Законодательство рф об оказании государственных услуг. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Государственных и муниципальных услуг

Согласно Федеральному закону 210, каждый гражданин имеет право подать заявление в государственное, федеральное или муниципальное учреждение для решения определенных вопросов. Учреждения же имеют право рассмотреть и принять решение об отказе или принятии и согласии на выполнение услуги.

Описание ФЗ 210

Федеральный закон об организации предоставления государственных услуг принят Государственной Думой 7 июля 2010 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года. Последние изменения были в него внесены 28 декабря 2016 года. имеет 7 глав и 30 статей. Этот закон регулирует правоотношения между гражданами и органами исполнительной власти, государственными и федеральными органами при предоставлении услуг.

  • Первая глава описывает общие положения закона. Описаны цели, задачи и сфера действия, на которую этот закон распространяется. Дан список понятий и терминов, использующихся в законе и их определения. Написано по каким принципам работают государственные органы, какие у них обязанности и права граждан при получении услуг;
  • Во второй главе оформлены основные требования и условия, при которых граждане могут получить услугу. Дан список требований к правоотношениям и взаимодействиям между сотрудниками органов и гражданами, обращающимися к ним. Описаны условия оплаты государственных пошлин и отдельных дополнительных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами. Описаны и требования предоставления и оплаты услуг, являющихся обязательными для граждан. Описан учет и записи в реестр, а также требования к организациям, предоставляющим услуги. У второй главы есть подпункт, в котором написано, что гражданин имеет право подать письменную досудебную жалобу на решение или действие сотрудников органов;
  • В гл. три описан регламент для государственных и муниципальных органов, условия разработок проектов, требования к структуре административных регламентов и т. д.;
  • В четвертой гл. описаны особенности предоставления услуг гражданам от муниципальных и государственных органов в многофункциональных центрах. Дан список прав, обязанностей и полномочий сотрудников таких центров. Описана ответственность работников центров при нарушении прав граждан или при нарушении условий и требований предоставления услуг;
  • В пятой описана система информационных технологий и технологий телекоммуникационной связи, которые используют сотрудники органов и центров. Предоставлен список требований, форма учета и описан вид реестра, порядок внесения граждан в списки и т. д.;
  • Шестая глава утратила силу, была отменена 28 декабря 2016 года. В ней описывалась выдача гражданам электронных карт;
  • В седьмой гл. оформлены дополнительные положения, даты вступления в силу настоящего закона, заключительные условия закона.

Согласно федеральному закону 210, предоставлять гражданам государственные и муниципальные услуги могут федеральные исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, административные местные органы, внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подробности о последних коррективах в ФЗ 143

Срок предоставления услуг согласно закону

Согласно ФЗ 210 об организации предоставления государственных услуг, в случае, если органы отказываются предоставлять паспорт гражданину, они обязаны в течение одного дня сообщить ему об этом и назвать или написать причину отказа. Отказ может быть отправлен лицу по электронной почте или в другом электронном виде.

Вам будет интересно: ФЗ об экологической экспертизой с последними изменениями на 2018 год. Ссылка

Срок принятия решения органами не должен превышать:

  • В течение одного месяца с момента подачи документов по месту жительства;
  • В течение четырех месяцев с момента подачи документов не по месту жительства;
  • В течение трех месяцев с момента подачи документов, если лицо обладает сведениями государственной важности или информацией о государственной тайне;
  • В течение трех рабочих дней с момента подачи документов при условии наличия медицинской справки с информацией о необходимости экстренного лечения гражданина за пределами Российской Федерации.

Сроки при оформлении паспорта гражданином или сроки отказа государственными органами:

  • Три дня с момента подачи документов, при условии наличия медицинской справки об экстренном лечении лица за пределами РФ;
  • 100 дней с момента подачи документов не по месту жительства;
  • 70 дней с момента подачи документов при обладании гражданином сведений государственной важности;
  • 20 дней с момента подачи документов по месту жительства.

При доплате и личном обращении в органы, паспорт может быть выдан в течение одного рабочего дня.

Последние поправки

Последние изменения были внесены в ФЗ о госуслугах 28 декабря 2016 года, при принятии Федерального закона номер 471. Самое важное изменение, произошедшее в том году, была отмена шестой главы. Также во второй статье, в пункте 6, исключили фразу «а также использование универсальной электронной карты».

В первой части первой статьи описана цель создания и принятия настоящего закона государством. Оформлена сфера, на которую этот закон распространяется, сфера предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляя исполнительно - распорядительные полномочия.

Согласно четвертой статье, основными принципами обслуживания граждан считаются:

  • Все услуги, предоставляемые государственными службами и организациями, должны быть правомерными;
  • Гражданин вправе получить услуги по электронной почте или в другом желаемом виде, если это соответствуют законодательству Российской Федерации;
  • Обращение в службу должно быть в форме заявления;
  • Каждый гражданин, включая лица с ограниченными возможностями здоровья, имеет право обратиться в органы по интересующим вопросам;
  • Взимаемая за обращение и выполненные задачи плата обязательно правомерна;
  • Вся деятельность, совершаемая и предоставляемая гражданам государственными, федеральными и муниципальными органами открыта, со свободным доступом.

Согласно шестому пункту седьмой статьи государственные и муниципальные учреждения вправе требовать от лиц следующие документы:

  • Паспорта, другие удостоверения личности, включая документы, удостоверяющие личность военнослужащего, иностранного лица или лица без гражданства. Это могут быть бумаги с видом на жительство или удостоверения беженца;
  • Данные статистики от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
  • Бумаги о постановке на воинский учет;
  • Ведомственные награды, полученные от государства, письменные благодарности, документы о премиях или знаки отличия;
  • Свидетельства о гос. регистрации актов гражданского состояния;
  • Бумаги или удостоверения о разрешении гражданину получить социальную помощь и поддержку;
  • Документы на разрешение использования и вождения особых, специальных транспортных средств;
  • Свидетельства медицинских или социальных экспертиз, выдаваемые государственными и федеральными учреждениями;
  • Технический осмотр и обслуживание транспортного средства;
  • Документы, определяющие права гражданина на владение недвижимостью, не зарегистрированные в Едином государственном реестре;
  • Регистрационные бумаги на транспортное средство;
  • Любые документы, выданные органами опеки и попечительства;
  • Бумаги, определяющие трудовой стаж, зарплату и трудовую деятельность лица, включая документы о случаях болезни или производственной травмы;
  • Учредительные бумаги юридического лица;
  • Свидетельства или удостоверения о прохождении военного обучения, получения образования, ученой степени и т. д.;
  • Любые документы, предоставленные в ходе судебных разбирательств, уголовных дел, судопроизводства и т. д.;
  • Бумаги из Архивного фонда Российской Федерации;
  • Справки из органов или организаций здравоохранения.

В восьмой статье написано, что государственные и муниципальные услуги предоставляются гражданам бесплатно. Однако, государственная пошлина может взиматься в виде налогов или сборов. Оплата госпошлины может быть произведена в соответствии с другими законами и правовыми актами Российской Федерации.

Скачать федеральный закон новой редакции

ФЗ о гос. услугах создан и принят государством для регулировки правоотношений граждан и государственных и федеральных учреждений. Лица могут ознакомиться со своими правами на получение услуг в описываемом законе. В нем также описываются процедуры и процессы, права и обязанности служб.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг
Статья 4. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг
Статья 5. Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг
Статья 6. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги
Глава 2. Общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг
Статья 7. Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 8. Требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг
Статья 9. Требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг
Статья 10. Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Статья 11. Реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг
Глава 3. Административные регламенты
Статья 12. Требования к структуре административных регламентов
Статья 13. Общие требования к разработке проектов административных регламентов
Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги
Глава 4. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 16. Функции, права и обязанности многофункционального центра
Статья 17. Обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Статья 18. Требования к соглашениям о взаимодействии
Глава 5. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 19. Общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг
Статья 20. Порядок ведения реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Статья 21. Порталы государственных и муниципальных услуг
Глава 6. Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт
Статья 22. Универсальная электронная карта
Статья 23. Электронное приложение универсальной электронной карты. Порядок подключения электронного приложения
Статья 24. Основы организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт
Статья 25. Порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан
Статья 26. Порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты
Статья 27. Порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты или замены указанной карты
Статья 28. Деятельность уполномоченной организации субъекта Российской Федерации и федеральной уполномоченной организации по организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты
Глава 7. Заключительные положения
Статья 29. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона
Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

3. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных и муниципальных услуг

3. В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя.

Статья 9. Требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг

1. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается:

2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг;

3. Размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, устанавливается федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных услуг, предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления.

Статья 11. Реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг

4. Реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации содержит сведения:

1) о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых государственными учреждениями субъекта Российской Федерации и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

4) иные сведения, состав которых устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Общие требования к разработке проектов административных регламентов

13. Экспертиза проектов административных регламентов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, проводится уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Экспертиза проектов административных регламентов, разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и проектов административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления, проводится в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

14. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

Статья 15. Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

3. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах может осуществляться исключительно в электронной форме.

Статья 20. Порядок ведения реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях ведения соответственно реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации и реестра муниципальных услуг в электронной форме вправе создавать региональные информационные системы и муниципальные информационные системы.

Статья 22. Универсальная электронная карта

2. В случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. В случаях, предусмотренных федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг.

Статья 23. Электронное приложение универсальной электронной карты. Порядок подключения электронного приложения

3. Региональные электронные приложения обеспечивают получение государственных услуг и услуг иных организаций в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

8. Высший исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определить перечень региональных и муниципальных электронных приложений, обеспечивающих авторизованный доступ к получению государственных, муниципальных и иных услуг.

14. Правила разработки, подключения и функционирования электронных приложений, указанных в части 8 настоящей статьи, и технические требования к ним определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и федеральной уполномоченной организацией.

Статья 24. Основы организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт

3. В целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет уполномоченную организацию субъекта Российской Федерации. Функции уполномоченной организации субъекта Российской Федерации могут выполнять юридические лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации на основании соглашений, заключаемых высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, Пенсионным фондом Российской Федерации. Несколько субъектов Российской Федерации могут определить в качестве уполномоченной организации субъекта Российской Федерации одно и то же юридическое лицо.

Статья 25. Порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан

3. Порядок подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Порядок доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 26. Порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, не подавшим в установленные сроки заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты

3. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок выдачи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации универсальных электронных карт в порядке, установленном настоящей статьей.

8. В случае, если гражданин в установленный частью 5 настоящей статьи срок не обратился с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты и (или) в установленный частью 6 настоящей статьи срок не направил информацию о выборе банка, данному гражданину выдается универсальная электронная карта с электронным банковским приложением банка, выбранного субъектом Российской Федерации из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, по итогам проведенного субъектом Российской Федерации конкурса. Порядок проведения конкурса по отбору банка (банков) устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

9. Порядок доставки универсальных электронных карт, в том числе лично гражданину, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 27. Порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты или замены указанной карты

3. Субъект Российской Федерации определяет порядок выдачи дубликата универсальной электронной карты и размер платы за выдачу такого дубликата.

4. Замена универсальной электронной карты осуществляется на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации на основании заявления, поданного гражданином в порядке, определенном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Порядок замены универсальных электронных карт в случае подключения новых федеральных электронных приложений либо региональных или муниципальных электронных приложений устанавливается Правительством Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральной уполномоченной организацией.

Статья 29. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

4. Установить, что в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в отношении пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона:

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

1) переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления;

6. Если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в субъекте Российской Федерации или в муниципальном образовании были выпущены и выданы гражданам универсальные электронные карты, электронные приложения которых полностью или частично совпадают с электронными приложениями, указанными в статье 23 настоящего Федерального закона, и указанные карты не приведены в соответствие с положениями статьи 23 настоящего Федерального закона, такие универсальные электронные карты подлежат погашению по истечении срока их действия, но не позднее 1 января 2014 года в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Глава 2.1. ДОСУДЕБНОЕ (ВНЕСУДЕБНОЕ) ОБЖАЛОВАНИЕ ЗАЯВИТЕЛЕМ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ УСЛУГУ, ОРГАНА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ УСЛУГУ, ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОРГАНА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ УСЛУГУ, ИЛИ ОРГАНА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ УСЛУГУ, ЛИБО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ

Глава 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫПУСКУ, ВЫДАЧЕ И ОБСЛУЖИВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее – Закон). В комментарии проанализированы социально-экономические причины принятия Закона, раскрываются наиболее значимые и противоречивые его моменты; приводятся примеры практического применения законодательных норм. Авторами исследовано большое количество норм смежного законодательства и подзаконных актов, положения которых в той или иной степени затрагивают сферу действия Закона.

Комментарий предназначен для практикующих специалистов, студентов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также иных субъектов – получателей государственных и муниципальных услуг.

При подготовке комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 21 июля 2014 года.

ВВЕДЕНИЕ

Результаты реформирования системы государственного и муниципального управления показали, что работа органов исполнительной власти по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в настоящее время осуществляется не на должном уровне, в то время как управление оказанием публичных услуг служит важнейшей составной частью управленческого процесса, т.к. именно через систему услуг обеспечивается качество жизни населения.

Качество жизни человека является важнейшим понятием, определяющим основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти и формирования государственной и муниципальной политики. Под качеством жизни понимается система показателей уровня жизни (например, безопасность, здоровье, обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, состояние окружающей среды, возможность получить образование, удовлетворять культурные и досуговые потребности, доступ к информации, возможность передвижения и т.п.), а также степень их удовлетворения <1>. Задача органов государственного управления и органов местного самоуправления в повышении качества жизни населения состоит в создании комфортной среды проживания и предоставления соответствующих публичных услуг. В этом смысле государственную и муниципальную политику можно рассматривать как систему мер, направленную на повышение качества жизни населения и комплексное социально-экономическое развитие территорий.

——————————–

<1> Участие населения в организации предоставления муниципальных услуг / Под редакцией А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов, 2008. С. 4.

Функция предоставления государственных и муниципальных услуг населению является первичной функцией в деятельности органов государственного и муниципального управления. Именно по качеству оказания публичных услуг жители оценивают эффективность деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления. Качество организации и предоставленных бюджетных услуг, а не своевременность и объемы бюджетного финансирования являются мерой оценки эффективности деятельности органов и должностных лиц государственного и муниципального управления. Так, например, Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 “Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов” установлены количественные и качественные показатели оценки деятельности органов местной власти.

Сегодня деятельность органов и должностных лиц государственного и муниципального управления направлена на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, выбор и использование оптимальных способов организации предоставления публичных услуг с учетом всех принципов и факторов, внедрение и развитие прогрессивных рыночных механизмов в сочетании с мерами социальной поддержки населения. Управление процессом организации и предоставлением государственных и муниципальных услуг является важнейшей составной частью государственного и муниципального управления.

Процесс организации предоставления публичных услуг, выбор наиболее объективных показателей оценки эффективности услуг и способов их оплаты, сочетание частного и бюджетного финансирования услуг в различных сферах общественной жизни, организация взаимодействия государственного, муниципального и частного секторов экономики при оказании государственных и муниципальных услуг являются ключевыми моментами искусства управления.

Рецензент: Зюзин Сергей Юрьевич – кандидат экономических наук, доцент, первый заместитель министра Министерства по делам территориальных образований Саратовской области – начальник управления по взаимодействию с территориями и выборными органами местного самоуправления.

Амелин Роман Владимирович – кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой прикладной информатики механико-математического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Автор (соавтор) более 20 научных и учебных работ.

Ведяева Екатерина Сергеевна – декан факультета экономики и менеджмента, доцент кафедры менеджмента Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО “Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова”, декан факультета государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат физико-математических наук, в сфере профессиональных интересов проблемы развития электронного правительства, оказание (предоставление) государственных и муниципальных услуг в электронном виде, организация предоставления государственных и муниципальных услуг и др.

Викулов Александр Михайлович – заведующий кафедрой, профессор кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор социологических наук. Независимый эксперт в конкурсных, аттестационных и других комиссиях органов исполнительной власти Саратовской области и территориальных органов федеральных органов государственной власти в Саратовской области. Участник рабочей группы по разработке ФЗ “Об общих принципах организации органов местного самоуправления”. Возглавлял областную комиссию по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления. Область научных интересов – государственное и муниципальное управление, федеративные отношения, местное самоуправление, технологии оценки эффективности деятельности органов власти, совершенствование организации государственной и муниципальной службы и др.

Григорьева Елена Александровна – помощник арбитражного управляющего, юрисконсульт ОАО “Оренбургская губернская компания”; автор ряда комментариев к федеральному законодательству в сфере судопроизводства, в том числе комментариев к ФЗ от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”; ФКЗ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ “О дисциплинарном судебном присутствии” и др.

Гребенникова Анна Александровна – кандидат исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Является автором (соавтором) более 60 учебных пособий, в том числе: “Основы организации муниципального управления”, “Система государственного управления”, “История государственного управления и муниципального самоуправления России”, “Муниципальное право России” и др., а также ряда комментариев к федеральным законам, в том числе к ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Мокеев Максим Михайлович – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Поволжского института им. П.А. Столыпина ФГБОУ ВПО “РАНХ и ГС при Президенте РФ”, входит в состав рабочих групп при органах исполнительной власти Саратовской области по внедрению механизмов управления по результатам; стандартизации и регламентации государственных функций и услуг; оптимизации функций органов исполнительной власти; модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области.

Филатова Анна Валериевна – заместитель директора научно-исследовательского института Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Минюста России, профессор кафедры административного и уголовного права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, руководитель Центра независимой правовой экспертизы; автор (соавтор) более 100 научных и учебных работ.

Чаннов Сергей Евгеньевич – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедры служебного и трудового права Поволжского института им. П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Автор (соавтор) более 160 научных и учебных работ, в том числе опубликованных в ведущих российских издательствах и журналах, включенных в перечень ВАК, комментариев к федеральным законам. На постоянной основе оказывает консультационные услуги государственным и муниципальным служащим, а также выборным должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления как в Саратовской области, так и в других субъектах РФ, выступал в качестве эксперта по вопросам государственной службы и местного самоуправления для различных организаций, участвовал в подготовке документов нормативного характера для органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе Администрации Президента РФ, Правительства Саратовской области, администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области и др.

ФЗ-210 регулирует взаимоотношения, возникшие при оказании муниципального или государственного обслуживания. Согласно ФЗ-210 срок предоставления необходимой информации начинает отчисляться со дня подачи заявления. Закон регламентирует, что любой гражданин РФ может получить обслуживание на бесплатной основе.

ФЗ-210 был принят 7 июля 2010 года Госдумой РФ. Совет Федерации одобрил ФЗ-210 14 июля того же года. Вступил в действие закон 27 июля 2010 года.

Сфера действия ФЗ-210 заключается в регулировании отношений, которые возникают в процессе обеспечения граждан услугами государственного и муниципального характера.

Принципы ФЗ о госуслугах :

  • правомерность;
  • обращение в государственные службы для предоставления услуг в порядке очереди;
  • законность взимания гос пошлины;
  • открытость служб по предоставлению услуг;
  • доступность получения госуслуги лицам с ограниченными возможностями;
  • возможность получения услуг в электронном виде.

Физические и юридические лица обладают возможностью получать услуги муниципального и государственного характера в электронном виде, если это не запрещено законом.

Права заявителей:

  • приобретение госуслуг вовремя, согласно установленным рамкам в законодательстве РФ;
  • получение в электронном виде актуальной информации о процессе предоставления государственных услуг;
  • получение госуслуг в электронном или другом, предусмотренном законом, виде;
  • рассмотрение жалобы на процесс предоставления госуслуг в досудебном порядке;
  • получение муниципальных и государственных услуг в многофункциональных центрах.

В законе прописаны обязанности служб, предоставляющих госуслуги:

  • предоставление услуг согласно административному регламенту;
  • предоставление возможности заявителю получить госуслуги в выбранном им формате, если это не запрещено законом;
  • исполнять обязанности согласно ФЗ-210, административному регламенту и документам, которые регулируют отношения между сторонами во время предоставления госуслуг.

Срок предоставления услуг по ФЗ 210

Согласно ФЗ-210 срок предоставления услуг начинает свой отчет со дня подачи заявления.

Срок не должен превышать:

  • 1 месяц — если документы были поданы по месту жительства;
  • три рабочих дня — при наличии медицинской справки с указаниями врача об экстренном лечении за пределами РФ в связи с серьезным заболеванием;
  • 3 месяца — при выдаче паспорта заявителю, у которого есть допуск к секретным сведениям государственной важности;
  • 4 месяца — если документы подавались не по месту жительства заявителя.

Сроки оформления или отказа от оформления паспорта:

  • 3 дня со дня подачи заявления, при наличии медицинской справки о тяжелой болезни, требующей лечение за пределами РФ;
  • 20 дней со дня подачи заявления кандидатом по месту прописки;
  • 70 дней с подачи заявления кандидатом, обладающим информацией государственной важности;
  • 100 дней, если заявитель подает заявление не по месту жительства.

Если заявитель обращается лично, то паспорт должен быть оформлен в течение 1 дня.

В случае отказа в выдаче паспорта гос служащие должны не позднее одного дня сообщить об этом заявителю. Возможно получение отказа в электронной форме.

Скачать

ФЗ-210 состоит из 7 глав и 30 статей. Начинается закон с описания сферы деятельности и заканчивается датой его вступления в силу.

В статьях ФЗ-210 обозначены:

  • порядок предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • права и обязанности заявителя;
  • права и обязанности служб, предоставляющих госуслуги.

Для того, чтобы подробнее ознакомиться с главами ФЗ-210, скачайте его по .

Последние изменения ФЗ-210

Последние поправки в закон были внесены 3 июля 2016 года. Действовать ФЗ-210 с новыми изменениями начал 28 декабря 2016 года.

Согласно последней редакции закона изменения были внесены в п. 6 статьи 2, п. 13 ч. 6 статья 7, п. 15 ч. 6 статья 7, ч. 3 статьи 7.2.

Пункт 6 статья 2 ФЗ-210 — после последних изменений из пункта была убрана информация об использовании электронной карты универсального типа.

Пункт 13 часть 6 статья 7 ФЗ-210 — согласно новой редакции закона, в описание учредительных документов необходимых для юридических лиц было добавлено исключение. Учредительные документы не предоставляются для ведения кадастрового учета или регистрации прав на недвижимость на гос уровне.

Пункт 15 часть 6 статья 7 ФЗ-210 — после изменений из пункта была убрана фраза об имуществе и сделок с ним.

Часть 3 статьи 7.2 ФЗ-210 была дополнена сроком в 2 рабочих дня для подготовки и направления документов на предоставление услуги в межведомственный центр. Сокращение срока возможно, если процесс осуществляется на государственном уровне.

Статья 1 часть 1 ФЗ-210 регулирует отношения, возникающие при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Закон распространяется на организации, предоставляющие услуги.

Согласно последней редакции закона, изменения в статью не были внесены.

Статья 8 ФЗ-210 регулирует способы взимания платы за предоставление услуг. Согласно закону, они должны быть предоставлены заявителю на бесплатной основе. Порядок и размер взимаемой гос пошлины предусмотрены законодательством.

При последней редакции закона поправки в статью не были внесены.

Глава 4 ФЗ-210 регламентирует условия предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

Глава закона включает в себя статьи об:

  • особенностях предоставления;
  • права и обязанности сотрудников многофункциональных центров;
  • условия к соглашениям о совместной работе.

После последней редакции закона новых изменений в главу 4 не было внесено.

Статья 7 часть 2 закона №210 описывает документы, которые сотрудники госучреждений вправе требовать от заявителя для предоставления услуги.

Документы, обозначенные в статье 7, должны быть предоставлены в обязательном порядке:

  • паспорт гражданина РФ;
  • военные документы;
  • акт о наличии гос регистрации;
  • водительское удостоверение заявителя и другие.

В правовом акте обозначены условия, при которых работники гос структур не могут потребовать документы от заявителя.