Вопросы по земельному контролю. Муниципальный земельный контроль. Обследование земельных участков

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

9. В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.

План


Введение

Глава 1. Общие вопросы правового регулирования государственного земельного контроля

1 Понятие государственного земельного контроля

2 Муниципальный и общественный земельный контроль

Глава 2. Субъекты государственного земельного контроля

1 Государственные органы, осуществляющие земельный контроль

2 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

3 Формы и методы государственного земельного контроля

Заключение

Список литературы


Введение


Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Такая деятельность не должна, как указано в ст. 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

Углубление земельной реформы и формирование новых земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю, при сохраняющемся потребительском отношении к ее использованию вызывает необходимость усиления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Земельный вопрос практически во все времена он требовал повышенного внимания со стороны государственной власти. Россия, площадь которой составляет 1,7 млрд. гектаров, является крупнейшим государством в мире. Большая часть территории страны занята землями лесного фонда (около 50 %), а также предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством (38,5 %). Значительные площади занимают земли городов и других населенных пунктов, промышленности, транспорта, природоохранного, оборонного и иного назначения.

За последние 40 лет из оборота выбыло около 12 млн. гектаров продуктивных сельскохозяйственных угодий. В настоящее время этот процесс продолжается. Во многих регионах падает плодородие почв, ухудшается качественное состояние угодий. Огромные площади пойменных земель и пахотных угодий затоплены и подтоплены. Это приводит к подъему уровня грунтовых вод до критических отметок, вторичному засолению почв, особенно на территории юго-восточной части России.

По данным государственного земельного кадастра, из 222 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий более 50 млн. гектаров подвержено разрушительным процессам водной и ветровой эрозии, почти 70 млн. гектаров относится к категории эрозионно-опасных земель, около 30 млн. гектаров переувлажнено и заболочено, более 70 млн. гектаров имеет повышенную

кислотность почв, 16 млн. гектаров засолено, 23 млн. гектаров представлено солонцами, солонцеватыми комплексами. Во многих регионах идет истощительное использование почв, что привело к значительному снижению их плодородия. За последние десять лет для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей в России изъято 849 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, из них почти половина - пашня.

Таким образом, деятельность государства, в настоящее время, должна быть направлена, прежде всего, на принятие мер по предотвращению деградации земель, в результате виновных действий хозяйствующих субъектов, а также, на рациональное использование земель, как основы жизнеобеспечения граждан России.

При переходе российского общества к рыночной экономике государственный контроль за охраной и использованием земли приобретает еще большее значение, чем раньше. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время, такая деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Государственное регулирование состоит не только в запретах. Оно строится на принципе мировой практики: «собственность обязывает», так как закон накладывает немало требований в публичных интересах. Все владельцы земли подотчетны и ответственны за свои действия перед государством, перед законом».

В настоящее время формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. По данным землеустроительной службы Российской Федерации, на 1 января 2000 года насчитывалось 11,9 млн. собственников земельных долей, на которые приходилось 117,6 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. Общее количество зарегистрированных сделок с землей по стране достигает 730 тыс. в год. В то же время, отмечается тот факт, что в России пока не созданы условия для цивилизованного рынка земли. Для государства принципиально важно избежать ситуации, когда покупателем земли сможет стать не тот, кто может работать на ней, а тот, у кого капитал. Посредством создания четкой системы органов государственного земельного контроля, жесткого контроля государства за охраной и использованием земель, выработки эффективных мер воздействия на нарушителей земельного законодательства, мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов государство может соединить интересы частных собственников с всеобщими интересами, как это сделано во многих развитых странах.


Глава 1. Общие вопросы правового регулирования государственного земельного контроля


.1 Понятие государственного земельного контроля. Виды земельного контроля


Государственный контроль за охраной и использованием земель является разновидностью земельного контроля, и относится к одной из важнейших функций государства. Статья 71 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие государственного земельного контроля, в которой указано, что специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Задачами государственного земельного контроля являются:

·обеспечение исполнения земельного законодательства;

·определение соответствия деятельности организаций, должностных лиц и граждан правовым нормам, регулирующих земельные отношения;

·обеспечение соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов) при использовании земли;

·обеспечение выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, должностными и физическими лицами».

Обеспечению исполнения земельного законодательства, а также условий индивидуальных земельно-правовых документов в части предупреждения и борьбы с правонарушениями служит функция государственного контроля за использованием и охраной земель, или государственного земельного контроля.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены следующие виды земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный, производственный .

Контроль за исполнением и соблюдением земельного законодательства в широком смысле включает деятельность, направленную на оценку соответствия поведения субъектов требованиям права. В этом смысле земельный контроль входит в содержание обязанности собственников, владельцев, пользователей обеспечить соответствие собственного поведения требованиям земельного законодательства и индивидуальных разрешительных документов. Такая форма контроля, применяемая к юридическим лицам-землепользователям, получила название производственного контроля.

Производственный земельный контроль обеспечивается путем проведения юридическими лицами добровольно, собственными силами инициативных мероприятий по организации проверки соблюдения земельного законодательства в процессе землепользования. Он распространяется только на действия данного юридического лица и членов его коллектива по отношению и закрепленному за ним земельному участку и направлен на обеспечение соблюдения земельного законодательства и внутренних правил землепользования.

Производственный контроль включает организацию внутренних текущих и периодических проверок, экспертиз и аудита.

Выявленные в результате производственного контроля недостатки служат основанием для внесения коррективов в организацию землепользования и хозяйственной деятельности. В случае квалификации производственных действий как правонарушений применяются меры дисциплинарной и материальной ответственности органами управления производством. Решения производственных контрольных органов, вынесенные в законном порядке, имеют обязательную силу и охраняются законом. Проведение производственного контроля регулируется правилами внутреннего распорядка.

В целях организации производственного контроля на предприятиях по мере необходимости могут создаваться специальные службы, либо определенными полномочиями наделяются соответствующие сотрудники предприятия. Применительно к деятельности, связанной с обеспечением рационального использования и охраны земель, субъекты хозяйственной и иной деятельности в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 73 ЗК обязаны представлять сведения и отчеты об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль. Организация внутреннего производственного контроля - важная мера самодисциплины и повышения эффективности земельного законодательства.

Вместе с тем организации производственного контроля недостаточно для обеспечения соблюдения земельного законодательства. В силу психологических причин землепользователи не способны объективно и в достаточной степени проконтролировать собственное поведение и добровольно принять меры к его исправлению, особенно если это затрагивает их финансовые и материальные интересы. С технической, организационной и материальной сторон отдельные землепользователи не всегда способны обеспечить собственными силами организацию некоторых форм современного контроля, например мониторинга природных объектов. Без создания специальных внешних организационных структур невозможно обеспечить единство контрольных действий, их координацию, анализ и оценку. Наконец, борьба с правонарушениями требует внешнего вмешательства.

Роль необходимого в этом случае внешнего независимого контроля играет государственный контроль. Задача и содержание государственного земельного контроля, система органов, отвечающих за его осуществление, их полномочия специально определены в Земельном кодексе, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Федеральном законе «О мелиорации земель», Гражданском, Лесном и Водном кодексах, а также в подзаконных актах.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

В зависимости от целей и времени государственного контроля относительно контролируемого действия различают: предупредительный, текущий и последующий государственный контроль.

Предупредительный контроль осуществляется на этапе проектирования и планирования деятельности, связанной с использованием земель и воздействием на состояние земель, и нацелен на предупреждение возможных нарушений земельного законодательства в процессе реализации проекта. К видам предупредительного контроля относятся различного рода государственные экспертизы, лицензирование видов деятельности и сертификация используемых в хозяйственной деятельности технических средств, технологий и веществ.

В процессе реализации деятельности, связанной с землепользованием и воздействием на состояние земель, осуществляется текущий контроль. Его задача - регулярные проверки хозяйственной и иной деятельности на предмет ее соответствия требованиям земельного законодательства и условиям индивидуальных разрешительных документов. Текущий контроль осуществляется при помощи инспектирования объектов землепользования и хозяйственной деятельности, а также мониторинга земель.

Последующий государственный контроль подразумевает действия государственных контрольных органов и уполномоченных лиц по оформлению правонарушений и привлечению совершивших их лиц к юридической ответственности. Последующий контроль - логическое продолжение инспекционных проверок и мониторинга земель в том случае, если в процессе их осуществления обнаружены нарушения земельного законодательства и условий индивидуальных разрешительных документов. Последующий контроль направлен на прекращение правонарушения и восстановление правопорядка. Последующий государственный контроль прямо связан с применением к правонарушителям мер юридической ответственности. Соотношение обнаруженных правонарушений и примененных к правонарушителям мер юридической ответственности служит одним из критериев определения эффективности законодательства.

Таким образом, государственный контроль за охраной и использованием земель это - деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, направленная на соблюдение всеми землепользователями требований охраны и рационального использования земли, носящая всеобщий и постоянный характер. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке установленном Правительством Российской Федерации.


1.2 Муниципальный и общественный земельный контроль

государственный земельный контроль

Наряду с государственным контролем проводят и другие виды земельного контроля. Один из наиболее важных - муниципальный земельный контроль. Действия муниципального законодательства определенны в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Действие муниципального правового акта, определяющего порядок осуществления контроля, будет ограничиваться пределами муниципального образования и распространяться на все земли в пределах муниципального образования, вне зависимости от формы собственности (государственной, муниципальной или частной) на них. Муниципальный земельный контроль в соответствии с ЗК РФ осуществляется только за использованием земель. Полномочия по осуществлению контроля за охраной земель органам местного самоуправления не предоставлены. Муниципальные правовые акты по земельному контролю регламентируют процедуру проведения проверок за использованием земель в пределах муниципального образования и определяют орган управления, осуществляющий контроль за использованием земель.

Базовым документом, регулирующим муниципальный контроль, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 26.04.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в полной мере применимый и к муниципальному земельному контролю.

Муниципальный земельный контроль - совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства на территории муниципального образования и закреплением результатов проверки в форме акта соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.

Муниципальный земельный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти, и будучи самостоятельным видом контроля, тем не менее, требует тесного взаимодействия с органами государственного земельного контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

В связи с этим Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости подготовлены Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации (письмо Роснедвижимости от 20.07.2005 № ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля»). Данные рекомендации подробно регламентируют порядок организации и проведения муниципального земельного контроля.

Муниципальный земельный контроль возложен на местные органы самоуправления. В соответствии с Земельным кодексом (ст. 72) и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) местные органы самоуправления наделены общими полномочиями по контролю за использованием земель на территории муниципальных образований, что включает соответственно их право контролировать использование не только муниципальных земель, но и земель, принадлежащих государству, физическим и юридическим лицам. Они также уполномочены осуществлять общий контроль за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве. Кроме того, в целях выполнения государственного контроля предусматривается взаимодействие государственных органов с местными органами самоуправления, в том числе в области мониторинга, экспертизы некоторых проектов.

Общественный контроль заключается в полномочиях и деятельности органов территориального общественного самоуправления, других общественных организаций контролировать соблюдение порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также соблюдение требований использования и охраны земель. В отдельных случаях общественным организациям и гражданам предоставляются полномочия по осуществлению внешнего, независимого контроля за землепользованием в целом, ведущегося параллельно или дополнительно к государственному. К примеру, допускается проведение общественной экологической экспертизы. Однако компетенция и спектр полномочий общественных организаций в области контроля по сравнению с государственными органами существенно ограничен. Так, общественные организации и граждане, по общему правилу, не имеют права инспектировать объекты землепользования, требовать от землепользователей предъявления документов для экспертизы, осуществлять лицензирование, давать обязательные для исполнения землепользователями предписания до тех пор, пока эти полномочия не будут им переданы.

Особое место в системе общественного контроля занимает контроль, осуществляемый внештатными общественными инспекторами, которые на основании полученных государственных удостоверений имеют право выполнять инспекционные проверки землепользования.

В остальном реализация права общественного контроля зависит от различных ограничений, связанных с защитой прав собственности, коммерческой и государственной тайны, процессуальных требований земельного контроля. Наиболее реальным и действенным способом общественного контроля является право граждан обращаться с заявлениями и жалобами по вопросам соблюдения земельного законодательства в административные и судебные инстанции, а также право общественных организаций представлять и защищать права и законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о соотношении различных форм контроля, взаимных правах и обязанностях органов, организаций и граждан имеет важное значение и напрямую связан с разработкой эффективной защиты конституционных прав и интересов граждан, обеспечением реализации законодательства.


Глава 2. Субъекты государственного земельного контроля


.1 Государственные органы, осуществляющие земельный контроль


Государственный земельный контроль является наиболее эффективным исходя из перечня полномочий. За последние годы система государственного земельного контроля претерпевала значительные преобразования.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Росреестру переданы полномочия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости), а Роснедвижимость упразднена с 1 марта 2009 г. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного контроля. Государственный земельный контроль является постоянной работой соответствующих органов, осуществляемой в соответствии с ведомственными годовыми планами работ. Необходимые контрольные действия предпринимаются также по заявлениям и жалобам граждан.

Должностные лица и специалисты Росреестра и ее территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле". Утвержденное указанным Постановлением Правительства РФ Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Росреестр и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Объектами государственного земельного контроля выступают действия всех субъектов земельного права - физических и юридических лиц, связанные с осуществлением прав собственности, владения, пользования, аренды земельных участков, мероприятий по обеспечению их рационального использования и охраны. В качестве самостоятельного объектагосударственного земельного контроля выступают действия должностных лиц, выполняющих функции по приватизации и предоставлению земель, оформлению и регистрации прав на земельные участки и другие управленческие функции.

Полномочия органов государственного земельного контроля распространяются на все земли в пределах территории РФ независимо от форм собственности, правового режима и целевого назначения. Решения государственных контрольных органов обязательны для исполнения. Одновременно за землепользователями сохраняется право оспорить решение, затрагивающее их права и интересы, в административном и судебном порядке.


2.2 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии


Для осуществления госземконтроля в РФ учреждена система исполнительных органов, наделяемых необходимыми полномочиями и образующих систему специально уполномоченных государственных органов госземконтроля. Госземконтроль осуществляется как федеральными органами, так и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В систему федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль за использованием и охраной земель, входят Росреестр, Министерство природных ресурсов и экологии России, Департамент санэпиднадзора Минздрава России, а также Госстрой России. Эти органы обладают как общей, так и специальной, отражающей специфику их деятельности, компетенцией. Так, перечисленные ведомства обладают общими для всех полномочиями по организации проверок качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений, внесению предложений о консервации земель. Они также имеют право принимать меры к устранению нарушений земельного законодательства, участвуют в согласовании градостроительной документации.

Дополнительно к этому Росреестр специально уполномочен контролировать соблюдение отдельных требований земельного законодательства: режим использования земель в соответствии с целевым назначением, недопущение самовольного занятия земельных участков. Он также следит за своевременной рекультивацией нарушенных земель, своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почв и других негативных изменений, соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, установлением и сохранностью межевых знаков. Руководитель Росземкадастра наделяется контрольными полномочиями по организации и осуществлению госземконтроля.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в дополнение к общим контрольным полномочиям контролирует соблюдение земельного законодательства в части охраны земель. В частности, Министерство контролирует выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности, соблюдение экологических норм при разработке новой технологии и материалов для обработки почв, требований по предотвращению захламления земель, загрязнению почв сточными водами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами, соблюдение режима использования особо охраняемых земель, выполнение мероприятий, по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы и др.

Компетенция Госстроя России распространяется на земли городских и сельских поселений. Перед ним ставятся задачи по осуществлению контроля за соблюдением земельного законодательства при всех видах градостроительной деятельности, включая контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки, предотвращению самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности.

На уровне субъектов РФ по мере необходимости могут создаваться органы государственного земельного контроля. Они осуществляют госземконтроль в рамках своей компетенции только на территории соответствующего субъекта РФ. К примеру, Государственная земельная инспекция Московского земельного комитета контролирует использование и охрану земель в г. Москве, профилактику, выявление и устранение нарушений земельного законодательства на территории города. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель, являются, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (управление Росприроднадзора), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (управление Россельхознадзора).

Утвержденное указанным Постановлением Правительства РФ Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель Росреестра имеют право:

а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

в) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.


2.3 Формы и методы государственного земельного контроля


Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Внеплановые проверки проводятся: для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства; в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и представить документацию, необходимую для проведения проверки.

Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут установленную законодательством РФ ответственность.

В свою очередь, должностные лица уполномоченных органов несут установленную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного контроля.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель наделяются значительными правами:

·посещать организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами;

·давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок;

·составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;

·составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;

·безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель;

·обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Указанный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с Законом проверки подразделяются по видам на плановые и внеплановые, по форме проведения - на документарные и выездные. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена в ряде случаев, установленных в Законе, только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В отдельных случаях, установленных в Законе и обусловленных неотложной необходимостью проверки (например, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде), предварительное согласование внеплановой проверки с органами прокуратуры не требуется: допускается извещение прокуратуры в установленные сроки о начале проверки.

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного земельного контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного земельного контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного земельного контроля.

Особые требования установлены к проверкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации. Так, например, плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10% общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

При проведении проверки должностные лица органа государственного земельного контроля не вправе:

) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного земельного контроля;

) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случаев, установленных в Законе;

) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

) превышать установленные сроки проведения проверки;

) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного земельного контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного земельного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного земельного контроля.

Порядок проведения государственного земельного контроля, установленный в федеральном законодательстве, уточнен в Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. N 254.

Прежде всего, данным Административным регламентом установлена последовательность действий при исполнении государственной функции по проведению государственного земельного контроля.

Государственная функция осуществляется в следующей последовательности:

) планирование проверок;

) подготовка к проведению проверки;

) проведение проверки и оформление ее результатов;

) подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

) рассмотрение дела об административном правонарушении;

) пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях;

) исполнение постановления о назначении административного наказания;

) контроль за устранением нарушений земельного законодательства.

В Регламенте детально прописываются процедуры, происходящие в процессе контрольных мероприятий. Кроме того, Административным регламентом установлен порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе государственного земельного контроля.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, а также лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (гл. 8) и Уголовным кодексом РФ (гл. 26).

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность.

В случае непредставления или несвоевременного представления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков информации они привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного контроля.


Заключение


В сегодняшних условиях государственный контроль за соблюдением земельного законодательства и рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше. Ведь законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Но в то же время такая деятельность, по Конституции РФ, не должна наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Однако действия государственного земельного контроля никогда не будут эффективными без тесного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.

Углубление земельной реформы в России вызывает необходимость совершенствования правового механизма государственного земельного контроля.

В последнее время нашим законодателем сделаны определенные положительные шаги в области совершенствования правового института государственного контроля за охраной и использованием земель. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации ставит государственный земельный контроль на первое место среди видов земельного контроля, тем самым, подчеркивая его важность и актуальность в условиях рынка. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях повышает ответственность землепользователей за правонарушения в области охраны и использования земель.

Принятие указанных законодательных актов в определенной мере способствует повышению эффективности земельного контроля на основе улучшения взаимодействия контролирующих, правоохранительных и судебных органов, широкомасштабного внедрения передовых методов контроля за состоянием земель, что в комплексе с мерами организационного, экономического и воспитательного характера должно обеспечить формирование бережного отношения к земельным ресурсам и создание необходимых условий для сохранения и повышения плодородия почв в новых экономических условиях.

Для улучшения работы по организации государственного контроля за охраной и использованием земель и повышения его результативности целесообразно:

·наладить на должном уровне взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель;

·улучшить материально-техническое обеспечение государственного земельного контроля и установить систему материального поощрения государственных земельных инспекторов за эффективную работу по выявлению и устранению нарушений земельного законодательства.

В свою очередь без обеспечения рационального и эффективного использования земель невозможно создание свободного и конкурентного рынка недвижимости в России.

Конечным общественно значимым результатом достижения данной цели является создание свободного и конкурентного рынка недвижимости, обеспечивающего равные возможности для всех слоев населения и всех категорий предприятий, независимо от форм собственности.

Уровень выполнения данной цели характеризуется показателем сокращения сроков предоставления сведений из государственного кадастра объектов недвижимости, который к 2011 году должен составить 4 дня в отличие от существующих нормативов в 30 дней.

При проведении мероприятий по государственному земельному контролю Росреестр должен обращать особое внимание на факты указывающие на наличие нарушения земельного законодательства с целью включения данных объектов в план проведения проверок и проведения в установленном порядке внеплановых проверок, практиковать проведение документарных проверок, используя при этом материалы межевания земельных участков как юридических так и физических лиц, активизировать работу во взаимодействии с судебными приставами по взысканию наложенных административных штрафов, наладить в рамках информационного обмена взаимодействие с органами муниципального земельного контроля, практиковать проведение совместных проверок по соблюдению земельного законодательства с органами прокуратуры и другими федеральными контролирующими органами.

Считаю, что тема моей курсовой работы на тему «Государственный земельный контроль» раскрыта. Раскрыты понятия и значения государственного земельного, муниципального и общественного контроля для охраны использования земель Российской Федерации и роль федерального агентства кадастра объектов недвижимости как субъекта государственного контроля.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Были внесены некоторые изменения относительно такого понятия, как муниципальный земельный контроль .

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Согласно положениям указанных актов, под муниципальным контролем в сфере землепользования понимается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению контрольных мероприятий в отношении государственных и частных организаций, ведомств, а также граждан. В перечень лиц, действия которых следует контролировать, также входят частные предприниматели. При выявлении нарушений виновные лица несут , с учетом вида и тяжести совершенного правонарушения.

Муниципальный земельный контроль в 2017 году осуществляется согласно установленному законом порядку и дополнительно регулируется местными нормативными актами

Требования к контролируемым объектам земельных отношений

В пункте 3 статьи 72 ЗК РФ описаны требования, которые предъявляются к земельным участкам в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.

Органы местного самоуправления городского округа вправе контролировать процесс использования земельных участков, расположенных в пределах границ городского образования. Иными словами, данное ведомство может осуществлять надзорные функции за теми территориями, которые принадлежат исключительно городскому округу.

Администрация городских и сельских поселений выполняет контроль за площадями, которые расположены в пределах города и на территории сельских поселений.

Органы местного самоуправления муниципального образования контролируют правоотношения, возникающие в межселенной зоне образования.

Порядок муниципального земельного контроля

Руководствуясь законопроектами регионов, такие города, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получают право на осуществление муниципального контроля в рамках землепользования, поскольку эти населенные пункты являются самостоятельными объектами.

Непосредственно контроль проводится в рамках установленного регламента. Уполномоченное ведомство назначает дату проверки и при обнаружении нарушений, составляется акт проверки , где прописывается вся информация о нем. Копия данного документа передается должностным лицом администрации в орган .

Не позже чем через 5 рабочих дней с момента поступления документа, надзорный орган обязан рассмотреть составленный акт и вынести решение о возбуждении дела в рамках административного регламента либо отказать в этом действии. Копия документа передается в административный аппарат региона.

Порядок взаимодействия указанных органов осуществляется на основании законодательных актов Правительства РФ.

Результаты проверки

Прежде всего, следует отметить, что муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц , организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами. Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.

После проведения проверки оформляется специальный акт, который указывает на наличие или отсутствие нарушений. Если какие-то недостатки обнаружены, то к проверочному акту прилагается предписание об устранении обнаруженных нарушений с назначением конкретных сроков. В свою очередь, лица, совершившие правонарушение, несут ответственность согласно регламенту, предписанному муниципалитетом.

В том случае, если недостатки, зафиксированные в предписании, не будут устранены в назначенный срок, надзорное ведомство, выписавшее акт, не позже чем через 30 суток после привлечения виновного к ответственности, уведомляет об очередном правонарушении администрацию и государственные органы.

Последствия неустранения нарушений, указанных в акте

Если виновники правонарушения не исполнили вынесенного предписания в тридцатидневный срок , ведомство передает соответствующее уведомление в государственные органы субъекта РФ и исполнительный орган местной администрации, которые в дальнейшем имеют возможность подать заявление в суд для дальнейшего изъятия территории и реализации ее на конкурсной основе.

В некоторых ситуациях надзорное ведомство передает административному органу свое предложение в виде доклада по вопросам устранения нарушений, а также ликвидации причин и условий их возникновения. Также надзорный орган должен проинформировать ведомство об уже принятых мерах.

Виновное лицо имеет право оспорить принимаемые решения в судебном порядке путем подачи жалобы на действия сотрудника надзорной комиссии.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Контроль со стороны муниципалитета представляет собой действия, предназначенные для определения и дальнейшего устранения нарушений в сфере землепользования муниципальными наделами.
  2. Данные функции муниципального аппарата установлены в рамках земельного законодательства и группы федеральных актов.
  3. Надзор устанавливается в отношении государственных и муниципальных органов, частных лиц и организаций.
  4. Отдельными территориями заведуют разные административные органы. К примеру, контроль за сельскохозяйственными наделами осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
  5. Порядок проведения контрольных мероприятий определяется Правительством РФ и содержит в себе такие этапы, как составление акта проверки и вынесение решения о назначении наказания или в отказе от использования такой меры.
  6. На исправление обнаруженных нарушений, владельцу территории отводится определенный срок, в зависимости от сложности и объема требующихся исправлений. Если в течение 30 дней с момента вынесения предписания, нарушения не были исправлены, то надел может быть изъят и реализован в процессе торгов.
  7. Независимо от исправления правонарушений, виновное лицо, по результатам проверки и при обнаружении недостатков в эксплуатации земель, привлекается к ответственности в виде штрафных санкций .
  8. Виновное лицо, вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить предписание надзорного органа и аннулировать наложенные штрафные санкции.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по муниципальному земельному контролю

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Игорь. Я являюсь собственником земельного участка и недавно обнаружил, что через мою территорию устроен водоотвод со стороны соседнего надела, на котором возводится очередное административное здание.

Я обратился в муниципалитет с жалобой по этой проблеме, и через несколько дней на мою территорию прибыла комиссия для проведения надзорных мероприятий.

В результате оказалось, что виновным лицом являюсь я, поскольку не принял мер для ликвидации последствий, и это привело к размытию почвы. Сейчас власти выписали мне штраф и предписание. Если я не исправлю нарушение, то участок изымут.

Подскажите, что делать в такой ситуации, и могу ли я привлечь к ответственности администрацию?

Ответ: Здравствуйте, Игорь. В ст. 72 ЗК РФ действительно описываются такие мероприятия, как изъятие и реализация с аукциона земельного надела, однако, это возможно в том случае, когда вы в течение 30 дней не исполнили предписания об устранении правонарушений.

Второй важный момент в вашей истории – это вопрос установления вины. Поскольку вы обращались в административный аппарат с жалобой, то надзорный орган, прежде всего, проверит деятельность застройщика, а не ваш участок и его состояние.

Чтобы разобраться со сложившейся проблемой, вам потребуется подать жалобу на действие сотрудников муниципалитета и попросить рассмотреть вашу жалобу относительно действия соседа-застройщика повторно.

В том случае, если это не принесет желанных результатов, вы имеете полное право подать исковое заявление в суд с требованием аннулировать предписание администрации и призвать к порядку сотрудника городского самоуправления, нарушившего положение о муниципальном земельном контроле.

12322

Основные определения

Государственный земельный надзор по своей сути является деятельностью специальных органов государства, направленной на выявление и пресечение неправомерных действий органов власти, граждан и организаций, других юридических образований, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере . Закон позволяет данным уполномоченным структурам организовывать и осуществлять проверки и другие мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения Земельного Кодекса или на их прекращение.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

В полномочия исполнительных структур входит анализ, наблюдение, прогнозирование и координирование действий государственных и частных субъектов и граждан РФ в сфере четкого соблюдения норм и правил земельного законодательства.

Государственный земельный надзор осуществляется органами исполнительной власти, которым Правительство предоставляет соответствующие полномочия:

  1. Организацией, осуществляющей государственную регистрацию, кадастр и картографию (Росреестр).
  2. Службой, осуществляющей инспекцию в сфере ветеринарии и фитосанитарии (Россельхознадзор).
  3. Инспекцией в сфере природопользования (Росприроднадзор).
  4. Органами вышеуказанных служб территориального значения.

При выявлении каких-либо нарушений или несоответствий нормативным документам, данные структуры дают возможность виновникам исправить ситуацию и привести все в должное состояние. Если это требование игнорируется, назначается административная и другие виды .

Все основные понятия и нормы, касающиеся надзора в сфере обращения с земельными участками регулируются .

Предмет проверок государственной инспекции в области земельных отношений

Проведение инспекций регулирует положение о государственном земельном надзоре . В нем проведена детализация предмета проверок и его разбивка по службам.

Уполномоченные структуры осуществляют наблюдение за выполнением требований в следующих сферах:

  • самовольное занятие земли или ее неправомерное использование;
  • либо , внесение изменений в права пользования участками;
  • эксплуатация земель, находящихся в территориальной или государственной собственности;
  • уход за участками и осуществление действий, необходимых для поддержания их состояния или улучшения характеристик земли;
  • сохранение плодородного слоя земли, препятствие его незаконному перемещению;
  • проведение охранных мероприятий в сфере защиты от воздействия стихий – воды и ветра;
  • эксплуатации наделов в специальных зонах: лесах и прилегающих к водоемам территориях;
  • правильное обращение с ядовитыми веществами и удобрениями химического и любого другого происхождения;
  • выполнение требований законодательства о наделах и соблюдение всех установленных правил в сфере земельных отношений.

Права должностных лиц структур, осуществляющих государственную земельную инспекцию

Органы, осуществляющие государственный земельный надзор , обладают соответствующими правами, которые установлены 71 статьей ЗК :

  1. Проводить проверки как плановые, так и незапланированные.
  2. Направлять в государственные или муниципальные органы, частные предприятия, физическим лицам и предпринимателям письменные требования о предоставлении необходимых для проведения инспекции документов.
  3. Посещать соответствующие земельные участки, не встречая препятствий со стороны проверяемых субъектов. При этом инспектор должен иметь при себе удостоверение и официальный документ, подтверждающий назначение проверки.
  4. Оформлять акты об и проводить его.
  5. Привлекать органы внутренних дел к осуществлению наказания нарушителей законодательства о наделах.
  6. Результаты инспекции оформлять в виде предписания, контролировать исполнение всех рекомендаций.
  7. При возникновении проблем или спорных моментов привлекать к инспектированию экспертов или соответствующие организации.
  8. Направлять в органы самоуправления предложения о приведении ими нормативных документов в соответствие с законодательством.

Результаты проверки

Существуют типовые формы и виды бланков, используемых при выполнении проверки. А порядок проведения инспекции предполагает соответствующее оформление ее результатов. Итогом мероприятия становится акт проверки . Если нарушений не выявлено, он остается единственным документом. В обратном случае – при обнаружении неправомерных действий, в дополнение к акту создается предписание. В нем описываются все нарушения и указываются сроки их устранения или ликвидации последствий халатного отношения к наделу.

Предписание составляется на бланке установленной формы. Документ состоит из трех основных частей :

  1. Вводной, которая информирует о дате, месте составления, должностном лице, виновнике нарушения, основании – акте проверки.
  2. Описательной, содержащей перечень нарушений и нормативных документов.
  3. Заключительной, являющейся перечислением требований документа, четко установленных сроков, отведенных на устранение нарушений и возможности оспаривания решения проверяющего органа.

В течение пятнадцати дней с момента проверки, ответственные органы власти направляют документы о результатах инспекции проверяемым субъектам. В случае составления предписания, ответчик должен выполнить его требования в сроки, указанные в документе и письменно уведомить проверяющие структуры.

В органы самоуправления направляются предложения о приведении нормативных актов о земельных отношениях в соответствие с требованиями законодательства. Если данные документы не принимаются в течение месяца , инспекция по окончании 15 дней сообщает о выявленных несоответствиях в прокуратуру.

Последствия игнорирования предписания

Предписание – официальный правовой документ, выполнение требований которого обязательно. Если данная норма не соблюдается, то нарушитель привлекается к административной ответственности.

В тридцатидневный срок после привлечения виновного к административной ответственности, уполномоченный орган, проводивший инспекцию, сообщает о факте игнорирования предписания и предоставляет установленный законодательством пакет документов следующим органам:

  1. Исполнительный орган власти или орган самоуправления на местах – в случае нарушений, относящихся к наделам, которыми владеет государство или муниципалитет.
  2. Орган власти, уполномоченный на обращение в суд для принятия решения о принудительном изъятии участка у владельца из-за неправильного использования с последующей продажей его.

Заключение

Отношения, касающиеся использования земельных участков, требуют постоянного контроля со стороны государства. С целью пресечения неправомерных действий в данной сфере создан государственный земельный надзор. Он заключается в следующем:

  1. Выявление нарушений.
  2. Недопущение повторения неправомерных действий.
  3. Контроль сохранности земель и их состояния.
  4. Наказание виновных.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному земельному надзору

Вопрос:

Здравствуйте. Мне пришло уведомление о проведении плановой инспекции участка, который находится в моей собственности. В случае выявления каких-либо нарушений будет ли назначен штраф? Марат.

Ответ:

Добрый день, Марат. В соответствии с ЗК РФ, а именно с его 71 статьей , и положением о проверках, результат инспектирования оформляется нормативным документом – актом. В случае выявления нарушений законодательства в сфере земельных отношений, будет составлено предписание. В нем раскрывается суть неправомерных действий или бездействия, их перечень и сроки ликвидации последствий или устранения нарушений. Если предписание игнорируется, ответственный орган имеет право привлечь к административной ответственности с наложением штрафа.

Область земельного контроля регулирует Земельный кодекс в комплексе с Постановлением Правительства № 1 от 2 января 2015 г. Надзор реализуется рядом государственных органов: структурами местного самоуправления, представителями исполнительной власти и комитетами (по земельной политике, охране окружающей среды, строительству и санэпидслужбой).

Что такое земельный контроль

Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом. Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.

Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:

  • недопущение самовольного захвата земель;
  • устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
  • переоформление юридическими лицами участков;
  • регулирование процедур приобретения земли;
  • мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
  • регулирование порядка выделения участков;
  • обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
  • размежевание границ между участками.

Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ

Функции надзорных структур носят характер:

  • предупредительный;
  • информационный;
  • карательный.

Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.

Надзор проводится в нескольких формах:

  • в виде проверок планового и внепланового характера;
  • непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
  • устранения обнаруженных нарушений.

Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.

Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:

  1. Рекультивации земельных объектов.
  2. Улучшению земель.
  3. Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
  4. Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
  5. Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
  6. Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
  7. Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.

Виды земельного контроля

Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:

  • внешний мониторинг (надведомственный тип);
  • внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).

По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:

  • государственного уровня;
  • муниципального типа;
  • производственная разновидность;
  • система контроля общественности.

На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.

СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.

Особенности государственного типа надзора:

  • мониторинг касается всех категорий земельных участков;
  • анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
  • органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора.

Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:

  • профилактическая работа с пользователями земель;
  • обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
  • ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
  • организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
  • налаживание эффективной схемы мониторинга.

Особенности контроля муниципального уровня:

  • контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
  • мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.

Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями. Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц. Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.

В роли контролеров могут выступать:

  • территориальные структуры общественного самоуправления;
  • отдельные граждане РФ;
  • объединения общественности.

Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.

Порядок проведения

Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:

  • регулярные осмотры земельных наделов;
  • посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
  • при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
  • при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
  • назначают штрафные санкции.

Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.

ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию.

Результат контроля

Результаты контроля оформляются актами проверок. При обнаружении нарушений к акту прикрепляются составленные проверяющими лицами предписания об устранении недочетов. При наличии в отношении конкретного предпринимателя выданных ему ранее протоколов об административных правонарушениях, их также прикладывают к акту. При формировании предписаний в тексте документа важно указать срок исполнения его норм.

По итогам проведенных проверок и анализа текущих тенденций в правонарушениях надзорными органами составляются прогнозы в отношении исполнения норм законодательства в кратко- и долгосрочной перспективе. Систематизированные данные проверок используются при формировании основного блока национального доклада государственных органов об использовании и текущем состоянии земель страны.