Тема родительского собрания права человека глазами ребенка. Родительское собрание на тему " Защитим права ребёнка". Я имею право

ТАТЬЯНА ФООС
Родительское собрание на тему: «Охрана прав и достоинств ребенка»

Родительское собрание

Тема : «Охрана прав и достоинств ребенка »

(по материалам «Декларации прав ребенка » )

Задачи :

Формировать у родителей представления о правах ребенка ;

Развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника) ;

Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Материал : видеоролики из жизни детей группы (право на отдых , право на образование , право на неприкосновенность жилища); книга, «Мои права и обязанности » , изготовленная детьми группы; выставка рисунков «Моя семья» ; педагогические ситуации, выставка документов по защите прав детей : Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка , Семейный кодекс и др. ; тест «Какой вы родитель , тест «Я и мой ребенок » ; памятка родителям «Права и обязанности родителей » .

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители !

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель , обязан знать свои собственные права , права своих детей , уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей . Каждый ребенок на свете имеет право на детство . Это право защищено международными правовыми актами . Если ребенок сыт и здоров , получает необходимое лечение и любовь близких и ценит все это, он никогда не станет смеяться над ребенком -инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда сам не будет жесток к людям, животным и природе.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.

Насколько вы осведомлены в области правовых знаний , мы с вами сейчас и увидим. С помощью сказок вспомним права человека .

Вопросы :

Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ? (право на жизнь )

Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)

Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик» (правом на бесплатное образование)

Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей)

Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна-Лягушка» ? (вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

Какое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца, прогневавшись на его отца? (право жить со своими родителями )

Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» . На какое право посягнула царица , приказав Чернавке извести царевну и бросить ее в лесу? (личная неприкосновенность, жизнь и свобода) .

Просмотр видеоролика инсценировки детьми сказки «Заюшкина избушка» ? (право на неприкосновенность жилища)

Просмотр видеороликов о права детей в группе (дети играют : право на отдых , играю с кем хочу и во что хочу, право индивидуальности ).

Посмотрим, что же знают наши дети о своих правах обязанностях .

Презентация книги «Мои права и обязанности » , изготовленная детьми.

Просмотр видеоролика беседы с детьми по правам и обязанностям .

Жизнь маленького ребенка начинается с детства, и еще в древние времена люди понимали это. Как же помочь ребенку ? Как ему защитить себя, отстоять свое собственное мнение? Какие правовые документы по правам детей вы знаете ?

Вопросы :

Как называется основной документ по правам ребенка , принятый 44 сессией Генеральной ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка )

В каком возрасте человек считается ребенком , по мнению ООН? (0 – 18 лет)

На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка ? (на родителей )

Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей ? правом , и обязанностью)

Решение педагогических ситуаций :

Ситуация 1.

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг . Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь не прав .

Ситуация 2.

Петя бегал по группе во время занятия. На замечание воспитателя ответил : “ Ну и что? Я имею право на свободу перемещения. ”

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь не прав .

Ситуация 3.

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей.

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь не прав .

Ситуация 4.

В нашем кинотеатре идут фильмы о любви, а детям до 16 лет смотреть нельзя.

Нарушаются ли права ребенка на получение информации?

Каждый родитель желает своему ребенку блага и счастья , но не каждый знает, как это сделать. И, конечно, невозможен процесс воспитания вообще без наказаний, применяемым к своим детям.

Написать наказания, которые вы применяете к своим детям.

Для правильного воспитания детей важно знать, какие формы наказаний существуют :

а) физическое применяется часто тогда, когда сами родители слабо контролируют свое поведение;

б) речевая агрессия (ругань, оскорбления) – тоже мало эффективна и обычно ведет к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками;

в) сепарационные наказания, то есть лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним, то есть ребенка лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться.

Это чрезвычайно сильно действующая форма и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

г) Наказание естественными последствиями, состоящие в лишении ребенка за провинность чего-нибудь приятного (сладостей , новых игрушек, прогулок и т. д.) . Такой метод может принести успех, если только ребенок считает ограничение справедливым , если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события . Применяя это наказание, нельзя лишать ребенка того , что необходимо для его полноценного развития.

Чтобы подкрепить желаемое поведение ребенка , вы, родители , часто используете поощрения. Напишите их

Как правило , мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Объятья, похвала, улыбка – в отличие от десятой ненужной куклы или машины – не приведут к избалованности, а только подтвердят любовь и укрепят доверительные отношения. А баловство начинается там, где взрослые не могут сказать «нет» , наказать ребенка за проступки , и потакают всем его просьбам в ущерб своим потребностям.

Занимаясь воспитанием детей, нас порой мучают сомнения : не слишком ли мы строги, а может, наоборот, чересчур мягки и позволяем садиться себе на шею. Вот бы кто-нибудь объективно посмотрел со стороны. Наш тест выступит в роли независимого эксперта.

Тест «Какой Вы родитель

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос : «Какой Вы родитель Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста

Не знаю, что бы я без тебя делал (а)

И в кого ты такой уродился !

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну на кого ты похож (а?

Я в твои годы.

Ты моя опора и помощник (ца)

Ну что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь!

Какая (какой) ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька?

У всех дети, как дети, а ты….

Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая!

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу . Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком , непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка .

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком , его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.

«Ребенок – зеркало семьи ;

как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

И закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу высказыванием С. Соловейчика : «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне : «Мне послан ребенок ; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, сегодняшний, и поэтому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка , охраняю его детство , понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не унижаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым возвышаюсь в духе своем»».

Тест для родителей «Я и мой ребенок »

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима . Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях , поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы Ответы

Можете ли Вы? Могу и всегда так поступаю Могу, но не всегда так поступаю Не

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком ? А Б В

2. Посоветоваться с ребенком , невзирая на его возраст? А Б В

3. Признаться ребенку в ошибке , совершенной по отношению к нему? А Б В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты ? А Б В

6. Поставить себя на место ребенка ? А Б В

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц? А Б В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? А Б В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка ? А Б В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В

11. Выделить ребенку один день , когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? Б В А

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил , грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка ? А Б В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А Б В

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

30 - 39 очков

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспиания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 - 30 очков

Сумма от 16 до 30 очков : забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно . Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка .

Менее 16 очков

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка . Вам недостает либо знания , как сделать ребенка личностью , либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Памятка для родителей

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.

2. На прием детей в ДОУ в соответствии с договора ДОУ.

3. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса.

4. На перевод ребенка , в другое ДОУ.

5. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с воспитателем группы или администрацией ДОУ и обращаться к уполномоченному по правам

6. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями.

7. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний , а также на получение информации о своем ребенке , если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку .

8. Требовать соблюдения прав ребенка .

9. На полную информацию об образовательно-воспитательном процессе в ДОУ.

10. Высказывать обоснованную критику в адрес ДОУ на родительских собраниях , а также при встрече с заведующим ДОУ в корректной форме.

11. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с заведующим ДОУ.

12. В случае конфликта между родителем и воспитателем , между воспитателем и ребенком , а также между детьми на перевод ребенка с согласия администрации в другую группу.

13. Оказывать материальную помощь образовательному учреждению, предусмотренным договором с ДОУ об использовании средств.

14. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение , оскорбление, эксплуатацию.

2. Обеспечивать детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом образовательном учреждении.

3. Следить за внешним видом, поведением своих детей.

4. Интересоваться успехами и неудачами своих детей.

5. Выполнять Договор, заключенный с образовательным учреждением.

6. Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т. д.) .

7. Регулярно посещать родительские собрания ,

8. Соблюдать режим ДОУ

9. В случае причиненного ущерба имуществу ДОУ родители обязаны возместить его.

10. Своевременная оплата за содержание ребенка в детском саду .

Подготовила старший воспитатель Рябиженко Светлана Говсеповна

Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь – это счастье. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослого.

Малыш еще не знает, что влажный аромат травы, красоту цветов и деревьев можно утратить навсегда, если не беречь, не охранять их.

Малыш еще не знает, что на земном шаре не прекращаются войны и люди убивают друг друга и способны равнодушно пройти мимо голодных, бездомных, обездоленных. Малыш верит в любовь, силу и доброту окружающих его взрослых и очень надеется на их защиту.

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том нежном возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у малыша складывается доверие к себе, людям, миру, формируется характер, возникает и укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Проблема защиты прав детей широко обсуждается в нашей стране в последние годы. Одной из задач, которую необходимо решить, является просвещение самих детей в области их прав.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. В 1989 году была принята конвенция о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого ребенка от рождения и до 18 лет.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества существует не день и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое нас должно сменить, необходимости поиска новых подходов к воспитанию. С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации?

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Только половина родителей понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне реальное явление.

Задача педагогов и руководителя ДОУ – не оставаться равнодушным и организовывать защиту прав и достоинств маленького ребенка. Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа педагогов с детьми и родителями.

Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

Желаем вам светлого и ясного неба, чистой и бодрящей воды, доброго и удачного жизненного пути.

Галина Дьячкова

Цель:

Повышать уровень правовой культуры родителей, вести психолого-педагогическое просвещение семьи через разнообразные формы работы.

Задачи:

Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;

Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Подготовка к собранию:

1. Выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Устав МДОУ», «Декларация прав ребенка»

2. Оформление наглядно-агитационного стенда «Права и обязанности родителей»

3. Выставка творческих работ «Мое имя» (см. приложение 1)

ХОД СОБРАНИЯ:

Ведущий:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на сегодняшней нашей встрече.

Сегодня мы собрались, обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка. И начать наш разговор я хочу с выдержки из детского сочинения «Что такое детство»…

«В детстве каждого человека есть яркие моменты и, несмотря на то, что дети постепенно взрослеют, волшебная страна детства сопровождает человека долгие годы. Дети становятся с годами взрослыми и умными, но все равно они никогда не забудут эту волшебную страну – первую свою школу жизни. Детство – это маленькая жизнь!»

Ведущий:

Давайте вспомним своё детство и послушаем отрывок из «Всеобщей Декларации Прав Человека для Детей и Взрослых», автор А. Усачёв.

В большом городе жил Маленький Человек.

Был он маленький-маленький, И дом у него был маленький. И сад у него был маленький.

Днем Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своем саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубочку и радовался тому, что все вокруг такое большое: и люди были такие большие, и дома были такие большие, и деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие.

Огорчало Маленького Человека только то, что Большим людям все это казалось маленьким; и люди им казались маленькими, и дома им казались маленькими, и деревья им казались маленькими, и даже собаки им казались маленькими.

А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.

Что вы делаете?- кричал им Маленький Человек.

Пожалуйста, будьте внимательны…

Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.

Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Собаку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.

Странно, - думал Маленький Человек. - Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь ЛАЕТ. Но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ.

Однажды Маленький Человек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась "Всеобщая Декларация Прав Человека". В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека.

Большие люди удивительно безграмотны,- подумал Маленький Человек.

Надо это исправить.

И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:

ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И

ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ

ДОСТОИНСТВО И ПРАВА.

ВСЕ НАДЕЛЕНЫ

РАЗУМОМ И ДОЛЖНЫ ОТНОСИТЬСЯ

ДРУГ К ДРУГУ КАК БРАТЬЯ И СЕСТРЫ.

Это только начало этого произведения, а вот конец мы узнаем в конце нашей встречи.

Ведущий:

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Конвенция ООН о правах ребенка, вступила в силу 15 сентября 1990 года.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.

Ведущий:

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)

– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Устав МДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Конвенция о правах ребенка - провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах.

Реализация прав ребенка включает:

Защиту его от всех форм жестокого обращения,

Права на охрану жизни и здоровья,

Защиту его права на образование,

Права на игру,

Права на сохранение своей индивидуальности.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

«Жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и вред, который эти действия наносят ему.

Но, вероятно, самая важная причина - незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок.

В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка.

Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду.

Ведущий:

При рождении каждому человеку даётся имя и это имя выбираете Вы, дорогие мамы и папы. С этим именем ребенок живет всю свою жизнь. Для того, чтоб обогатить свои знания и интерес к своему имени, мы не зря попросили вас провести маленькое исследование – узнать, что же означает имя вашего ребенка и выполнить поделки «Моё имя». (см. приложение 1)

Спасибо за проявленный ваш интерес к данной теме, фантазию и творчество. Работы красивые, необычные, творчески раскрыты индивидуально, непохожие друг на друга, как и мы с вами. В этом и проявляется наша индивидуальность, непохожесть на других.

Все люди разные, нет людей абсолютно одинаковых, поэтому и наш мир разноцветный, красочный, яркий.

Ведущий:

Детство - это самое счастливое время, каждый человек вспоминает годы юности и детства, всегда с очень теплыми чувствами, однако далеко не все люди могут в своей памяти найти те радостные мгновения. От каждого из нас зависит, будут ли дети нашего времени через несколько лет с улыбкой вспоминать годы радости, счастья и беззаботности.

Ведущий:

И закончить нашу встречу, мы хотим концовкой рассказа Андрея Усачёва.

«…Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

Что это тут написано? - в недоумении спрашивали они друг у друга. Хотя Маленький Человек написал все ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ.

Это слова из "Всеобщей Декларации Прав Человека", - объяснил им Маленький Человек.

Она написана для того, чтобы все люди знали о своих правах.

Глупость какая-то написана, заявил один Толстый гражданин. - Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 килограмма 500 граммов, а мой сосед всего 3 килограмма 100 граммов, а вы.

Послушайте! - сказал Маленький Человек.

Рождаться равными -- это не значит рождаться одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми.

Рождаться равными значит РОЖДАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. Маленькими и голыми. Ведь никто еще не появлялся на свет Министром с Портфелем или Генералом с Погонами.

Допустим, - сказал Толстый гражданин. - Но почему это я должен относиться ко всем как к братьям и сестрам? Я в семье единственный ребенок, и никаких братьев и сестер у меня сроду не было!

У меня их тоже не было, - вздохнул Маленький Человек.

Но все мы - люди, и значит, братья по разуму и происхождению.

Говорят, что все люди произошли от Адама и Евы, то есть, приходятся друг другу родственниками. Только очень дальними. Вы, я думаю, приходитесь мне приблизительно 88-юродным дядей.

Вздор! - возмутился Толстый гражданин. Я, лично, атеист. И твердо знаю, что все люди произошли от обезьяны. И я, и вы!

Жаль, - грустно сказал Маленький Человек. В таком случае вы мне приходитесь

88 -юродным дядей по обезьяньей линии.

Вы только послушайте его. - закричал возмущенный "дядя".

Но ни его, ни Маленького Человека никто уже на площади не слушал. Все активно выясняли, кто кому кем приходится. Сразу же нашлись стоюродные братья и двухсотюродные бабушки. А одна старушка высчитала, что приходится четырнадцатиюродной ТЕТЕЙ ПРЕЗИДЕНТА и побежала отругать его за то, что он принял плохой закон о пенсиях.

Многие горожане перезнакомились между собой и по-родственному приглашали друг друга в гости.

А Маленький Человек свернул свой плакат и отправился домой, весьма довольный этой маленькой победой.

Ведущий:

У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность. Знание и понимание прав ребенка, позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

В завершении собрания я зачитаю выдержку из детского сочинения «Что такое детство»…

«Детство уходит, ребенок взрослеет, становится более занятым, у него начинается новая жизнь. И все-таки память о детстве всегда живет в его сердце.»

Литература:

1. «Всеобщая Декларация Прав Человека для Детей и Взрослых», авт. Андрей Усачёв - МНПП «АНГСТРЕМ» Москва

2. «Ваши права», авт. Е. С. Шабельник, Е. Г. Каширцева – «Вита – Пресс» 1995г.

4. «Права ребёнка», авт. Е. С. Шабельник – «Вита – Пресс» 1997г.

5. Право и образование// Дошкольное воспитание. Доронова Т. 2001, № 10.

6. Родительские собрания в детском саду. Зенина Т. Н. – М. : Педагогическое общество России, 2007.– 96 с.

(Участвуют дети подготовительной к школе группы, их родители.)

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда!

Одно из главных и важных прав у всех, кто живет на земле – это право на здоровье. Начиная день с приветствия «Здравствуй», мы дарим миру, человеку здоровье.

Песня с игрой на музыкальных инструментах «Здравствуй, Родина моя!»

С Родиной мы поздоровались, теперь пришло время поздороваться с вами, уважаемые родители. Не случайно наше родительское собрание открыто строчками: «Как хорошо, что есть права...». Что мы в наше время знаем о правах ребенка, с какого возрастного периода жизни ребенок может воспользоваться своими правами?

По инициативе ООН с 2001 года объявлено международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты. Россия активно откликнулась на эту инициативу, появились всевозможные проекты, но к сожалению, в целом правовая и педагогическая культура наших граждан находится на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка, знаком лишь 1% родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности смогли только 28%. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает нарушить его право. Вместе с тем 74% допускают шлепок по попе и 31% - использование ремня, как вид наказания.

Мы должны знать права детей, чтобы не допускать ошибок в воспитании. Помогут нам в этом два основных документа: Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка. Ну а дети сейчас помогут раскрыть и напомнить вам, уважаемые взрослые, их права.

Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите.

Конвенцию мы изучаем и вас

К тому же призываем!

У меня есть право

Бесплатно обучаться.

Интересно, весело

В школе заниматься!

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка будет

Теплый, светлый дом.

Право есть у всех на свете

Говорить всегда, везде,

Знают взрослые и дети,

На родном лишь языке!

Право есть еще одно –

Нам питание нужно.

И чистая вода всегда

На столе стоять должна.

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить!

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты!

А мечты исполняются только тогда, когда мы живем в дружбе со всем, что нас окружает.

Песня с движениями «Не дразните собак».

Уважаемые родители, кем для вас являются ваши дети? (Ответы родителей.)

Мне очень приятно слышать, что для вас дети – это личности, личности, которые стоят на пути формирования. Неотъемлемой частью отношения к ним должно стать для нас уважение.

Ребята, что для вас значит, когда вас уважают?

Взрослая аудитория, что значит для вас – уважать?

Все, что вы сказали, плюс ответы детей, все это должно переплестись и применяться на практике по отношению к нашим детям. Уважение должно стать основой отношений: взрослый – ребенок.

Дети вас несомненно уважают и очень преданно любят. Они приготовили вам небольшие символы своей любви к вам (дарят сердечки). Спасибо вам, ребята, за ваш труд, за то, что вы так помогли нам сегодня, мы очень вам благодарны.

Дети уходят в группу.

Ну а мы, уважаемые родители, послушаем сейчас ответы ваших детей на некоторые вопросы.

Аудио – запись детских ответов на вопросы:

  • У вас есть права?
  • Знаете ли вы их? Назовите?
  • А обязанности у вас есть?
  • Какие?
  • Дома вас называют ласково?
  • А как вас поощряют за какие-то достижения, послушание?
  • А приходилось вам слышать от своих родителей фразы: «Мне некогда, подожди, не мешай»?
  • Кто из вас поскорее хочет стать взрослым?
  • Почему?
  • Став взрослыми, вы будете наказывать своих детей?
  • Что бы вы хотели пожелать своим родителям?

Уважаемые родители, взрослые, я, наш педагогический коллектив, призываем вас установить в своих домах согласие и понимание. Научитесь, слушать, слышать детей, исключите игнорирование, всегда уважайте, ведь они взрослеющие личности!

Не травите детство спором.

Не судите разговором.

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

За шалости не корите.

Ни родитель, и ни взрослый,

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите!

Родителям раздаются брошюры о правовом воспитании.

Филатова Надежда Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ црр детский сад № 33 "Ромашка"
Населённый пункт: Московская область город Воскресенск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Права ребенка"
Дата публикации: 15.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Родительское собрание «Права ребенка»

Ход собрания
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья - группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова). Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом. Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире. В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома. Кроме того все чаще и чаще обсуждается проблема домашнего насилия, жестокого обращения с детьми. Все перечисленное связанно со снижением воспитательного потенциала семьи, и как следствие нарушением прав ребенка. Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок. Условно права ребенка можно разделить на
6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. Все это права, за выполнение которых отвечает государство, права, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Остановимся также и на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей и от взрослых, которые его окружают. Но именно он чаще всего становится объектом, на который выплескивают свои негативные эмоции родители. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Кроме того многие родители используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость в отношении своих детей при их малейшем неповиновении. Следует помнить, что жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения и не страдал от негативных последствий. Ведь он ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет и создал вам дополнительные трудности, ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы. Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создать условия для их реализации. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье. Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера. Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И, конечно же, сохранять оптимизм.
Уважаемые родители, наша первая встреча по изучению прав ребенка подходит к концу, но мы еще не раз будем говорить о них. Ведь только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, только соблюдая права и достоинства маленького человека, мы вырастим полноценно развитую личность. А это залог благополучия будущего России и всего мира. Из опыта работы ДОУ по ознакомлению детей со своими правами. Коротко познакомимся с основными международными документами и документами Российской Федерации, регулирующими права ребенка: Декларация прав ребенка (принятая ООН 20.11.1959 г.). Конвенция о правах ребенка (принятая ООН 20.11.1989 г.). Конституция Российской Федерации (принятая 12.12.1993 г.). Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001,2006 гг.). Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.).
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: – Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Декларация прав ребенка
является первым международным документом. В 10принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ –
Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: – на воспитание; – на развитие; – на защиту; – на активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных
актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,Закон «Об образовании». – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Семейный Кодекс РФ
– документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Закон «Об образовании»
утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56). В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.
Устав ДОУ
– нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза¬имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, .
Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства - критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на
образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.
Право ребенка на игру
«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще¬ствлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребенка.
Решение общего родительского собрания
1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его. 2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем. 3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье. 4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым. 6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.