Все о иконе казанская. Осенняя Казанская — праздник победы. Традиции праздничного дня

Икона Казанская Божья Матерь - надежная покровительница земли Российской и ее жителей.

Казанская Икона Божьей Матери - одна из самых почитаемых и любимых святынь в русском православии. Чудотворная Матушка Казанская неоднократно в тяжелые для России времена подавала помощь там, где казалось, надежды на спасение уже нет. Казанской иконой благословляют на брак или важное жизненное начинание, её дарят при крещении младенцев, берут с собой в дальний путь. Многие, прибегающие с искренней мольбой к этому святому образу, получают в различных жизненных трудностях помощь от Самой Пресвятой Богородицы.

Икона Казанская Божья Мать чудесно обретена была 21 июля (по новому стилю) 1579 года - эта дата празднуется как «летняя Казанская». Явлению иконы предшествовал пожар, который, занявшись от дома стрельца Даниила Онучина, превратил в пепелище половину Казани и даже часть кремля.
Вскоре после этого страшного события десятилетней Матроне Онучиной, дочке Даниила, было видение. Сама Богородица явилась ей во сне и указала место, из которого следует достать Ее Святой Образ. Девочка, рассказала о знамении матери, но та, не поверив ей, только отмахнулась. Видение Матроне повторилось, но точно так же не поверили градоначальники и архиепископ, когда она вместе с матерью обратилась к ним. После третьего, теперь уже грозного повеления Пречистой Девы, сама Матрона во время раскопки пожарища на месте печи дома родителей откопала Святой образ.

Это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России. Казанская икона Божией Матери считается покровительницей земли русской, что подтверждается многими историческими фактами. Издревле православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России.

День Казанской иконы Божией Матери: история и приметы праздника

День Казанской иконы Божией Матери православная церковь празднует 4 ноября. Это один из самых любимых и почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России.

Казанская икона Божией Матери считается покровительницей земли русской, что подтверждается многими историческими фактами. Издревле православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России.

День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом - 21 июля - в память явления иконы в Казани, и 4 ноября - в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских интервентов.

Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть города Казани.

Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле.

До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.

Сначала на слова девочки не обратили внимание, но, когда сон повторился трижды начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

Будущий святитель, который погиб от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.

На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Так что к моменту, когда в России настали сложные времена, икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.

Икона в Храме Христа Спасителя

С Казанской иконы Божией Матери было сделано множество списков, а сама икона прославилась своей чудотворностью - больные выздоравливали, слепые обретали зрение, враги были побеждены и изгнаны.

Наиболее известные чудеса заступничества Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Считается, что именно чудотворная икона помогла ополчению во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым 4 ноября 1612 года победить врага и освободить Москву от поляков.

История

На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Эта эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы - Казанской.

Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

В память от избавления Москвы от поляков по воле царя Михаила Феодоровича, первого русского царя из династии Романовых, и благословению митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Православной Церковью установлено было ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским. Считается, что Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

Икона Казанской Богоматери стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России, где существовали три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери - обретенная и два списка.

Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Ныне она хранится в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.

Традиции и приметы

В этот день все люди шли в церкви, где молились за свою родину, за своих близких и родных, чтобы в семьях был мир и покой.

После литургии все верующие отправлялись в крестный ход - с иконами в руках обходили вокруг городов и сел, деревушек, что символизировало защиту поселения от беды. На сегодняшний день ограничиваются ходом по главным улицам или просто вокруг церкви.

В старину женщины считали, что в этот день Богородица помогает именно им. Существовало множество защитных обрядов, которыми пользовались женщины в этот день.

К примеру, березовый лист дарит красоту и бережет от старости. Для этого рано утром в праздник женщины шли в березовую рощу, где искали листочки, подернутые инеем. Сорвав листок, в него смотрелись, как в зеркало. Считалось, что после этого лицо очистится и помолодеет, и на протяжении всего следующего года женщина будет выглядеть красиво.

Счастливым этот день считается и для заключения браков и венчания. В старину считали, что в такой светлый день торжества православной веры, самое подходящее время, чтобы создать новую семью. Те, кто желал прожить семейную жизнь без проблем и в счастье, стремились обряд венчания приурочить именно к празднику осенней Казанской Божией Матери.

Много примет связанно с погодой: если с утра земля укрыта туманом - будет тепло, а если дождь идет - скоро пойдет снег, если солнце светит ярко - зима будет такая же солнечная.

Дождливая погода в этот день является хорошей приметой. В народе говорили, что эта Богородица плачет и молится за всех людей. Она вымаливает у Господа Бога прощение для людей и просит, чтобы им жилось легче, чтобы урожай на следующий год был хорошим, и не было голода.

А вот сухая погода наоборот является плохой приметой. В народе говорят, что если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжелым. А на хороший урожай можно вообще не рассчитывать.

Так же в этот день селяне выходили на свои огороды и разбрасывали по земле соль: "угощали хлебом-солью" чтобы будущий урожай был богатым и обильным. После этого, все поля обходили с иконой, а затем устраивали на земле праздничную трапезу, состоящую из даров земли и святой воды.

О чем молятся

Казанская Божия Матерь считается чудотворной иконой, а молитвы к ней могут быть судьбоносными. Люди верят, что во время любого бедствия, горя или напасти Казанская Божия Матерь может закрыть своим невидимым покрывалом просящего о помощи человека от всех бед и спасти его.

Перед иконой Казанской Божией Матери молятся об исцелении глазных и других болезней, защите дома от беды и пожара, избавлении от вражеских нашествий, благословлении молодоженов, рождении детей, семейном благополучии.

Молитва

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Яв-ле-ние ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы во гра-де Ка-за-ни (1579)

Тро-парь празд-ни-ка (в рус-ском пе-ре-во-де)

За-ступ-ни-ца усерд-ная, Ма-терь Гос-по-да Все-выш-не-го! Ты о всех мо-лишь-ся Сы-ну Сво-е-му, Хри-сту Бо-гу на-ше-му, и со-дей-ству-ешь спа-се-нию всех, при-бе-га-ю-щих под Твою мо-гу-ще-ствен-ную за-щи-ту. О, Гос-по-жа Ца-ри-ца и Вла-ды-чи-ца! За-щи-ти и нас всех, обре-ме-нен-ных мно-ги-ми гре-ха-ми, на-хо-дя-щих-ся в ис-ку-ше-ни-ях, скор-бях и бо-лез-нях, ныне пред-сто-я-щих и мо-ля-щих-ся Те-бе со сле-за-ми, с уми-лен-ным ду-хом и со-кру-шен-ным серд-цем пред Тво-им пре-чи-стым об-ра-зом, и име-ю-щих на Те-бя непо-стыд-ную на-деж-ду на из-бав-ле-ние от вся-ко-го зла! Да-руй же всем по-лез-ное и спа-си всех нас, о Бо-го-ро-ди-ца Де-ва; ибо Ты - Бо-же-ствен-ный по-кров Сво-им ра-бам!

Еван-гель-ское чте-ние (Бо-го-ро-ди-це)

( - За-ча-ло 54)

[Хри-стос у Мар-фы и Ма-рии. По-хва-ла Ма-те-ри Гос-по-да]

А ко-гда бы-ли они в пу-ти, за-шел Он в од-но се-ле-ние, где некая жен-щи-на по име-ни Мар-фа при-ня-ла Его у се-бя до-ма; и бы-ла у неё сест-ра, ко-то-рую зва-ли Ма-рия; она се-ла у ног Гос-по-да и слу-ша-ла Его ре-чи. Мар-фа же за-бо-ти-лась о боль-шом уго-ще-нии и, по-дой-дя, ска-за-ла: «Гос-по-ди! или Те-бе нуж-ды нет, что сест-ра моя од-ну ме-ня оста-ви-ла слу-жить? Ска-жи ей, чтобы она по-мог-ла мне». Иисус же ска-зал ей в от-вет: «Мар-фа! Мар-фа! Ты хло-по-чешь и бес-по-ко-ишь-ся о мно-гом, меж-ду тем как нуж-но толь-ко од-но. А Ма-рия вы-бра-ла се-бе бла-гую до-лю, ко-то-рую у неё не от-ни-мут».

И бы-ло, ко-гда Он го-во-рил это, некая жен-щи-на, воз-вы-сив го-лос из тол-пы, ска-за-ла: «Бла-жен-на ма-те-рин-ская утро-ба, но-сив-шая Те-бя, и грудь, вскор-мив-шая Те-бя!» А Он ска-зал: «Ещё бла-жен-нее те, кто слы-шит сло-во Бо-жие и со-блю-да-ет его!»

«Лет-няя Ка-зан-ская»

21 (8 ст. ст.) июля Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь празд-ну-ет чу-дес-ное яв-ле-ние Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри. В на-ро-де - «Лет-няя Ка-зан-ская», в от-ли-чие от «Осен-ней Ка-зан-ской» (4 но-яб-ря). Это - один из са-мых по-чи-та-е-мых на Ру-си Бо-го-ро-дич-ных об-ра-зов, но тай-на его до сих пор не рас-кры-та.

Об-ре-те-ние и про-слав-ле-ние ико-ны свя-за-но с Ка-за-нью, чем и объ-яс-ня-ет-ся на-зва-ние. Со-глас-но сим-во-ли-че-ско-му пре-да-нию (ко-то-рое не обя-за-тель-но по-ни-мать бук-валь-но), в 1579 го-ду, в этом го-ро-де, неза-дол-го до то-го во-шед-шем в со-став Ру-си, Де-ва Ма-рия яви-лась во сне де-вя-ти-лет-ней де-воч-ке Мат-роне, до-че-ри стрель-ца Да-ни-лы Ону-чи-на, и ве-ле-ла вы-рыть из зем-ли Ее ико-ну. Сна-ча-ла рас-ска-зу ре-бен-ка не при-да-ли осо-бо-го зна-че-ния, но по-втор-ные яв-ле-ния убе-ди-ли в ре-аль-но-сти про-ис-хо-дя-ще-го. Вско-ре из-под пе-пе-ли-ща сго-рев-ше-го до-ма из-влек-ли чу-дес-ный об-раз Пре-чи-стой Де-вы. На-пи-сан-ная на дос-ке из ки-па-ри-са, ико-на пред-став-ля-ет по-ясно е изо-бра-же-ние Бо-го-ма-те-ри с Мла-ден-цем, вос-се-да-ю-щим на Ее ле-вой ру-ке.

Со-бы-тие об-ре-те-ния ико-ны опи-сал на-сто-я-тель ка-зан-ской Ни-коль-ской церк-ви свя-щен-ник Гер-мо-ген (впо-след-ствии вто-рой рус-ский Пат-ри-арх и свя-щен-но-му-че-ник, † 1612 г.), а на ме-сте яв-ле-ния ико-ны по ве-ле-нию за-во-е-ва-те-ля Ка-за-ни ца-ря Ива-на IV был ос-но-ван Ка-зан-ский жен-ский мо-на-стырь.

Наи-бо-лее по-чи-та-е-мы-ми спис-ка-ми (ко-пи-я-ми) с Ка-зан-ской ико-ны бы-ли чу-до-твор-ные об-ра-зы, хра-нив-ши-е-ся в Ка-зан-ских со-бо-рах в Пе-тер-бур-ге и Москве. О каж-дом из них су-ще-ство-ва-ло пре-да-ние, что имен-но дан-ная ико-на бы-ла об-ре-те-на в Ка-за-ни и впо-след-ствии ока-за-лась в сто-ли-це. Пе-ре-не-се-ние яв-лен-ной ико-ны в Моск-ву свя-зы-ва-ют ли-бо с пат-ри-ар-хом Гер-мо-ге-ном, ли-бо с кня-зем По-жар-ским, во вре-мя поль-ско-швед-ской ин-тер-вен-ции имев-шим ее в сво-их вой-сках (1612 г.).

По-яв-ле-ние Ка-зан-ской ико-ны в С.-Пе-тер-бур-ге свя-за-но с учре-жде-ни-ем здесь но-вой сто-ли-цы Рос-сий-ско-го го-су-дар-ства. Ве-ро-ят-но, в наш бо-го-спа-са-е-мый град её при-вез-ла в 1710 го-ду из Моск-вы ца-ри-ца Па-рас-ке-ва Фе-о-до-ров-на.

Дру-гая ко-пия чу-до-твор-ной ико-ны Бо-го-ма-те-ри пре-бы-ва-ла в Ка-за-ни - в Успен-ском со-бо-ре Ка-зан-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря, - но 29 июня 1904 го-да бы-ла по-хи-ще-на свя-то-тат-ца-ми и бес-след-но ис-чез-ла. Зна-ме-на-тель-но, что это про-изо-шло неза-дол-го до но-вой кро-ва-вой сму-ты в на-шем Оте-че-стве. Тща-тель-ные ро-зыс-ки ре-зуль-та-тов не да-ли.

В кон-це XX сто-ле-тия мно-го пи-са-ли и го-во-ри-ли об иконе, на-хо-див-шей-ся в Ва-ти-кане и недав-но воз-вра-щён-ной в Моск-ву. Неко-то-рые на-де-я-лись, что это и есть та са-мая чу-дес-но яв-лен-ная в Ка-за-ни ико-на. Од-на-ко еще до ее воз-вра-ще-ния бы-ло уста-нов-ле-но, что это - до-воль-но позд-ний спи-сок, не ра-нее XVIII ве-ка. Дру-гой со-хра-нив-ший-ся, Пе-тер-бург-ский, спи-сок ико-ны да-ти-ру-ет-ся при-мер-но тем же вре-ме-нем. Та-ким об-ра-зом, ни один из древ-ней-ших спис-ков вре-ме-ни про-слав-ле-ния Ка-зан-ской ико-ны в кон-це XVI сто-ле-тия по-ка нам вновь не яв-лен.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

История, традиции, приметы и обряды на Казанскую.

Икона Казанской Божией Матери связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, глубоко почитаемых народом. Икона эта была чудесно обретена в 1579 году в Казани, незадолго до этого взятой войсками Ивана Грозного. После пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города, Божия Матерь трижды являлась во сне 9-летней девочке Матроне и велела обрести на пепелище Ее икону. Когда мать с дочерью стали копать на том месте, где до пожара была печь, на глубине двух локтей (около 1 м) они обнаружили икону. Одним из первых очевидцев этого чуда был скромный священник Никольской церкви Ермоген, впоследствии Патриарх всея Руси. К месту обретения иконы сразу же стеклось множество народу, город огласился праздничным звоном. Этот день с тех пор стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей Руси. На месте обретения иконы в том же, 1579 году, Иван Грозный основал Богородицкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона.

Небольшая икона, обретенная девочкой, стала вскоре всенародной святыней, знаменем Небесного покрова Пресвятой Богородицы над нашим Отечеством. Свою чудесную помощь она явила в Смутное время, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов. Польские войска взяли Москву, заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, и вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Русские войска освободили Москву и вошли на Красную площадь с Казанской иконой Божией Матери (чудотворным списком ее). Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы воздвиг на Красной площади в 1630-е годы храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 1920-е годы храм был варварски уничтожен.

Образ Казанской Божией Матери особо почитался Петром Великим. Известно, что чудотворный список с иконы (так называемый Каплуновский) стоял на поле боя во время Полтавского сражения. Есть предание, что святитель Митрофан Воронежский именно Казанской иконой благословил Петра I еще до основания Петербурга: «Возьми икону Казанской Божией Матери — и она поможет победить тебе злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу... Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего». В 1710 году царь повелел перевезти чудотворный список с иконы Казанской Божией Матери из Москвы в Петербург. Некоторое время икона пребывала в Александро-Невской лавре, а потом (при Анне Иоанновне) была перенесена в выстроенный на Невском проспекте специальный храм. С этой петербургской святыней связано восшествие на престол Екатерины II. Павел I, став императором в 1796 году, решает воздвигнуть более достойный храм для Казанской иконы и объявляет конкурс проектов, в котором побеждает А. Н. Воронихин, спроектировавший храм по образцу собора Святого Петра в Риме. Собор строился 10 лет и завершен был уже при Александре I. В 1812 году перед чудотворной иконой молился за спасение России М. И. Кутузов и здесь же, в Казанском соборе, 25 декабря 1812 года был отслужен первый благодарственный молебен за избавление России от нашествия Наполеона. В страшные дни блокады Ленинграда жители осажденного города вспоминали пророческие слова епископа Митрофана и верили, что враг не войдет в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери.

Православная Церковь отмечает в этот день и память трех одноименных святых — праведных Прокопиев. Один — великомученик Прокопий — общехристианский святой, два других — местночтимые святые: Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (канонизирован в конце XV в.), другой — Прокопий Устьянский (канонизирован в XVII в.). Оба отечественные святые связаны с Русским Севером, где культ их был очень распространен. «Есть основания полагать, — считает Т. А. Бернштам, — что в сознании местных жителей все три Прокопия, праздновавшиеся в один день, сливались в единый „праведный" образ» [Бернштам, 1995; 253]. Не удивительно, что Прокопий здесь несколько ослабил внимание к Казанской иконе Божией Матери.

О праведном Прокопии Устюжском Г. П. Федотов писал, что он был первым настоящим юродивым на Руси. «К сожалению,— отмечал ученый,— его житие составлено (XVI в.) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 году, помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетие. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом, „от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли". В Новгороде он познал истинную веру в „церковном украшении", иконах, звоне и пении. Крестившись у святого Варлаама Хутынского (анахронизм) (Федоров называет это анахронизмом, т. е. ошибочным отнесением события к другому времени, перенесению его в настоящее или близкое нам время.— А.Н.) и раздав свое имение, он „приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство переложися", по Апостолу». Из Новгорода Прокопий по непроходимым лесам и болотам добирается до Устюга, города, который поразил его «церковным украшением». Здесь он ведет такую жизнь, с которой не могли сравниться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит на земле или на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося «благополучие граду и людям». Однажды, войдя в церковь, он предсказал Божий гнев на град Устюг. Никто не прислушался к призывам юродивого о покаянии, он один плакал целые дни на паперти. «Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась», все побежали в церковь. «Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в двадцати верстах от Устюга, где столетия спустя можно было еще видеть поваленный лес» [Федотов, 259, 260].

Церковь во имя святого Прокопия поставлена была в сольвыче- годском Борисоглебском монастыре. Известны легенды о многочисленных чудесах (главным образом, исцелениях, возвращении зрения, изгнания бесов из одержимых), творимых иконой с изображением Прокопия Устюжского,— главной святыней храма.

Двинско-Важский водораздел, как удалось выяснить Т. А. Бернштам, был главным местом почитания святого Прокопия Устьянского. В селе Бестужево, где сходились все дороги этого региона, находился культовый символ — источник Прокопия праведного (в верховьях реки Кодимы — притока Северной Двины).

Прокопьев день на Русском Севере был праздником обетным (пивным), охватывавшим «весь диапазон человеческого бытия и благополучие домашнего скота» (Бернштам, 1995; 228].

В большинстве русских губерний день Летней Казанской почитался значительным праздником. Наиболее торжественно и широко его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодежь устраивала гулянья, причем празднование могло длиться несколько дней.

О наказании за непочтение к празднику свидетельствует рассказ, записанный в Можайском уезде Московской губернии. В селе Никольском немец-управляю- щий (один из самых свирепых, по воспоминаниям крестьян) «согнал крестьян косить на Казанскую. Крестьяне говорят: „Василий Романович, сегодня Казанская, праздник!" — „Какой праздник! Праздник — в Казани", — отвечает тот.

В два часа дня разразилась страшная гроза, ударила прямо в княжеский скотный двор, штук двести скота на месте уложило. „Ну, — говорят крестьяне, — вот тебе и праздник в Казани!" С тех пор в Казанскую никогда уже больше не работали» [Елеонская, 229].

Наступает самая жаркая пора лета в прямом (погодном) и переносном (работа в поле) смысле. «У нас считают, — писал А. С. Ермолов, — что с этого времени вместе с уборкою начинаются самые сильные летние жары» [Ермолов, 1; 373]. В связи с жаркими днями шутили: Сказывают, что в старые годы и на Казанскую мужик на печи замерз.

День считается открытием жатвенной страды.

Жатва поспела, и серп изострен.

Зерно в колосу — торопись жать полосу.

Жнут порою — жуют зимою.

Жатва — время дорогое, никому тут нет покою.

Пот ключом бьет, а жнец свое берет.

Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает.

Там, где велико было почитание святого Прокопия, перед началом зажина ржи служили молебен святому, резали баранов, устраивали мирские угощения. В вятской деревне Варжа Лузского района совсем недавно старожилы вспоминали, что на день Прокопия «с сырами ездили в церковь. Тама их окропят и надо отрезать попадье, дьяконице, псаломщику. Остальное на могилу положат» [Вят. ф-р НК, 115].

В центральной России с Казанской начинали по-настоящему готовиться к уборке хлеба (в Тамбовской, Воронежской губ.), в некоторые годы уже и приступали к жатве ржи.

Смоленские бабы, отправляясь в поле на зажин, брали с собой вареные яйца, хлеб, соль и сало. Нажав несколько снопов, отделяли первый и садились есть принесенные кушанья. Чтобы жатва была обильной, перед тем как сжать первый сноп, говорили: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!»

В ряде местностей, срезав первые колосья, жница скручивала их и затыкала за пояс, чтобы, как говорили, спина не болела, не было ломоты в пояснице — ведь жали внаклонку да еще при жаре, а это очень тяжелая работа. Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили своего рода заклинание: «Как былинка гнется и не ломится, так бы у рабы Божией (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не уставала. Во веки веков, аминь!» [Духовная к-ра СБ, 118].

Первому снопу придавалось большое значение. Его торжественно вносили в дом, ставили под образа, его первым помещали в овин и с него же начинали молотьбу.

На Казанскую черника поспевает.

Черница-ягода поспела — поспела и рожь.

Черника — не только лакомство. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись в качестве эффективного лекарственного средства, особенно при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре.

Многовековый опыт подсказывал, что очень полезно есть чернику в больших количествах в жаркое летнее время.

Около Прокопьева дня в Тюменском крае начинали сено собирать в валы, потом копнить. А из копен складывать зароды. В северных губерниях день Казанской Божией Матери считался началом покоса.

Вятский земледелец рассматривал Прокопьев день как срединную дату между Петровым днем и Ильиным: от первого его отделяло 12 дней, от второго — 9 дней. Ориентируясь на эти даты, устанавливали сроки разных сельскохозяйственных работ:

С Петрова до Прокопьева дня сенокос, с Прокопьева до Ильина дня сев озимых.

По погоде Прокопьева дня судили о дне Ильи пророка: На Прокопия дождь и на Илью дождь. Соотнося Прокопьев день с Ильиным, переносили на него опасность грозы, могущей спалить собранное сухое сено: Прокопьев день — сердитый праздник: нельзя грести сено [Вят. ф-р НК, 115]. Не мог обойтись крестьянин и без шутки, без обыгрывания имени святого: если зачастили в эту пору дожди, говорили: Прокоп на печи промок.

На Среднем Урале тоже высевали озимую рожь между Прокопьевым днем и Ильиным.

Интересно, что связь Прокопия с Ильей обнаруживается в верованиях и правилах поведения, касающихся нечистой силы. Сибиряки, например, считали, что в Прокопьев день, как и в Ильин, люди не должны купаться, поскольку именно в это время водяной любит плескаться и играть в своей стихии и не терпит, когда ему мешают. Также нельзя в этот день стирать белье (особенно полоскать его в реке, пруду): водяной утащит провинившихся.

Первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух, тараканов и пр.

Первый сноп в дом, а клопы, тараканы — вон!

Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!

Казанская икона Божьей Матери спасла Москву от уничтожения и случилось это 4 ноября. По церковному календарю празднование православного Дня Казанской иконы Божией Матери проходят 21 июля, после того, как в 1579 году эту икону чудесным образом обнаружили в Казани. А случилось это так.

История Казанской иконы Божьей Матери

Еще задолго до прихода в Казань войск Ивана Грозного, большая часть города была стерта с лица земли страшным пожаром. Одним из пострадавших был некто стрелец Онучин. Чудесное видение пришло к его дочери, когда во время сна к ней пришла Богородица и рассказала о чудесной иконе, погребенной под пепелищем. Казань – город мусульманский, поэтому православный образ был спрятан одним из верующих.

Как появился праздник День Казанской иконы Божией Матери?

В память об освобождении Москвы был установлен День празднования Казанской иконы Божией Матери – 4 ноября. Именно эта икона помогала бороться тогда с захватчитками. И что самое интересное – икону нашли именно на том самом месте, какое было указано девочке в вещем сне.

Значение Казанской иконы Божьей матери

Найденная тогда икона обладает невероятной силой и ее обретение верующими сопровождалось самыми различными чудесами. А копия Казанской иконы Божьей Матери, написанная в XIX веке, не раз исцеляла больных по зрению.

Зачастую чудотворная икона спасала русские земли от вторжений, ее почитали наши великие воины и полководцы, жившие в разное время. Казанская икона Божьей Матери была у ополченцев Минина и Пожарского, ей молился Кутузов перед Бородино, и даже, несмотря на отлучение церкви от государства во времена СССР, на нее уповали перед началом Сталинградского сражения.

С чудодейственной иконой связывают окончание в России Смуты. Ополченцы, Минин и Пожарский, благодаря ей сумели изгнать из Москвы польских интервентов. Как утверждают историки, в самый тяжелый момент, Минину и Пожарскому прислали из Казани Святой образ – икону Богородицы.

После этого войском был выдержан строгий трехдневный пост, после которого они обратились к Богу и Казанской иконе Божьей Матери с мольбой о помощи. В результате 4 ноября 1612 года поляки были повержены, в России закончились, наконец, смутные времена, пришел конец распрям и конфликтам. В честь славной победы на Красной Площади заложили Казанский собор, который в 30-х годах прошлого века было полностью разрушен, но в наше время его восстановили.

В современном календаре этот праздник почитается только глубоко верующими людьми, а 300 лет назад православный праздник Казанской иконы Божьей Матери был всенародным. Считалось, что на следующий день приходила истинная зима. У молодых людей и девушек считалось хорошим знаком пожениться в День Казанской Божьей Матери. Это означало, что семья будет крепкой и счастливой.

Когда праздник День Казанской иконы Божьей матери?

Ежегодно, 4 ноября, сотни и тысячи верующих отмечают светлый православный праздник – День Казанской иконы Божией матери. Поздравьте и Вы близких с этим великим Днем – днем освобождения от захватчиков и единства российского народа!