Все о сертификатах на жилье для ветеранов. Жилье для ветеранов боевых действий Улучшение жилищных условий ветеранам вов

Воевавшие во времена Великой Отечественной войны за свою Родину и потомков граждане достойны огромного почета и уважения. В России ветеранов стараются поощрять, всячески поддерживать и выказывать почтение за их бесценный подвиг. Существуют материальные пособия, выплаты, субсидии для этих людей, льготы, материальная помощь, подарки к праздникам, бесплатные билеты на всяческие концерты, мероприятия и прочие привилегии, не говоря уже о табличках на дверях кабинетов всех инстанций, что ветеранов ВОВ пропускают без очереди.

Пожилым людям, прошедшим вторую Мировую войну, либо женам солдат, овдовевшим в результате этого страшного события, положен жилищный сертификат . Это мера социальной поддержки определенных групп населения направлена на улучшение жилищных условий граждан. Данный документ является государственной субсидией и дает право оплатить часть стоимости приобретаемой квартиры или дома. Для его получения необходимо считаться нуждающимся в улучшении условий жилья и , собрав определенный список документов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон от 12 января 1995 года описывает все льготы, преференции, субсидии и прочие выплаты , военных конфликтов и Великой отечественной войны. Здесь же предусматривается обеспечение обозначенных категорий лиц жильем или сертификатами на покупку объекта недвижимости.

Действие программ по регионам постоянно продлевалось Указами Президента РФ. Происходило это в 2008, 2010, 2015 годах. Финансируются данные субсидии из госбюджета, а распоряжаются ими регионы. Нуждающимися граждан признает специальная оценочная комиссия.

Что такое жилищный сертификат и условия его использования

Жилищный сертификат – это именной документ, имеющий юридическую силу и дающий владельцу право оплатить им часть стоимости какого-либо объекта недвижимости.

Такая бумага обычно выдается представителям отдельных категорий населения в рамках федеральных программ по улучшению жилищных условий.

Так как бумага именная, воспользоваться ей может только владелец . Продать, отдать, подарить, обменять или проделать с ней любую другую манипуляцию нельзя. Это будет считаться мошенничеством, что уголовно наказуемо.

Все ветераны Великой отечественной войны – люди пожилые, все старше 80 лет. В таком преклонном возрасте велик риск ухода из жизни, так и не успев оформить на себя квартиру по жилищному сертификату. В таком случае право владения имуществом пропадает. Переход владения родственникам (внукам или детям) невозможен.

Существует единственное исключение – это вдова ветерана. Супруга умершего владельца сертификата вступает в те же права. Даже если ее муж не становился при жизни в очередь на получение документа, она все равно может оформить его на себя.

Ветераны и их вдовы вправе рассчитывать на данный сертификат при определенных условиях :

Когда пенсионер при покупке объекта недвижимости укладывается в рамки сертификата, то заключенный с другим участником сделки имущественный договор представляется в местный орган самоуправления для перевода бюджетных средств на счет продавца.

Когда субсидия полностью не покрывает стоимость квартиры, приходится искать дополнительные деньги самостоятельно. Расплачиваться ветеран будет из двух источников.

Первым будет государственный жилищный сертификат на определенную сумму, а вторым станет собственный карман. В свою очередь можно дополнить оставшуюся часть средствами, взятыми в кредит в банке. Самому ветерану ни , ни обычный потребительский кредит оформлять не возьмутся в силу преклонного возраста. Вдруг он в ближайшее время умрет. Поэтому пенсионеры пользуются помощью молодых родственников, которые берут на себя обязательства по уплате ипотеки. Взамен старики завещают квартиру детям или внукам.

Денежная сумма по сертификату не подлежит налогообложению , а также с нее нельзя получить налоговый вычет. Обналичить документ нельзя, средства должны быть использованы строго по назначению, компетентные органы пристально следят за этим. Просроченный документ недействителен, после окончания срока его действия следует обратиться за новым.

Приобретенным жильем можно пользоваться на свое усмотрение: дарить, продавать, завещать, приватизировать, сдавать в аренду, прописывать кого угодно и т.п.

Кому положен

Государственные программы улучшения жилья помогают обзавестись личными квадратными метрами многим категориям населения :

Требования к кандидатам:

  • нуждается в улучшении жилищных условий – проживает в , жилая площадь на всех проживающих вместе членов семьи не дотягивает до учетной нормы на человека (12 м 2);
  • подходит под установленную категорию – является ветераном ВОВ или вдовой участника войны с соответствующим удостоверением;
  • не было намеренного ухудшения жилищных условий – продажа квартиры и переезд в более тесное жилье специально для получения субсидии, с момента сделки должно пройти минимум 5 лет.

Как это ни странно, но не каждый ветеран подходит под действие этой субсидии.

Сертификатом могут обладать следующие категории воинов:

Претенденты вправе выбрать два способа обеспечения жильем :

  • стать обладателем именного сертификата, по которому возможно оплатить лишь часть покупки квартиры;
  • получить .

Порядок получения

Необходимо помнить, что в рамках федеральной программы можно купить только пригодное для жизни жилье. Оно должно быть благоустроенным, в приличном состоянии, со всеми коммуникациями. Площадь должна соответствовать стандартному минимуму, то есть не меньше 36 м 2 .

Выдачей сертификатов занимаются субъекты РФ . Деньги по субсидиям берутся из Федерального фонда компенсаций, источником является федеральный бюджет.

Поиск жилья осуществляется самостоятельно, возможно привлечение родственников. Многие ветераны в силу своего преклонного возраста привлекают детей и внуков к этому вопросу, делают им официальную доверенность, оформляя ее у нотариуса.

Квартиру можно купить как на первичном, так и на вторичном рынке. Ограничений по этому поводу нет, общая стоимость тоже может быть любой. Главное, чтобы объект недвижимости соответствовал санитарным, противопожарным, инженерным, строительным нормам и не был теснее общепринятого минимума.

Перечень необходимых документов

При постановке на учет требуется предоставление следующей документации :

В зависимости от региона перечень бумаг может отличаться, так как строгого регламента по России нет. Представленный список является обобщенным.

Собранные документы ветеран или его доверенное лицо относит в местную администрацию , где специалисты примутся за рассмотрение заявки. На это уйдет приблизительно месяц, тогда пенсионера поставят в очередь на улучшение жилищных условий. Контролирующими органами будет проводиться всесторонняя проверка, могут даже посетить место, где в настоящее время проживает ветеран.

После проведения промежуточных мероприятий и вынесения положительного решения документы гражданина будут переданы в местный орган социальной защиты. Туда же после проведения имущественной сделки нужно будет предоставить данные продавца, чтобы перечислить сумму сертификата.

О выделении средств из государственного бюджета ветеранам Великой отечественной войны для покупки жилой недвижимости смотрите в следующем видеосюжете:

Обещание правительства обеспечить жильем ветеранов ВОВ до 2016 года так до конца и не реализовано. С момента принятия поправок к закону «о ветеранах» в 2008 году, которые устанавливали право участников войны 1941-1945 года претендовать на новые квадратные метры, срок полного выполнения обязательств ежегодно переносился. В субъектах РФ до сих пор остались те, кто стоит в очереди за социальной поддержкой, а часть ветеранов и вовсе не воспользовалась своими льготами.

Определить, кому положена квартира от государства в благодарность за Великую победу, каков порядок оформления документов, и какие требования предъявляются к кандидатам на жилищные сертификаты, поможет анализ существующих законодательных актов и проблем на местах.

Правовое поле

Основным документом, на базе которого строятся процедуры обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем, является 5 ФЗ (16.12.94). Поправки, изменившие документ в 2008 году, были сделаны в преддверии празднования 65-летия Победы на основании 714 Указа Президента от 07 мая.

Они сформировали федеральную цель – предоставить квадратные метры тем участникам военных действий, которые нуждаются в улучшении качества условий проживания.

Предписанный закон менялся и дополнялся практически ежегодно.

Основные изменения в законе:

  1. 153 ФЗ (22.07.08) - определены категории ветеранов, обладающие правом на получение социальной поддержки от государства.
  2. 135 ФЗ (29.06.09) - выделены в особую категорию участники ВОВ, которые до 01.03.05 были включены в очередь на улучшение жилья, утверждены льготы для семей тех, кто погиб в ВОВ, прописаны нормы предоставляемой жилой недвижимости и порядок ее передачи.
  3. 327 ФЗ (21.12.09) - уточнено, что получить жилье по льготной программе участники имеют право один раз, введена дополнительная единовременная субсидия на строительство и приобретение объектов недвижимости ветеранам в рамках программы их поддержки.
  4. 30 УП (09.01.10) - изменен срок действия программы: ее окончание, намеченное на 2010 год, стало бессрочным; списки кандидатов расширились: было снято ограничение на участие в программе только очередников 2005.
  5. 79 ФЗ (06.05.10) - запрещено учитывать имущественное положение кандидатов при обеспечении их жилыми помещениями.
  6. 169 ФЗ (07.05.13) - дополнен порядок предоставления помещений либо денежной выплаты на их покупку ветеранами в субъектах РФ.
  7. 317 ФЗ (25.11.13) - утвержден порядок отчета регионов за полученные федеральные средства.
  8. 461 ФЗ (19.12.16) - уточнен порядок отчетности субъектов перед органами федеральной власти.

Еще в 2005 году законодатели предполагали закончить программу к 2010 году, однако претендентов на квадратные метры оказалось гораздо больше, чем рассчитывали чиновники. В 2009 кроме очередников, количество которых определялось списками, составленными на 01 марта 2005 года, в закон были добавлены те, кто не встал на учет в указанный период.

Проект продолжает действовать. Чтобы получить жилую площадь от государства в рамках программы , необходимо относиться к установленной категории, имеющей на это право, соблюдать утвержденные законом условия и правильно оформить льготу.

Кто из ветеранов ВОВ вправе претендовать на жилье

Ветераны Великой Отечественной войны получили возможность принять участие в программе по обеспечению жильем с 2008 года в соответствии с указом президента.

  • военнослужащие действующей армии в годы ВОВ;
  • те, кто проходил военную службу в период с 1941 по 1945 более полугода;
  • граждане, имеющие награды СССР за службу в годы войны;
  • инвалиды ВОВ;
  • лица, работавшие в тылу, на предприятиях оборонного направления, участвовавшие в строительстве оборонительных объектов, железных и автомобильных дорог в прифронтовой зоне, а также иных военных объектов;
  • служащие в указанный период на аэродромах и морском флоте;
  • участники партизанских отрядов за пределами СССР;
  • граждане, пережившие блокаду Ленинграда, имеющие наградной знак.

Кроме самих участников Великой Отечественной войны на получение жилья могут рассчитывать лица, приравненные к ним в правах: супруги тех ветеранов и инвалидов, которые погибли в годы войны, при условии отсутствия повторного вступления в брак.

Важным пунктом закона является выделение помещений только нуждающимся ветеранам.

Если гражданин признан ветераном военных действий, то условием получения квадратных метров от государства будет его нахождение в очереди для улучшения жилья на 01.01.05. Граждане, попавшие в списки позже, могут рассчитывать на предоставление жилплощади только на общих основаниях.


Средства на программу поступают в муниципалитеты субъектов в виде субвенции. Это значит, что возвращать деньги в бюджет РФ не надо, но использовать их можно только на ту цель, под которую они выделены.

Законодатели предусмотрели два инструмента, помогающие создать ветеранам комфортные условия проживания.

К ним относится:

  • предоставление ветерану ВОВ квартиры или жилого дома;
  • выдача денежной суммы, достаточной для покупки готового жилого помещения или строительства нового объекта недвижимости согласно установленным в законе нормам.

С предоставлением помещений «в реальности» все достаточно ясно: гражданин, после согласования необходимых документов, получает на руки ключи от готового жилья.

Система получения недвижимости по сертификатам для пожилых людей не совсем понятна.

Это связано с тем, что документ является подтверждением выделения ветеранам субсидии, которая:

  • ограничена по размеру;
  • выдается только на ту недвижимость, соответствующую условиям программы;
  • должна быть использована в течение полугода;
  • обязывает гражданина самостоятельно заниматься подбором и покупкой помещения;
  • накладывает обязательство по оформлению собственности на объект.

При этом получения денег на руки не происходит, они переводятся продавцу недвижимости напрямую.

В результате гражданин может улучшить свои жилищные условия, только приложив массу усилий, по:

  • бумажному оформлению своего права;
  • организации сделки купли — продажи;
  • получению разрешения на выделение средств сертификата для жилья, выбранное ветераном.

Тем не менее способ получения недвижимости на базе сертификатов в стране является наиболее распространенным, особенно в небольших городах, где на него можно приобрести полноценную квартиру или дом. В крупных мегаполисах суммы обычно недостаточно, тогда документ используется в качестве частичной оплаты. Оставшуюся часть суммы приходится доплачивать из личных сбережений ветерана или его родственников.

Важно помнить, что и ветеранское жилье, предоставляемое напрямую, и жилищный сертификат в рамках программы могут быть получены только единожды.

Несмотря на то, что программа поддержки ветеранов решается за счет средств федерального бюджета, ее исполнение полностью отдано в ведение региональных властей. В результате большому количеству участников военных действий отказывают в льготе, находя причины их несоответствия условиям программы.

Условия предоставления жилья ветеранам

Условия, которые ограничивают количество претендентов на участие в программе, отражены в тексте закона «О ветеранах» и Жилищном кодексе.

Стать участником проекта имеют право:

  • лица, подтверждающие факт того, что они являются ветеранами ВОВ;
  • участники ВОВ, не имеющие своего жилья, либо текущее помещение не соответствует нормам Жилищного кодекса, рассчитанным на одного человека;
  • ветераны, которые прожили на территории субъекта РФ, выделяющего жилье, установленное количество лет.

Одним из препятствий для участия в проекте является необходимость признания ветерана нуждающимся в улучшении жилищных условий (51 ст. ЖК).

Оценка жилищных условий производится региональными властями на основе ЖК РФ и локальных законодательных актов.

В большинстве регионов встать в очередь на жилье могут те, кто:

  • не имеет жилья в собственности или в социальном найме, при этом его близкие родственники также не владеют личным жилым помещением;
  • владеет помещением на правах собственника или нанимателя, однако, нормы площади меньше являющихся минимальными в пересчете на каждого из проживающих;
  • живет в доме, признанном аварийным или непригодным для проживания (согласно оценке жилищной комиссии);
  • проживает на одной площади с тяжело больным человеком, соседство с ним может принести серьезный вред здоровью ветерана.

В последнем случае, чтобы указ президента о предоставлении выполнялся, надо доказать, что альтернативные жилые помещения отсутствуют.

Важно! Минимальная норма площади на одного человека утверждена 50 статьей ЖК. Она устанавливается муниципалитетом, на территории которого находится жилое помещение. В большинстве регионов нуждающимися являются те, у кого на каждого члена семьи приходится менее 10-12 м² жилья.

При расчете норм учитываются только те члены семьи, которые проживают с ветераном (дети, родители, супруги) или ведут с ним совместное хозяйство (иные родственники, иждивенцы).

Если участник ВОВ имеет служебное жилье, то предоставление ему новой квартиры от государства возможно только на условиях выселения из текущего.

Встать на учет в качестве нуждающегося в жилье следует в местном органе самоуправления. Делается это в заявительном порядке на основании документа, удостоверяющего личность ветерана. Дополнительно предъявляются данные о месте проживания, отражающие его технические характеристики.

Кроме необходимости получить новые квадратные метры, нужно знать, какая жилплощадь должна предоставляться ветеранам по закону.

Требования к жилым помещениям

Предоставляемая в рамках программы недвижимость должна соответствовать установленным требованиям.

Квартира или дом должны:

  • быть признаны пригодными для проживания;
  • иметь все необходимые коммуникации;
  • иметь площадь не менее 36 м²;
  • по цене не превышать нормы, установленные для 1м² жилой площади в регионе.

Важно! Купленная или предоставленная недвижимость должна быть оформлена в собственность ветерана.

Если часть помещения оплачена из накопленных семьей средств, позволено оформить в личное владение ветерана долю площади.

Как воспользоваться субсидией

Чтобы получить квартиру, ветерану ВОВ следует обратиться в муниципалитет и обосновать свое право на данную льготу.

Шаги, которые следует предпринять, чтобы стать владельцем новой недвижимости за счет бюджета:

  1. Написать заявление на необходимость улучшения жилищных условий.
  2. Собрать и представить документы, которые доказывают, что текущее помещение не соответствует нормам ЖК.
  3. Принять в случае необходимости экспертную комиссию.
  4. Получить на руки решение администрации о признании права на улучшение жилья.
  5. Дождаться уведомления о выделении помещения «в реальности», либо о необходимости получить жилищный сертификат.

Если муниципалитет отказывает ветерану, то должен предоставить ему письменный ответ, в котором поясняются основания принятого решения.

Если администрация неправомерно отказывается включать ветерана в очередь на улучшение жилищных условий, решение необходимо оспаривать.

Обширная судебная практика, появившаяся за время существования программы, показывает, что региональные власти нередко допускают нарушения, поэтому выиграть процесс реально.

Необходимые документы

Набор документов, которые потребуются для получения квартиры ветерану, состоит из документов, удостоверяющих его личность, права на льготы, характеризующих имеющуюся недвижимость или подтверждающих ее отсутствие.

Полный перечень документов включает:

  • паспорт ветерана;
  • удостоверение, подтверждающее участие в ВОВ;
  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о браке;
  • справку из ЕГРП или БТИ о наличии либо отсутствии жилой недвижимости.

Если в собственности или найме есть объект недвижимости, дополнительно потребуются:

  • актуальные кадастровые и технические документы на имеющуюся жилплощадь;
  • правоустанавливающие документы на нее;
  • выписка из домовой книги.

На принятие решения о включении ветерана в программу дается 10 дней. Если в результате ему предоставлен жилищный сертификат, то следует внимательно ознакомиться со сроками использования документа. Он устанавливается в каждом субъекте на усмотрение властей и чаще всего составляет от 3-х до 9 месяцев.

Использование сертификата

Владелец документа должен сам подобрать подходящее жилье. После того, как объект недвижимости выбран, необходимо заключить договор купли-продажи. Плата по договору осуществляется средствами сертификата, которые направляются продавцу путем безналичного перевода.

После того, как жилье будет оформлено в собственность, никаких ограничений по дальнейшему распоряжению им государство не устанавливает.

Квартиру можно передать по наследству, продать или подарить.

Предоставление жилых помещений и сертификатов производится в порядке очереди.

Тем, кто еще не успел стать участником программы, законодатели советуют поторопиться. Анализ бюджета РФ, утвержденного на 2018-2019 годы, показывает, что в следующем году проекту выделяется на 5,5 млн. меньше бюджетных денег, а на 2019 год такие расходы и вовсе не запланированы.

Чиновники объясняют ситуацию тем, что:

  • претендентов на участие в программе обеспечения жильем ветеранов становится с каждым годом меньше;
  • программа устарела, и ветераны смогут воспользоваться более современными проектами льготного улучшения жилищных условий;существующая очередь на бюджетные квартиры для ветеранов будет погашена до конца 2018.

Если у вас остались вопросы по теме, или были сложности при оформлении права на квартиру ветерану ВОВ, либо вы знаете человека, который столкнулся с несправедливым отказом местных чиновников, оставьте информацию в поле «Комментарии». Давайте обсудим ситуацию и постараемся решить ее вместе.

В 2016 году не менее 8350 ветеранов Великой Отечественной войны должны получить новое жилье. В бюджете на эти цели предусмотрено более 10 миллиардов рублей.

Программу предоставления ветеранам ВОВ новых квартир правительство начало в 2008 году, когда вышел соответствующий указ президента. С тех пор более 290 тысяч ветеранов обрели новое жилье. Это стоило федеральному бюджету 308 миллиардов рублей.

В то же время в очереди по состоянию на 1 апреля еще стоят около 10 тысяч человек. "Чтобы они получили то, что положено, в текущем бюджете предусмотрено около 10 миллиардов рублей", - сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства. Это позволит обеспечить жильем более 8,3 тысячи ветеранов ВОВ, в том числе всех инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

"По состоянию на сегодня за счет средств федерального бюджета, выделенных в этом году, жильем уже обеспечены 3165 ветеранов Великой Отечественной войны, - подчеркнул министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. - В 22 субъектах Российской Федерации все участники и инвалиды Великой Отечественной войны жильем обеспечены". Это сделали в Бурятии, Марий Эл, Мордовии, Татарстане, Ивановской, Владимирской, Калужской и Рязанской областях.

Кроме того, минстрой разработал и довел до регионов методические рекомендации по организации капитального ремонта жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, не имеющие основания для обеспечения жильем. Эта работа, уточнил Мень, налажена во всех субъектах Федерации.

Просил бы руководителей субъектов Федерации действительно продолжить работу по ремонту и помощи тем ветеранам, которые не имеют права на улучшение жилищных условий или которые уже воспользовались этим правом, но которые нуждаются в таком ремонте, потому что он требует, как правило, довольно значительных денег, - заявил Дмитрий Медведев. - Не у всех ветеранов они есть, и здесь от внимательного отношения регионов многое зависит. Прошу держать этот вопрос на контроле.

На заседании правительство рассмотрело законопроект, направленный на совершенствование процедуры кадастровой оценки стоимости недвижимости. "Очень важно, чтобы мы смогли сохранить все то, о чем договаривались, в части неповышения налоговой нагрузки на бизнес и граждан, сделать так, чтобы налогообложение недвижимого имущества было адекватным ситуации на рынке и, стало быть, более справедливым", - подчеркнул премьер.

Сейчас кадастровую стоимость определяют через систему независимых оценщиков, а им, как выразился глава кабмина, не всегда хватает возможностей, чтобы учесть все факторы. К тому же один и тот же объект может оцениваться по-разному, что вызывает нарекания граждан.

Законопроект должен как минимум частично эту ситуацию исправить, - пояснил Медведев. - Предлагается ввести институт государственных кадастровых оценщиков. Для этого региональные власти могут передать полномочия уже действующим госучреждениям или создать новые учреждения.

Также по всей стране вводится единая методика проведения оценки. Государственные оценщики теперь будут предоставлять детальные разъяснения по определяемой ими кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок, отслеживать состояние рынков. "В случае резкого падения цен может использоваться и переоценка кадастровой стоимости, чтобы ни граждане, ни бизнес не переплачивали за имущество, которое в силу колебаний на рынке быстро подешевело", - отметил председатель правительства.

В самом начале заседания премьер-министр сообщил о подписании им ряда постановлений, направленных на поддержку автомобильной промышленности страны. Одним документом в 2016 году продлены программы льготного кредитования и лизинга. 16 миллиардов рублей из федерального бюджета направят на сохранение кредитных и лизинговых ставок на приемлемом уровне.

Вторым постановлением производителям предоставят 23 миллиарда рублей, чтобы компенсировать часть затрат на производство автомобилей для сокращения накопленных убытков и ряда текущих расходов. Это должно сказаться на себестоимости продукции. "Рост не должен быть таким значимым, и это должно увеличить загрузку мощностей, сохранить уровень занятости как в автопроме, так и у смежников", - рассчитывает Дмитрий Медведев.

Некоторым фронтовикам ждать новую квартиру приходится десятилетиями. Фото Reuters

Российские власти уже не первый год обещают разобраться с проблемой бесквартирных участников войны в стране. С 2008 года бюджет выделил ветеранам более 300 млрд руб. для улучшения жилищных условий. Однако жилье получили не все. На сегодня около 2,5 тыс. участников Великой Отечественной войны и членов их семей все еще стоят в очереди за государственной помощью. Две трети из этих нуждающихся смогут улучшить жилищные условия в будущем году, обещают в Минстрое РФ.

Можно также предположить, что ветеранов, нуждающихся в жилье, в РФ куда больше, чем показывает статистика Минстроя. Ведь многие участники боевых действий зачастую даже не могут встать на учет в качестве нуждающихся.

К примеру, ранее в СМИ проходили сообщения о том, что 92-летний ветеран ВОВ умер в своем аварийном доме, так и не сумев за 12 лет добиться улучшения жилищных условий.

Напомним, обеспечение ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, жильем действует согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года «О ветеранах» и производится на основании указа президента РФ от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ) 1941-1945 годов». И в целом, рапортуют в Минстрое, за все время действия указа президента РФ, то есть с мая 2008 года, за счет средств федерального бюджета жильем были обеспечены 300,4 тыс. ветеранов ВОВ и членов их семей. Из федерального бюджета было выделено 317,8 млрд руб.

При этом траты правительства на улучшение жилищных условий ветеранов и их семей последовательно сокращаются. Так, по состоянию на 1 октября 2017 года свои жилищные условия улучшили 3,4 тыс. ветеранов ВОВ, из них 394 непосредственных участников и инвалидов войны. Об этом, в частности, сообщил замминистра строительства Никита Стасишин. На эти цели было выделено 4,5 млрд руб.

Еще год назад в Минстрое отчитывались о том, что предусмотренные бюджетом 10 млрд руб. пойдут на улучшение жилищных условий 8,5 тыс. ветеранов ВОВ.

На следующий год власти намерены потратить куда меньше средств. «В законопроекте о федеральном бюджете на будущий год запланировано 1,9 млрд руб., что позволит обеспечить жильем около 1,6 тыс. человек, в том числе всех инвалидов и участников ВОВ, которые в соответствии с поручением президента РФ обеспечиваются в приоритетном порядке», – заявил Никита Стасишин.

Он отметил, что общее количество не обеспеченных жильем ветеранов ВОВ и членов их семей из вставших на учет сегодня составляет 2,5 тыс. человек, из них непосредственных участников и инвалидов – 147 человек. «Более 75% вставших на учет граждан составляют члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны», – сообщил чиновник, уточнив, что ежемесячно список очередников пополняется в среднем на 265 человек.

При этом еще в начале года в Минстрое обещали, что вот-вот завершат программу жилищной помощи ветеранам. «По состоянию на 1 апреля 2017 года количество ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 278 человек, членов семей погибших ветеранов ВОВ – 4403 человека. Все они в этом году будут обеспечены жильем, и сегодняшняя очередь будет полностью закрыта», – обещал в интервью СМИ глава Минстроя Михаил Мень, подчеркивая, что в 26 субъектах РФ все инвалиды и участники ВОВ обеспечены жильем.

Впрочем, чиновники не в первый раз заявляют, что программа близка к завершению. Так, еще весной 2015 года президент РФ Владимир Путин сообщал, что все нуждающиеся участники ВОВ и их семьи получат новые квартиры в 2015–2016 годах. «В этом году должны обеспечить еще 10 тыс., и останется еще 5 тыс. Несмотря на такое резкое увеличение нуждающихся и на неточные предварительные расчеты, мы приняли решение довести эту работу до конца в этом году и следующем. Это будет сделано», – обещал в ходе «Прямой линии» глава государства. Уже осенью вице-премьер Ольга Голодец обещала поставить точку в вопросе с квартирами для ветеранов ВОВ в 2016 году. «В нашем бюджете предусмотрены средства на обеспечение жильем ветеранов, и все ветераны в следующем году в обязательном порядке должны его получить», – говорила тогда вице-премьер.

Всего же в стране по состоянию на 1 апреля проживало около 1,8 млн инвалидов и ветеранов ВОВ. Такие данные приводили в Минтруде. Кроме того, в стране живет около 1,28 млн тружеников тыла, 125,8 тыс. бывших малолетних узников фашизма, 22,4 тыс. вдов инвалидов и участников ВОВ.

«Открытым остается вопрос, почему с учетом того, что за последние 10 лет было выделено свыше 300 млрд руб. на обеспечение всех нуждающихся в жилье ветеранов, блокадников, тружеников тыла и семей погибших в боях, все еще остаются те граждане в данной категории, которые своего права не реализовали» – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, полагая, что все упирается в бюрократические проволочки. Ведь для того чтобы претендовать на получение жилья по договору социального найма или же субсидию на приобретение нового жилья, необходимо подтвердить факт необходимости в них. «Надо доказать, что на горожанина приходится жилплощадь менее законодательно установленного норматива, либо что она непригодна для проживания. В первом случае для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие, что в квартире метражом, скажем, 36 кв. м проживает один ветеран и еще трое членов его семьи, таким образом, на него приходится менее 18 кв. м жилья. Во втором случае все сложнее, поскольку, если норматив нарушен, но здание, в котором проживает ветеран, являясь ветхим или аварийным, таковым не признано, получить право на улучшение жилищных условий будет крайне непросто. Как правило, муниципалитеты крайне неохотно признают дома подлежащими выселению или аварийными, а до тех пор считается, что никаких проблем с жилплощадью у ветерана нет», – говорит эксперт.

Ситуацию также обостряет спад объемов ввода жилья в регионах, продолжает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и госслужбы Александра Бурдяк. «А пока жилье не построено, физически предоставить нечего даже приоритетным категориям семей. Жилье ветерану предоставляется в том же населенном пункте, где он проживает, и даже при наличии средств федерального бюджета строительство жилья занимает примерно два года. А готовые квартиры или дома нужного качества и площади есть далеко не во всех населенных пунктах РФ», – обращает внимание эксперт. «Дотационным регионам особенно сложно это сделать на фоне кризиса в строительной отрасли, где один за другим банкротятся застройщики и новостройки превращаются в долгострои», – полагает директор развития сети компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.

На обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нуждающихся в улучшении жилищных условий, в проекте федерального бюджета на 2016 год предусмотрено 10,04 млрд. руб. Об этом сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Олег Бетин на Всероссийском селекторном совещании, которое прошло 11 ноября в Минстрое России.

«Заявки на предоставление субвенций из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, полученные от субъектов РФ, полностью удовлетворены», - заявил Олег Бетин. Предусмотренные в проекте бюджета 10,04 млрд. руб. позволят улучшить жилищные условия не менее 8,35 тыс. ветеранов.

При этом замминистра напомнил представителям регионов о необходимости соблюдать приоритетный порядок предоставления жилья участникам и инвалидам Великой Отечественной Войны. В соответствии с поручениями Президента России и Правительства РФ участники и инвалиды ВОВ должны быть обеспечены жильем в первую очередь, напомнил замглавы ведомства.

«По состоянию на 1 октября 2015 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 1,22 тыс. участников и инвалидов ВОВ», - уточнил Олег Бетин. Однако, по словам замминистра, не все субъекты РФ приняли приоритетный порядок обеспечения жильем участников и инвалидов войны, при том что в 13 из них остаются граждане, состоящие на учете в этой категории.

В 2015 году на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны было выделено 12,49 млрд. руб. «По состоянию на 1 октября остаток неизрасходованных средств составляет 580,9 млн. рублей, что позволит обеспечить жильем не менее 450 ветеранов ВОВ до конца текущего года», - добавил Олег Бетин.