Умиление икона божией матери когда праздник. Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская

На святыне изображена Преподобная Дева Мария, испытывающая счастливейшие моменты в своей жизни. Встреча с архангелом Гавриилом позади, и она знает, что скоро родит младенца Иисуса. Икона умиление Пресвятой Богородицы отличается торжественными чертами лика и одухотворенным образом. Защитница изображается со скрещенными руками, собранными в богоугодном жесте, голова несколько наклонена, а глаза слегка прикрыты веками.

Облик Божией Матери говорит об ее мягком сердце, целомудрии и смиренном поведении.

История образа Пресвятой Богородицы «Умиление»

Первоначально святыня выполнялась на холсте, укрепленном на кипарисовой доске. Николай II подарил этот образ монаху Серафиму Саровскому , который умел видеть душу всякого человека и просить исцеления для каждого. Он молился перед этим ликом чаще всего, с возведенными к небесам руками. Святой прожил долгую жизнь и закончил свой земной путь в молитве перед изображением Защитницы. Серафим завещал этот лик Дивеевскому храму , располагающемуся недалеко от его скита.

Интересно! Лампадное масло, горящее возле облика Девы Марии, приобретало целебные свойства. Святой Серафим часто использовал это божественное средство, чтобы избавить многих несчастных от различных хворей.

Патриарх московский Алексей II получил «Умиление» в 1991 г. Святой образ Богородицы поместили в патриаршем монастыре. Каждый год лик выносят для поклонения в Богоявленный собор, вмещающий большое количество верующих.

Этот день считается праздничным: священнослужители облачаются в соответствующую одежду и несут торжественную службу. В дни 22 декабря, 1 августа и 10 августа в монастырях нужно ставить свечи перед Девой Марией с просьбой о здоровье близких, а также петь акафист (хвалебный хор). Икона Божией матери «Умиление» призвана вселять кротость и духовное смирение всем прихожанам.

«УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ

Разновидности Святого образа

Существует большой ряд икон, объединенных под общим наименованием «Умиление». Божия Матерь чаще всего изображается в этой манере.

В традиционном варианте «Умиление» показывает Преподобную Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, они прижимаются щеками. Символ объясняет неразлучную, бескрайнюю любовь и отсутствие всякого расстояния между Творцом, Его Сыном и Его Матерью.

К прославленным разновидностям «Умиления» относятся:

  • Новгородская. Производство датируется концом XII века, располагается в Успенском соборе. Матерь и Христос, изображенный в типичной для Путеводительницы (Одигитрии) позе, прижимаются щеками. В правой руке младенца свиток, а левой он слагает жест благословения.
  • Псково-Печерская является копией Владимирской иконы , была сотворена в 1521 г. служителем Арсением. Лик прославлен большим количеством чудодейственных свойств.
  • Феодоровская . Почитаемый образ, который хранится в Богоявленском соборе. Этот лик считается святыней дома Романовых, потому что в начале XVII в. он призвал на царствование Михаила Федоровича, основателя династии.
  • Донская . Двусторонняя икона, на обратной сторон располагается Успение Богородицы - праздник , вспоминающий смерть Божией Матери. Именно она была преподнесена Дмитрию Донскому накануне Куликового сражения.

О праздниках в честь Божьей Матери:

В иконографическом искусстве имеются и другие, менее известные образы, относящиеся к типу «Умиление» (Елеусы).

Феодоровская икона «Умиление»

Серафимо-дивеевская икона

Монах Саровский называл этот образ «Радость всех Радостей», потому что она приносила исцеления больному народу. Дева Мария неоднократно представала перед глазами святого, вылечив и его от смертельного недуга. Оригинал изображения сохранен до настоящего момента, размещен в церкви Владимирской иконы.

Черты образа Богородицы ясно отражают ее эмоции в этот момент: она с бесконечным терпением и благодарностью ждет пришествия Сына Господа. Очи Матери смиренно опущены, руки сложены крестом на груди и символизируют тайну жертвенности Сына. Иконописец украсил лик немногими, но выразительными штрихами, что позволяет увидеть суть волнительного и торжественного момента после Благовещения.

На заметку! Вокруг венца начертано великое словосочетание: «Радуйся, Невеста Неневестная». Это значит, что человечество созрело для пришествия своего Спасителя.

Значение и помощь святого изображения

Икона, по большей части, считается покровительницей женской половины человечества.

  • Девушки молятся о сохранении своего сердца в нравственной чистоте и невинности.
  • Образ предназначен для улучшения житейских дел.
  • Богородица вселяет уверенность и силы в преодолении всяческих мирских трудностей.

Дева Мария излучает божественное смирение и неугасимую любовь, а ее радостное лицо унимает сознание, переполненное эгоистичной злобой, при одном взгляде. Богородица своим примером учит перебарывать отчаяние и смиренно возносить крест на свои плечи. Искренняя вера в святость изображения приносит облегчение и действительно выручает нуждающихся.

  1. Икона Божией Матери «Умиление» помогает больным людям избавиться от напастей и патологий.
  2. Дева Мария усмиряет душевный гнев, развевает ненавистные мысли и уменьшает распространение психических расстройств.
  3. Защитница имеет силу повлиять на зачатие девушек, которые долгое время не могли забеременеть.
  4. Моление возвращает радость жизни, совершенно прогоняя депрессивное состояние разума.
  5. Народные поверья приписывают лику покровительство над достойным и удачным замужеством.

Серафимово Умиление воплощает искреннюю чистоту и сдержанную радость. Этот образ Богородицы считается самым возвышенным и таинственным, потому что нет конкретной информации об его появлении.

На заметку! Через некоторое время после создания эта святыня являлась предметом смиренного и честного копирования. Списки этого изображения, как и оригинал, совершали чудеса в христианских кругах.

Икона «Умиление»

Чудесные свершения иконы

Пред глазами верующих происходило много божественных свершений , доказывающих необычайную силу святого лика. Православное христианство придает колоссальное значение иконе Божьей Матери «Умиление», снижающей негативное воздействие судьбоносных потрясений.

  • Как утверждает летопись, в Новгороде в 1337 г. ходил безжалостный мор, забирающий огромное число жертв. Отчаявшиеся православные люди, собравшись вместе, свершили ход в Троицкий собор, где горько взывали к изображению Девы Марии. Священнослужители читали молебны о спасении несчастных. Через несколько дней сильнейшая зараза отступила, а в благодарность за искупление верующие вознамерились ежегодно проделывать крестный ход к изображению.
  • В июле того же года икона «Умиление» мироточила, а холст парил в воздухе, удерживаясь в пространстве непреодолимой силой. Собравшееся духовенство расценило этот случай как призыв к своевременным служениям.
  • В доме четы из Брянской области хранится святыня, которая избавила приезжую женщину от онкологического образования. В день операции УЗИ не показало никаких злокачественных изменений в клетках пациентки. Исцеление удивительным образом свершилось после искреннего требования помощи у Защитницы.
  • Удивительна история современной иконы Богородицы «Серафимово Умиление». Одна женщина увидела в церковной лавке изображение Матери Божьей на просроченном и не подлежащем продаже календаре и забрала его в собственный дом с чувством глубочайшей заботы. Спустя время святой лик начал мироточить, а вместе с ним и все другие иконографии в жилище. На обратной стороне образовался еще один облик. Отныне женщина принимает у себя верующих паломников.

Еще о чудесных явлениях:

Места нахождения святыни

Оригинал, преподнесенный Николаем II, располагается в соборе Серафима Саровского, в Голицыно. Этот образ написали в XIX веке. Свыше 40 лет он находился в жилище иконописца, создававшего его. Облик Богородицы был передан в монастырь при первой вести о начале постройки.

Один из самых почитаемых образов Девы Марии хранится в Троицком монастыре . Значение иконы Божией Матери «Умиление» тяжело переоценить для русского народа. Святыня, прославившаяся колоссальным количеством чудес, написана монахинями этого монастыря в конце XX в. Каждое воскресеньям перед святыней проводят церковные песнопения.

Гимны в честь Защитницы

В церковной практике известно достаточное число молитв, посвященных Богородице. Православные христиане восхваляют Пресвятую Матерь, именуют ее Великой Заступницей и Славой нашей родины. Люди, стоящие перед ликом иконы «Умиление», молятся о том, чтобы спасти себя и близких от нашествия злых сил, врагов народа, землетрясений и многих подобных бедствий.

Совет! Любая молитва, произнесенная с чистой совестью, дает великие шансы на исполнение благочестивых желаний.

В акафистах Богородице содержится хвалебная тематика, освещающая некоторые исторические факты прославления святого лика. В хорах излагают разнообразные просьбы по защите грешного людского рода. Конец акафиста ознаменовывается коленопреклонным прошением во имя здравия всего человечества.

Важно! Православный мир знает много икон из разновидности «Умиление». Каждая из них способна оказывать чудодейственное воздействие на окружающие объекты и самого просящего. Пресвятой Матери молятся в любых несчастиях и терзаниях. Она смиренно слушает приходящих и неизменно приносит благо истинным христианам.

Посмотрите видео об иконе Богтматери

Совершенно неважно, перед какой иконой молиться, главное – молиться с открытым чистым сердцем, добрыми мыслями и глубокой верой в помощь. Однако история сохранила множество случаев, когда тому или иному человеку в трудные минуты являлась сама Божья Матерь.

Иногда во снах, иногда наяву – и называла икону, перед которой необходимо помолиться о своей беде или болезни, описывала ее и сообщала, где можно найти то или иное изображение. Все исполнялось по слову .

История, где находится образ?

Серафимо-Дивеевскую икону Божьей Матери, называемую «Умиление», почитают и любят православные верующие.

Она имеет еще другие названия: «Радуйся, Невесто Неневестная» – такая надпись помещена вокруг святого нимба, «Радость всех Радостей» – такое название ей присвоил православный святой . Этот образ был размещен в его келье, перед ним он постоянно молился.

Написание иконы «Умиление» относят ближе к концу XVIII века.

Иконография ее схожа с иконой Богоматери Остробрамской, хранящейся в Вильнюсе. Предположительно и на той, и на другой отражен момент, когда Дева Мария уже оповещена Архангелом Гавриилом, что она благословлена стать матерью Сына Божия .

Голова Пречистой слегка наклонена, глаза полуопущены, и весь ее облик являет смирение: «Да будет по глаголу Твоему».

Холст с написанным на нем святым образом крепился к деревянной основе из кипариса. Таким его и подарил батюшке Серафиму император Николай I.

Святой старец всех приходящих к нему с истинным покаянием благословлял этой иконой и помазывал маслицем из теплившейся перед ней лампадки. У этого святого образа он и отошел в вечность.

Задолго до своей кончины саровский чудотворец провидел, что его любимая икона будет помещена в Дивеевской женской обители, считающейся четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле.

Он даже оставил определенную сумму денег с непонятым на то время заветом: на устроение «большой кельи для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас» .

После кончины батюшки Серафима на эти средства построили новый корпус, где по указанию тогдашнего игумена Нифонта и была помещена . Тогда всем стал понятен смысл слов преподобного Серафима о Высокой Госпоже.

В 1903 году саровский старец был прославлен Церковью в лике преподобных. Икону, уже «одетую» в серебряную с золочением ризу, крестным ходом перемещали из Дивеева, где она нынче находилась, в Саров, где нес свой ежедневный подвиг служения преподобный Серафим.

Император Николай II принес обители в дар богатый оклад для образа. К этому времени икона уже явила себя как чудотворная . Такими же проявляли себя и списки с нее.

После закрытия (1927 г.) Серафимо-Дивеевского монастыря его игуменье Александре перед арестом удалось каким-то образом сберечь Святой образ, а после освобождения перевезти его в Муром, где она и поселилась с еще несколькими монахинями.

Жизнь имеет обыкновение заканчиваться, и икона переходила от одной сберегающей ее монахини к другой, пока последняя из них, чувствуя приближение кончины, не решила передать ее бывшему тогда Патриархом Московским и всея Руси Пимену.

В ту сложную богоборческую пору патриарх счел необходимым поместить драгоценную святыню в гораздо более неприметном и потому безопасном месте.

Он перепоручил ее священнику из подмосковного поселка , где она вместе с некоторыми другими личными вещами святого старца хранилась вплоть до 1990-х годов, пока в России не стала возрождаться Православная церковь.

Тогда все эти святыни их хранитель протоиерей Виктор получил возможность передать тогдашнему Патриарху Алексию II . С того времени ценнейший дар хранится в Москве, в Патриаршем Богоявленском соборе, который в народе называют еще Елоховской церковью.

В воскресенье, завершающее пятую неделю Великого поста, отмечается праздник, называемый Похвалой Пресвятой Богородице. Тогда икона выносится для всеобщего обозрения и поклонения и читается посвященный ей акафист.

О чем молятся иконе?

Трудно переоценить значение икон Пресвятой Богородицы. Это касается и «Умиления». Обращаясь к ней с , можно быть уверенным, что Богородица защитит, если терзают душевные скорби, дурные мысли или удручающие сомнения.

Непередаваемая нежность, какая-то пронизывающая трогательность изображенного на холсте Лика уже при одном лишь взгляде на него способны вывести из тяжкого уныния, которое нередко настигает человека в череде одинаковых будней.

Икона обрела славу «женской». Это произошло потому, что к ней обращаются:

  • Молодые девушки, желающие обрести семью.
  • Женщины, лишенные радости быть матерью.
  • Будущие мамы – о благополучном исходе беременности .
  • Матери взрослых дочерей – о счастливой женской доле для них.
  • Дарует она и юным девам сохранение чистоты , целомудрия, доброго нрава.
  • К иконе могут обращаться и мужчины . Ей молятся не только об избавлении от болезней, но и те, кому не хватает материнского участия, сопереживания, понимания, и те, кто сам должен быть поддержкой находящимся рядом.
  • Бесконечным потоком к иконе и ее многочисленным чудотворным спискам идут люди с различными недугами и получают исцеление.
  • По-настоящему верующим икона помогает облегчить сложности переходного возраста.
  • Серафимо-Дивеевскую икону можно просить об избавлении от гордыни – как проявления ее в себе, так и защите от гордыни других.

Молитва

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Другие изображения Божьей Матери «Умиление» и их значение

Существуют и другие иконы Пресвятой Богородицы с названием «Умиление» , и они обладают не меньшей силой чудотворения.

Псково-Печерская

Это список не оригинального образа «Умиление», а иконы Богоматери «Владимирской». Ее создание авторства монаха Арсения Хитроша относят к началу XVI века.

Название иконографического типа «Елеуса» , к которому она относится, так и переводится с греческого – сострадание, милость. На таких иконах Матерь Божья изображается с Богомладенцем на руке, и Тот прижимается щекой к ее щеке , – как символ безграничной .

Свою чудодейственную силу этот образ являл в весьма трудные времена. Так, при завоевании Пскова польским королем Стефаном Баторием (1581 г.) было приказано забрасывать город калеными ядрами.

Одно из таких ядер угодило непосредственно в икону, не нанеся ей при этом ни малейшего вреда. Именно лику Пресвятой Богородицы обязаны защитники города поражением неприятеля.

По легенде, икона «Умиление» помогла отбить у наполеоновских войск захваченный ими Полоцк.

Описано множество случаев, когда по молитве болящих перед этим образом они получали исцеление.

Смоленская

Икона «Умиление» Смоленская, известная с начала XII века, изображает Богородицу, которая любуется Младенцем Христом, играющим в складках Ее одеяния.

Много веков спустя после написания этого образа Смоленск под ее защитой оказался недосягаем для поляков, пытавшихся захватить его.

Ростовская

В Свято-Никольском храме Ростова помещена икона «Умиление» Ростовская, в народе называемая «Богородица с яблочком», на которой Младенец Христос держит в Своих руках яблоко, прославившаяся множеством документально подтвержденных самых невероятных исцелений.

История ее обретения тоже связана с выздоровлением больной девочки, которой Матерь Божья явилась в видении, указав место нахождения своего чудесного образа.

Новгородская

По виду очень напоминает Серафимо-Дивеевскую икона «Умиление» Новгородская. Более семисот лет поклоняются ей новгородцы: первое ее прославление произошло в 1337 году, когда непонятная сила восхитила ее, и из глаз Пречистой заструились слезы.

Существует целый список массовых исцелений от различных недугов, молятся перед иконой для защиты от , вражеских нашествий.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря (Нижегородская область) также хранит один из особо почитаемых списков со святыни, в честь которого освящен придел.

Список этот, хотя еще и сравнительно «молодой»: написан в конце позапрошлого столетия, но уже известен далеко за пределами монастыря своими чудотворными свойствами.

Локотская

Интересна история Локотской иконы «Умиление», находящейся в пос. Локоть на Брянщине.

Это не иконопись в чистом ее виде, а копия, помещенная на настенном календаре, который, уже устаревший, в свое время купила одна женщина, просто, чтобы его не утилизировали и тем не осквернили Святой лик.

Собственно календарь женщина отрезала, а икону поместила на стене. Через какое-то время образ стал источать миро и благоухать. По благословению митрополита в поселке построили часовню и поместили там эту «календарную» икону, и к ней идут и едут сотни страждущих.

После молитвы перед Святым образом женщины исцеляются от бесплодия, выздоравливают онкологические больные, как и страдающие диабетом, церебральным параличом, трофической язвой и др., отыскиваются пропавшие.

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Почитаемая преподобным Серафимом Саровским, по вере просящих даёт исцеления.

Молятся перед ней юные девы просят о помощи в сохранении целомудрия, благочестия и нравственности. Взывают к Ней и в надежде на встречу с добрым мужчиной, испрашивают удачного замужества, крепкой и счастливой семейной жизни. Молят Царицу Небесную перед Ея образом «Умиление» и о наступлении долгожданной беременности и благополучном родоразрешении.

Как и перед всякой иконой Пресвятой Богородицы, перед «Умилением» можно молиться обо всём, что тревожит душу и сердце. И очень важно не забывать обращаться к Божией Матери не только с горестями и тревогами, но и благодарственной молитвой за Ея светлую помощь и заступничество.

Жизнеописание, которое было составлено по воспоминаниям тех, кто тесно был знаком с Серафимом Саровским, гласит, что течение всей его жизни проистекало под покровительством Матери Божией: Она и Господь наш приходили к нему во снах и явлениях, излечивали от смертельных недугов. Преподобный Серафим Саровский был владельцем далеко не одной иконы Божией Матери – у него их насчитывалось несколько, однако келейная икона Умиление находилась среди них на почетном месте. Точному никто не может сказать, как батюшка Серафим завладел данным образом. Сам он именовал её "Радость всех Радостей": елей от лампады, горевшей пред образом, преподобный Серафим наносил на пораженные участки тела больных, от чего все они излечивались. Некоторым людям удавалось обрести утешение в горестях, когда батюшка Серафим давал им прильнуть к иконе Богоматери. 2.01.1833 года во время молебны и отдал Богу свою душу батюшка Серафим Саровский.

Сестрам из Дивеевского монастыря батюшка не уставал повторять, показывая на священный образ: «Доверяю и лишаю вас на попечительство нашей Великой Матери».

В 1927 году, случилось так, что монастырю суждено было закрыть свои двери, а конечную службу перед разгоном правили накануне Рождества Богородицы – двадцать первого сентября. В этом же месте дивеевские сестры прощались, отвешивая поклоны друг другу в ноги и заливаясь слезами. Их никто не выгонял открыто на улицу, однако условия сформировали такие, что и не останешься: монашеское одеяние носить не разрешалось, в альтерных мастерских образы необходимо было снять, а вместо них установить портреты В.И. Ленина. На тот год жили в Дивееве в ссылке 2 владыки, величали которых как епископ Серафим Звездинский и Архиепископ Зиновий Тамбовский. И они проговорили сестрам: "От монашества вас освобождать не будем: хоть и в миру, однако монашество свое сохраняйте. Ныне всем вам дарованы чаши, и кто как выпьет из неё: кто лишь пригубит, кто сделает глоток, а кто и опустошит её полностью ".

Образы из монастырских храмов совместными усилиями собрали и сбросили в храме Рождества Христова. К концу первой половины двадцатого века сроки заточения у многих ссыльных завершились, и их пусть снова направился в Дивеево.

В 1941 году после кончины игуменьи Александры, чудодейственная икона Богоматери перешла на хранение монахине Марии, а когда годы и её жизни подошли к концу, то она вручила святыню в качестве подарка патриарху Пимену.

В 1991 году все образы из Дивеево, включая святой образ «Умиление» были направлены на сохранение в руки Святейшему Патриарху Московскому Алексию II. На сегодняшний день известно, что образ сберегается в покоях Святейшего Патриарха - в храме на честь иконы Владимирской Богоматери. Ежегодно в день празднества Похвалы Пресвятой Богоматери образ Умиление доставляют на массовое поклонение в Московский Патриарший Богоявленский храм.

Находится в Богоявленском кафедральном соборе , г.Москва

В Православной церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы, один из них - «Умиление». На иконах «Умиление» (в греческой традиции - "Елеуса") Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс. Она держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных, на ней Божия Матерь изображена одна. Ее руки крестообразно сложены на груди, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Этот образ не относится к типу иконописи "Елеуса", тем не менее носит идентичное название.

«Умиление» - икона Божией Матери Псково - Печерская

Псково-Печерская икона Божьей Матери «Умиление» (фото расположено ниже) является списком «Владимирской Богородицы». Ее написал монах Арсений Хитрош в 1521 году. В Псково-Печерский монастырь икона была привезена благочестивыми купцами в 1529-1570 годы, когда игуменом монастыря был преподобный Корнилий. Эта святая икона на весь мир прославилась своей чудодейственной помощью, поддерживая и защищая православных христиан в трудные жизненные моменты.

«Умиление» - икона Божией Матери Псково-Печерская - относится к иконописному типу "Елеуса", который является самым распространенным в русской иконописи. Здесь изображена Дева Мария, держащая на руках своего Сына Иисуса Христа. Младенец прижимается своей щекой к Богоматери, проявляя высшую степень сыновней любви.

К данному типу относятся такие иконы Богородицы, как Донская, Владимирская, Ярославская, Феодоровская, Жировицкая, Гребневская, Почаевская, Взыскание погибших, Ахренская, Дегтярёвская и др. Одним из образов этого типа является икона Божьей Матери «Умиление» Печерская.

История прославления чудотворной иконы

В 1581 году польский правитель король Стефан Баторий совершил попытку осады Пскова. С колокольни Мирожского монастыря солдаты противоборствующей стороны сбрасывали каленые ядра, одно из которых попало в икону Богородицы «Умиление», висевшую на вершине городской стены. Но образ чудесным образом был сохранен, а ядро упало возле него, не принеся каких-либо повреждений. Проиграв в этой войне, литовское княжество было вынуждено в очередной раз заключить перемирие с Россией.

Благодаря помощи Богородицы было совершено отнятие у французов города Полоцка. Событие произошло 7 октября 1812 года во время Отечественной войны при нашествии войск Наполеона Бонапарта. Командир I корпуса приписывает свою победу именно помощи Богородицы и ее святого образа «Умиление». Икона Божией Матери своей чудодейственной силой помогла одержать очередную победу.

Известны многочисленные случаи помощи этой иконы при чудесном исцелении слепых людей. Вдова, молившаяся Пресвятой Деве Марии, получила выздоровление после горячей молитвы перед иконой «Умиление». Икона Божией Матери прославилась великим чудом. Женщина была слепа на протяжении почти трех лет, а после горячей молитвы перед чудотворным образом прозрела. Также от ослепления был исцелен и крестьянин, не видевший перед этим шесть лет. Кроме того, были отмечены различные случаи выздоровления от тяжелых болезней, происходившие при помощи Богородицы после молитвы перед этим святым образом.

«Умиление» - Серафимо-Дивеевская икона

Икона Божией Матери «Умиление» считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей. Икона эта находилась в келье Серафима Саровского. Он очень глубоко почитал эту икону, называя ее «Всех радостей радость». Стоя на молитве перед образом Богородицы, преподобный мирно отошел ко Господу. Еще при жизни святого перед иконой горела лампада, маслом из которой он помазывал всех приходящих к нему людей, исцеляя от душевных и телесных недугов.

Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз. Над головой надпись слов из акафиста: "Радуйся, Невесто Неневестная!"

История иконы

История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. После смерти Серафима Саровского образ был перенесен в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В послереволюционное время, когда Дивеевская обитель была закрыта, икону Богородицы вывезла в Муром Дивеевская игуменья Александра. В 1991 году чудотворный образ был передан Алексию II - Патриарху Московскому, который поместил икону в патриаршей церкви, где она и находится в настоящее время. Один раз в год чудотворный образ выносят в Богоявленский собор для поклонения. Приложиться к нему можно всем желающим православным христианам. В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа.

Новгородская икона «Умиление»

Жители Новгорода уже на протяжении почти 700 лет почитают другую икону Божией Матери «Умиление». Она известна благодаря многочисленным чудотворениям, происходившим от молитвы ко Пресвятой Богородице.

Пресвятая Дева защищала город от пожаров, разорений и войн. Благодаря горячей сердечной молитве перед этим святым образом многие люди получали исцеления от душевных печалей и телесных болезней. Празднование иконы совершается 8 июля.

Смоленская икона Божией Матери «Умиление»

На смоленской богородичной иконе «Умиление» Святая Дева изображена с руками, крестообразно сложенными на груди. Она любуется на своего Божественного Сына, играющего на складках Ее одежды. Лик Пресвятой Девы исполнен глубокой любовью и одновременной печалью за Своего Сына.

Образ известен миру еще с 1103 года. А прославился он благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы, защитившей Смоленск от нападения польских воинов в начале XVII века.

Чудотворная Икона «Умиление» Божьей Матери, значение для верующих

При молитвенном обращении ко Пресвятой Богородице «Умиление» многие христиане просят об укреплении веры, о примирении враждующих, об избавлении от нашествия врагов и сохранении Российского государства. Но наиболее часто к ней приходят молодые девушки и женщины, изливая многочисленные просьбы о благополучном замужестве, исцелении от бесплодия и рождении здоровых детей. Любая икона «Умиление» изображает состояние святой души Богородицы: ее нескончаемую любовь к людям, великую чистоту и святость.

Многие христианки после совершения искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое успокоение, веру и надежду в чудодейственную силу Пресвятой Девы. Помогает в этом икона «Умиление» Божьей Матери. Значение этого святого образа заключается в помощи Богородицы всем просящим у нее людям.

Многие православные христианки вышивают иконы Пресвятой Богородицы. В последнее время для этой цели стали чаще использовать бисер. Существует благочестивая традиция посвящать сей труд Пресвятой Деве. Во время вышивания верующие женщины совершают молитву и трудятся с чувством покаяния. В просьбе родить здоровых детей некоторые матери берут на себя труд вышивания икон. Когда икона Божьей Матери «Умиление» бисером готова, ее заключают в застекленную рамку и освящают в православном храме. После этого молятся перед образом в надежде получить просимое.

Гимнография

Известны многие молитвословия, посвященные Пресвятой Богородице. Перед иконой «Умиление» верующие читают акафист. Молитва иконе Божьей Матери «Умиление» содержит глубокий смысл: православные восхваляют Пресвятую Деву, называя Ее Заступницей и Защитницей нашей Страны, Красотой и Славой обители, а также просят сохранить людей от зла, спасти русские города и защитить православный народ от нашествия врагов, землетрясения, потопа, от злых людей и других несчастий. Эту молитву принято произносить, обращаясь за помощью к Пресвятой Деве Марии, в надежде на Ее небесную помощь и поддержку.

Акафист

Акафист иконе Божией Матери «Умиление» содержит преимущественно хвалебные тексты. В нем содержится 13 икосов и кондаков, которые освещают некоторые исторические события, связанные с появлением и прославлением святой иконы. В акафисте также изложены различные просьбы ко Пресвятой Богородице о помощи, защите и молитве за грешный род человеческий. В конце всегда читается заключительная коленопреклонная молитва, исполненная просьб ко Пресвятой Деве Марии о спасении и защите всех людей.

Заключение

Существует несколько различных видов православных икон Божией Матери, именуемых «Умиление»: есть чудотворные, местночтимые и почитаемые образа.
Несмотря на то, что все эти образы разные, у них есть одно общее – они всегда передают безграничную любовь Пресвятой Богородицы к православным христианам и всем людям.

Храм иконы Божией Матери «Умиление» в Москве находится при центре социальной судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Это домовый действующий храм, расположенный по адресу: Хамовники, переулок Кропоткинский, 23. Здесь всегда ждут верующих, желающих помолиться и обрести душевный покой.