В каком году везувий уничтожил помпеи. Город Помпеи. История гибели. Результаты раскопок

Помпеи изучается в школьных учебниках , а древние находки в местах раскопок не перестают удивлять уже не одно столетие ученых и простых современных людей. История данного города действительно достойна пристального внимания.

Вулкан Везувий

Везувий - действующий вулкан в окрестностях Неаполя, высотой 1281 метр. Это один из самых опасных континентальных вулканов Европы, и один из самых известных, во многом благодаря тому, что почти 2000 лет назад он похоронил несколько древних городов и ближайших селений. Среди них такие города как Стабии, Геркуланум, и самый знаменитый из них - Помпеи, который располагался ближе всех остальных поселений к Везувию.

Город Помпеи

Помпеи был типичным древнеримским городом, вплоть до трагических событий 79 года нашей эры, когда в течение суток весь город был завален пеплом и покрыт раскаленной лавой вулкана. Раскопки города начались с конца XVI века, когда при создании от реки Сарно и строительстве колодца, были обнаружены фрагменты городской стены, а также нескольких зданий под землей.

Однако вплоть до середины XVIII века раскопки там не проводились. Первоначально ученые, участвовавшие в раскопках, предполагали, что это город Стабии, а не Помпеи. И лишь раскопка античной статуи с надписью, сохранившейся в отличном состоянии, доказала, что это именно Помпеи. Основной упор в раскопках приходился на соседний Геркуланум, а в самих Помпеях были раскопаны лишь три участка.
Во время катаклизма большая часть жителей покинула свои дома, но более 2000 человек были заживо погребены под многометровой толщей вулканического пепла.

Стоит отметить, что благодаря именно этому факту, в городе все сохранилось таким, каким было до извержения. Сложно ответить на вопрос, люди не ушли, видя масштабную катастрофу. Возможно, жители думали, что это очередное землетрясение, которое неоднократно ранее случалось, или просто не осознавали всего масштаба катастрофы. В любом случае, этого наверняка уже никто не узнает. Город в какой-то степени «законсервировался», поэтому в настоящее время туристы имеют возможность собственными глазами увидеть быт древних людей. Там даже можно наблюдать гипсовые тела людей в их последние мгновения жизни.

Были раскопаны многие городские сооружения, сохранившиеся в потрясающем состоянии. В частности, базилика, здание муниципалитета, храм Ларов, храм Веспасиана, рынок Мацеллум, комиции, храм Аполлона, храм Юпитера, Большой и Малый театры, множество статуй и скульптур, а также других сооружений.

Раскопки ведутся и сегодня, остается не раскопанной около 20% территории, а сам город - музей под открытым небом и

Об извержении Везувия в 79 г., и гибели города Помпеи, знают, пожалуй, все. Слои пепла и магмы, которые накрыли Помпеи, законсервировали целые дома, не говоря уже о деревьях, людях, животных. Сейчас возможно не только видеть, как выглядел тот же город Помпеи 2000 лет назад, но и восстановить ход 19-ти часового извержения вулкана. Однако далеко не все еще известно о том, что произошло тем далеким августовским днем во времена правления . Благодаря современной науке учеными выдвигаются все новые и новые версии об истинных причинах ужасной трагедии.

Первый предвестник катастрофы — землетрясение в 63 г. Оно превратило окрестности Везувия в пустыню и разрушило часть Помпеев. С течением времени страсти поутихли, страх прошел, город снова отстроился. Никто не мог предположить, что людей ожидает еще более жуткая участь.

Извержение вулкана Везувий

Началось все в час дня 24 августа. Со страшным грохотом разверзлась вершина вулкана, над ним поднялся столб дыма и полетели тучи пепла, которые смогли достичь даже районов Рима. С неба с шумом и грохотом обрушился настоящий ливень из камней и пепла, затмивший солнце. Перепуганные люди бежали из города. Потом из вулкана полились потоки лавы. Ближайший к Везувию город Геркуланум затопили лавины грязи, образовавшейся из пепла, воды и лавы. Поднимаясь, они заполнили собой весь город, затекая в окна и двери. Спастись не успел почти никто.


Соседний город Помпеи грязи не видел. На него обрушились вначале тучи пепла, который, казалось, возможно легко стряхнуть, но потом начали падать куски пористой лавы и пемзы по несколько килограммов каждый. В первые часы, возможно, успели покинуть город достаточно много жителей. Однако когда большинство людей поняли, что им грозит, было уже поздно. На город опустились серные пары, мешавшие дышать. Горожане гибли или под ударами падавшей лавы, или просто задыхались.

Спустя 48 часов снова засияло солнце. Однако город Помпеи к тому времени перестал существовать. В радиусе 80 км все было разрушено. Лава, застывая, снова превращалась в камень. Пепел занесло даже в Африку, Сирию, Египет. А над Везувием стоял лишь тоненький столб дыма.

Результаты раскопок, описание трагедии

Спустя века, когда на месте Помпей проводили раскопки, извлекли множество окаменелых статуй - жертв того извержения. Ученым удалось выяснить, почему они сохранились. Природа будто позаботилась о будущих археологах. Сразу после извержения на окрестности Везувия пролился мощный горячий ливень, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую тела. В последствии эта грязь превратилась в подобие цемента. Залитая ею плоть постепенно разлагалась, но тот объем, который она некогда занимала, оставался полым внутри затвердевшей субстанции.

1777 год — на Вилле Диомеда впервые нашли не просто скелет, но и отпечаток тела под ним, но только в 1864 г. руководитель раскопок Джузеппе Фьоролли придумал, как восстановить облик умершего. Простукав поверхность и обнаружив полость, которая осталась от разложившегося тела, археологи проделывали небольшое отверстие и заливали в него жидкий гипс. Заполняя каверну, тот создавал слепок, точно передававший предсмертную позу помпейца.

Такой способ позволил восстановить сотни человеческих тел: в ряде случаев хорошо видны прически жертв, складки их одежды и даже выражения лиц, благодаря чему мы весьма подробно можем представить себе последние минуты жизни несчастного города. Слепки запечатлели весь ужас и отчаяние той далекой катастрофы, навеки остановив мгновенье: по сей день женщина держит на руках младенца, а две девочки цепляются за края ее одежды. Молодые мужчина и женщина лежат рядом, будто только что упали на бегу. А за северными стенами города какой-то несчастный теряет равновесие, напрасно дергая козу за привязь.

Повсюду смерть моментально настигала множество людей. В доме некоего Квинта Поппея замертво упало 10 рабов, поднимавшихся по лестнице в верхние покои; идущий первым, держал бронзовый светильник. В доме Публия Пакувия Прокула раздавило семеро детей, когда обрушился второй этаж, не выдержав тяжести лавы. В здании, где велась виноторговля, 34 человека укрылись под сводчатым перекрытием, захватив с собой хлеба и плодов, чтобы переждать извержение, - однако выбраться они уже не смогли. В одном загородном поместье в погребе погибло 18 взрослых и 2 ребенка, а хозяин имения, сжимавший в руке серебряный ключ, скончался снаружи дома у садовой калитки, выходившей к полям. Подле него находился управляющий, который нес хозяйские деньги и другие ценности.

В доме Менандра хозяева сбежали, оставив привратника охранять имущество. Старик прилег в своей каморке у дверей и скончался, прижимая к груди хозяйскую мошну. У Нукерийских ворот просил милостыню нищий - ему накидали мелочи и подарили совсем новые сандалии, но никуда в них уйти он уже не смог. В Доме Везония Прима забыли привязанную собаку. Пес карабкался вверх сквозь пепел и пемзу, пока позволяла длина цепи.

В казарме навсегда остались 50 гладиаторов, двое были прикованными к стене. Но оказался среди них и некто из совсем иных общественных слоев: это была женщина, как видно, богатая и знатная. Кости, оставшиеся от нее, украшали жемчуга, кольца и другие драгоценности. Была ли это щедрая благодетельница, опекавшая сразу нескольких бойцов и застигнутая гибелью во время обычного визита к своим подопечным? Либо она навещала той роковой ночью своего любовника? Мы уже никогда ничего не узнаем об этой таинственной истории.

Трогательных фактов о помпейцах, навеки застывших в 79 г., можно рассказать немало. Кое-какие из тел выставлены на обозрение туристам в помпейском «Саду беглецов», но большая часть хранится в запасниках тамошнего музея.

От чего погибли жители Помпеи

Традиционно считали, что смерть всех помпейцев была долгой и мучительной: они вдыхали пепел, который превращался в их легких в своеобразный цемент, блокировавший дыхание. Но сравнительно не так давно группа неапольских вулканологов во главе с Джузеппе Мастролоренцо поставила эту теорию под сомнение. Они пришли к выводу, что жертвы не метались, не агонизировали в удушье и не ловили воздух ртом - они моментально были убиты пирокластическим потоком.

По расчетам вулканологов, Везувий выбросил один за другим шесть таких потоков. Три первых остановились, немного не дойдя до города, находящегося в 4,5 км от подошвы вулкана. Именно они уничтожили все живое в соседних Геркулануме, Стабиях и приморском местечке Оплонтис, которые имели несчастье быть расположенными немного ближе к Везувию (и о которых, увы, редко вспоминают как о жертвах той катастрофы). А вот гибель Помпеев наступила от четвертой волны высотой 18 м, промчавшейся со скоростью современной машины (примерно 104 км/ч) и накрыла город раскаленным газом. Все продолжалось не более минуты, возможно, даже меньше. Но этого хватило, чтобы сотни людей погибли моментально.

Ученые исследовали останки 650 помпейцев и сравнили их с 37 скелетами, обнаруженными в Оплонтисе, и 78 из Геркуланума. По цвету и структуре костей они вычислили, что жители Геркуланума и Оплонтиса погибли от пирокластического потока температурой 500–600 °C, а помпейцы - от потока, который был холодней: 250–300 °C. В первом случае люди в момент сгорели до костей, а во втором - нет. Поэтому в Геркулануме и не осталось целой человеческой плоти, которая, будучи покрыта пеплом, потом создала бы полость, как это случилось с помпейцами.

Но чем же тогда объясняется, что у большинства жителей Помпеев, как видно на их гипсовых слепках, широко разинуты рты? Ведь именно это в первую очередь дало возможность приписать их смерть удушью. Вулканологи отвечают, это каталептическое окоченение. Несчастные застыли в тех позах, в которых их неожиданно настигла волна раскаленного газа. И в действительности, очень многих из них резкий мышечный спазм остановил в движении, к примеру в бегущей позе, а ведь человек, которому не хватает дыхания, бежать не может. По мнению Мастролоренцо, открытый рот жертвы - это последний вопль боли, а не желание вдохнуть; руки, поднесенные к лицу, - результат судорожного спазма, а не защита от пепла.

Почему же все всегда объясняли позы несчастных именно удушьем? Исключительно благодаря убедительности рассказа римского историка Плиния Младшего, сообщившему в письмах Тациту о смерти его дяди, Плиния Старшего, во время извержения. В момент извержения он с семьей был в порту Неаполитанского залива неподалеку от Помпеев. Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам.

В скором времени он достиг ближайшего - Стабий. Однако как только адмирал с командой сошел на берег, ядовитое серное облако окутало побережье. Плиний Младший писал: «Дядя встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал… думаю, потому, что от густых испарений ему перехватило дыхание. Когда вернулся дневной свет, тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; был похож он скорей на спящего, чем на умершего». Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними погибли 2000 беженцев. Но дело в том, что в Помпеях в позе Плиния археологи находят тела редко, большинство же из оставшихся в городе были чем-то активно заняты в момент смерти.

Жизнь и быт в городе Помпеи до катастрофы

Примечательно, что в Помпеях за месяц до извержения вулкана, проходили выборы местных магистратов, и на стенах домов сохранились самые различные избирательные призывы. Среди них немногие выражают пожелание отдельных лиц, подавляющее же большинство выглядит так:

«Гая Куспия Пансу предлагают в эдилы все мастера-ювелиры», «Прошу вас, сделайте эдилом Требия, его выдвигают кондитеры», «Марка Голкония Приска и Гая Гавия Руфа предлагают в дуумвиры Феб со своими постоянными покупателями». Признак, объединяющий авторов надписи, мог быть самым странным: «Ватию предлагают в эдилы, объединившись, все любители поспать» или: «Гая Юлия Полибия - в дуумвиры. Любитель ученых занятий, а вместе с ним булочник».

Художниками были ремесленники, которые, что интересно, работали «бригадным методом»: одни делали раствор и краски, другие создавали основу под фреску, а третьи ее расписывали. Экспертам сегодня стало известно, что помпейцы смешивали краски с водой для придания разных оттенков еще на сырой от свежей штукатурки стене. После этого картина полировалась каменными валиками. Благодаря тому что фрески сохранились до нашего времени, ученые пришли к выводу, что помпейцы в своем арсенале имели 4 различных стиля росписи стен.

В III столетии до н. э. они на песчаник наносили штукатурку, которую после красили для создания цветного фона стены, и лишь после этого наносили рисунок. Если в 85–80 г. до н. э. изображали реальных людей, то в 30-е годы на стенах уже появились изображения литературных героев. Чуть позднее перешли к декору, напоминающему картины импрессионистов. Что интересно: после извержения вулкана подобные фрески больше нигде не повторялись.

В особенности восхищает мозаика помпейцев. Ее делали из стекла или керамики. При чем мозаика играла не только эстетическую, но и функциональную роль в жилищах. Например, на мозаичных полах выкладывались «послания». Если у входа была выложена фигура собаки, это могло свидетельствовать о богатстве хозяина дома, «собака» же была призвана это богатство охранять.

Мозаики в домах и банях жителей города было довольно много. 1831 год — археологи нашли мозаичное панно, сделанное из полутора миллионов кубиков! Говорится о мозаике, на которой изображен , ведущий поединок с персидским царем Дарием. Алекс Барбе полагает, что это панно находилось на вилле очень богатого жителя Помпеев, так как рядом была и его баня, тоже полностью отделанная мозаикой. Так же украшались и фонтаны - как в городе, так и в садах богачей.

В особенности искусно расписывались салоны для приема гостей. Их могло быть несколько. Трапезные были организованы на греческий манер: там находятся три кровати с подушками, размещенными полуовалом. На них принимали угощения полулежа. В такой столовой как правило бывало три двери, две из которых предназначались исключительно слугам.

Жители Помпей слыли в античном мире большими любителями покушать. Мягкий средиземноморский климат давал возможность выращивать различные овощи и фрукты, рыба плескалась невдалеке, да и мяса было достаточно. Искусные повара-рабы готовили лакомства, славившиеся далеко за пределами города. Различные рецепты подаваемых блюд строго хранились. Порой хозяева отпускали таких рабов на волю в благодарность за их кулинарное мастерство, правда, оговаривая условия: их ученики-преемники должны быть такими же мастерами в приготовлении блюд, как и они.

Первые раскопки города

Однако прошло несколько веков, и итальянцы забыли, где именно находились погибшие города. Легенды доносили до жителей отголоски древних событий. Но кто погиб? Где и когда? Крестьяне, копавшие колодцы в своих усадьбах, часто находили в земле следы старинных построек. Только в конце XVI столетия во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще спустя 100 лет при строительстве колодца рабочие обнаружили часть здания, на котором была надпись: «Помпеи».

Серьезные раскопки в районе катастрофы начали вести только во второй половине XVIII столетия. Но у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. Раскопанные здания, после того как из них вывозили все самое интересное - обычно, драгоценности и древние статуи - вновь засыпали. В результате погибло множество бесценных артефактов, предметов быта горожан. Однако уже в конце XVIII столетия археологи схватились за голову и навели порядок на раскопках.

А во время правления Иоахима Мюрата, бывшего наполеоновского маршала, ставшего со временем правителем Неаполя, раскопки начали вестись вполне цивилизованным образом, по всем правилам науки. Теперь ученые обращали внимание на расположение вещей, окружающую их среду, простые орудия труда и бытовую утварь. До нашего времени погребенные города удалось раскопать на три четверти. Но впереди еще большая работа, сулящая ученым новые удивительные открытия.

История гибели Помпеи свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году, днем, 24 августа и продолжалось два дня. Извержение, как тогда считалось, спящего вулкана Везувий уничтожило все. Тогда под лавой были погребены не только Помпеи, но и еще три города – Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

В течении 1500 лет Помпеи останутся погребенными под землей, пока в 1599 г. при строительстве подземного канала от реки Сарно не обнаружат часть древней городской стены.

Дальше городу пришлось прождать еще 150 лет, пока в 1748 г. его раскопки снова не возобновились под руководством испанского военного инженера Роке Хоакина де Алькубьерре. На этот раз на поверхности появились не только хорошо сохранившиеся предметы быта (чему способствовало отсутствие под землей воздуха и влаги), но и целые здания.

Первый день — начало трагедии

Город Помпеи стихия пощадила до следующего дня. Городские жители легкомысленно не обратили внимание на черное облако пепла и газа, поднявшееся над вулканом Везувий и медленно двигавшееся в сторону города. Тревога начала нарастать после того, как хлопья пепла начали засыпать крыши домов, тротуары, цветы и кроны деревьев. Пепел покрывал белые одежды, его приходилось все время стряхивать; краски города тускнели, сливаясь в мрачный серый фон.

Многие из жителей старались укрыться от пепла в домах, куда проникали ядовитые сернистые пары. Под тяжестью пепла крыши домов обваливались, погребая находящихся в помещении. Многие погибали, не найдя в себе решимости оставить ценные вещи. При раскопках были найдены люди с мешками, набитыми золотом и драгоценными украшениями. Начавшееся землетрясение сопровождали непрерывные толчки. Содрогавшаяся твердь переворачивала повозки, разрушала статуи, стены домов; бегущих в ужасе жителей засыпало черепицей. Вслед за пеплом с неба начали сыпаться камни.


Подробности гибели Помпеи известны из писем известного римского ученого Плиния Младшего, гостившего в Мизено – имении своего дяди, также известного ученого, которого принято называть Плинием Старшим. Юному Плинию выпало несчастье оказаться на берегу Неаполитанского залива всего в 25 км от Везувия. Он описал извержение в письме к Тациту, по просьбе последнего поведав о смерти родственника, и в результате предоставил потомкам важный научный документ.

«Дядя был в Мизене и лично командовал флотом, – пишет Плиний Младший. – Он умер во время катастрофы, которая уничтожила прекрасный край вместе с городами и населением. В 9-й день до сентябрьских календ, часов около 7-и, он увидал облако, необычное по величине и виду. Смотревшие издали не могли определить, над какой горой оно возникло, а то, что это был Везувий, признали намного позднее. Дядя уже погрелся на солнце, облился холодной водой, закусил и потребовал сандалии, чтобы подняться на такое место, откуда лучше можно было видеть это удивительное явление.

Облако по форме было похоже на пинию: вверх поднимался высокий ствол, от которого в разные стороны расходились ветви. Его могло выбросить потоком воздуха, но после сила ослабла, и облако от собственной тяжести разошлось в ширину. Цвет тучи, наполненной землей и пеплом, менялся от яркого белого до грязно-коричневого. Явление могло бы показаться значительным и заслуживающим ближайшего ознакомления любому ученому человеку. Дядя приказал приготовить корабль и предложил мне отправиться вместе с ним. Я ответил, что предпочитаю заняться сочинением.

Он собирался было выйти из дому, когда получил письмо от Ректины, жены Тасция, жившей на вилле под горой, откуда спастись возможно было только морем. Перепуганная женщина просила выручить ее из жуткого положения, и дядя изменил план. То, что начал ученый, закончил человек великой души: он велел подать судно, и сам поднялся на палубу, собираясь предоставить помощь не только Ректине, но и многим другим, ведь побережье было густо заселено. Он спешил туда, откуда другие бежали, держа прямой путь, стремясь прямо в центр опасности, и был до того свободен от страха, что, уловив любое изменение в очертаниях столба, велел отмечать и записывать все детали».

Ученый не поддался на уговоры кормщика, хотя колебался – не повернуть ли назад, но все же велел направить лодку в Стабии, к дому некоего Помпониана. На протяжении опасного пути Плиний Старший утешал испуганных пассажиров, обнимал их за плечи, уговаривал, желая ослабить страх своим спокойствием. По возвращении он велел отнести себя в баню; вымывшись, расположился на ложе и со вкусом отобедал, постоянно притворяясь веселым.

Сохранились свидетельства античного писателя Диона Кассия, более позднего автора, пользовавшегося неизвестным источником, но хорошо знал о последствиях извержения за пределами Кампании:

«Началось сильное землетрясение. Вся местность вокруг вулкана дрожала, а вершина горы колебалась. Подземные удары были подобны грому… шумело море… Неожиданно раздался ужасный треск. Из жерла Везувия полетели огромные камни… высоко поднялось пламя и повалил густой дым, солнце померкло. День обратился в ночь, в воздух поднялись тучи пепла. Он покрыл землю и море, засыпал полностью два города. Поднялась такая масса пыли, что она достигла Африки и Египта. В Риме носившиеся в воздухе тучи пыли застилали солнце».

В изложении Плиния Младшего уже в первый день катастрофы:

«на корабли падал пепел, и чем ближе они подходили, тем горячей и гуще становился воздух. Падали куски пемзы, черные обожженные обломки камней, уже почти похоронив отмель и завалив берег, доступ к которому был прегражден обвалом. Во многих местах из вулкана широко разлился, взметнувшись вверх, огонь, особенно яркий в ночной темноте. Дядя твердил, стараясь успокоить перепуганных людей, что селяне впопыхах забыли погасить огонь и в покинутых усадьбах занялся пожар.

Потом он отправился на покой и заснул крепким сном: дыхание у него, человека крупного, вырывалось с тяжелым храпом, и люди, проходившие мимо его комнаты, этот звук слышали. Площадка, с которой входили во флигель, была уже до такой степени засыпана пеплом и кусками пемзы, что человеку, задержавшемуся в спальне, выйти было бы невозможно. Дядю разбудили, предложив принять участие в совете, где обсуждали вопрос: остаться ли в помещении или выйти на открытое место. Ученый приводил разумные доводы, у остальных возобладали страхи».

К моменту переговоров сотрясаемые частыми и сильными толчками шатались здания; подземная стихия сдвигала их с мест, перемещала в сторону и возвращала обратно. С неба падали легкие, пористые куски пемзы. Люди защищались от падающих камней подушками, привязанными к голове полотенцами.

Угроза становилась ясной постепенно, ведь катастрофа начиналась с легкого пепла, который достаточно было стряхнуть с одежды и волос. Видя летящие с неба куски пемзы, люди ощущали опасность, но реальные меры к спасению принимали слишком поздно. Город Помпеи окутывали ядовитые пары; они проникали во все щели, заползали под накидки, повязки и платки, стесняли дыхание, вызывали слезы и кашель. В попытках глотнуть свежего воздуха, люди выбегали на улицу, попадали под град лапилли и в ужасе возвращались назад. В домах рушились потолки, погребая тех, кто сидел, забившись, под лестничными клетками, прятался в галереях, напрасно вымаливая у богов прощение.

При извержении любого вулкана вместе с пеплом из жерла выбрасываются куски старой и свежей лавы, а также чуждых вулкану пород. Небольшие, округлые или угловатые фрагменты этого вещества – лапилли (от лат. lapillus – «камешек») – падают как град, покрывая землю рыхлым слоем вулканической массы. При извержении Везувия большая часть камней едва достигала величины грецкого ореха, хотя временами попадались камни диаметром до 30 см. Даже в застывшем виде их нетрудно удалить при помощи простейших орудий. Именно такое вещество засыпало Помпеи, хотя и на значительно меньшую глубину, чем Геркуланум.

Вопреки утверждению античных авторов, стихия не застала горожан врасплох. Везувий проснулся ранним утром, а каменный дождь пошел только к полудню. У людей было достаточно времени, чтобы уйти из города, и многие сделали это. Судя по находкам, из 10 000 горожан погибло меньше четверти. Население города мертвых составили те, кто бросился на спасение домашнего скарба или просто решил переждать опасность, покинув дом слишком поздно. Погибли старики, потерявшиеся дети и рабы, оставленные хозяевами стеречь домашнее имущество.

Второй день катастрофы

С трудом пробираясь сквозь груды мелких камней, люди падали без сил, теряли сознание или медленно задыхались, заживо погребенные под горячим пеплом. Не случайно многие погибшие были найдены в верхнем его слое. Утро следующего дня встретило оставшихся кромешной тьмой, воздух стал горячий, а город полностью скрылся под 7-и метровым слоем лапилли и накрывшим его 2-х метровым слоем пепла.

«Настал день, сумрачный, будто обессилевший, черней и плотней всех ночей, – продолжает Плиний Младший в письме к Тациту, – хотя темноту немного разгоняли факелы. Был уже первый час, когда мы решили выйти на берег и осмотреться вокруг. Здания сотрясались. Мы стояли на открытом месте, но и в темноте было видно, что все вокруг рушится. Множество людей теснило и толкало друг друга. В городе случилось много диковинного и ужасного. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на абсолютно новом месте кидало из стороны в сторону, хотя мы и подпирали их камнями. Море было по-прежнему бурное и враждебное. Мы видели, как оно втягивалось в себя, а земля, сотрясаясь, отталкивала его прочь. Берег выдвигался вперед, оставляя морских животных лежать на песке.

Подобно многим другим, дядя прилег на разостланный парус и попросил холодной воды. Огонь и запах серы, возвещавшие о приближении огня, обратили других в бегство, а его подняли на ноги. Он встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал, потому что от густых испарений ему перехватило дыхание и закрыло дыхательное горло: оно у него от природы было слабое, узкое и часто болело.

В громадной черной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, она раскалывалась длинными полосами пламени, походившими на молнии, но только небывалой величины. Через несколько часов туча начала спускаться на землю, покрыла море, опоясала и скрыла остров Капри, унесла из виду Мизенский мыс. Падал пепел, но вначале редкий. Оглянувшись, я увидал, что на нас надвигается густой мрак, подобно потоку, разливавшийся по земле».

Перепуганный юноша предложил спутникам свернуть, пока их не задавила толпа. Потом все оказались в темноте, похожей на ту, что бывает в комнате, когда резко гаснет свет. Беспомощные люди слышали женские крики, голоса мужчин, детский плач: одни звали родителей, другие – детей, жены искали мужей, а те во всеобщей свалке не могли отыскать жен.

Возможно, в то время люди поняли, что гибель неизбежна. По словам Плиния, «они оплакивали собственную смерть, скорбели о гибели близких, некоторые в страхе кричали о том, чтобы скорей умереть, многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что их нет и в мире наступила последняя вечная ночь. Когда чуть посветлело, мы увидали, что это не рассвет, а приближающийся огонь. Он остановился вдали, и снова наступила темнота.

Пепел посыпался частым, тяжелым дождем. Мы постоянно вставали и стряхивали его, иначе нас бы накрыло и раздавило его тяжестью. Мрак в конце концов начал рассеиваться, превращаясь в дым и туман. Скоро настал настоящий день, и даже блеснуло солнце, но желтоватое и тусклое, как при затмении. Глазам онемевших от ужаса людей окружающий мир предстал вовсе другим. Все было засыпано, будто снегом, глубоким пеплом». Письмо Плиния завершалось словами: «…Я передал все, при чем присутствовал сам и о чем услыхал от тех, кто хорошо помнит, как все было».

Третий день — погребенные города

Слабый дневной свет вернулся на третий день после начала извержения вулкана. Тело Плиния Старшего нашли на берегу: ученый лежал полностью одетый, без каких-то повреждений и больше напоминал спящего, чем умершего. Спустя двое суток над Кампанией снова сияло солнце и голубело небо, но Помпеи и Геркуланум уже перестали существовать. Поля счастливого края покрылись лавой и пеплом, строения превратились в руины. Гробовую тишину не нарушали ни человеческие голоса, ни лай собак, ни пение птиц. В живых остался только Везувий, над вершиной которого, как и в начале гибели Помпеи, курился тонкий столб дыма.

После гибели Помпеи

В скором времени после того, как вулкан затих, уцелевшие жители возвратились на место катастрофы. Люди откапывали дома, в попытках найти останки погибших родственников, наиболее ценные вещи, инструменты, необходимые для обустройства на новом месте. Более глубокое проникновение проводилось на форуме, где находились основные ценности. По распоряжению городских властей с главной площади выносили произведения искусства, фрагменты архитектурного декора, статуи богов, императоров, знаменитых граждан.

Со стороны римского правительства никаких реальных мер по оказанию помощи пострадавшим при гибели Помпеи предпринято не было. Император Тит назначил сенаторскую комиссию, которая осмелилась пренебречь указом, позволявшим «использовать для возрождения Кампании имущество погибших, если у них не имелось наследников». Улицы и дома остались под пеплом, а уцелевшие жители нашли приют в других городах Италии. Прошли годы; израненная земля покрылась слоем почвы, в пустынной долине снова зазеленели луга и зацвели сады. Через несколько столетий погибшие города уже никто не вспоминал. Отголоском былого процветания края служило название местности – La citta, но слово «город» в обозначении безлюдного урочища воспринималось как насмешка.

Город Помпеи в наше время

Занимая общую площадь больше 65 га, город Помпеи в наши дни является крупнейшим в мире археологическим парком и памятником архитектуры, а также одним из популярнейших туристических направлений в течении 250 лет. Погребенный заживо город вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно его посещают 2,5 миллиона туристов.

Везувий, возраст которого, по оценкам, составляет 17 000 лет, остается единственным действующим вулканом на европейском материке. По предположению ученых, вулкан всего извергался около 100 раз, но только несколько извержений по своим масштабам превзошли извержение 79 года. Тепловая энергия, выделенная вулканом Везувий во время извержения, была в 100 000 раз больше энергии от бомбы, сброшенной на Хиросиму!

Помпеи (лат. Pompeji, итал. Pompei, неап. Pompei; греч. Πομπηία) - древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года.

Сейчас - музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью. Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом, тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам, с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами. В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой, а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками .

Гибель города

Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.

Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до и .

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии.

Раскопки

Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены . В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.

Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город - Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.

При управляющем Ф. ле Вега в 1760-1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город - не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808-1814 при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.

С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.

Начиная с 1961, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-25% территории Помпей не раскопано.