КТО и КАК проверяет нормы охраны труда в организации? Как часто надо проводить проверки соблюдения требований охраны труда Контроль по соблюдению охраны труда

Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.
Контроль бывает двух видов:
1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.
Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.
Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.
В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.
Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.
Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.
Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.
Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.
Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.
Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).
По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.
Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.
Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.
На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.
Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.
Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.
На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.
В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.
Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.
Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.


Контроль за соблюдением требований охраны труда в учреждении здравоохранения осуществляется работодателем и должностными лицами организации, ответственными за обеспечение безопасности труда. Эффективность контроля определяется политикой работодателя в области управления охраной труда, подготовкой работников организации по вопросам охраны труда, последовательным улучшением состояния охраны труда на рабочих местах.
Вопросы по проведению контроля могут решаться через коллективный договор и соглашение по охране труда во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля, органами общественного контроля и иными заинтересованными организациями.


Основные виды контроля за соблюдением
требований охраны труда


К основным видам контроля за соблюдением требований охраны труда в организации относятся:
- контроль за безопасной эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования, соблюдением работниками технологических инструкций, применяемыми в производстве инструментами, сырьем и материалами;
- контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах;
- контроль за обучением безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве;
- контроль за расходованием средств, выделяемых на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- контроль за проведением обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований);
- контроль за режимом труда и отдыха;
- контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;
- контроль за правильностью обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты;
- контроль за санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием;
- контроль за проведением специальной оценки условий труда;
- контроль за принятием необходимых мер по сохранению жизни и здоровья при возникновении аварийных ситуаций, в том числе осуществлении надлежащих мер по оказанию первой помощи пострадавшим;
- контроль за своевременным проведением расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий по устранению причин происшедших несчастных случаев, а также возмещением вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием пострадавшим;
- контроль за выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Контроль за соблюдением требований охраны труда обеспечивается:
- разработкой и утверждением распорядительных документов организации о назначении должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, электрохозяйства, сосудов, работающих под давлением, паровых и водогрейных котлов, газового хозяйства и иного оборудования;
- составлением и выполнением графиков проведения соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов (при их наличии), предохранительных приспособлений и защитных устройств, осмотров зданий и сооружений;
- применением приборов, инструментов и оборудования для контроля вредных для здоровья производственных факторов;
- соблюдением работниками требований проектной, технологической и иной документации, содержащей требования к производственным процессам;
- планированием мероприятий по улучшению условий и охраны труда на основе анализа состояния охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- стимулированием безопасности труда: поощрением работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда; привлечением к ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых и локальных актов по охране труда.


Формы и порядок проведения контроля
за соблюдением требований охраны труда


К формам контроля за соблюдением требований охраны труда относятся: многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда, Дни охраны труда, комплексные обследования состояния охраны труда, целевые проверки по охране труда. Формами контроля за соблюдением требований охраны труда могут быть и проведение смотров-конкурсов на лучшего по профессии, лучшее рабочее место (подразделение) по охране труда.
Наиболее распространенной формой контроля за соблюдением требований охраны труда является многоступенчатый контроль. В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов ее подразделений многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится:
- на первой ступени - на участке подразделения, в смене или бригаде;
- на второй ступени - в структурном подразделении организации;
- на третьей ступени - в организации в целом.
Первая ступень контроля осуществляется ежедневно в начале рабочего дня (смены) непосредственным руководителем работ совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда. По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться работниками незамедлительно. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены собственными силами, то руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.


Результаты проверки фиксируются в специальном журнале первой ступени контроля, который хранится у руководителя работ.
Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем подразделения организации, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят представители службы охраны труда, профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа, специалисты подразделения и служб организации. График проверки устанавливается руководителем подразделения по согласованию с профсоюзным комитетом и выдается руководителям работ и иным должностным лицам подразделения.
Результаты проверки фиксируются в журнале второй ступени контроля, который хранится у руководителя подразделения. При этом комиссия намечает мероприятия, а руководитель подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения. Если намеченные мероприятия не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель подразделения по окончании работы комиссии докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.
Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем организации (его заместителем), не реже одного раза в квартал. В состав комиссии включаются руководитель службы охраны труда, руководители надзорных и иных служб организации, председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа. Проверка проводится в присутствии руководителя проверяемого подразделения.
Организация, проверка которой за один обход невозможна, проверяется по отдельным подразделениям по годовому графику с таким расчетом, чтобы в течение года каждое подразделение было обследовано не менее четырех раз.
График проверки утверждается руководителем организации, согласовывается с профсоюзным комитетом и выдается всем руководителям подразделений.
Комиссия третьей ступени может быть разделена на подкомиссии под руководством главных специалистов или заместителей руководителя организации для проведения проверок по отдельным подразделениям.
Результаты проверки оформляются актом и рассматриваются на совещании у руководителя организации. По итогам проверки разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем организации издается приказ.


День охраны труда


Днем охраны труда, как правило, называется день, в котором проводится третья ступень контроля в организации. Другой формой Дня охраны труда может быть день, в котором проводится расширенное заседание комиссии (комитета) по охране труда организации с приглашением представителей руководителя организации и профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.
При подготовке Дня охраны труда производится сбор информации о замечаниях, недостатках и нарушениях, выявленных в процессе работы организации, после чего комиссия со специалистами составляет план устранения этих нарушений и план мероприятий по охране труда на последующий период работы, которые рассматриваются и утверждаются на заседании комиссии. Эти планы могут включаться в коллективный договор или соглашение по охране труда.


Комплексное обследование состояния
охраны труда в организации


Комплексное обследование состояния охраны труда в организации осуществляется комиссионно в порядке взаимопроверки. Состав комиссии и сроки проведения проверки устанавливаются приказом руководителя организации или вышестоящей организации.
Обследования состояния охраны труда должны проводиться в соответствии с Программой обследования состояния охраны труда, утверждаемой руководителем организации.
В состав комиссии включаются представители технических служб организации, осуществляющих надзор за правильной и безопасной эксплуатацией подведомственных объектов, представители профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. При необходимости к участию в проведении обследования могут приглашаться представители соответствующих государственных органов надзора и контроля.
Для каждого члена комиссии определяются соответствующие подразделения организации, подлежащие обследованию, или указывается круг вопросов, подлежащих проверке по программе обследования.
По результатам обследования состояния охраны труда организации комиссией составляется акт и намечаются конкретные мероприятия и сроки по устранению выявленных недостатков по охране труда.
Руководители организаций вправе применять иные формы и методы контроля, направленные на обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работников.


Организация проведения контроля за соблюдением
требований охраны труда


Для проведения контроля за соблюдением требований охраны труда работодателем определяются должностные (функциональные) обязанности руководящему составу и специалистам организации по обеспечению безопасности труда, создается служба охраны труда, формируются комиссии по вопросам охраны труда. Распределение обязанностей по охране труда среди руководящего состава и специалистов оформляется в форме положения (стандарта предприятия) по охране труда или вносится отдельным разделом в должностные инструкции руководителей и специалистов организации.
Служба охраны труда создается в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации в зависимости от численности работников, специфики деятельности организации. Ее рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10.
В целях улучшения организации работы по охране труда, обеспечения взаимодействия работодателя и работников в организации создаются комиссии:
- по охране труда;
- по проверке знаний требований охраны труда работников организаций;
- по специальной оценке условий труда;
- по расследованию несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (отдельно по каждому происшедшему случаю).
Порядок формирования и работы комиссий устанавливается соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.


Взаимодействие с органами государственного и общественного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда


Работодатель осуществляет свою функцию по контролю за соблюдением требований охраны труда на основе взаимодействия и сотрудничества с государственными надзорными органами, органами управления охраной труда, профессиональными союзами и другими уполномоченными работниками, представительными органами на принципах социального партнерства.
Взаимодействие с органами государственного надзора и контроля, органами управления охраной труда осуществляется через:
- беспрепятственный допуск представителей органов для проведения проверок условий и охраны труда в организации, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и участие в совместной работе;
- предоставление должностным лицам органов информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- своевременное выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля.
Взаимодействие с профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками, представительными органами осуществляется через привлечение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, иных представителей профсоюзной организации к работе в комиссиях по вопросам охраны труда, к участию в проведении многоступенчатого контроля, Дней охраны труда, иных форм и методов контроля, рассмотрение представлений органов общественного контроля.

Вопрос от Ирины:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как часто надо проводить комплексные и целевые проверки соблюдения требований охраны труда и состояния условий труда на рабочих местах?

Ответ:
Государственные нормативные документы по охране труда требуют от работодателя, чтобы он организовал контроль за состоянием условий труда на рабочих местах и за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (ст. 212 ТК РФ), а также активно привлекал работников к участию в мероприятиях по охране труда (ст. 4.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования"). Но требований о сроках проведения проверок соблюдения условий и охраны труда на рабочих местах нет.

Эти требования отражаются в локальных нормативных актах предприятия по охране труда. Главный из них - Положение по организации работы в области охраны труда. Вместе с другими документами (приказами и инструкциями по охране труда, должностными инструкциями ответственных лиц, журналами, графиками, протоколами и т.д.) локальные акты составляют основу системы управления охраной труда на предприятии (СУОТ).
Составной частью СУОТ является и система контроля охраны труда. Элементами контроля могут быть:
- трехступенчатая или двухступенчатая система контроля за состоянием охраны труда;
- комитеты (комиссии) по охране труда;
- комитеты (комиссии) профсоюзных организаций по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.
Добавим, что обязанности по контролю за состоянием охраны и условий труда возлагаются и на руководителей подразделений, администрацию предприятия и службу или инженера по охране труда.
И если на предприятии создана система контроля, то мероприятия по проверке соблюдения требований охраны труда включаются в план работы службы или инженера по охране труда.
Для инженера по охране труда важно, чтобы в системе контроля в области охраны труда активно участвовали, в первую очередь, руководители подразделений, а также комитеты и уполномоченные по охране труда. Тогда эффект от контроля, несомненно, будет выше.
А увлекаться проверками не следует. Но примерно раз в месяц, в зависимости от сложности производства и наличия опасностей и рисков на рабочих местах, проверять надо.
Особняком стоит, пожалуй, строительная отрасль, где из-за специфики производства (наличие сложной техники и малоквалифицированный персонал) ежедневное присутствие специалистов по охране труда на объектах строительства почти обязательно.

Теги: СУОТ, охрана труда, государственные нормативные документы по охране труда

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государстве нное высшее уч ебное заведение

«Донецкий гос у дарс т венный колледж пищевых технологий и торговли»

Р Е Ф Е Р А Т

ПО ПРЕДМЕТУ: «ОХРАНА ТРУДА»

«КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Студента 4 курса ВХП 1/9-11

Данильчука Никиты

Преподаватель

Апалькова Татьяна Александровна

Контроль за охраной труда на предприятии

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.

Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:

Проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

Измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

Регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

Регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

Обследования состояния здоровья работников;

Мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:

Проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;

Выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;

Выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;

Принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.

Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.

Основными видами контроля являются:

Административно-общественный (оперативный) контроль;

Ведомственный контроль;

Государственный контроль;

Общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый.

Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.

В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.

На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).

Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:

Исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

Своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;

Выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;

Выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;

Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.

По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.

На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:

Выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;

Выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

Организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;

Организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;

Проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.

Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.

Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:

При проведении комплексных проверок подведомственных организаций;

При проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;

По заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

Осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Примечание:

Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

охрана труд травматизм контроль

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.

Аудит системы управления охраной труда проводят для:

Определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;

Определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

Рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;

Представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.

План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.

Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.

Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы и функции управления охраной труда. Принципы, направления и задачи государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь. Органы управления государственной системой охраны труда. Система управления охраной труда на предприятии.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Принципы системы управления охраны труда на предприятиях нефтегазового комплекса. Специальная оценка условий труда. Пропаганда охраны труда: лекции, плакаты, стенды, беседы. Обучение и инструктаж по охране труда, постоянный контроль за соблюдением правил.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2015

    Система управления охраной труда в организации. Функционирование Службы охраны труда. Планирование работ по предотвращению причин производственного травматизма и профзаболеваний. Финансирование мероприятий по улучшению общих условий на рабочем месте.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Экономическая и социальная эффективность трудоохранных затрат на предприятии. Экономическое стимулирование мероприятий по улучшению охраны и гигиены труда. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Стимулирование улучшения условий труда.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Анализ объекта экономики для определения соответствия условий труда требованиям охраны труда и промышленной безопасности. Оценка вредных факторов, действующих на работников завода. Разработка мероприятий по усовершенствованию управления охраной труда.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2016

    Основные понятия в области охраны труда, законодательные и нормативно правовые акты. Международный стандарт OHSAS 18001. Система стандартов безопасности труда и управления охраной труда на предприятии. Ресурсное обеспечение деятельности по охране труда.

    реферат , добавлен 01.12.2011

    Нормативно-правовые основы управления охраной труда на предприятии. Прогнозирование, учет, оценка и контроль опасностей, связанных с рабочим местом. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма на "Агросервис".

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Управление охраной труда в организации. Основные виды контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Полномочия и ответственность руководителей организации. Инструктаж по охране труда. Обучение и проверка знаний рабочих по охране труда.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2011

    Понятие и сущность трудоохранных мероприятий на предприятии. Основные источники финансирования мероприятий по охране труда. Экономическая оценка эффективности трудоохранных мероприятий. Оценка безопасности труда методом учета и аттестации рабочих мест.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Понятие "охрана труда". История формирования системы управления охраной труда с 1933 года по настоящее время. Деятельность профсоюзов, Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Особенности современной системы управления охраной труда.

Кто нас проверит

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда;
    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда. Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Виды и периодичность проверок

Плановые проверки

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года. Если проверка комплексная, в ходе контроля вместе с вопросами охраны труда проверяют правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты и пр. Если тематическая – занимаются только охраной труда.

Документарная проверка проводится в инспекции или другом контрольном ведомстве. Проверяющие присылают работодателю запрос, в котором содержится перечень интересующих их документов. Она не может длиться более 20 дней, на малых предприятиях – 50-ти часов, а на микропредприятиях – 15 часов в год . Если требование в установленные сроки не выполнить, документарная проверка может превратиться в выездную.

Выездная проверка проводится на территории работодателя.

Внеплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая). Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.

Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  • о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  • о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме (п. 4 статьи 10 ФЗ №294).

Как проходит проверка

Как проходит плановая проверка

Плановой выездной проверке предшествует уведомление от контролирующей структуры. Оно должно прийти на предприятие не менее чем за три рабочих дня до появления инспекторов.

Когда проверяющие появятся на пороге вашей организации, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение на проверку. В нем должны быть указаны:

  • дата оформления распоряжения (приказа);
  • данные проверяющего (должность, ФИО);
  • место проведения проверки (название и адрес организации);
  • цели и задачи проверки (перечень вопросов, которые интересуют контролеров);
  • основание для проверки;
  • состав экспертов (если привлекаются);
  • срок проверки;
  • печать руководителя проверяющей организации и его подпись

Если инспекторам потребуется, они могут привлечь для проведения проверки экспертов в какой-либо узкой области знаний. Поэтому не удивляйтесь, если к вам придет целая группа инспектирующих.

Как проходит внеплановая проверка

Внеплановая проверка начинается иначе. Контролеры не всегда обязаны уведомлять о своем появлении. Так, уведомление не менее чем за сутки должно быть направлено работодателю, если мероприятие проводится:

  • по материалам, поступившим из прокуратуры;
  • с целью проверить, как исполнено ранее выданное предписание.

О своем появлении инспекторы не предупреждают, если основанием является жалоба работника о нарушении его прав или сообщение о нарушении требований охраны труда, которое угрожает жизни и здоровью работников. Тем не менее распоряжение руководителя контролирующего ведомства должно быть на руках у инспекторов. Его отсутствие является грубым нарушением правил проведения проверок.

Процедура документарной проверки

Документарная проверка начинается с того, что на предприятие приходит уведомление из Рострудинспекции о начале контрольного мероприятия. Вместе с ним инспекторы присылают копию распоряжения своего руководителя и мотивированный запрос, в котором указан перечень документов, которые требуются проверяющим. Их перечень определяется исходя из объема контрольного мероприятия.

Трудовая инспекция не вправе требовать документы, которые не относятся к предмету проверки. Работодатель должен в течение 10 рабочих дней отправить в инспекцию копии документов, заверенные печатью организации. Если запрос поступил индивидуальному предпринимателю, и у него нет печати, допустимо отправить копии без ее оттиска.

Если работодатель не уложится в отведенный законом срок, его ждет штраф в размере от 100 до 300 рублей для граждан, от 300 до 500 рублей для должностных лиц, и от 3000 до 5000 рублей для организаций (ст. 19.7 КоАП РФ).

В течение 20 рабочих дней инспекторы рассматривают поступившие документы. Если они обнаружат противоречия, ошибки или предоставленных сведений окажется недостаточно, то потребуют от работодателя письменных объяснений. На ответ работодателю дается еще 10 рабочих дней. Если же и пояснения их не устроят, руководитель территориального отдела Рострудинспекции издаст соответствующее распоряжение, и документарная проверка превратится в выездную.

Процедура выездной проверки

Придя на предприятие, инспекторы потребуют предоставить перечень документов, который указан у них в распоряжении на проверку. Как правило, проверяющие запрашивают:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • договор аренды или свидетельство на собственность;
  • трудовые договоры с работниками;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • положение о службе охраны труда;
  • должностные обязанности руководителя по охране труда;
  • приказ о назначении ответственного по охране труда;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • карточки выдачи СИЗ работникам;
  • журналы учета выдачи СИЗ;
  • приказы о предоставлении дополнительных отпусков (если есть вредные и опасные факторы производства).

Получив требуемые документы, проверяющие внимательно их изучат. Не стоит надеяться, что они упустят из виду мелкие огрехи. Затем инспекторы обязательно пройдут по территории предприятия, посмотрят, как в реальности выполняются правила охраны труда, используются ли средства индивидуальной защиты, имеются ли необходимые информационные таблички и плакаты. Если в мероприятии участвует эксперт, могут быть взяты пробы воздуха в рабочих зонах, проведены замеры освещенности, шума и т.д. Самые въедливые контролеры опросят рабочих, проводятся ли с ними инструктажи, обучение по охране труда, поговорят о реальных условиях работы и т.п.

Все выявленные недочеты будут учтены и отражены в акте проверки.

После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается.

Запомните главное

  1. Проверить, как выполняются правила охраны труда, может не только трудовая инспекция и прокуратура. Инспектировать эти вопросы может Ростехнадзор, Роспортебнадзор и профсоюзы.
  2. Плановые проверки трудовая инспекция всегда согласовывает с прокуратурой. О контрольных мероприятиях на предстоящий год всегда можно узнать на сайте Роструда. Информация на нем должна появиться не позднее 10 декабря текущего года.
  3. Если вы не предоставите по запросу контролеров необходимый перечень документов, документарная проверка может превратиться в выездную.
  4. Распоряжение (приказ) руководства контролирующего ведомства является обязательным атрибутом любой проверки. Без него действия инспекторов незаконны.

С этим также читают: