Виды спецтехники мчс. Аварийно-спасательные автомобили на службе безопасности. Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости

Все записи с меткой "Пожарная техника "

Тема 10 Общие сведения о противопожарном водоснабжении охраняемого района, города (объекта). Состояние и перспективы развития противопожарного водоснабжения. Противопожарное водоснабжение в сельских населенных пунктах.

Тема 7 Классификация, назначение, устройство и принцип действия автоматических стационарных установок пожаротушения (водяного, пенного, парового, газового и аэрозольного). Требования к оросителям, трубопроводам, узлам управления, водопитателям, диспетчерскому пульту (станции). Места расположения пусковых устройств на объектах в охраняемом районе и порядок пуска установок пожаротушения.

Тема 6 Классификация, назначение, тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей. Порядок использования специальных пожарных автомобилей для выполнения работ, обеспечивающих успешное тушение пожаров, ликвидацию аварий, спасение людей.

Тема 5 Классификация, назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей специального назначения: аэродромных, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобиля первой помощи. Порядок подготовки их к работе и подачи огнетушащих веществ. Меры безопасности.

Тема 4 Классификация пожарных автомобилей общего применения. Назначение, марки, тактико-технические данные пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении в подразделении ГПС, пожарной охране муниципального образования, пожарной охране ЗАТО. Общие сведения о назначении и устройстве частей, агрегатов и групп механизмов основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Табель положенности пожарно-технического вооружения (оборудования) на пожарном автомобиле.

Классификации пожарных автомобилей нужна для лучшей и слаженной организации ведения оперативных действий при тушении личным составом подразделений МЧС. Перед тем как перейти непосредственно к классификации необходимо понимать, от чего отталкивались, какие характеристики и особенности учитывались перед тем как классифицировать .

Обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий соблюдается не только за счет профилактическими действиями со стороны органов надзора и контроля за , но и бывают к сожалению случаи, когда пренебрежение мер правил пожарной безопасности приводит к печальным последствиями которые зачастую сопровождаются пожаром.

Пожарная повозка

Тушение пожара уже непосредственная робота боевых подразделений МЧС, осуществления которой возможно лишь при наличии хорошего пожарно-технического оборудования и пожарной аварийно-спасательной техники. Применение пожарно-спасательной техники необходимо в связи с тем, что неконтролируемое (пожар) способствует появлению значительных температур вблизи очага пожара и как следствие появлением – дым, сажа, различные ядовитые вещества.

При таком варианте развития ситуации каждая минута на вес золота, таким образом, ликвидация пожара должна сводиться к элементарному разрушению , за счет подачи огнетушащего вещества в очаг пожара.

Так как горению могут подвергаться различные типы веществ со своими физическими свойствами и агрегатным состояниям – огнетушащие средства должны подаваться под определённым напором с заданной интенсивность. Выше перечисленные качества могут быть реализованы за счет использования пожарной техники.

Если рассматривать, что собой являет общее понятие пожарная техника , то можно сказать, что это комплекс технических средств и приспособлений различной конфигурации и строения, используемые для тушения пожаров (или обеспечения ведения действий по тушению пожаров), локализации пожара, защиты человека и материальных ценностей.

На сегодняшний день пожарная техника представлена разнообразными средствами, начиная от элементарного огнетушителя и заканчивая пожарным танком.

Если рассматривать пожарную технику необходимую для обеспечения тушения пожаров, то рассмотрим детальнее классификацию пожарных автомобилей.

В соответствии с тактикой тушения во время пожара часто бывает необходимость производить роботы по , спасение пострадавших, вскрытию разнообразных конструкций за счет ручного аварийно-спасательного инструмента ( , ) или же . Выполнение выше обозначенных работ может быть реализовано с помощью специальной пожарной техники (автомобилей) и применения специального пожарного инструмента.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов ( , пожарные насосы, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования , приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре ( , автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Типы

От величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

В зависимости от проходимости:

  • категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

По посадочной формуле:

Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме:

  • По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
  • Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По климатическому исполнению:

Делятся на три группы:

  • Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  • Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  • Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Условные обозначения

Для облегчения идентификации всех видов пожарных автомобилей принято применять аббревиатуру, обозначающую функциональную принадлежность пожарного автомобиля к тому или иному типу. Также данную аббревиатуру принято обозначать на бортах автомобилей.

Для примера: пожарная автоцистерна – АЦ, пожарный автомобиль первой помощи – АПП автоцистерна, – АСА и др.

Также для простоты запоминания характеристик пожарного автомобиля в основу специального названия автомобиля принято добавлять основные параметры это характеристики, производительность (как например 40 л/с в АЦ-40 (130) 63Б) или высота подъема коленчатого подъемника (30 м в АЛ-30 (4310)).

Согласно все пожарные автомобили принято окрашивать в красный цвет – который как принято считать символизирует огонь, опасность и т.д. Для большей восприимчивости красный цвет разбавляется широкими белыми полосками.

Также нормативным документом регламентировано правило размещения надписей и опознавательных знаков.

Так номер пожарной части, к которой относится автомобиль и населенный пункт указываться на двери автомобиля, на задней части кузова указывается тип пожарного автомобиля (АНР).

Для усиления восприимчивости окружающими и понимания каждым того, что это пожарный автомобиль, на нем размещаются также звуковые и сигнальные маячки. Так как пожарный автомобиль относится к автомобилям повышенной внимательности и важности на нем размещаются светопроблесковые маячки синего цвета.

Что касается звукового сигнала, то на сегодняшний день звуковое оповещения окружающих производится от электрической сирены хотя в был вариант воспроизведения звукового сигнала за счет отработанных газов автомобиля через систему отвода газов – (чем и объясняется специфический звук пожарных автомобилей в старых художественных фильмах).

История пожарных автомобилей России началась в далёком 1907 году. На заводе Густава Листа на ходовую часть, купленную в Германии, установили кузов, оснащённый автонасосом-линейкой, лестницей, колоколом, лавками для экипажа. В дальнейшем выпуск пожарных автомобилей продолжили на автозаводе “Руссо-Балт” и к 1916 году в Москве было уже 13 пожарных автомобилей.
В те годы пожары случались очень часто и приносили значительный материальный ущерб. Совнарком 17 апреля 1918 г. выпустил декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Декрет регламентировал производство противопожарного оборудования и снаряжения; разработку пожарных инструментов (включая огнетушители) и машин.


Для увеличения количества пожарных автомобилей в 1925 году в Москве создали специальный завод фирмы «Автопромторг». Через некоторое время на вооружении пожарных подразделений Москвы находилось уже 85 автомобилей: 25 линеек, 32 насоса, 12 автолестниц.
Первый отечественны пожарный автомобиль на базе АМО Ф-15 появился в 1928 году и был оборудован коловратным насосом производительностью 1200 л/мин и, по традиции, медным колоколом.

По мере роста выпуска отечественных автомобилей, совершенствовались и пожарные автомобили. В 1931 году на базе АМО-4 был выпущен пожарный автомобиль с центробежным насосом, дальше в 1931-35 годах были выпущены первые автоцистерны ПМЗ-2, ёмкостью 1 500 литров на базе автомобилей ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЯГ-4, ПМЗ-1 с насосами Д-20 на базе ЗИС-11, ЯГ-10, с ёмкостью цистерны для воды до 4 500 литров. В 1935 году был построен завод пожарной техники в городе Торжке.

Пожарная техника стремительно развивалась и с 1937 года начали появляться спецмашины: газодымозащитной службы, прожекторные, средств связи, углекислотного тушения.
С 1952 года в нашей стране основным поставщиком щасси для пожарных автомобилей, на несколько десятилетий вперёд, стал автозавод «ЗиЛ».
В 1953 году появилась первая автомеханическая лестница АМ-35 (200).
В 1954 году автомеханическая автолестница АМ-45 (200) с лифтом грузоподьёмностью 180 кг.
Начиная с 70 годов в подразделения пожарной охраны стала поступать импортная техника, например финский коленчатый подъёмник «Бронто», смонтированный на шасси наших «Камазов».
В 1994 году - выпущена гидравлическая автолестница с высотой подъёма 50 метров.
С 1997 года вся пожарная техника должна соответствовать требованиям НПБ 163-97
Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.
Согласно этого документа все пожарные автомобили, в зависимости от назначения, подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.
К основным относятся пожарные автомобили, предназначенные для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.


В свою очередь основные пожарные автомобили подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения (для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях химической промышленности, в аэропортах и т. д.).
К специальным относятся пожарные автомобили, предназначенные для проведения специальных работ на пожаре: поднятия личного состава на высоту и спасания пострадавших из верхних этажей зданий, обеспечения связи и освещения, борьбы с дымом, вскрытия и разборки конструкций, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий и т. д.


К вспомогательным автомобилям относятся: авто-топливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ, а также для проведения агитационной работы.

Марина Трофимова

Управление по ЗелАО ГУ МЧС России по г. Москве

Борьба с огнем - сложная и ответственная задача, которая стоит перед каждым человеком, принявшим решение посвятить себя этой нелегкой профессии.

С развитием технического прогресса выполнение этой задачи значительно упростилось - пожарные получили современное оборудование и машины, позволяющие быть более защищенными в процессе работы и действовать быстрее и слаженнее.

Современные пожарные части обеспечены прежде всего пожарными машинами, которые можно поделить на такие виды, как основные, специальные и вспомогательные.

Также каждая пожарная часть обеспечена спецоборудованием. Это: ручные инструменты, рукава, огнетушители, насосы и приборы для защиты от газа и дыма.

Говоря том. как оборудовать пожарный пост, следует заметить, что обязательно в наличии должны быть:

  • ящик для песка;
  • пожарный щит, укомплектованный ломом, багром, топором, огнетушителем, ведром и кошмой.

На сегодняшний день обеспечить части МЧС России необходимым оборудованием и техникой очень важная и серьезная задача.

Кроме того, что они должны быть укомплектованы, как было выше сказано, пожарными машинами, необходимо и наличие специальных пожарных вертолетов, поездов, самолетов, кораблей и катеров. Это позволит борцам с огнем быстро и легко добраться в отдаленные места возникновения пожара. Ярким примером являются недавние события в Сибири. Отсутствие такой техники, как пожарные вертолеты, значительно усложнило бы тушение этого пожара. Локализировать очаги возгорания при таких масштабных пожарах возможно только с воздуха, так как другая техника не имеет возможность быстро добраться до места возникновения пожара.

Хочется обратить внимание на то, что МЧС России обязано обеспечить борцов с огнем и необходимым специальным обмундированием. Комплект формы бойца пожарного расчета - это куртка, брюк, рукавицы с крагами и защитная каска. В зимний период комплект дополняется утепленной форменной одеждой. На специальном спасательном поясе с карабином крепится топор в кобуре.

Очень важно, чтобы обеспечение всем необходимым для работников МЧС России было полным. От этого зависит жизнь и здоровье людей, которые не жалея собственной жизнью, спасают чужие жизни и имущество.

Вам могут быть интересны эти товары

Оборудование пожарной части

Рассмотрим более подробно оборудование пожарной части. Прежде всего, хочется более подробно рассмотреть вопрос о том, на какие виды делятся пожарные машины.

Основные машины обычно используют для того, чтобы доставлять пожарный расчет в зону горения и для подачи таких средств тушения, как вода и пена. Это такая техника как, автонасосы и вся другая техника, оборудована пожарными насосами.

Специальные машины - это техника, которую используют для определенных видов работ на пожаре. Это пожарные автоцистерны, автолестницы, автопеноподъемники и другие.

Коротко о вспомагательных пожарных машинах. Они используются для материально-технического обеспечения пожарных частей. К ним относятся автотопливозаправщики, бульдозеры, краны.

Все пожарные части России обеспечены таким специальным оборудованием, как: ручные лестницы для пожарных, ручной пожарный инструмент, рукава с соединительной арматурой, пожарные стволы, огнетушители, установки для тушения пожара, пожарные насосы газодымзащитные устройства и приборы.

Ручной инструмент предназначается для того, чтобы быстро разбирать строительные конструкции, расчищать и убирать помещения и других действий. Он делиться на немеханизированный и механизированный.

Для подъема на верхние этажи строений используют ручные лестницы для пожарных.

Рукава используют для быстрой подачи воды от источника к месту пожара.

Пожарные стволы используют для получения распыленной или сплошной водяной или порошковой струи.

Оборудование пожарного поста

Многие из нас, попадая в те или иные организации, замечали, что на территории оборудован пожарный пост. Наличие всего необходимого на нем обычно проверяют представитель пожарной охраны, в задачу которых входит не только проверка наличия всего необходимого, но и проверка имеющихся у работников навыков тушения пожара. Какой смысл в наличие ящика с песком, если никто не знает, для чего он предназначен и как использовать песок при тушении пожара?

Комплектация пожарный постов закреплена специальными нормами, где четко написано, что именно должно в нее входить.

Прежде всего это ящик с песком. При помощи песка можно ликвидировать загорание, утечку веществ, которые легко воспламеняются.

И щиты, и стенды предназначены для размещения средств пожаротушения:

  • лом - предназначается для разрушения строительных конструкций при пожаротушении;
  • багор - инструмент для разборки кровель стен и других конструкций;
  • топор - инструмент, позволяющий легко вскрыть двери, окна, крышу;
  • ведро - используют для подачи огнетушащих средств непосредственно к месту возгорания;
  • кошма - используется для локализации очага горения при возникновении пожара;
  • лопата - используют как инструмент, разбрасывающий песок;
  • огнетушитель - используют для непосредственного тушения пожара.

Огнетушители, в свою очередь, делятся на порошковые, воздушно-пенные, жидкостные, углекислотные, пенные и хладоновые.

Соблюдая правила комплектации пожарного посты и проводя обучающие беседы с работниками организаций можно легко справиться с возникшим возгоранием до приезда пожарных, если ваши действия будут четкие и слаженные!

В преддверии Дня пожарной охраны Москвы столичным главком МЧС был организован пресс-тур, который предоставил журналистам уникальную возможность не только познакомиться с современной техникой, но и увидеть ее технические возможности.

Отправляемся в ПСЦ.

За последние 20 лет благодаря целевым программам Правительства Москвы и МЧС России в гарнизоне пожарной охраны города Москвы на 100% обновился парк пожарно-спасательной техники.

Автомобиль быстрого реагирования с системой пожаротушения «Кобра» (АБР КОБРА)

Расчет комплекса "Гюрза"

Куряков Игорь Викторович - Начальник Управления оперативного реагирования ГУ МЧС России по г.Москве

Мобильный комплекс «ГЮРЗА» для тушения пожаров на объектах с конструкциями из высокопрочных материалов.

«ГЮРЗА» состоит из базового шасси, пожарной надстройки и водяной многофункциональной установки для резки конструкций и подачи тонкораспыленной струи воды. Комплекс предназначен для работы в трех режимах: резки, пожаротушения водой и пожаротушения водой с добавкой пенообразователя.

Кстати Silant - на базе шасси ГАЗ-66

Котэ - "А ты кто?")))

Пожарно-спасательный мотоцикл

АЦ-3,2-40/4 CAFS(43253)007-МС на базовом шасси КамАЗ-43253, модель 007-МС, с дополнительно оборудованной двухканальной пневматической пеногенерирующей установкой (ППУ) Conti CAFS 15 AT и Sky CAFS предназначена для образования пеновоздушной смеси, доставки к месту пожара личного состава, огнетушащих средств, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента.

"Как махну рукой - подавайте пену!"

Апчххииии

Пенаааа...выходииии)))

Огооо... как повалило то)))

Установка пожаротушения с гидроабразивной резкой «Кобра»

Метод пожаротушения с гидроабразивной резкой (международный патент 1997 года) заключается в смешивании воды и абразива, выбрасываемого через специальное выходное отверстие под давлением 300 атм. Капли воды при контакте с горячими пожарными газами превращаются в пар. Это позволяет снизить температуру внутри закрытого помещения при минимальных затратах воды. Охлаждение пожарных газов начинается с самого начала применения установки «Кобра», что дает руководителю тушения пожара больше времени для планирования спасательной операции. После охлаждения горючих газов и снижения температуры, производится интенсивная вентиляция помещения и удаление задымления, позволяющие безопасно войти сотрудникам газодымозащитной службы без угрозы воздействия температуры и открытого пламени и произвести «дотушивание» очага возгорания.

Металлическую дверь прошли.

Прошли и дерево.

"Как нет отверстия, да вон их сколько"

В дереве проход.

Кто не успел, еще раз показываем (потом объектив оттирал))))

Точно есть сквозное)))

Комбинированная установка гидроабразивной резки и пожаротушения «Гюрза» успешно прошла очередное испытание.

Принцип действия установки «Гюрза» заключается в подаче под высоким давлением смеси воды и абразива, что позволяет мгновенно вскрывать все известные строительные и конструкционные материалы, а затем осуществлять тушение тонкораспыленной водой или водой с добавлением пенообразователя через полученное отверстие.

Такой дистанционный метод тушения не только упрощает доступ к очагу возгорания в закрытых и труднодоступных пространствах, но и обеспечивает пожарным максимальную безопасность работы, так как используется метод бесконтактного тушения.

Прокололи стальную пластину (приличной толщины)

А теперь попробуем бетон.

И бетон прошли!

Автоцистерна тоннельного тушения. Предназначена для работы в тоннелях, для этого автомобиль имеет свою систему снабжения воздухом - как расчета, так и двигателя автомобиля. Так же передняя часть авто может охлаждаться путем подачи воды с верхних лафетов.

"Ну а там если чего, то берем кусачки по больше"

"Какие по больше? Да вот типа таких"