Количество присяжных заседателей составляет. Уголовное производство и сколько присяжных в суде допустимо. А что с деньгами

В озможность участия присяжных заседателей в судебном производстве является индикатором соблюдения конституционных прав граждан в отправлении правосудия. Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 190-ФЗ« О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Изменения касаются XII раздела 42 главы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации(далее — УПК РФ). Часть изменений вступает в действие с 1 июня 2017 года, касается в основном, подготовительной части судебного заседания с участием присяжных заседателей См. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ« О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». .

Изменения, вступающие в действие с 1 июня 2018 года, приведут к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что вообще ранее отсутствовало в Российском уголовном законодательстве. Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Установлено количество присяжных заседателей для районных и гарнизонных военных судов- 6 человек. Также увеличению роли и значимости присяжных заседателей способствует сокращение их численности в судах субъектов Российской Федерации и окружных военных судах с 12 до 8 человек.

Также определены виды уголовных дел, к рассмотрению которых могут быть привлечены присяжные заседатели в судах районного уровня. К подсудности районных судов с участием присяжных заседателей отнесены следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации(далее — УК РФ): ст. 105(убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111(умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277(посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295(посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317(посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357(геноцид). Все перечисленные преступления, относятся, согласно УК РФ, к категории особо тяжких преступлений, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, в том числе пожизненное лишение свободы.

Согласно УПК РФ, уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей по ходатайству подсудимого. Перед судом присяжных заседателей по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый, ставятся следующие вопросы: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Вопрос о сокращении количества присяжных заседателей в судебном разбирательстве и появлении коллегий присяжных заседателей в районных судах является дискуссионным и ныне. С одной стороны, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростится процедура отбора кандидатов. Снижение числа присяжных заседателей также отразится и на финансовых затратах, к которым относятся расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, необходимым для участия присяжного заседателя, кандидата в присяжные заседатели, а также расходы на выплату вознаграждения присяжным заседателям. Ускорится сама процедура рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, так как станет проще и быстрее произвести отбор необходимого количества присяжных заседателей. Сейчас часто возникают сложности с формированием коллегии присяжных заседателей. По данным Мосгорсуда, в зависимости от категории дел направляется от 1,5 до 2,5 тыс. приглашений, но явившихся все равно часто не хватает для формирования коллегии. По информации Мособлсуда, из вызванных в октябре 2014 года 27 692 человек по девяти делам явились 124 человека, что позволило сформировать две коллегии, в ноябре по такому же количеству дел из 37 300 человек — также 124, четыре коллегии было сформировано. А в декабре из 34 600 человек явились 104, и ни одной коллегии сформировать не удалось. Именно поэтому многие эксперты, в том числе представители ВС РФ, предлагают сократить количество членов коллегии присяжных . . Такая ситуация сложилась в Москве и Московской области, в малонаселенных субъектах Российской Федерации явка значительно хуже. Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Важным плюсом рассматриваемых изменений в уголовно — процессуальном кодексе видится в приближении правосудия к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса, для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании.

С другой стороны, на 6 — 8 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных, а фактически склонить суд к принятию того или иного решения сможет половина из всей коллегии присяжных заседателей. В соответствии с УПК РФ в случае, когда голоса присяжных заседателей разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ(In dubio pro reo — все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Таким образом, отсутствует необходимость привлечения нечетного числа присяжных заседателей. Если присяжных 8, то для признания вины подсудимого нужно минимум 5 голосов, а для оправдания — 4 голоса присяжных заседателей. Если присяжных 6 человек, то для оправдания необходимо всего 3 голоса. А три голоса — это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям УК РФ или апелляции в вышестоящих судах. Судьбу подсудимого в районных судах будут решать фактически всего трое присяжных заседателей. Так как, в соответствии с УПК РФ вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им соответствующего приговора. Остро встанет вопрос с финансированием и обеспечением безопасности присяжных заседателей, поскольку и сейчас на них нередко оказывается давление. Затрудняет справедливое правосудие юридическая неосведомленность присяжных в таких вопросах, как форма вины, соучастие в преступлении, необходимая оборона и крайняя необходимость. Есть сложность самостоятельной оценки присяжными заседателями таких видов доказательств, как материалы оперативно-розыскной деятельности, аудио- и видеозаписи, детализация мобильных соединений, технические экспертизы, требующие глубокого знания материалов уголовного дела и специальных профессиональных навыков. К подсудности суда присяжных заседателей отнесено множество достаточно сложных по составу преступлений, зачастую трудных для понимания даже профессиональным юристам. Возможны трудности и организационного характера. Не все районные суды готовы к проведению судебных заседаний с участием присяжных, поскольку во многих судах нет, например, подходящих залов(со столом для присяжных заседателей и специальной совещательной комнатой). Помимо прочего, возрастет нагрузка на Верховный Суд Российской Федерации по пересмотру дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей.

В судебном разбирательстве при участии присяжных заседателей постановляется больше оправдательных приговоров, чем при рассмотрении уголовных дел без них. На это есть свои причины. В судебном заседании с участием присяжных заседателей запрещено упоминание о существовании доказательств, исключенных председательствующим судьей из разбирательства дела, кроме того запрещено исследовать любые обстоятельства, характеризующие личность подсудимого — справки о состоянии здоровья, характеристики, справки о семейном положении и т. д. См: Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»

Существенным обстоятельством является то, что введение в районный суд присяжных заседателей позволит решить еще одну, важную задачу — установление опосредованного общественного контроля над предварительным следствием. Участие присяжных заседателей в рассмотрении районными судами уголовных дел в обязательном порядке заставит предварительное следствие районного уровня повысить свой профессионализм и пойдет на пользу всему обществу.

Реформа уголовно-процессуального законодательства направлена на сосредоточение потенциала судов второй инстанции на осуществление своего основного предназначения — проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов районных судов и мировых судей — основных звеньев системы судов общей юрисдикции, которые рассматривают около 99 процентов всех уголовных дел.

Внесенные изменения в целом позитивны, поскольку за счет меньшего количества присяжных заседателей в коллегии упростится процедура отбора кандидатов, появится возможность их привлечения для участия при рассмотрении дел судами районного уровня. По мнению Владимира Давыдовова, заместителя Председателя В С РФ: «Даже в условиях достаточно широкой подсудности, которая была изначально, областными судами рассматривалось порядка 4 тыс. дел в год, с участием присяжных — 750−800 дел. При этом в процесс правосудия вовлекались не более 10 тыс. граждан, что, конечно, очень мало. В 2013 году(примерно такая же статистика за 2014 год) районными судами были рассмотрены уголовные дела об убийстве в отношении 7520 лиц, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, — в отношении 7599 лиц, о разбое с причинением тяжкого вреда здоровью — в отношении 983 лиц. Все эти дела потенциально могли бы стать предметом рассмотрения обновленного суда с участием присяжных заседателей в районных судах. И это только три статьи. Таким образом, в процесс отправления правосудия может быть вовлечено несопоставимо большее число граждан» См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.ru/article/612 249/ . . Привлечение большего числа граждан в присяжные заседатели должно повысить уровень общественного правосознания, способствовать снижению уровня преступности в целом.

По нашему мнению, введение коллегий присяжных заседателей в районные суды имеет положительную тенденцию при совершении правосудия, в том числе и для судей районных судов, работа которых сведется больше к «административно-организационной работе» в судебном заседании — теперь им нет необходимости принимать окончательное решении по рассматриваемому уголовному делу.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации(далее — ФПА РФ) также выступает за расширение компетенции суда присяжных. Юрий Пилипенко, президент ФПА на конференции« Перспективы реформирования суда присяжных» прошедшей в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Р Ф, сказал: «Мы находимся в той точке, когда может произойти поворот в развитии всей судебной системы. Мы, адвокаты, чрезвычайно заинтересованы в развитии суда присяжных, потому что он независим и требует высокого профессионализма и от защиты, и от обвинения. Суд присяжных дает нам возможность чувствовать себя свободными людьми в свободной стране». Теперь адвокатам предстоит убедить в своей правоте не государственного обвинителя и федерального судью, скованных часто определенными рамками и «позициями» руководства, а обычных граждан- которые могут объективней принимать решение в каждом конкретном случае. Видится, суды первой инстанции будут принимать более объективные решения, уходя от явно« обвинительного уклона». Это огромный шаг к становлению действительно открытого правосудия и повышения доверия граждан к судебной системе.

Необходимо отметить, что идея о пересмотре объема подсудности суда с участием присяжных заседателей в сторону расширения и увеличения количества составов преступлений, рассматриваемых этим судом позитивна, направлена на реализацию конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ " ". Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных , и , и . Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"), ("Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"), ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа"), ст. 357 ("Геноцид"). Пожалуй, преступления по ("Убийство") и ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью") будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои "за" и "против". На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей. Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии. Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд. Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12. При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств. Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты. Существующий порядок позволяет профессиональному судье так "отфильтровать" доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан. Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Присяжные заседатели и их зарплата за участие в судовых процессах интересует многих граждан России, поскольку каждый может быть выбран на эту роль. Благодаря случайному выбору компьютерной программы письмо-приглашение о выполнении гражданского долга может получить любой психически и физически нормальный среднестатистический гражданин в России. Платят ли новым присяжным заседателям зарплату в 2019 году?

В 1917 году в России советское правительство ликвидировало суды присяжных, и снова вернулись к этому виду судебного процесса с 1993 года. Целью создания суда стало стремление изменить устоявшуюся систему, включая в себя коррумпированность и человеческий фактор. Была создана Концепция судебной реформы.

Законодательство в сфере суда присяжных с тех пор понесло немало изменений, вопрос же оплаты труда присяжных практически не изменился. Регулируется согласно ст. 11 Закона России «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Как находят присяжных для судебного процесса?

Судей из народа избирают после проведения федеральных выборов. Присяжным может стать практически каждый. В случае согласия гражданина приступить к обязанностям заседателя ему предоставляется право на освобождение от выполнения обязанностей в дни работы в суде, выплата жалования. Что касается нетрудоустроенных граждан, им оплачивается 50% от заработка судьи, в суде которого идет разбирательство.

Из основных требований – физическое и психологическое состояние присяжного должно быть нормальным, а также заседатель не может иметь какой-либо государственной должности и быть судимым. Этот вопрос является не таким простым, как кажется, на первый взгляд, поэтому для получения более детальной информации и достоверных знаний о тонкостях назначения, участия и оплаты труда заседателя вы можете получить в юридических конторах вашего города.

Также у вас есть возможность получить бесплатную консультацию квалифицированного юриста 24 часа в сутки без выходных на нашем сайте, вам достаточно написать свой вопрос в форму внизу или в статье, и опытные юристы с радостью Вам ответят.

Как начисляется зарплата судьям из народа?

Согласно ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в России» от 20.08.2004 года выбран порядок, который определяет распределение денежных средств для избранных народных судей. Также существует методика, по которой должна оплачиваться заработная плата данным лицам, которая осталась без изменений состоянием на 2019 год.. Выделяются средства на заработную плату заседателей, канцелярские потребности, на отправку почты, публикацию списков заседателей, оплачивается и их проезд в общественном транспорте из региональных бюджетов. Впоследствии, планируется данные затраты финансировать из Москвы.

Денежные средства казной страны начисляются относительно фактического количества набранных служителей Фемиды и дней их работы за год. Лимит затрат на канцелярию урегулирован на уровне 10 рублей на одного судью и 50 рублей для отправки почты для одного заседателя на срок определенного процесса.

Судебный департамент Верховного суда осуществляет выплаты заседателям на протяжении рассмотрения дела в суде. Зарплата присяжных приравнивается к размеру заработной платы народного заседателя к зарплате на его основном месте работы. На практике многие не идут на должности заседателей, поскольку работодатели основную сумму заработных плат выплачивают неофициально, в связи, с чем и потеря будет значительнее. Заработная плата для нетрудоустроенных граждан в 2019 году составляет 320 руб. в день. Получают зарплату и те, кто присутствовал на суде, и явился сюда по повестке, но не оказался в основном списке народных избранников.

Есть мнение о том, что, возможно, присяжным установлены слишком высокие зарплаты. Но случаи отказа принимать участие в работе суда присяжных из-за отсутствия компенсационных выплат либо низкого его уровня нередки. В результате отказа одного заседателя от работы, для вынесения справедливого решения избираются новые присяжные заседатели, и начинается слушание судебного дела сначала. Согласно закону существуют запасные судьи, которыми заменяют выбывших присяжных.

Отбор присяжных заседателей

Составление списка кандидатов на должности присяжных заседателей происходит в Высшем исполнительном органе власти в России при помощи использования личных данных граждан регионов. Когда судья обусловленного суда назначает дату судебного разбирательства с участием заседателей, работником судебной системы с помощью программы случайного выбора определяются фамилии народных заседателей. Данным лицам направляются повестки с приглашением для участия в судебном процессе. Лицо, получившее повестку, имеет право на отказ от участия в судебном процессе.

Причины отказа могут быть такими:

  • кандидат на протяжении года был участником суда присяжных;
  • кандидат является опекуном недееспособного ребенка либо имеет на иждивении ребенка, не достигшего 3-х летнего возраста;
  • ограничение по возрасту до 60-65 лет;
  • болезнь;
  • командировка;
  • религиозные ограничения.

Таким образом, гражданин для отказа от введения его в список присяжных заседателей пишет заявление о самоотводе и обращается с ним в префектуру.

Особенности условий работы присяжных и оплата за их труд

Гражданин, выбранный для суда присяжных, обязан оставить основное рабочее место на время заседания в суде, теряя заработную плату. Его потери в заработной плате компенсируются государством. Работодатели зачастую не желают отпускать подчиненных для выполнения гражданского долга в рабочее время, что также регулирует закон. Данным законом на такого работодателя ложится обязанность по освобождению от работы выбранного судебного заседателя.

Законом четко определен статус гражданина выбранного в качестве присяжного по отношению к действиям работодателя. А именно:

  1. Народный судья в день судебного процесса либо на срок рассмотрения дела в суде освобождается от работы и имеет право на сохранение за ним средней зарплаты. Начисление проводится, не учитывая его отсутствие на рабочем месте.
  2. Не имеет права работодатель каким-либо образом менять условия труда работника в его отсутствие: увольнять, понижать по должности.
  3. Дни работы гражданина в качестве присяжного заседателя считаются рабочими днями и указываются как рабочие дни в стаже и при начислении трудовых отпусков.
  4. Работник не лишается своих льгот на основном рабочем месте.

Помимо, заработной платы на основном рабочем месте присяжные получают компенсацию за принятие участия в судебном процессе из бюджета.

Оплата присяжного, согласно нормативам, равняется ½ от оклада профессионального судьи России.

Размер оклада разделяется в пропорциональном порядке на число дней участия в суде. Что касается цифр, состоянием на 2019 год, в Москве и Санкт-Петербурге, размер оклада судьи – 25-30 тысяч рублей. В одном заседание народный судья получает примерно 850-1000 рублей.

В случае нахождения в далеком от места жительства населённом пункте, государство также оплачивает проезд до места проведения судебного процесса. В результате наличия данных гарантий выбранный заседатель не лишается заработной платы, а получает дополнительные оплаты, в виде компенсации.

Зарплата присяжных заседателей в других странах

Система института присяжных в Америке имеет несколько другую структуру, нежели в России. Коллегию присяжных заседателей в процедурах по тяжким и особо тяжким правонарушениям называют Большое жюри. Помимо правил регулирующих отбор кандидатов, правила делятся, в зависимости от расы. Наличие в жюри афроамериканцев и представителей белой расы должно быть на одном уровне.

Стоит отметить что, в США с оплатой присяжных дела обстоят лучше, поскольку за 1 день работы судья из народа получает примерно 50 долларов в день. Правда, в небольших городках США плата присяжным меньше 10 долларов. Присяжные также имеют право на льготную парковку своего автомобиля возле здания суда, без финансовых затрат на заправку автомобиля, питание. Также они не оплачивают звонки с мобильных устройств во время процесса в суде.

А, к примеру, жители Казахстана считают, что заседатель заслуживает на ежемесячную выплату половины заработного оклада государственного судьи, поскольку несет подобную ответственность. Сумма зарплаты судьи в Казахстане составляет — 50 тысяч тенге, что эквивалентно 11 тысячам рублей.

Валерий Исаев

Валерий Исаев окончил Московский государственный юридический институт. За годы работы в адвокатской сфере провел множество успешных гражданских и уголовных дел в судах различной юрисдикции. Большой опыт в юридической помощи гражданам в различных областях.

(9 оценок, среднее: 4,56 из 5)

Суд присяжных как институт судебной системы возобновил свою деятельность в России в 1993 году после того как в 1917 году был упразднён Советской властью. Замыслом реформаторов явилось желание разорвать шаблоны современного судебного делопроизводства, которое имело значительные недостатки, начиная от коррумпированности судов и заканчивая человеческим фактором участников процесса, также оказывающим влияние на беспристрастность проведения судебных слушаний. Свою позицию реформаторы наиболее полно изложили в своей Концепции судебной реформы.

С тех пор законодательная база суда присяжных неоднократно подвергалась всякого рода поправкам и изменениям с целью усовершенствования. Мало коснулось это только вопроса об оплате присяжным за участие в судебных разбирательствах. Члены коллегии присяжных заседателей в большинстве своём имеют статус работающих граждан, которым во время судебных слушаний приходится отсутствовать на своих рабочих местах. Вопрос решён недвусмысленно и чётко регламентируется № 113-ФЗ ст. 11 от 20.08.2004, который не утратил своей силы по сегодняшний день.

Обязательные требования к кандидату в присяжные

По заявлению обвиняемого в тяжких и особо тяжких преступлениях против Уголовного кодекса судебное разбирательство может проводиться с участием коллегии присяжных заседателей.

№ 113-ФЗ ст. 3 строго определяет категории лиц, имеющих право стать присяжными заседателями или кандидатами в присяжные заседатели и запрещает другим:

1. Участниками коллегии присяжных заседателей имеют право быть граждане РФ в возрасте от 25 до 65 лет.

2. Присяжными заседателями, согласно закону, не могут стать лица:

  • стоящие на учёте у нарколога или психиатра;
  • имеющие непогашенную судимость или проходившие ранее по уголовным делам в качестве подозреваемых;
  • проходящие по уголовным делам в качестве подозреваемых или обвиняемых во время осуществления судопроизводства;
  • недееспособные лица или ограниченно дееспособные, признанные таковыми в судебном порядке;
  • не владеющие языком, или недостаточно им владеющие, на котором ведётся судебный процесс;
  • явка на судебное разбирательство в нетрезвом виде также освобождает присяжного от участия в нём, однако, в этом случае он подвергается административному наказанию.

Порядок отбора и статус

Списки в кандидаты присяжных заседателей формируются в Высшем исполнительном органе государственной власти Российской Федерации при помощи персональных данных граждан, проживающих в регионе проживания субъекта. После определения даты судебного разбирательства, должностным лицом (секретарём суда или помощником судьи) путём случайной, бессистемной выборки принимается решение о включении в списки определённого лица, после чего выбранные оповещаются повесткой с уведомлением по почте. С развитием технологий, эту рутинную работу иногда выполняет компьютер методом рандом.

Повестки, приглашающие гражданина на судебное разбирательство, присылаются по почте, часто являются неожиданностью для адресата. По тем или иным причинам не все изъявляют желание участвовать в этом процессе, но и отказаться без уважительной причины не имеют права.

Уважительными причинами для отказа от участия в судебном процессе являются:

  • кандидат в течение года уже участвовал на процессе в роли присяжного заседателя;
  • уход за ребёнком, не достигшим возраста трёх лет или осуществление опекунства над недееспособным лицом;
  • возраст 60 — 65 лет;
  • пребывание на больничном листе;
  • нахождение в длительной и дальней командировке, когда пришла повестка;
  • религиозные убеждения или иные, по которым гражданин считает себя не вправе решать чужую судьбу.

В этом случае заблаговременно, пока списки кандидатов находятся в префектуре, нужно написать заявление о самоотводе. В остальных случаях перечисленные причины должны сопровождаться подтверждающими документами.

Не рекомендуется использование «донорского отгула» в день судебного процесса, так как это не является причиной освобождения от участия в нём по той причине, что лицо было оповещено за долго и могло бы взять этот день как отгул ранее или позднее. Административный штраф неизбежен.

Особенностью статуса присяжного заседателя в судебном разбирательстве заключается в том, что он не является профессиональным юристом и исполняет свои обязанности на временной основе, пока ведётся судебное делопроизводство по конкретному уголовному делу.

Моральный аспект статуса присяжных заседателей проявляется в том, что они, наравне с судьёй, пользуются теми же полномочиями и правами при вынесении вердикта. В случае, если вина преступника доказана, они наравне с судьёй принимают решение о том, заслуживает ли он снисхождения или не заслуживает?

Их решение о виновности или невиновности влияет на исход дела. Важны их моральные качества, каждого взятого по отдельности, их беспристрастность и нелицеприятие по отношению к осуждённому.

Конечно же, всех, кому выпала случайность поучавствовать в судебном процессе, волнует вопрос: платят ли деньги присяжным заседателям?

Выполнение гражданского долга на судебном процессе требует от присяжных невозможности находиться на своём рабочем месте и, если бы не закон, регулирующий этот аспект, то они потеряли бы доход. А если процесс длится не один день, то это ещё более усугубляло бы положение вещей. Известно также нежелание работодателя отпускать подчинённого в рабочее время, но законом и тут всё предусмотрено и наложено на работодателя обязательство освободить работника от пребывания на работе.

ТК РФ чётко определяет положение работника, вызванного в суд в качестве члена коллегии присяжных и всячески предупреждает «репрессии» по отношению к нему со стороны работодателя:

  • работнику в день заседания суда или на срок всего судопроизводства предоставляется освобождение от работы с сохранением среднего заработка. То есть ему будет начислена зарплата, как если бы он не отсутствовал на работе;
  • работодатель в это время не имеет право манипулировать статусом работника на предприятии как то: увольнение, перевод на любую другую должность более высокооплачиваемую или менее — не имеет значения;
  • день процесса или период процесса засчитывается рабочим днём и включается в стаж работы, а также в срок, по которому засчитывается время для предоставления очередного трудового отпуска;
  • за работником сохраняются все льготы и компенсации на предприятии.

Дополнительно присяжный заседатель получает вознаграждение за участие в процессе ещё и от государства из федерального бюджета. Обычно, это суд или судебный участок, в котором проходит процесс. Оплата присяжных заседателей в России составляет одну вторую часть от оклада судьи. Эта сумма пропорционально делится на количество дней, которые занимало судопроизводство.

В Москве и Санкт-Петербурге, например, оклад судьи составляет 25 — 30 тысяч рублей. Значит, за одно слушание присяжный получит 850 — 1000 рублей. Эта сумма умножается на количество дней судопроизводства.

Если присяжный находится в другом населённом пункте, то ему из бюджета также компенсируется проезд к месту здания суда и обратно. Это актуально для находящихся в командировке или проживающих на периферии в регионе прохождения судебного процесса.

Таким образом, присяжный не теряет доход во время судопроизводства, к ведению которого он привлекается, а получает дополнительный: к среднему заработку на основном месте работы добавляется вознаграждение из госбюджета.

Оплата присяжным в США и других странах

В США также практикуется система участия коллегии присяжных заседателей на судебных разбирательствах по тяжким и особо тяжким преступлениям. Организована она несколько иначе: коллегия присяжных там называется Большим жюри. Члены жюри, кроме норм законодательства о соответствии требованиям к кандидатам, обязательно делятся ещё и по расовому признаку: количество представителей белой расы и афроамериканцев должно быть примерно одинаковым.

В отличии от России система оплаты членам жюри в США намного проще. Законом установлены конкретные суммы вознаграждения: от 5 $ до 10 $ (в зависимости от штата) в судах первой инстанции и 50 $ в день в Верховном суде. При этом установлены дополнительные льготы на время участия в процессе: бесплатная парковка около суда и компенсация стоимости горючего на дорогу к суду, питание во время процесса, бесплатные звонки из суда.

В других странах также участие присяжных в судебных разбирательствах оплачивается, разнятся только суммы вознаграждений. Исторически сложилось так, что наша планета поделена на страны, бывшие колонии четырёх стран, некогда являвшихся колонизаторами: Англия, Франция, Португалия, Испания.

В странах, бывших колониях, действуют примерно такие же системы судопроизводства, как и у их колонизаторов. Например, Индия, как бывшая колония Англии, также практикует систему суда присяжных, но называется такой процесс там Народным судом во всех смыслах этого выражения. Вознаграждение присяжным в Индии составляет меньшую, чем в Англии сумму по причине разницы в экономическом развитии.

Смотрите видео, насколько опасен суд присяжных:

2) представляет стороны;

3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;

4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;

5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.

6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.

7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.

11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

12. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия - путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.

16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

18. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

20. Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.

24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну , то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.