Постановление
Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;
в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации
Утвержден
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.
* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятиям иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранен ия этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприят ий по гражданской обороне.
имеющие мобилизационное задание (заказ);
и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.
4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой кате гории, второй категории.
степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
месторасположение организации;
значимость организации как объекта культуры.
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне явля ются:
численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-тер риториальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствую щего объекта.
Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.
5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по граждан ской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.
Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской оборо ной в субъектах Российской Федерации.
6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.
7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне.
8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.
9. Федеральные органы исполнительной, власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.
10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответ ствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти ка тегории.
11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, прово дится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет , в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;
в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации
Утвержден
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.
* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятиям иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранен ия этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприят ий по гражданской обороне.
имеющие мобилизационное задание (заказ);
и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.
4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой кате гории, второй категории.
степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
месторасположение организации;
значимость организации как объекта культуры.
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне явля ются:
численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-тер риториальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствую щего объекта.
Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.
5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по граждан ской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.
Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской оборо ной в субъектах Российской Федерации.
6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.
7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне.
8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.
9. Федеральные органы исполнительной, власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.
10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответ ствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти ка тегории.
11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, прово дится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет , в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.
Система управления гражданской обороной
составная часть общегосударственной системы управления, предназначенная для решения задач гражданской обороны и представляющая собой совокупность взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и систем средств управления гражданской обороны, состоящих из системы связи, оповещения, автоматизированных информационно-управляющих и других специальных систем. У. ГО осуществляют: федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; структурные подразделения (работники) федеральных органов исполнительной власти; органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территории субъектов РФ и на территории муниципальных образований; структурные подразделения (работники) организаций.
К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.
К первой группе
численность населения превышает 1000 тыс. человек;
численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;
численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;
численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
Имеющие мобилизационное задание (заказ);
И (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
И (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.
Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории, второй категории.
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются: численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время; объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Планирование мероприятий ГОЧС.
Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время
Планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований разрабатываются органами местного самоуправления.
Планы гражданской обороны организаций разрабатываются организациями.
Разработка планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований выполняется в два этапа и включает в себя:
На первом этапе: - доведение органами исполнительной власти субъектов РФ до органов местного самоуправления выписок из возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника
На втором этапе: - определение органами местного самоуправления порядка организации, объемов и сроков выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны.
Планирование мероприятий по гражданской обороне;
Практическую разработку и оформление планов гражданской обороны и защиты населения органами местного самоуправления.
Исходными данными для разработки плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны) являются:
Закон РФ «О гражданской обороне»;
Постановления Правительства РФ по ведению ГО;
Приказ МЧС России от 16.02.2012г. № 70 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)»;
Указания министерств и ведомств по ведению ГО
Основные требования, предъявляемые к плану гражданской обороны и защиты населения (плану гражданской обороны):
1. Полнота содержания и краткость изложения; 2. Строгий учет времени; 3. Конкретность и всесторонняя обоснованность планируемых мероприятий; 4. Целесообразность запланированных мероприятий (в том числе и экономическая); 5. Реальность намечаемых мероприятий.
Планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласовывается с начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и руководителем органа военного управления - начальником местного гарнизона. В случае отсутствия на территории муниципального образования местного гарнизона план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласовывается с начальником территориального гарнизона.
Корректировка плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
23 Защита населения – это комплекс взаимосвязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Мероприятия по подготовке к защите и по защите населения планируются заблаговременно; осуществляются они, по возможности в мирное время; наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с начала войны или вооруженного конфликта. Объем и сроки их проведения определяются исходя из экономических возможностей и из принципа разумной достаточности и максимально возможного использования всех сил и средств.
В соответствии с законом о Гражданской обороне от 12.02.98г. №28-ФЗ (ст.2) одной из основных задач Гражданской обороны является обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий, а также предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Осуществление этой задачи требует подготовки и проведения комплекса мероприятий и применения всех имеющихся способов защиты населения.
Защита населения начинается со своевременного оповещения и информирования об угрозе или возникновения какой-либо опасности. Оповещение - это метод пассивной защиты. Сигнал оповещения о чрезвычайной ситуации - сообщение, являющееся предупреждением о возникновении чрезвычайной ситуации и командой для проведения мероприятий органов РСЧС, а также для использования населением средств и способов защиты и для немедленного включения им (населением) радиотехнических средств речевой информации.
В нашей стране установлен такой порядок оповещения: при любой опасности включаются сирены, звук которых означает единый сигнал опасности: «Внимание всем». Услышав его, следует включить радиоприемник, телевизор, репродуктор проводного вещания и прослушать сообщение о характере и масштабах угрозы и рекомендации по наиболее рациональному поведению в сложившейся ситуации для защиты жизни и здоровья.
Основными способами защиты населения, которые планируются и проводятся в комплексе, являются:
1. организационный;
2. укрытие населения в защитных сооружениях;
3. эвакуация населения;
4. использование средств индивидуальной защиты;
5. проведение радиационных, химических и медико-биологических мероприятий.
Всем Вопрос по ГО и ЧС. Наша организация не является объектом отнесенным к категории по ГО (делали запрос в управление ГО и ЗН нашего города), нужно ли нам проводить какую-нибудь работу в этой области? заранее благодарны.
Ответ
Ответ на вопрос:
Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне и подготавливать своих сотрудников в области гражданской обороны (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).
Так, организации обязаны:
планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения при наличии их в организации;
создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).
до 500 человек - 1 отдельный работник;
от 501 до 2000 человек - 2-3 отдельных работника;
от 2001 до 5000 человек - 3-4 отдельных работника;
свыше 5001 человек - 5-6 отдельных работников.
Количество отдельных работников в представительствах и филиалах организаций, которые относятся к категориям по гражданской обороне:
от 200 до 500 человек согласно штатному расписанию - 1 работник;
от 501 до 1000 человек согласно штатному расписанию - 2 работника;
от 1001 до 2000 человек согласно штатному расписанию - 3 работника;
от 2001 до 5000 человек согласно штатному расписанию - 4 работника;
свыше 5001 человек согласно штатному расписанию - 5 работников.
Количество структурных подразделений или отдельных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в представительствах и филиалах организации, устанавливают локальным нормативным актом.
Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организации находятся в подчинении у руководителя организации.
Об этом сказано в пунктах 7 и 8 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230.
При определении количества работников по гражданской обороне в организациях, а также в их представительствах и филиалах, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования, учитывают общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывают число проходящих лечение больных в стационаре (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).
На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 9 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).
Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:
в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;
на курсах гражданской обороны.
Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).
Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 г. № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.
Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.
Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте .
Обучение сотрудников
Обязана ли организация обучать сотрудников гражданской обороне
Вводный инструктаж с новым сотрудником проводит .
Инструктаж необходимо провести в течение одного месяца после приема на работу нового сотрудника.
Во время вводного инструктажа ответственный сотрудник знакомит нового работника с инструкцией и сообщает общие знания по гражданской обороне, в частности:
поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
порядок действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации;
порядок действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов;
правила оказания первой помощи.
Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
В конце инструктажа ответственный сотрудник устно проверяет приобретенные работником знания. После инструктажа сотрудник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки. Сотрудник обязан хранить свой экземпляр инструкции на рабочем месте.
Данные о вводном инструктаже внесите в журнал вводного инструктажа по гражданской обороне. Форма журнала . В журнале сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.
Курсовое обучение
Как провести курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне
План по обучению на учебный год утвердите приказом в .
Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам нужно рассказать материал по теме устно, а также наглядно, используя современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия.
Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы выработать, поддерживать и совершенствовать у работников необходимые практические навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.
Комплексное занятие проводите, чтобы подготовить работников к действиям в различных условиях. Во время комплексного занятия работники последовательно отрабатывают правильные и однообразные действия в конкретной обстановке.
Ответственный за обучение работник ведет учет присутствия сотрудников на занятиях в журнале учета. Форма журнала . Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.
В конце учебного года издайте приказ об итогах обучения сотрудников в .
Такой порядок предусмотрен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Совет: чтобы сделать обучение эффективным, запомните несколько рекомендаций:
постройте обучение по ГО и ЧС на моделировании чрезвычайных событий, которые действительно могут произойти в организации;
используйте современные тренинговые методики. Например, когда работники самостоятельно решают предложенные задачи. Тогда им легче будет сориентироваться в экстремальной ситуации и продумать свое поведение;
чтобы не отвлекать сотрудников от работы надолго, не тратьте время на общую информацию. Раздайте ее сотрудникам заранее для самостоятельного изучения. Для этого можно использовать, например, . А непосредственно во время обучения проработайте действия в ситуациях, которые могут сложиться в организации во время чрезвычайного события. Каждый сотрудник должен четко знать, что ему делать в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации.
Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,
эксперт Системы Кадры
Государство назначает организациям обязанности по гражданской обороне в зависимости от видов деятельности. В статье мы расскажем, какие обязанности несет ваше предприятие по ГО.
Из статьи вы узнаете:
Категории по гражданской обороне для организаций и объектов
Пример отнесения организации к категории по ГО |
||
Имеющие мобилизационные задания |
Представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в любое время |
Уникальные в историко-культурном отношении объекты |
Консервный завод, мясокомбинат – создание, сохранение и обновление запасов госрезерва пищеконцентратов |
Производство и распределение ресурсов: Гидроэлектростанция Атомная электростанция Теплоэлектроцентраль Электрические сети Сеть газопотребления |
Фонды государственных архивов и библиотек помимо сохранения самих раритетов, еще и оцифровывают их для будущих поколений |
Учет в военно-учетных столах транспортных средств типа УАЗ, принадлежащих работникам организаций |
Переработка химических веществ или отработанного ядерного топлива |
Петергоф, Тульский, Московский, Ростовский Кремль. |
Помимо того, что предприятие выполняет задачи по виду своей экономической деятельности, оно обладает как материальными, так и человеческими ресурсами, которые в момент опасности должны быть мобилизованы для решения задач обороноспособности страны. Работники, помимо мобилизации запасников в ряды армии, обязаны выполнять свой гражданский долг по защите интересов страны. должен взять на себя работодатель по указаниям органов исполнительной власти на местах.
Как определить категорию предприятия по ГО и ЧС
Координацию деятельности категорированных организаций по ГО ведет Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ. Данное ведомство производит категоризацию предприятий согласно постановлению Правительства РФ от 16.08.2016 № 804дсп и на основании Методических рекомендаций по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне от 11.11.2016 № 2-4-71-69-11 дсп (Письмо ГУ МЧС России по г. Москве от 22.06.2017 № 817-1-1-8).
Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне
Сам список организаций МЧС не формирует. Федеральные органы исполнительной власти (Роструд, Росатом, Росздрав, Ростехнадзор и т.п.) формируют по классификации МЧС перечень предприятий, отвечающих требованиям по мобилизационной подготовке.
Поскольку шифр «дсп» в письмах и рекомендациях МЧС свидетельствует об ограниченном круге пользователей информации в реестре категорированных организаций, для получения информации о том, несет ли конкретно ваше предприятие , необходимо обратиться в территориальное управление ГО и ЧС субъекта РФ или в органы самоуправления на местах.
Министерства и ведомства, согласовав с МЧС перечень организаций с категориями по ГО и ЧС, обязаны в течение 1 месяца направить выписки в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти предприятия. Таким образом, вся информация по категорированным предприятиям на территории района или города стекается в отделы ЧС при администрациях этих уровней власти. Поэтому запрос нужно подавать не в территориальный МЧС, а в администрацию города или района, в соответствующий отдел мобилизационной подготовки.
Организации, не отнесенные по категориям к ГО
Организации, не поименованные в статье 28-ФЗ, не относятся к категорированным. Но и они имеют обязанности по гражданской обороне. В таких организациях и ИП должны быть проведены инструктажи по ГО, курсовое обучение в виде лекций, комплексных занятий и тренировок.