Заявление о преступлении. Заявление о преступлении Заявления о преступлении

Заявление о преступлении - это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении - становится поводом для возбуждения уголовного дела только тогда, когда оно содержит информацию, указывающую на деяние, подпадающее под признаки какого-либо преступленияРыжаков А.П. Уголовный процесс: возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. Тула. 2009, с. 69..

Если заявитель сообщает о деянии, не имеющем признаков преступления, но он считает его таковым, заявление или письмо, тем не менее, должно рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела и должно быть проверено. Так, H.H. Ковтун, исследовавший проблемы поводов возбуждения уголовного дела, приводит следующие данные. "При поступлении в следственное подразделение ОВД заявления (сообщения) о преступлении, по которому органом БЭП не проводилась предварительная проверка, 76,5 % следователей направляют его в службу БЭП для проведения проверки, 15,3 % опрошенных проводят проверку самостоятельно, 36,7 % следователей полагают, что по данной категории преступлений всегда необходимо провести проверку в службе БЭП"9 Ковтун H.H. Неотвратимость уголовной ответственности в стадии возбуждения уголовного дела. Н.Новгород. 2007. С. 45.

В специальной литературе высказано мнение, согласно которому, заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела должно содержать указание не только на признаки преступления, но также должно сопровождаться просьбой о привлечении лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности. В противном случае, по мнению В.Н. Григорьева, поводом для возбуждения уголовного дела следует рассматривать источник, предусмотренный п.3.ч.1.ст. 140 УПК РФ. В настоящее время законодатель не указывает на данное обстоятельство как обязательный элемент содержания заявления о преступлении. Поэтому, если в заявлении о преступлении нет просьбы о привлечении лиц к уголовной ответственности, но имеются сведения о признаках преступления, то такое заявление должно рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела на основании п.1.ч.1. ст. 140 УПК РФ.

По общему правилу, не имеет значения, является ли заявитель о преступлении пострадавшим или случайным очевидцем, частным лицом или должностным. Такое условие законодатель предусматривает только по делам частного и частно-публичного обвинения, где в качестве повода для возбуждения уголовного дела указываются только заявление потерпевшего от преступления или его законного представителя, или представителя (ч. 2 ч. 4 ст. 20 УПК РФ). На основании ст. 141 УПК РФ заявления о преступлении могут быть как устные, так и письменные, полученные как от физических, так и от юридических лиц.

Применительно к письменной форме заявления законодатель обязывает получить подпись лица, от которого оно поступило. Требование закона об обязательности подписи заявителя направлено на повышение ответственности гражданина, сообщающего сведения о преступлении, а в конечном счете - на получение достоверных фактических данных, которые могли бы быть положены в основу решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Обязательность установления личности заявителя о преступлении имеет важное значение для обоснованного решения о возбуждении уголовного дела.Что касается устной формы заявления о преступлении, то указывается, что оно заносится в протокол. Таким образом, в конечном итоге устное заявление тоже приобретает письменную форму.

Следует обратить внимание на то, что законодатель более внимательно регламентирует содержание и порядок получения устного сообщения о преступления, чем письменного. Так, например, ч. 3 ст. 141 УПК РФ указывает на необходимость отметки в протоколе устного заявления данных о заявителе, о документах удостоверяющих его личность и подпись лица, принявшего устное заявление. Часть 6 этой же нормы предусматривает обязательное предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ. В приложении № 2 к УПК РФ предусмотрена форма протокола устного заявления о преступлении, в которой указываются позиции, подлежащие отражению в протоколе устного заявления:

Требования об удостоверении личности заявителя и предупреждении его об уголовной ответственности за заведомо ложный донос необходимо соблюдать в том числе и потому, что законодатель, устанавливая процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела, обязывает рассматривать вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении заявителя, если в сообщении о преступлении указывалось конкретное лицо. В этом случае, если письменное сообщение не будет содержать указания на данные заявителя, а также не будет отметки о предупреждении об уголовной ответственности за ложный донос, затруднительно, а порой и невозможно будет выполнить требование законодателя. Если же заявитель не сможет лично явиться для надлежащего оформления сообщения о преступлении, его заявление должно быть оформлено в порядке ст. 143 УПК РФ (ч. 5 ст. 141 УПК РФ).

Устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении должно быть занесено в протокол заявления. Если заявление о преступлении является поводом для возбуждения уголовного дела, то протокол следственного действия - это источник доказательства, полученного в ходе действия по уже возбужденному уголовному делу.

В правоприменительной практике встречаются случаи поступления сообщения о преступлении без подписи или с указанием вымышленной фамилии заявителя, то есть так называемые анонимные сообщения о преступлении. На основании ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, следует признать, что органы, получившие анонимное заявление, проверяют те факты и ту информацию, которая изложена в сообщении.

Законодатель в ст. 142 УПК РФ определяет явку с повинной как заявление о явке с повинной, то есть добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Таким образом, явка с повинной это тоже сообщение о преступлении. Однако, в силу того обстоятельства, что законодатель уделяет данному юридическому акту особое значение, а именно на основании п. "и" ч.1 ст. 61 УК РФ оно является смягчающим вину обстоятельством, либо обстоятельством, освобождающим от ответственности или от наказания (ст. 75 УК РФ), См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. №40 // Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. М. 2000. С.504. необходимо выделять явку с повинной как самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела.

Правовая природа данного повода для возбуждения уголовного дела выражается в том, что им является обстоятельство, предусмотренное законом, которое с необходимостью порождает уголовно-процессуальные отношения. Общая теория права определяет данные обстоятельства как юридические факты. Юридический факт -- это конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий (правоотношений).

Юридические факты в свою очередь классифицируются по волевому критерию на юридические события и юридические действия.Юридические события -- это обстоятельства, не зависящие от воли людей, например, смерть и рождение человека и т. д.

В отличие от этого юридические действия представляют собой волевое поведение людей, внешнее проявление воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Отличительная черта данного вида юридического факта состоит в том, что нормы права связывают с ними юридические последствия именно в силу их волевого характера. Примером юридических действий можно считать заявление гражданина об имевшем месте преступлении; явка в правоохранительные органы с повинной лица, совершившего преступление; письменное сообщение должностного лица о преступлении и т. д.

Чтобы волеизъявление гражданина по поводу совершенного, совершаемого либо готовящегося преступления стало достоянием органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и судьи, лицо должно внешне проявить себя (выразить волю) -- сообщить о преступлении. Воля заявителя должна быть с необходимостью направлена на осведомление о преступлении, однако отношение заявителя к последствиям своих действий не имеет правового значения. В системе классификации юридических фактов-действий эти обстоятельства определяются как юридический поступок.

Среди ученых-процессуалистов есть мнение, согласно которому явка с повинной -- это определенное действие, а не источник фактических данных. Так, например, Р. X. Якупов полагает, что явка с повинной «является поводом-действием», поскольку в ней запечатлен волевой (добровольный) акт заявителя и его непосредственное обращение в орган правопорядка. По мнению других - «явка с повинной» - юридическое действие как вид юридического факта, в то же время в соответствии со ст. 140 УПК РФ - повод для возбуждения уголовного дела, определяемый как источник Уголовный процесс: Учебник для вузов. Под ред. Радченко В.И. М. 2008. С. 2.

Для органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и судьи заявитель, обратившийся в компетентные органы с заявлением о преступлении, -- источник сведений о нем.

При явке с повинной источником сведений о преступлении, по мнению одних ученых, является лицо, добровольно сделавшее заявление о совершенном им преступлении, по мнению других - протокол явки с повинной, составленный в порядке ст. 141 УПК РФ. Представляется, что обе точки зрения обоснованы, поскольку лицо, заявившее о преступлении, является не источником, а скорее носителем той информации, которую законодатель относит к самостоятельному поводу для возбуждения уголовного дела. Полученная информация должна быть обличена в письменную или устную форму (протокол явки с повинной), что и будет являться самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела. Для аналогии можно привести следующий пример. При допросе свидетеля, он оказывается носителем информации, однако источником доказательства является не сам свидетель, а те показания, то есть устные сведения об известных ему обстоятельствах, о которых он допрашивался и дал показания.

В литературе высказано мнение, согласно которому, факт явки с повинной может иметь место только относительно преступления, которое ранее не было известно правоохранительным органам, или которое известно, но не раскрыто.

Если говорить о явке с повинной как о поводе для возбуждения уголовного дела, то, безусловно, следует признать, что данное действие может иметь место только в случае, когда правоохранительным органам не было известно о совершенном преступлении. Только в этом случае явка с повинной имеет значение повода для возбуждения уголовного дела.

Если же правоохранительным органам было известно о совершенном преступлении, даже при условии, что преступление не раскрыто, то явка с повинной утрачивает значение повода для возбуждения уголовного дела, поскольку уголовное судопроизводство было уже начато на основании другого повода. В этом случае явка с повинной имеет значение факта признания вины. В этой связи заметим, что в юридической литературе высказано мнение, согласно которому явка с повинной кроме значения повода для возбуждения уголовного дела имеет и другие формы или значения. Например, такие как в форме передачи себя в руки правосудию, в форме чистосердечного признания, в форме сопровождающейся с выдачей предметов и документов, либо сопровождающейся способствованием раскрытию преступления, либо заглаживанием вреда, либо примирением с потерпевшим. В любом случае, как повод для возбуждения уголовного дела явка с повинной имеет место только до начала уголовно-процессуальной деятельности.

В случае явки с повинной должно быть со всей полнотой установлено:

  • - личность явившегося с повинной;
  • - содержатся ли в деянии лица, о котором оно сообщает, признаки преступления;
  • - мотивы, побудившие лицо явиться с повинной.

Необходимо выяснить место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства.

Особое внимание необходимо уделить личности явившегося, выяснению характеризующих его данных (место работы и жительства, прошлые судимости, привлечение к ответственности за административные правонарушения). Установление личности явившегося состоит в ознакомлении с документами, имеющимися при нем. В случае их отсутствия принимаются меры для получения соответствующих данных до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Установление личности заявителя необходимо и по той причине, что на практике встречаются случаи сообщения виновным о менее тяжком преступлении для того, чтобы скрыть более опасное, а также сообщения о преступлении, совершенном другим лицом, с той целью, чтобы самому беспрепятственно скрыться. Однако, при явке с повинной в случае, если после составления протокола выяснится, что по факту преступления уже проводится проверка или предварительное расследование, она (явка) будет иметь значение обстоятельства, смягчающего наказание.

О явке с повинной составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Одновременно выясняются вопросы о том, известно ли органам расследования о преступлении, не скрывается ли явившийся с повинной от следствия и суда, какие мотивы побудили его передать себя в руки правосудия. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судьей, составившим протокол.

Таким образом, для явки с повинной как повода для возбуждения уголовного дела необходимы следующие условия: факт явки самого лица, совершившего преступление, добровольное заявление о совершенном преступлении, неизвестность факта совершения преступления правоохранительными органами до явки с повинной.

Возбуждение уголовного дела -- самостоятельная стадия уголовного процесса, с которой начинается уголовное судопроизводство, поскольку данной стадии присущи все признаки, характеризующие самостоятельность стадии уголовного судопроизводства:

Завершается принятием одного из предусмотренных уголовно- процессуальным законом решений: возбуждением уголовного дела, отказом в возбуждении уголовного дела, передачей сообщения по подследственности или в суд.

Возбуждение уголовного дела - это не одномоментный акт, а деятельность, которая включает в себя, помимо оперативно-розыскных мероприятий, систему процессуальных действий и правоотношений, протекающих в определенных условиях и специфических процессуальных формах. Эта деятельность предшествует предварительному расследованию и не может рассматриваться как один из его этапов, так как стадия расследования начинается только после возбуждения уголовного дела.

Систему поводов характеризуют общие задачи и назначение их в уголовно-процессуальной сфере, единое рассмотрение их в качестве основания для начала уголовно-процессуальной деятельности, регулирование единым законом в рамках отдельного института уголовно- процессуального права, а также придание им свойства необходимого элемента для принятия одного из итоговых процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела.

Устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении должно быть обязательное отражено в протоколе устного заявления. Даже когда заявление о преступлении впервые прозвучало в ходе производства какого-либо следственного действия, оно отражается в первую очередь в протоколе данного следственного действия. Факт явки с повинной как повод для возбуждения уголовного дела может иметь место только относительно преступления, которое ранее не было известно правоохранительным органам. Если явка с повинной имеет место по преступлению, о котором известно правоохранительным органам, то данный факт будет иметь иное значение. Если правоохранительным органам было известно о совершенном преступлении, даже при условии, что преступление не раскрыто, то явка с повинной утрачивает значение повода для возбуждения уголовного дела, поскольку уголовное судопроизводство было уже начато на основании другого повода. В этом случае явка с повинной имеет значение факта признания вины. В этой связи заметим, что явка с повинной кроме значения повода для возбуждения уголовного дела имеет и другие формы или значения.

Установление признаков преступления предполагает наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой уголовного закона. Уголовное дело может быть возбуждено только относительно преступления. Таковым, на основании уголовного закона может считаться такое деяние, которое обладает признаками общественной опасности, противоправности, виновности и наказуемости. Элементы признаков преступления находятся в тесной связи с признаками состава преступления, характеризующими объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Вместе с тем, в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не обязательно иметь исчерпывающие сведения обо всех элементах состава преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления составляет задачу стадии предварительного расследования, а в дальнейшем - судебного разбирательства, а не стадии возбуждения уголовного дела.

Наиболее распространенный повод начала предварительного расследования — заявление о преступлении. Порядок его приема урегулирован ст. 141 УПК РФ. Будучи поводом к возбуждению уголовного дела, в самом общем виде заявление о преступлении может быть охарактеризовано как предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК источник, из которого следователю (дознавателю и др.), а по делам частного обвинения также мировому судье непосредственно от физического лица — заявителя впервые поступили сведения о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях), содержащем процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления. Заявление о преступлении одновременно является поводом для начала уголовного процесса.

Заявляет о преступлении физическое лицо. Комментируя ст. 141 УПК РФ, А.Н. Шевчук утверждает, что заявление о преступлении может исходить не только от физического лица, но и от должностного лица <15> и даже от организации (юридического лица) <16>. Так как должностное лицо всегда одновременно является физическим лицом, то, думается, вопрос о том, может ли заявление о преступлении исходить от должностного лица, не имеет прикладного значения. Тем более что в ст. 23 УПК РФ, действительно, есть прямое указание на «заявление» должностного лица — руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. Правда, в указанной норме речь идет просто о заявлении, а не о заявлении о преступлении. Просто о заявлении упоминается и во многих других статьях УПК РФ. В них во всех термин «заявление» используется в значении, аналогичном понятию ходатайства субъекта уголовного процесса. Так сформулированы положения ст. 166, 186, 189 и некоторых других статей УПК РФ.

———————————

<15> Что заявления о преступлении могут исходить от должностного лица, утверждает и В.Н. Григорьев. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М.: Издательство «Экзамен XXI», 2002. С. 314.

<16> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция… С. 264, 265 и др.

Другое дело — утверждение А.Н. Шевчука о том, что «под заявлением следует понимать устное или письменное сообщение… организации… о факте совершения преступления» <17>. Если заявляет о преступлении не конкретное физическое лицо, то и непозволительно привлекать конкретного человека к ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, да и предупреждать его о таковой, как этого требует ч. 6 ст. 141 УПК РФ, бессмысленно.

———————————

<17> См.: Там же. С. 264 и др.

Трудно представить устное сообщение организации, не являющееся сообщением конкретного физического лица. Кто-то же от имени организации его озвучил. Это физическое лицо и будет являться заявителем. Именно ему будут принадлежать права, предусмотренные не только ст. 141 УПК РФ, но и ч. 4 ст. 144, ч. 2 ст. 145, ч. 4 ст. 146, ч. 4 и 7 ст. 148 УПК РФ.

Согласно ч. 1 — 3 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. А устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Данные о заявителе — это не наименование и местонахождение организации и даже не сведения о должности должностного лица, это общеустановленные анкетные данные физического лица: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы и т.п.

Автор полагает, что возможность признания потерпевшим по уголовному делу юридического лица «свидетельствует» о том, «что кроме физических лиц заявителями могут выступать и другие субъекты». Между тем данное обстоятельство ничего не доказывает. Основной объем уголовных дел в российском уголовном процессе составляют дела публичного обвинения. Законодателем же по данной категории дел не ставится знак равенства между заявителем и потерпевшим. Нигде не указывается на то, что заявителем по делам публичного обвинения может быть только потерпевший, или на то, что потерпевшим может быть признан только заявитель. По делам публичного обвинения эти две процессуальные фигуры совершенно самостоятельны.

Да, действительно, по некоторой категории дел обычно заявителем является пострадавший. Но таковыми могут быть и другие лица, к примеру, очевидец общественно опасного деяния. Более того, о преступлении вправе заявить и лицо, которому о таковом стало известно с чьих-то слов.

Отдельными учеными высказывается мнение, что заявление о преступлении, содержащее сведения, полученные из «вторых рук», даже при условии, что указан источник осведомленности, поводом к возбуждению уголовного дела не является <18>.

———————————

<18> См.: Николюк В.В. Стадия возбуждения уголовного дела (в вопросах и ответах): Учеб. пособие / В.В. Николюк, В.В. Кальницкий, П.Г. Марфицин. Омск: ВШМ МВД России, 1995. С. 8.

Трудно встать на такую позицию, и вот почему. Во-первых, как правильно отмечают те же авторы, «закон не запрещает рассматривать в качестве повода к возбуждению уголовного дела заявления лиц, которым преступлением вред не причинен» <19>, а значит, такой повод нельзя признать незаконным. Во-вторых, боюсь, что приведенное мнение может породить не только крайне нежелательные теоретического плана последствия, выразившиеся в пренебрежительном отношении к закону и его толкованию, но и увеличить процент латентных, хуже того, укрытых преступлений. В-третьих, правоприменители, убежденные в правоте такой позиции, рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности. Если признать, что такое заявление не является поводом для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования), то его нельзя регистрировать, нельзя приступать к предварительной проверке и принимать по нему процессуальные решения. Практике же известны случаи лишения свободы должностных лиц за указанное бездействие.

———————————

<19> Там же. С. 8.

Таким образом, заявление о преступлении всегда поступает от физического лица, вне зависимости от того, являлось оно одновременно должностным лицом и (или) представителем какой-либо организации. Заявляя о преступлении, гражданин действует от своего имени. И именно в отношении его, а не в отношении организации будет решаться вопрос о привлечении к ответственности за заведомо ложный донос.

В конце концов А.Н. Шевчук соглашается с этим. Уже в следующем абзаце, после утверждения, что заявление о преступлении может исходить от юридического лица, он пишет следующее: «Представители организаций, учреждений не вправе от имени организации делать заявления о преступлении. Подобного рода заявления следует расценивать как сообщения частного лица» <20>.

———————————

<20> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция… С. 265 и др.

Именно частный характер любого заявления о преступлении позволяет утверждать о несостоятельности данного Л.Н. Масленниковой разъяснения ст. 141 УПК РФ. Она полагает, что «письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать)» <21>. Такое требование не содержится в законе. Заявление о преступлении будет поводом для возбуждения уголовного дела и при отсутствии на нем штампа и (или) печати, кем бы оно ни было написано. Лишь бы оно не было анонимным и были соблюдены все иные требования, закрепленные в ст. 141 УПК РФ.

———————————

<21> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Юристъ, 2002. С. 298.

Хотелось бы сделать очередное замечание. А.Н. Шевчук думает, что в заявлении о преступлении сообщается о факте преступления. С этим трудно согласиться. Исходя из содержания ч. 2 ст. 140 УПК РФ, в заявлении о преступлении сообщается не о факте преступления, а о признаках преступления, причем уголовно-процессуальное значение имеет сообщение не о любых признаках состава преступления, а лишь о признаках общественно опасного деяния и общественно опасных последствий.

Заявлением о преступлении, о котором здесь идет речь, может быть лишь сообщение, поступившее в орган, уполномоченный возбуждать уголовное дело. Поэтому нельзя признать поводом для возбуждения уголовного дела публичного или частно-публичного обвинения (для начала предварительного расследования) заявление о преступлении, адресованное суду (судье), в иное некомпетентное возбуждать уголовное дело учреждение.

Как следует из текста ч. 4 ст. 141 УПК РФ, если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Следственное действие производит следователь (дознаватель и др.). Они вправе производить предварительное расследование. Но подобного права нет у суда. Начинается ли предварительное расследование после занесения заявления о преступлении в протокол судебного заседания? В обычной ситуации, конечно же, нет.

Занесенное в протокол судебного заседания «устное сообщение о преступлении» становится поводом к началу нового (по новому «преступлению») уголовного процесса, а затем и поводом для начала предварительного расследования лишь в случае присутствия в судебном заседании должностного лица, уполномоченного возбудить уголовное дело <22>, а именно следователя (дознавателя и др.). В новом уголовном деле данный повод для возбуждения уголовного дела будет содержаться в виде рапорта об обнаружении признаков преступления с прилагаемым к таковому письменным документом — копией протокола судебного заседания или выпиской из него. Заявления о преступлении в ходе судебного заседания быть не может, потому что таковое делается органу, уполномоченному возбуждать уголовное дело. Суд же и даже участвующий в судебном заседании государственный обвинитель (прокурор) не имеют права возбуждать уголовные дела.

———————————

<22> Дела частного обвинения возбуждаются путем подачи мировому судье (при отсутствии такового — судье районного суда) заявления потерпевшим, его законным представителем, а в случае смерти потерпевшего — близким родственником потерпевшего. Соответственно, поводом для начала нового уголовного процесса по делам частного обвинения могут быть заявления о преступлении, сделанные в ходе судебного разбирательства, осуществляемого мировым судьей (при отсутствии такового — судьей районного суда).

Любое заявление о преступлении обязательно должно быть зафиксировано в материалах предварительной проверки (уголовном деле) в виде письменно составленного, подписанного заявителем документа.

Достаточно того, чтобы заявитель поставил одну подпись в конце заявления. Однако лучше, если в заявлении имеется две подписи заявителя. Не только в конце документа, но и под записью о том, что ему известно об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, предусмотренной ст. 306 УК РФ.

Устное заявление о преступлении, за исключением того, которое сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, уже после начала уголовного процесса, фиксируется в письменном документе. Данный документ именуется протоколом принятия устного заявления о преступлении.

Помимо точного своего наименования, в нем должны быть отражены: место, день, месяц и год составления протокола, должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление, ссылка на ст. 141 УПК РФ, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя, номер и серия паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, кем и когда удостоверяющий личность заявителя документ был выдан, удостоверенное подписью заявителя предупреждение об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, уголовно процессуально значимые признаки состава преступления.

В конце протокола последовательно друг за другом отражаются сведения о том, кем документ был прочитан, правильно ли в нем отражены сообщенные заявителем сведения, какие имеются замечания (отсутствие таковых), подпись заявителя. Завершает документ подпись лица, принявшего заявление.

Место составления протокола принятия устного заявления о преступлении отражается в двух частях протокола. Сразу под наименованием документа указывается населенный пункт составления, а затем после слов «в помещении» — наименование учреждения (адрес квартиры или дома), где было осуществлено рассматриваемое процессуальное действие, и номер конкретного кабинета. К примеру — «в кабинете N 12 Советского РУВД г. Орла».

Основными документами, удостоверяющими личность заявителя, являются:

— паспорт гражданина Российской Федерации;

— дипломатический паспорт;

— служебный паспорт;

— паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» <23>, п. 1 Указа Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» <24>, п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 «Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» <25>).

———————————

<23> См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

<24> См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 52. Ст. 5914.

<25> См.: Собр. законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1435.

Документом, удостоверяющим личность, признается также свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) <26>.

———————————

<26> См.: Об утверждении номенклатуры объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации: распоряжение Минтранса РФ от 24 июня 2002 г. N НА-217р.

Согласно ч. 2 п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» <27> документом, удостоверяющим личность лица, заявившего ходатайство о признании его беженцем, является свидетельство о рассмотрении по существу данного ходатайства. Документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, признается удостоверение беженца (ч. 2 п. 7 ст. 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах»).

———————————

<27> См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего (офицеров, прапорщиков, мичманов) Российской Федерации, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации (п. 1 Положения об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации <28>).

———————————

<28> См.: Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 91 // Собр. законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 654.

Документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, признается военный билет.

Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассматриваемым документом следует считать справку об освобождении из мест лишения свободы <29>.

———————————

<29> См.: Об утверждении форматов электронного вида реестров талонов родовых сертификатов: Приказ ФСС России от 25 февраля 2009 г. N 33 // Социальный мир. 2009. N 17.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

а) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

б) разрешение на временное проживание;

в) вид на жительство;

г) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <30>).

———————————

<30> Собр. законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Приведенный перечень документов, удостоверяющих личность заявителя, не является исчерпывающим.

При фиксации в протоколе уголовно процессуально значимых признаков состава преступления нужно стремиться к отражению конкретных сведений, указывающих на подготовку или совершение (сейчас либо в прошлом) преступления — всех известных заявителю признаков состава преступления (когда, где и что именно произошло, какой причинен ущерб). Как минимум в заявлении должны быть отражены вероятные данные о наличии в происшествии, о котором сообщает заявитель, уголовно процессуально значимых признаков общественно опасного деяния и (или) общественно опасных последствий.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 УПК РФ заявителю, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство, должно быть разъяснено его право заявить о преступлении на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном УПК РФ.

В процессе принятия у такого гражданина заявления о преступлении участвует переводчик. Перед началом данного процессуального действия следователь (дознаватель и др.) должен удостовериться в компетентности переводчика и разъяснить переводчику его права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ.

Факт разъяснения данных прав как заявителю, так и переводчику отражается в протоколе принятия устного заявления о преступлении.

Заявление может быть дано не на русском языке (и не на государственном языке входящей в Российскую Федерацию республики). Протокол же принятия устного заявления о преступлении и в этом случае оформляется на языке, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство. Подписывают протокол и заявитель, и переводчик.

По аналогии с ч. 3 ст. 167 УПК РФ если заявитель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол принятия устного заявления о преступлении, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания заявителем.

По делам публичного обвинения не требуется, чтобы в заявлении о преступлении заявитель высказывал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности. В силу принципа публичности (официальности), действующего в российском уголовном процессе, этот вопрос решается независимо от воли заявителя.

Данное правило не распространяется на дела частного обвинения, которые по общему правилу могут возбуждаться только по заявлению потерпевшего или его законного представителя, а в случае смерти потерпевшего — по заявлению близкого родственника потерпевшего (ч. 1 и 2 ст. 318 УПК), а также на дела частно-публичного обвинения, которые, если преступление совершено в отношении лица, способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, возбуждаются лишь по заявлению потерпевшего.

Дела частно-публичного обвинения возбуждаются по заявлению потерпевшего. В УПК РФ нет прямого указания на то, что данная категория дел может быть возбуждена по заявлению законного представителя и тем более близкого родственника потерпевшего. Между тем как минимум законные представители потерпевшего должны обладать указанным правом, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 45 УПК РФ, согласно которым законные представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и представляемое ими лицо <31>, а также по аналогии с ч. 1 ст. 318 УПК РФ. Думается, последовательным было бы наделение указанным правом и близких родственников потерпевшего в случае смерти последнего <32>.

———————————

<31> О наличии у законного представителя таких же прав, как и у потерпевшего, некоторые процессуалисты часто забывают и поэтому к числу лиц, от которых может быть принято заявление о преступлении по делу частно-публичного обвинения, относят только лишь потерпевших. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Юристъ, 2002. С. 298 — 299.

Только в связи с поступлением в компетентный орган заявления (жалобы) потерпевшего <33> может начаться уголовный процесс по таким фактам, а затем возбуждено уголовное дело и соответственно начато предварительное расследование. Причем в заявлении потерпевших о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 20 УПК РФ, в обязательном порядке должна содержаться просьба о привлечении виновного к уголовной ответственности <34>. Пострадавший может просить привлечь лицо к «законной ответственности» и даже наличия этого словосочетания в жалобе недостаточно для начала уголовного процесса, а тем более для начала предварительного расследования (возбуждения уголовного дела).

———————————

<33> В данном случае термин «потерпевший» употребляется не в значении, которое употреблено в ст. 42 УПК РФ, то есть не как лицо, в отношении которого вынесено соответствующее постановление о признании его таковым, а как лицо, которому причинен определенного рода вред. Такого субъекта уголовного процесса можно именовать пострадавшим.

<34> Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы. См.: Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу… С. 177 — 178.

Нетрадиционный подход к разъяснению положений ст. 141 УПК РФ продемонстрирован В.Н. Григорьевым. Им круг заявлений о преступлении ограничен лишь сообщениями «о совершенном или готовящемся преступлении», которые сопровождались «просьбой о привлечении виновного к уголовной ответственности». Автор утверждает, что «официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п. 1 ч. 1 ст. 140, оно относится к иным источникам, предусмотренным в п. 3 ч. 1 ст. 140» <35> УПК.

———————————

<35> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Экзамен XXI, 2002. С. 314.

Сразу оговоримся, что в этой характеристике заявления о преступлении не одно, а сразу три спорных положения.

Во-первых, сообщения могут быть не только о совершенном или готовящемся преступлении, но и о совершаемом преступлении. Почему-то данная значительная часть сообщений (сообщений о совершаемом преступлении) физических лиц автором не признается заявлением о преступлении.

Во-вторых, из поля зрения автора совершенно выпала такая группа не содержащих просьбы о привлечении виновного к уголовной ответственности сообщений граждан, как обращения к руководителю следственного органа (на тот момент он именовался начальником следственного отдела), руководителю (члену) следственной группы (группы дознавателей), а также к мировому судье (судье гарнизонного либо районного суда) по делам частного обвинения. Не ясно, каким поводом для возбуждения уголовного дела должны признаваться «уведомления» указанных должностных лиц гражданами о совершенном преступлении.

В-третьих, не ясно, каково теоретическое или практическое значение данной, кардинально новой идеи автора. Зачем нужно было так резко отмежевываться от того, что десятки лет оттачивалось процессуальной наукой? Статья 141 УПК РФ — это аналог ст. 110 УПК РСФСР, а п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ — аналог п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК РСФСР. Разъяснения п. 1 ч. 1 ст. 108 и ст. 110 УПК РСФСР имелись и имеются. Данный же В.Н. Григорьевым комментарий к ст. 141 УПК РФ существенно отличается от них.

Наверное, позиция В.Н. Григорьева имеет право на существование. Но главный ее изъян заключается в том, что она приведет следователя (дознавателя и др.), которые ему поверят, к нежелательным для них последствиям — привлечению к ответственности за нарушение требований УПК РФ.

Они по делам публичного обвинения не будут оформлять протокол принятия устного заявления о преступлении (не будут фиксировать устное сообщение гражданина в протоколе следственного действия) при обращении к ним очевидцев преступления (наверное, автор согласится с тем, что не дело очевидца преступления обращаться с просьбой о привлечении виновного к ответственности), пострадавших по делам публичного обвинения, которые по той или иной причине (из-за страха перед преступником, из-за отсутствия знаний о том, кто совершил преступление, и т.п.) не желают в заявлении указывать свою просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, пострадавших от общественно опасных деяний невменяемых, виновные в которых просто отсутствуют. Этот список можно продолжить.

Считая, что такие не содержащие просьбы о привлечении виновного к уголовной ответственности, исходящие от физического лица сообщения о преступлении не являются заявлениями о преступлении, следователи (дознаватели и др.) могут не отразить в поводе полные данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя, что является нарушением требований ч. 3 ст. 141 УПК РФ. Более того, в рапорте об обнаружении признаков преступления, который автор предлагает составлять в подобного рода случаях, бесспорно, будет отсутствовать удостоверенная подписью заявителя отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ.

Указанные обстоятельства позволяют говорить как минимум о том, что подобного рода разъяснения не желательно размещать в адресованных практическим работникам постатейных комментариях к Уголовно-процессуальному кодексу РФ.

И еще об одном моменте, на который правильно обращают внимание некоторые ученые. Требование ч. 6 ст. 141 УПК РФ о необходимости предупреждения заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос касается не только тех лиц, которые обращаются в компетентный орган с устным заявлением. Оно в равной мере распространимо и на лиц, явившихся в орган дознания или предварительного следствия для подачи письменного заявления <36>. Если в орган, компетентный возбуждать уголовные дела и производить предварительное расследование, письменное заявление о преступлении поступило по почте и в нем не отражено, что заявитель знает о предусмотренной ст. 306 УК РФ уголовной ответственности, ответственность за заведомо ложный донос должна быть заявителю разъяснена при первом его посещении следователя (дознавателя и др.).

———————————

<36> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Экзамен XXI, 2002. С. 315 и др.

Факт разъяснения ответственности, предусмотренной ст. 306 УК РФ, и в этих случаях должен быть отражен в материалах предварительной проверки (уголовного дела). Это может быть сделано как в конце письменного заявления, так и в виде отдельного подписанного заявителем документа.

Установленный законом порядок, в соответствии с которым заявления о преступлении обязательно должны быть заявителем подписаны, а последний предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, служит одной из гарантий получения достоверных сведений, на основе которых предстоит решать вопрос о возбуждении уголовного дела.

Между тем не всегда заявитель может быть предупрежден об уголовной ответственности. Не достигший возраста, с момента наступления которого возможно привлечение к уголовной ответственности, заявитель не может быть признан субъектом такого преступления, как заведомо ложный донос. Поэтому его не только не нужно, но и нельзя предупреждать об уголовной ответственности. Не достигшему 16 лет заявителю разъясняется необходимость говорить правду, а также «уголовно-процессуальные» и уголовно-правовые «последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления» <37>. Об этом также делается отметка в протоколе принятия устного заявления о преступлении (протоколе следственного действия, протоколе судебного заседания), которая удостоверяется подписью несовершеннолетнего заявителя.

———————————

<37> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Экзамен XXI, 2002. С. 316.

Из заявления о преступлении должно быть ясно, кто именно (как минимум фамилия, инициалы и адрес места жительства) его написал. Анонимными признаются обращения, не содержащие сведений о заявителе (его фамилии и местонахождения (адреса)). Согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное же «заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела» (начала предварительного расследования).

Анонимным заявлением следует также признавать не только неподписанное или не подписанное автором заявление о преступление, заявление, подписанное неразборчиво, то есть когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее. Анонимным в то же время признается заявление, когда точно известно, что оно подписано вымышленным именем. К анонимным также относят заявление, «поданное от имени другого лица либо других лиц без их ведома» <38>.

———————————

<38> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года… С. 244.

Если в анонимном заявлении о преступлении указываются конкретные факты, свидетельствующие о подготовке или совершении преступления, то вне уголовного процесса осуществляется необходимая их проверка. При подтверждении фактов, изложенных в анонимном заявлении о преступлении, уголовное дело может быть возбуждено. Поводом для начала предварительного расследования (возбуждения уголовного дела) в этом случае будет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а не заявление о преступлении. Само же анонимное заявление или письмо в уголовно-процессуальном смысле должно рассматриваться только лишь как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и послуживший поводом для административно-властной, а не уголовно-процессуальной деятельности. С учетом имеющихся у правоохранительных органов возможностей проведением проверочных действий по анонимным сообщениям обычно занимаются оперативные аппараты органов дознания, и чаще всего органов внутренних дел.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 141 УПК РФ устное заявление о преступлении, сделанное при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Несмотря на это четкое разъяснение законодателя, в некоторых комментариях можно встретить не соответствующие данной норме рекомендации. Так, А.Г. Халиулин предписывает следователям, получившим устное заявление о преступлении в ходе следственного действия, составлять рапорт об обнаружении признаков преступления по правилам ст. 143 УПК РФ. В оформлении такого рапорта нет необходимости. А вот если следователь должным образом не отразит заявление в протоколе следственного действия, он тем самым нарушит требования УПК РФ. По этой причине протокол данного следственного действия в соответствии с требованиями ст. 75 УПК РФ может быть признан недопустимым доказательством.

Когда устное заявление о преступлении было сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, в протоколе следственного действия или протоколе судебного заседания должны быть отражены все сведения, которые требуется фиксировать в протоколе принятия устного заявления о преступлении.

Соответственно, помимо общих данных, отражаемых в любом протоколе следственного действия (протоколе судебного заседания), в рассматриваемом протоколе должна быть ссылка на ч. 4 и 6 ст. 141 УПК РФ. В нем подлежат фиксации: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя, номер и серия паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, кем и когда предъявленный заявителем документ был выдан, удостоверенное подписью заявителя предупреждение об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, уголовно процессуально значимые признаки состава преступления. В конце заявления о преступлении должна быть подпись заявителя.

Для сотрудников органов внутренних дел обязательно, а для не являющихся таковыми следователей (дознавателей и др.) возможно одновременное с оформлением протокола следственного действия составление протокола устного заявления о преступлении либо рапорта об обнаружении признаков преступления (п. 56 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях).

Если гражданин стал жертвой преступления, вследствие чего ему был причинен моральный, материальный или физический ущерб, он имеет полное юридическое право составить и подать в соответствующие органы заявление о преступлении, дабы не дать злоумышленнику уйти от ответственности и отстоять свои права.

Алгоритм действий в случае совершения правонарушения в отношении гражданина

Прежде чем обращаться в отдел полиции потерпевшему необходимо самостоятельно (или обратившись за юридической консультацией) оценить совершенное злодеяние и дать ему первичную квалификацию. Если же это сделать по тем или иным обстоятельствам сложно, то в тексте заявления совершенное преступление можно охарактеризовать следующими словами:

  • хищение;
  • тяжкие телесные повреждения;
  • ущерб собственности и так далее.

Далее следует установить, какой правоохранительный орган компетентен расследовать то или иное дело. Если гражданин по неопытности отправил обращение не в тот орган, то последний совершит соответствующую пересылку самостоятельно, вследствие чего несколько затянется процесс расследования.

Важный факт

Расследование преступления совершается тем подразделением исполнительных органов, на территории которого оно произошло.

Инициатор уголовного разбирательства

Инициатором расследования могут выступить как следователи полицейского участка, так и следователи прокуратуры, сотрудники отделов по борьбе с преступностью, сотрудники налогового управления и других специальных служб.

Важный факт

Если во время нахождения потерпевшего в отделе сотрудники позволяют себе грубить ему или ведут себя неподобающе, ему следует включить диктофон и видеозапись. Он имеет полное право сохранять такие записи и делать их публичными, так как это не противоречит принципам работы правоохранительных органов.

Если сотрудник полиции всячески уклоняется от своей профессиональной деятельности, апеллирует к окончанию рабочего дня или бесполезности расследования, потерпевшему следует напомнить ему о статье 144 УПК РФ, в которой говорится о круглосуточной работе органов внутренних дел и обратиться в вышестоящие инстанции.

Форма заявления в полицию о преступлении

Российское законодательство не имеет четких требований к составлению заявления в полицию от руки, которые необходимо было бы соблюдать неукоснительно. Так, статья 144 УПК позволяет подать заявление и совершении противоправного деяния и в форме устного доклада. Преимущественное количество устных докладов, по статистике, совершается, когда необходимо уведомить полицию о преступлении по так называемому «горячему следу» или совершенному считанные минуты назад.

Если гражданин обратился к сотруднику полиции в устной форме и уведомил его тем самым о нарушении закона, то должностное лицо обязано оформить соответствующий документ, занести в него информацию о преступлении и предоставить на подпись заявителю.

Как написать заявление в полицию: образец

Адресовать заявление необходимо начальнику правоохранительного органа, компетентного и территориально, и юридически расследовать данное преступление.

Потерпевшему необходимо указать собственные данные, чтобы следователь смог связаться с ним и обменяться информацией.

Заявление условно делится на несколько частей. Первая подразумевает краткое и подробное изложение событий, произошедших с потерпевшим. Здесь указывается:


Следующий фрагмент заявления имеет отношение исключительно к потерпевшему. Это расписка, сообщающая, что жертва знает о последствиях лжесвидетельствования и обязуется не давать заведомо ложных данных следователям.

Далее следует указать перечень дополнительных информационных источников – копии документов, аудиозаписи, видеофрагменты, фото, чеки и так далее. В тексте заявления могут быть указаны и свидетели совершенного преступления, их данные и контактные номера.

По окончании составления заявление необходимо подписать. Это делается либо потерпевшим, либо лицом, представляющим его интересы (родителем, опекуном).

Как подать заявление в полицию

Заявление подается сотрудникам полиции в двух экземплярах. Заявление подаётся в любой территориальный орган МВД РФ независимо от места и времени совершения преступления.

Сотрудник МВД обязан зарегистрировать заявление в специальном каталоге и выдать талон, свидетельствующий о регистрационном номере в данном журнале.

Сроки инициации уголовного разбирательства

Прокурор обязан инициировать уголовное расследование не позже, чем через сутки с момента регистрации заявительного акта в журнале. После этого начинается досудебное ведение дела.

Важный факт

Очень часто сотрудниками полиции игнорируются поданные заявления. В этом случае действия сотрудника полиции можно подвергнуть осуждению в судебном порядке в течение 120 часов после того, как пройдут положенные сутки после регистрации акта о происшествии.

К сожалению, сотрудники органов защиты прав не всегда честно относятся к исполнению вмененных им обязанностей. Нарушения могут начаться буквально до подачи заявления и продолжаться позже. Для того, чтобы довести дело защиты гражданских прав до логического конца и заставить правонарушителей понести наказание, следует точно знать собственные права, а также то, какими правами не обладают сотрудники внутренних дел.

Процедура приема заявления

Чтобы прием заявления был осуществлен правильно, необходимо знать следующее:

  • Все заявления подлежат обязательному приему во всех органах МВД России. Дежурным дежурной части территориального органа МВД осуществляется круглосуточный прием заявлений.
  • Даже если вы находитесь там, где дежурные части не предусмотрены, в таком случае, заявления принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.
  • Заявление можно оставить на официальном сайте. В этом случае применяется программное обеспечение, которое предусматривает обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями.

Приняв заявление, сотрудник органов внутренних дел, обязан передать в дежурную часть информацию об принятом заявлении, чтобы произвести регистрацию в КУСП (книга учета сообщений о преступлениях). При этом оперативному дежурному части необходимо предоставить информацию об:

  • дате и времени поступления заявления;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • адресе места жительства (пребывания), контактный телефон заявителя;
  • форме фиксации заявления;

На принятом заявлении сотрудник органов внутренних дел указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию, заверяя сведения своей подписью.

Регистрация заявления

Важно знать, что регистрация в КУСП должна осуществляться незамедлительно и в круглосуточном режиме дежурными частями. Если заявителя уверяют, что рассмотрение заявления, которые относятся к компетенции органов внутренних дел, но произошли на территории другого органа МВД России, не принимаются, это заведомо ложные данные, поскольку все имеющиеся материалы передаются этому органу. Но только после обязательной регистрации заявления в КУСП.

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. 2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. 3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. 4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. 5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса. 6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. 7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Консультации юриста по ст. 141 УПК РФ

    Мария Кудрявцева

    Сроки рассмотрения сообщений о преступлении в порядке, установленном ст. 141-143 УПК РФ? и действия органов на сообщения

    • Ответ юриста:
  • Олеся Фомина

    Наркотики в желудке. Как привлечь?. Задали задачу в институте, помогите: Ситуация: При прохождении таможни в аэропорту был задержан гражданин, провозящий по оперативным данным наркотики в желудке. Вопрос: Какие процессуальные действия необходимо к нему произвести для привлечения к уголовной отвественности. Ссылки на нормы обязательны. Подсказка: Есть решения Конституционного суда, Судебная практика.

    • Ответ юриста:
  • Егор Погадаев(2)

    Помогите найти ПРОТОКАОЛ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ (УБИЙСТВА). Пожалуйста!

    • Ответ юриста:

      «Протокол осмотра места происшествия» г. Москва 9 июня 1996 г. Осмотр начат: 13ч. 00 мин. Осмотр окончен: 15ч. 15 мин. Следователь следственного отдела Восточного административного округа г. Москвы отделения внутренних дел старший лейтенант милиции Архипов М. М. получив в 11 час. 55 мин. сообщение по телефону от дежурного УВД об убийстве в магазине №40 продукты по адресу: г. Москва, ул. Молдагуловой д 20, в 13 час. 00 мин. прибыл на место происшествия - в здание данного магазина. С участием эксперта криминалиста ЭКО Восточного административного округа г. Москвы Сухарева В. Я. заведующего магазином Малышева А. М. , уроженца г. Москвы, гражданина РФ, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Молдагуловой д. 32 кв. 37 и понятых: Коржова А. Ю. , уроженца г. Москвы, гражданина РФ, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Молдагуловой д. 17 кв. 37, Булатова М. Я. , уроженца г. Москвы, гражданина РФ, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Молдагуловой д. 17 кв. 38. О чем в соответствии со ст. ст. 141,182 УПК РФ составил настоящий протокол. До начала осмотра вышеуказанным лицам разъяснено их право присутствовать при всех действиях, проводимых при осмотре, и делать заявления, подлежащие внесению в протокол, а также объявлено о применении в процессе осмотра фотоаппаратуры, возможном применении тех или иных средств. Понятым Коржову А. Ю. , Булатову М. Я. в соответствии со ст. 135 УПК РФ разъяснена их обязанность удостоверить факт, содержание и результаты осмотра места происшествия. Коржов Булатов Эксперту криминалисту Сухареву В. Я. разъяснены его обязанности как специалиста в уголовном процессе, предусмотренные ст. 1331 УПК РФ . Он предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от выполнения обязанностей специалиста. Сухарев Осмотр проводился в солнечную погоду при хорошем естественном освещении. Осмотром установлено: Одноэтажное кирпичное здание белого цвета, в котором находится помещение магазина. Северная часть здания проходит вдоль улицы Молдагуловой, восточная обращена к семнадцатиэтажному дому № 22 по ул. Молдагуловой, западная сторона обращена к семнадцатиэтажному дому № 18 по ул. Молдагуловой, южная сторона здания смыкается с пятиэтажным зданием филиала НИИ «Теплоприбор» . Форма здания прямоугольная его длина 7 метров, а ширина 4 метра. На Восточной стороне здания расположено одно большое окно. Входная дверь находится в западной стене здания, ближе к северной стене. Входная дверь одностворчатая, оббитая с внешней стороны железом, в двери два врезных замка, следов повреждений на них нет. Внутреннее помещение магазина представляет собой прямоугольник, с квадратной выемкой в южной стене, где стоит круглый стол. Прилавок и весы находятся параллельно восточной стены, и около нее. Внутренне помещение магазина 6,5мх3,5м, высота 2.2м, размер прямоугольной выемки 1,5мх1м. Диаметр стола находящегося в выемке 1м, высота 0.5м. Окно 2м в длину и 1м в высоту. Прилавок 2м в длину и в ширину 0.5м, находится от восточной стены на расстоянии 1.5м. Весы стоят на прилавке у северной стены. На витрине находятся 7видов коробок конфет, 2 вида тортов, 2 вида пачек кифира, 2 вида 1.5 л фруктовой воды, 2 вида пачек молока, 1 пачка майонеза «провансаль» , две пачки сока 0.25л, Бутылка водки «Абсолют» и бутылка водки «Белый Орел» .

  • Зоя Алексеева

    Может ли свидетель обвинять без доказательств?. Может ли человек, который стал свидетелем противоправного дела заявить на участника противоправного дела, не имея доказательства? Если это применимо в отдельных случаях, то в каких?

    • Конечно может, он так же предупрежден об ответственность за дачу заведомо ложных показаний, и если он их даст, а вы докажете свою невиновность-то за решетку отправится уже он.

    Эдуард Котовщиков

    Как офрмить как правильно составить заявление на возбуждение УГОЛОВНОГО ДЕЛА!

    • Ответ юриста:

      Каких-либо жестких требований к форме и содержанию такого документа не существует. Обязательно указывается Ф. И. О. заявителя, его адрес, кого и в связи с чем он просит привлечь к уголовной ответственности. Дается подписка об ответственности за заведомо ложное заявление. Все это обязательно подскажут в дежурной части ОВД

    Алена Петрова

    подскажите как правельно завести уголовное дело за клевету и оскорбление

    • Ответ юриста:
  • Вячеслав Осташов

    обокрали человека он не хочет писать заявление может ли это сделать близкий родств.вместо него?. например сын?

    Иван Луковский

    Помогите пожалуйста решить задачу по Уголовному Процессу! А то завтра экзамен, а я дуб дубом в этих задачах.... В дежурную часть городского отдела внутренних дел от гражданина Миронова поступило устное заявление о том, что его сосед Истомин - заведующий складом прядильно трикотажной фабрики - вчера поздно вечером привёз большое количество предметов одежды и спрятал их у себя в гараже. По мнению заявителя, всё это похищено на фабрике, в связи с чем следует обыскать гараж и задержать Истомина, чтобы краденое не могли спрятать в другом месте. Вопрос: 1) Как должно быть принято это заявление? 2) Какие действия и в какие сроки могут совершить работники милиции для проверки данного заявление? 3) Какое процессуальное решение может быть принято в данном случае?

    • Ответ юриста:

      1. устное заявление оформляется прооколом принятия устного заявления (ст. 141 УПК РФ.) Заявление регистрируется в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) 2. после регистрации уполномоченному лицу поручается проведение проверки, кот. может заключаться в получении объяснений, проведении 3 сл. действий- осмотра м/п, осмотра трупа и освидетельствования (полагаю последние 2 не понадобятся))) . Обыск как сл. действие и задержание как мера принуждения до в. у. д. запрещено проводить. Сроки для проверки- 3 суток, м. б. продлен до 10 руковод. СО для след. или нач. подразд. дознания для дознавателя. До 30- если необх. проведение ревизии (можно провести провести на фабрике) или документальной проверки с привлечением специалистов. 3. при наличии признаков преступления по материалам проверки - решение о в. у. д.

Заявление о преступлении - наиболее распространённый повод к возбуждению уголовного дела. В соответствии со ст. 141 УПК заявление о преступлении может быть устным или письменным.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводами к возбуждению уголовных дел (ч. 7 ст. 141 УПК). Такие заявления не регистрируются, а подлежат уничтожению. Исключения составляют анонимные письма, содержащие прямые сведения о совершённом либо готовящемся преступлении. Они передаются в оперативные подразделения для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Если в результате такой деятельности будут установлены признаки преступления, то уголовное дело подлежит возбуждению по рапорту оперативного работника в связи с обнаружением признаков преступления.

Каких-либо дополнительных требований по содержанию и структуре письменного заявления действующий уголовно-процессуальный закон не устанавливает. Неполнота сообщаемых в заявлении данных не может служить основанием для отказа в его принятии, по общему правилу недостающие сведения могут быть получены средствами их последующей проверки. Более того, уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность обжалования прокурору или в суд отказа в приёме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144). Это условие служит важной гарантией прав граждан на защиту от преступных посягательств.

Кроме того, закон предусматривает конкретные требования к форме и содержанию жалобы, подаваемой мировому судье потерпевшим (ст. 318 УПК). Частная жалоба должна содержать: 1) наименование суда, в который она подаётся; 2) описание события преступления, места, времени, а так же обстоятельств его совершения; 3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству; 4) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; 5) список свидетелей, которых необходимо вызывать в суд; 6) подпись лица, подавшего жалобу.

Данная жалоба должна быть подана с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения.

Обязанность надлежащего оформления жалобы возложена на потерпевшего (ст. 319 УПК).

По смыслу норм, регламентирующих производство у мирового судьи, частная жалоба принимается мировым судьёй к производству лишь при том условии, что она соответствует указанным выше требованиям.

Не вдаваясь здесь в полемику и целесообразности вышеобозначенных положений уголовно-процессуального закона, подчеркнём лишь то, что они являются исключением и относятся только к производству у мирового судьи.

Что касается производства по основной массе заявлений о преступлениях, то ещё раз стоит подчеркнуть, что закон не содержит каких-либо требований к их форме, а основным условием их содержания является то, что они должны информировать о событии, являющемся преступным, и быть подписаны заявителем.

Устное заявление о преступлении в соответствии с процедурой, установленной ст. 141 УПК, должно быть занесено в соответствующий протокол, который должен содержать следующие данные:

  • 1) место и время принятия заявления;
  • 2) сведения о лице, принявшем заявление (должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы);
  • 3) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; гражданство; должность, место работы или учёбы; место жительства) и документах, удостоверяющих личность (данные паспорта, военного, пенсионного или студенческого билета и т.п.);
  • 4) отметка о разъяснении заявителю ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая заверяется подписью заявителя;
  • 5) содержание сделанного заявления;
  • 6) замечания к протоколу, сделанные заявителем после его прочтения, или отметка об их отсутствии;
  • 7) отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно.

Отметка о предупреждении об уголовной ответственности носит лишь предупредительный характер, и её отсутствие не является основанием не рассматривать заявление (устное или письменное) как повод к возбуждению уголовного дела. Заявление может и не содержать прямо выраженное требование о привлечении лица к уголовной ответственности. Исключение составляют заявления о преступлениях частно-публичного обвинения. В этом случае они должны исходить непосредственно от потерпевших, его законного представителя или представителя (ст. 20 УПК).

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 141 УПК).