Как отпевают самоубийц. Другие приметы и суеверия. Христианские писания о том, когда поминают самоубиенных

Можно ли отпевать самоубийц? О правилах и запретах на похоронах самоубийц

Многие родственники, утратившие в своей семье близкого человека, который совершил акт самоубийства, нередко задаются вопросом: как хоронить самоубийцу? Можно ли его отпевать? Для человека, который исповедует христианство, в частности, православную ветвь, отпевание души усопшего становится весьма значительным и важным обрядом. Ведь отпевание – это такой же важный, как и крещение, обряд, позволяющий душе покойного подготовиться к загробной жизни.

По религиозным понятиям – самоубийца является человеком, который преступил как перед своей душой, так и перед Богом. Ведь если Бог дал вам жизнь, то лишь он имеет право ее отнять.

Хоронят ли самоубийц?

Да, самоубийц хоронят. Однако, сам процесс погребения в некоторой степени отличен от того, как хоронят людей, которые не по собственной вине свели счеты с жизнью.

Где хоронят самоубийц?

Ответ на этот вопрос заключается в следующем: самоубийц нельзя хоронить на кладбище, где погребены люди, которые умерли либо естественной смертью, либо не от своих рук. В православии самоубийство считается тяжелейшим грехом, вплоть до того, что есть такое убеждение, что человек, совершивший суицид, отказывается от статуса человека. Это значит, что самоубийц, как и домашних животных, нужно хоронить вдоль дорог, на обочинах, или же в определенных местах. Это происходит по причине того, что кладбище является местом, где покоятся люди, охраняемые Богом, лишившиеся жизни не по собственной вине.

Раньше самоубийц хоронили в лесах или же на полянах. Также, ранее были такие деревни, где суицид был достаточно распространенной причиной смерти, и по этой причине в этих деревнях было два кладбища. Первое кладбище было для людей, ушедших из жизни не по своей вине или воле, а также, для тех, кто самостоятельно отобрал у себя жизнь. Однако на сегодняшний день, люди пренебрегают тем, что самоубийцы должны быть погребены в специально отведенном месте, хотя по Библейским канонам, на кладбищах хоронить самоубийц не разрешено.

Запреты для самоубийц

Самоубийц нельзя отпевать, а похороны нужно осуществлять на третьи сутки. Нельзя плакать и скорбить по умершему, а также целовать покойного. После погребения сорокоуст за упокой также нельзя заказывать, а еще нельзя поминать покойного панихидой.

Кого относят к самоубийцам по церковным канонам?

К самоубийцам относятся не только те люди, которые совершили акт суицида известными нам способами (повешение и так далее), но и те, люди, которые будучи преступниками, были убиты во время совершения преступного деяния, люди, страдающие от тяжелых заболеваний, которые согласились на эвтаназию. В отпевании души усопшего может быть отказано, если не было установлено, покончил ли жизнь самоубийством человек или же нет.

Также, фактически, церковь относит наркоманов, токсикоманов и алкоголиков, ведь они добровольно сокращают свою жизнь и приближают и без того неминуемый момент смерти.

И все-таки: можно ли отпеть самоубийцу?

Отпеть самоубийцу можно только в том случае, если человек, который наложил на себя руки, был психически нездоров. Для того, чтобы сделать это возможным, необходимо обратиться с письменным прошением на имя архиерея Вашей епархии с указанием психической болезни, которой страдал самоубийца. Также необходимо приложить справку о болезни и о том, что человек состоял на учете. После того, когда вы получите разрешение с указом архиерея, необходимо обратиться к вашему приходу.

Также, дома можно молиться за душу усопшего не запрещено, однако это считается большим искушением, поскольку родственник самоубийцы просит прощения за человека, который совершил тяжелейший грех.

Почему люди кончают жизнь самоубийством? Что приводит людей к самоубийству?

Информацию о всех ритуальных обрядах и обычаях в Минске и других городах Беларуси, а так же задать интересующий Вас вопрос, Вы можете найти на сайте справочника Ритуальных услуг

В чем состоит процедура «церковного развода»? Кому и почему выдают разрешение на особый чин отпевания покончивших с собой? Какова вообще статистика развенчаний и суицидов?

Эти и другие вопросы мы задали викарию Киевской Митрополии епископу Обуховскому Ионе (Черепанову) по окончании его дежурства в один из приемных дней.

- Владыка, расскажите, пожалуйста, как организован прием людей в Киевской Митрополии?

В Киевской Митрополии 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей.

Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения самоубийц.

Встречаются и другие поводы; собственно, любой человек может прийти к викарию на прием в Митрополию и выяснить все волнующие его вопросы церковно-канонического порядка.

Время приема - с 10.00 до 14.00. Кроме того, в некоторые дни года, как то: первая и последняя неделя Великого поста, большие церковные праздники, дни официальных церковных событий, прием не проводится.

Уточнить, принимает ли в данный день викарный епископ, можно по телефону у дежурного в корпусе 70-А: 044 255 12 46.

Процедуры «развенчания» не существует

- Что такое «развенчание»?

- «Развенчания» как такового не существует. Церковь не может аннулировать церковный брак: венчание - это такое же таинство, как крещение или миропомазание. Но в силу человеческой немощи Церковь может дать благословение на вступление во второй брак.

Причины, по которым распалась предыдущая семья, бывают самые разные: уход одного из супругов, пьянство или, как чаще всего бывает, «не сошлись характерами». К сожалению, вступая в брак - не только в церковный, но и зарегистрированный государством, люди не уделяют серьезного внимания подготовке к семейному союзу, зачастую будущие супруги совсем недолго знакомы и практически не знают друг друга. В силу этих и многих других причин браки, к сожалению, распадаются.

По статистике, расторгается до 60% брачных союзов, заключенных в государственных органах регистрации. А сколько еще так называемых «гражданских» браков…

Что касается церковной среды, то с вопросом о вступлении во второй брак в среднем приходят от 5 до 15 человек в день. Это достаточно большое количество.

Еще раз подчеркну: процедуры «развенчания» не существует, есть только благословение на вступление во второй брак.

В этом ключе и пишется прошение на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Прошу Ваше Блаженство благословить мне вступить во второй церковный брак с православным христианином (ФИО). В связи с этим предыдущий брак с таким-то православным христианином (ФИО) прошу считать недействительным». Примерно такого же содержания выдается свидетельство с благословением на вступление во второй брак.

Для того чтобы подать прошение на второй брак, требуются определенные документы: свидетельство о венчании (если есть, так как не во всех храмах таковые выдаются), свидетельство о расторжении предыдущего брака, свидетельство о регистрации второго брака или справка из ЗАГСа о том, что уже подано соответствующее заявление. На основании этих документов мы даем благословление на вступление во второй брак.

Для священника, который будет совершать венчание, помещается указание совершать венчание по чину второбрачных. В чинопоследовании Православной Церкви есть такой чин, имеющий некоторые отличия от обычного венчания. Так, к примеру, на головы брачующихся не возлагаются венцы. Православная Церковь возлагает на молодых супругов венцы в ознаменование их победы над страстями, как знак того, что они до брака сохранили чистоту. И хотя в нынешние времена ситуация такова, что весьма мало молодых людей сохраняют девство до вступления в брак, все равно по традиции молодых увенчивают венцами.

- Бывают ли ситуации, когда человек приходит только за «развенчанием», не собираясь вступать во второй брак?

Да, случается, что люди приходят для расторжения церковного брака: если один из супругов уже вступил во второй брак или же ведет не соответствующий православному человеку образ жизни.

Этот вопрос очень серьезный. Мы знаем, что Христос в Евангелии указывал только одну причину расторжения брака - вина прелюбодеяния. Так как данный факт, как правило, подтвердить невозможно, то в случае, если человек имеет желание расторгнуть брак, не вступая во второй, обычно требуется письменное ходатайство духовника этого человека о том, что он, зная ситуацию, просит о расторжении брака.

- Случалось ли, что Вы не давали благословения на второй брак?

На моей памяти таких случаев не было.

Однажды пришел человек за благословением на вступление в третий брак. Но это Церковью уже не благословляется.

- То есть третий или даже четвертый браки Церковь не благословляет?

Если жизненные обстоятельства сложились таким образом, что человек желает вступить в церковный брак третий раз, то в данном случае также требуется письменное ходатайство духовника, который, зная ситуацию и жизнь этого человека, считает необходимым для него вступить в третий брак. Но в этом случае на брачующегося налагается епитимья, то есть пост и определенное количество поклонов или молитв.

- Резюмируя разговор о получении церковного благословения на второй брак - можно ли сказать, что , уважая выбор и решение людей, им не став ят препятствия, и если они пришли за благословением, то не отказывают?

Да, если нет явных причин канонического или нравственного характера. Ведь не зная подробностей жизни этих людей, в данном случае мы доверяем соответствующим государственным органам и на основании решения этих органов благословляем вступление во второй брак.

Но, конечно, если есть возможность, то стараемся проводить с людьми беседы о важности церковного брака и необходимости сохранять семью.

80% случаев самоубийств совершаются без всяких видимых причин

- «Разрешение на отпевание самоубийцы» - что это за документ, кому и по какой причине он выдается?

К огромному сожалению, количество суицидов с каждым годом увеличивается. И очень часто родственники, скорбя о душе своего близкого, стремятся похоронить его надлежащим образом, то есть, с совершением церковного чинопоследования.

Но Церковь может благословить отпевание по полному чину только в том случае, если человек совершил самоубийство в состоянии невменяемости, ведь он не противился сознательно воле Божьей и не мог контролировать свои действия. Основанием для такого разрешения служит документальное подтверждение того, что самоубийца находился на лечении в соответствующих психоневрологических заведениях. Обычно выдается справка, что такой-то человек с таким-то диагнозом проходил лечение в такой-то клинике. Если есть такое подтверждение, дается благословение на отпевание.

Бывали случаи - хотя я лично не сталкивался, но слышал от старых священнослужителей - что люди приобретали подобные справки, желая, во что бы то ни стало, поступить по-своему - похоронить самоубийцу по православному чину.

Но нужно понимать, что если здесь, на земле, можно обмануть священника, епископа, то Господа не обманешь. Родственники, которые обманом хотят совершить погребение, не приносят никакой пользы душе этого несчастного человека, и к тому же вредят своей душе, потому что идут на сознательную ложь в таком серьезном и важном деле, касающемся вечности.

Если же человек совершил самоубийство, не имея психических заболеваний, а по иным причинам - из-за алкоголизма, наркомании, долгов, неразделенной любви или любой иной причины, Церковь отпевать его не благословляет. Во время отпевания мы молимся: «Со святыми упокой раба Твоего». Но сложно назвать рабом Божьим человека, который отрекся от воли Божьей, тем более дерзновенно - просить Господа упокоить его со святыми.

В данном случае мы можем просить только милости у Господа к этому человеку и к его родным. Ведь если человек заканчивает жизнь самоубийством, то в этом часть вины лежит и на людях, которые его окружали - они не поддержали, не помогли ему, быть может, остались равнодушны к его пребыванию в состоянии уныния, отчаяния.

В таких случаях погребение совершается по особому чину, в котором Церковь не просит, чтобы Господь упокоил со святыми, а просит только о милости к этому несчастному человеку и к его близким.

Этот чин священнослужитель не может совершать самовольно, только по благословению епископа. За этим благословением родственники и приходят на прием. Люди хотят, чтобы хоть какие-то молитвы были произнесены над телом покойного, ведь дело касается такого важного вопроса, как посмертная участь нашего ближнего.

- Каковы причины самоубийств - исходя из тех случаев, с которыми приходят люди к епископу?

Совершающие самоубийство люди - абсолютно разных возрастов, социального положения и достатка, как молодые, так и пожилые. Каких-то особых тенденций не наблюдается.

Что прискорбно и даже страшно: очень много, до 80% случаев самоубийств совершаются, как правило, без всяких видимых причин.

Стандартная ситуация, о которой рассказывают родственники: человек пришел с работы, посмотрел телевизор, поужинал. Пообщался, собрал вещи ехать завтра с друзьями на рыбалку. Буквально через несколько минут заходят к нему в комнату и видят, что он повесился. Без всяких видимых и объяснимых причин…

Трагично, что в день приема бывает от 1 до 3 случаев обращения по этому поводу! И это только Киевская епархия, и только те, кто обратился в Церковь. Какая же тогда статистика по всей Украине? Сколько погребено людей вообще без всякой молитвы?..

Будьте внимательны к своим ближним, любите их, заботьтесь о них!

- Что вы говорите родственникам?

Люди, которые приходят с подобными прошениями, естественно, находятся в состоянии шока и ужаса от произошедшего, не могут адекватно воспринимать информацию. Поэтому мы издали небольшую брошюрку со словами утешения и наставления, и даем ее с собой - чтобы, придя в себя, человек мог почитать и передать другим родственникам. В том числе, чтобы люди знали, как помочь душе почившего.

А помочь, в первую очередь, можно милостыней. Многие святые говорили о том, что милостыня может избавлять от очень многих грехов, в том числе и от такого страшного греха, как самоубийство.

Также в брошюре помещена молитва одного из оптинских старцев, которую преподобный благословил читать своему духовному чаду.

А так, если честно, тяжело подобрать слова - в очереди на прием сидят люди с заплаканными глазами, в черных косынках, они спешат дальше по своим скорбным хлопотам. Вот сегодня, к примеру, было 3 случая самоубийств и около 12 обращений по второму браку. Стараюсь не обременять их расспросами или наставлениями.

Но что хотелось бы сказать всем: будьте внимательны к своим ближним, любите своих ближних, заботьтесь о них! Если видите, что человеку тяжело, что он страдает, постарайтесь как-то облегчить его страдания - или добрым словом, или советом, или действием. Постарайтесь не оставить человека одного со своей немощью и унынием. Потому что демон уныния может ввести человека в такое жуткое состояние.

И тем, кто вступает во второй брак, хотел бы сказать - помните о важности таинства венчания, относитесь к нему максимально серьезно и ответственно! Все-таки венчание – это не красивое приложение к росписи в ЗАГСе, это таинство, в котором молодым людям подается благодать жить по-христиански, помогать друг другу, спасаясь вместе, идя ко Господу.

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших "любителей" экстремальных видов "спорта", ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству... ". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных "захожан" придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего , и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: "...со святыми упокой…". Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: "А когда он в последний раз был на службе?" - "Где-то полгода назад".– "Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права".

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

"Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно - об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой , ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!".

"Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий . О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание".

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях) , с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто...

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном "О самовольна живот свой скончавших" и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем - "Молитвы об усопших" (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица "Как молиться о самоубийцах", которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=50&did=40 говориться "Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения "Канона о самовольне живот свой скончавших". Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

"...Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины "разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее , а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить"".

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

"В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: "нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника". Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле".

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей - попробуйте в XIXвеке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит….

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: "А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя - таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ - дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином - прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой - светильники в жизни нашей. А Господь - милость и любовь. На это и надеемся".

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде "слова старца – это слова Бога".

Иероним Босх. Фрагмент триптиха "Страшный суд" - правая створка "Ад", 1504 год

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол "любви", как его иногда называют в Церкви, заповедовал: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…", однако предупреждал тут же "…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился" (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна .

Или вот – "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа" (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

"Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему - спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля - покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: "Батюшка, вот здесь мужчина - ему 51 год, звать Анатолий - его надо бы и пособоровать, и причастить". Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

- Никогда.

- А желаешь поисповедоваться, причаститься?

- А мне не в чем каяться!

- Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь - сплошной грех.

- Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

- Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться - тебе сразу станет на душе хорошо.

- Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

- Сейчас - представь себе - к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь - душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться - а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

- Что заслужил - то и получу! - говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: "Анатолий, одумайся - что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!" А он им говорит:

- Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

- Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться - дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

- Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

- Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

- Да он умирает.

Женщины:

- Как? Он же чувствовал себя хорошо!

- Он умирает, - смотрю: он вздохнул три раза - и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне - это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны - Тело и Кровь Христовы... Вот, такие страшные бывают смерти".

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви?

Некоторые могут резонно заметить - что тут разводить демагогию - полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако...

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва - это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников - это тяжкий труд ! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это - подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами "спасать" дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а об некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее - на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном "подвиге", первые слова преподобного были совсем не библейские: "Ты что дурак?!", и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещеных в Православии родственниках тоже не просто

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю - другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещеных сродников?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните "послушание больше поста и молитвы".

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках - большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает "слова Божия" ? Увы, это наша общая беда - многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

"Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно" - мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.

Выбери жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16)


"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

2014-11-17 21 комментарий

Почему самоубийц не отпевают и не хоронят на кладбище?

Вопрос от Анатолия: Мой знакомый покончил с собой. Священник не стал отпевать его душу. Почему? Почему в религии такие жёсткие догмы, разве это правильно? Ведь казалось бы, душе самоубийцы наоборот, вдвойне нужна наша и церковная поддержка и духовная помощь… Не буду приводить всё письмо целиком.

Прежде всего, прочитайте основную статью на эту тему - Что такое Суицид и почему Самоубийство это большой грех?, в ней приведены основополагающие аргументы и примеры.

Почему не отпевают самоубийц?

Не стоит путать жалость и сочувствие, милосердие и Закон Божий. Чтобы понять, почему самоубийца не отпевается - нужно всё назвать своими именами.

Давайте размышлять. Правильно ли отпевать и благословлять преступника и подлеца, безбожника и сатаниста, труса и предателя из-за…

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша…

Любое убийство (даже самого себя) есть нарушение важнейшей заповеди: “не убий” (Исх. 20, 13; Вт. 5, 17). Она выразила ту богословскую истину, что все люди - творения Божии, составляют Его достояние, на которое ни один человек не может посягать. В библейско-богословском понимании собственная жизнь человека, как и другого человека, ему не принадлежит. Она Божие достояние. Поэтому самоубийца подлежит греху убийства с той лишь разницей, что он не может уже покаяться. У убийцы такая возможность есть. Лишивший себя жизни, перестает быть живым членом Церкви. Отношение к самоубийству в Священном Писании выражено в словах св. апостола Павла к темничному стражу: «не делай себе никакого зла» (Деян. 16:28).

И как убийство бывает преднамеренное и ненамеренным, таковыми бывают и самоубийства. Это различие проводится в 14-м правиле святителя Тимофея Александрийского:

Вопрос. Аще кто, будучи вне себя, поднял на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли бытии приношение,…

Каждый день с понедельника по четверг в синодальном корпусе Киево-Печерской Лавры (корпус 70-А) викарные епископы Киевской Митрополии по очереди ведут прием посетителей. Люди приходят в основном по двум вопросам: «развенчаться» и «получить разрешение на отпевание родственника-самоубийцы».

В чем состоит процедура «церковного развода»? Кому и почему выдают разрешение на особый чин отпевания покончивших с собой? Какова вообще статистика развенчаний и суицидов?

Эти и другие вопросы мы задали викарию Киевской Митрополии епископу Обуховскому Ионе (Черепанову) по окончании его дежурства в один из приемных дней.

Владыка, расскажите, пожалуйста, как организован прием людей в Киевской Митрополии?

В Киевской Митрополии 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей.

Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения…

Тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле. Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека

Добрый день, уважаемая редакция сайта!
У моего мужа 7 лет назад умер отец, самостоятельно лишив себя жизни. Для захоронения отца на территории кладбища муж брал разрешение в местной епархии (мы живем в городе Людиново Калужской области). Отпевания и прочих необходимых в этих случаях действий тогда, естественно, не совершалось, но я слышала, что спустя 7 лет можно получить письменное разрешение на поминание усопшего в церковных таинствах. Так ли это?
Я хожу в храм по возможности довольно часто, исповедаюсь и причащаюсь, причащаю ребенка, муж бывает в храме только по необходимости. До нашего брака он храм практически не посещал, после - исповедовался и причащался дважды….

Наверное, в мире нет ни одной религии, которая оправдывала бы суицид. Но православные наиболее рьяно осуждают этот грех. Согласно христианским догматам, самоубийц нельзя отпевать в церкви, хоронить на освященной земле, заказывать за них поминальные молебны в храмах.

Почему это происходит? В православной традиции жизнь является высшей человеческой ценностью, Божьим даром. И распорядиться ею надо соответствующим образом: жить по Божьим заповедям в гармонии с собой и миром, окружать себя добрыми делами и помыслами, не грешить, бороться с соблазнами и искушениями. Наложить на себя руки – все равно, что швырнуть Богу в лицо ненужный подарок, выказав тем самым презрение к существующему порядку, бросить вызов высшим силам. А кому такое понравится? Тем более – Создателю…

Грех самоубийства Русская православная церковь приравнивает к греху убийства. Разница лишь в том, что убийца лишает жизни другого человека, а самоубийца посягает на собственное существование. При…

Если самоубийство (суицид) произошло, можно ли облегчить участь души самоубийцы?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших «любителей» экстремальных видов «спорта», ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не …

Как хоронят самоубийц

Самоубийца – это в первую очередь преступник, перед своей душой и Богом. Именно поэтому причине самоубийц не отпевают и не ставят им в храмах свечки. Хоронят ли самоубийц? Безусловно, да, но только обряд захоронения несколько иной и он отличается от захоронения людей, которые не по своей вине свели счеты с жизнью.

Такой вопрос как: почему самоубийц не хоронят на кладбище актуальный и не многие знают что людей, которые целенаправленно покончили с жизнью, нельзя хоронить на кладбище. Ведь самоубийство это грех, а значит того, кто его совершил уже нельзя назвать человеком, так как он сам отказался от этого статуса.

По этой причине самоубийц, так же как и домашних животных нужно хоронить вдоль дорог, на обочинах или в специально отведенных для этого местах. Ведь кладбище – это место покоя для людей, которые охраняются Богом и которые лишились жизни не по своей вине.

Где хоронят самоубийц

Многим людям интересно, где хоронят…

Вот понял, что ответить хотелось бы здесь на несколько комментариев сразу, поэтому проще оптом и у себя. Рассказываю, как всё обстоит на самом деле. Несколько справедливых мыслей, ранее обнародованных в комментах к указанному постингу, возможно, и повторю.
Первое. Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешательная молитва, читаемая иереем над телом усопшего (не важно — самоубийцы или умершего иначе), отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или просто, знаете, не успел. Т.е. смысл заупокойной службы умещается в краткие слова молитвы «Господи, прости грехи и даруй Царствие Небесное усопшему рабу Твоему имреку», и никакой магии здесь нет. Ах, не отпели, мол, значит всё — не будет ему жития в Царствии Божием, (и наоборот: отпели кого-угодно — значит он «устроен» в обителях небесных).
Второе. Почему, собственно, у нас не принято отпевать самоубийц? Очень…

Из этой статьи вы сможете узнать, как поминают самоубиенных, где их хоронят, как могут помогать им в загробной жизни родственники. А также, что происходит с душами тех, кто добровольно уходит из жизни. К тому же в последнее время это стало случаться все чаще.

Суицид или эвтаназия?

Наша жизнь сейчас такова, что достаточно большое количество людей решают добровольно покинуть этот мир, так и не дождавшись естественного конца. Причины для этого бывают совершенно разные, однако у психологов бытует мнение, что в любом случае в этот момент человек не совсем здоров с психической точки зрения.

Самоубийство – это тяжкий грех практически во всех религиях. Исключениями являются некоторые секты, также в буддизме, индуизме и иудаизме добровольный уход из жизни возможен в некоторых случаях, т. е. не считается смертельным грехом. Если вы задаетесь вопросом, можно ли поминать самоубиенных, то священнослужители однозначно дадут вам отрицательный ответ. Тут даже не может…

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового.

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий - и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле,…

В отпевании верующие православные люди просят Бога о даровании рая умершему. Каждый член Церкви Христовой обязательно должен быть отпет. Но в канонической практике Церкви запрещается отпевание самоубийц, причем вне зависимости от того, христианином ли был человек или нет. Это связано с тем, что самоубийца по собственной воле совершает грех убийства своей личности. Из священного Писания известно, что убийцы не наследуют Царства небесного. Кроме того случая, когда человек смог покаяться. У самоубийцы возможности покаяния не остается. Поэтому совершающий это злодеяние с грехом убийства и уходит в вечность.

Православное вероучение определяет, что смысла в отпевании самоубийц нет в меру общего представления о сути будущей жизни. Достижение рая не только цель или награда для человека. Царство небесное есть следствие человеческой жизни. Смерть это переход человека из одного состояния в другое, причем вектор жизни людей на земле отправляется и в вечность.

Основной причиной…

Несколько дней назад от некоторых верующих слышал резкие высказывания по поводу действий священноначалия. Дело в том, что 27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании в Киево-Печерской лавре, заслушав рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии архиепископа Костромского и Галичского Алексия, одобрил «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Неудивительно, что многие наши церковные люди весьма энергично восприняли новость, до этих дней не слыханную – «теперь можно отпевать самоубийц».

Конечно, Церковь Христова крайне негативно относится к самоубийству. Этот грех считается одним из тяжелейших, и, как следствие, человека, наложившего на себя руки, Церковь не сопровождает в последний путь. В одной замечательной книге Священного Писания Ветхого Завета праведника Иова, пораженного страшнейшей болезнью того времени – проказой, жена просит «похулить Бога». В этом предложении звучала мысль о самоубийстве, поскольку как…

Где хоронят самоубийц и с чем это связано?

В современном мире не все люди умирают своей смертью, а некоторые и вовсе отправляются на тот свет добровольно, причем в относительно молодом возрасте. Здесь важно напомнить, что самоубийство — это большой грех, который не принимает ни небо, ни земля.

Самоубийцами называют людей, которые не только самостоятельно расправились с собственной жизнью, но и погибших на дуэли, пропавших без вести при невыясненных обстоятельствах, убитых во время разбоя и самих преступников. Таковых хоронят отдельно.

Чтобы не наделать в своей жизни серьезных глупостей и не укоротить себе век преждевременно, нужно прислушаться к Библии, которая по этому поводу имеет свое собственное и одновременно общепринятое суждение. Итак, всем известно, что человеческая жизнь — это Дар Божий, который послан ему с выше. Если же человек хочет попрощаться со своей жизнью в сознании и здравии, то берет на себя великий грех, отвергая столь уникальный дар свыше. А…

Часто на духовные беседы со священниками приходят люди отчаявшиеся либо близкие тех, кто решился наложить на себя руки. Почему так происходит, что говорить людям, которым надоело жить и почему самоубийство является самым страшным грехом - об этом мы поговорили с наместником Киево-Печерской лавры митрополитом Павлом.

НИЧТО НЕ СЛУЧАЙНО

Владыка, когда в стране кризис, многие лишились работы, у кого-то близкие погибли на войне, люди отчаиваются. Как можно остановить отчаяние?

Отчаиваются те люди, которые не имеют надежды на милосердие Божие и не помнят о том, что Бог беспокоится о всяком человеке, желающем Его святой помощи. К нам в Лавру сейчас приходят люди в крайнем отчаянии, готовые даже на позорную смерть - самоубийство. Человек, идущий на войну, воодушевляет себя силой надежды, так и мы не должны падать под игом тяжелой жизни, потому что все в жизни промыслительно. По промыслу Божию. Только понять промысел Божий крайне сложно. Чтобы понять, для чего…

Самоубийство - самый тяжкий человеческий грех. Хоро­нить таких людей надо за кладбищенской оградой, и этот уго­лок самоубийц никак ограждать нельзя. Иначе душа покой­ного будет сильно мучиться. Если самоубийцу похоронить среди обычных людей, то его душа получит дополнительные истязания на том свете и будет мстить тому, кто заточил его тело за кладбищенскую ограду. Обычно это родные. Потой же самой причине на могилах самоубийц нельзя ставить крестов, их нельзя отпевать. Над самоубийцами в церквах читается особая молитва.

Чтобы найти утонувшее тело, надо спустить на воду бухан­ку хлеба с ртутью внутри, и она остановится точно над телом

Не совсем точно. Когда душа в момент смерти покидает тело, то оставляет за собой тонкий серебристый путь. Душа человека имеет большое содержание серебра. Хлеб с ртутью остановится в том месте, где утонул человек, где остался серебряный след. А само тело к этому времени может сне­сти течением далеко в сторону.

Если выстрелить из ружья, то утопленник всплывет

Неправда.

Утопленник сам всплывает на третий день

Только в том случае, если тело не зацепилось за корягу ими какое-нибудь другое препятствие.

После смерти связь между душой ителом человека со­храняется. Душа, желая, чтобы тело похоронили повсем правилам, поднимает его на поверхность.

Если вытащили тонущего человека, его нельзя класть на землю

Да. Остатки жизненных сил человека могут уйти взем­лю. Надо хоть что-нибудь подстелить под него.

Первый покойник на новом кладбище обязательно попа­дет в Ад

Нет, неправда. Просто одному на кладбище лежать не­уютно, и вскоре он потянет за собой еще одного.

Земля с могил родственников обладает защитными свой­ствами

Сама земля ничем не обладает, но вера человека в чудо­действенность земли действительно помогает. Человек про­граммирует себя на удачу.

Веревка, на которой повесили человека, может снимать головную боль. Кольца от гробов лечат от ревматизма. Мы­ло, которым мыли покойника, исцеляет от ломоты в кос­тях и т.д.

Очень дурные инеправильные суеверия. Все предметы, связанные со смертью, обладают не целебными, а, наоборот, губительными свойствами. Недаром все эти предметы исполь­зуются в колдовстве для наведения порчи или даже смерти.

Если человек умер в Пасху, то он сразу в Рай попадет

Да. Пасха - великий праздник, вэто время врата Рая открыты для всех.

Другие приметы и суеверия

Баня

Считается, что:

Баня - место нечистое, поганое;

В ней живут черти, кикиморы, банник;

Ночью нельзя мыться;

По воскресеньям и христианским праздникам тоже нельзя;


Нельзя мыться без креста;

Нельзя мыться в нетрезвом виде (черти замучат). На самом деле:

Баня (ванная комната) - действительно нечистое мес­то. Потому что там человек с помощью воды смывает с себя не только обычную грязь, но и невидимую энергетическую. Обычная грязь уходит в слив на полу, а энергетическая грязь остается в помещении.

В бане живет только банник - невидимый сгусток энер­гии, похожий на домового. В отличие от домового банник - существо более черное, так как ему постоянно приходится иметь дело только с грязной человеческой энергетикой. Бан­ник живет только в отдельно стоящих помещениях. Если баня находится в доме, то там банника нет, это уже территория домового. В ванной комнате банника нет. Ночью и по воскресеньям мыться не рекомендуется. Но­чью черные силы усиливают свое воздействие. В момент же мытья человек находится в расслабленном состоянии, поэ­тому очень велик риск получить удар по здоровью от вся­кой нечисти.

Та же самая ситуация и с воскресеньем. В воскресный день вообще не рекомендуется работать. Организм после тру­довой недели требует отдыха и восстановления жизненных сил. А мытье тела - это на самом деле не развлечение, а рабо­та. Недаром после хорошей баньки человеку требуется отдых. Во время мытья в бане или ванне нательный крестик, наоборот, надо снимать. Потому что крестик цепляет на себя черную энергетику. Когда вы будете мыться с крестиком на шее, то чернота, вместо того чтобы стечь с вас на пол, будет держаться за крест. А вот уже после мытья можете надеть на себя крест, ион опять начнет выполнять свою защитную функцию.