Порядок оформления и расследования дтп. Оформление дтп без гибдд — как оформить дтп без справки Как сейчас оформляют дтп

Еще несколько лет назад все водители знали, что если они попали в дорожное происшествие, то в первую очередь, они должны вызывать сотрудников ГИБДД. Только получив документы о ДТП, пострадавшая сторона могла компенсировать свой ущерб. В настоящее время законодательство существенно изменилось, и теперь многие водители не знают, как правильно вести себя на дороге в случае любого происшествия.

Я тоже не сразу познакомилась с новой законодательной базой. Но после того, как я попала в ДТП, и по привычке пыталась вызвать ГИБДД, мне пришлось узнать, как теперь надо оформлять происшествия без пострадавших. Сотрудники автоинспекции теперь выезжают на место только в определенных случаях. И в этой статье я расскажу вам, как действовать, если вы попали в дорожное происшествие, в котором, к счастью, не оказалось пострадавших.

Совсем недавно с июня 2018 года вступили последние изменения, касающиеся порядка оформления дорожных происшествий. Теперь участники могут обойтись без вызова сотрудников автоинспекции, если их авария будет соответствовать установленным требованиям:

  • стоимость повреждений, причиненных невиновной стороне происшествия, не должна превышать 100 тысяч рублей (так как страховщик максимально может компенсировать только эту сумму без регистрации происшествия сотрудниками ГИБДД);
  • оба водителя должны быть зарегистрированы по ОСАГО, при этом полис должен быть действующим на момент столкновения;
  • при оформлении документов оба участника должны прийти к общему согласию в том, кто из них является виновником произошедшего, а также не иметь разногласий по поводу обстоятельств произошедшего;
  • в аварии не должны пострадать или погибнуть люди;
  • не должен быть причинен вред другому материальному имуществу;
  • в происшествии должно участвовать не более 2 машин.

Это основные требования для тех ситуаций, когда участники могут оформить документы без вызова автоинспектора. Именно от них будет зависеть порядок действий.

Важно знать, что есть одно исключение для жителей Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эти жители включены в специальный пробный проект, который в скором времени должен будет распространиться и на остальные регионы. При наличии у участников аппаратов со спутниковой системой ГЛОНАСС, которая позволяет им зафиксировать свое ДТП и предоставить о нем сведения через спутник, эти люди могут самостоятельно оформить документы при ущербе до 400 тысяч рублей.

Порядок действий без ГИБДД

Если ваша ситуация подходит под условия, которые предусмотрены для самостоятельного оформления происшествия, вы должны действовать в следующей последовательности:

  1. При столкновении с другим транспортным средством необходимо остановиться , заглушить двигатель, включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак. При его установке надо соблюдать правила. В населенном пункте он должен быть установлен не ближе 15 м, а за его территорией не ближе 30 м.
  2. Выяснить у своих попутчиков, а также у пассажиров другой машины, нужна ли кому-нибудь медицинская помощь .
  3. Если никто не пострадал, то продолжаем действовать по данной инструкции.
  4. Зафиксируйте на фото и видео расположение автомобилей . Обязательно снимайте так, чтобы было понятно, кто в каком направлении двигался, куда пришелся удар при столкновении. Также заснимите дорожную разметку, знаки, месторасположение автомобилей на дороге. Заснимите окружающие дома, чтобы было понятно, относительно чего вы расположены на дороге.
  5. Далее автомобили необходимо убрать с дороги , чтобы не создавать помех другим водителям.
  6. После этого вы должны заполнить извещение о происшествии вместе с другим водителем. По-другому оно называется европротоколом. По своей сути это стандартный бланк извещения страховой компании. Для двух водителей потребуется один экземпляр, состоящий из 2 бланков и инструкции.
  7. При отсутствии европротокола надо составить на обычном листе схему ДТП , а также написать объяснительные от каждого водителя по поводу произошедшего. Впоследствии придется все равно заполнить извещение о ДТП, чтобы получить страховое возмещение.
  8. Если во время заполнения извещения между водителями возникли споры по поводу виновности одного из них, либо по поводу иных обстоятельств, на место происшествия придется вызвать сотрудников ГИБДД .
  9. После заполнения извещения участники происшествия могут разъехаться .

Помните, что заполнять извещение о происшествии нужно только в тех случаях, если один участник собирается обращаться за компенсацией к страховщику. В противном случае данный документ не понадобится. Если стороны смогли договориться и уладить конфликт на месте, то извещение не потребуется. Но лучше оформить письменный документ о том, что никто из водителей не имеет претензий к другому. Он может понадобиться для того, чтобы потом другой участник не смог обвинить вас в том, что вы покинули место происшествия.

Обращение в ГИБДД

Если нет пострадавших, но есть другие условия, при которых обязательно участие сотрудников ГИБДД, то вы должны действовать в следующем порядке:

  1. После выявления этих обстоятельств, вы должны принять решение , можете ли вы сами подъехать на пост ГИБДД, либо необходимо вызвать автоинспектора на место происшествия. Обычно вызывают их только тогда, когда есть спорная ситуация между участниками аварийного события.
  2. Если вы не можете договориться с другим водителем, заснимите все на видео и фото . Обязательно зафиксируйте местоположение обоих транспортных средств, дорожные условия, соседние здания и иные предметы, в относительной близости которых произошло ДТП.
  3. Освободите проезжую часть от своих транспортных средств.
  4. Дождитесь сотрудника ГИБДД и составьте с ним все документ ы. Предъявите ему видео и фотографии. Он должен составить справку о происшествии и вынести постановление о том, кто виновен в данной аварии.
  5. Далее вы должны составить на основании принятого автоинспектором решения извещение страховщику , где обязательно укажите виновника и невиновного.
  6. После этого вы должны получить копии составленных документов сотрудником ГИБДД. Они вам понадобятся для обращения в страховую компанию.

Если спорной ситуации нет, но есть другие обстоятельства для обязательной фиксации происшествия сотрудниками ГИБДД, вы должны составить извещение с другим участником аварии и приехать в ближайшее отделение дорожной автоинспекции. Перед отъездом с места события обязательно сделайте также подробные фото и видео расположения машин на дороге и относительно других зданий.

В отделении правоохранительные органы составят вам справку о происшествии и вынесут постановление. Эти документы в дальнейшем вы предоставите страховой компании.

Советы эксперта по правильному порядку действий вы можете посмотреть в этом видео.

Нюансы

Помните, что страховые компании будут компенсировать ущерб только в пределах, установленных законодательством. Поэтому, если вы не являетесь участником пилотного проекта, вы должны постараться оценить свой ущерб. Если вы не обратитесь в ГИБДД и ваш ущерб будет выше 100 тысяч рублей, то страховщик вам выплатит только эту сумму. Остальное вы должны будете требовать с виновника ДТП.

Если есть сомнения, относительно стоимости ущерба, лучше всегда обращаться в ГИБДД. Они выдадут вам необходимые документы, и вы в любом случае компенсируете причиненный вам ущерб.

Также в этом должен быть заинтересован сам виновник. Так как если страховщик компенсирует не весь материальный ущерб, причиненный им пострадавшему лицу, всю остальную сумму последний сможет взыскать с виновника. Чтобы этого избежать, лучше всегда дополнительно подстраховаться.

Также обязательно проверяйте, действительно ли второй участник имеет страховку ОСАГО. Ее легко проверить на сайте РСА. Потому что при ее отсутствии, вы обязаны фиксировать происшествие с помощью сотрудников ГИБДД, иначе страховщик откажет вам в выплате.

По закону существует определенный порядок оформления аварий на дорогах. Это связано с тем, что пострадавший может получить денежную выплату в качестве компенсации по страховке. Для этого необходим целый пакет документов. Ранее все оформлялись с участием сотрудников ГИБДД. В настоящее время при наличии определенных условий участники могут оформить аварию без вызова инспекторов.

Оформление ДТП без ГИБДД — когда возможно

ДТП без сотрудников ГИБДД проводятся самостоятельно, посредством Европротокола, с помощью аварийных комиссаров. Каждый из видов имеет свои особенности.

С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения процедуры оформления аварий на дороге. Согласно им, водители имеют право составить на месте происшествия протокол самостоятельно, если:

  • нет пострадавших (это относится не только к водителям, но и к пассажирам, а также пешеходам);
  • участников аварии исключительно 2 транспортных средства (не больше и не меньше);
  • оба водителя имеют на руках действующую страховку ОСАГО;
  • нанесенный ущерб не превышает 50 тыс. руб.

Несоответствие хотя бы одного из пунктов является для страховой компании основанием для отказа в компенсации. Таким образом, пострадавшая сторона не получит денег, если:

  • участник ДТП употреблял спиртное, наркотические вещества или специальные лекарства, не позволяющие садиться за руль;
  • сумма ущерба превышает 50 тыс. руб.;
  • участники не пришли к единому мнению относительно обстоятельств аварии;
  • у кого-то из них отсутствовал полис ОСАГО;
  • авария случилась с одной машиной (например, врезавшись в столб) или более двух ТС;
  • имеются пострадавшие.

К подобному оформлению ДТП нужно относиться очень внимательно, как виновной стороне, так и пострадавшей.

Протокол ГИБДД. Протокол составлять? Протокол разногласие. Что делать если не согласен с протоколом?

Оформление ДТП без ГИБДД — Европротокол

Бланк выдается в страховой компании при покупке полиса ОСАГО. Он состоит из 3 листов:

  • непосредственно извещения;
  • копирующегося листа;
  • инструкции по составлению.

Он состоит из 23 пунктов, расположенных посередине. И извещение, и копирующийся бланк являются абсолютно идентичными по юридической значимости. В страховой компании обязаны принять либо извещение, либо его копию.

Лучше всегда держать данную бумагу в машине. Если бланка не окажется ни у одного, ни у другого участника ДТП, то допускается остановить любую машину, и попросить бумагу у водителя.


Оформление ДТП Аварийным комиссаром

Разобраться в происшествии на дороге может помочь аварийный комиссар. Это специалист, прошедший соответствующее обучение и получивший разрешение на данную деятельность. В большинстве случаев это представители страховщиков, явившиеся по звонку одного из участников аварии. Также можно вызывать и частного специалиста, который осуществляет свою деятельность независимо ни от одной из сторон.

Комиссар может не только помочь в оформлении документов, но и оказать психологическую помощь, позвать скорую и другое. В число основных функций, которые он выполняет, относятся следующие:

  • осмотр места аварии;
  • опрос очевидцев и участников;
  • оценка ущерба;
  • прочее.

Если нужно, он сфотографирует место аварии, а также составит схему (которую обычно делает инспектор).

Самостоятельно

Соглашаться самим оформлять происшествие рекомендуется лишь тогда, когда водитель действительно разбирается в этом вопросе. В противном случае пострадавший может оказаться без предоставленной помощи. Например, если после аварии водитель обнаружит на автомобиле деформации, которые ранее были незаметными, то .

Зато участники могут самостоятельно заполнять документы, если один из них не является собственником автомобиля. Но он должен быть вписан в страховку на данное транспортное средство.

Законодательная база

Возможность оформить ДТП без вызова сотрудников ГАИ регламентируется следующими правовыми нормами:

  1. ПДД – п. 2 ст.2.6.1;
  2. ФЗ об ОСАГО – ст. 11.1.

Оформление без привлечения сотрудников ГИБДД возможно, когда между участниками нет никаких противоречий относительно того, кто является виновником аварии, а кто – пострадавшей стороной. Иначе даже при незначительном ущербе следует обратиться в Автоинспекцию, чтобы представители закона разобрались с ситуацией и вынесли определение по делу.

Порядок действий, если пострадавших в ДТП нет

При достижении согласия между участниками ДТП и решении действовать без автоинспекторов процесс начинается с осмотра повреждения автомобилей. Нужно понимать, что , если нанесенный вред оценивается в сумму, не превышающую 50 тыс. руб. Если выяснится, что сумма должна быть выше, страховая компания заплатит установленный по закону размер компенсации.

На заснятом материале должны присутствовать следующие детали:

  • автомобили, попавшие в аварию, где видны их государственные номерные знаки;
  • место ДТП;
  • все нанесенные повреждения;
  • места нахождения автомобилей сразу после столкновения.

Этот этап нужно осуществлять самым тщательным образом, чтобы в дальнейшем его можно было применить в качестве доказательства.

После этого автомобили можно убрать с дороги, чтобы не мешать движению. До осуществления съемки отъезжать категорически запрещается.

На следующем шаге проверяются бумаги. У обоих водителей должны быть с собой полисы ОСАГО, срок действия которых не истек. Они предоставляют друг другу данные о страховке и о компании, где она была приобретена.

Заполнение извещения участниками ДТП

Извещение – документ, оформляющийся обязательно при вызове инспектора ГИБДД или самостоятельном оформлении. В последнем случае оно заполняется непосредственно участниками ДТП.

В бланке указывают следующие сведения:

  • личные данные о водителях;
  • об их автомобилях;
  • о страховых компаниях;
  • значимые обстоятельства аварии;
  • рисуют схему;
  • приводят иные данные.

Наряду с фото и видеосъемкой, к заполнению этого документа следует отнестись очень внимательно. Если допущены ошибки, то велика вероятность отказа страховщика от возмещения ущерба.

Порядок заполнения документа заключается в следующем.

  1. В написании восьми начальных пунктов проблем не возникает. Там следует написать о месте и дате случившегося, количестве автомобилей, участвующих в аварии, пострадавших и прочем.
  2. Для заполнения с 9 по 12 пункт потребуются документы, так как нужно указать модель и марку автомобиля, номера, свидетельство о регистрации, данные о страховщике и участнике ДТП.
  3. В 13 пункте нужно стрелкой нарисовать место удара.
  4. 14 пункт очень важен. Здесь следует упомянуть все повреждения. От правильного заполнения зависит сумма будущей выплаты.
  5. Далее заполняется пункт 16, где проставляются галочки, а те моменты, которые там не указаны, вписывают в пункт 15.
  6. В следующем пункте рисуют схему с написанием улиц, направлении полос движения, светофорами, знаками и иными важными сведениями по мнению участника ДПТ.
  7. В 18 пункте участники расписываются.

Лицевая сторона пишется под копирку. После этого документ разрывается, и оборотную сторону заполняют по отдельности. Эту часть рекомендуется написать в спокойной домашней обстановке. Если не хватает места, можно взять дополнительный лист.

  • писать шариковой ручкой, проверяя чтобы на 2-м экземпляре вся информация хорошо пропечаталась;
  • лучше использовать печатные буквы, чтобы почерк был разборчивым;
  • сведения о регистрации ТС пишутся каждым из водителей отдельно;
  • если остается пустое место, его нужно подчеркнуть;
  • изменения и дополнения возможны, но только при наличии дополнительных подписей обоих водителей;
  • при наличии ошибок или исправлений, лучше переписать данные на новом бланке.

Что делать дальше

Водитель вправе оформить происшествие без инспектора, но в дальнейшим обратиться в эту структуру. Далее сторона, признанная пострадавшей, обращается к страховщику, чтобы получить полагающееся возмещение. Причем допускается написать заявление, как в компанию виновника ДТП, так и к своему, где покупался полис.

К заявлению прилагают извещение, а также фото и видео материалы. Документы отправляют в течение 5 дней после ДТП. Ремонтировать машину самостоятельно нельзя в течение первых 15 суток. Если же сделать ее по каким-то причинам нужно раньше, то перед осуществлением ремонта страховая компания осуществляет осмотр ТС. В результате сотрудник выдает водителю письменное согласие на ремонтные работы.

На основании поданных документов, компания принимает соответствующее решение. Если участники ДТП все сделали правильно, то пострадавшей стороне выплачивается необходимая сумма.

Если остановит ГИБДД

Сотрудник ГАИ, увидев повреждения, вправе остановить автомобиль для удостоверения в том, что ДТП оформлено должным образом. Если к тому времени извещение вместе с другими бумагами подано для получения возмещения, то документального подтверждения аварии у водителя не остается. Чтобы не попасть в такую ситуацию, при подаче бумаг нужно взять копию извещения с подписью сотрудника и печатью страховой компании.

В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.

Когда нужно вызывать ГИБДД

Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.

Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть . Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к . Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

Схема ДТП

Прибыв на место правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны . Особенности ее заполнения закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. Документ составляется в графическом виде. В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные:

  • место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
  • ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
  • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

Схема составляется при помощи начертания линий. Дополнительно наносятся надписи. Они должны быть аккуратными и разборчивыми. Сотрудники ГИБДД имеют право использовать автоматизированную схему составления документа. Готовая бумага предоставляется на подпись участникам аварии. Если они не согласны с информацией, содержащейся в документе, осуществляется видеофиксация случившегося.

Протокол осмотра места происшествия

Документ оформляется в соответствии с нормами ст. 28.1.1 КоАП РФ. Он заполняется после того, как выявлен факт наличия административного правонарушения. Чтобы упростить составление протокола, был разработан образец. Он содержится в Приложении №17 к Административному Регламенту.

Осуществляет сотрудник ГИБДД в присутствии двух понятых или с проведением видеосъемки. Протокол заполняется на основании собранной на месте происшествия информации. Когда осмотр завершен, в документ вносятся следующие данные:

  • действия сотрудника ГИБДД в том порядке, в котором они были выполнены;
  • состояние дороги;
  • наличие дорожной разметки;
  • освещенность участка, на котором произошла авария;
  • тип перекрестка;
  • наличие светофора и его исправность;
  • наличие знаков;
  • иные обстоятельства, способные оказать влияние на произошедшее.

Составляя протокол, сотрудник ГИБДД должен разъяснить лицам, участвующим в осмотре места ДТП, их права и обязанности. Этот факт отражается в документе. Дополнительно указывается, выполнялась ли фото- или видеофиксация места аварии. Записи и иные вещественные доказательства прилагаются к протоколу.


Когда оформление документа завершено, он заверяется подписями лиц, участвовавших в осмотре, и сотрудника ГИБДД, составившего бумагу. Копии протокола предоставляются гражданам, которые находились за рулем автомобилей в момент происшествия.

Документы, предоставляемые участникам аварии

Став участником аварии, гражданин, ранее купивший полис ОСАГО или КАСКО, может рассчитывать на возмещение. Однако человек должен будет подтвердить факт возникновения страхового случая. Для этого предстоит собрать и подготовить пакет бумаг. Потому для многих актуально ознакомиться с предметной информацией о том, какие именно документы составляют и выдают сотрудники ГАИ при оформлении аварии.

Представитель ГИБДД действует в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем отражен перечень документов, обязательных к заполнению, однако не указывается, какие бумаги инспектор обязан предоставить участникам аварии. Если выявлен факт наличия административного правонарушения, составляется протокол. Документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ. А вот о том, когда выдается протокол о ДТП, конкретно говорится п.6 ст. 28.2 КоАП РФ:

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Ранее участники аварии могли получить справку о ДТП. Сейчас потребность в оформлении документа отсутствует.

Как быть со страховой

До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.


Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.

После отмены справки процедура оформления ДТП по КАСКО или ОСАГО вызывает ряд вопросов. Единого подхода к оформлению аварии в подобной ситуации нет. Страховщиков заверили, что проблем не возникнет. Все данные, которые ранее содержались в справке, теперь будут отражены в приложениях процессуальных документов. При этом существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
  2. Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
  3. Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.

Отсутствие обязанности в выдаче справки не означает, что представители ГИБДД не могут её предоставить. Принятие нового Регламента не отменило приказ МВД РФ №154 от 01.04.2011, утвердивший форму справки. Потому в отдельных случаях бумага все же может быть предоставлена. Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, гражданин имеет право обратиться в суд.

Сроки оформления ДТП в ГИБДД

На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.

Отказ в оформлении


Сотрудники ГИБДД действуют строго в соответствии с Административным Регламентом, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нормативно-правовом акте отсутствуют положения, позволяющие инспектору отказаться оформлять аварию. Если водитель вызвал ГИБДД, происшествие должно быть зафиксировано даже в случае нанесения незначительного ущерба. Представители уполномоченного органа не являются экспертами в области оценки и не могут определить точную стоимость повреждений. Так, незначительная вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения авто. Определить точный размер нанесенного ущерба способен только профессиональный оценщик.

Многие автомобилисты теряются и не знают, что делать, если ГАИ отказывается оформлять ДТП. Между тем в этой ситуации все предельно просто – давая отрицательный ответ, сотрудник уполномоченного органа нарушает Административный Регламент. Водитель в этом случае может написать жалобу на инспектора. Право на оформление бумаги отражено в ФЗ №59 от 02.05.2006. Форма документа законодательно не закреплена. Жалоба оформляется в письменном виде. Бумага направляется в адрес вышестоящего руководства сотрудника ГИБДД, отказавшегося оформлять ДТП. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения.

Очень часто на наших дорогах случаются ДТП. Оформление происшествия - это то, что происходит следом. Каждая авария фиксируется в обязательном порядке. Тема эта очень важная, потому о ней стоит знать каждому.

Нововведение

С первого июля 2015 года действует новый закон, а точнее - упрощенная система фиксации мелких ДТП. Оформление с этого момента может быть произведено участниками аварии. Но только лишь в том случае, если отсутствуют пострадавшие в физическом плане. Если оба водителя и пассажиры, находившиеся внутри автомобилей, целы, живы и невредимы, то они могут разобраться сами. Для этого необходимо набрать по телефону комбинацию 102 и сообщить о том, что произошло столкновение. Также стоит сделать фотографии или заснять всё на видео.

В таких ситуациях помогает видеорегистратор, который по ходу движения фиксирует всё. Потом потребуется самостоятельно приехать в ГИБДД (подойдет ближайший дорожный пост и отделение), а там уже оформить документы.

Второе нововведение

Также с лета предыдущего года стало возможным так называемое оформление ДТП по европротоколу. Его оформляют непосредственно участники аварии, но только лишь с обоюдного согласия. Присутствие работников ГИБДД не является необходимостью. Автомобилисты оформляют документы прямо на месте происшествия, после чего сдают их в страховую фирму, но не позднее, чем через пять дней после того, как случилась авария. Разрешается составлять так называемый европротокол, если сумма ущерба стороны, являющейся потерпевшей, не составляет более 50 тысяч рублей.

Виновник ДТП должен кое-что знать. Если ремонт автомобиля, принадлежащего потерпевшему, обходится ему в сумму, составляющую более 50 тысяч рублей, он имеет полное право потребовать в дальнейшем компенсацию. Если, например, на починку машины ушло не 50, а 75 тысяч, то компенсация составит в таком случае 25 000 рублей.

Но исключение сделано для Московской и Ленинградской областей. Там порог материального ущерба составляет 400 тысяч рублей. Однако при этом у участников аварии должна иметься в наличии запись с регистратора. На видео должна быть дата, время, а также координаты происшествия.

Требования к медиа-файлам

Упрощенное оформление ДТП - это, конечно, удобно, но и тут есть свои нюансы. В частности требования к снимкам и записям с места происшествия. Обещают, кстати, ужесточить их в нынешнем, 2016 году. Если верить планам, то видеозапись с автоматического регистратора должна будет располагать объективной информацией касательно скорости, ускорения и торможения машины в момент, когда случилась авария. Фиксация боковых ударов также входит в список требований. А также с приборов должна осуществляться автоматическая отправка уведомлений касательно аварий на пост ГИБДД.

Конечно же, требования предъявляются и к качеству. Оно должно быть высоким - всё на снимках и записях должно выглядеть четким и разборчивым. Кстати, делая фотографии, надо уделить внимание любым мелочам. Снять картину с разных ракурсов (слева, справа, спереди, сзади, если получится - то и сверху). Крупный план должен присутствовать обязательно. И, конечно, заснять необходимо повреждения автомобилей. В общем, если выражаться коротко, на фотографиях должна быть целиком и полностью отражена суть произошедшего.

Как поступать в случае аварии?

Вряд ли люди задумываются о том, как они будут действовать в случае ДТП. Оформление этого процесса и вовсе является для многих непонятным и неизведанным делом. Что ж, если человек попал в аварию, но никаких серьезных последствий не случилось, он должен действовать по строгим правилам. Кстати, под "серьезными последствиями" имеются в виду увечья, травмы и раны. В общем, если человек цел и может здраво мыслить и адекватно действовать.

Первым делом надо остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки (на расстоянии не менее 15 метров в городе и 30 - за его чертой). Нужно также принять меры для того, чтобы все следы происшествия были сохранены. Если второй участник аварии не согласен "мирно разойтись", то нужно позвонить в соответствующие службы и вызвать сотрудников ГИБДД. Оформление ДТП тогда будут производить они.

Если оба участника аварии условились разобраться со сложившейся на дороге ситуацией самостоятельно, то надо будет приступить к такой процедуре, как оформление ДТП. ГИБДД порядок действий в таком случае также обозначает. Первым делом надо условиться обо всем устно. Далее, нужно составить бланк извещения для страховой компании. Все данные в нем записывают синей шариковой ручкой. И таким образом, чтобы вся информация, записанная на первом листе, была видна и на следующем.

Оформить надо только лишь один бланк. Первый участник аварии вносит свои данные в колонку "А", второй - в "В". Всё пишется на одном листе. После того как оформление лицевой стороны документа будет завершено, бланк разъединяют на двоих. И каждый из автомобилистов уже по отдельности заполняет обратную сторону.

Что нужно учитывать при заполнении

Описывая новые правила оформления ДТП, необходимо рассказать о том, как надо заполнять лицевую сторону бланка пресловутого европротокола. Итак, все графы и разделы, без всяческих исключений, автомобилисты обязаны заполнить. Ничего нельзя пропускать. Там должна находиться информация, касающаяся времени, места и даты происшествия. Еще нужно указать субъектов аварии, свидетелей и данные о страховой компании. В деталях следует описать видимые повреждения машины. С первого по восьмой пункты (а также 17-й) заполняет один из участников, все другие - каждый самостоятельно, так как там идут вопросы, касательно автомобилей владельцев.

В 11-м пункте надо указать данные того автомобилиста, который управлял машиной в момент происшествия. В 14-м описывают повреждения. Надо уточнить всё без исключений - размеры, видимость, характер (царапина, вмятина, поломка, отслоение ЛКП). Важно проконтролировать, чтобы потерпевший не приписал то, что ранее уже было на машине. Бывает так, что некоторые решают воспользоваться ситуацией. Был у него, например, помят капот, а он и впишет это в 14-й пункт, чтобы бесплатно, за счет страховой выплаты, починить неисправность. Лукавить не стоит, так как всё равно будет проводиться экспертиза. В 15-м пункте указывают дополнительные данные, касающиеся обстоятельств аварии. В 16-м ставят "галочку" в клетках, наиболее точно отражающих ДТП. Там указывают те маневры, которые привели к столкновению. В 17-м пункте нужно нарисовать условную Также следует указать разметку, светофоры, знаки, названия улиц и т. д. А в 18-м каждый ставит подпись.

Что писать на обратной стороне?

Вышеперечисленные положения - это далеко не все правила оформления ДТП. Стоит пару слов сказать и том, что нужно указывать на обратной стороне бланка. Во-первых, каждый водитель заполняет её самостоятельно. В том случае, если на бумаге недостаточно места для того, чтобы изложить все обстоятельства происшествия, можно написать их на отдельном листке, а потом приложить к бланку. Есть там даже место для "галочки", которую необходимо поставить, если будет приложение. Все пустые места надо обозначить продолжительной "Z" или прочерками. Если бланк испортили в процессе заполнения, то он уничтожается, и заполняется новый. Категорически запрещено после заполнения бумаги добавлять что-то, а если это и нужно сделать, то дополнение заверяется подписями обеих сторон происшествия.

Как только бланк будет полностью заполнен, его надо будет отнести в страховую компанию в течение пяти дней. Ремонт машины без согласования со страховой начинать нельзя.

Сложные аварии

А что, если произошло тяжелое ДТП? Оформление в таком случае, конечно, будут производить сотрудники ГИБДД. Первым делом водитель обязан остановить свою машину, заглушить двигатель, включить "аварийку". Потом следует проверить пострадавших - в каком они состоянии, попытаться оказать им первую доврачебную помощь. Сразу же после этого надо вызвать "скорую". Если водитель сбил пешехода, то в таком случае нельзя оставлять его на дороге одного. Также под его голову надо подложить что-то мягкое. После этого необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, назвать им точный адрес. Пока они ни прибыли на место происшествия, никуда уезжать нельзя. Также запрещается трогать что-либо и изменять положение вещей.

Порядок оформления ДТП также требует выяснения факта наличия или отсутствия свидетелей происшествия. Стоит узнать их имена, фамилии и опросить их, если они готовы дать письменные показания. А когда специалисты прибудут, нужно постараться четко и внятно (а главное, честно) ответить на их вопросы. Еще рекомендуется проверить протокол, составленный инспектором.

Когда следует вызывать представителей закона?

Итак, как уже можно было понять, новые правила оформления ДТП дают возможность участникам происшествия разобраться со всем самостоятельно. Но не всегда это получается. Если между ними возникают разногласия, то надо вызывать специалистов из ГИБДД. Никто не должен никого переубеждать. Все равно не получится при таких обстоятельствах совместно заполнить извещение. А этого требует инструкция по оформлению ДТП.

Кстати, если автомобилист уговаривает пострадавшего обойтись без ГИБДД, не нужно на это соглашаться. Особенно если он выглядит не совсем трезво и адекватно. Он в таком состоянии легко может совершить еще одно ДТП, и последствия окажутся более страшными.

То, что стоит знать каждому

Порой случаются очень страшные и жуткие аварии с последствиями, которые лучше себе не представлять. Недаром автомобиль считается транспортным средством повышенной опасности. Водитель на секунду отвлекся, превысил скорость - и всё, может быть ужасная авария с летальным исходом. Что следует делать в тех ситуациях, когда оба водителя во время столкновения теряют сознание? Тут важна отзывчивость прохожих и их человечность. К сожалению, в нашем современном мире все чаще люди предпочитают оставаться в стороне, заботясь лишь о себе и предпочитая "не лезть в пекло".

Если человек стал свидетелем аварии и видит, что оба водителя получили травмы, он должен вызвать сотрудников ГИБДД, назвать адрес и ответить на вопросы, которые они зададут (обычно это номера машин и т. д.). Желательно остаться, чтобы рассказать об увиденном. Настоятельно рекомендуется вызволить водителей и пассажиров из автомобилей и перенести их подальше от места столкновения. Нередко ТС возгораются. В таких ситуациях оставаться равнодушным нельзя. Каждый из нас является участником дорожного движения, и от несчастья никто не застрахован.

Выше довольно подробно был рассмотрен порядок оформления ДТП. Напоследок хотелось бы дать пару советов водителям, оказавшимся виноватыми в авариях. Если против человека решают возбудить административное правонарушение, то не нужно бояться собрать факты и свидетельства в личную пользу. Об этом никто, кроме виновника, не будет волноваться. А сделать это необходимо, иначе невозможно будет получить страховую сумму. Застрахованный виновник, кстати, не должен ничего выплачивать пострадавшему. Изменится лишь коэффициент при расчете другого, последующего полиса. И если человека обвиняют в том, что он оставил место ДТП, надо прибегнуть к помощи юристов, иначе неизвестно, чем это может обернуться.

Официально Европротокол можно оформить в любом регионе страны. Однако для его оформления ситуация должна подходить под определенные условия, указанные в ст. 12.1 №40-ФЗ :

Справка! Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соответствует действительности (особенно часто бывает что водители не согласны друг с другом), то Европротокол оформить не получится, и придется «по-старинке» вызывать ГИБДД.

Аварийный комиссар

Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП - составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.

Дело в том, что вызов аварийного комиссара - услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.

Порядок действий для водителей

Европейский протокол подразумевает выполнение определенных действий, чтобы его оформление было по правилам и могло происходить без ГИБДД.

Первые действия участников

При столкновении сразу же необходимо остановиться, включить аварийный сигнал и выставить знак аварийной остановки. Дальнейшие действия после этого — уточнить повреждения, нет ли пострадавших и есть ли у второго участника аварии страховой полис ОСАГО.

Что делать, если нет бланка?

Если бланк отсутствует, ни у кого из водителей нет возможности его получить, то оформить Европротокол не получится. Обычно бланки в нескольких экземплярах выдаются в страховой компании при процедуре оформления полиса. Их нужно возить в автомобиле для подобных случаев.

Обращение в страховую компанию

После оформления Европротокола у водителей есть пять суток для отправки извещения в страховую компанию согласно п.10 ст.12 №40-ФЗ (больше информации о сроке подачи Европротокола, а также о том. что будет, если время подачи бумаги истекло, узнайте ). Каждый из участников ДТП предоставляет свой . Также нужно обратить внимание, что первые 15 дней с происшествия нельзя отправлять машину на ремонт.

Поскольку европейский протокол оформляется при незначительных повреждениях, то данное ограничение не принесет каких-либо особых неудобств, и можно будет продолжать эксплуатировать транспортное средство по своему усмотрению.

Подробнее о том, что делать после составления Европротокола при ДТП, куда обращаться, можно узнать .

Выгода и недостатки

Главная выгода такого оформления - нет необходимости дожидаться приезда инспекторов ГИБДД и заполнять все требуемые ими справки и протоколы, что существенно экономит время всех участников происшествия. Также без ГИБДД не будет зафиксировано нарушений ПДД, и следовательно не будет штрафов и прочих возможных наказаний. И в дальнейшем останется только съездить в офис страховой компании, никаких необходимостей ехать куда-либо еще нет.

Важно! Одним из главных недостатков европейского протокола - это то, что его можно оформить далеко не всегда. Даже если ситуация подходит под требуемые условия - при ДТП у водителей нередко возникают разногласия и конфликты, что делает оформление попросту невозможным.

Некоторые не хотят оформлять Европротокол из-за боязни в получении отказа от страховщиков. Однако это по большей части происходит только из-за неправильного заполнения извещения, поэтому грамотно подготовившись к данному моменту можно избежать данного неприятного события.

Если оказалось что при заполнении были допущены серьезные упущения, то никто не запрещает повторно связаться со вторым участником происшествия и полностью заполнить извещение с нуля. Поэтому стоит прибегать к данному протоколу, если второй участник идет навстречу и является полностью адекватным человеком.

Оформление ДТП при помощи Европротокола - отличный способ избежать потерь времени и ненужных штрафов, которые могут возникнуть если оформлять все стандартным способом при помощи сотрудников ГИБДД. И при этом остается возможность получения страховки.

К сожалению оформить можно далеко не во всех ситуациях. А если ситуация дорожного происшествия полностью подходит и оба водителя согласны друг с другом, то остается лишь правильно зафиксировать ДТП, заполнив извещение и в течение пяти суток подав его в страховую компанию для получения возмещения по страховому случаю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .