Элементы и структура теории организационного поведения. Научная электронная библиотека Виды трудового поведения

3 составляющие поведения человека в организации:
1. природа поведения . Поведение - осознанное действие, поэтому, чтобы понять природу поведения, необходимо знать, что такое сознание. Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, т.е. психологическая деятельность как отражение действительности. Накапливание Определенных знаний представляет собой процесс познания действительности. Это отражение действительности происходит в форме восприятий, мыслей, чувств, которые в совокупности составляют внутреннее содержание нашей жизни и называются переживаниями. Переживая те или иные явления окружающего мира, чело век получает определенную информацию, знание. Накапливание знаний отражает процесс познания.
Важнейшими элементами системы сознания являются способности и нормы. Из них вытекают потребности человека.
2. природа человека . Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой выделяется: направленность, характер, темперамент, способности. Темперамент - система природных ка­честв. Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Характер - синтез отношений и способов поведения. Каждая личность - это индивидуальность. Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Воля - это организатор поведения (воля регулирует созна­ние). Для совершения волевого акта необходимы целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность. Эмоции- это переживания личности, возникающие под воздействием определенны жизненных обстоятельств. На их основе образуются чувства как свойства личности: моральные; интеллектуальные; эстетические. Эмоции, мышление и воля человека зависят от его темперамента. Темперамент - самая общая характеристика нервной системы индивида, которая влияет на всю его деятельность. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. С качествами темперамента связаны его способности. Все это отражает характер человека. Характер не дается от природы, его можно изменить. Характер -совокупность основных психических свойств личности, от которых, прежде всего, зависит как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Среди множества черт характера личности ученые выделяют базовые (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению или самоорганиза­ции, уравновешенность, объективность) и системные (мировоззрение, убеждения, гражданская зрелость и пр.)
3. природа организации . Любая организация имеет ряд общих параметров: цели организационная структура, внутренняя и вешняя среда, ресурсы, нормативная и правовая основа, организационная культура. Фундамент организационной концепции основывается на том, что организации представляют собой социальные системы, которые формируются на базе учета взаимных интересов, а отношения менеджмента работников строятся на определенных экономических и этических принципах. Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения.

Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] Жуков. Дмитрий Анатольевич

Глава 3 Структура поведения

Структура поведения

Понятие поведения

О психических явлениях объективный наблюдатель судит не непосредственно, а измеряя их проявления в активности живого организма, в первую очередь в поведении. Поэтому остановимся подробнее на этом понятии.

Термин «поведение» для обозначения биологического понятия начал распространяться только в начале XX в., в связи с интенсивным развитием объективной психологии в России, Европе и США. Рассмотрим несколько определений этого понятия.

Поведением мы называем такую целостную реакцию организма, которая направлена на 1) его приспособление к внешней среде для удовлетворения той или иной потребности; 2) такое изменение внешней среды, благодаря которому эта среда приспосабливается к потребностям организма.

Поведение включает все те процессы, при помощи которых животное ощущает внешний мир и внутреннее состояние своего тела, а также реагирует на ощущаемые им изменения.

Поведение – форма жизнедеятельности, увеличивающая вероятность контакта с объектами, служащими для удовлетворения актуальной потребности.

Поведение – это самые разнообразные движения или их изменения, в том числе и полная неподвижность, короче говоря, все внешние характеристики движения.

Поведение – вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живым организмом для приспособления к среде.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде.

Поведение – способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.

Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой.

Все эти, как и другие определения поведения не претендуют на математическую точность и однозначность, и, таким образом, каждое из них не исключает других определений. Недаром Н. Тинберген пишет: «По мере того как мы углубляемся в исследование, казалось бы, простых и доступных непосредственному наблюдению явлений и все более представляем себе те внутренние механизмы, которые стоят за поведением животного, само это понятие становится все более расплывчатым и нечетким».

Следует обратить внимание на три момента, присущие, хотя и в разной степени, большинству определений: 1) поведение – это движение; 2) поведение – это удовлетворение потребностей; 3) поведение подразумевает управление – собственным организмом, внешней средой, другими живыми существами (тот же корень, что и в русских словах поведение, поводок и т. п., обнаруживается в термине «поведение» в других европейских языках, например в немецком – Verhalten, испанском – conducta, английском – behaviour, французском – comportement, голландском – gedrag). Поэтому в качестве рабочего мы примем следующее определение поведения: поведение человека или животного – это двигательная активность, цель которой – удовлетворение потребности, возникшей в результате изменения среды, внутренней или внешней (физической или социальной), и которая направлена на возвращение среды к прежнему состоянию либо на приспособление к новому состоянию среды.

Возвращение среды к прежнему состоянию называется поведением типа А, а приспособление к новой среде – поведением типа Б.

Разделение поведения на два типа А и Б весьма важно. Как правило, у человека есть возможность удовлетворить возникшую потребность двумя альтернативными способами. Наиболее оптимальный зависит от многих обстоятельств, в частности, от конкретного социального партнера. Например, при общении с собакой и кошкой оптимальными являются различные типы поведения. Если собака пытается заняться чем-нибудь, с точки зрения хозяина, ненужным, то лучше всего использовать поведение типа А, т. е. вернуть среду к прежнему состоянию. Достаточно скомандовать «Фу!», и собака выплюнет башмак, а после команды «Место!» уляжется на коврик.

Если же кошка хочет сделать что-то мешающее человеку, например войти в кабинет во время напряженных занятий, то оптимальным будет поведение типа Б. Бесполезно выставлять ее и запираться, так как она будет скрести дверь, кричать и даже может на вас обидеться. Проще всего впустить кошку, уделить ей несколько минут внимания, предложить поесть, выделить несколько листов бумаги, чтобы она могла на них лечь, и тогда можно будет продолжать занятия. Невозможно возвратить среду к прежнему состоянию, если имеешь дело с кошкой, – нужно приспосабливаться.

Я садился к столу… Заинтересованная кошка садилась на газеты, но роман интересовал ее чрезвычайно, и она норовила пересесть с газетного листа на лист исписанный. И я брал ее за шиворот и водворял на место.

М. Булгаков.

Театральный роман

Хотя, как было сказано, чаще всего можно подумать, какой тип поведения – А или Б – предпочтителен, при высокой степени новизны ситуации или при дефиците времени на принятие решения такой выбор происходит бессознательно. Склонность к поведению типа А либо к поведению типа Б – компонент поведенческого типа человека или животного, т. е. является врожденной характеристикой поведения (см. раздел «Психологические типы А и Б»).

Из книги Как жить с собакой-невротиком? автора Бейкер Стивен

Глава 10. Анализ поведения собаки-невротика дома Проведение психоанализа - штука дорогостоящая, особенно если в организации сеансов нуждается и собака, и ее хозяин. К счастью, стоимость этой процедуры можно заметно снизить. В наши дни вполне реально организовать

Из книги Волк [Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции] автора Бадридзе Ясон Константинович

Глава 1.3. Формирование родительского поведения Выживаемость вида во многом зависит от уровня развития родительского поведения животного. Уровень сформированности данной категории приобретает особое значение в тех случаях, когда речь идет о реинтродукции в природу

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Структура инстинктивного поведения Поисковая и завершающая фазы поведенческого акта Выше говорилось о том, что ключевые раздражители действуют принудительно, что животное вынуждено в своем поведении всецело повиноваться пусковой ситуации. Но значит ли это, что у

Из книги Новая наука о жизни автора Шелдрейк Руперт

Глава 1 ПРОБЛЕМА ОНТОГЕНЕЗА ПОВЕДЕНИЯ Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения Психическую деятельность можно познать лишь в процессе ее развития, и поэтому основное внимание зоопсихолога должно быть обращено на индивидуальное и историческое

Из книги Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов автора Гриценко Владимир Васильевич

Глава 11. Наследование и эволюция поведения 11.1. Наследование поведения Согласно гипотезе формативной причинности, наследование поведения зависит от генетической наследственности, а также от морфогенетических полей, которые контролируют развитие нервной системы и

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

1.2. Структура поведения Совокупность возможного поведения животного называют поведенческим репертуаром. Единицей поведения считается поведенческий акт. Поведенческий акт представляет собой совокупность элементов поведения животного от момента возникновения

Из книги Основы психофизиологии автора Александров Юрий

Из книги Так называемое зло автора Лоренц Конрад З.

7.3. Структура субъективного мира и субъект поведения Специализация нейронов относительно элементов индивидуального опыта означает, что в их активности отражается не внешний мир как таковой, а соотношение с ним индивида (см. также параграф 4). Именно поэтому описание

Из книги Генетика человека с основами общей генетики [Учебное пособие] автора

Глава 7. Формы поведения, аналогичные моральным Не убий. Пятая заповедь В 5-й главе, где речь шла о процессе ритуализации, я попытался показать, каким образом это явление, причины которого все еще весьма загадочны, создает совершенно новые инстинкты, диктующие организму

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

Глава 9. Проблема филогенетической детерминации поведения За что этологов ругали, а кое-где и запрещали? За многое. За открытие природы агрессивности, за открытие иерархии, за открытие первичной морали… В. Р. Дольник, российский этолог, автор книги «Непослушное дитя

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

Глава 12. Психогенетика когнитивных функций и девиантного поведения Я видел на своем веку сотни ремесленников и пахарей, которые были более мудры, чем ректоры университетов. М. Монтень (1533–1592), французский философ В настоящее время психогенетика проходит скорее период

Из книги Биологическая химия автора Лелевич Владимир Валерьянович

Глава 9. Филогенетические основы поведения человека После открытия структуры ДНК и расшифровки генетического кода стало модным называть биологию наукой XX века. Ошеломляющие успехи биохимии, иммунологии и, особенно, молекулярной генетики создали иллюзию (в который раз!)

Из книги автора

Глава 3. Филогенетическая детерминация поведения Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца. Г. Х. Андерсен (1805–1875), датский писатель Концепции эволюционной биологии, независимо от теоретической платформы автора, наглядно показывают,

Из книги автора

Глава 6. Программирование поведения Поиски причин – занятие, не имеющее конца. У каждой причины есть своя причина, и нам приходится изучать все более и более отдаленные моменты в прошлом. Н. Тинберген (1907–1988), один из основателей этологии, лауреат Нобелевской премии

Из книги автора

Глава 7. Клеточные основы поведения Вся современная наука делится на физику и коллекционирование марок. Э. Резерфорд (1871–1937), выдающийся английский физик, лауреат Нобелевской премии 1908 г. Современная цитология (наука о клетке), которая стала одной из самых синтетических

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В МЫШЛЕНИИ
«Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природою».
Марк Туллий Цицерон
Любая вещь может рассматриваться как относительно устойчивая конфигурация свойств, связанных с не¬которым местом в пространстве. Поэтому познание вещи есть постижение ее свойств, различение среди них существенных и несуще¬ственных, а также их организацию.
А что такое свойства? Если вдуматься в такие слова как твер¬дый, быстрый, съедобный, легкий, то мы увидим, что эти прилагательные имеют значения глаголов быть твердым, быть съедобным, быть легким. Путем добавления слова «быть» наш язык легко превращает свойства в действия, в результате которых образуются свойства. Гла¬гол, как известно, обозначает действие. Значит, свойство и действие внутренне едины. Только в языке мы их разъединяем. Если это так, то познание свойства вещи предполагает понимание ее поведения. Таким образом, все вещи, если они признаются имеющими свойства, совершают поведения, которые мы воспринимаем как свойства, и обозна¬чаем прилагательными. Следовательно, понимание свойств равнозначно пониманию поведения как такового.
Есть вещи, знание которых обеспечивает понимание многих дру¬гих вещей. К такого рода вещам может быть отнесено и поведение. Подобно тому, как слово "свойство" может быть связано с любым предметом, так же универсально и понятие поведения. Оно связано с любым объектом, имеющим свойства.
Надо сказать, поведенческий подход к пониманию свойств вещей представляется более плодотворным, чем сущностный. Поведение – это универсальное явление в мире, соответственно, поведенческий подход является эффективным способом не только познания, но и управления вещами. Знание поведения, его функций и структур является универсальным знанием. Оно необходимо не только ученому, но и каждому человеку в его повседневной жизни. Знание строе¬ния поведения важно не только для понимания, но и для управления пове¬дением, как своим, так и чужим.
Таким образом, отвечая на вопрос - зачем заниматься поведением и изучением поведения, можно сказать просто: из соображений здравого смысла. Что нас больше всего интересует в других людях? Их свойства, их поведение. Что больше всего интересует других людей в нас? То же самое.
Следует отметить, что слово «поведение» употребляется людьми в отношении всего, что движется. Поведение ледников, поведение тектонических плит, поведение плазмы в реакторе. Представляется целесообразным несколько заузить спектр применения этого термина - просто чтобы потом не путаться в словах.
Итак, что такое поведение?
Поведение - прежде всего движение, изменение. Но не всякое изменение есть поведение. Поведение, в отличие от неорганизованного движе¬ния, характеризуется наличием информации об ожидаемом результате поведения, и оно заканчивается с достижением этого результата. Существенным признаком поведения является то, что ожидаемый результат дол¬жен быть задан информационно еще до начала движения. Это информационное образование, задающее результат, именуется целью и является главным признаком поведения.
Поведение – это движение, имеющее цель. Оно не может существовать без цели. Когда говорят «целенаправленное или целесообразное поведение», говорят лишнее, вводя в заблуждение, намекая на то, что может существовать поведение без цели. Если есть поведение, есть и цель, которая не всегда осознается. Но «бесцельного поведения» не бывает.
Существует бесчисленное множество видов поведения, и для облегчения ориентировки в этом многообразии придумывают отдельные наименования, которые чаще всего существуют в виде глаголов и существительных: ходить - ходьба, петь - пение, и т.д.. Одно поведение отличается от другого целью, которая придает специфику и выступает как фактор управления поведением. С достижением цели поведение прекращается или переходит в другое поведение. Если цели нет, то мы не можем гово¬рить о поведении как таковом.
Разные виды поведения отличаются функциями. Одно и то же поведение может исполнять различные функции и выступать в качестве отдельных поведений. Например, можно петь для наслаждения самим пением или ради заработка. Ребенок может есть кашу, чтобы утолить голод или для того, чтобы избавиться от наказания и показать, как он любит ма¬му. Это - разные поведения, хотя внешне они одинаковы.
Поведение состоит из некоторого числа отдельных этапов, назовем их субповедениями, каждое из которых возникает в определен¬ном порядке. Окончание одного субповедения запускает другое в строгой последовательности, и так до конечного результата, который определен заранее. Этот порядок последовательного запуска отдельных действий обусловлен наличием плана поведения. Следовательно, для того, чтобы изменение привело к цели, требуется план, который организует поведение.
Поведение происходит не в пустом пространстве, а в определенных обстоятельствах, в пространстве и во времени. Поведение и ситуация свя-заны, и их нельзя мыслить отдельно.
Как правило, ситуация определяется в соответствии с актуализированной потребностью. Ситуация может быть пищевой, сексуальной, ситуацией угрозы или ожидаемого успеха. Связь ситуации с потребностью носит вероятностный характер. Сервированный стол вероятнее всего актуализирует пищевую потребность, но тот же стол может для ребенка быть ситуацией угрозы и вызывать потребность в безопасности в зависимости от его прошлого опыта, когда его третирова¬ли за обеденным столом, или папа сильно обижал маму. Одна и та же кон¬трольная работа для одного ученика является ситуацией, возбуждающей потребность в успехе, а для другого – угнетающей предвидением неудачи и последующе¬го наказания.
Составление и изменение плана, соотнесение плана и поведения, определение моментов запуска и прекращения поведения принято называть управлением поведением. Таким образом, поведение - это такое изменение или движе¬ние, в котором имеются цель, план, управление и функция этого поведения. С другой стороны, поведение – это программа реализации определенной цели.
Поведение всегда имеет своего носителя, то есть того, кто его совершает - субъект поведения. Если физик рассматривает мир как множество частиц и полей, то нам уместно рассматривать мир как бесчисленное множество субъектов поведений. Кто они,эти субъекты? Человек, животное, организм, микроб. Через что реализуются поведения? Через эн¬докринную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы организма, или через Думу и министерство связи. Совокупность компонентов, участвующих в реализации той или иной цели, обозначается понятием «функциональная система».
Различные системы как целостности могут взаимно прони¬кать и взаимодействовать. Организм – это не только целостность, совершающая поведение, но и совокупность частей, каждая из которых решает свою задачу в рамках обеспечения общего целеполагания. В организме имеется пищеварительная, выделительная, опорно-двигательная и другие морфологические системы, которые самостоятельно реализуют опреде¬ленное поведение в соответствии со своими задачами.
Подсистемы составляют не только организм человека, но и его личность. Управление любой морфологической сис¬темой организма предполагает сложною информационную работу, которая происхо¬дит на уровне «субличности». Пищевое поведение, например, подчинено не только и даже не столько биологическим законам организма, сколько социальным условиям и требованиям, в рамках которых осуществляется пищевое поведение. Люди едят по правилам и в условиях, которые выработаны обществом, и управляет этим «пищевая субличность». Именно поэтому существует такое количество книг о неправильном питании и о целесообразности коррекции последнего. О чем там говорится? О том, что «пищевая субличность» плохо знает законы естественного питания, которое в наибольшее степени соответствует оптимальным нормам работы ЖКТ и иных морфологических систем организма.
Поведение включено в широкий контекст. Отсюда следует, что любое поведение может быть также и некоторой функцией, несовпадаю¬щей с изначальной, «природной» целью этого поведения. Еда в определенном ресторане может выполнять функцию повышения престижа или общения с нужным челове¬ком, а сама еда – лишь внешний повод.
Соотношения поведения и его функций разнообразны и переплетаются между собой. Например, жевание с точки зрения ЖКТ является функцией разрушения пищи и ее подготовки к перевари¬ванию. Одновременно жевание исполняет функцию извлечения вкусового удовольствия, а может быть, и функцию аг¬рессии и разрушения. Удар лапой у собаки в эксперименте может испол¬нять функции поиска, ориентировки, агрессии. Тот же удар лапой вслед¬ствие научения может приобрести функцию извлечения пищи. Таким образом, в процессе научения может происходить приобретение поведением новой функции.
Поведение может соответствовать естественным функциям, и тогда мы имеем все основания называть его истинным поведением. Например, отделение ки¬слого желудочного сока является функцией разложения пищи до уровня молекул. Однако у некоторых людей отделение этого сока может происхо¬дить не в ответ на действие пищевого стимула, а как защитная реакция на обиду или иной эмоциональный стресс. В результате пове¬дение приобретает несвойственную ему функцию защиты против стресса. У таких людей появля¬ется неестественная, странная система защиты от стресса с помощью желудка и поджелудочной железы. Не удивительно, что эти люди обраща¬ются к гастроэнтерологу по поводу гастрита или язвы, а врачи называют их язвенными личностями. В таком случае уместно говорить о неистинном, ложном пищеварительном поведении, или о псевдоповедении. Как следствие, возникает болезнь, невроз, психосоматические расстройства. Все психосоматические заболе¬вания являются следствием приобретения морфологическими системами организма несвойственных им функций, чаще всего, социальных. Лече¬ние в таких случаях должно состоять в возвращении поведению его подлинных функции и ликвидации псевдоповедний.
Жизнедеятельность в самом широком смысле является поведением, ведущим к выживанию живых существ. Можно обобщить сказанное: главной функцией поведения, в конечном счете, является само¬сохранение и рост.
Жизнь есть управление поведением. Управление состоит в реализации желательного или устранении нежелательного (для управляющего субъекта) поведения.
Работа организма и его систем невозможна без процесса управления. С этой точки зрения возникает иное понимание бо¬лезни - не как внешнего повреждения, а как появления изъянов в управлении. Работа наших органов, их состояние определяется соответствием или несоответствием между поведением этих органов и естественными функциями поведения. Сбои в управлении приводят к дисфункциям, т.е. болезням. Если пище¬варительные соки выделяются до еды, то будет изжога. А если желчный сфинктер закроется перед едой, будет дискинезия желчный путей, ведущая к развитию желчно-каменной болезни. Патогенез, таким образом, следует рассматривать как процесс научения, в результате которого системы и органы приобретают патогенные, неадекватные поведения.
Рассмотрим это чуть детальней. Поведенческий подход намного облегчает понимание различных вещей. Например, язва желудка может рассматриваться врачом как повреждение слизистой по причине ее слабости, и тогда он ее будет лечить, защищая слизистую с помощью диеты и режимом питания. Но если врач рассмат¬ривает язвенную болезнь как псевдоповедение, в котором отделение сока запускается социальной ситуацией, обидой или виной, а не пищей, то он примет меры к устранению защитной функции и восстановлению подлин¬ной функции желудка, и лечить будет иначе. Он должен будет или пере¬учить организм, или сделать человека способным контролировать свои эмоции. Читателю судить, какой - сущностный или поведенческий поход более интересен, и у какого из этих двух врачей ему лечиться.
Структура поведения. Деятельность, действия, акты, операции, движения

Любое поведение состоит из подчиненных субповедений, организованных определенным способом. Между субповедениями существуют не¬сколько уровней соподчинения. Эти подчиненные субповедения мы можем называть по-разному: действия, акты, операции, движения. Действия, подчиненные другому действию, назовем актом. Ес¬ли же в соподчинении поведения обнаружатся три уровня, то будем считать, что действие или акт состоит из операций, а последние - из движений. Каждая операция может рассматриваться как состоящая из простых дви¬жений: сокращение-расслабление мышцы, секреция или прекращение секреции. Для удобства можно представить себе такие соответствия: поведение – это текст, действие – это предложение, операция – слово, а движение –буква.
Поведения или действия могут группироваться по стимулирова¬нию. Под акцией мы будем понимать действие, вызванное внутренними стимулами, будь это потребность или эмоция. Реакция - это действие, акт или операция, котораяе возникает в ответ на какое-либо внешнее воздейст¬вие, именуемое стимулом.
Значение стимула определяется той ре¬акцией, которая возникает в ответ на его воздействие. Громкий или необычный звук - стимул, вызывающий реакцию в виде ориентировочного поведения. Кислый объект во рту является стимулом для слюноотделения.
Поведение может быть и внесознательным, когда цель поведения субъектом не сознается. В тех случаях, когда управ¬ление крупным «куском» поведения происходит сознательно, принято го¬ворить о деятельности.
Деятельность - это поведение, отвечающее особой, осознаваемой потребности личности. Например, врач имеет потребность в оказании по-мощи больному и должен поставить диагноз. Эта деятельность распадает¬ся на действия и операции. Удар по плессиметру – операция,а не только движение. Она составляет элемент перкуссии, а перкуссия, в свою очередь, составляет действие, элемент обследования больно¬го, само же обследование - элемент в деятельности лечения. Расчленение поведения на действия, операции, движения зависит в значительной мере от способа структурирования поведения, которое мы выбираем.
Функциональные элементы поведения
Функцией любого поведения является удовлетворение определен¬ной потребности. Пищевое поведение удовлетворяет потребность в пище, поведение, направленное на подчинение другого человека, удовлетворяет потребность в доминировании, альтруистическое поведение удовлетворяет потребность в оказании помощи другому. Потребность, в свою очередь, вызывает соответствующее поведение.
Поведение состоит из частей, которые принято именовать функ-циональными элементами поведения. Часть поведения несет определен¬ную функцию, которая имеет смысл только в ее отношении к целостному поведению. В любом поведении можно выделить четыре функциональных элемента.
Целеполагание - процесс выработки ожидае¬мого результата предстоящего поведения. Цель представляет собою определенный образ результата, который должен получиться вследствие испол¬нения поведения. Цель - основа для управления поведением. Цель испол¬няет организующую функцию осуществления поведения. Нарушение цели разрушает любое поведение.
Ориентировочное поведение - это действия, в результате которых определяется ситуация и строится программа достижения цели. Ориентировочное поведение состоит в сличении конфигурации стимулов данной ситуации с моделями былых ситуаций, хранящихся в памяти и имевших место в прошлом опыте. Результатом ориентировочного поведе¬ния должно быть определение ситуации, уточнение цели и определение программы поведения при активизации памяти и прошлого опыта. Ориентировка является основой для организации всего поведения.
Построение плана достижения цели. Сличение типового плана, выбранного из памяти, с планом, действующим в данной ситуации, исполнение ко¬торого должно привести к достижению цели. Когда план составлен и приведен в готовность, мы говорим о намерении.
Действие и обратная связь. Управление сопровождается постоянным мониторингом ситуации в контексте места и времени, выбора момента и места для за¬пуска программы исполнения. Запуск всегда является некоторой реакцией на пусковой стимул. Управление предпо¬лагает обратную связь, которая состоит в регулировании поведения путем проверки соответствия исполняемого действия плану и, при необходимо¬сти, его корректировки. Оно также предполагает прекращение пове¬дения с момента, как полученный результат поведения стал соответство¬вать поставленной цели. Заметим, что любое поведение имеет встроенную систему управления, которая действует авто¬матически.
Перечисленные функциональные элементы присутствуют в любом поведении любого существа. Если же от¬сутствует хотя бы один из этих четырех функциональных элементов, то поведение организма, личности, группы, государства становится невоз¬можным. Поведение в этом случае распадается.

Подготовительная и исполнительная фазы поведения

Поведение проходит две фазы: подготовительную и исполнитель¬ную. Ориентировка, целеполагание, выбор и построение плана относятся к подготовительной части пове¬дения, а исполнение и регулирование, включая обратную свя¬зь, корректировку и прекращение - к исполнительной.
Главным организующим фактором и основой подготовительной фа¬зы поведения является доминирующая потребность, а для исполнительной фазы - цель. На подготовительной фазе строится информационная струк¬тура поведения. Под влиянием доминирующей потребности происходит определение ситуации и на этой основе продолжается целеполагание и синтез плана. Однако доминирующая установка может искажать опреде¬ление ситуации. Например, преобладающая потребность в безопасности или страх перед отравлением могут создать склонность определять пищевую ситуацию как угрожающую.
Угрожающий характер ситуации меняет функцию поведения. Ко¬гда мать говорит ребенку о том, что каша должна быть съедена и тарелка пуста, иначе ему сделают больно, то пищевое поведение немедленно приобретает защитную функцию. Еда становится защитно-оборонительным поведением. Внешне - еда, а, по сути - защита. Наложение одной ситуации на другую порождает псевдоповедение. Возможен и обратный вариант - наложение пищевой ситуации на социальную. Ребенок, к при¬меру, привык, что после обиды, дабы загладить вину и успокоить, мать его кормит. В данном случае на ситуацию обиды накладывается пи¬щевая ситуация, в результате чего эмоция обиды приобретает способность вызывать отделение желудочного сока. Это обстоятельство приводит к тому, что акт отделения сока приобретает не свойственную ему функцию защиты от обиды. Если это наложение повторяется достаточно часто, то обидчивый человек постепенно становится больным.
Если же мать желает, чтобы ребенок съел кашу и воздерживается от угроз, манипулируя ребенком посредством любви, то пищевой ситуации придается любовный смысл: «Покажи, как ты любишь маму!». В результа¬те еда приобретает функцию любовного поведения. Повторяю: внешне еда, а по сути - любовное действие. Последствия такого манипулирования приводят, в конечном счете, к привычке переедания.
Ориентировка
В основе любого поведения всегда лежит потребность. При актуализации последней из памяти вызываются типовые ситуации удовлетворения потребности в прошлом. В ре¬зультате сличения с прошлого опыта с текущим моментом происходит определение ситуации в настоящем.
Возбуждение потребности
Потребность возникает вследствие внутреннего и внешнего рассогласования. Внутренние стимулы вызываются рассогласо¬ванием между реальным состоянием организма и оптимальным, тре¬буемым состоянием. Это активизирует соответствующие рецепторы нервной системы и создает дискомфорт, который и называют потребностью. Например, недостаток пищевых субстанций в крови переживается как голод. Любая живая целостность переживает рассогласование своих элементов как не-благополучие. Рассогласование приводит к мобилизации энергии, которая направляется на устранение неблагополучия и достижение согласованно¬сти между ожиданиями и реальным состоянием организма.
Потребность может возбуждаться и внешними стиму¬лами при отсутствии внутреннего рассогласования. Хорошо сервиро¬ванный стол может и у неголодного вызвать желание поесть. Это проис¬ходит тогда, когда внешние рецепторы воспринимают некоторую конфигурацию стимулов (ключевых раздражителей), которые образуют модель ситуации, связанной с получением пи¬щевых удовольствий.
Любая потребность переживается в виде желаний, которые удовлетворяются в консуматорных действиях. (Консуматорными действиями на жаргоне психологов называются действия, связанные с удовлетворением потребности, например жевание и глотание при утолении голода. Этот термин введен для того, чтобы отличать такие действия от гедонистических, целью которых является получение удовольствия. Когда во время еды смакуют пищу, - с целью повышения удовольствия, - то это поведение принято называть гедонистическим. Таким образом, удовлетворе¬ние содержит косумматороное и гедонистическое поведение, соотношение которых для разных потребностей различно).
Понимание поведения и его функций сильно облегчается, если ситуация определяется в терминах того поведения, которое при этом возбу-ждается. Так, ситуация, вызывающая потребность в пище, является пищевой ситуацией, а активизирующая потребность в безопасности - ситуацией угрозы.
Акт определения ситуации
Выбор целей и планов их достижения определяется ситуацией, опытом и возможностями организма. Оценка ситуации является сущест¬венным функциональным элементом любого поведения. В зависимости от области знания употребляются различные слова для обозначения оценки ситуации. Это маркетинг в бизнесе, разведка в военном деле, диагно¬стика в лечении, обстановочная афферентация у физиологов, характеризующих поведение функциональной системы организма. Оценка ситуации большей частью происходит созна¬тельно.
Когда же поведение отработано до уровня навыка или привычки, оценка происходит автоматически, часто вне¬сознательно. При этом фаза возбуждения потребности может выпасть из поведения, а сама потребность как бы замениться эмоцией. Ориентировка завершается определением ситуации, ее оценкой. Функцией акта определения является запуск дальнейших этапов поведения: выбор конкретного типового плана, его адаптация к данной ситуации и создание намерения.
Цель действия
Итак, цель возникает под влиянием потребности еще до начала поведения, вследствие возбуждения потребности. Цель - это, чаще всего, образ ре¬зультата, существующий в представлении.
Большинство человеческих целей существуют в виде устойчивых представлений о ценностях, элементы которых включаются в цели поведения. Такие цели, как вступление в брак, поступление в инсти¬тут, зарабатывание денег, забивание гвоздя в доску, купля или продажа, стандартны, и отличаются только тем, каким способом и кем это делается. Современный человек имеет готовые, признаваемые или даже отвергаемые культурой и законом представления о целях, которые он заимствует из общественного сознания и превращает в собственную цель, создавая зако-нопослушное или преступное поведение.
Цели не всегда осознаются. На низших ступенях поведения ин-формация о цели существует в виде некоторой нервной модели, формируемой акцептором результата действия. Мы не осознаем целей действия нашего желудка, когда он выделяет сок, или целей акта сокраще¬ния сердечной мышцы.
Привычки, как хорошие, так и не очень, также осу¬ществляются на основе неосознаваемых нами целей
Функция цели
Цель в виде некоего "направляющего образа" формирует действие, обеспечивает синтез всех его функциональных элементов. Цель является основой интеграции про¬шлого опыта, ориентировки и компоновки программ, реализация кото¬рых приводит к ее достижению. Она также обеспечивает автоматиче¬скую регулировку и управление поведением по достижению цели.
Специфика действия в основном определяется целью и ситуацией. Пищевое поведение будет отличаться не только целями, но программами их достижения в зависимости от того, в каких обстоятельствах находится голодный человек, дома, на улице города, или на необитаемом острове. Наименование цели является также и названием поведения.
Цель и желание
Цель действия и желание его исполнения причинно связаны. Чаще всего бывает так, что не сама цель, а ее достижение является условием исполнения желания, а не наоборот. Моя цель купить продукты, чтобы я смог поесть. Мотивация же покупки - желание удовлетворить голод. Желание, таким образом, образует мотивацию действия. Если мы хотим есть, то это предполагает, что кроме покупки продуктов, мы можем совершать и иные действия, обеспечивающие удовлетворения желания, например, пойти в гости к хлебосольному другу. Запомним: цель направляет и координирует действие, а мотив указывает на желание, на то, ради чего оно совершается. Причем эти указания не очевидны. Некто приобрел редкую и дорогую книгу. Это может говорить о разных мотивах: чтобы читать, чтобы показывать дру¬гим и хвастаться или чтобы ее с выгодой перепродать. Дабы было легче распознавать мотивы, важно знать возможные и наиболее вероятные цели, которые преследует человек в данном обществе.
Виды целей в структуре поведения

Различают конечные и промежуточные цели в зависимости от размеров поведенческого цикла. На каждом этапе действия предполага¬ется возникновение результатов, которые могут рассматриваться как промежуточные цели. А тот результат, с достижением которо¬го действие прекращается, выступает как конечная цель. Принимая это во внимание, легче рас¬познавать смысл действий или деятельности.
Наш знакомый может думать, что мы просто пришли к нему пообе¬дать, поболтать о пустяках, но он не знает, что после обеда, прежде чем распрощаться, мы намерены занять у него деньги. Следовательно, цель визита - занять деньги.
Именно знание целей позволяет нам понять смысл действия, то есть пред¬полагать, какая потребность должна быть удовлетворена, каким образом и чем. Это, конечно, не исключает того, что специфика действия определя-ется еще и условиями, в которых оно происходит.
Цель определяется тремя условиями: потребностями, ситуацией, прошлым опытом деятельности в подобных ситуациях и опытом удовле-творения потребностей. В динамике зарождения цели можно выделить фазы: возбуждения потребности, ориентировки, целеполагания, синтеза программы достижения цели, управления поведе¬нием и удовлетворения потребности в результате достижения цели. Рас¬смотрим их по очереди.
Целеполагание
Возбуждение потребности делает организм чувствительным к определенным объектам окружающей среды, овладение которыми является условием определения ситуации и цели поведения, обеспечивающего удовлетворение потребности. Определение ситуации происходит вследст¬вие ориентировки, в которой активизируется память об удовлетворении данной потребности в прошлом, что позволяет выделить типовую ситуацию, характерную для данной потребности. Это также позволяет выде¬лить информацию о тех поведениях, которые были в прошлом результа¬тивны и определить цель.
Всякая потребность имеет некоторую устойчивую группу целей, каждая из которых определяет желательный результат поведения, создающий условия для удовлетворения этой потребности. Для по¬нимания поведения важно уметь классифицировать цели. Цели могут быть вещественными и невещественными.
При поиске рукописи мне нужно, "чтобы было светло". Чтобы повесить картину на стену, нужно, чтобы был вбитый в стену гвоздь. Здесь цели вещественны.
Большая часть человеческого поведения, по некоторым оценкам, порядка 80%, реализуется для достижения невещественных, нематериальных целей.
Невещественные цели могут быть разного класса, в зависимости от тех поведений, которые ими детерминируются. Для человека характерны цели, определяемые его социальным положением в группе, статусом и ролью. Потребность в сохранении статуса активизирует цель, связанную не с собственным поведением, а с поведением других, содержанием кото¬рого является, скажем, признание его начальником и готовности выпол¬нять его распоряжения. Иначе дело будет обстоять в случае активизации престижного поведения, в осно¬ве которого лежит потребность в повышении престижа. В этом случае целью является совершение некоторых действий, вызывающих восхище¬ние других членов группы. Например, пятиклассник Петька наловчился плевком точно за три метра попадать в цель, что необыкновенно подняло его престиж среди ровесников, хотя он учился плохо и классный руководитель считал, что эта цель абсурдна. Сколько у человека социогенных потребностей, столько и классов целей, достижение которых делают возможным их удовлетворе¬ние. Эти невещественные цели связаны со структурой отношений в группе.
Цели человека могут состоять в достижении определенного психического состояния. Цель любящего, например, может состоять в устра-нении сомнения, и она возбуждается потребностью в вере. Человек в этом случае совершает действия для достижения определенного душевного состояния, связанного со снижением сомнения. Такие цели могут трактоваться, соответственно, как защитно-оборонительные.
Цели, которые направлены на получение удовольствия ради само¬го удовольствия, можно назвать гедонистическими. Некто, к примеру, устраивает сцену ревности для того, чтобы уменьшить сомнение, убедиться в том, что его любят, так как объект ревности в страхе на¬чинает ярко демонстрировать свои чувства. Ожидание этих признаков любви в поведении жертвы ревности создает удовольствие, стимулирую¬щее повторение подобных безобразных сцен. Примеры разнообразных целей можно множить. Важно осознавать необыкновенное обилие и многообразие невещественных целей человека и понимать, что умение их распознавать – исключительно целесообразно для адекватного видения поведения людей.
План

Этот функциональный элемент действия представляет собою последовательность команд к исполнению операций, которые должны при-вести к достижению цели. После синтеза цели поведения эти команды осущест¬вляются сознательно. В процессе выработки навыка приобретается авто¬матизм плана, когда завершение одной операции является стимулом к за-пуску последующей операции вплоть до конечного результата, В тех слу-чаях, когда отработка поведения достигла уровня автоматического запуска плана, данное поведение стано¬вится привычкой, а план - его основой.
Планы носят иерархический характер, поскольку, как мы замети¬ли, поведение состоит из многих субповедений, каждое из которых запускается автоматически после завершения предыдущего элемента программы и зависит от его исполнения. Младенец, которому пощекотали ладонь, сна¬чала крепко охватывает палец и после завершения действия схватывания начинает подтягиваться. Соподчинение проявляется в том, что план на¬чинает исполняться только после команды "пуск", и сегмент программы, который берет управление на себя, включает входящие в него подпрограммы, а не наоборот. Сначала забивают гвоздь в стену, а потом вешают на нее картину.
Итак, команды, запускающие действия, организованные в определенную последовательность, и образуют план. После того, как план отра¬ботан, он действует автоматически. В этом случае все эти операции обра¬зуют целостный навык. План - это информационное образование. Он мо-жет быть закодирован, записан в вещественном объекте, как правило, в нервных клетках организма или на дискете компьютера. Структура плана не меняется от того, где он записан.
Более высокие ступени иерархии плана осознаются, а низшие, доведенные до автоматизма в процессе исполнения, могут и не осоз¬наваться. Синтез этих частей плана осуществляется на подсознательном уровне. Пианист, исполняющий "Апассионату", не держит в сознании от¬дельные движения удара пальцем по клавишам, которые он когда-то в детстве специально усваивал и тренировал сознательно. Навык как раз и состоит в том, что конец одного действия автоматически активизирует начало и цель последующего, в результате чего одно действие плавно переходит в последующее, не занимая внимания исполнителя.
Обучение действию всегда является синтезом новых планов, построенных на основе уже имеющихся более простых планов, которые в результате синтеза становятся субпланами. Комбинации этих простых планов способствуют возникновению новых. Таким образом, из относительно небольшого чис¬ла различных движений и операций может быть построено множество планов самых различных, сильно отличающихся друг от друга поведений. Природа и сознание работают экономно.
Программы, хранящиеся в памяти, существенно отличаются от действующих в данный момент планов. Они просты, коротки, стандартны, не связаны друг с другом и имеют признаки - вроде меток, с помощью ко¬торых легко распознаются в памяти и используются в синтезе новых планов при формировании намерения.
Намерение

План, готовый к реализации, становится намерением. Подготовка плана и его превращение в намерение осуществляется благодаря установ¬ке. Установка - это готовность действовать определенным образом (уже без раздумий, непосредственно после появления пускового стимула).
Установка производит настройку всей системы деятельности к исполнению выбранного плана: ясно представляется цель, возрастает чувст-вительность рецепторов к ключевым стимулам обстановки, концентриру¬ется внимание на пуске и начальной фазе плана действия.
Установка име¬ет и телесно-энергетическую поддержку. В нервную структуру, в соответст¬вующие мышцы и железы, вовлеченные в план, подкачивается и связывается энергия, которая должна освободиться в действии. Если созрела установка к акту агрессии, то все функциональные системы вовлекаются в нее, и в них происходят соответствующие энергетические и био¬химические изменения. То же самое можно сказать о любом намерении. Действующий план представляет собой осуществляющиеся намерения.
В одно и то же время может существовать несколько намерений, но реализуется одно из них. Ситуация угрозы может содержать два намерения: бегства или нападения. В зависимости от принятого решения, че¬ловек реализует либо программу избегания, либо прямого бегства, или же совер-шает агрессию - в зависимости от ситуации.

3 составляющие поведения человека в организации:

1. природа поведения. Поведение - осознанное действие, поэтому, чтобы понять природу поведения, необходимо знать, что такое сознание. Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, т.е. психологическая деятельность как отражение действительности. Накапливание Определенных знаний представляет собой процесс познания действительности. Это отражение действительности происходит в форме восприятий, мыслей, чувств, которые в совокупности составляют внутреннее содержание нашей жизни и называются переживаниями. Переживая те или иные явления окружающего мира, чело век получает определенную информацию, знание. Накапливание знаний отражает процесс познания.

Бессознательное или неосознанное чувство - это не непережитое чувство, а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Когда говорят, что человек по­ступает несознательно, это означает, что он не осознает не сам поступок, а последствия, которые он должен повлечь за собой. Сознательность человека означает его способность осознавать объективную, общественную значимость своих целей и мотивов и руководствоваться именно ими. Осознание во всех случаях совершается одним и тем же путем, а именно через включение переживания совершаемого субъектом акта или события объективные предметные связи, его определяющие. Совокупность осознанных действий субъекта, обладающих характерной для него особенностью, которая повторяется в разных ситуациях, называется поведением Важнейшими элементами системы сознания являются способности и нормы. Из них вытекают потребности человека. Таким образом, структура сознания состоит из потребностей, норм и способностей, они бывают собственные и общественные. Единица поведения - поступок. Поступок - это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. И в основе поведения, и в основе деятельности лежит некий психологический феномен, называемый мотивом.

Системообразующие элементы структуры сознания: способности (это индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности), нормы, потребности (нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности). Самоопределение - процессы, происходящие в сознании, на пути от цели до принятия решения.



2. природа человека. Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой выделяется: направленность, характер, темперамент, способности. Темперамент - система природных ка­честв. Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Характер - синтез отношений и способов поведения. Каждая личность - это индивидуальность. Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Воля - это организатор поведения (воля регулирует созна­ние). Для совершения волевого акта необходимы целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность. Эмоции- это переживания личности, возникающие под воздействием определенны жизненных обстоятельств. На их основе образуются чувства как свойства личности: моральные (эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному); интеллектуальные (переживания, которые возникают у человека в результате его умственной деятельности); эстетические (возникают и развиваются при восприятии предметов искусства, красоты природы и пр.). Эмоции, мышление и воля человека зависят от его темперамента. Темперамент - самая общая характеристика нервной системы индивида, которая влияет на всю его деятельность. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. С качествами темперамента связаны его способности. Все это отражает характер человека. Характер не дается от природы, его можно изменить. Характер -совокупность основных психических свойств личности, от которых, прежде всего, зависит как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Среди множества черт характера личности ученые выделяют базовые (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению или самоорганиза­ции, уравновешенность, объективность) и системные (мировоззрение, убеждения, гражданская зрелость и пр.)



3. природа организации. Традиционно организацией называется объединение людей, работающих совместно для достижения определенных целей и задач. Любая организация вне зависимости от ее конкретное назначения имеет ряд общих параметров, среди которых основными являются: цели (конкретные показатели, к которым стремится организация в определенный период времени), организационная структура управления (форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами в соответствии с их функциями), внутренняя и вешняя среда, ресурсы (натуральные или природные, материальные и человеческие), нормативная и правовая основа (регламентируют поведение сотрудников и подразделений), организационная культура.

Фундамент организационной концепции основывается на том, что организации представляют собой социальные системы, которые формируются на базе учета взаимных интересов, а отношения менеджмента работников строятся на определенных экономических и этических принципах. Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения.

  • Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (Документ)
  • Картышева С.И. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена (Документ)
  • Шпоры-Тест-экз Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи (Шпаргалка)
  • Ермасова Н.Б. Деньги, кредит, банки. Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Панина З.И. Возрастная анатомия и физиология (Документ)
  • Ответы на экзаменационные вопросы по истории искусств (Шпаргалка)
  • Ответы на вопросы по дисциплине Теоретические основы теплотехники (техническая термодинамика) (Шпаргалка)
  • Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Горбунова М.Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. Часть 2 (Документ)
  • Шпоры по дисциплине Гидропневмопривод (Шпаргалка)
  • n1.docx

    Выделение в онтогенезе

    Почки новорожденного имеют признаки морфологической и функ-циональной незрелости. Диаметр клубочков небольшой, извитые ка-нальцы невелики, а петли Генле недоразвиты. Количество же клубоч-ков на единицу поверхности у новорожденного в 5-7 раз больше, чем у взрослого. Это позволяет почкам ребенка поддерживать водно-со-левой гомеостаз, но только при условиях покоя организма и при сба-лансированном питании и водопотреблении. В экстремальных ситуа-циях, например при некоторых заболеваниях, детские почки менее надежны, чем взрослые, что может привести к сдвигам гомеостаза. В возрасте от 1 года до 3 лет выделительная функция развивается про-порционально увеличению размеров тела. Работа почек становится более эффективной, но система выделения по уровню развития еще отстает от системы выделения взрослого человека.


    1. Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.

    2. Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.

    Высшая нервная деятельность выделяется среди других физиоло-

    гических функций тем, что она связана с явлениями психической

    жизни человека. В то время как низшая нервная деятельность осуще-

    ствляет рефлекторную регуляцию внутреннего состояния и функцио-

    нирования различных частей организма, высшая нервная деятельность

    обеспечивает целесообразность поведения в меняющихся условиях

    жизни: обучение и формирование сознания. Высшая нервная дея-

    тельность развивалась на основе физиологического механизма обра-

    зования временных связей.

    Рефлекторные реакции, которые могут обеспечить существование

    организма лишь при относительном постоянстве окружающей среды,

    получили название безусловных рефлексов. А так как условия сущест-

    вования организма очень сложны и изменчивы, то приспособление

    его к среде должно обеспечиваться при помощи другого вида реак-

    ций, которые позволили бы организму адекватно реагировать на все

    изменения окружающей среды. Такими реакциями являются услов-

    ные рефлексы. Условный рефлекс представляет собой индивидуально

    приобретенные системные реакции человека, возникающие на осно-

    ве образования в центральной нервной системе временной связи ме-

    жду условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом.
    13.1. Виды условных рефлексов
    Для образования условных рефлексов необходимо, чтобы: дейст-

    вие условного раздражителя совпадало во времени с действием раз-

    дражителя, вызывающего безусловный рефлекс; условный раздражи-

    тель был физиологически более слабым, чем безусловный; действие

    условного раздражителя предшествовало действию безусловного. Услов-

    ный рефлекс может осуществляться только при нормальном состоянии

    коры головного мозга и при отсутствии посторонних раздражителей.

    Условный рефлекс характеризуется следующими признаками: он

    имеет приспособительный характер и делает поведение особенно

    пластичным, приспособленным к конкретным условиям; образуется при участии коры головного мозга; носит приобретенный характер

    и является индивидуальным; имеет сигнальный характер, т.е. всегда

    предшествует возникновению безусловного рефлекса.

    Выделяют следующие группы условных рефлексов:

    По подкреплению: положительные (подкрепляемые) и отрицатель-

    ные (тормозные, неподкрепляемые, которые не только не вызывают

    соответствующей реакции, но и тормозят ее);

    По биологическому значению: витальные (пищевые, оборонитель-

    ные, регуляции сна), зоосоциальные (половой, родительский, терри-

    ториальный), рефлексы саморазвития (исследовательский, игровой,

    имитационный);

    По особенностям подкрепления: рефлекс первого порядка, рефлекс

    второго порядка и т.д.;

    По качеству условного сигнала: экстероцептивные дистантные (зри-

    тельные, слуховые), экстероцептивные контактные (тактильные, вкусо-

    вые), интероцептивные (механические, температурные, осмотические;

    образуются медленнее, чем экстероцептивные, а ответная реакция

    более диффузная);

    По характеру условного раздражения: естественные (образуются на

    естественные признаки безусловного раздражения - запах пищи)

    и искусственные (на любые другие условные сигналы; вырабатывают-

    ся медленнее и разрушаются легче, чем естественные);

    По структуре условного сигнала: условный рефлекс на простой раз-

    дражитель (звонок, свет), условный рефлекс на последовательный

    комплекс раздражителей, условный рефлекс на цепь раздражителей;

    По соотношению во времени условного и безусловного раздражителя.

    совпадающие, отставленные, запаздывающие.
    13.2. Механизм замыкания условного рефлекса
    Структура условного рефлекса представляет собой временную связь,

    замыкающуюся в пределах коры между центром условного раздражи-

    теля и клетками коркового представительства безусловного рефлекса.

    Считается, что замыкание временной связи осуществляется вста-

    вочными нейронами коры, но механизм его выяснен недостаточно.

    Морфологическое объяснение предполагает, что во время образова-

    ния условного рефлекса происходит рост отростков нервных клеток,

    устанавливающих новые межклеточные связи. Функциональное объ-

    яснение предполагает повышенную проводимость существующих

    Синапсов. Ведущим фактором в возникновении временной связи условного рефлекса считается изменение синтеза белка в клетке. Со-

    вместное возбуждение многих нейронов отражается на структуре РНК,

    в которой кодируется сигнальное раздражение. Подтверждением это-

    го является наличие «химической памяти». Предполагают также, что

    след памяти закрепляется на молекулах ДНК, которая сохраняет его

    дольше, чем быстро синтезируемая РНК.
    13.3. Условно-рефлекторная деятельность

    В онтогенезе
    У плода выработать условный рефлекс невозможно. Даже у недоно-

    шенных детей условный рефлекс отмечается лишь в возрасте 1,5-2 ме-

    сяцев. У новорожденного ребенка к концу 1-й недели жизни возника-

    ет первый условный рефлекс на время кормления. За 30 мин до корм-

    ления у ребенка обнаруживается лейкоцитоз и усиление газообмена,

    затем ребенок просыпается. К концу 2-й недели появляется условный

    сосательный рефлекс на «положение для кормления». Затем образу-

    ются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители,

    позднее - на кожно-тактильные и зрительные раздражители. Услов-

    ные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются зна-

    чительно труднее, чем у детей старшего возраста. В первом полугодии

    жизни условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем в период

    новорожденное™, и становятся более прочными. Условно-рефлек-

    торная деятельность в возрасте от года до 3 лет характеризуется не

    только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формирова-

    нием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время,

    чем у взрослых. У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество

    условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности,

    окраски предметов. Этот вид условных рефлексов является основой

    понятий,- Системы условных связей, выработанные в это время, отлича-

    ются особой прочностью. Большинство из них сохраняет значение в те-

    чение всей жизни человека. В возрасте 3-5 лет совершенствуется услов-

    но-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических

    стереотипов. Возрастная группа 7-11 лет характеризуется быстрым

    упрочением условных рефлексов, их устойчивостью к внешним воздей-

    ствиям. В это время при образовании рефлексов на комплекс после-

    довательно действующих раздражителей условная реакция вырабаты-

    вается сразу на весь комплекс. В 12-18 лет существенно изменяется

    условно-рефлекторная деятельность подростков. В 13-15 лет ско- рость образования условных рефлексов на непосредственные (зри-

    тельные, звуковые и тактильные) раздражители возрастает, в то время

    как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы

    затруднен. В 17-18 лет нормализуется высшая нервная деятельность,

    организм считается созревшим.


    1. Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей.

    2. Ощущение, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.

    3. Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков.

    4. Мотивация, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.

    5. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей.

    6. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.

    7. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.