Что такое мораторий на кредит. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов в банке: Что это

6.2. мораторий на удовлетворение требований кредиторов

Одна из основных особенностей деятельности должника в период внешнего управления - мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Предоставление моратория может рассматриваться как значительная льгота, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника.

Мораторий представляет собой отсрочку в исполнении определенных обязательств, т. е. в течение внешнего управления должник получает законную возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, не исполняя обязательств. Он распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Иными словами, требования кредиторов, включенных в реестр, откладываются на период проведения внешнего управления.

В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. В то же время организации-должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:

о взыскании задолженности по заработной плате;

истребовании имущества из чужого незаконного владения;

возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

возмещении морального вреда;

взыскании задолженности по текущим платежам. Мораторий не распространяется на требования о взыскании

задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Пени и штрафы за неисполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом. На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не надо. В то же время п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве требует начислять проценты на такие обязательства. Проценты на суммы требований кредиторов каждой очереди начисляются с момента введения внешнего управления. Начисление процентов прекращается в следующих случаях:

S арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кредиторами;

s требования кредиторов удовлетворены должником или третьим лицом в ходе внешнего управления;

S должник признан банкротом и открыто конкурсное производство.

Размер процентов определяется исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Однако по соглашению внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления.

Начисление процентов отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 60. 66, 67, 76 - начислены проценты».

Следует сказать, что эти проценты, согласно п. 1 ст. 265 НК РФ, относятся к внереализационным расходам. Это значит, на их сумму можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.

На сумму требований уполномоченного органа начисляются пени, сумма которых не уменьшает базу, облагаемую налогом на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ). Отражая пени в бухгалтерском учете, бухгалтер делает такую проводку: «Дебет счета 99 Кредит счета 68 - начислены пени».

Пункт 2 ст. 61 НК РФ допускает изменение сроков уплаты налогов в порядке, который установлен гл. 9 «Изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени» НК РФ. Организация, которая находится на грани банкротства, может перенести уплату налога на более поздний срок с помощью:

J отсрочки;

S рассрочки;

S налогового кредита.

Таким образом, в том случае, если организации будет предоставлена отсрочка, рассрочка или налоговый кредит, она может приостановить платежи в бюджет и при этом избежать санкций.

Если организации разрешено перенести сроки уплаты налогов, на сумму налоговой задолженности начисляются проценты. Если организации-должнику предоставлена рассрочка или отсрочка, для их расчета берется "/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. А если организации предоставлен налоговый кредит, то процентная ставка по нему равна ставке рефинансирования Центрального банка РФ. В учете при этом производится следующая запись: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 68 - начислены проценты».

При расчете налога на прибыль эти проценты можно включить в состав внереализационных расходов. В Законе о банкротстве 2002 г. реализована нейтральная концепция моратория. В соответствии с ней с момента введения внешнего управления исполнение требований приостанавливается, а начисление санкций, предусмотренных законом или договором, прекращается. Это, безусловно, служит интересам должника, позволяя ему функционировать, не расплачиваясь по старым долгам.

При этом начинается начисление на сумму основного долга процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Следовательно, кредиторы могут по окончании моратория претендовать на удовлетворение требований в части основного долга и процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, что служит интересам кредиторов. Таким образом, в отличие от двух предыдущих этапов в ходе внешнего управления организация осуществляет только текущие платежи, т. е. платежи (в том числе налоговые), срок исполнения которых наступил после введения моратория.

Особенности современной рыночной экономики предполагают неизбежное вступление всех сторон рыночных взаимоотношений в условия кредитования или приобретения кредита. Этот вариант, когда одна из сторон дает определенную сумму денежных средств на пользование другой стороне, делает возможным нормальное функционирование той или иной организации, которой необходим постоянный оборот средств. В свою очередь кредиторы тоже получают определенное вознаграждение в виде процентных отчислений от суммы займа. Но не всегда у должника получается вовремя и в строго отведенные сроки выполнить взятые на себя обязательства. В таком случае ему грозит судебное разбирательство с привлечением к административной ответственности, для чего кредитор обязан подать в суд исковое заявление. Однако иногда бывает мораторий на удовлетворение требований кредиторов, который является одним из традиционных средств их несостоятельности. Цель данного официального документа состоит в сбережении имущественных активов должников.

Что такое мораторий на удовлетворение требований кредиторов?

Смысл моратория состоит в приостановлении выполнений должниками имеющихся у них обязательств в денежной форме. То же самое касается и обязательств по уплате обязательных платежей, в частности, налогов. Наряду с этими действиями, мораторий помогает в прекращении тех мер, которые направлены на обеспечение требований кредитора. Должник не имеет права самостоятельным образом выполнять взятые ранее на себя денежные обязательства.

Процедура введения моратория приводит к определенному ограничению гражданских прав кредиторов, которые главным образом касается денежных обязательств.

Законодательно принята процедура регулирования моратория как официального процесса, соответствующего ограничению гражданских прав в допускаемой Федеральным Законом № 40 «О несостоятельности кредитных организаций» степени. Эта мера напрямую призвана способствовать восстановлению способности должника заплатить по своим долгам. Более того, данные меры направлены на защиту частных и публичных интересов, которые тем или иным образом вовлечены в . Запрещенное самостоятельное погашение должником неисполненных обязательств в денежной форме не позволяет кредитору в судебном порядке потребовать взыскания задолженности в принудительном порядке.

Согласно пункту 6 статьи 12 Закона, расчеты с кредиторами производятся по определенному плану управляющим санацией и осуществляются без каких бы то ни было ограничений. Если же до утверждения плана санации управляющий проведет расчеты с кредиторами, это будет считаться нарушением моратория.

В момент действия моратория неустойка в виде штрафов, пеней и других финансовых санкций начисляться не имеет права, вплоть до того момента, когда, по необходимости, будет возбуждено дело о банкротстве. А неустойка, начисленная еще до введения моратория, не будет являться объектом правового регулирования отношений, касающихся несостоятельности должника, и предъявлена может быть только после того, как дело о банкротстве будет закрыто. Но несмотря на этот факт, Закон не исключает возможности списания неустойки, равно как и всей задолженности или же рассрочки платежа, посредством заключения мирового соглашения. Оно представляет собой обоюдные уступки со стороны и кредитора, и должника, направленные на урегулирование возникшей спорной ситуации мирным путем. С момента полной ликвидации должника, согласно статье 51, определяющей , и статье 52 о , неустойка по невыплаченным долгам включается в список объектов правового регулирования отношений несостоятельности. Для ее оплаты предусмотрена шестая очередь.

Процедура банкротства и ее влияние на мораторий на удовлетворение требований кредиторов

Мораторий отличается некоторыми особенности в зависимости от настоящей процедуры банкротства. Если дело касается процедуры распоряжения имуществом в период до официальной публикации информации о возбуждении дела по случаю банкротства, то мораторий распространится только на те денежные обязательства, сроки исполнения которых наступили до момента возбуждения дела. Публикации в газете или в каком-то другом средстве массовой информации подталкивает к необходимости обратиться в течение месяца в хозяйственный суд, имеющий отношение к этому делу кредиторов. Причем абсолютно всех, независимо от наступления срока исполнения обязательств.

Требования кредиторов, обратившихся в суд, в официальном порядке включают в реестр всех требований. И уже с данного момента может быть осуществлен только в порядке, установленном Законодательством, а не в указанные ранее сроки исполнения обязательств по долгу. Действия моратория согласно такому порядку будут распространяться исключительно на внесенные в реестр требования. И в случае несвоевременного обращения кредитора в суд, другими словами, когда он опаздывает со своим исковым заявлением, он потеряет законное право получения своего долга по предусмотренной процедуре банкротства. И оставшиеся у должника перед данным кредитором денежные обязательства будут считаться недействительными, то есть не требующими исполнения.

После того как должник будет признан банкротом, абсолютно все требования по имеющейся на данный период задолженности должны предъявляться только в пределах процедуры по ликвидации. Данные требования тоже включаются в реестр и должны быть оплачены вместе с остальными кредиторами. В то же время статья 31 не имеет никаких ссылок на выполнение тех требований кредиторов, которые не были предъявлены в хозяйственный суд и, соответственно, не были включены в реестр. Со вступлением моратория в силу на текущую задолженность перестают начисляться всевозможные штрафы, пени и другие экономические санкции по неустойке. Проценты по ставке на задолженности банкам или другим организациям, имеющиеся до возбуждения дела и в момент его ведения, тоже прекращают начисляться.

Случаи, которых мораторий на удовлетворение требований кредиторов не касается

Если дело касается , то мораторий по нему не вводится. Потому что суд сразу же после того, как принимает заявление о возбуждении дела, касающегося банкротства, выносит постановление, по которому должник признается банкротом. И, согласно статьям 51 и 52, открывается ликвидационная процедура.

Отличают несколько видов требований кредиторов, на которые не распространяется действие моратория. К таким пунктам относятся.

  • заработная плата;
  • авторское вознаграждение;
  • алименты;
  • возмещение причиненного здоровью или жизни граждан вреда;
  • требование, касающееся текущей задолженности.

Мораторий приостанавливает исполнение того объема денежных обязательств, срок исполнения которых имел место еще до возбуждения дела о банкротстве должника. Когда же дело касается текущих кредиторов, то в этом случае денежные обязательства появляются уже после того, как в суде было возбуждено дело о банкротстве. Это подтверждает то, что требования кредиторов остаются свободными.

Если суд вводит мораторий, то он сразу же приостанавливает исполнение имеющихся у должника денежных обязательств как мирными средствами, так и в принудительном порядке. Факт введения моратория указывается в определении суда. И главной целью, к которой государство идет, вводя в силу мораторий, является необходимость сохранить ликвидную массу должника.

В большом количестве случаев должник старается погасить имеющиеся долги перед кредитором до того момента, как факт несостоятельности будет опубликован в официальном печатном издании. Если же должник не делает это, то в последующем он не имеет возможности быстро закончить дело о своем банкротстве, ведь сразу же после публикации появляются остальные кредиторы, требующие в судебном порядке разрешить сложившуюся проблемную экономическую ситуацию. Но суд слепо не доверяет данным кредиторов. Проводя подготовительное заседание, им окончательно выясняется степень обоснованности и подтверждения бесспорных денежных требований кредитора на данный конкретный момент.

Мораторий и его зависимость от того, кто инициировал банкротство

Ценность моратория относится к должникам, так как они имеют возможность в период действия моратория накопить денежные средства. Согласно этому, некоторые юристы предлагают дифференцировать момент введения моратория, который ставится в зависимость от субъектов, инициировавших процедуру банкротства.

Если дело о банкротстве организации, имеющей долг, инициировано самим должником, то считается правильным вводить мораторий в момент возбуждения данного дела. В том случае когда дело о банкротстве возбуждается по инициативе кредитора, мораторий предлагают вводиться в момент публичного объявления о данном факте в любом официальном издании средств массовой информации.

Мировое соглашение на данном этапе процедуры распоряжения имеющимися средствами заключать нельзя, так как оно само по себе является тем глобальным официальным документом, который охватывает всех кредиторов компании-должника, которые являются миру, то есть суду, только после того, как факт банкротства опубликуют в газете. Только после этого действия (публикации) возможно приступить к оформлению мирового соглашения. В этой связи порядок процедуры отзыва заявления кредитора будет напрямую связан с введением моратория. Поэтому должник не должен иметь никаких ограничений в погашении своего долга, как со стороны распорядителя имуществом, так и со стороны кредитора. Сделать это нужно до появления новости в прессе.


[Закон «О банкротстве»] [Глава VI] [Статья 95]

1. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей.

2. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи:

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления.

Соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей такими размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке, установленном статьей 121 настоящего Федерального закона. Если такое удовлетворение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

4. Утратил силу.

5. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда, о возмещении морального вреда.


1 комментарий к записи “Статья 95 Закон о Банкротстве. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов”

    Статья 95. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

    Комментарий к статье 95

    1. Необходимое условие восстановления платежеспособности должника — приостановление исполнения его денежных обязательств, включая погашение долгов перед контрагентами, уплату налогов и других обязательных платежей. Такое приостановление исполнения денежных обязательств какого-либо субъекта (или каких-либо субъектов) в силу прямого указания закона принято называть мораторием. Во время действия моратория не начисляются санкции за просрочку исполнения, не могут быть взысканы с должника убытки, вызванные мораторием, приостанавливается течение срока исковой давности.
    2. Нормативные положения, определяющие правовой режим моратория по Закону о банкротстве, во многом идентичны положениям Закона о банкротстве 1998 г. (ст. 70). Но есть и отличия, которые, однако, не бесспорны. Так, к числу тех требований, на которые не распространяется мораторий, законодатель отнес теперь требования о возмещении морального вреда, которые не были предусмотрены Законом о банкротстве 1998 г. (п. 5 ст. 70). Компенсация морального вреда в отличие от возмещения убытков не носит восстановительного характера. Не случайно ст. 151 ГК РФ названа «Компенсация морального вреда», в ней не используется понятие «возмещение вреда». Назначаемые судами суммы компенсации морального вреда могут быть достаточно крупными, их выплаты могут изменить финансовое положение организации-должника. Поэтому вряд ли оправданно выведение из сферы действия моратория требований о компенсации морального вреда.
    С другой стороны, совершенно неясно, почему в п. 5 комментируемой статьи не указаны требования о взыскании задолженности по алиментам (в п. 5 ст. 70 Закона о банкротстве 1998 г. требования о взыскании по алиментам были указаны). Следовало бы исправить этот недостаток и указать требования о взыскании задолженности по алиментам в числе требований, на которые мораторий не распространяется. Нельзя в связи с этим не отметить, что в комментируемой статье дважды Федеральными законами от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» <1> и от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вносились изменения и дополнения, но предложения, высказываемые автором комментария к настоящей статье <2>, не были приняты во внимание законодателем.
    ———————————
    <1> См.: СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.
    <2> См.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2003. С. 202 — 203.

    3. За изъятиями, установленными в п. п. 2 и 5 комментируемой статьи, мораторий распространяется на все денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей; в частности, исполнительное производство по взысканию задолженности по текущим платежам не приостанавливается <1>.
    ———————————
    <1> См.: пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 58 «О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя» // Вестник ВАС РФ. 2009. N 9. С. 99.

    Согласно п. 3 комментируемой статьи мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Распространение моратория на такого рода убытки дает внешнему управляющему возможность определять, какие договорные обязательства должника следует исполнять, а от исполнения каких целесообразно отказаться, не ухудшая при этом финансовое положение должника.
    4. В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что на период моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу решений суда по имущественным взысканиям. Но мораторий не распространяется на исполнительные листы по ряду требований, которые выведены из-под действия моратория (они перечислены в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи), при условии, что исполнительные документы выданы на основании решений суда, вступивших в законную силу до введения внешнего управления.
    5. В Законе о банкротстве более подробно регламентированы вопросы начисления процентов годовых на суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Проценты годовые начисляются в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на дату введения внешнего управления. Но по соглашению внешнего управляющего с конкурсным кредитором размер процентов может быть снижен или сокращен период их начисления. Конкурсные кредиторы могут пойти навстречу деловым предложениям внешнего управляющего, тем более что суммы начисленных процентов годовых не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсным кредиторам на собрании кредиторов.
    Из контекста комментируемой статьи вытекает, что возможность уменьшения процентов по соглашению с внешним управляющим распространяется и на задолженность должника по налоговым и другим обязательным платежам.
    6. В первоначальной редакции комментируемой статьи содержался п. 4, согласно которому правила, предусматривавшиеся п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, не применялись к денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Тем самым мораторий не распространялся на денежные обязательства и обязательные платежи, которые «возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления». Эта формулировка значительно сужала круг требований, подлежавших удовлетворению в период внешнего управления, по сравнению с редакцией п. 4 ст. 70 Закона о банкротстве 1998 г., в котором речь шла об обязательствах, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Такая регламентация создавала неопределенность и усложняла решение вопросов, связанных с применением моратория. Поэтому вполне обоснованно положения п. 4 комментируемой статьи были признаны утратившими силу согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Одна из основных особенностей деятельности должника в период внешнего управления - мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Предоставление моратория может рассматриваться как значительная льгота, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника.
Мораторий представляет собой отсрочку в исполнении определенных обязательств, т. е. в течение внешнего управления должник получает законную возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, не исполняя обязательств. Он распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Иными словами, требования кредиторов, включенных в реестр, откладываются на период проведения внешнего управления.
В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. В то же время организаиии-должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:
о взыскании задолженности по заработной плате;
выплате вознаграждений по авторским договорам;
истребовании имущества из чужого незаконного владения;
возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
возмещении морального вреда;
взыскании задолженности по текущим платежам.
Мораторий не распространяется на требования о взыскании
задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.
Пени и штрафы за неисполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом. На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не надо. В то же время п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве требует начислять проценты на такие обязательства. Проценты на суммы требований кредиторов каждой очереди начисляются с момента введения внешнего управления. Начисление процентов прекращается в следующих случаях:
^ арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кредиторами;
^ требования кредиторов удовлетворены должником или третьим лицом в ходе внешнего управления;
^ должник признан банкротом и открыто конкурсное произ-водство.
Размер процентов определяется исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Однако по соглашению внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления.
Начисление процентов отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 60, 66, 67, 76 - начислены проценты».
Следует сказать, что эти проценты, согласно п. 1 ст. 265 НК РФ, относятся к внереализационным расходам. Это значит, на их сумму можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.
На сумму требований уполномоченного органа начисляются пени, сумма которых не уменьшает базу, облагаемую налогом на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ). Отражая пени в бухгалтерском учете, бухгалтер делает такую проводку: «Дебет счета 99 Кредит счета 68 - начислены пени».
Пункт 2 ст. 61 НК РФ допускает изменение сроков уплаты налогов в порядке, который установлен гл. 9 «Изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени» НК РФ. Организация, которая находится на грани банкротства, может перенести уплату налога на более поздний срок с помощью:
^ отсрочки;
У рассрочки;
^ налогового кредита.
Таким образом, в том случае, если организации будет предоставлена отсрочка, рассрочка или налоговый кредит, она может приостановить платежи в бюджет и при этом избежать санкций.
Если организации разрешено перенести сроки уплаты нало-гов, на сумму налоговой задолженности начисляются проценты. Если организации-должнику предоставлена рассрочка или отсрочка, для их расчета берется "/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. А если организации предоставлен налоговый кредит, то процентная ставка по нему равна ставке рефинансирования Центрального банка РФ. В учете при этом производится следующая запись: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 68 - начислены проценты*.
При расчете налога на прибыль эти проценты можно включить в состав внереализационных расходов. В Законе о банкротстве 2002 г. реализована нейтральная концепция моратория. В соответствии с ней с момента введения внешнего управления исполнение требований приостанавливается, а начисление санкций, предусмотренных законом или договором, прекращается. Это, безусловно, служит интересам должника, позволяя ему функционировать, не расплачиваясь по старым долгам.
При этом начинается начисление на сумму основного долга процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Следовательно, кредиторы могут по окончании моратория претендовать на удовлетворение требований в части основного долга и процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, что служит интересам кредиторов. Таким образом, в отличие от двух предыдущих этапов в ходе внешнего управления организация осуществляет только текущие платежи, т. е. платежи (в том числе налоговые), срок испол-нения которых наступил после введения моратория.

Еще по теме Мораторий на удовлетворение требований кредиторов:

  1. Формирование реестра требований кредиторов. Первое собрание кредиторов
  2. Определение конкурсной массы и требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс
  3. Прокурор или органы власти должны иметь полномочия по признанию прав кредиторов по обеспеченным залогом обязательствам без дополнительного обращения таких кредиторов с иском в судебные инстанции
  4. Необходимо четко определить процессуальные нормы и требования к содержанию как искового требования властей, так и ответного заявления владельца активов

В процессе банкротства компании участвуют все займодатели. Они официально предъявляют свои финансовые претензии к организации-банкроту, включаются в реестр требований и ожидают погашения задолженности в порядке очерёдности. Однако в определённых обстоятельствах может быть введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов. На какие статьи распространяется его действие, и когда он заканчивается? Поговорим об этом ниже.

Что такое мораторий на удовлетворение требований кредиторов?

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов — документ, который призван защищать имущество должников банка. При невыплате займа в срок финансовое учреждение может потребовать выполнения обязательств в судебном порядке. Мораторий является подтверждением несамостоятельности должника. Это гарант приостановления имеющихся денежных обязательств. Документ ограничивает права банка касательно возвращения ему долга.

Простым языком, данная процедура являет собой право на отсрочку платежей по обязательствам. Она относиться к разряду страховых случаев. С момента её введения организация приостанавливает все платежи и операции кроме текущих. Во время действия закона внешний управляющий оценивает активы компании или банка, возможности выплаты по всем требуемым статьям.

Мораторий является подтверждением несамостоятельности должника.

Введение

Введение меры обусловлено необходимостью восстановления способности лица оплатить имеющиеся долги. В этом случае, кредитор не имеет права подать в суд с целью возврата средств. С того момента, как вводится эта мера, и вплоть до её прекращения:

Статьи, на которые распространяется и не распространяется мораторий

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на:

  • Обязательства и платежи, вводимые до наступления арбитражного управления.
  • Требования банка о покрытии убытков, возникших из-за отказа АУ от выполнения условий договора.

Внешнее управление – это процесс банкротства, вводимый для восстановления платёжеспособности организации. Максимальный срок введения внешнего управления – 18 месяцев. По необходимости, он может быть продлён максимум на полгода.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на:

  • обязательства, появившиеся после признания банкротства;
  • долги, время исполнения которых произошло после введения внешнего управления;
  • требования об изъятии долгов по зарплате, авторские отчисления, возмещение вреда жизни и здоровью, морального вреда;
  • алименты;
  • обязательства по текущим задолженностям. Подразумевается, что мораторий вводится только касательно обязательств, появившихся до инициирования дела о банкротстве. Долги, возникшие во время ведения дела, придется выплачивать.

При упрощённой процедуре банкротства введение моратория не производится. Начинается ликвидационный процесс. При введении моратория исполнение денежных обязательств останавливается мирно или принудительно. Требуется всё это для обеспечения ликвидной массы должника.

Зависимость моратория от лица, инициирующего банкротство

Действие моратория направлено, в первую очередь, на защиту должника. По этой причине его введение может зависеть от того, кто инициировал банкротство. Если это была организация, имеющая долги, то закон обычно начинает действовать с момента возбуждения дела. Если дело заведено по инициативе банка, то закон начинает действовать с момента объявления банкротства в СМИ.

Кредиторам, ожидающим выплат, предоставляется определённая компенсация. В частности, это «мораторный» процент по ставке рефинансирования ЦБ. Нельзя сказать, что подобные начисления выгодны кредиторам, так как ставка уже длительное время составляет менее 15% годовых.

Если было принято решение о переносе сроков оплаты налогов, на объём имеющихся долгов начисляется процент.

При упрощённой процедуре банкротства введение моратория не производится.

Пени и штрафы

Штрафы за неисполнение обязательств могут начисляться только по текущим долгам и тем платежам, которые появились после прохождения процедуры банкротства. Проценты перестают начисляться в следующих случаях:

  1. Арбитражным судом было приято решение о начале выплат кредиторам;
  2. Имеющиеся задолженности оплачены в ходе арбитражного управления;
  3. Была пройдена процедура банкротства и открыто производство в рамках конкурса.

Действие и момент окончания моратория

Пока действует мораторий, арбитражный управляющий имеет возможность в спокойной обстановке просчитать дальнейший план действий. В это время требования кредиторов, которые пошли в суд, включаются в реестр требований. Как попасть в реестр кредиторов . Погашение задолженностей производится в соответствии с , а не по срокам, установленным кредиторами.

После окончания действия закона кредиторами могут быть выдвинуты требования об оплате всех задолженностей в объёмах, установленных до даты введения моратория. Мораторий действует только касательно требований, которые были внесены в реестр.

После признания банкротства все требования по имеющимся задолженностям предъявляются в рамках закона о ликвидации.

В том случае, если кредитор обращается в суд несвоевременно, его требования не могут быть удовлетворены согласно закону о банкротстве. Соответственно, все имеющиеся перед ним долги признаются недействительными.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов имеет следующие цели:

  • стабилизация денежного состояния;
  • предоставление возможности оплаты счётов в дальнейшем;
  • предоставление времени на то, чтобы арбитражный управляющий смог разобраться с кризисной ситуацией и сформировал план по возобновлению платёжеспособности.

Такое право предоставляется на срок до трёх месяцев. За это время, в ходе внешнего управления, должна разрешиться ситуация с кризисным состоянием. После снятия моратория организация обязана выплатить имеющуюся задолженность в соответствующем объёме. Для получения средств кредитору нужно внести свои требования в реестр.