Остробрамская икона божией матери где находится. История появления и значение иконы богородица остробрамская

Остробрамская икона Божией Матери January 3rd, 2011

Был период в моей жизни, когда я находилась в крайне нервном напряжении. С каждым днем напряжение и тяжесть росли и росли. В этот период ноги сами понесли меня в церковь. Там мой взор упал на Остробрамскую икону Божией Матери. Я смотрела на нее, и на душе становилось мирно и спокойно. Этот образ стоит сейчас в моем доме и приносит спокойствие.
Хочу возблагодарить Проведение за встречу с этим образом в период жизненных испытаний и рассказать немного о том, что удалось найти об образе Остробрамской иконы Божией Матери.

Как и наша московская Иверская, Остробрамская тоже на вратах – хранит город:
«Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!»
Своё название икона получила благодаря месту своего заступничества. Святой образ находится в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота в Вильнюсе.

Предания о происхождении образа
О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.

1. Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников, замученных Ольгердом в начале его княжения. В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.
После введения унии, православные иноки утратили, вместе с Троицкой обителью, и священную часовню Остробрамскую. Но при уничтожении унии (в 1839 году) древняя Троицкая обитель перешла опять в руки православных, а чудотворная икона осталась в руках католических монахов (кармелитов).
Существуют и два других православных предания о происхождении образа.

2. Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства.

3. По преданию икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г. крепостной ограды города Вильны.

Образ Остробрамской иконы Божией Матери
В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись – хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим».
Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс со склоненной головой и опущенными глазами. На её лице выражение глубокого мира и умиленности. Ее руки скрещены на груди.
Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем. Открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой» (1849).
На голове две короны: барочная корона Королевы Небес, рокайльная корона Королевы Польши. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия – момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа – участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.
Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.
Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.

Молитва иконе Божией Матери "Остробрамская"
О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти.
Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи.
Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.
Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.
Пресвятая Богородице, Спаси нас!

Празднование – 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников (Антония, Иоанна и Евстафия Виленских).

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за Христа при великом князе Литовском Ольгерде (1345 - 1377) и тем самым способствовали просвещению древних русско-литовских земель (Черной Руси) светом Христовой Истины.
Князь Ольгерд был женат на православной Витебской княжне Марии Ярославне и при жизни супруги дозволял проповедь христианства. По просьбе княжны в Вильне была даже построена православная церковь. Но после ее смерти он стал открыто поддерживать жрецов-огнепоклонников, которые начали преследование христиан.
Два родных брата, придворные Нежило и Кумец, приняли от духовника княгини священника Нестора святое Крещение и получили имена Антоний и Иоанн. Вскоре князь заподозрил братьев в вероотступничестве, допросил их, и они исповедали себя христианами. Святые братья были заключены в темницу и целый год провели в неволе. Иоанн испугался предстоящих мучений и объявил, что исполнит все приказания великого князя. Обрадованный Ольгерд выпустил обоих братьев и приблизил к себе.
Но Антоний не изменил Христу. Когда он отказался есть мясо в постный день, князь опять заключил его в темницу и подверг жестоким истязаниям. Иоанн вскоре раскаялся в грехе отступничества и также был заключен в темницу.
Толпы народа приходили к темнице, чтобы увидеть нового исповедника. Своей проповедью братья многих обратили ко Христу. Темница превратилась в христианское училище. Испугавшиеся жрецы требовали казни братьев, но теперь они уже не боялись временной разлуки. Утром 14 апреля 1347 года мученик Антоний после принятия Святых Тайн был повешен на дереве. Этот дуб, считавшийся язычниками священным, стал с тех пор поистине священным для православных литовцев и белорусов.
Множество народа также собиралось у стен темницы, где находился святой Иоанн. 24 апреля 1347 года по наущению язычников его удавили и мертвого повесили на том же дубе. Честные тела обоих мучеников были погребены христианами в церкви во имя святителя Николая Чудотворца.
Третьим страдальцем за веру Христову и просветителем литовцев стал родственник братьев Круглец, в крещении Евстафий. Любимый дружинник Ольгерда, он мог рассчитывать на прекрасное будущее. Но однажды и он подобно братьям-мученикам исповедовал себя христианином. Его тут же стали бить железными палками, но юноша не издал ни одного стона. Князь стал изощряться в пытках. Был лютый мороз. Ольгерд приказал раздеть мученика донага, вывести его на улицу и лить ледяную воду в уста. Но это не сломило духа святого. Тогда раздробили ему кости от подошвы до колен, вместе с кожей сорвали с головы волосы и отрезали уши и нос. Святой Евстафий переносил истязания с такой радостью и бодростью, что сами мучители поразились той Божественной силе, которая укрепляла его. После пыток мученик Евстафий был приговорен к смерти и повешен на том же дубе, где ранее приняли мученическую кончину святые Иоанн и Антоний.

Их подвиг имел громадное значение для всего Западного края. Виленский монастырь во имя Пресвятой Троицы, в котором хранятся святые мощи, стал оплотом Православия и мира в том крае. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни как самые драгоценные в Прибалтийском крае были взяты в сердце России – Москву.

Остробрамская икона - это одна из самых важных икон для православных и католических христиан. Одна из официальных версий возникновения иконы говорит, что святыня появилась в четырнадцатом столетии в Вильно (современный Вильнюс) благодаря князю Ольгерду, который привёз её из Херсонеса. У этой святыни очень богатая и интересная история, святой образ часто менял своего владельца и месторасположение. После смерти князя Ольгерда икону переместили в Троицкую обитель.

Остробрамская икона: история и значение

Христианская святыня передавалась из рук в руки. В настоящее время Остробрамскую икону можно увидеть в историческом музее Вильнюса над Острыми воротами . Эти ворота являются в наше время важной достопримечательностью Литвы и любимым местом паломников в этой стране. Перед Остробрамской иконой молятся католики и православные христиане всего христианского мира.

В Вильнюсе перед иконой постоянно горят свечи, паломники со всего мира стекаются сюда ежедневно.

Как и у любой другой иконы, у Остробрамской есть свой день. Православные отмечают его 26 декабря, а католические христиане - 14 апреля.

На Остробрамской иконе изображена Богоматерь без ребёнка , поэтому святыня считается довольно редкой. Первый лик был изображён на восьми дубовых досках, ширина каждой доски 2 сантиметра. Святыня получилась довольно большая - 2 метра на 1,65 м. На иконе изображена Богоматерь по пояс, голова её наклонена, руки скрещены. В такой позе Богородица получила благую весть о рождении сына Божьего.

Сейчас на голове у Божьей Матери сияет корона и нимб со множеством сияющих звёзд. Фигура скрыта за серебряной ризой. В самом низу иконы изображён серебряный полумесяц.

История иконы

История появления этой святыни охватывает несколько версий. Первая версия предполагает, что образ Пресвятой Богородицы впервые увидели жители города Вильна на главных воротах весной 1431 года. Главные ворота города имели остроконечный вид, считается, что название Остробрамской иконы связано с этими воротами.

По другой версии святыня появилась в Вильне. Греческий император подарил икону в знак принятия христианства.

В католическом мире считается, что эта святыня имеет европейские корни и появилась она в XVII столетии.

Православные христиане считают, что святыня - наследие Византии. В девятнадцатом веке, когда снимали ризу с иконы, то обнаружили древнюю славянскую надпись . Это была хвалебная песнь Божьей Матери. По некоторым историческим данным, Остробрамская святыня раньше была частью композиции Благовещения. В настоящее время древняя надпись с иконы хранится в деревне Кяна.

В чём помогает Остробрамский образ Божьей Матери

Остробрамская святыня - один из главных защитников христиан от тёмных сил и недугов . Она защищает от злого языка недоброжелателя. Чтобы защититься от незваных гостей и дурных вестей, икону вешают над входной дверью жилища.

Остробрамская икона Божьей матери: от чего защищает она? Многие магические влияния , проклятия, сглазы можно нейтрализовать, молясь святому образу. Защититься от дурного глаза, злого слова и клеветы можно с помощью этого святого образа.

Пресвятой образ Остробрамской Богородицы может защитить от внезапной смерти. Лик Остробрамской Богоматери помогает наладить в доме атмосферу, успокоить невзгоды и достичь гармонии.

При психических расстройствах, депрессии и других душевных заболеваниях поможет молитва Святой Остробрамской Богородице.

Молодожёнам следует повесить эту святыню в своём доме, чтобы уберечь семейный союз от постороннего дурного влияния.

Образ Остробрамской Святой Божьей Матери помогает в решении многих проблем, она поможет:

  1. Уберечься от злого слова, дурного глаза.
  2. Достичь гармонии и благоприятной атмосферы в семье и доме.
  3. Защитить семейный союз от постороннего влияния.
  4. Уберечь дом от незваных гостей, дурных вестей.
  5. Защититься или избавиться от магического вмешательства.
  6. Вылечить психические расстройства.
  7. Выносить и родить здорового ребёнка.

Мощную силу оказывает святой образ для благополучного родоразрешения. Будущим родителям нужно молиться Остробрамской иконе Святой Богородицы, чтобы защитить себя и будущего ребёнка. Святой образ помогает парам, которые долго не могли иметь детей. Чтобы Бог послал ребёнка, женщина должна молиться лику с чистой и открытой душой , чистыми помыслами. Молитва для защиты матери и ребёнка в период беременности начинается со слов «Пресвятая Богородице, не отврати лица Твоего от меня, грешной рабы Божьей…»

Есть молитвы к этой иконе для защиты дома.

Многие православные христиане, которые бывали в Вильнюсе, заметили сильную положительную энергетику Остробрамской иконы Богородицы. Перед иконой люди молятся, не замечая, как сами становятся на колени. Мощная энергетика иконы заряжает страждущих своей силой, дарит покой, гармонию и умиротворение.

Этот святой лик имеет большую актуальность в наше время. Современному человеку очень важно сохранять в душе спокойствие и любовь , несмотря на активный окружающий мир. Быть рассудительным и уверенным важно в современном мире. В этом помогает Остробрамский образ Божьей Матери.

Святыня не зря висит над воротами Вильнюса, она защищает город от злых напастей и дарит радость и покой всем жителям и гостям города.

Молиться перед святым остробрамским образом нужно без суеты, отбросив все посторонние мысли и дела.

Где расположить Остробрамскую икону в доме

Остробрамский образ защищает жильё от недоброжелателей, незваных гостей, дурных вестей, поэтому икону нужно повесить над входной дверью вашего жилища. Несколько правил перед размещением иконы:

  • выбрать место для размещения;
  • прочесть молитву Пресвятой Богородице;
  • святыня должна смотреть в дом.

После того как вы разместите Остробрамскую святыню в своём доме, вы можете заметить, что некоторые люди перестанут или станут реже к вам ходить. Божья Матерь отводит от вас всех людей, которые могут принести зло или угрозу вам или вашим близким.

Чудеса Остробрамского образа Пресвятой Богородицы

Очень много чудес, совершённых Остробрамской иконой, наблюдали и продолжают наблюдать христиане по всему миру. Святой образ исцелил много людей от болезней, вернул речь, помог в поиске пропавших детей.

Отчаявшаяся мать ребёнка, который болел лейкемией, молилась остробрамскому лику Богоматери и вскоре ребёнок чудесным образом исцелился. Другая история рассказывает о мальчике, который с рождения имел проблемы с речевым аппаратом и не мог говорить. После долгих молитв его матери Остробрамскому образу Богоматери мальчик начал говорить без проблем и дефектов речи.

Москва стала свидетелем ещё одного великого чуда, когда несколько детей были похищены. Благодаря молитвам дети вернулись домой живыми и невредимыми. Остробрамская святыня помогает найти пропавших людей.

Остробрамская Божья Матерь - защитница всех христиан, она помогает всем, кто к ней обратится с глубокой верой и чистыми помыслами.

Значение иконы с каждым годом всё больше подтверждается примерами чудесной помощи страждущим.

История Остробрамского образа Пресвятой Богородицы знает много примеров, когда пары, отчаявшиеся иметь детей, вскоре становились счастливыми родителями.

Святой Остробрамский образ Богородицы - непросто святыня, это настоящее чудо, дар христианскому миру. Святой образ помогает избавиться и защититься от многих проблем: настроить атмосферу в доме, достичь гармонии и спокойствия, уберечь жилье от плохих людей и дурных вестей, найти пропавших или похищенных людей, исцелить от душевных и физических недугов, снять проклятия, сглазы и другие магические влияния. Святой образ помогает забеременеть и благополучно родить ребёнка даже самым отчаявшимся парам, защищает семейный союз от постороннего вмешательства.

Остробрамский образ Святой Богородицы почитается во всём христианском мире: в Республике Беларусь, Украине, Литве, Польше, Российской Федерации.

Богослужения этой иконе проходят по всему миру, с каждым годом всё больше паломников приходят в Вильнюс, чтобы посмотреть на Остробрамскую святыню над главными воротами столицы Литвы.

Молитесь с чистыми помыслами, открытой душой. Остробрамская Божья Матерь помогает каждому, человеку, который найдёт время и обратиться к ней, пробудет наедине с этим святым образом и помолиться.

Икона Остробрамской Богородицы




Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери имеет особое значение для православных верующих и для католиков. Наиболее распространенная версия гласит, что образ Остробрамская Божья Матерь Был привезен князем Ольгердом в четырнадцатом веке из Херсона в Вильно. После смерти князя образ был передан в Троицкую обитель. Икона часто переходила из рук в руки, но сейчас она находится на историческом месте в надвратной часовне Острые Ворота в Вильнюсе. Остробрамские врата с часовней одна из важных достопримечательностей столицы Литвы, являются постоянным объектом паломничества. В настоящее время перед образом Обстрамская божья матерь осуществляется богослужение по римско-католическому обряду. Но и множество православных постоянно стекаются к этой иконе.

Как и в Москве, когда люди проходят под Спасскими вратами и снимают шапки, так и под сводами Остробрамских врат как католики, так и православные обнажают благоговейно головы. Перед священным ликом постоянно горят свечи, множество людей идут в башню в часовню, а кто не может, тот стоит на узкой улице.

Чудотворная икона написана на восьми дубовых досках в два сантиметра толщиной. Размер иконы 165 х 200 сантиметров. Это довольно редкий тип изображения Божьей Матери без Младенца в руках. Руки Богоматери скрещены на груди, а сама она изображена по пояс, скланя голову и опустив глаза.

Сейчас в убранстве иконы множество регалий. На голове Богородицы двухъярусная брачная корона Королевы Небес и корона Королевы Польши. Позолоченная серебренная риза закрывает фигуру, открытыми остаются только руки и лик. Внизу иконы серебряный полумесяц – вотум 1849. Нимб с острыми лучами сияния со звездами.

Православные верующие считают чудотворный образ древней византийской иконы. В начале девятнадцатого века при реставрации в момент снятии ризы была выявлена славянская древняя надпись, а именно хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Считается, что изначально икона входила в композицию Благовещения и в древности образ назывался Корсунским Благовещенским. Именно Дева Мария представлена в момент явления архангела Гавриила, изображение которого было утеряно.

В настоящее время чтимый список с Остробрамской иконы Божией Матери находится в деревне Кяна – церкви Остробрамской Богоматери.

Остробрамская икона в чем помогает и ее значение

У христиан образ Остробрамской иконы является одним из главных помощников при защите от недоброжелателей и темных сил. Поэтому вешать ее нужно над входной дверью.

Остробрамская икона Божьей Матери от чего защищает.

Чудотворный образ поможет уберечься от дурного глаза и сплетен, он оградит вас от внезапной смерти и разных проблем.

Если вы будете молиться на икону, то это избавит вас от наложенного проклятия или других магических негативов, причем до седьмого колена.

Благодаря иконе в вашей семье наладится энергетика, успокоится атмосфера и в доме будет достигнута гармония.

Если у вас есть родственники, страдающие психологическими заболеваниями, страдающие депрессией, то ваша молитва к иконе может помочь им.

Если у вас будет трудное время, то обращение к лику, время, которое вы побудете с ним наедине, поможет найти решение проблем.

Для защиты дома нужно постоянно молиться с открытой душой и чистыми помыслами Богородице со следующей молитвой:

Чтоб женщина забеременела, выносила и родила любимого здорового ребенка необходимо прочитать следующую молитву.


Остробрамская икона Божией Матери (Виленская икона) - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения.

На иконе (размером 2 м х 1,63 м) Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения. В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение. 08:46

В настоящее время Остробрамские врата с часовней, в которой хранится чудотворный образ Божией Матери, являются одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса, неизменным объектом религиозного паломничества. Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.







Подобно известному московскому обычаю снимать шапки, проходя Спасскими вратами Кремля, в Вильне, как православные, так и католики, благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамских врат. Умилительно и усердие всего города к чудотворному образу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченным в драгоценную ризу. Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образу теснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкой Остробрамской улицы.






Празднование — 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.





Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская»:



О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти.



Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи.



Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.



О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.



Пресвятая Богородице, спаси нас!



Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.




Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.



Пресвятая Богородице, спаси нас!




О СОХРАНЕНИИ ПЛОДА

ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ОСТРОБРАМСКАЯ



С этой молитвой обращаются будущие мамы к иконе Пресвятой Богородицы, дабы у них не случилось выкидыша и в целом беременность прошла благополучно. Особенно же прибегают к этой молитве те беременные женщины, которые должны лежать на сохранении в больнице.

МОЛИТВА

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте,обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.




МОЛИТВЕННОЕ ПРОШЕНИЕ

Пресвятая Богородице, не отврати лица Твоего от меня, грешной рабы Божьей (свое имя), и прими молитву сию к Тебе, от всего сердца возносимую, сохрани плод чрева моего и благополучно разродитеся (родить) во время благопотребное (положенное) благоволи Твоею великою и неизреченною милостью.



Икону советуют вешать у входа в жилище, чтобы отводить недоброжелательность и разные неприятности. Икона хранит дом от непрошенных гостей, злых людей, пожара, разграбления. На Руси считалось, что эта икона охраняет семью от злого умысла.

Довольно редкая икона в продаже, но очень сильная. Защищает дом от злых людей. Остробрамскую икону Матери Божьей вешают при входе в жилище как оберег и защиту дома от всего недоброго.

Молитва Матери Божией Остробрамской
О пресвятая Госпоже, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих (имена) от напрасной клеветы, от всякие беды и напасти, злых и лукавых человек и наглые смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех враг наших видимых и невидимых, от лютого навета вражия и от всякого злаго обстояния. Аминь.

История Иконы

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Aušros Vartų Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными по всему миру.

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.

По преданию, чудесным образом явилась 27 апреля 1431 г. на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брама" - "ворота"). Это исключительно красивая и богато украшенная икона.

Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных во владение униатов и монархов-кармелитов, пока наконец не стала достоянием людей разных вероисповеданий и разных национальностей.

Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы - явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы И.Козловский и архимандрит Иосиф (Н.Соколов) считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти ее из крымского города Херсона (Корсуня) . Каноник Даниил Лодзята, живший в XVII в., повествует: «Великий князь Литовский Ольгерд обогатил сокровищницы свои бесчисленными херсонскими драгоценностями. Семейство этого князя большую часть церковных украшений раздало православным церквам г. Вильны, к числу которых принадлежит благодатная икона Богородицы Благовещения , находящаяся в часовне над городскими воротами, называемыми обыкновенно Острыми». В книге Тихомирова «Жизнь Пресвятой Богородицы и о святых иконах ее» говорится: «…князь Ольгерд (Андрей), привезши св. икону в г. Вильну, передал ее своей супруге Марии, которая и имела сию святыню у себя, а вторая супруга Великого князя Андрея (Ольгерда) Гедиминовича Иулиания, принявшая св. икону по преемству своего положения во дворце, посвятила св. икону Святотроицкой церкви и обители, которую особенно чтила». (1884 г. 2:44). А.Муравьев в «Русской Вильне» выдвигает три версии появления в столице иконы: трофей князя Ольгерда из похода его в Крым, дар Византийского императора Палеолога Ольгерду по случаю его крещения и чудотворное ее явление на Острых вратах в 1431 году. Автор не отрицает факта, что икона почитаема с XIV века.

Благовещенская икона, по утверждению так же исследователей, первоначально находилась в Свято-Троицком монастыре, граничившем с Острыми Воротами, затем, как было принято, братья обители поместили ее на воротах со стороны въезда в город. С передачей Свято-Троицкого монастыря униатам к ним перешла и Остробрамская икона. Со времени основания у Острых Ворот Кармелитского монастыря и костела св. Терезии (первая пол. XVII в.) икона Девы Марии стала собственностью монахов-кармелитов.

С 1655-го по 1661 год Вильна была оккупирована русскими войсками, и кармелиты решили вывезти икону в безопасное место. Как утверждает Н.Соколов, при содействии виленского мещанина Ю.Селедчика икона Богородицы и другие ценные реликвии были отправлены в Кенигсберг. Ходили слухи, что в пути Селедчик и его помощники были ограблены якобы «русскими казаками». Царь Алексей Михайлович в июне 1658 г. в письме к виленскому воеводе М.Шаховскому просил, чтобы отыскали св. икону. Вызванный на допрос Селедчик признался, что действительно отвез икону в Кенигсберг и там продал ее униатским монахам. Безуспешными оказались розыски послов… Но в 1661 г. икона возвратилась или, как говорят, «новоявилась», а так как ветхая от времени часовня была уже разобрана, икона находилась в костеле св. Терезии.

В 1671 г. на средства виленцев была построена небольшая деревянная часовенка, но не с внешней стороны ворот – сейчас она была обращена к городу, и туда была перенесена икона, а на внешней стене часовни появился образ Сальвадора Спасителя.

Во время войны со шведами проход под Острыми Воротами был занят их караулом, часовые кощунственно вели себя во время богослужений, за что дорого поплатились. Поругание святыни прекратилось, когда на страстной неделе, в Великую субботу – утром 14 апреля, вдруг упала одна из тяжелых створ ворот, придавившая насмерть несколько шведских солдат.

К 1671 году относится и первое чудо, совершенное посредством иконы - спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702г.

Верующие в силе чудотворной иконы убедились и во время пожаров 1706 и 1714 годов. Пламя не тронуло иконы, хотя сама часовня в 1714 г. сгорела дотла. С этого времени в течение почти 30 лет икона Богородицы находилась в костеле св. Терезии. Благодаря стараниям ксендза Телесфора в 1744 г. во всю ширину и почти в полную высоту всей Остробрамской башни выросла новая каменная часовня, куда торжественная процессия и перенесла икону Пресвятой Девы Марии. Тогда же декретом Папы Пия XII было объявлено о принадлежности иконы католикам.

Губернатор Вильны Н.Репнин в 1795 г. дал распоряжение, чтобы «каждого мужского пола человек всякого звания, состояния, вероисповедания и возраста, во всякое время дня и ночи проезжал или проходил через Острые Ворота не иначе, как открывая верх головы, воздавая этим честь Остробрамской святыне, а также чтобы при Острых Воротах из уважения к святыне не производилась торговля». В часовне помещен был большой звучный орган, составлен превосходный хор певчих и оркестр из талантливых музыкантов.

В 1823 г. кармелиты издали «Реляцию о чудотворной иконе Пресвятой Девы Марии, что на Острых Воротах» со множеством гимнов и песен к Пресвятой Богородице. При костеле состояло Иосифское братство, члены которого должны были: 1) Часто молиться друг за друга как за работников одного общего дела; 2) Всячески помогать друг другу; 3) Иметь у себя образок Остробрамской Богородицы; 4) Исповедоваться и причащаться непременно ежемесячно.

Сегодняшний классический вид часовня получила после реконструкции 1828 – 1830 годов. Над средним окном ее была сделана надпись на латинском языке: «Матерь милосердная/ Прибегаем к твоему покровительству». Верх часовни заканчивался каменной башенкой с колоколом. В 1830 г. был построен каменный коридор из костела в часовню. По сторонам иконы, между колоннами, установлены две позолоченные статуи, изображающие св. Иоакима и св. Анну – родителей Девы Марии.

Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом а польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Карнизы и поле иконы увешаны множеством привесок (вотивных подношений ): крестов, орденов, медалей, изображений частей человеческого тела, золотых, серебряных, медных, в зависимости от достатка жертвующих, получивших после молитвы перед иконой исцеление или облегчение. На многих вотах имеются надписи, преимущественно на польском языке. Все они расположены изысканно симметрично (их около 8 тысяч). Воты в свое время можно было приобрести в богатом магазине с религиозными реликвиями или у торгующих ими у Острых Ворот. На потолке часовни изображены священный ковчег и картины Завета.

Саму икону старательно обновил живописец К. Русецки. После снятия оклада, по словам очевидцев, была обнаружена хвалебная православная песнь в честь Девы Марии «Честнейшую херувим», а иконопись была византийско-славянского стиля. Был сделан новый богатый оклад (риза) из позолоченного серебра с выкованными розами, тюльпанами и гвоздиками. Под святой иконой был помещен большой серебряный полумесяц, а еще ниже – престол с распятием Спасителя.

Пресвятая Богородица на иконе одна, без младенца. Она немного наклонена вправо. Лик выражает благоговейное смущенное смирение, руки крест накрест сложены на груди.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней и архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, была оставлена в Херсоне или поднесена самим Ольгердом кому-нибудь как почетный дар. Но прямых доказательств этому пока нет.

В июле 1927 г. под проливным дождём на кафедральной площади столицы состоялась торжественная коронация образа Пресвятой Девы Марии . В торжестве приняли участие высокопоставленные особы: дипломат Апостольской столицы (позднее папа Римский Пий ХI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства. До этого была проделана кропотливая работа по реставрации святыни. Для достойного украшения образа и часовни жители края пожертвовали большое количество драгоценностей. Прежние короны из позолоченной меди были заменены золотыми, изящно украшенными дорогими камнями. Над обновлением оклада самозабвенно трудились ювелир К. Гожуховски и консерватор профессор И. Рутковски.

Перед чудотворной Остробрамской иконой молились и Ей посвящали свои произведения А. Мицкевич, Ю. Словацки, Ю. Крашевски, В. Сырокомля, С Монюшко, написавший в ее честь 4 литании.

В сентябре 1993 г. в часовне перед иконой Пресвятой Богородицы молился Папа Римский Иоанн Павел II. Месса через Ватиканское радио транслировалась на все континенты, где в честь Остробрамской Девы Марии построены многочисленные храмы, часовни, алтари - по всему миру.

Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду.

Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери.

У иконы Богоматери Остробрамская молятся о даровании Божьего покровительства, молятся о счастье супружеской пары и защите от вмешательств в семью; от нежданных, нежелательных посетителей.

Остробрамскую икону Матери Божьей вешают при входе в жилище как оберег и защиту дома от всего недоброго.

Эту икону хорошо иметь дома, молитва у этого святого изображения успокаивает и умиротворяет атмосферу в семье. Перед ней возносят молитвы о душевнобольных людях, людях склонных к депрессиям, уныниям.

Также эту икону хорошо дарить крестникам и крестницам - младенцам, чтобы матери их молились о покое и радости в их душах.