Положение о разделении рабочего дня на части образец. Практические вопросы оформления разделения рабочего дня на части Разделение рабочего дня на части вводится работодателем

Разделение рабочего дня на части - это предоставление в течение рабочего дня (смены) одного продолжительного или нескольких перерывов, в сумме имеющих большую длительность. Данные перерывы предоставляют не только для отдыха и восстановления сил работника, но и в интересах нанимателя, которому разделение рабочего дня на части необходимо для оптимизации трудового процесса с целью повышения эффективности собственной деятельности.

На что следует обратить внимание бухгалтеру при таком режиме работы? Читайте об этом в данной статье.

На отдельных работах вследствие особого характера труда, а также при неравномерном объеме работ в течение рабочего дня (смены), когда необходимость в интенсивной работе усиливается в определенные часы и ослабевает в другие, целесообразно ввести разделение рабочего дня на части.

При таком режиме рабочего дня (смены) работнику предоставляют длительные перерывы, количество и продолжительность которых устанавливают в зависимости от интенсивности производственной деятельности.

Перерывы в рабочем времени оплатене подлежат

Важно! В случае разделения рабочего дня на части перерывы в рабочее время не включают и оплате они не подлежат. Одновременно общая продолжительность рабочего времени в сутки не должна превышать продолжительности ежедневной работы, которая установлена коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

Как правило, рабочий день в таком случае делится на 2 части с перерывом продолжительностью более 2 ч и не более 4 ч для отдыха и питания.

На практике этот режим работы обычно применяют в организациях торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, транспорта, связи, животноводства и др. Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель на основании локального нормативного правового акта с учетом мнения профсоюза.

Пример 1

Работнику организации установлен рабочий день с 8:00 до 22:00 и перерыв, включая перерыв для отдыха и питания, с 14:00 до 18:00.

Перерыв продолжительностью 4 ч используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст. 127 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).

Таким образом, при установленном рабочем дне с 8:00 до 22:00 рабочее время, подлежащее оплате, рассчитываем без учета перерыва продолжительностью 4 ч (с 14:00 до 18:00). Продолжительность оплачиваемого рабочего времени составит 10 ч.

За разделение рабочего дня на части возможна доплата

В бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, работникам, непосредственно обслуживающим население, для которых по решению нанимателя, согласованному с профсоюзом, введен рабочий день с разделением его на отдельные части с перерывом в работе свыше 2 ч, следует устанавливать доплату за отработанное время в размере до 50 % тарифной ставки 1-го разряда в расчете на месяц.

Перечень профессий и должностей работников, по которым можно выплачивать указанные доплаты, утвержден соответствующими республиканскими органами государственного управления (приложение 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций").

Руководителям организаций системы Минжилкомхоза рекомендовано для работников, у которых в связи с производственной необходимостью рабочий день предусмотрен с разделением его на части, устанавливать доплаты в размере до 50 % (включительно) тарифной ставки (п. 6 Рекомендаций о порядке оплаты труда работников организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Минжилкомхоза РБ от 12.08.2011 № 19).

Основания и порядок применения разделения рабочего дня на части для некоторых категорий работников предусмотрены следующими нормативными документами:

- для работников организаций сельского хозяйства - ст. 317 ТК .

Для рабочих животноводства наниматель может устанавливать рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматривают перерывы продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы;

- для отдельных категорий работников в организациях электроэнергетики - Положением о рабочем времени и времени отдыха для отдельных категорий работников в организациях электроэнергетики, утвержденным постановлением Минэнерго РБ от 08.12.2010 № 72 .

В случае производственной необходимости, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), для отдельных категорий работников, занятых обслуживанием потребителей энергии, перечень которых утверждает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии), рабочий день может быть разделен на отдельные части с перерывом, превышающим 2 ч, либо с 2 и более перерывами, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч;

- для работников учреждений образования - Перечнем профессий и должностей работников учреждений образования, которым могут устанавливаться доплаты в связи с введением по решению нанимателя, согласованному с профсоюзом, рабочего дня с разделением смены на отдельные части с перерывом в работе свыше 2 ч, утвержденным постановлением Минобразования РБ от 12.05.2006 № 49 ;

- для руководителей организаций торговли и общественного питания - Рекомендациями по оплате труда работников торговли и общественного питания, утвержденными постановлением Минторга РБ от 20.12.2010 № 41 (далее - Рекомендации № 41).

Рекомендациями № 41 предусмотрен примерный перечень профессий и должностей работников организаций розничной торговли и общественного питания, непосредственно обслуживающих население, для которых может вводиться рабочий день с разделением смены на части.

Справочно: в указанный перечень вошли:

Заведующий организацией из числа работников, не освобожденных от основной работы по обслуживанию населения;

Контролер-кассир (контролер);

Продавец-консультант, продавец;

Кассир (старший кассир);

Буфетчик;

Официант;

Приемщик товаров;

Администратор торгового зала;

Гардеробщик;

Грузчик;

Машинист моечных машин;

Мойщик посуды;

Уборщик помещений (производственных) - при условии выполнения работ непосредственно в торговом зале (зале);

Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (приложение 2 к Рекомендациям № 41).

Перерыв в работе свыше 2 ч с разделением смены на части устанавливают с учетом потоков покупателей (потребителей) в целях улучшения их обслуживания и экономного использования трудовых ресурсов. Руководитель организации с учетом местных условий приказом определяет конкретных работников, для которых вводится разделение рабочего дня (смены) на части, и предусматривает это в графике работы. Так, если продавец работает с 9:00 до 13:00, перерыв с 13:00 до 16:00, и далее работает с 16:00 до 20:00, то в графике указывают часы: 9:00-13:00; 16:00-20:00. В табеле фактически отработанного времени таких работников выделяют отдельно.

За разделение рабочего дня на части руководитель имеет право устанавливать доплаты (п. 13 Рекомендаций № 41).

Пример 2

Контролеру-кассиру нанимателем рабочий день разделен на части, за что предусмотрена доплата в размере 30 % от тарифной ставки работника. Согласно штатному расписанию величина тарифной ставки, установленная контролеру-кассиру, - 1 100 000 руб. Сумма доплаты составит 330 000 руб. (1 100 000 × 30 %).

— мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Одним из ярчайших примеров является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:


Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части , т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

Не знаете свои права?

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Скачать форму трудового договора

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части , необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Скачать приказ о разделении рабочего дня

Новая редакция Ст. 105 ТК РФ

Комментарий к Статье 105 ТК РФ

Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Другой комментарий к Ст. 105 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает как условия применения режима работы с разделением рабочего дня на части, так и порядок введения такого режима.

2. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например, для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

3. Трудовой кодекс не определяет продолжительности ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

© Новая редакция Трудового Кодекса Российской Федерации c Комментариями к статьям. Последние изменения, новости и поправки в ТК России на 2017 год.

В трудовых договорах, заключенных с работниками, замещающими должности гидрометнаблюдателей, имеется формулировка «особый режим рабочего времени». Продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания работы, время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней в трудовых договорах не указаны. Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или соглашениями режим рабочего времени этим работникам также не установлен. По факту эти работники привлекаются к работе 7 дней в неделю в разное время в течение суток (несколько раз в течение 24 часов). В настоящее время руководство головной организации настаивает на внесении изменений в трудовые договоры, заключенные с этими работниками, в части изменения режима их рабочего времени с особого на разрывной. Возможно ли установление такого режима рабочего времени, как разрывной?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Роструд в связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), неоднократно в своих письмах отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, Вопрос: Разрывной характер работы (РХ). Что это? Способы оплаты? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Как оплачивается разрывной рабочий день (обед — 3 часа)? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Я работаю педагогом дополнительного образования в детском доме. Мой график работы строится подобным образом: работаю с 10.00 до 13.00, затем перерыв с 13.00 до 15.00, затем работаю с 15.00 до 16.00, затем разрыв с 16.00 до 18.00 и снова работаю с 18.00 до 20.00. Должны ли мне оплачивать разрывной день и на основании каких нормативных документов? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Какая должна быть минимальная и максимальная продолжительность отдыха (между частями рабочего дня) при установлении разрывного графика работы для водителей? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)).

Отметим, что на практике такой вид режима рабочего времени, как разделение рабочего дня на части, могут называть также «раздробленный», «разделенный», «разорванный» рабочий день*(1).

Такой режим рабочего времени определен ст. 105 ТК РФ, в соответствии с которой на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Как следует из этой нормы, по сути, режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях.

Для некоторых отраслей актами федеральных органов исполнительной власти установлены перечни профессий и должностей работников, которым может быть установлен разделенный на части рабочий день. В отношении работников, замещающих должности гидрометнаблюдателей, подобных нормативных актов федерального уровня нет.

Соответственно, в рассматриваемом случае работодатель исходя из норм ст. 105 ТК РФ должен оценить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени гидрометнаблюдателям, а также предусмотреть возможности и методы учета их рабочего времени в этом режиме. Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не указывает ни на количество частей, на которые может быть разделен рабочий день сотрудника, ни на минимальное или максимальное количество часов перерыва между частями рабочего дня при разделении, рабочий день работников может быть разделен на части по усмотрению работодателя. При этом разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда (смотрите определение Нижегородского областного суда от 07.08.2012 N 33-5783/2012).

При наличии таких причин и особых условий труда разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) (ст. 105 ТК РФ). А при установлении такого режима необходимо помнить, что независимо от количества частей, на которые разделен рабочий день сотрудника, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

В этой связи отметим, что согласно части второй ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Это означает, что другие нормативные правовые акты или трудовой договор не могут увеличить нормальную продолжительность рабочего времени по сравнению с указанной. Названное правило распространяется на всех работодателей независимо от рода их деятельности, характера работы и организационно-правовой формы. Для некоторых категорий работников Трудовым кодексом РФ прямо предусмотрена нормальная продолжительность рабочего времени, которая меньше 40 часов в неделю, — сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ). А для некоторых категорий работников ст. 94 ТК РФ определена также и продолжительность ежедневной работы (смены). Отметим, что для работников, имеющих особый характер работы, как еженедельная, так и ежедневная продолжительность рабочего времени может определяться специальными нормативными правовыми актами, регулирующими особенности их труда (часть вторая ст. 100 ТК РФ).

Следовательно, указания в трудовых договорах работников, о которых идет речь в вопросе, информации о режиме работы — «особый режим рабочего времени» недостаточно.

Работодателю в любом случае необходимо установить правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашениями продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Если режим рабочего времени этих работников отличается от общих правил, установленных в Вашей организации, то они должны быть предусмотрены трудовыми договорами.

А если у работодателя есть необходимость в разделении рабочего дня на части, то следует определить также количество и продолжительность каждой части рабочего дня сотрудника с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Достигнутые работником и работодателем договоренности о разделении рабочего дня на части, о конкретном количестве частей рабочего дня и их продолжительности, времени начала и окончания каждой части, а также продолжительности и времени предоставления перерыва(ов) между частями рабочего дня сторонам необходимо отразить в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Возможность разделения на части рабочего дня конкретных категорий работников работодателю также следует обязательно закрепить в локальном нормативном акте, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Также обращаем Ваше внимание, что при установлении режима рабочего времени необходимо учитывать, что в настоящее время продолжает применяться п. 11 постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» (далее — Постановление) (часть первая ст. 423 ТК РФ, п. 11 Перечня решений Правительства СССР, утративших силу в связи с введением в действие Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 08.07.1977 N 618). Согласно указанному пункту Постановления продолжительность ежедневного отдыха (между сменами и т.п.) вместе со временем обеденного перерыва должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Эта норма Трудовому кодексу РФ не противоречит.

К условиям, отклоняющимся от нормальных, может быть отнесена и работа с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1). Поэтому работникам, рабочий день которых разделен на части, устанавливают доплату компенсационного характера.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите, например, статью Е. Орловой «Разделение рабочего дня на части» (журнал «Налоговый вестник», N 10, октябрь 2015 г.).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Голосование:

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Россия, Хабаровский край

Комментарий к статье 105 трудового кодекса

1. Статья устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия — общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на 2 части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.

Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальный нормативный акт могут включаться стимулирующие доплаты (ст. 144 ТК).

3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия, может устанавливаться рабочий день с разделением смены на 2 части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены, не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между 2 частями смены в рабочее время не включается.

Положением о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных организаций связи, утв. Постановлением Минтруда России от 17 ноября 1997 г. N 58, предусмотрено, что работникам, непосредственно связанным с обслуживанием населения, может устанавливаться, с их согласия, несколько перерывов в работе общей продолжительностью более 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания. Во время этих перерывов работник может отлучаться с места выполнения работы по своему усмотрению. Приказом от 19 февраля 1998 г. Госкомсвязи России N 25 и ЦК профсоюза работников связи РФ N 4-133 утвержден Перечень профессий и должностей работников, непосредственно связанных с обслуживанием населения, для которых руководители организаций связи могут устанавливать, с их согласия, разделенный на части (с перерывом в работе свыше 2 часов) рабочий день с соответствующей доплатой. Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день.

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.

Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

Комментарий к статье 105 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья предусматривает возможность разделения рабочего дня на части. Подобное разделение возможно на тех работах, где интенсивность работы в течение рабочего дня (смены) неодинакова, а также на работах с особым характером труда. Условием подобного разделения является соблюдение общей продолжительности рабочего дня: в сумме части не должны превышать установленную нормальную продолжительность рабочего времени.

Так, работники жилищно-коммунального хозяйства (например, дворники осуществляют работу ранним утром и вечером), работники общественного транспорта неодинаково загружены в течение дня и т.п.

Трудовой кодекс РФ не определяет, на сколько частей может быть разделен рабочий день и какой он должен быть продолжительности. На практике, чаще всего рабочий день делится на две части, с перерывом между ними более двух часов. Однако частей рабочего дня может быть и больше. В указанный перерыв засчитывается и перерыв для отдыха и питания.

2. Разделение рабочего дня на части вводится локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Локальный нормативный акт должен предусматривать круг работников, которым устанавливается разделение рабочего дня на части, количество указанных частей, время начала и окончания каждой части рабочего времени.

Отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами либо локальными нормативными актами работодателя могут быть предусмотрены доплаты работникам за неудобства, причиняемые разделением рабочего дня на части.

Такие доплаты предусмотрены, в частности, Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, утвержденным Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007 (Соглашение продлено до 1 января 2014 г.), предусматривающим, что доплата за работу по графику с разделением смены на части устанавливается в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время (пп. «ж» п. 2.8.2).

Аналогичные нормы установлены п. 2.9.2.1 Отраслевого тарифного соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утвержденного Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.10.2008 (Соглашение продлено до 1 января 2015 г.) и пп. «ж» п. 2.8.2 Отраслевого тарифного соглашения по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008 - 2010 годы, утвержденного Российским объединением работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников «Росбытсоюз», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 23.11.2007 (Соглашение продлено до 1 января 2014 г.).

При этом установление подобной доплаты по соглашению сторон социального партнерства может быть обусловлено не только режимом работы, но и категорией работников. Согласно п. 3.23 Отраслевого соглашения по учреждениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2012 - 2014 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом авиаработников, Росгидрометом 28.02.2012, женщинам, работающим в подразделениях гидрометеорологической службы, находящихся в сельской местности, где продолжительность рабочего дня разделена на части с перерывом более двух часов, устанавливается повышенная на 30% оплата труда в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе».

В том случае, когда доплата установлена на уровне социального партнерства, работодатели, присоединившиеся к Соглашению, обязаны выплачивать доплату в соответствии с условиями соответствующего Соглашения.

Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

В соответствии с п. 3.3 данного Положения в исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, которые предусматриваются коллективным договором. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Согласно п. 3.16 Отраслевого соглашения, заключенного между комитетом образования администрации «Рославльский район» Смоленской области и Рославльской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2011 - 2013 гг., производится оплата в размере 30% ставки за разрывной характер работы, если перерыв между уроками составляет более двух часов в сельских образовательных учреждениях и интернатных учреждениях за счет бюджетных средств, в городских образовательных учреждениях за счет средств экономии фонда оплаты труда и внебюджетных средств.

Суд пришел к выводу о том, что работа истцов носит разрывной характер, в связи с чем подлежит взысканию задолженность по оплате заработной платы за разрывной характер работы.

См.: Апелляционное определение Смоленского областного суда от 11.06.2013 N 33-2514/2013.

3. Для отдельных категорий работников разделение рабочего дня на части предусмотрено нормативными актами.

Например, п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127, устанавливает, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более шести часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п. 8 названного Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Согласно п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63, работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания. Общая продолжительность рабочего времени за рабочий день (смену) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для конкретной категории работников правилами внутреннего трудового распорядка организации. Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками сменности.

Так, суд указал, что на основании приказа директора работа кондукторов с 9 апреля 2011 г. организована по весенне-летнему расписанию. Все кондукторы, в том числе истицы, ознакомлены с приказом, что подтверждается их подписями. В соответствии с весенне-летним расписанием в движении трамваев на маршруте работы истиц в выходные дни в течение смены организованы два перерыва продолжительностью менее двух часов.

Поскольку положением об оплате труда кондукторов предусмотрена доплата за работу с разделением рабочего дня на части, если перерыв между ними составлял не менее двух часов, вывод суда о законности действий работодателя, прекратившего выплату указанной доплаты в те дни, когда перерыв составлял менее двух часов, является обоснованным, так как указанная доплата имеет компенсационный характер. В те смены, когда перерывы в работе истиц превышали два часа, доплата производилась, что подтверждается имеющимися в материалах дела расчетными листками.

См.: Определение Липецкого областного суда от 01.02.2012 N 33-275/2012.

Суд отметил, что п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей предусматривает возможность разделения на части рабочего дня с согласия водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п. п. 7, 9, 10 и 11 названного Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Факт установления на маршруте Сыктывкар - Ухта перерыва между двумя частями рабочего дня через пять часов 15 минут и определение продолжительности такого перерыва в размере пяти часов 50 минут подтверждаются расписанием движения автобусов и обществом не оспариваются. Следовательно, нарушение п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей имеет место. На основании изложенного апелляционный суд считает доказанным нарушение ООО «С» требований законодательства и вину общества в их нарушении. Данные действия ответчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

См.: Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 N А29-8715/2009.

Post navigation

Добавить комментарий Отменить ответ

Новое на сайте

  • СТРАНЫ БРИКС В ГЛОБАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ИХ УЧАСТИЯ В ВТО 07.11.2017
  • О страховых взносах с выплат в виде дополнительных мер социальной поддержки работников госучреждений г. Санкт-Петербурга 07.11.2017
  • ОБЪЕКТЫ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ 05.11.2017
  • Страны с самыми высокими показателями вегетарианства 04.11.2017
  • Страны с самым большим количеством аэропортов в мире 03.11.2017
  • 10 крупнейших аэропортов мира 03.11.2017

Рубрики сайта narodirossii.ru

Вопрос — ответ

Здравствуйте. Работаю в школе системным администратором. 5 дневная рабочая неделя.Рабочий день 7 часов. Директор хочет сделать разрывной рабочий день: с 8 до 13 и с 16 до 18.Правильно это или нет?

Светлана Бубнова (Заказать консультацию)

Здравствуйте! Закону разделение рабочего времени не противоречит, но есть определенные нюансы.

Согласно статьи 105 ТК РФ:

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

То есть, разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда.

Ознакомтесь со следующей статьей пожалуйста:

Трудовое законодательство не предусматривает такие виды режима рабочего времени, как особый или разрывной.

На практике под разрывным режимом рабочего времени подразумевают разделение рабочего дня на части.

Режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, по сути, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях: на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).

Согласно части первой ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, помимо продолжительности рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), включает в себя продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

Трудовое законодательство не предусматривает такой вид режима рабочего времени, как разрывной, равно как и не выделяет в отдельный вид режима рабочего времени особый режим. Соответственно, понятия и особенности таких режимов рабочего времени законодательство не содержит.

Роструд в связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), неоднократно в своих письмах отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, Вопрос: Разрывной характер работы (РХ). Что это? Способы оплаты? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Как оплачивается разрывной рабочий день (обед — 3 часа)? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Я работаю педагогом дополнительного образования в детском доме. Мой график работы строится подобным образом: работаю с 10.00 до 13.00, затем перерыв с 13.00 до 15.00, затем работаю с 15.00 до 16.00, затем разрыв с 16.00 до 18.00 и снова работаю с 18.00 до 20.00. Должны ли мне оплачивать разрывной день и на основании каких нормативных документов? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Какая должна быть минимальная и максимальная продолжительность отдыха (между частями рабочего дня) при установлении разрывного графика работы для водителей? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)). Отметим, что на практике такой вид режима рабочего времени, как разделение рабочего дня на части, могут называть также «раздробленный», «разделенный», «разорванный» рабочий день*(1).

Перечень профессий и должностей работников, по которым можно выплачивать указанные доплаты, утвержден соответствующими республиканскими органами государственного управления (приложение 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»). Руководителям организаций системы Минжилкомхоза рекомендовано для работников, у которых в связи с производственной необходимостью рабочий день предусмотрен с разделением его на части, устанавливать доплаты в размере до 50 % (включительно) тарифной ставки (п. 6 Рекомендаций о порядке оплаты труда работников организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Минжилкомхоза РБ от 12.08.2011 № 19).

Шаблон положения о разделении рабочего дня на части

YGб»╛oЛxЬDл╖╗█▓ш╛[цКеN4╫DGe?Щu$grАp╩z╨мaФ║яef┴╟4√{yRхЬlTolR╔nDЩfU$lVЯ|│VRАрС∙╒Щн┬█╗eВузеV╜╡ХКЭФ)╔їл+╔j’▀OеАКGo(7Ь╒ф3SiьY7еO~rM!З═╡td]╪ыЮM:╥Рк│Їеь╠└хy$╒pё $HЛ»╕Bx8╔bг│ЛНзи`░WКD1▒ є╗╜X╢ E┤#б|╟»иP$М =x└е┤$x╪ ╟ О┤хbС░r╘S!r╚WЎщ0ЙбЪBОДuв─НмI s╨Ъ|N╙+Vt╚┼6,(╙┴я@t9$╛ЖЪЕЩW Ь`vеF▀УВщIЙ% иR;у╜»Т^@p╠8╧j╩vHF┬ ╞1Ъ√|yА8ыК°ч─┌╜ўО oKнўPЕ<=жъtЁ└╫[^{Иbi╢FvЭмwgВ ┤АMЖ│тиЛч√FЧ У╦дKcУЧЭ╩mIUUH;╖8щ═{▄┌к╪█╔ЎЖXbs;68юyь=k─g┐М:W╞_КW7:Л№A~▒XН║L┌y╡▒┌kO Т5w├ ьxzэ5Е╖┴▀=═їЦЫnЎRF╫3+<<вгR┤_2}5√П╓- └▌z╧C╢Ё7Л-fЫP╒нд╕ЬИoчydxсСЗa╩n ЄсqМWл■═Ц╓╛°9вн╛И|2.

Разделение рабочего дня на части

Возникает вопрос: относится ли этот максимум к первому исключению? Исходя из смысла части первой ст. 127 ТК положительный ответ дать нельзя. Следовательно, один перерыв может быть больше 4 ч. Это отвечает специфике работы, например, городского транспорта, организаций сельского хозяйства, театра. При разделении рабочего дня на части должны соблюдаться следующие требования: – время перерывов в течение рабочего дня, включая обеденный, в рабочее время не включается (часть вторая ст.
127 ТК); – общая продолжительность рабочего времени каждой части рабочего дня не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы (часть первая ст. 127 ТК). При этом установленной считается продолжительность, закрепленная графиком работ (сменности) в соответствии со ст. 112–117 ТК и локальными нормативными актами.
Для водителей автомобилей может быть введен рабочий день с разделением его на части. Между отдельными частями рабочего дня возможны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2 ч, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включают. Перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля. Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

Образец положения о режиме рабочего времени разделение дня на части

В ст. 105 ТК РФ говорится о том, что при выполнении работ особого характера, а также работ, имеющих различную интенсивность труда в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. Но при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать продолжительность ежедневной работы. Разделение рабочего дня на части должно производиться работодателем путем издания локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Содержание действующего законодательства позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным разделение рабочего дня на части. Во-первых, требуется доказать издание приказа о разделении рабочего дня на части полномочным представителем работодателя с соблюдением процедуры учета мнения профсоюза, действующего организации.

Вариант II Может применяться в случаях, когда водитель автомобиля в течение рабочего дня не полностью загружен выполнением своей основной работы: например, осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. В этом случае график работ (сменности) водителя автомобиля также может быть составлен с 2 выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, будет колебаться от 2 ч до 4 ч.

Важно

Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля может выполнять другую работу, не требующую его переквалификации и дополнительного обучения. ЭТО ВАЖНО! Выполнение данной работы оформляется другим трудовым договором.

Положение о разделении рабочего дня на части образец

Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель на основании локального нормативного правового акта с учетом мнения профсоюза. Пример 1 Работнику организации установлен рабочий день с 8:00 до 22:00 и перерыв, включая перерыв для отдыха и питания, с 14:00 до 18:00. Перерыв продолжительностью 4 ч используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст.


127 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Таким образом, при установленном рабочем дне с 8:00 до 22:00 рабочее время, подлежащее оплате, рассчитываем без учета перерыва продолжительностью 4 ч (с 14:00 до 18:00). Продолжительность оплачиваемого рабочего времени составит 10 ч.
Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 21–23 журнала. Часто работники кадровых служб сталкиваются с нестандартными случаями оформления рабочего времени. Одним из таких случаев является оформление разделения рабочего дня на части.
В данном материале особое внимание уделено порядку такого учета рабочего времени водителям организации. По общему правилу норма продолжительности ежедневной работы должна быть отработана в течение рабочего дня (смены) с одним перерывом для отдыха и питания, не превышающим 2 ч (ст. 134 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Законодательство допускает 2 исключения из этого правила: 1) рабочий день разделяется на 2 части, между которыми предусмотрен один перерыв, превышающий 2 ч, в который входит перерыв на обед и отдых; 2) перерывов 2 и более, включая перерывдля отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.
Справочно: в указанный перечень вошли: – заведующий организацией из числа работников, не освобожденных от основной работы по обслуживанию населения; – контролер-кассир (контролер); – продавец-консультант, продавец; – кассир (старший кассир); – буфетчик; – официант; – приемщик товаров; – администратор торгового зала; – гардеробщик; – грузчик; – машинист моечных машин; – мойщик посуды; – уборщик помещений (производственных) – при условии выполнения работ непосредственно в торговом зале (зале); – электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (приложение 2 к Рекомендациям № 41). Перерыв в работе свыше 2 ч с разделением смены на части устанавливают с учетом потоков покупателей (потребителей) в целях улучшения их обслуживания и экономного использования трудовых ресурсов.

Есть 2 условия, наличие которых дает право нанимателю разделять рабочий день на части (часть первая ст. 127 ТК): 1) особый характер труда; 2) интенсивность выполняемых работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова. Под особым характером труда в ст. 127 ТК нужно понимать специфику производства и (или) работы, исключающую или делающую экономически нецелесообразным нормальный, т.е. не разделенный на части, режим рабочего дня. Более конкретно сформулировано в ТК второе условие разделения рабочего дня на части: невозможность обеспечить равномерную загруженность работников на протяжении рабочего дня (смены), вызванную, к примеру, разным потоком покупателей, заказчиков, пассажиров на протяжении суток.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня условий (причин, оснований) разделения рабочего дня на части и оставляет его открытым для нанимателя и профсоюза.

Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них - естественное решение проблемы.

  • Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.
  • При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания.

    Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Пример 2 Рабочим животноводства может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (часть третья ст. 317 ТК). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы. Компенсации за разделение рабочего дня на части Как правило, режим рабочего времени с разделением рабочего дня на отдельные части с перерывом в работе свыше 2 ч считается неудобным для работников, поэтому если он вводится по инициативе нанимателя, то за работу в таком режиме работникам устанавливается доплата.
Размер доплат, которые могут быть установлены работникам организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, предусмотрен подп. 2.6 п.

В ряде случаев на работах (где это необходимо вследствие особого характера труда, а также если в течение рабочего дня (смены) интенсивность работы не одинакова) рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Компенсируется работа в таких условиях, как правило, повышенной оплатой, устанавливаемой по соглашению сторон.

Время отдыха

Понятие и виды времени отдыха

Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Видами времени отдыха являются:

Перерывы в течение рабочего дня (смены);

Ежедневный (междусменный) отдых;

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

Нерабочие праздничные дни;

Отпуска.

Перерывы в течение рабочего дня (смены)

Перерывы в течение рабочего дня подразделяются на:

Перерыв для отдыха и питания;

Перерыв для обогревания и отдыха;

Перерывы на кормление ребенка (для женщин с детьми до полутора лет);

Технологические перерывы (для лиц, работающих на определенных видах оборудования, техники, оргтехники и т.д.).

Ежедневный (междусменный) отдых

Продолжительность ежедневного непрерывного отдыха по общему правилу должна быть не менее двойной продолжительности рабочего дня перед отдыхом. Исключение из указанного правила допускается для лиц, работающих вахтовым методом, водителей автомобилей, плавсостава судов морского флота (не менее 12 часов).

Еженедельный непрерывный отдых. Выходные дни

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Исчисление продолжительности еженедельного непрерывного отдыха производится с момента окончания рабочей смены накануне выходного дня и до начала работы на следующий (после выходного) день.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть соблюдена лишь за учетный период (об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников гражданской авиации см. приказ Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10).

При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.

Предоставление выходных дней в неделю является обязательным для работодателя. Общим выходным днем считается воскресенье. По общему правилу при пятидневной рабочей неделе выходными являются суббота и воскресенье, при шестидневной неделе - воскресенье.

При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Для лиц, работающих по шестидневной рабочей неделе или другим режимам, субботние дни, совпадающие с праздничными, являются рабочими. Перенос выходных дней не производится.

Статья 262 ТК РФ предусматривает право одного из родителей детей-инвалидов до 18 лет (или лиц, их заменяющих) на предоставление четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.

Женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется по их желанию один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе, если он не определен законодательством, устанавливается правилами внутреннего распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

При пятидневной рабочей неделе вторым выходным днем является, как правило, суббота. Если по условиям производства предоставление второго выходного дня в субботу невозможно, то в соответствии с графиками сменности и правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается другой день еженедельного отдыха.

В организациях, приостановка работы в которых невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного непрерывного обслуживания населения, а также на других предприятиях с непрерывным производством выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников.