Федеральный закон "о нормативных правовых актах в российской федерации". Законодательство российской федерации

Инструкция

Нормативный правовой акт - акт, содержащий правовые нормы, то есть правила, регламентирующие те или иные стороны . Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это акт высшей юридической силы, содержащий нормы, регулирующие наиболее важные стороны общественной и государственной жизни, и рассчитанный на неоднократное . Закон принимается исключительно законодательными органами власти Российской Федерации. Закон принятый Федеральным Собранием является федеральным и действует на всей территории государства; принятый региональным парламентом – является законом субъекта РФ и имеет силу только в границах соответствующего региона.

Подзаконный же акт – это акт, основанный на нормах закона, издаваемый и применяемый органами исполнительной власти на основании и во исполнение положений закона. По юридической силе подзаконный акт стоит ниже закона и должен противоречить его нормам.

К законам в РФ относятся Конституция, федеральные конституционные законы, законы субъектов РФ. Подзаконными актам являются указы Президента, постановления Правительства, приказы, положения федеральных , ведомств, постановления органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон – это нормативно правовой акт, посвящённый наиболее важным сторонам экономической, общественной, политической жизни общества и государства. Перечень важнейших общественных отношений, по которым принимаются федеральные законы, обозначен в Конституции Российской Федерации - это установление системы федеральных органов государственной власти, защита прав и свобод человека и гражданина, основы экономической, социальной, культурной, налоговой, бюджетной, финансовой политики России, обороны, безопасности, государственной службы, внешней политики, государственной границы, уголовного, гражданского законодательства и т. д. К федеральным законам относится, например, закон «О полиции» - регламентирующий деятельность этого правоохранительного органа, или закон «Об » - устанавливающий правовые основы образования в РФ. Кодексы Российской Федерации, например, Уголовный, Гражданский или Трудовой - также являются федеральными законами.

Федеральный закон по юридической силе стоят выше всех иных нормативных актов Российской Федерации, за исключением Конституции, федеральных конституционных законов, а также норм международного права. Приставка «федеральный» означает то, что нормы федерального закона обязательны к исполнению на всей территории РФ, во всех её субъектах. Когда закон субъекта РФ противоречит федеральному - по юридической силе выше нормы федерального закона, за исключением случаев указанных в части 6 76 Конституции РФ.

Порядок принятия федерального закона называется законодательным процессом и регламентируется Конституцией Российской Федерации. Закон является принятым и вступившим в силу на территории РФ, когда он внесён на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации), рассмотрен палатами, принят ими, и далее подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.

1) деятельность уполномоченных органов государства по изданию законов.2) Совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве (напр., российское законодательство) или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское… … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, законодательства, ср. (книжн., юр.). 1. только ед. Составление и издание законов. Комиссия по законодательству. Вопросы законодательства. 2. Совокупность законов какой нибудь страны или в какой нибудь области права. Советское… … Толковый словарь Ушакова

Деятельность государственных органов по изданию законов; комплекс правовых норм, действующих в государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство). Российское… … Политология. Словарь.

Законодательство - внешняя форма выражения права, представленная совокупностью всех действующих в государстве законодательных актов. Это: 1) совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов понимание законодательства в его широком значении. Такая … Элементарные начала общей теории права

Законодательство - (англ. legislation) структурно упорядоченная совокупность (система) нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенном устойчивом соотношении, форма выражения объективного права. Как правило, понятие «3.» охватывает нормативные… … Энциклопедия права

1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное… … Юридический словарь

1) основной вид деятельности законодательных органов, разработка и принятие государственных законов; 2) совокупность действующих в стране законов, регулирующих общественные, экономические, гражданские отношения (гражданское законодательство,… … Экономический словарь

Внешняя форма выражения объективного права. Как правило, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО охватывает акты высших органов государственной власти и управления, но иногда это понятие распространяется на акты центральных органов государственного управления. Словарь… … Финансовый словарь

Законы; право Словарь русских синонимов. законодательство см. право 1. 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Совокупность действующих законов, регулирующих отношения в обществе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, а, ср. 1. Совокупность законов (во 2 знач.). Государственное з. 2. Составление и издание законов. | прил. законодательный, ая, ое (ко 2 знач.). З. акт. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • , Миттермайер. Законодательство и юридическая практика в новейшем их развитии в отношении к уголовному судопроизводству / Соч. К. Ю. А. Миттермайера; Пер. и предисл. В. Бартенева S 20/24 T…
  • Законодательство и юридическая практика в новейшем их развитии в отношении к уголовному судопроизводству , Миттермайер. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Законодательство и юридическая практика в новейшем их развитии в отношении к уголовному…

Который принимается по особому порядку. Принимать их может лишь высший государственный орган, чаще всего называющийся парламентом. Однако бывают случаи, когда принятие какого-либо законодательного акта выносится на всеобщее рассмотрение - референдум. В таком случае принимать его или нет, будет решать народ. К тому же данные акты являются наиболее сильными в юридическом плане документами, предназначение которых - это урегулирование самых важных спорных отношений в социуме.

Признаки

Как и у любого другого документа, у законодательного акта есть свои признаки, по которым его можно отличить от других.

  • Первый признак, как уже говорилось ранее, - это то, что утвердить такой документ может лишь парламент или же всенародный референдум.
  • Второй признак такого акта - это то, что его содержание является чаще всего только нормативным.
  • Процесс принятия таких документов имеет особый порядок.
  • Последний признак законодательного акта - это то, что он всегда выполняется в письменной форме, а также в его содержании есть первичные нормы права, которые призваны решать конфликты в общественной и государственной жизни.

Также стоит подробнее остановиться на том, что такой документ имеет высшую юридическую силу.

  • Во-первых, высшая юридическая сила проявляется в том, что принять или отменить его может лишь парламент или всеобщий референдум, то есть народ всей страны.
  • Во-вторых, другие нормативно-правовые акты должны писаться с оглядкой на уже существующий закон.
  • В-третьих, если возникает конфликт между законом и подзаконом, то есть нормативным актом, то в первую очередь действуют нормы закона.

Система

Законодательные акты Российской Федерации, как, впрочем, и акты других стран, чаще всего объединяются в систему законодательств. Характерное отличие системы заключается в том, что в ней собраны все нормативно-правовые акты, которые обладают единением и согласованностью. То есть они призваны решить один и тот же вопрос, но каждый из законов дополняет или уточняет другой. Кроме этого, помогает классифицировать правовой материал, что повышает удобство его использования в нужный момент.

Также стоит отметить, что к законодательным актам Российской Федерации относят всю совокупность правовых актов. Данная система также призвана разделить их на классы по области действия, а также по силе с юридической точки зрения. К примеру, в первую группу таких документов входят гражданское, семейное и трудовое право.

Система федерального уровня

Так как государство РФ является федеративным, то у него есть и федеральная система законодательства. В эту систему можно включить такие документы, как Конституция, в которых участвует РФ, а также правовые акты (законы). Законодательные акты далее могут быть и у каждого отдельного субъекта, входящего в состав РФ. Кроме этих актов они могут издавать свои собственные Конституции, а также нормативные и правовые акты. В полную систему законодательства Российской федерации входят все нормативные акты федерального уровня.

Упорядочивание

Важно отметить, что упорядочивание законодательных актов носит объективный характер. Кроме того, если говорить о системе законодательства, то чаще всего ее содержание определяется материальным, а также социальным положением общества. Из этого следует, что государство издает какие-либо правовые акты, исходя из того, какие именно задачи необходимо решить, чтобы улучшить жизнь социального общества. И такое происходит на каждом этапе исторического развития страны. Также стоит отметить, что система законодательства призвана не только упорядочить законодательные акты РФ, но и создать органичную систему законов. Если рассматривать Россию, то основным направлением развития законодательной системы является издание нормативных актов.

Важно также понимать, что нормативно-правовые акты являются базой всей законодательной системы. Законодательные и нормативные акты, систематизированные и собранные в систему законодательства, - это результат успешной и качественной работы правового органа страны.

Классификация

Существует разделение законов на несколько видов. Данное разделение осуществляется исходя из значимости содержания самого документа. По этому признаку отличают конституционные и обыкновенные законы.

К первой группе, то есть к конституционным, относят отдельные законодательные акты Российской Федерации, при помощи которых возможно внесение изменений в саму Конституцию, а также документы, приводящие в действие тот же закон. Кроме того, к этому классу принадлежит и сама Конституция.

Отличить данные законы от других можно по характеру их принятия, а также по их содержанию. Конституция любой страны - это документ, обладающий не только высшей юридической силой, но это также и политический, и в какой-то мере идеологический акт.

Если говорить об обыкновенных законах, то их можно условно разделить на две группы: накодифицированные и текущие. К первой группе принадлежат системы законодательно-нормативных актов, которые принимаются для урегулирования целой области общественных правил. Все же остальные законы считаются текущими.

Федеральный закон

Федеральный закон - это также нормативно-правовой акт, однако его отличие состоит в том, что его изданием и разработкой занимается федеральный орган власти. Федеральные законодательные акты призваны регулировать важнейшие экономические, общественные и политические стороны жизни общества. Если говорить о юридической силе таких законов, то они стоят сразу же после Конституции. Другими словами, это второй по своей юридической силе акт в государстве. Именно такая приставка, как "федеральный", говорит о том, что закон обязателен к исполнению во всех субъектах страны. Если в каком-либо из случаев столкнутся федеральный закон и закон, принятый субъектом Российской Федерации, то у федерального больше юридической силы и следовать стоит именно ему. К исключениям относятся лишь те случаи, которые описаны в Конституции РФ в части 6 статьи 76.

Если говорить о порядке принятия федерального закона, то он регламентируется Конституцией Российской Федерации, а само действие называется законодательным процессом. Закон вступает в силу только после того, как он вносится на рассмотрение в обе палаты, то есть в Государственную Думу и в Совет Федерации, принимается этими органами и подписывается, а после обнародуется лично президентом Российской Федерации.

Внесение изменений

Естественно, за длительное время существования акта может понадобиться его повторное рассмотрение и внесение изменений. Внесением изменений в законодательные акты считается:

  • Процесс замены слов или же цифр.
  • Процесс удаления слов, цифр или же целых предложений.
  • Процесс удаления структурной единицы, которая так и не вступила в силу из-за того, что законодательный акт также не был принят.
  • Процесс редактирования или создания новой структурной единицы законодательного документа.
  • Процесс дополнения данной единицы новыми частями.
  • Приостановка действия законодательного акта в целом или же его структурной единицы.
  • Продление срока действия документа или его единицы.

Виды законов

Кроме общей классификации законов, которая включается в себя лишь конституционные и обыкновенные, есть еще несколько видов.

Существуют чрезвычайные законы, которые принимаются правительством в случае возникновения такой необходимости, то есть в чрезвычайной ситуации.

Также существуют обеспечительные или оперативные законы. К этой категории относят документы, при помощи которых в действие можно ввести какой-либо другой закон. Также с их помощью можно ратифицировать какие-либо международные договора. Предназначение таких актов не в том, чтобы создавать новые нормы, а в том, чтобы оперативно подтверждать уже имеющиеся.

Российская Федерация является государством, призванным обеспечивать и охранять интересы, права и свободы людей. Подобное обеспечение возможно лишь с грамотным составлением и применением норм законодательства. Особое место во всей правовой системе страны занимает ФЗ - Федеральный закон. Что такое ФЗ, и какую роль он играет в юридическом поле России? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Российский Федеральный закон в правовой системе страны

Известно, что Россия относится к числу стран с романо-германским типом правовой семьи. Это означает, что ведущую роль в стране занимают постановления законодательной и исполнительной власти - законы и подзаконные акты. Судебные прецеденты в России не являются юридическими источниками.

Наивысшей юридической силой обладает основной закон страны - Конституция. Она состоит из девяти глав, восемь из которых регламентируют основные общественные и политические сферы. Каждая глава Конституции формируется на основе норм Федеральных конституционных законов.

Второе по значимости место занимают простые федеральные законы. Это нормативные акты, издаваемые представительными органами власти, проверяемые судами и подписываемые главой государства. Законы федерального типа регулируют основные общественные сферы деятельности - например, образование (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), медицину, отдельные гражданские правоотношения и т.д.

ФКЗ и ФЗ: основные отличия

Что такое Федеральный закон, и чем он отличается от законов конституционного характера? Как уже было сказано, ФКЗ закрепляют лишь самые общие положения о государственном устройстве страны. Все главы основного закона страны были сформированы после принятия соответствующих ФКЗ, в которых содержатся положения о правах и свободах человека, государственном устройстве, политическом режиме и т.д. Помимо этого, конституционные законы закрепляют государственную атрибутику: гимн, флаг и герб.

Федеральные законы основываются на конституционных нормах. Ни одно их положение не должно противоречить правилам, закрепленным в основном законе страны и соответствующим ему актам. Различия между законами видится и в порядке их принятия. Так, для принятия ФКЗ существует куда более сложная и многогранная процедура регистрации.

Признаки Федеральных законов

На вопрос о том, что такое Федеральный закон, поможет ответить характеристика основных особенностей нормативных актов. Для законов характерна особая юридическая сила, в особенности, для федеральных. Нормативные акты оказывают непосредственное влияние на общественные отношения через методы координирования.

Нормативно-правовой акт является продуктом нормотворческой деятельности, а потому обладает особой структурой. У каждого закона должно быть наименование, а также общая часть, содержащая в себе строго систематизированные нормы. Каждый отдельный закон должен касаться только одной общественной сферы, или же какой-то ее части. Так, в нормативном акте не должны сочетаться положения из различных юридических сфер - например, из гражданской и уголовной.

Наконец, последней и основной особенностью федеральных законов как актов Российской Федерации является приоритет прав и свобод человека. Подобный признак свидетельствует о гуманности и законности принимаемых норм.

Функции законов

Служба Федеральных законов Российской Федерации необходима для достижения сразу нескольких целей. Во-первых, регулируется сама природа права, которая состоит из норм нравственности и морали. Иначе говоря, законы качественно определяют надлежащее поведение людей. Во-вторых, законы охраняют наиболее значимые отношения социального характера. Детально это проявляется в конкретных юридических отраслях - уголовных, гражданских, трудовых и т.д.
Наконец, в-третьих, закон формируется по нормам идеологии. Более того, он развивает и дополняет ее за счет появления новых норм и правил.

Таким образом, любой федеральный закон имеет своей целью защиту интересов, прав и свобод человека. Достигается эта цель самыми разными способами в любых общественных сферах.

Порядок принятия Федеральных законов

Что такое законотворческий процесс, и как он проявляется? Ответ на этот вопрос дает основной нормативный акт страны - Конституция. В ней зафиксировано, что издателем федеральных законов может быть только представительный орган - Парламент. В России Парламент является двухпалатным, и даже носит оригинальное название - Федеральное собрание.

Идеи о формировании тех или иных законов выдвигаются в нижней палате Парламента - Государственной Думе. Если идея одобряется, то формируется проект закона. Его рассматривают на трех чтениях. Первая процедура чтения предполагает выявление основных ошибок и проблемных мест в проекте. То же происходит и в ходе второго чтения. На последнем заседании по проекту законодатели голосуют за принятие или непринятие закона. Если две трети голосующих выступают за принятие закона, то проект, составленный и проверенный в нижней палате, отправляется на рассмотрение в Совет Федерации - верховную парламентскую палату.

В верхней парламентской палате сенаторы решают дальнейшую судьбу закона. Если по результатам голосования проект примут, то он отправится в Верховный и Конституционный суды, где будет проверен на соответствие конституционным нормам.

В самом конце процесса закон подписывается главой государства. Он имеет право наложить на закон вето - то есть отклонить его. Вето возможно преодолеть повторными чтениями и голосованиями, но уже с большим числом парламентариев, выступающих за принятие акта.

Кодексы

Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов - крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу. Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский, Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов.

Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы. Для примера можно взять Гражданский кодекс. Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году. 18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ. Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.

Сферы законодательства

Федеральных законов в России невероятно много. Точную цифру назвать не получится. ведь ежегодно принимаются сотни новых актов. Более того, некоторые законы ликвидируются, изменяются, объединяются и всячески преобразуются. Именно поэтому следует рассказать не про сами законы, а про общественные сферы, которые они регулируют.

На сегодняшний день основным нормативным актом, регламентирующим уголовные нормы, является российский Уголовный кодекс. Он постоянно дополняется множеством Федеральных законов. Последние изменения были внесены в июле 2017 года, именно тогда вышел ФЗ-250 от 29.07.2017 года. В нем говорилось о дополнении и ликвидации некоторых уголовных норм. То же самое касается и гражданского права. Например, в ФЗ-147 от 01.07.2017 говорилось об изменении в ГК РФ некоторых статей.

Федеральные законы Российской Федерации, таким образом, можно поделить на две группы: общие и узконаправленные. Первые касаются крупных общественных сфер, как это было проиллюстрировано выше. Однако существуют и более институциональные законы, направленные на регулирование узких общественных сфер. Пример будет разобран ниже.

Сфера образования

Образовательную среду регламентирует Федеральный закон "Об образовании" Российской Федерации. Как выглядит этот закон? Начать стоит с наименования. Большую роль здесь играет дата принятия. Дело в том, что номер, применяемый в названии, мог уже учитываться в прошлом. Вот как выглядит аббревиатура закона об образовании: "№ 273-ФЗ от 29.12.2012". Также в названии указывается дата последнего изменения нормативного акта.

Сами федеральные законы чаще всего состоят из глав, параграфов и статей. В первой главе почти всегда указываются общие положения. Сюда входит предмет закона, методы регулирования, основные понятия, принципы и т.д. В последующих главах описываются непосредственно объект повествования, а также связанные с ним моменты. Последняя глава содержит заключительные положения, которые повествуют о порядке принятия норм. Указываются даты принятия закона Госдумой и Совфедом.

Признаки нормативно-правового акта:

  • властно-волевой характер;
  • неоднократность применения;
  • адресованность неопределенному кругу лиц.

В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм .

Нормативные правовые акты по делятся на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы

Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью . На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г. — это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы. В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества. В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного голосования. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган — конституционный суд.

В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.

При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.

Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта:

  • он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
  • обладает высшей юридической силой;
  • принимается в особом процессуальном порядке;
  • по своему характеру является стабильным;
  • принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.

Итак, закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:

  • основные;
  • обыкновенные.

Основные законы

Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы , также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

  • текущие;
  • кодифицированные.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов поправа: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

Подзаконные акты

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).

В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.

Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.

Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.

Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.