативное влияние прошлого опыта

2) влияние социума

3) внутренняя защита самого человека.

Факторы, способствующие самореализации:

1. концентрация – внимание ко всему том, что происходит в ситуации и внутри человека

2) выбор роста

3) самопознание

4) честность перед собой, ответственность за слова и поступки

5) суждения (собственные)

6) саморазвитие

7) вершинные переживания

8) отсутствие защиты собственного «Я»

Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (в. Франкл, к. Роджерс).

Роджерс: все развитие характеризуется тенденцией к актуализации (тенденция развивать все свои способности, чтобы развивать и сохранять личность). Она направлена на повышение, а не на снижение напряжения, которое возникает в ходе развития. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что жив

В общем виде организационно-правовые гарантии соблюдения прав и свобод граждан можно подразделять на два вида: судебные и внесудебные. В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. (в части, не противоречащей Закону и Конституции РФ), некоторыми другими нормативно-правовыми актами обеспечивается механизм реализации обращений граждан.

Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы. Они различаются по следующим признакам. - Предложение - привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их исправления, или устранения;- Заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с нарушением;- Жалоба обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

Характерно, что в одном и том же обращении могут содержаться все указанные позиции в их различном сочетании. Законодательство позволяет различать:

  • а) общее право жалобы, которым обладают все граждане
  • б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.п. Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан специальной правосубъектностью, например, после подписания трудового договора (контракта), контракта на военную службу гражданин именуется "работником", "контрактником" и т.д., приобретая права и обязанности в соответствии с заключенным договором. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а "лицом", в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспорта, сантехника, сварщика, механизатора и т.д.

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида:

  • а) право на административное обжалование;
  • б) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование (далее административная жалоба) реализуется в порядке определенном отчасти Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г., отчасти Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 ноября 1995 г. В соответствии с названным Указом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица: могут быть обжалованы самые разнообразные случаи. Например, отказ в выдаче визы на выезд за границу, решения общих собраний общественных объединений, ВАК (Всероссийской аттестационной комиссии) в защите диссертации и т.д. Не ограничен и круг лиц, могущих подать жалобу. По смыслу Закона РФ от 27 апреля 1993 г. жалоба подлежит рассмотрению в срок до одного месяца. Жалоба подается в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, на действия которого подана жалоба. Необходимо отметить, что с 1988 г. рассмотрение анонимных жалоб не производится. Закон от 27 апреля 1993 г. распространяется и в отношении государственных служащих. Обжалованию подлежат действия (решения) в том числе и предоставление информации, ставшей основанием для совершения действий, в результате которых:

  • а) нарушены права и свободы граждан;
  • б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав;
  • в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, имеет право обжаловать не только действие, но и бездействие вышеуказанных лиц. Законом предусмотрено, что не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда (например, в 1995 г. Конституционный Суд по жалобе граждан РФ указал, что отсутствие свыше 6 месяцев на занимаемой муниципальной жилплощади не может быть основанием для лишения человека права проживать на указанной жилплощади. Таким образом была фактически отменена ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, на основании которой граждане, в отношении которых вступил в силу приговор суда, лишающий их свободы на срок свыше 6 месяцев, подлежали выписке и лишению жилья. Не могут быть обжалованы действия и решения, в отношении которых законодателем предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Вышеупомянутый Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Другими словами, гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему органу в порядке подчиненности. Орган (должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в месячный срок. Существует альтернативная подсудность - гражданин может подать жалобу либо в суд по месту жительства, либо по месту, либо по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в определенные сроки: в течении 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности данного служащего, вплоть до увольнения. По смыслу Закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Такое право Законом не предусмотрено. Например гражданин Минин В.Ю. пожаловался на неправомерные действия коллегиального органа - Правительства РФ. Суть дела состояла в том, что в Постановлении Правительства "Об утверждении правил сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений" содержалась норма, по которой похищенное водительское удостоверение невозможно было восстановить без сдачи экзаменов. Истец возражал на том основании, что указанное Постановление противоречит Конституции страны (ст. 55), в соответствии с которой права и свободы гражданина могут быть ограничены только Федеральным Законом; а само Постановление противоречило Федеральному закону "О безопасности дорожного движения". В соответствии с этим В.Ю. Минин просил признать Постановление Правительства РФ незаконным. Рассмотрев дело по существу Верховный Суд РФ пришел к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению на том основании, что "Правительство РФ фактически ограничивает права граждан, которые принадлежат им в соответствии со ст. 27 ФЗ "О безопасности дорожного движения", как уже получившими право управления транспортными средствами в результате сдачи квалификационных экзаменов и выполнения требований закона. Законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного)". Рядовой гражданин оспорил постановление высшего органа исполнительной власти - Правительства РФ, на равных с представителями Правительства отстаивал в судебном заседании свою позицию, и его аргументы были признаны судом более весомыми, чем возражения правительственной стороны. Правительство беспрекословно подчинилось решению суда и внесло необходимые изменения в свое Постановление.

Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействительными в соответствии со ст. 191-197, 239 ГПК РСФСР. Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и по запросам судов проверяет конституционность самого закона, применяемого в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу. Нормативные акты не могут быть обжалованы в арбитражном суде. Следует отметить, что законы или иные нормативные акты РФ, издаются во многих субъектах Федерации. Так, из 89 субъектов Федерации их Уставы (Конституции) только в двух случаях соответствовали российской Конституции; из 44 тысяч правовых актов субъектов РФ, поступивших в Министерство юстиции РФ, менее половины соответствует Конституции страны. Например, в Ивановской области в 1997 г. был принят Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которым вводилась административная ответственность в отношении граждан и юридических лиц за действие (бездействие), не предусмотренные КоАП РСФСР. Одновременно этим же законом органам гражданской обороны неоправданно предоставлялось право наложения административных взысканий. Данное положение Закона было отменено по требованию прокурора области. Глава администрации поселка Светлополянск Самарской области обязал всех граждан, проживающих в поселке, предоставить справки о прохождении медосмотра, флюорографии и анализов на СПИД. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании нормативных актов противоречащими закону" даны разъяснения о том, какие акты носят нормативный характер, что отличает их от индивидуальных нормативных актов.

К нормативным актам относятся акты, устанавливающие правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Требование о признании незаконным оспариваемого акта, отвечающего признакам нормативного, вне зависимости от того, кем оно было заявлено (физическим или юридическим лицом, или гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя), рассматривается в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном.

Примером данного положения может являться обжалование индивидуальным частным предпринимателем определения Оренбургского областного суда о прекращении производства по жалобе на распоряжение заместителя главы администрации Оренбургской области "О налогообложении". Прекращая производство по делу областной суд исходил из того, что дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила из текста обжалуемого распоряжения его нормативный характер и отменила данное определение на том основании, что данный документ не относится к числу актов, указанных в ст. 22 АПК РФ. Судебная коллегия признала, что заявленное требование частного предпринимателя подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Российской Конституцией предусмотрено наличие института Уполномоченного по правам человека, который рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, в которых гражданами усматривается нарушение их прав. Порядок рассмотрения таких жалоб специфичен. Он рассматривает жалобу только в том случае, если заявитель уже обжаловал соответствующее решение в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по жалобе. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Существуют определенные реквизиты жалобы, которые должны быть учтены при ее составлении и подаче. Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять ее к рассмотрению, передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу, отказать в принятии жалобы. Надо сказать, что этот институт является абсолютно новым и когда его возглавлял С.А. Ковалев, то о деятельности этого института много писали в средствах массовой информации и юридических изданиях; с назначением на этот пост А.Н. Миронова информация прекратилась, во всяком случае, никаких отчетов о деятельности Уполномоченного по правам человека за последние 2 года найти не удалось. Уполномоченный, выявив нарушение прав и свобод гражданина, принимает меры к их восстановлению. Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе и жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами. Причем, речь идет именно о гражданах страны. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений. Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц и т.д.Как исключение специальное право обжалование военнослужащих закреплено Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 г. Военнослужащие вправе на основании этого Закона обращаться в военные суды с жалобами на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Подавляющая часть таких жалоб связана с несвоевременной выплатой зарплаты, т.е. денежного и вещевого довольствия, с отказами органов местного самоуправления в предоставлении жилья и других положенных льгот. Например, группа военных пенсионеров обратилась в суд, чтобы обжаловать Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 г. №790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.ст. 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих". Согласно этому Постановлению право военнослужащих на 50% скидку на пользование квартирным телефоном должно было реализовываться путем возмещения им этих расходов воинскими частями или военными комиссариатами.

В процессе судебного разбирательства Верховным Судом РФ было установлено, что данные льготы являются непосредственно действующими на всей территории РФ и должны финансироваться их бюджета. Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права, но в некоторых случаях бывают исключения. Например, военнослужащий имеет право обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы в порядке подчиненности и в военный суд в порядке, установленном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Специальное право жалобы не поглощает собой общего права обжалования. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод. Однако реальное осуществление права жалобы затруднено для граждан сильной бюрократизацией в их разрешении и отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получением доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного количества времени и денег (пошлина, плата за справки, копии справок и решений и т.д.).

    Общие . Любым гражданином, любым органом, судом.

    Специальные . Ограничены рамками конкретных производств. Например, производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарные взыскания.

Также они бывают:

    Административные. Подаются в государственные органы, в органы местного самоуправления

    Судебные. Подаются в суд.

Порядок подачи и рассмотрения общей и административной жалобы регулируется ФЗ от 2.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Срок подачи общей административной жалобы не установлен (в любое время можно подать).

Общую административную жалобу может подать любой гражданин как в защиту своих интересов, так и в защиту интересов других лиц. Общая административная жалоба подается в государственные (муниципальные органы).

Виды общей административной жалобы:

По форме изложения:

  • Письменная

    Электронная о информационным системами общего пользования (электронную почту, возможно)

Требования к письменной жалобе (обращению):

    В шапке указывается наименование органа, Ф.И.О. должностного лица.

    Указывается Ф.И.О. заявителя, почтовый адрес

    Пишется «жалоба»

    В конце – требование о восстановлении нарушенных прав.

    Личная подпись и дата.

    Если не указана фамилия гражданина и почтовый адрес, то жалоба анонимная, ответ на нее не дается. Однако если в ней есть сведения о преступлении или правонарушении, то она пересылается в компетентный управомоченный орган.

    Если в жалобе присутствуют оскорбления или нецензурная речь, жалоба не рассматривается

    Если содержимое жалобы не поддается прочтению, ответа на нее также не будет

    Если гражданин неоднократно обращался с данной жалобой в государственный орган, и ему неоднократно давались ответы на жалобы, то государственный орган вправе прекратить переписку с этим гражданином (о чем уведомляется гражданин-заявитель)

    Размер ущерба органы власти рассматривать не могут. Это касается уже искового производства.

25.09.2007 Производство по жалобе.

Жалоба подается в тот государственный муниципальный орган, который может разрешить проблему, указанную в жалобе (вопросы, поставленные в жалобе).

Если жалоба подается в некомпетентный орган, то в течение 7 дней со дня регистрации жалобы жалоба пересылается в орган должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать, с обязательным уведомлением гражданина-заявителя.

Если разрешение вопросов относится сразу к компетенции нескольких органов власти, то органом, в который поступила жалоба, делается копия жалобы и отправляется дополнительно в каждый орган, уполномоченный ее рассмотреть.

Любое обращение гражданина, в том числе и жалоба, подлежит регистрации.

В государственном органе, куда она была направлена регистрация производится в течение 3 дней с момента поступления жалобы в государственный орган.

Это действие имеет юридическое значение. Именно со дня регистрации жалобы исчисляются сроки рассмотрения жалобы.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня регистрации жалобы.

В исключительных случаях срок может быть продлен еще на 30 дней, о чем уведомляется гражданин.

Продление срока должно быть обоснованным (например, если требуется дополнительная проверка по жалобе.

Срок подачи жалобы не установлен (в любое время он может подать жалобу, заявление в государственный орган).

После рассмотрения жалобы по существу государственным органом, на нее дается ответ.

Документ подписывается руководителем государственного муниципального управления.

Ответ по жалобе должен быть оформлен в письменном виде, даже в том случае, когда жалоба поступила по информационным системам общего пользования.

Ответ по жалобе отсылается по почтовому адресу, указанному в жалобе.

Граждане должны уметь защищать свои права, интересы и свободы без посторонней помощи. Например, при необходимости писать жалобы на те или иные действия. Это распространенный тип документов, которые не так трудно написать. Достаточно запомнить несколько правил и рекомендаций. В статье будут приведены образцы жалоб и рекомендации по их написанию. О чем должен знать каждый гражданин? Что поможет составить жалобу в том или ином случае?

Определение

Изначально придется понять, о какой бумаге идет речь. Что собой представляет жалоба? Когда она необходима?

Жалобами называют способ защиты законных прав и интересов населения. Обычно документ указывает на какое-нибудь нарушение. Например, на изъяны в работе управляющей компании. Документ будет рассмотрен, а претензии либо удовлетворены, либо признаны никчемными.

Соответственно, жалоба - средство защиты интересов населения. Каждый человек может составить ее при наличии веских оснований. Желательно заранее подготовить доказательства своей правоты.

Форма представления

Развитие информационных технологий привело к тому, что данная бумага может быть подана в электронном виде. Или же ее разрешается распечатывать на принтере. Не обязательно текст претензии писать от руки. Главное, чтобы суть жалобы была изложена на материальном носителе. В электронном или распечатанном виде - это не столь важно.

Типы жалоб

Какими могут быть образцы жалоб? Различают 2 вида этого документа. Принципы составления оных остаются одинаковыми. Разница заключается лишь в том, чьи интересы и права нарушены.

Есть личная (одиночная) жалоба. Она оставляется одним конкретным человеком. На практике к таким претензиям уделяется не слишком много внимания.

Чаще всего имеют место коллективные жалобы. Они указывают на нарушения прав нескольких лиц. Подобная документация привлекает внимание. Зачастую все нарушения после направления коллективной жалобы устраняются.

Куда направлять

А куда подают этот документ? Написать его не составит труда. Отправить и добиться рассмотрения жалобы сложнее. Нельзя точно сказать, какой орган занимается изучением претензий. Все зависит от ситуации.

Например, можно направить данный документ:

  • в управляющую компанию;
  • в ТСЖ или жилищную инспекцию (при вопросах, связанных с жильем и его обслуживанием);
  • компаниям, предлагающим те или иные услуги;
  • торговым сетям (жалобы на обслуживание или товар);
  • судам;
  • прокурору;
  • в Роспотребнадзор.

Чаще всего под жалобами понимаются досудебные разбирательства. Но иногда претензии могут возникнуть в ходе рассмотрения того или иного дела. Тогда это апелляционная жалоба. Образец данного документа будет представлен после изучения всех правил составления бумаги.

О правилах написания

Важно: сегодня в законодательстве РФ нет никаких четких указаний относительно того, как писать претензии и жалобы. Достаточно соблюдать некоторые формальности и негласные рекомендации. Главное, чтобы во внимание принимались общие правила деловых писем.

Образцы жалоб, предложенные вниманию, служат лишь шаблонами. Основной текст документа будет меняться в зависимости от ситуации. Поэтому нельзя назвать данные примеры исчерпывающими.

Среди негласных правил написания жалоб выделяют следующие рекомендации:

  1. У документа должна быть "шапка". Она располагается в правом верхнем углу. Здесь пишут наименование органа, в который направляется документ, данные о руководителе компании (судье/начальнике), сведения о заявителе/заявителях, контактные данные для связи с гражданином.
  2. После "шапки" идет наименование. Оно начинается со слова "Жалоба". Пишется оно с новой строчки, по центру листа.
  3. Под наименованием рекомендуется дописать уточнение. То, по какой причине гражданин выражает свое недовольство. Например, "Жалоба на действия управляющей компании".
  4. Основная часть документа - это связный и краткий, лаконичный рассказ с подробным описанием ситуации. Обязательно прописывать только важные факты.
  5. Доказательства оформляются отдельным списком. Он нумеруется. Список пишут после основного рассказа.
  6. Заключение оформляется в виде просьбы рассмотреть жалобу и принять меры по устранению претензий гражданина.
  7. Весь документ завершается проставлением даты его написания и подписью заявителя/заявителей.
  8. Если необходимо задействовать свидетелей, о них придется сообщить. Личные данные тех, кто может подтвердить происшествие, вместе с контактами для связи оформляют отдельным списком, идущим после перечисления прилагаемых документов.

На этом можно закончить основные требования. Как будет выглядеть жалоба в прокуратуру? Образец этого документа представлен ниже. Важно принять во внимание еще один нюанс: бумага составляется в нескольких экземплярах. Одна копия направляется в тот или иной орган, другая остается у заявителя.

Обращение к прокурору

Предположим, что гражданин решает выразить недовольство бездействием суда по какому-нибудь делу. В таком случае необходимо обращаться к прокурору. Жалоба будет выглядеть так:

"Я, (Ф. И. О. заявителя, паспортные данные), довожу до вашего сведения, что 15.08.2004 года мною был подан иск в суд (сведения о суде). Соответствующий орган бездействует. Он не рассматривает мой иск, не дает никаких ответов и решений. Сроки, отведенные на рассмотрение дела, прошли. Прошу принять меры для устранения данного нарушения".

Это не самый лучший пример, но он имеет место. Аналогичным образом подается жалоба в суд. Образец этого документа будет немного отличаться.

Идем в суд

Как именно? На практике обращение в суд с жалобой встречается не очень часто. Тем не менее оно имеет место. Текст претензии может быть следующим:

"Я, (паспортные данные гражданина и его личная информация с датой рождения), прошу рассмотреть претензию на бездействие жилищной инспекции (сведения о ЖИ). Мною 8.09.2015 г. была подана жалоба на управляющую компанию (данные об УК). Она не исполняет своих обязательств по ремонту многоквартирного дома, находящегося по адресу (координаты). До этого, 23.06.2015 года я обращался в УК для уточнения вопросов, связанных с капитальным ремонтом. Мне не дали никакой информации. Доказательства неоднократного обращения в управляющую компанию и жилищную инспекцию для мирного урегулирования вопроса представлены".

Все проще, чем кажется. Аналогичным образом будет выглядеть образец апелляционной жалобы по делу. Именно его рассмотрением займемся далее.

Апелляционная жалоба

"Я, (сведения о заявителе) прошу рассмотреть мою жалобу на решение суда (данные о суде) № (номер решения). В ходе судебного заседания, проведенного 6.10.2008 г. было принято решение о взыскании с меня денежных средств в размере 15 000 рублей по ипотечному договору № (номер). Я не согласен с решением, так как последний платеж был исполнен в сроки, предусмотренные соглашением. Доказательства прилагаются к настоящей жалобе".

Нами были рассмотрены разнообразные образцы жалоб. Эти шаблоны, как уже можно было догадаться, - основная часть документов. Ничего трудного в составлении данных бумаг нет. Главное, научиться правильно и связно излагать свои мысли.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Типы жалоб

Ко мне приехали делать обыск, а предъявления типа жалоба что у вас где-то есть наркотики показали распоряжение начальника полиции, но я не где не расписывался и до и после обыска прошманали вышли и уехали как быть это законно так или нет и куда идти соседи говорят приедут ещё рас и найдут, меня пугает это, ранее был потерпевшим и посадил группу приступников типа за чистый город тут двигались ломали наркоманов и тех кого ловили за руку.

Действия не законны. Начальник полиции не утверждает постановление на обыск. Обратитесь с жалобой в прокуратуру.

Ко мне пришла проверка по жалобе типо написанной на меня, о том что я продал игрушку лизун-скользун некачественный еще и без чека! Но такого по факту не было так как мы не торгуем ими вобще. Пришла проверка посмотрели, и уволили что в самом деле мы не торгуем ими. Но они просят написать нас обьяснительную. Как ее написать?

Если не торгуете, то нет оснований для увольнения. Так и укажите в объяснительной (ст.192-192 Трудового кодекса РФ), что никаких лизунов не продавали, ими не торгуете, оснований для привлечения к ответственности нет, а покупатель просто перепутал. Пишется в произвольной форме: КОМУ, КОГО, адреса, далее "объяснительная", излагаете суть, число подпись. Если же дошло до увольнения, то подавайте в суд заявление о восстановлении трудовых отношений.

В объяснительной необходимо изложить в простой форме все, что Вам известно по предъявляемому нарушению в соответствии со ст. 193 Трудового кодекса РФ . Если Вы ничего не продавали посторонний това, то напишите, что по данному факту Вам ничего не известно, Вы товар не продавали, покупатель ВАм не известен.

Здравствуйте, Константин. На сколько я понимаю, Вы ИП. По факту случившегося, тот орган, который проводил проверку и должен был отобрать у Вас объяснение. Ну не сделали и ладно. Тогда пишите на имя руководителя органа, проводившего проверку, что в действительности ни когда не осуществляли продаж такого товара, что подтверждается проведенной тем то тем то органом, такого то числа проверкой. Кроме того, хочу добавить, что данный факт могут подтвердить: (и можете указать ФИО продавцов-если есть или других работников) смотря где работаете. Если честно, не очень развернутый вопрос Вы написали. А еще Вы должны были видеть жалобу (ознакомиться с ней), может знаете кто писал и тогда указать, что это наговор тех то тех то, которые допустим являются конкурентами, ну или Вам виднее, кто это был.

Здравствуйте. Обяснительную можете написать в произвольной форме. Изложите ваши доводы. Если вы не продавали лизун, то так и укажите. В любом случае имейте ввиду, что привлечь Вас к ответственности, если Вы не продавали лизун не смогут (ст 14.4. КоАП РФ).

Можете написать в простой письменной форме согласно ст.192 ТК РФ , что продажи не было данного товара. Кроме того потребуйте у проверяющего распоряжение о проверке. Удачи вам и всего хорошего.

Добрый день! В соответствии с трудовым и гражданским кодексом, вы надо написать заявление в кадры и объяснительную, что жалоба написана на вас ошибочно, приложить документы. Все будет хорошо, не переживайте. Также можно подать заявление в полицию о клевете против вас. С уважением.

Здравствуйте. Можете вообще ее не писать, у Вас нет такой обязанности, пусть обращаются в суд и доказывают правомерность своих требований ст. 56 ГПК РФ . Если хотите, то такая объяснительная пишется в произвольной форме. Например, к нам пришла жалоба, что мы продаем игрушку лизун-скользун некачественный и без чека. На самом деле таких изделий в нашем магазине нет и никогда не было. Данный факт подтверждается результатами проведенной проверки. Тем более мы никогда не продаем какие либо товары без чека. Число, подпись.

Вернули с отказом жалобу на действия (бездействия) приставов из суда. Типа надо исковое заявление подавать об отмене ареста... но.. имущество то мое все... что делать... якобы получается нанятые адвокаты-юристы не верно составлии заявления-жалобы.. что дальше теперь... объясните? Пожалуйста...

Здравствуйте! Вы вправе обратиться в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю в установленном законом порядке. Всего Вам доброго!

Добрый день. Иск об исключении из описи имущества Вашего, а не должника - заявляется к ДОЛЖНИКУ, а пристав-исполнитель указывается третьим лицом.

И вот поступило две жалобы на меня от родителей, первая жалоба была от подруги заведующий что то типа «разговаривает по телефону в рабочее время, на личные темы» действительно был разговор но говорила я с родительницой. После чего она мне сказала может тебе написать заявление по собственному, я отказалась. В летний период перевили в другую группу, и снова жалоба от подруги заведующий, что не умываю детей, не проверяю их одежду, снова заведующая подошла ко мне и говорит подумай, это не твоё место, может тебе написать отпуск с последующим увольнением. Я сказала я подумаю. Увольняться не хочу, люблю детишек, бывает конечно что то не получается, так как работаю без опыта. Может она меня уволить сама предписав какую-то статью? Или нужно провести проверку в детском саду без предупреждения? И могу ли я сама попросить проверку, куда то обратиться?

Здравствуйте! Ничего не подписывайте, если исполняете свои обязанности - не могут уволить. Видимо от Вас просто хотят избавиться. Удачи Вам и всего хорошего!

Я являюсь администратором в группе, группа, типа книги жалоб в городе, где каждый может пожаловаться на то что ему не нравится, группа в виде паблика, тоесть люди новость предлагают и я нажимаюопубликовать не читая, или запрограмирую что бы автоматически публиковало предложенные новости. Так вот человек сотрудник больницы написал новость про своего начальника что она тиран итд. но без оскарблений, что невозможные условия. И тут я узнаю что на меня как на админа группы подают в суд, и на всех кто участвовал в обсуждении. Вопрос, по какой статье? Почему на меня? И чем это может грозить?

Доброго времени суток! Вам ничего не грозит - это не Ваших рук дело. Подавайте письменный отзыв на исковое заявление Всего доброго, желаю удачи и всех благ!

"И тут я узнаю что на меня как на админа группы подают в суд" гадать мы не можем, если подадут в суд, то вы или ваш адвокат сможет ознакомиться с делом и после этого будет понятно, по какой статье и т.д., в том числе подумает о юридической защите.

Ситуация такая: женщина подала на меня жалобу в гаи что я типо вчера ехал пьяный и чуть ли не сбил коляску с ребенком. Хотя такого не было. Она подошла начала оочень нецензурно разговаривать со мной. Вопрос самый главный вот в чем. что мне сделает гаи? они ведь не поймали меня. А нас было трое и был человек с правами и трезвый и после ее разговоров криков он сел за руль и мы уехали.

Ничего не будет. Заявительница - не эксперт и определить на глаз, кто пьян, не может.

Не вижу оснований для беспокойства, тем более, что специальные средства, предусмотренные законом для определении степени опьянения не применялись.

Ситуация такая: женщина подала на меня жалобу в гаи что я типо вчера ехал пьяный и чуть ли не сбил коляску с ребенком. Хотя такого не было. Она подошла начала оочень нецензурно разговаривать со мной. Вопрос самый главный вот в чем. что мне сделает гаи? они ведь не поймали меня. А нас было трое и был человек с правами и трезвый и после ее разговоров криков он сел за руль и мы уехали. Ответьте онлайн пожалуйста не могу разговаривать по телефону.

Ничего невозможно доказать, поэтому не о чем переживать.

Если пригласят в ГИБДД ничего не признавайте, какие давать пояснения обговорите с тем, кто был за рулем. Ничего не будет.

Здоавствуйте, Диагноз нца по кадиональному типу, есть жалобы на здоровье, при физ нагрузках становится плохо, спать ночью не могу из-за сильного сердце биения, с таким диагнозом можно написать рапорт на ВВК?

Можете писать, а врачи и определят что с вами

Надо ли гос. пошлину за подачу частной жалобы в апелляционном порядке (Локтева вернула апп. типа срок пропущен)

нет не нужно госпощлину

В этом случае госпошлина не уплачивается

Есть врожденный порок сердца. Нцд по гипертоническому типу поставили, без моих на то жалоб. Проходил комиссии как в военкомате так и при поступлении на учебу в БЮИ МВД РФ. Везде был годен. Поработал в милиции 5 лет, военкомат после увольнения вцепился клещами. Мол годен и иди служи. Отказался. В итоге поставили категорию В. это было все до 2010 г. Сейчас решил служить по контракту. Как статью В поменять на Б. очень надо. Проблем со здоровьем не ощущаю. Заранее благодарю.

Пройдите полное обследование в кардиологии. Если есть скрытый врожденный порок сердца и, скорее всего, еще и приобретенная кардиомиопатия, то служить Вам нельзя. В одну секунду можете упасть и никто Вам помочь не сможет.

Свёкру приезжали менты с панятыми и с постановлением на обыск, типо на него поступила жалоба от неизвестной всем гражданки, что он украл у неё телефон. Постановление выписано в декабре, а приехали они сейчас так как были праздники и они знали, что его нет дома, что он на заработках. Когда они прошли в дом, то сразу сказали-ты же наверное догадываешься почему мы именно приехали, сам всё отдашь? Он вынес им ружья и отдал. Они сказали, из-за обычных ружей мы бы не поехали, нас другое интересует и пошли обыскивать дом. нашли НАРЕЗНОЕ РУЖЬЁ и сказали что именно за ним мы и приезжали, типо соседи подсказали что у него есть. Составили протакол и понятые и все подписали. Сказали, что будет суд. ВОПРОС, ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ И ЧЕГО ЕМУ ЖДАТЬ? я в инете почитала, что это лишение свободы от 3-5 лет со штрафом.

"... ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ И ЧЕГО ЕМУ ЖДАТЬ? ... " Будет обыкновенная юридическая процедура производства по уголовному делу. Ждать извещения о явке. :sm_bk:

У нас общежитие блочного типа. Проживает 6 семей. Одна из семей написала жалобу в основание, что у нас загроможден общий коридор. Но это не совсем так. Выход на аварийный выход не закрыт-свободный доступ к нему. Они ведут аморальный образ жизни, бросают ребенка самого дома (ребенку 5 лет, он болен ДЦП), папа постоянно приводит людей с улицы, пьет, пользуется чужим имуществом, без разрешения. Что нам делать, нам грозит штраф за выставленную в коридоре обувную полку и стиральную машинку.

Заперечувати обставини наведені в скарзі. Почитати положення про порядок проживання в гуртожитку. Можливо і дійсно розміщення будь-яких речей в коридорі заборонено.

Что должен написать ответчик (какой тип документа) на апелляционную жалобу истца на определение арбитражного суда и в какие сроки?

Задачи не решаем.

возвражения должен написать срока определенного нет, он должен быть такой, что вы до заседания направили их стороне и в суд, и они успели ознакомиться до заседания. в противном случае вручать возражения в самом заседании и пояснять что времени на их подготовку и отправку было мало, и изложить суть возражений

Мы с женой писали жалобу на энэргосбыт пришёл ответ типа всё хорошо платите. Как написать в суд (жалобу или ещё что-то?)

Эдуард, вы можете обратиться в суд с иском о защите прав потребителей. Но чтобы вам помочь, необходимо смотреть отказ, он у вас на руках?

Жена написала жалобу в полицию что типа я ее избил. Ударил по голове... В полиции сказали что дело отправят в мировую. Я дал пашечину из за того что она не разрешает мне видется и без моего согласия хочет увести на родину и оставит там. У нас есть вид на жительство. Чем мне это грозит.

Аннулированием вида на жительство и депортацией.

Директор хочет меня уволить. Типо не выполняю обязанности, кто-то ей звонил с жалобой на меня - хотя я думаю это чушь полная. Она не доплатила мне 8300 рублей к основному окладу по заработной плате за февраль мксяц, называла меня постороннему человеку чудиком и рассказала сцену из моей личной жизни. Хотя у меня есть минус: долг за общежитие, но я с заработной платой заплачу и получается прогул 1 день в субботу - по договору думал, что выходной! Но не могу найти где это прописано! (что делать? Она победит?

Добрый день. Обратитесь с жалобой в ГИТ и в прокуратуру

Готовлю жалобу главврачу на мед. работников (мед. сестру и врача). К какому типу ответственности их можно требовать привлечь: дисциплинарному, административному или какому-то другому? Спасибо!

Аурелия, прежде чем привлекать к ответственности разберутся в данном вопросе. установят виновного (если его нет, откажут в привлечении сотрудников) то что вы пишите жалобу не означает что всех и сразу без разборов начнут наказывать.

Я написал апелиционную жалобу в моск обласной суд адвокат мне скозал что решение по маей жалобе типа уже расмотрен и можно не ехать на засидание так ли это.

А Вы на сайте мособлсуда посмотрите и всё станет ясно!

Здравствуйте. Данную информацию вы можете проверить или на сайте или в канцелярии Мособлсуда.

И ЕЩЕ! Сегодня они подали ответную жалобу частного обвинения по ч.1 ст.116 УК рф, типа Вика ударила одну из девушек ногой в живот и на это у них 3 свидетеля (муж, бабушка и подруга). Акта СМО у них нет. Все обвинение основано лишь на словах их свидетелей. ВОПРОС: этого дстаточно чтобыосудить Вику? И еще... как результат судебного решения по частной жалобе к ним повлияет на судьбу их встречной жалобы в отношении Вики? Тоесть, если их осудят за побои, нанесенные Вике, то с их стороны уже будет обсурдом продолжать обвинения по своей жалобе к Вике о побоях? ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

Они должны это доказать. При защите необходимо ставить следующие вопросы: 1. Почему не обратились к участковому? 2. Почему не обратились к врачу (судмедэксперту)? Заявтите, что целью подачи жалобы частного обвинения данной гражданкой является попыткой уклонения от угшоловной ответсвенности, что является злоупотреблением права на защиту.

Могу ли я подать надзорную жалобу вер. суд рф если пол года прошло как лишили прав. Лишили прав типо покинул место дтп в.г. казань. Я обжаловал ришение гаи как меня уже лишили раньше не смог обжаловать не довали постанавление на руки. Сделал нез. экспертизу после этого якобо потирпевший написал заяв-я через натариус что повриждения получил ни от моей машины. Первый адвокат соврал что он отправил жалобу вер. суд р.т. так прошло 2 месяца. Второй адвокат казанский опытный юрист написал жалобу мировой суд г. наб. челны по месту моего жительства чтоб отменили решение. Судья сказала что у меня юрист тупой так прошло 3 месяца. Сам написал надзорную жалобу вер. суд рт там оставили без изминения. Что можно сделать. У нас в татарии бесполезно правду доказать. Я лишенный час который покинул место дтп который не было. Помогите пожалуйста РУСЛАН.

Здравствуйте уважаемый Руслан! Не ломайте себе голову. Уже ничего нельзя сделать, срок прошел! С уважением, адвокат г. Казани Усманов Ринат Маратович.

Ожалоение решений мирового суда возможно только такое 1. апелляция срок 1 месяц в районный или у вас городской суд 2. кассация в срок 6 месяцев в Президиум вышестоящего суда. Решения мировых судом не обжалуются в Верховный суд РФ

В ВС жалобу можно писать в течении 6 месяцев с момента как постановление вступило в законную силу. Отщитывайте от штампика о вступлении. Если 6 мес. прошли - ничего сделать нельзя.

Подал надзорную жалобу, в суде ее посмотрели и определение судья вынес, что рассматривать типо нечего. Верно ли это, почему заседания не было, я даже не высказалась и как судья там за дверью смотрел и смотрел ли непонятно, почему так без заседания все? можно ли дальше куда-то обжаловать кассацию? Спасибо.

Уважаемая, Мария Андреевна! действительно в нашей стране такое возможно. Посмотрите, ожалуста, статью 381 Гражданско-процессуального кодекса. там говорится, что Судьи, указанные в статье 380.1 настоящего Кодекса, изучают надзорную жалобу или представление прокурора по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорной жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве. 2. По результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение: 1) об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорная жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции; 2) о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Вы имеете возможность, есдли жалоба была не на решение мирового судьи, обратиться в Верховный суд с жалобой. Бывает такое, что там пересматривают решения. Удачи!

Вы иметет право обжаловать решние суда в порядке надзора в вышестоящий суд,в плоть до Европейского суда по правам человека. Бюро

Мария Андреевна! Не удивляйтесь нашим судам! Они ведь независимы порою даже от закона! Хотите поработаем, сканируйте решения и иски шлите, будем проверять и добиваться истинного положения дел........ С ув.А.Н.