Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки. Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки Указание производителя по 223 фз

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные. Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки. Главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.

Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение - если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.

Электронные площадки: почему никто не готов

Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.

Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.

Юрист Art De Lex Анна Большакова

Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:

  • нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
  • в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
  • если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.

Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант - формула определения цены договора и ее максимальное значение.

223-ФЗ+44-ФЗ=?

По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.

Главная тенденция - сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.

Партнер DS Law Мария Калинина

Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».

Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, - поделилась Калинина. - Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».

Специалисты нашего центра готовят требования к применяемым материалам при ремонте или строительстве, задают минимальные и максимальные значения характеристик закупаемых товаров, оборудования, запасных частей, продуктов питания.

Работаем с соблюдением действующего законодательства РФ.

Все запрашиваемые характеристики соответствуют требованиям ГОСТ, ТУ и прочей нормативно-технической документации.

Стоимость требований к товарам или материалам от 5000 рублей.

Эта услуга комплексная и включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка технического задания с подробным описание запрашиваемых функциональных и характеристик применяемых материалов или закупаемых товаров. К заданию обязательно прилагается подробная инструкция толкований терминов, знаков и т.п.
  2. Заполненная первая часть заявки для участия в электронном аукционе.
  3. Ответы на запросы , поступающие от других участников – при наличии таковых.
  4. Составление протокола рассмотрения первых частей заявок , т.е. проверка все форм участников изъявивших желание принять участие в аукционе, с подробным описанием причин отклонения и допущенных ошибок. Этот этап самый важный, именно от него и зависит дальнейший ход событий. При качественном описании допущенных ошибок вероятность обращений в ФАС со стороны отклоненных участников снижается, а в большинстве случае стремится к нулю.
  5. В случае, если кто из отклоненных участников обратился в инспекцию то наши опытные юристы готовят грамотный отзыв . В юридическом отделе нашей компании работают только опытные юристы с большой практикой защиты интересов заказчиков.

Мы даем гарантию, что подготовленный нами аукцион достанется только Вам!

Электронные закупки занимают ведущее место в хозяйственной деятельности большинства организаций, а некоторых случаях являются единственным источником заказов. Предприниматели со всей России участвуют в госзакупках на различных площадках, выигрывая объекты финансируемые из различных бюджетов (местный, региональный, федеральный и т.п.). Количество фирм ежедневно увеличивается, открывается все больше и больше новых ИП, ООО, ОАО и другие аналогичные правовые формы и конкуренция в секторе государственных закупок возрастает. С одной стороны это выгодно государству в целом, ведь чем больше предложений тем меньше затрат на исполнение тех или иных работ, а с другой стороны это приводит к ухудшению качества, увеличению числа брошенных объектов и еще огромный перечень иных сопутствующих проблем. В настоящий момент на законодательном уровне закреплена обязанность Заказчиков предъявлять требования к применяемым строительным материалам, закупаемым продуктам питания, запасным частям на обслуживание автомобилей, медикаментам, оборудования и многое другое.

Ст. 66 44 ФЗ « О контрактной системе…»: Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию о конкретных показателях , соответствующих значениям, установленным документацией о аукционе .

Ст. 33 : Описание объекта закупки должно носить объективный характер и указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Это означает, что госзаказчик имеет право запросить товары с потребными ему свойствами. Однако стоит отметить тот факт, что по причине частых злоупотреблений данным положением закона, были введены понятия Избыточные требования, которых необходимо избегать, дабы не нарушать Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ» и не привлекать к себе внимание со стороны Антимонопольной службы. Соблюдение ГОСТ стало обязательным для всех, а вот иные требования, необходимо обосновать, прежде чем их можно предъявлять.

При разработке технического задания и описании запрашиваемых параметров объекта закупки мы всегда используем требования ГОСТ и технических регламентов, дабы исключить вероятные претензии со стороны надзорных органов. Наши задания выполнены в рамках действующего российского законодательства.Готовим документы в рамках 44 ФЗ "Контрактная система" и 223 ФЗ "Закупка отдельными видами юридических лиц"

Обратившись к нам однажды, Вы навсегда останетесь нашим клиентом.

С нами удобно!

Заказать услугу можно по телефону компании или написав письмо на нашу электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Важным этапом любой закупки является грамотное написание технического задания. Сформировать его требуется, во-первых, в соответствии с собственными нуждами, а, во-вторых, в рамках закона. Как гласит , Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристику товара, но с некоторыми ограничениями.

Если Заказчик решил обойти закон и совершил нарушение, то придется поплатиться, выложив немалую сумму при уплате штрафа.

Многочисленные поправки регулярно претерпевает законодательство о закупках. Апрель 2016 г. не стал исключением, Заказчики столкнулись с тем, что несколько изменились правила, по которым необходимо осуществлять описание объекта закупки. Однако, это небольшое нововведение весьма значительно усложнило действия Заказчика.

Произошло это неприятное событие ввиду опубликования и вступления в силу закона о стандартизации. Это повлекло за собой необходимость последующей корректировки законов о закупках. Так, теперь обязательное требование – использовать в работе документы нацстандартов и все что связано с техрегулированием.

Итак, давайте вспомним основные правила, которыми необходимо руководствоваться.

Новшества в описании

Апрель 2016 запомнился многим Заказчикам тем, что в это время был принят закон № 104-ФЗ, который внес свою лепту в некоторые законодательные акты РФ освящающие вопросы стандартизации. Соответственно возникла необходимость в изменении законов касающихся закупок.

Теперь сотрудникам Заказчиков и без того заваленными бумажной работой, которую необходимо выполнять строго в определённый законом срок, дабы не нарваться на штрафы со стороны всевозможных контролирующих органов придется еще и штудировать законодательство, посвященное техрегламентам, ГОСТам, нацстандартам.

Попробуем разобраться каким образом поменялось законодательство. Что придется изучить, чтоб не пополнить бюджет штрафом и проанализируем решения по различным ситуациям, связанным с включением или наоборот не включением ГОСТов, ТУ и прочего в документацию.

Для начала немного нововведений в закон о закупках юрлиц, теперь при осуществлении всевозможных процедур в рамках него, чтобы угодить контролирующим органам и облегчить жизнь потенциальным участникам, но усложнить свою, сотрудникам, занимающимся закупками, в разрабатываемую документацию требуется включить следующее:

Сведения эти указываются в случае, если объект закупки подпадает под действие законов РФ о стандартизации, то есть имеется соответствующий техрегламент или нацстандарт.

44-ФЗ так же претерпел изменения. Как разъяснил нам Росстандарт в своем письме от 30 января 2017 г. при описании объекта закупки обязательно использовать показатели, установленные техрегламентами и нацстандартами либо в случае отступления от них в ту или иную сторону обязан обосновать такое отступление.

Техрегламент и нацстандарт. Есть ли разница в понятиях

Изменения в законы и подзаконные акты касаемые закупок вносятся с весьма регулярно, чуть ли не каждый месяц. Сотрудникам Заказчика, входящим в контрактную службу или отдаленно занимающимися закупками, приходится постоянно проводить мониторинг законодательства, чтобы успеть за бесконечными нововведениями.

Причем нужно регулярно перечитывать не только то, что напрямую связано с закупками. Так, законодатель внес очередные дополнения , теперь работникам придется еще и научиться разбираться в «техрегулировании и стандартизации», дабы уметь отличить нацстандарт от техрегламента.

Прочесть придется ряд законов и прочих документов, а именно: закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г., нам он расскажет о техрегулировании и № 162-ФЗ от 9.06.2015 г., тут все о нацстандартах. Также придется регулярно читать всякие ГОСТы и СНиПы, если описываемый объект закупки подпадает под регулирование вышеназванных законов и ГОСТОв.

Разберемся подробнее в определениях нацстандартов и техрегламентов.

Определение техрегламента закреплено законодателем в 184 законе. Он гласит, что документ, который был принят международным договором РФ и ратифицирован в установленном порядке и является техрегламентом. А отражены в нем требования, что немаловажно, обязательные для применения всеми, к объектам техрегулирования, но в основной массе к различным видам безопасности.

В свою очередь определение нацстандарта содержит 162 закон. Там законодатель закрепил следующее, национальный стандарт, документ, который был разработан участником по результатам проведенной экспертизы в техническом комитете по стандартизации. В нацстандартах отражаются не только правила, но и принципы, относительно стандартизируемого объекта, а также его общие характеристики. Использовать нацстандарт или нет в работе – дело добровольное (ст. 26 закона о стандартизации).

Так возможно ли не ошибиться, не нарваться на штраф, не потерять время на разбирательства в суде?

ГОСТ и ТУ. Как не ошибиться

1 августа 2016 года МЭР выпустили свои очередные разъяснения, в письме № Д28и-2011 пояснило свою точку зрения о ГОСТах и ТУ. Ведомство считает, в случае, при принятии решения Заказчиком, по указанию или ссылке в документации на какой-либо ГОСТ, без подробного описания, расшифровки характеристик, нарушений 44-ФЗ нет, поскольку нацстандарт утверждается федеральным органом исполнительной власти, о чем указывает нам 5 пункт 2 статьи Закона 162-ФЗ. Но, если сослался на ТУ, то добавить подробное описание этих самых ТУ, он обязан.

Конечно поступать или не поступать в соответствии с разъяснениями дело Заказчика, но наверно не мешает перестраховаться и в случае ссылки на ГОСТ тоже не полениться и расписать характеристики и в этом случае.

С указанием номера ТУ тоже могут возникнуть трудности. Заказчик рискует нарваться на штраф, указав его, размер его находится в диапазоне 10 000 - 50 000 рублей. А зависит штраф напрямую от начальной цены, о чем говориться в статье-7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Определенный номер ТУ это конкретные характеристики «конкретного товара», то есть по сути является своеобразным способом прописать марку, но без ссылки на товарный знак. Такой позиции придерживается и контрольный орган, так в решении ФАС от 15 сентября 2014 г. по делу № 44-1731/14 Заказчик был признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ за указание номера ТУ изделия.

Требования «выше ГОСТовских»

Так же следует с осторожностью использовать в документации показатели превышающие требования ГОСТов. Если все-таки Заказчик по каким-то параметрам вышеназванные требования превысил, то обязан обосновать данное решение. Иначе штраф неминуем. Так, 12 мая 2015 г. ФАС вынес решение № 75с/15, в котором признал виновным Заказчика, который по некотором позициям вышел за рамки ГОСТовских показателей и установил их выше. Закупка аннулирована.

Требования «ниже ГОСТовских»

Есть такие Заказчики, которые наоборот в силу своих возможно «корыстных» интересов, занижают показатели, указанные в ГОСТах. Так, в решении ФАС от 9 июня 2016 г. по делу № 06/1032-16 Заказчик был признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ, поскольку установил показатели отличные от показателей, установленных стандартом, занизив их, а аргументированных пояснений, которые бы объясняли снижение характеристик предоставлено не было.

Ответственность за указанное нарушение определена в части 4.2 статьи-7.30 КоАП и предполагает штраф в размере 3000 рублей.

Исключаем риски при описании объекта закупки

Обобщив все вышесказанное, разработаем некий алгоритм действий дабы избежать ошибок при описании, ведь даже незначительное, по нашему мнению, отступление от требуемых норм, контрольный орган может расценить как серьезное нарушение.

Итак, с чего же следует начать сотруднику контрактной службы Заказчика дабы избежать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть, если вдруг нагрянет проверка или поступит жалоба от участника.

Перед началом работы по описанию объекта закупки в первую очередь необходимо открыть сайт Росстандарта и просмотреть раздел «Техрегулирование».

Если соответствующий регламент имеется, то описать объект закупки необходимо в соответствии с ним, конкретизируя каждый показатель. Тут необходимо помнить, что ссылаться можно только на действующие документы. Проверить действующий или нет лучше всего на официальном сайте Росстандарта.

30 января 2017 г. Росстандарт в своих разъяснениях пояснил, что при описании объекта закупки сотруднику Заказчика необходимо иметь актуальный нацстандарт или регламент, если по каким-то причинам найти подходящий документ не получилось, то возможно обратиться к оператору Фондов с просьбой предоставить такой документ.

Все предугадать невозможно и может возникнуть ситуация, что по каким-то причинам сотрудник Заказчика при описании объекта закупки принял решения выйти за рамки ГОСТовских, тогда он обязан обосновать данное отступление в документации.

Таким образом, эти несколько сложных и трудоемких шагов, которые предстоит совершить сотруднику Заказчика в ходе описания закупки, в дальнейшем, помогут избежать вопросов, и что немаловажно штрафов со стороны контролирующих органов.


Описание объекта закупки (техническое задание, ТЗ) — это очень важный документ в составе тендерной документации. Здесь содержится непосредственно описание самой потребности заказчика (то есть закупаемого товара, работы или услуги). В этом описании обязательно должны присутствовать:

  1. Требования к продукции, технические характеристики, выражаемые в конкретных показателях.
  2. Указание на положения норм технических регламентов и других документов, требованиям которых должна соответствовать продукция.
  3. Информационная карта документации, позволяющая ориентироваться в ее содержании.

Опираясь на составленное заказчиком описание объекта закупки, вы будете формировать свое предложение в ответ на его потребность. Также из технического задания вам будут известны детали проведения конкретного тендера, среди которых:

  • требования к участникам закупок;
  • требования к документации, которую необходимо предоставить участникам закупок;
  • инструкция по заполнению заявки на участие;
  • непосредственно способ проведения закупки.

На практике заказчики иногда подходят к составлению описания закупки не совсем стандартно, «творчески». Такое можно встретить, когда заказчик желает видеть в изначально конкурентной процедуре только «своих». Последствием такого «творчества» является то, что такую завуалированную закупку сложно найти по стандартным поисковым запросам. И оно неудивительно, ведь:

  • вместо «Автомобильных шин» может быть указано «Устройство для обеспечения качения автотранспортных средств»;
  • в слове «Молоко» буква «о» может быть набрана заказчиком не кириллицей, а латиницей;
  • и другие подобного рода случаи.

Чтобы находить такие закупки, рекомендуется пользоваться специальными сервисами, например, сервисом СТАР . Благодаря «умному» морфологическому поиску и возможности искать непосредственно в тексте закупочной документации СТАР находит даже то, что скрыто.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сформулировать несколько рекомендаций:

  • используйте правильные инструменты поиска — специализированные информационно-аналитические сервисы, а не просто бесплатные «поисковики по умолчанию»;
  • всегда внимательно читайте и заранее анализируйте закупочную документацию, делайте это до подачи заявки на участие в процедуре;
  • также можно воспользоваться услугой сопровождения поставщиков , такая услуга доступна на электронной площадке РТС-тендер. Она включает в себя: комплексное сопровождение подачи заявки на участие в закупках, поиск и мониторинг закупок, сопровождение работы на площадке, анализ закупочной документации, подготовку запроса о разъяснении положений извещения, документации.

Если же вы подготовили и отправили заявку самостоятельно, а заказчик ее отклонил и сделал это (по вашему мнению) неправомерно, то можете воспользоваться сервисом ПРОФИ . Функционал этого сервиса позволяет:

  • грамотно составить жалобу в ФАС таким образом, чтобы ее не отклонили по формальным признакам;
  • отправить жалобу в режиме онлайн.

Понятие "эквивалент" по 223 ФЗ применять с 01.01.2018 или с 01.07.2018? Новый отчет по договорам размещать с 01.01.2018 или с 01.07.2018?

Ответ

Понятие «эквивалент» и новый ежемесячный отчет будет введен к исполнению в рамках Закона № 223-ФЗ с 1 июля 2018 года .

Обоснование
10 главных изменений в Законе № 223-ФЗ

4. Переняли нормы из контрактной системы

Документацию о закупке надо разрабатывать во всех конкурентных способах, кроме запроса котировок. Весь документооборот в электронных закупках, от подачи заявки до проектов протоколов, ведут на площадке. Для этого используют усиленную квалифицированную электронную подпись.

Описывать в документации объект закупки надо по аналогии с Законом № 44-ФЗ. Заказчики указывают функциональные, технические, качественные и, если необходимо, эксплуатационные характеристики закупаемого. Нельзя указывать на товарный знак, страну происхождения, фирменные наименования и требовать всего, что ограничит конкуренцию. Но при этом позволили поступать так, когда нет другого способа точно и четко описать предмет закупки.

Каждый случай, когда используют товарный знак, надо сопровождать словами «или эквивалент». Правило не действует, когда:

· закупают запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию;

· товар нужно совместить с другими, которые использует заказчик;

· закупкой исполняют контракт по Закону № 44-ФЗ;

· условие противоречит международным договорам или договорам, в которых заказчики выступают исполнителями.

Чтобы провести конкурентную закупку, необходимо создать комиссию. Отменить конкурентную закупку можно будет до того, как закончилась подача заявок. После этого — только если возникнут обстоятельства непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Договор после конкурентной процедуры заключают не раньше 10 дней и не позже 20 дней после того, как разместили в ЕИС итоговый протокол.

5 дней дали, чтобы заключить договор после того, как ФАС вынесет решение по жалобе или орган управления одобрит договор.

Где искать: пункты 3 и 4 статьи 3 Закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ

5. Изменили перечень ежемесячных отчетов

До 10-го числа месяца, следующего за отчетным, надо размещать в ЕИС данные о количестве и стоимости договоров с единственными поставщиками после несостоявшейся конкурентной закупки. В отчете обо всех договорах нужно учесть и те договоры, сведения о которых в ЕИС не размещают.

Не надо будет отчитываться каждый месяц о договорах, которые заключили с малым и средним бизнесом.

Договоры с единственными поставщиками стоимостью выше 100 тыс. руб. (выше 500 тыс. — для тех, чья выручка за прошлый год больше 5 млрд руб.) размещают в реестре договоров.

Где искать: пункт 9 статьи 3 Закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ

Почему можно не спешить применять последний блок изменений

Самый масштабный пакет поправок — Закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ — в целом вступает в силу с 1 июля 2018 года. Но при этом оговорили, что свои положения о закупке заказчики должны привести в соответствие с его редакцией, утвердить и разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. Заказчиков, которые этого не сделают, признают не разместившими положение.