Сообщение на тему пути решения подростковой преступности. Подростковая преступность в россии

Причины подростковой преступности могут быть обусловлены целым рядом причин, среди которых условно можно выделить чисто психологические и причины социального характера. Как считают психологи,   подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая. Корыстные мотивы носят незавершенный, «детский» характер. Большинство правонарушений совершается из-за озорства или любопытства, желания «развлечься», показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, желание приключений и острых ощущений. На незрелость мотиваций указывает и тот факт, что большая часть правонарушений носит групповой характер и совершается в ситуативно-импульсивной форме. Мотивация в этом возрасте обычно имеет предметную определенность. Подростков интересуют в основном предметы молодежной моды, радиоаппаратура, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, сладости, вино, табачные изделия, небольшие суммы денег. В последние годы появились случаи хищения наркосодержащих медицинских препаратов, и увеличилось число случаев угонов автомобилей и мотоциклов.

Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида – потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие – типично подростковая мотивация. Нередко такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.

Подростковая преступность может быть обусловлена целым рядом причин, среди которых можно выделить чисто психологические и причины социального характера. В частности, наиболее общими личностными характеристиками несовершеннолетних правонарушителей можно назвать следующие:

    деформация нравственных и правовых ориентаций и установок, смещение ценностей в сторону «сиюминутных» удовольствий;

    в эмоционально-волевой сфере – ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность. При этом отсутствие волевых качеств констатируется в 15-25% случаев, а если все-таки волевые усилия и проявляются, то чаще всего бывает выражена их отрицательная направленность;

    часто выявляется отягощенность нервно-психическими аномалиями, причем в 80-85% случаев они приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания;

    пониженная самооценка;

    высокая склонность к риску.

С точки зрения выраженности и направленности волевых качеств условно можно выделить 3 типа подростков-правонарушителей: 

1) подростки с сильной волей, способные организаторы;

2) подростки с проявляющимися отрицательно направленными волевыми качествами: активные участники подготовки и совершения преступлений;

3) слабовольные подростки, которых втягивают в совершение правонарушений другие лица.

Истоки преступности несовершеннолетних связаны главным образом с семейным неблагополучием. В книге В.В. Королева «Психические отклонения у подростков-правонарушителей» описаны результаты исследования автора, которое показало, что социально-психологические условия пребывания несовершеннолетних правонарушителей можно охарактеризовать как неблагополучные. Полная семья имелась лишь у 41,7% обследуемых, у 51% не было одного из родителей (чаще отца), 7,3% не имели обоих родителей.

Систематическое пьянство среди близких родственников подростков имело место в 77,6% случаев. Только у 28,6% обследуемых обстановка в семье была относительно спокойной. В семьях остальных 71,4% подростков отношения между ближайшими родственниками были конфликтными, сопровождались ссорами, драками.

Так как по большей части семья не занимала центрального положения среди жизненных ценностей обследуемых, то дефицит в сфере общения и деятельности компенсировался в неформальных группировках, членами которых чаще всего были подростки-правонарушители. 

Проведенное нами исследование по выявлению причин подростковой преступности с последующим анализом семейных взаимоотношений показали, что для формирования девиантного поведения у подростков имеют значение не только формальные показатели структуры семьи (полнота или отсутствие таковой), но и качественная характеристика семейных взаимоотношений (образ жизни родителей, внутрисемейные отношения, конфликты, наличие или отсутствие эмоциональной теплоты).

Кроме того, в семьях подростков-правонарушителей родители не имели единого мнения по вопросам воспитания, то есть они не могут добиться однозначного и четкого отношения подростка к социальным нормам, сформировать у него устойчивые позитивные убеждения.

Довольно распространенным явлением в семьях подростков, склонных к криминогенному поведению, является непоследовательное поведение взрослых: родители быстро забывают свои требования. Контакты таких родителей с детьми носят случайный, эпизодический характер. Внешне может создаться впечатление о хороших отношениях в семье, но на самом деле там царит эмоциональное равнодушие.

В семьях, где отношения родителей и детей характеризуются безразличием, лицемерием, дети с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано теряет потребность в общении с родителями. В этой связи один из исследователей данной проблемы С.Л. Сибиряков выделяет основные парадигмы, присущие отношениям родителей с детьми в тех семьях, из которых чаще всего выходят подростки-правонарушители: 

1. Парадигма «игнорирования»: пренебрежительное отношение к ребенку, его «заброшенность», как в период раннего детства (до 5-7 лет), так и в последующем (т.е. до 17-18 лет). Корреляция данной парадигмы с отклонениями поведения в России составляет 70-80%.

2. Парадигма «конфликта»: взаимное непонимание детей и родителей, переходящие во временные или постоянные столкновения, конфликты. Корреляция указанной парадигмы со случаями девиантных проявлений составляет 65-70%.

Если представить внутрисемейную систему отношений в виде традиционного треугольника:

ребенок

отец мать,

то следует заметить, что чаще всего в семьях отсутствует эмоциональный контакт ребенка с обоими родителями или одним из них. Далее (или одновременно) следует значительное снижение уровня взаимопонимания между самими родителями.

3. Парадигма девиантных проявлений со стороны родителей или лиц их заменяющих (механизм «дурного примера»). В этой парадигме выделяется два подуровня:

    «косвенный », когда взрослые члены семьи – девианты, но не проявляют этого в отношениях с собственными детьми,

    «прямой », при котором родители втягивают, например, детей в пьянство, воровство, проституцию, избивают, оскорбляют их. Эта модель имеет корреляцию не менее 90-95%.

4. Парадигма «разрушения» семейного очага (а не только семьи) – развод, смерть, болезнь одного или обоих родителей.

Исследования С.Л. Сибирякова показали, что наиболее часто встречаются парадигмы девиантных проявлений с парадигмами игнорирования и (или) конфликта. При этом в семье, где конфликты остры и постоянны (как между самими родителями, так и, особенно, со своими детьми), тем более с применением насилия, наблюдаются впоследствии подростки с самыми опасными формами отклонений поведения (с преобладанием деяний насильственного типа).

В настоящее время разработана типология семей, согласно которой выделяется три основных типа неблагополучных семей (типология предложена криминологом Ю.М. Антоняном): 

Тип 1

При этом необходимо принимать во внимание, что:

а) большинство преступников были нежелательными детьми в своей семье;

б) в подобных семьях отсутствует главное – эмоциональный контакт ребенка с одним, но чаще всего с обоими родителями;

в) особенно острое состояние неопределенности своего положения (бытия) и ближайшего будущего отличается у тех детей, которые отца совсем не знали или не имеют о нем никакой информации;

г) важным сигналом того, что ребенок не чувствует защиты (при отрыве от матери), является боязнь, неприятие чужих. Особенно это относится к раннему детству – до 5 лет, но может наблюдаться и в более старшем возрасте;

д) во многих случаях жестокость (особенно немотивированная) детей и подростков объясняется страхом (как правило, лишь в подсознании) смерти, небытия;

е) группы, в которые уходит подросток или ребенок, играют в основном роль эквивалента семьи, а старший в группе (лидер, вожак, главарь) как бы заменяет отца или, в крайнем случае, старшего брата.

Тип 2

Из подобных семей выходят чаще всего лица, хорошо адаптированные к преступной среде, так как антиобщественный образ жизни – их родная стихия. И наоборот, они плохо приспособлены к нормальной законопослушной жизни во всех основных ее проявлениях. Неблагополучие в данном типе семей не носит скрытого характера и легко выявляется.

Тип 3

Приведенная схема третьего типа семьи имеет два варианта по следующим причинам: во-первых, недаром подчеркнуто слово «внешне», так как нередко трудно выявить подлинную сущность той или иной семьи (скрытое неблагополучие). Во-вторых, даже в целом по-настоящему благополучная семья не всегда может обеспечить законопослушание своих членов.

Таким образом, истоки преступности несовершеннолетних связаны главным образом с семейным неблагополучием, которое выражается не только и не столько в асоциальном поведении родителей, сколько в отчуждении их в родительской семье с первых этапов развития личности. Это отчуждение означает, что родители, особенно мать, не устанавливают эмоционального контакта с ребенком, не включают его в свои эмоциональные отношения. Такое явление имеет место даже в случае гиперопеки (внешнее проявление заботы и попечения без внутреннего эмоционального тепла). В результате ребенок не приобретает ощущения защищенности, испытывает постоянную тревожность, иногда доходящую до уровня страха смерти.

В этой связи хотелось бы привести данные о результатах исследования С.Л. Сибирякова в местах лишения свободы несовершеннолетних правонарушителей. Почти каждый третий осужденный жаловался, что родители давали им слишком много воли, не контролировали их свободное время. Характерными являются и такие высказывания: «Они (родители) от нас чаще откупаются: деньгами, тряпками, предоставлением свободы, чтобы жить для себя, развлекаться, пьянствовать…». Отцов, судя по ответам, хорошо понимают и любят единицы, а матерей – почти все. Многие опрошенные тепло отзывались о своих младших братьях и сестрах. И еще одна важная деталь – почти третья часть опрошенных связывают свое понятие о счастье с тем периодом времени, когда они были маленькими и родители уделяли им больше своего внимания. 

Тревожность, постоянное ощущение враждебности среды, развивающие соответствующие черты личности, лежат в основе мотивации насильственных и корыстных преступлений, хулиганских действий, которые генетически связаны с психологическим отчуждением личности в детстве. Изоляция от эмоционально значимых контактов в семье затрудняют усвоение подростком позитивных ценностей общества и способствуют восприятию негативных норм и представлений асоциальных групп, в которых он, как правило, восполняет отсутствие взаимопонимания в семье.

Подобных взглядов на природу детских правонарушений и подростковой преступности придерживаются и зарубежные специалисты,   которые связывают подобные формы отклоняющегося поведения детей с отсутствием эмоциональной защищенности в семье. Они исходят из того, что каждый член семьи естественным, спонтанным образом выполняет определенную роль в удовлетворении жизненных потребностей ребенка. Первые интенсивные эмоциональные стимулы предоставляет ребенку его мать, роль отца осознается им в более позднем возрасте. Мать, как правило, является основным объектом привязанности, которая затем распространяется на отца и других родственников. Эмпирическим путем доказано, что чем благополучнее отношения между ребенком и матерью, тем прочнее связь между ребенком и другими объектами привязанности и меньше его стремление к другим социальным контактам. Таким образом, именно альтруистическое отношение матери к своему ребенку создает у него ощущение защищенности и безопасности, что становится базой для расширения его позитивных контактов с другими лицами, а отсутствие материнской любви порождает ощущение угрозы, исходящей из среды.

Криминогенные последствия может иметь также семейное воспитание, направленное не на нравственное становление личности, а на удовлетворение его любых потребностей, капризов и т. п., отсутствие приучения с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей, соблюдению нравственных правил и норм. Подобное чаще всего встречается в семьях со скрытой формой неблагополучия.

Воспитание подростка – сложный процесс. Подросток – формирующаяся личность. Реальный мир отражается в его сознании неполно и противоречиво. Сложные жизненные ситуации, в которые он попадает, вызывают различное отношение к людям, их деятельности, самому себе. В поведении подростка неизбежны, естественны ошибки, неудачи, упущения, трудности. При правильном педагогическом воздействии они легко устраняются и не оказывают отрицательного влияния на развитие ребенка.

Ошибки в семейном воспитании, неблагоприятные жизненные условия укрепляют противоречие отношение к окружающему, что приводит к значительным отклонениям в формировании личности. Такие отклонения, называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушения поведения. Первоначально они не имеют ярко выраженного характера и не тревожат родителей. В этот период отец и мать, как правило, настороженно относятся к критике своих детей и всегда находят им оправдание: грубит, потому что нервный; нарушает дисциплину в школе, не выполняет требований взрослых – мал еще; плохо учится – виноваты педагоги, которые не нашли к нему индивидуального подхода. И осознают происходящие в ребенке перемены тогда, когда он стал уже трудновоспитуемым, т.е. неподатливым педагогическим воздействиям не только в семье, но и в школе.

Трудновоспитуемость – это уровень педагогической запущенности, при котором задерживается дальнейшее положительное развитие личности и создаются внутренние предпосылки для ее деформации. Трудновоспитуемость – основная причина неподатливости подростка воспитательным воздействиям родителей и профессиональных педагогов. Существующие в психолого-педагогической литературе понятия «недостатки поведения», «отклонения в поведении», «антиобщественные поступки», «аморальное поведение», «правонарушения», «преступления» не что иное, как различные характеристики данного явления. Поэтому важно остановить развитие трудновоспитуемости на любой стадии. Наиболее эффективна эта работа на стадии возникновении я первоначальных проявлений – личностных недостатков.

Они появляются в результате педагогических ошибок родителей, неумения учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростков, предвидеть и проектировать развитие своего ребенка, что часто ведет к резким переходам от одного стиля воспитания к другому.

Наряду с особенностями отклонений в поведении детей и подростков, обусловленными неблагоприятной семейной атмосферой и педагогическими ошибками родителей, не менее важными являются также возрастные и половые различия в проявлении тех или иных трудностей поведения. В частности, не всем родителям известно, что в процессе развития детской психики существуют три «пика» агрессивности и упрямства, которые совпадают с периодами возрастных кризисов: от 2-х до 4-х лет, от 7-ми до 8-ми лет и от 14-ти до 17-ти лет.  Это связано с рядом физиологических и социальных особенностей развития ребенка (а позднее - подростка), которые влияют на осознание им своего места в жизни – в семье, в школе, в обществе. Каждый ребенок проходит через эти «пики», и не исключено, что при определенном сочетании обстоятельств возможно формирование у него различных социальных отклонений, которые проявляются не только во внешней, поведенческой стороне, но и ведут к деформации ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т. е. деформации системы внутренней регуляции. При этом немаловажное значение имеет и биологический пол ребенка. Так уж сложилось в нашем обществе, что с детства мальчикам противопоставляют девочек как послушных и трудолюбивых. Поэтому воспитательное давление на девочек меньше, чем на мальчиков; к поведению девочек взрослые более терпимы, мальчиков строже наказывают.

По данным психологов и психиатров, родители мальчиков обращаются за помощью в несколько раз чаще, чем родители девочек.  

Для этого есть и психологические, и биологические основания. Нервная система мальчиков более уязвима, мальчики больше страдают от нестабильности семьи, травмирующей обстановки. Для мальчиков особенно опасна изоляция отцов от воспитания. Если мальчик не находит в отце эталона мужского поведения и при этом зависим от сильной и энергичной матери, он вырастает психологически беспомощным, нерешительным, боящимся жизни.

Девочки, наоборот, становятся все более агрессивными и драчливыми. У них развиваются традиционно считающиеся мужскими черты характера: они рвутся в лидеры, стремятся руководить другими детьми. Иногда у них появляются такие мужские привычки, как склонность к курению и сквернословию.

Ни чрезвычайно активных девочек, ни робких мальчиков нельзя критиковать и высмеивать. Родителям следует очень серьезно отнестись к формированию психологического пола у детей. От этого зависит их психическое здоровье и будущее счастье.

Известно, что для подростка характерно чувство взрослости, на основе которого формируется важное волевое качество личности – самостоятельность. Подавление самостоятельности в результате постоянного ограничения в действиях и поступках, освобождение от систематических трудовых обязанностей в семье способствуют появлению эгоистичности, лености, безразличия к окружающим. Отсутствие возможности для правильного проявления самостоятельности ведет к стремлению утвердить себя путем подражания многим вредным привычкам взрослых – курению, употреблению спиртных напитков и т.д. Родители начинают принимать меры к перевоспитанию ребенка: принуждают его выполнять определенные обязанности, наказывают. Это вызывает сопротивление подростка, которое выражается в форме грубости, невыдержанности, недисциплинированности, непослушания.

Развитию личностных недостатков способствует также и другая распространенная ошибка в семейном воспитании – предоставление излишней самостоятельности ребенку, отсутствие контроля в тот период, когда внутренний самоконтроль еще не сформировался в силу возрастных особенностей развития детской психики. Последующее ограничение желаний и стремлений подростка вызывает у него отрицательную эмоциональную реакцию. Он вступает в конфликт с родителями, сопротивляется их требованиям, которые воспринимает как несоответствующие его взглядам и привычкам, как покушение на его независимость.

Чрезвычайно важно учитывать следующую особенность подростка: в его сознании завершается формирование представления о свойствах и особенностях личности и на этой основе становится возможной объективная самооценка, пробуждается потребность в самовоспитании. Подросток обращает внимание на свои недостатки и испытывает потребность их устранить, поскольку от этого будет зависеть его положение в референтной группе, авторитет в глазах сверстников и значимых взрослых. Если эта потребность не реализуется в практике семейного воспитания, то у него возникает завышенная самооценка своих качеств, сил и возможностей.

Ни поведенческие, ни личностные деформации не возникают у ребенка спонтанно. Но бывает и так, что дети просто перенимают от родителей или других взрослых правильные взгляды. Их надо постоянно учить правильному поведению, причем учить в доступной форме, не забывая о том, что моральные нормы должны стать для ребенка и подростка лично значимыми. А для этого не достаточно лишь сформулировать нравственные требования. Они должны быть, как подчеркивал С. Л. Рубинштейн,  предъявлены так, чтобы их принял тот, к кому они обращены. Это отправной момент. Борьба против слабых и дурных сторон в человеке будет тем успешней, чем вернее удастся открыть в нем те силы, которые при соответствующем управлении смогут послужить доброй цели. За шалостями и баловством нередко скрываются не находящие должного применения силы. Вступая в борьбу с человеческими недостатками, надо самого человека сделать союзником в этой борьбе. Это правило действенно для воспитания детей любого возраста. Воспитание происходит легче и успешней, если оно осуществляется совместно с детьми, если родители видят в детях своих союзников. Совместные занятия родителей и детей приводят к совместным переживаниям и впечатлениям. Совместно преодоленные критические ситуации развивают доверие и взаимопонимание. Непонимание и недооценка родителями этого важного момента приводит к неверию в силы подростка, к фетишизации своих воспитательных воздействий.

Следующая причина возникновения трудновоспитуемости - обесценивание взрослыми нравственных благ и качеств, равнодушное отношение к недостаткам своим и окружающих. Это порождает у подростков равнодушие к отрицательному поведению, заниженную оценку действий и поступков, терпимость к собственным недостаткам, стремление оправдать их. Повторение отрицательных действий и поступков усугубляет и укрепляет личностные недостатки, формирует негативный стереотип поведения. Отрицательный опыт поведения ведет к превращению личностных недостатков в отрицательные качества. взаимосвязь отрицательных качеств и приобретенного отрицательного опыта поведения формирует потребность в негативном образе жизни. В поисках условий и возможностей реализации этой потребности подросток вступает в длительный конфликт с окружающими, что нередко приводит его на преступную стезю.

В этом случае необходимы сильные специфические формы воздействия. Поэтому чем раньше вскрыты и преодолены личностные недостатки подростка, устранены их причины, тем меньше вероятность возникновения трудновоспитуемости.

Предупреждать трудновоспитуемость – значит:

    не допускать педагогических ошибок в воспитании детей;

    создавать и обогащать социально ценный жизненный опыт подростков путем расширения и усложнения их деятельности (самообслуживание дома, помощь родителям в организации быта, труда и отдыха, знакомство с особенностями профессиональной деятельности родителей, анализ подростком своего поведения);

    обеспечивать подросткам успех в деятельности (своевременная и доброжелательная помощь, совет, поддержка, совместная работа);

    включать их в самовоспитание и формировать основные нравственные качества личности, которые позволят им правильно строить отношения со своим социальным окружением не только в настоящем, но и в будущем.

Организация самовоспитания подростков в семье является важным условием профилактики трудновоспитуемости. Активное участие подростка в собственном воспитании прежде всего означает его нетерпимое отношение к своим недостаткам. Поэтому родителям важно внушить сыну или дочери следующее:

    недостатки – естественное явление на пути к совершенству, истине. У молодых людей жизненный опыт невелик, всегда есть слабости, которые порождают ошибки в поведении и плохие привычки. Без ошибок прожить невозможно. Но если их не анализировать, не стремиться их избегать, не прислушиваться к советам старших, не бороться с ними, они будут разрушать все хорошее, губить достоинства, дарование. Все начинается с мелочей: ушел из дома без спросу, взял деньги без ведома родителей, солгал им, оставил товарища в беде, не выполнил поручение – и почва для появления личностных недостатков готова. Основными негативными чертами личности, которые объединяют вокруг себя многие другие, являются леность и эгоистичность. С ними необходимо бороться в первую очередь. Чем раньше удается обнаружить недостаток, тем легче его исправить. У полноценного человека должно быть нетерпимое отношение к чужим недостаткам и ненависть к собственным;

    уважать себя надо за то, что ценят в тебе другие, а не за то, что нравится в тебе самому. Бравада недостатками – не признак оригинальности или независимости. Не стоит обманывать себя: плохое в человеке всегда вызывает брезгливость и презрение, но отнюдь не уважение;

    нет основания прощать себе слабости и недостатки только потому, что у тебя есть достоинства. Недостатки разрушают любые достоинства, медленно, но верно;

    нельзя прощать себе слабости и промахи, ошибки и безнравственные поступки только на том основании, что они есть у других. Нужно смотреть на других с иной точки зрения: почему у них есть положительные качества, которых у тебя нет; как их выработать у себя;

    нельзя позволять другим пользоваться твоими слабостями. Кто хочет воспользоваться твоими достоинствами, будет хвалить и твои недостатки. Враги не те, кто за дело критикует человека, чтобы он мог исправиться, а те, а кто хвалит его за плохое.

Преодоление недостатков подростков проходит не параллельно и не изолированно от воспитательного процесса, а является его органической частью, осуществляется во всем комплексе воспитательных воздействий на детей. Вместе с тем это специальная деятельность родителей, так как недостатки у каждого ребенка индивидуальны. Следовательно, педагогическая программа родителей по преодолению недостатков подростков тоже должна быть индивидуализированной. Позднее, когда ребенок будет подготовлен к самовоспитанию, часть этой программы станет личной программой самосовершенствования.

В организации преодоления недостатков родителям важно выработать единые воспитательные установки, которые затем могут стать опорными идеями и убеждениями самого подростка.

Сущность работы по преодолению трудновоспитуемости и склонности к преступному поведению заключается в том, чтобы не допускать отклонений в общем развитии, особенно нравственном. Опыт показывает, что всякое устранение отрицательного есть одновременно формирование положительного. Поэтому преодоление личностных недостатков и отдельных отрицательных качеств подростков – это в первую очередь организация их жизнедеятельности в семье с целью формирования ведущих положительных качеств личности. В этой связи уместным будет напомнить слова французского философа-просветителя Шарля Луи Монтескье о том, что лучше предупреждать преступления, чем быть вынужденными наказывать за них.

Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на девиантные поступки, в том числе на преступления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальнейших в современном обществе, поскольку она принимает угрожающие размеры.

Причины подростковой преступности

В возрасте отрочества людям присуще стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых и ощутить свою взрослость. Подростки демонстрируют ее, подражая внешним проявлениям – курению, употребления алкоголя, следуя моде и выбирая недетские способы досуга.

Причины к совершению преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни.

Многие несовершеннолетние правонарушители совершили преступление из любопытства и озорства, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы утвердиться в глазах сверстников, показать свою силу и превосходство. Кого-то подтолкнул к проступку авторитет и пример старшего из преступного мира. А ведь подростки очень впечатлительны и легко попадают под дурное влияние. Со временем выдвигаются корыстные мотивы, зависть и выгода, и преступление становится спланированным. Подростки чувствуют свою безнаказанность, и это толкает их на новые проступки. К сожалению, со временем ситуация только ухудшается. И причинами роста подростковой преступности являются ухудшение экономической ситуации, насаждение отрицательного героизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх и желание «легкой» наживы.

Профилактика подростковой преступности

Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ. Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.

Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов.

Для предупреждения преступности среди подростков необходимо расширение сети социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь.

И конечно, важно эффективными способами пропагандировать общечеловеческие ценности, авторитет семьи и социальной справедливости.

Виды преступлений несовершеннолетних

Преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества).

Преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических веществ, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств).

Групповой характер преступлений , совершаемых несовершеннолетними.

Преступления, которые совершается подростками при соучастии взрослых . Как правило, это наиболее опасные преступления: бандитизм, убийства, разбои.

Главная причина возникновения и существования детской преступности связана с тем, что дети оказываются на улице, а у государства нет денег заниматься этим ребенком. Это прямое следствие безнадзорности. Дальше за их воспитание берется улица: хочешь есть - укради. Кража - самый распространенный вид детских преступлений. За кражами идет и грабеж , когда тихо украсть нет возможности, а за грабежом убийства . У несовершеннолетних еще не работают тормоза, и наибольшая жестокость присуща преступлениям, совершаемым детьми, они не могут отдавать себе отчет, что они делают. К тому же, будучи обиженными на весь мир, все свои комплексы они вымещают на жертве.

Причины детской и юношеской преступности

преступность несовершеннолетний уголовный агрессивность

Откуда у подростков столько злобы и ненависти к окружающим их людям? Кто пропагандирует насилие и убийство?

Специалисты выделяют много причин детской преступности, которые мы рассмотрим.

Для того чтобы сдерживать нарастающую волну преступности несовершеннолетних специалисты и ученые пытаются выявить причины подростковой криминогенности. Они анализируют отдельно взятое влияние экономических, политических, социальных условий и факторов. Некоторые из них в качестве основных причин роста подростковой преступности видят ухудшение экономических условий, другие - рост детской безнадзорности и беспризорности, третьи - культ насилия, господствующий в работе СМИ, четвертые - недостатки действующего законодательства, пятые - нестабильность общественного устройства и т.д.

Вообще же перечень факторов, влияющих на агрессию подростков, многообразен и открыт для дополнений. Рассмотрим основные причины преступности несовершеннолетних.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Определенное значение подростковой преступности имеет биологический фактор. Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития личности. Так, в период полового созревания (от 11-13 лет до 15-17 лет) у подростков сразу появляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего.

Несмотря на относительную кратковременность, этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждого человека. Именно в подростковом возрасте происходит завершение формирования характера и становление личности. Это происходит под активном влиянии социальной сред, ближайшего окружения и общества в целом.

Возрастные особенности несовершеннолетних - недостаток жизненного опыта, склонность к подражанию, трудность правильной оценки некоторых явлений, эмоциональная возбудимость и др.- усиливают опасность усвоения отрицательных взглядов и привычек в случае попадания под нежелательное влияние. Особенно это происходит тогда, когда не обеспечивается должное воспитательное воздействие и контроль за поведением подростков.

РОДИТЕЛИ

Одна из причин, которая является, на мой взгляд, немаловажной, это отсутствие любви родителей к ребенку. Отсюда он чувствует себя ненужным, и поддается уличной жизни, где нет правил и законов. Статистически доказано, что в воспитанных семьях, где ребенок окружен любовью, очень редко нарушаются законы и ущемляются права других людей. Получается, виноваты родители? Они несут огромную ответственность за жизнь своих детей и всегда должны быть близкими для них, чтобы поддержать своего ребенка и направить на истинный путь. Иначе ребенок может потеряться в этом огромном мире и забыть о нравственных нормах и морали.

Преступления совершаются детьми, о которых родители не заботятся или невнимательно относятся к их воспитанию. Неправильное воспитание ребенка в семейных условиях приводит к развитию преступных наклонностей еще в раннем детстве, и ликвидировать эти наклонности впоследствии нелегко. Если родители небрежно относятся к воспитанию своих детей, дети идут на улицу и часто становятся преступниками.

Как показывают данные, когда подросток идет на преступление, обычно выясняется, что этот подросток был брошен родителями на произвол судьбы, о нем не заботились, на него оказывали отрицательное влияние конфликты и скандалы между родителями, пьянство, проявление жестокости и всякого рода другие плохие влияния в семье. Каждый год 11000 матерей бросают своих детей в роддоме. (Канал Россия «Утро России» 19 октября)

Широкое распространение развода, натянутость во взаимоотношениях между родителями, отсутствие нормальных условий, заботы в семейных условиях оказывают значительное влияние на рост преступности несовершеннолетних.

В настоящее время увеличивается число случаев жестокого обращения с детьми. Это приводит к интенсивному «вытеснению» детей и подростков из семьи на улицу. И это дает толчок новому увеличению противоправного поведения несовершеннолетних, чаще всего имущественного характера. Проведенные исследования свидетельствуют, что степень влияния семейного неблагополучия у подростков, совершивших имущественные преступления, выше, чем у других несовершеннолетних преступников.

Однозначно, все усилия нужно приложить родителям, ведь важно знать, где, как и с кем проводит время ребенок.

БЕСПРИЗОРНОСТЬ

Можно смело проводить прямую параллель между беспризорностью и детской преступностью. По однозначному убеждению Совета безопасности РФ ситуация с беспризорниками представляет серьезную угрозу национальной безопасности и социальной стабильности в России.

В 2006 году беспризорники в России составили 3% от населения.

Вспоминается "бразильский вариант", который, предполагается, уже навис над страной, и будет развиваться, в случае затягивания с принятием немедленных мер по разрешению ситуации. Расскажу вам, в чем же суть этого самого "варианта". В начале 80-х годов в Бразилии численность беспризорников составляла около 5% от всего населения страны, что в последствии явилось настоящей катастрофой для государства. Кстати, на 2006 год в РФ беспризорники составляли приблизительно 3% от всего населения страны. И эта цифра с годами росла, о чем, несомненно, стоит серьезно задуматься.

Вернемся в Бразилию, так вот, эти 5%, являющиеся довольно представительной и однородной силой, решили пустить свою молодую прыть в единое русло. Вооружившись, они начали грабить богатые дома и магазины, убивать их хозяев, не брезгуя в процессе и случайными прохожими. Власти оказались бессильными перед силой, имеющей детское лицо. Как поступили потенциальные потерпевшие--они на собственные деньги создавали эскадроны смерти, которые занимались отстрелом уличных детей… За период с 1984 по 1991 год было убито около 8 тысяч беспризорников.

Это, надеюсь, наименее вероятный сценарий развития событий в нашей стране. Но по данным 2006 года около 4 миллионов (при общей численности народонаселения России около 140 миллионов человек) молодых людей - будущее нации - являются нездоровыми и потенциально асоциальными членами общества.

По миру блуждают голодные, никому ненужные дети, настоящее которых мало кому интересно, а будущее и подавно.

Дети, которые воспитываются без родителей, чувствуют свою ущемленность рядом с другими, от этого появляется ненависть ко всему окружающему миру, и вот этот ребенок уже не далек от преступления.

Оказываясь на улице, дети начинают воровать, и если же не последовало наказание, то у ребенка потихоньку начинают развязываться руки, и масштаб преступления становится крупнее. Все может начаться мелким воровством, а закончится хладнокровным убийством.

По данным Всемирной организации здравоохранения (было исследовано 160 стран) детская беспризорность , бездомность способствуют распространению болезней и совершению преступлений несовершеннолетними, в том числе тяжких.

Из-за ненормальной обстановки в семье около 50 тысяч детей ежегодно уходят из дома. Как утверждает Генпрокуратура - сейчас в стране 300 тысяч детей до 16 лет числятся пропавшими без вести. Более 20 тысяч учащихся покидают школы интернаты из-за жесткого обращения.

Будучи столицей, Москва является пристанищем для большинства беспризорных детей . Здесь максимальное число беспризорников, у 80% из которых, кстати, есть родители. Этим детям в Москве легче затеряться. К тому же в Москве проще найти работу, но большинство безнадзорных детей (это около 1/3 всех беспризорников) предпочитает заниматься грабежами, кражами и попрошайничеством, что значительно осложняет криминальную обстановку в столице и России в целом.

К сожалению, можно с уверенностью утверждать: надежда на то, что, решив проблему беспризорности, параллельно будет разрешена и проблема детской преступности, не имеет под собой основания.

МАТЕРИАЛЬНО НЕ БЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ

Преступления совершают не только беспризорники.

Влияние на рост преступности конечно оказывает финансовое и имущественное расслоение в общества.

Однако, опрометчивым, будет мнение о том, что преступное поведение несовершеннолетних является уделом исключительно малоимущих, социально ущемленных слоев.

Как ни странно, большую часть составляют дети из внешне благополучных, по меньшей мере, материально, семей. Принять такое положение вещей довольно сложно, но тому есть вполне реальные объяснения.

Кто-то из-за подросткового желания выделиться, не быть похожим на других, кто-то из-за наркотической зависимости, а кто-то просто потому, что другие развлечения в жизни приелись, и существует острая тяга к новым ощущениям.

В современном мире криминальная активность подростков нарастает вне зависимости от материального благосостояния населения. Юные преступники выходят в равной мере как из семей с низким достатком, так и из семей со средним или состоятельным достатком.

ПЬЯНСТВО

Существенное влияние на рост детской преступность оказывают такие распространённые явления, как пьянство и наркомания.

Наиболее очевидным и достаточно хорошо исследованным условием детской преступности является пьянство и алкоголизм.

Пьянство - это не умеренное потребление алкоголя.

Алкоголизм - это пьянство, перешедшее в патологическое влечение к алкогольным напитка.

Уже много лет проблемы пьянства среди молодежи являются актуальными для нашей страны.

В ставропольском крае отмечают неуклонный рост случаев подросткового алкоголизма. Увеличение потребления спиртного в крае происходит именно за счет молодежи. По статистике возраст начала потребления алкогольных напитков среди молодежи опустился до 11-12 лет (газета Бизнес 2010 г.).

НАРКОМАНИЯ

Еще более разрушительное воздействие на состояние физического и психологического здоровья несовершеннолетнего оказывают наркотические и другие сильнодействующие, одурманивающие вещества.

Самое печальное, что нижний предел возраста наркомана заметно опустился, то есть все больше людей, приходящих к наркотикам, являются подростками в возрасте 13-17. Это заставляет специалистов серьезно задуматься о сложившейся ситуации и постараться с помощью соответствующих методов профилактики изменить ее к лучшему. Для этого необходимо позаботиться о тех подростках, которые еще не попали в сети наркотиков и спиртных напитков.

ВЗРОСЛЫЕ

Взрослые, предъявляя повышенные требования к поведению подрастающего поколения, сами нередко ведут себя не лучшим образом по отношению к нему. И если мы справедливо осуждаем тяжкие преступления, совершаемые подростками, то, как оценить детскую безнадзорность, заброшенность, общественное безразличие, а то и прямое насилие над детьми и подростками со стороны взрослых, включая их родителей, родственников, учителей?

Не сократится уровень преступности подростков без изменения отношения к ним взрослых людей - родителей, учителей, работников правоохранительных органов, населения в целом. Неслучайно специалисты утверждают: “Не бывает трудных детей, есть трудные взрослые”.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ответственность за рост подростковой преступности несут и средства массовой информации. По мнению почти 90% французов и такого же примерно числа немцев, бельгийцев, итальянцев, все беды с детьми происходят по вине голубого экрана - телевидение, программы которого перенасыщены сценами насилия.

Европейское общество защиты детей подсчитало, что в фильмах и передачах по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее 20 убийств и правовых злодеяний. По сколько подростки проводят в среднем от 3 до 4 часов в день у экрана, то можно представить силу воздействия на неокрепшую детскую психику. По оценке комиссии конгресса США (1967), тема преступности и насилия характерна для 60% телевизионных передач.

Наше телевидение не уступает европейскому по части демонстрации насилия юным зрителям.

Кто зарождает агрессию в ребенке? Безусловно, различные боевики, где наблюдается жестокое обращение с людьми, воздействие насилия и грубостей. Телевидение воспитывают в детях культ жестокости и силы. Конечно, в подростковом возрасте, ребенок хочет подражать любимому герою из кинофильма и у него это отлично выходит - вот только в мире прибавился еще один преступник…

Не меньший вред Средства Массовой Информации причиняют, когда через них идет романтизация преступной жизни и морали. Это приводит к тому, что среди молодежи и подростков, негативное социальное поведение приобретает привлекательность. Появляются мнения о возможности «союзнических» отношений с преступниками. Высказываются идеи о том что, воровской мир, «воры в законе»- это часть российской культуры, а воровские «правильные» понятия легче и разумнее законов. И сейчас на нашем телевиденье только и виден свирепый криминал. Сериалы «Бригада», «Марш Турецкого»; «Ледниковый период»; «Агент Национальной Безопасности», «Крот 1», «Крот 2» (НТВ) и многие другие.

Конечно, только одно телевидение вряд ли можно считать основной причиной роста преступности среди несовершеннолетних.

Например, в США считают: одна из причин преступности среди несовершеннолетних это большое влияние оказывают комиксы, издаваемые в США миллионными тиражами. Насилие и садизм проповедуются во многих комиксах. Причем все это сопровождается наглядными иллюстрациями. Комиксы в большинстве своем описывают преступления, которые совершают главным образом несовершеннолетними. Влияние этих комиксов на детей огромно. Комиксы специально предназначаются для подростков и, по существу, содержат все необходимые уроки о том, как нужно совершать преступления. Подростки учатся по таким комиксам и идут на преступления уже с готовым рецептом. В США считают, что комиксы конечно не самый важный, но, несомненно, самый непростительный фактор.

ШКОЛА

Серьезные дисциплинарные нарушения возникают в школах, где плохо налажен учебный процесс. В школах, в которых учителя умеют заинтересовать своих учеников, редко приходится сталкиваться с трудностями в серьезных нарушениях дисциплины.

В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае формируются условия для вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность. В такой ситуации юридические нормы должны обеспечить адекватную реакцию государства на происходящее. Рассмотрим далее проблемы подростковой преступности.

УК РФ

По всем статьям, предусмотренным в кодексе, наказание к несовершеннолетним применяется с 16 лет. Однако в УК присутствует ряд норм, ответственность по которым наступает с 14 лет. К последним относят статьи:

  • 105 - "Убийство".
  • 111 - "Умышленное нанесение тяжкого ущерба здоровью".
  • 126 - "Похищение человека".
  • 112 - "Умышленное нанесение
  • 131 - "Изнасилование".
  • 158 - "Кража".
  • 132 - "Насильственные
  • 163 - "Вымогательство".
  • 162 - "Разбой".
  • 161 - "Грабеж".
  • 166 - "Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения".
  • 167 (часть 2) - "Умышленное повреждение/уничтожение имущества при наличии отягчающих обстоятельств".
  • 206 - "Захват заложников".
  • 205 - "Терроризм".
  • 213 (части 2 и 3) - "Хулиганство при наличии отягчающих обстоятельств".
  • 214 - "Вандализм".
  • 226 - "Вымогательство/хищение боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ или
  • 267 - "Приведение в негодность путей сообщения или транспортных средств".
  • 229 - "Вымогательство/хищение наркотических средств или психотропных веществ".

Особенности наказаний

Несовершеннолетними закон именует лиц, которые на момент совершения деяния достигли 14 лет, но им еще не исполнилось 18. К таким субъектам могут применяться не все виды наказания. В частности, тюремное заключение не может длиться более 10 лет, а исправительные работы - больше года. Отбывание наказания, как правило, осуществляется в воспитательных колониях усиленного или общего режима. При вынесении приговора суд учитывает условия жизни несовершеннолетнего, особенности психического развития, степень влияния старших. Недостижение совершеннолетия считается смягчающим обстоятельством. К подросткам могут применяться следующие наказания:

  1. Штраф.
  2. Обязательные или исправительные работы.
  3. Запрет на осуществление какой-либо деятельности.
  4. Арест.
  5. Тюремное заключение на определенный срок. Если деяние небольшой или средней тяжести совершено впервые, суд может освободить несовершеннолетнего от ответственности и по отношению к нему могут применяться принудительные воспитательные меры.
  6. Предупреждение.
  7. Вменение обязанности загладить нанесенный ущерб.
  8. Передача под родительский надзор или под контроль специализированного госоргана.
  9. Ограничение досуга, установление особых правил поведения.

К несовершеннолетнему может применяться несколько мер одновременно. Предупреждение состоит в разъяснении лицу того вреда, который оно причинило, а также последствий, которые возникли от его действий. Загладить ущерб материально субъект может, только имея заработок. К нему законодательство относит не только з/п, но и стипендию и прочие выплаты. В случае систематического невыполнения несовершеннолетним предписанных правил воспитательные меры отменяются, а материалы его дела направляются в суд, где рассматривается вопрос о привлечении его к ответственности по УК.

Влияние взрослых

Существуют различные причины подростковой преступности. Далеко не последнее место среди них занимает негативное влияние взрослых. В практике достаточно много случаев, когда несовершеннолетние участвуют в незаконных действиях вместе со старшими лицами. В качестве подстрекателей нередко выступают рецидивисты. Фактически руками подростков они совершают опасные преступления. При этом сами они зачастую избегают ответственности.

Рассматривая причины подростковой преступности, нельзя не отметить, что многие несовершеннолетние, склонные не исполнять установленные в обществе нормы, идут навстречу взрослым, взамен получая от них вознаграждение в виде вещей, ими же самими украденных.

В некоторых случаях роль взрослых проявляется в действиях, непосредственно не связанных с совершением конкретного незаконного деяния. Однако старшие оказывают негативное воздействие на подростка, способствуя В частности, это относится к сфере полового развития несовершеннолетних. Участие взрослых в сексуальном созревании формирует благоприятную почву, на которой затем культивируется подростковая преступность. Статистика говорит о том, что приблизительно каждый третий несовершеннолетний, совершивший незаконное деяние, рано начал половую жизнь. Более половины из них вступали в сексуальный контакт со взрослыми женщинами и девушками.

Психологические особенности

Решая проблемы подростковой преступности, специалисты отмечают, что в ходе образования переходных и промежуточных форм темперамента возникает определенное непостоянство в становлении тормозных реакций. У несовершеннолетних с выраженным агрессивным поведением наблюдается ослабление осознания значения словесных раздражителей. Именно эта категория нарушителей именуется трудновоспитуемой. Детская, подростковая преступность отличается от взрослой тем, что несовершеннолетние совершают акты, не задумываясь о последствиях. Как правило, ими движет внезапно возникшее и быстро проходящее влечение к какому-либо объекту. Именно поэтому при разбирательстве деяний против личности, совершенных несовершеннолетними, необходимо использовать особый подход и проявлять осторожность.

Агрессивное поведение формируют повышенная эмоциональность, преобладание возбуждения над торможением. Эти свойства усиливаются при непосредственных переживаниях. Этим объясняется то, что несовершеннолетний легче, чем взрослый, реализует в состоянии аффекта противоправный умысел с использованием насилия. Проводя анализ подростковой преступности, многие психологи основывают свои выводы на том, что специфика нервной системы не может оказывать влияние на форму проявления конкретного действия. Между тем насилие выступает в качестве именно выражения, а не содержания незаконного поведенческого акта. Ярким примером, в частности, может служить преступление, основывающееся на подражании.

Влияние физического развития

Подростковая преступность во многих случаях находится в прямой зависимости от характера полового созревания. При этом оно отражается не только на функционировании внутренних органов и работе мозга. Специфика полового созревания обусловливает характер и поведение несовершеннолетнего. Это особенно ярко проявляется при рассмотрении деяний, связанных с посягательством на сексуальную сферу потерпевшего (изнасилование и пр.). При изучении субъективной стороны такого преступления, как хулиганство, необходимо учитывать, что развитие мускульного аппарата, костной системы оказывает влияние на осознание подростками своей силы. Многие несовершеннолетние испытывают гордость за свое физическое состояние, стремятся продемонстрировать силу. Это зачастую выливается в агрессивные и насильственные действия.

Подростковая преступность: статистика

В течение продолжительного периода результаты исследования криминогенной обстановки указывают на увеличение количества противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними. При этом рост подростковой преступности отмечался и в годы СССР. Продолжается такая тенденция и сегодня. На настоящее время статистика подростковой преступности в России следующая:

  • 40 % несовершеннолетних осуждены за кражи;
  • 13 % - за разбой;
  • 14 % - за грабеж;
  • 5 % - за убийство.

Всего в воспитательных колониях содержится 12,7 тыс. чел. В РФ существует 3 учреждения для девочек 14-18 лет. В соответствии с новым УК в воспитательные колонии допускается направлять лиц до 20 лет. Больше 70 % осужденных и отбывающих наказание не имеют образования.

Подростковая преступность в России

В течение последнего десятилетия отмечается увеличение количества деяний, совершенных несовершеннолетними. При этом подростковая преступность растет в 7 раз быстрее, чем происходит изменение общего числа населения этой возрастной категории. В некоторых регионах несовершеннолетние определяют криминогенную обстановку в целом. Так, особо развита молодежная и подростковая преступность в Мурманской, Сахалинской, Кемеровской, Камчатской, Архангельской областях. Здесь несовершеннолетние совершают каждое третье незаконное деяние.

Важные обстоятельства

Все годы, на протяжении которых изучается подростковая преступность, РФ входит в перечень суверенных государств бывшего СССР, где она была наиболее высока. В среднем отмечалось, что каждые 5 лет она увеличивалась на 14-17 %. Рост подростковой преступности с 1975 г. сопровождался сокращением либо крайне незначительным повышением общей численности этой категории населения. Вместе с этим отмечалось усугубление вообще по стране. Преступность охватывала все слои населения, но в подростковой группе почти всегда была наиболее интенсивной.

Негативные тенденции отмечались и в те периоды, когда были введены достаточно суровые карательные меры для несовершеннолетних. За 1973-1984 годы рост судимости подростков опережал увеличение количества выявленных преступлений этой группы. При этом общее количество несовершеннолетних, приговоренных к тюремному заключению в указанный период, было значительным. В 1981-1985 гг. среднегодовое число осужденных стало самым большим за все послереволюционное время. Существенную поправку в статистические результаты может внести учет латентности. Из-за дефектов регистрации, плохого выявления неправомерных деяний несовершеннолетних фактические показатели больше в 3-4 раза официально отражаемых данных.

Недостатки системы

Практика борьбы с подростковой преступностью приводит не только к известным искажениям общей картины за счет дефектов регистрации деяний, но и к неправильной и неточной уголовно-правовой политике в отношении возбужденных и расследуемых дел, а также исполнения наказания. Разбирательство по деяниям осуществляется посредством фрагментирования действительности. Это обусловлено зачастую нежеланием следователей устанавливать всех участников преступлений, все эпизоды, связи и пр. На практике получается, что кражи совершаются якобы без сбытчиков и наводчиков, спекуляция - без организаторов покупки, наркоманы действуют самостоятельно, без изготовителей и распространителей и так далее. Все эти обстоятельства обусловливают искажение криминогенной картины. Снижение подростковой преступности, таким образом, происходит искусственно: уменьшается общее количество субъектов, совершивших деяние, разновозрастных групп, участвующих в них, и так далее.

Предпосылки

К криминологическим причинам, влияющим на развитие преступности среди подростков, относят:


Кроме этого, подростковая преступность повышается под влиянием следующих факторов:

  1. Неудовлетворительные воспитательные условия в семьях.
  2. Недостаточная помощь родителям со стороны педагогов.
  3. Неудовлетворительная подготовка специалистов, ведущих воспитательную работу в детских учреждениях.
  4. Плохая работа комиссий, занимающихся делами несовершеннолетних, правоохранительных органов.

Негативное воздействие на ситуацию оказывает и формализм в работе ряда общественных организаций, деятельность которых должна быть направлена на содействие детским учреждениям, школам, семьям, полиции, суду, прокуратуре и предупреждение подростковой преступности.

Мероприятия по улучшению ситуации

В настоящее время профилактика подростковой преступности находится в ведении КДН. Комиссии непосредственно призваны обеспечивать взаимодействие различных звеньев правоохранительной системы. Однако на практике зачастую отмечается неудовлетворительная работа КДН. Такая ситуация обусловливается большим в сравнении с судебными органами объемом дел. Подготовительное производство и непосредственное рассмотрение материалов осуществляет один, зачастую не освобожденный от прочих обязанностей, ответственный служащий комиссии.

Для разрешения ситуации необходимо формирование специального органа профессиональных соцработников. В их компетенцию следует включить деятельность по сопровождению семьи. Эти работники должны взаимодействовать с детьми, растущими в воспитанниками приютов. Необходимо также четкое законодательное определение формы проведения такой деятельности. Сегодня уже разработан и внедряется в практику комплекс дополнительных мероприятий. Они направлены:


Конкретные меры

Государственная политика предусматривает:


Заключение

В настоящее время проблема детской преступности стоит очень остро. Зачастую предпринимаемых обществом и государством мероприятий крайне недостаточно для исправления ситуации. Тем не менее достаточно большой объем работы уже проделан, и он дал ряд положительных результатов. Активно предпринимаются меры, направленные на существенное изменение взаимодействия с несовершеннолетними в условиях воспитательных трудовых колоний. Безусловно, для улучшения ситуации необходимо проделать еще колоссальную работу. При этом взаимодействие должно осуществляться не только непосредственно с самими несовершеннолетними, но и с сотрудниками уполномоченных органов, членами общественных организаций. Зачастую после не очень счастливого детства, задержания, суда, СИЗО становится не самым худшим местом пребывания. На свободе об осужденных никто не заботится. В колонии же, для кого-то впервые в жизни, на них обращают внимание. Их одевают, кормят. Они спят в теплом помещении. И как бы парадоксально это ни звучало, ведут вполне нормальную жизнь.

ВВЕДЕНИЕ

1.2 Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения

1.3 Психологическое содержание подросткового периода

2. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ С ПОДРОСТКАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

2.1 Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения

2.2 Меры профилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

Данная работа рассматривает проблему современности - преступности несовершеннолетних. Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе.

Преступлением считается предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важно отметить, что к преступлениям относятся только деяния, предусмотренные уголовным законом. Деяние, не указанное в законе, к разряду преступлений не относится и может считаться дисциплинарным, административным или аморальным проступком.

Общественная опасность является критерием, который определяет деяние как преступление, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям должно расцениваться как преступление. Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер.

Таким детям нужна материальная, юридическая, психосоциальная помощь. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Объектом исследования данной курсовой работы является проблема подростковой преступности в современной России.

Предметом исследования данной курсовой работы являются психологические особенности подростков-правонарушителей.

Цель данной курсовой работы - анализ основных направлений психосоциальной работы с подростками - правонарушителями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, которые нашли отражение в названиях глав и параграфов.

В первой главе под названием «Подростковая преступность как проблема современного общества» решаются следующие задачи:

Рассмотреть проблемы подростковой преступности в современной России;

Изучить психологическое содержание подросткового периода; -выяснить психологические особенности подростков - правонарушителей;

Во второй главе под названием «Психосоциальная помощь с подростками-правонарушителями» решаются следующие задачи:

Рассмотреть основные направления психосоциальной работы с подростками-правонарушителями;

Изучить меры профилактики правонарушений среди подростков. Практическая значимость работы заключается в возможности использовании результатов для дальнейшего изучения подростковой преступности и психосоциальной помощи им.

Данная курсовая работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы, двух глав, пять параграфов, заключения и библиографического списка.


1. ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Проблема подростковой преступности в современной России

Подросток - растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений.

В настоящее время общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.

Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, при изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавших «откупных»; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем (большинство из которых мужчины) и т.п. При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто - это неверие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла («по следствию и судам затаскают»). Даже не обо всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводчиков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.

Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По не которым регионам - каждое четвертое. В последние годы отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Имеют место случаи, когда 11-12-летние дети имеют большой опыт карманных краж, крадут из автомобилей, угоняют велосипеды. Зачастую такие дети промышляют «обуванием» на вокзалах других детей - окружают их и отбирают деньги. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность выталкивают детей на улицу. Кто-то сдает бутылки и продает газеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние воришки попадаются по нескольку раз. После возвращения домой они вновь принимаются за свой промысел. Случаи, когда дети в 13 лет никогда не учились в школе, не умеют читать и писать, встречаются достаточно часто. Обычно 13-14-летние дети заканчивают 5-6 классов и больше учиться не хотят. Распространенным явлением среди этих детей является токсикомания. Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается в Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300-500 преступников на 10 тыс. Населения в возрасте 14-17 лет). В 1994 году этой группой населения было совершено свыше 210 тысяч преступлений. Что скрывается за этой цифрой? То, что очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигает уровня особо опасного рецидивиста. Это -закономерность.

Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет). Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков в сфере преступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и тем, что по возрасту (23-25 лет) он не далеко «ушел» от подростков и поэтому как личность он психологически им интересен. Значит, чем больше несовершеннолетних становится, на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Именно потребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.