Сущность и значение имиджа. Важность имиджа человека и правила его формирования

Уступки и провалы - ничто. Имидж и репутация - все.

Выбрали отрывки о репутации и имидже из книги Саймона Вайна «Успех - не случайность. Законы карьерного роста» , которая выходит в феврале в издательстве «Альпина Паблишер».

Саймон Вайн занимает пост управляющего директора «Альфа-Банка» и руководит подразделением «Рынки долговых инструментов и производных инструментов». Считается одним из ведущих специалистов в России по финансовому консалтингу, трейдингу и инвестиционным операциям.

Следует различать репутацию и имидж

Репутация является содержательной частью имиджа, и ее «зарабатывают». Имидж «создают». Часто люди с плохой репутацией имеют имидж успешных людей. В таких случаях имидж - обертка без конфеты. С другой стороны, у вас может быть отличная репутация и при этом отсутствовать имидж человека, которому «они» должны платить и кого продвигают, а потому вы не ощущаете справедливого, с вашей точки зрения, признания.

Разница между этими терминами поясняется наблюдением, что люди не покупают шоколадные трюфели в разорванных обертках. Исключение возможно лишь в том случае, если покупатель голоден, или конфета продается с большой скидкой.

Возможно, все признают, что работаете вы неплохо, но с оберткой что-то не так. Странный вы какой-то, с причудами. Или, случается, ржете невпопад. Или склочный - «энергетика негативная». То есть профессиональная репутация у вас хорошая, и вы, конечно, по сути своей трюфель, но обертка у вас повреждена.

Расход на продвижение продукта часто составляет 70% от его стоимости. Из них существенная часть идет на поддержание того самого имиджа. Иными словами, стоимость изобретения и создания продуктов составляет 30-40% от их полной стоимости. Почему это должно быть иначе для продукта под названием «рабочая сила»?

Если в целом согласиться с этой логикой, репутация профессионала - не главное в успехе.

Признайтесь, сколько времени вы тратите на рост профессиональной подготовки по сравнению с работой над имиджем? Во много раз больше, не так ли? Тогда другой вопрос: какой имидж у вас сейчас и каким, по вашему мнению, он должен быть? Первый вопрос люди задают себе редко, поскольку полагают, что окружающие думают о них так же, как они сами думают о себе, что, как правило, не соответствует действительности. Но даже если задают, ответ на него получить сложно. Самый простой способ - расспросить окружающих, но и он в значительной мере зависит от их доброжелательного к вам отношения.



В общем, понять, как вы выглядите в глазах других, - задача непростая. Но нужно-то это вам! Поэтому поищите способ.

Но даже если вам пока не удается уловить этот важный момент, работать над ним все равно необходимо. И одно из первых правил улучшения имиджа -

Первое правило: не показывать грусть и растерянность

В 2008 году мы имели возможность наблюдать по телевизору поведение высших руководителей компаний, у которых начались проблемы. Особенно выразительными казались Ллойд Бленкфайн, глава американского Goldman Sachs, и Тони Хэйвард, глава английской нефтяной компании BP. Оба находились под сильнейшим стрессом, однако голдмановец подавленным не выглядел.

Трудно сказать, какое влияние имел имидж на их карьеру в те времена, но для среднего человека в момент провала демонстрация уверенности и благожелательности являются решающими: никто не пожелает иметь или держать в руках порченный товар, а именно так воспринимается человек с испорченным настроением.

Второе правило: следует контролировать тон своего общения

Осмыслите критически текст ваших посланий по электронной почте и предположите, каким тоном их может прочитать получатель. Использование слов с двойным смыслом может спровоцировать конфликт или замешательство. Ваши сообщения представляют вас и помогают создавать имидж. Позаботьтесь о том, чтобы письмо звучало вежливо и демонстрировало те ваши качества, которые вы собираетесь донести до людей.

Третье правило: не забывайте рассказывать о своих достижениях

Не предполагайте, что их кто-то помнит или справедливо отнесет на ваш счет.

Например, не Колумб создал о себе легенду, а Америго Веспуччи: поставил свое имя под картами и фактически представился первооткрывателем, поскольку за неимением интернета современники решили, что он и есть первооткрыватель диковинных земель. Он умер богатым и знаменитым, а Колумб - нищим и гораздо менее известным своим современникам. Поэтому помните совет Голды Меир: «Не будьте таким скромным: вы не такой уж великий».

Четвертое правило: подайте свой имидж выгодно

Придумайте, как составить интересное сообщение, оттенив ваши достоинства.

Пятое правило: собственный взгляд, но не собственные факты

Когда вы спорите, необходимо помнить слова политика Дэниела Мойнихана: «Вы имеете право на собственный взгляд, но не на собственные факты». Люди замечают и ценят, что вы не искажаете истину для того, чтобы отстоять свою точку зрения. Ожидание, что в сложных ситуациях вы будете вести себя честно - важная черта, раскрывающая много возможностей.

Как контролировать внешние факторы

Выше мы говорили об осмысленной работе над своим имиджем. Но это лишь половина дела. Вторая половина - контроль за влиянием других на ваш имидж.

Острые ситуации на работе часто напоминают продвинутые версии игры в «испорченный телефон», которую вы наверняка со смехом когда-либо наблюдали.

«Испорченный телефон» вездесущ. Чтобы избегать этого эффекта перепроверяйте как ваши потенциальные критики (то есть все участвующие в проекте) понимают сказанное вами.

С учетом этого эффекта идеи ваши должны излагаться просто и читаться однозначно, иначе их исказят.

Если же кто-то начинает критиковать ваши соображения, которые он слышал в чужом изложении, попросите его повторить, что именно, по его мнению, вы сказали и в каком контексте.

Скорее всего, окажется, что мысль искажена.

Кроме контроля за попытками активного и пассивного искажения ваших слов, следует предпринимать усилия, чтобы не попадать в ситуации, оканчивающиеся плохо, даже если происходит это не по вашей вине. И делать это нужно постоянно.

Например, после разбора провальной ситуации, в которой не было вашей вины, следует всем рассказать, что вашей вины не обнаружено, а не полагаться на правильную подачу информации третьими лицами. Приходиться «вычищать» сознание окружающих от искаженных представлений о вас и ваших идеях. Но делать это нужно не спонтанно, не сразу же после обнаружения искажения, а в удобный момент спустя какое-то время.

Быть на 5% неправыми означает быть на 50% виноватыми.

Это правило противоречит любому представлению о справедливости, а потому воспринимается крайне болезненно. Вспомните одно из расследований организационного сбоя. Обычно эти «упражнения» официально называют «анализ того, как избежать подобных проблем в будущем», но часто они превращаются в охоту на ведьм. В отчетах редко отмечается, кто был прав. Зато изначально подозревают, что в какой-то степени виноваты были все!



Постарайтесь осознать эту ситуацию: вас обманули, но обманул не кто-то, а член вашей же упряжки, таким образом, вся упряжка рискует не прийти к финишу. Окружающие видят, что в целом виноват ваш партнер, но упряжка-то не пришла! Так вы становитесь сообщником провала. И точка!

Вы, конечно, немедленно укажете на него пальцем, начальник же на это скажет приблизительно следующее: «Научитесь находить компромисс», «Вам не повезло», «Вечно вы правы, а все неправы» или «Вы восстанавливаете людей против себя, поэтому рядом с вами они совершают глупости». То есть виноват партнер, но задача-то сорвана при вашем участии. Получается, что запачканы и вы тоже...



Вот почему, даже если у вас имеются мейлы, подтверждающие тот факт, что вы не виноваты, кто-нибудь отыщет в них слова, которые подвергнут сомнению ваше алиби. Да и без этого вас могут обвинить в неточностях. То есть всегда найдется способ списать на вас 5% вины, но из-за них вы окажетесь в списке виновных.

Поскольку подобные отчеты чаще всего не упоминают пропорцию вины, и знает только то, что вы тоже виноваты. Эта разновидность социальной жестокости, где отсутствие вины смешивается с действительной виной, и есть одна из главных причин, почему лучше найти посредственное решение конфликта, чем позже объяснять, что вы сделали все возможное, чтобы избежать провала, и позволить тем самым замарать свой имидж.

Не забывайте, как важна открытость

В воспоминаниях Шелленберга, главы внешней разведки фашистской Германии, имеется следующий эпизод. Советские эксперты, приглашенные на выставку новейшего вооружения Рейха, без особого интереса отнеслись к последним разработкам немецкого танкостроения. Из-за их вялой реакции наблюдавшие за ними нацистские разведчики сделали вывод о том, что у СССР есть более совершенные разработки. Они не ошиблись: в СССР на подходе было начало производства Т-34, лучшего танка Второй мировой войны.

В карьере многие стремятся выработать имидж «открытого человека», добиваясь продвижения, чьей-то любви или уважения.

Есть и такие, кто думает, что, продемонстрировав в определенный момент свою дружелюбность, они тем самым нивелируют какие-то проступки. Кто-то верит в общепризнанный совет, что для успешного продвижения необходимо постоянно быть «самим собой» - и на, и вне рабочего места. Поэтому в то время, как военные всеми силами скрывают свои секретные разработки, одновременно пытаясь по намекам разгадать планы противника, на карьерном поприще люди вовсю стремятся показать свое «истинное я».



Правильно ли ради того, чтобы казаться «своим» или «принципиальным», полностью раскрывать свою сущность? Начало главы подсказывает ответ. Однако это «нет» забывается, когда внезапно возникает желание получить признание или вызвать сожаление.

«Соблазнительные» ситуации часто складываются на тренингах или корпоративных играх, когда люди расслаблены. Поведение в таких ситуациях оказывает непропорциональное влияние на имидж, поскольку участники и сами приподнимают забрала, ожидая увидеть неприкрытую душу других. И возможно, из-за этого ожидания делают на основании наблюдений более важные выводы, чем реально позволяет ситуация.

Во всех обстоятельствах старайтесь поддерживать образ, в котором вы хотите, чтобы вас запомнили.

Например, по сценарию коуча вам выпала роль нарушителя какого-то предписания . Вы мигом вжились в образ и придумали десять способов, как уйти от ответственности за проступок. При этом вы хотели показать свою изобретательность или способность перевоплощаться, развлечь других и заслужить похвалу. В результате похвалу вы получили, и все открыли в вас актера... Однако теперь все убеждены в том, что вы способны на двуличность и сокрытие фактов!

Другой вариант: в порядке упражнения по самобичеванию начальник предложил вам высказать все, что вы думаете о нем.

И «Остапа понесло». Но пятиминутка открытости завершилась, а с начальником вам потом всю жизнь жить.

Иными словами, в тот момент, когда все ожидают, что другие будут вести себя открыто, наступает самое время входить в образ «идеального героя» и удивлять своей целостностью, преданностью корпоративным ценностям, и так далее, а не напиваться вдрызг, ухаживать за коллегами противоположного пола и рассказывать пошлые анекдоты, чтобы выставить себя в образе «рубахи-парня».

Чтобы улучшить имидж, избегайте конфликтов

Эпиграфом к этой главе может служить народный совет на эту тему «видишь пьяного - отойди, видишь драку - обойди».

Прямолинейность как средство достижение целей в наше время ценится только в мирном контексте.

Те, кто прибегают в «военным» действиям, рискуют прослыть неуживчивыми или недипломатичными людьми. Тогда даже по достижению цели конкретного проекта они удаляются от успеха.

Напомним, что наше восприятие собственных действий может резко отличаться от восприятия того же самого другими потому, в частности, что ваши взгляды могут «обидеть» идеи других.

В некоторых случаях люди достигают успеха, будучи принципиальными и, с их точки зрения, «рыцарями», но чаще они обнаруживают, что, несмотря на все их усилия по прокладке железнодорожных путей в новое будущее, достижения приписываются другим сотрудникам или команде в целом. А когда менеджмент, часто не посвященный во все детали, отмечает, что эти «рыцари» раздражают «сообщество», за важнейшие для организации достижения им платят меньше.

Тактические приемы того, кто достигает целей, оставаясь приятным для сотрудничества

Прием «Уступи пол-ломтя»

Самым простым алгоритмом ухода от конфликта ради поддержания имиджа является правило «уступи половину ломтя», то есть отступи от бескомпромиссной позиции. Это правило означает, что вы не должны полагать, что все произойдет по вашему сценарию, поскольку ваш партнер или соперник может со своей стороны ожидать того же.

Следуя этой логике, конфликтных ситуаций лучше избегать и искать компромисс, даже уступая часть того, что вам лично причитается - свои «пол-ломтя».

Как уже говорилось, в мире постоянного контроля качества коллективной работы, в тактическом плане, лучше проигнорировать непрофессиональность или недостаточный уровень ответственности партнера и уступить ему в чем-то, чем нарваться на совместную неудачу.

Прием «Поменяйтесь обувью»

Поставьте себя на место того, чьи функции могут поставить его в неудобное положение, или предложите партнеру представить себя на вашем месте.



Рекомендация поставить себя на место других имеет решающее значение в понимании того, что в чужой шкуре вы почувствуете себя. Эффект разных ощущений от одной ситуации чаще всего снижается с помощью, как уже говорилось, прямого общения. Простая беседа с другими на тему того, как они понимают общую задачу, наглядно показывает разницу в восприятии проблемы, а не отсутствие желания сотрудничать.

Прием «Не требуйте лояльности от окружающих»

Встречаются люди, которые не выказывают недружелюбие к вам лично, однако враждуют с вашими друзьями. В таких ситуациях нельзя поддаваться на эмоции друзей, а нужно поддержать свой имидж как зрелый человек, который умеет сохранять ровные отношения.

Чтобы построить имидж приходится делать много уступок. Но важно 
не воспринимать их как потери, а помнить, ради чего вы их делаете.

Так поступал Сталин, получив власть над более популярным Троцким потому, что Троцкий разделял окружающих на тех, кто был «за» и «против» него. Действуя по принципу «кто не со мной, тот против меня», он нажил себе гораздо больше противников, чем Сталин, который на ранних стадиях «воевал» только с прямыми соперниками. Одной из ключевых причин проигрыша Троцкого в политической борьбе была излишняя требовательность к лояльности окружающих.

Прием «Не сражайтесь на двух фронтах»

Если конфликты все-таки вспыхивают, не сражайтесь на двух фронтах. Когда задержки в работе или ошибки окружающих повторяются или накапливаются, ваш «внутренний предохранитель» может сдать, и накопившееся раздражение способно перерасти в конфликт с несколькими людьми одновременно. Если это произойдет, в лучшем случае не окажется никого, кто будет мирить вас с антагонистом; в худшем - ваши враги объединятся против вас.

В этом случае, даже если ваши доводы обоснованы, вы создадите имидж невротика. «Что-то с ним стряслось», - скажут люди, забыв упомянуть о сути проблемы. Вам некому будет объяснить произошедший эпизод, потому что все будут настроены против вас, и руководство вам объявит, что «все не могут быть неправыми одновременно, наверное, вы и являетесь причиной проблемы». Нужен ли вам такой имидж?

1.1. Понятие об имидже.

Слово «имидж» происходит от английского понятия «представление», «образ». Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо компанией, организацией, на окружающих. Обычно слово «имидж» применяют именно к людям.

Происхождение понятия «имидж» очень точно характеризует его значение: имидж – это не то, чем человек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а образ, который создается в отношении этого человека у окружающих его людей, либо людей, создающих впечатление о нем с помощью средств массовой информации. Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности.

В последние десятилетия вопрос формирования имиджа приобрел очень большое значение. Влияние человека на большую часть окружения осуществляется именно посредством имиджа, поэтому правильный выбор имиджа является залогом успеха многих мероприятий. Особенно важна проблема создания имиджа для политиков, представителей шоу-бизнеса, людей творческих профессий. Но эти люди занимаются созданием имиджа традиционно. В последнее время общество осознало, что формирование имиджа важно и для представителей других профессий и социальных групп. Возросло значение имиджа в бизнесе. В мире существует множество агентств, специализирующихся на создании имиджа. В России этот бизнес только начинает формироваться.

В политике значение имиджа трудно переоценить. Например, в США все президентские кампании в этом веке, за исключением одной (когда победил Джимми Картер) выигрывал кандидат более высокорослый. А нежелание Майкла Дукакиса, кандидата от демократической партии в 1988 году, носить накладные плечи, чтобы выглядеть более крупным, пресса назвала одним из решающих факторов, определивших положение его партии. Женам политиков тоже приходится находить «правильный» имидж, например, Хиллари Клинтон превратилась из «мышки в очках» в «блондинку с пышным бюстом». Маргарет Тэтчер сменила прическу, зубы, манеру одеваться и даже голос.

По мере того как политики с целью выставить себя на всеобщее обозрение все чаще прибегают к услугам средств массовой информации, вместо того чтобы совершать турне для живого общения, все большую значимость будет приобретать способ подачи имиджа. Средства массовой информации имеют дело главным образом именно с имиджем, их представители знают, как представлять людей и события и как читатели, слушатели и зрители воспримут их.

Именно по этой причине многие организации сейчас направляют своих работников на курсы обучения умению держаться перед телекамерой и говорить с журналистами. Однако обучение общению с представителями СМИ теряет всякий смысл, если выступающий не берет в расчет такой важный момент как самопрезентация. Репутация организации или компании может упасть, или, напротив, возрасти, в зависимости от того, как ее служащие подают себя в средствах массовой информации.

Люди, так же как и средства массовой информации, подходят к оценке общества с точки зрения имиджа. С помощью имиджа человек показывает, какое место в обществе он отводит сам себе. Например, женщина-предприниматель может в различных ситуациях представить себя и как феминистку, и как предпринимателя, и как работающую мать и использовать эти ярлыки для того, чтобы лучше почувствовать, в какой ячейке общества она находится.

В любой конкретный отрезок времени общество имеет конкретную систему ценностей. Образ, который человек демонстрирует в обществе, показывает, насколько эти ценности созвучны его убеждениям. Например, в шестидесятых годах многие люди выбирали для себя образ бунтарей, протестующих против консерватизма пятидесятых. В восьмидесятых модным стал образ хваткого дельца, затем стало модным быть неформалом, исповедующим альтернативные воззрения.

1.2 Самоимидж. Факторы, влияющие на формирование имиджа.

Образ, представляемый человеком окружающему миру, нередко воспринимается другими людьми как отражение уровня его самооценки. Проявление интереса к самосовершенствованию, выражающееся в желании получить ясное представление о собственной психологии или стремлении подкорректировать свою самопрезентацию показывает, что человек достиг определенного уровня самоуважения, состоялся как личность и имеет потенциал для роста и совершенствования.

Умение подать себя включает в себя умение по достоинству оценивать свои положительные стороны и понимать, в чем заключаются слабые места. То, что конкретный человек может ощущать как недостаток, вовсе не обязательно является таковым для окружающих. Например, если встречаются два застенчивых человека, их робость помогает им проникнуться симпатией друг к другу. Человек может иметь лишний вес и стесняться своих размеров. Но полный человек, принимающий свои комплексы как должное, здоровый и бодрый, одевающийся со вкусом и осознающий, что любит общаться, может иметь вполне привлекательный имидж.

Самоимидж подвержен всевозможным видам влияния, и наиболее сильное влияние на него оказывают родители и воспитание. Ребенка в значительной степени формируют родители, обеспечивая ему определенный взгляд на самого себя. Если человека недостаточно поощряли в детстве родители и воспитатели, у него может развиться тенденция к излишней самокритичности. Такой человек будет устанавливать для себя и для окружающих слишком высокие стандарты поведения и огорчаться из-за невозможности их достижения.

Другим фактором, влияющим на формирование представления человека о самом себе, является жизненный опыт. Многие люди, всего лишь однажды испытав неприятное переживание при выступлении перед аудиторией, считают себя совершенно непригодными для публичных выступлений. Неодобрительные замечания окружающих только укрепляют их в этом мнении. Если изо дня в день человек познает на собственном опыте и по реакции окружающих, что его не ценят, то самооценка может быть для него слишком тяжелой. Противовесом этому может быть только достаточный запас самоуважения и осознания своих достижений.

При слишком низкой самооценке улучшение «внешнего» имиджа даст лишь ограниченный эффект. В этом случае проблему следует решать с помощью профессионального консультанта, психотерапевта или психоаналитика.

Уровень самоуважения можно повысить, поработав над представлением имиджа в целом. Например, если человек научился преодолевать нервозность во время выступления на публике, окружающие заметят его уверенность и начнут реагировать соответственно. Аудитория будет с нетерпением ждать, что он скажет дальше. Если человек заботится о своей внешности, окружающие делают вывод о том, что он уважает и ценит себя как индивидуума, а поэтому способен ценить других.

В основе оценки людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат две основных потребности – отождествление и выражение индивидуальности. Люди нуждаются в сопричастности и отождествлении с себе подобными, и вместе с тем, они ощущают потребность в утверждении своей индивидуальности. Всем людям присущи обе эти потребности. Они оказывают определяющее влияние на стремление человека подать себя и его взаимодействие с окружающими.

Сопричастность и отождествление с другими людьми человек может выражать следующими способами:

Внешним видом. Одежда может сигнализировать, что человек стремится слиться с определенной группой людей, что он – член какого-либо клана.

Осанкой и языком телодвижений. Представителям одной и той же социальной группы присущи сходные манеры.

Манерой говорить. Человеку свойственно подражать в этом представителям привлекательных для него социальных групп.

Языком. Многие социальные группы имеют собственный слэнг, непонятный для представителей других групп.

Аксессуарами. На принадлежность к определенной социальной группе могут указывать мобильный телефон, определенного фасона галстук, часы и т.д.

Своим окружением. Новейший дизайн интерьера дома или офиса может указывать на то, что его владелец причисляет себя к избранной группе лидеров в области следования моде.

Индивидуальность можно выразить с помощью тех же средств, но применяя их несколько иначе:

Внешним видом. Одеждой вызывающего характера и необычной стрижкой человек обособляется от других, особенно если на работе он занимается каким-либо традиционным бизнесом.

Осанкой и языком телодвижений. В ситуации, когда человек находится в разладе с окружающими, языком тела (мимикой, жестами, позой) он может показать, что думает иначе, чем остальные представители группы.

Языком. Чтобы установить превосходство над окружающими, некоторые вводят в речь сложные языковые конструкции.

Аксессуарами. Бриллиантовые подвески, вручную расписанные шарфы, антикварные карманные часы и прочие безделушки отражают успехи и демонстрируют уровень общественного и финансового положения.

Своим окружением. Индивидуальность иногда выражают с помощью интересных произведений искусства, необычной мебели и т.д.

К двум основным потребностям примыкают и другие фундаментальные потребности. Сила стремления снискать одобрение и признание со стороны других людей, желание адаптироваться к их нуждам связана с потребностью в принадлежности и отождествлении. С желанием подчеркнуть индивидуальность связаны такие задачи, как выделение себя, акцентирование своих успехов и демонстрация наличия собственного аргументированного мнения.

Все поступки и действия человека, в том числе совершаемые при презентации имиджа, определяются балансированием двух основных потребностей.


Подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры. Заключение Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Имидж руководителя госучреждения, и акционерного общества, ООО (не государственных структур)" можно сделать ряд выводов. Имидж представляет собой сложный многофакторный феномен и при его...

Проиграл, поскольку носил короткие черные носки и во время важного интервью продемонстрировал кусочек незакрытой ноги между штаниной и носком". Корпоративный имидж. Прежде чем начать работу в формировании имиджа руководителя референту необходимло изучить все что касается корпоративного имиджа компании, постольку, поскольку имидж руководителя явлеяется неотъемлемой частью корпоративного имиджа, ...

Например, если у человека маленький рост, его можно показывать по телевидению, снимая снизу, или в отдалении от высоких людей. 2.2 Внутренний и внешний имидж руководителя Как уже упоминалось выше, имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний». «Внутренний» имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятием руководителя...

Татьяна Черепанова

Подзаголовков к этой статье могло бы быть несколько. Потому что рассуждать и писать об имидже можно много. Защищая его от нападок обывательской молвы и критикуя тех, кто объявил себя "имиджмейкером". Но все по порядку.

Можно обнаружить не один десяток определений этого понятия. Сухих научных и ярких метафоричных. От объяснений, построенных на сравнении слова с английским «собратом», до формулировок, в которых попытка расшифровать смысл слова почему-то приводит к противоположному результату. Не потому ли до сих пор в массовом сознании имидж до сих пор толкуется неточно, искаженно?

Кстати, в русский язык слово пришло достаточно давно - не позднее второй половины 80-х годов прошлого столетия. В 1986 году о формировании имиджа спрашивали лидера группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова зрители программы «Музыкальный ринг». Но, увы, четверти века оказалось маловато, чтобы усвоить: имидж - это не просто платье, костюм, аксессуары, пусть и подобранные по все правилам гармонии и этикета.

Имидж - комплекс характеристик, которыми можно описать человека, фирму, организацию, профессию, страну… Если говорить о человеке, то имидж - это не только сумма его внешних признаков: природные данные и то, чем они «оформляются» — одежда, аксессуары, макияж и прическа. Чтобы имидж был целостным, предстоит поработать еще над семью(!) его компонентами. Какой из них выходит на первый план, зависит от ситуации. Очевидно, что для карьеры в модельном бизнесе дизайн внешности имеет первостепенное значение. Но для работы в Интернете (в инфобизнесе) это уже не столь важно. Хотя отчасти функции габитарного имиджа (от латинского «габитус» — внешность) начинают выполнять другие визуальные элементы: базовая фотография, дизайн сайта… (Покажи мне свой сайт, и я скажу, кто ты…)

Есть еще один существенный признак, который описывает истинное значение слова «имидж».

Имидж - это искусственно созданный образ. NB ! - искусственный. И создаваемый под определенную группу людей. Еще говорят, что имидж - это явление социальное. Нет окружения - нет имиджа. Имидж не то же самое, что репутация. Репутация - это реакция целевой аудитории на транслируемый имидж. Правильно определили ценности и ожидания своей общественности - созданный имидж попал в точку. И репутация сформировалась такая, которую хотели получить. Но если имидж легко контролировать и корректировать, то с репутацией намного сложнее.

Нужно ли заниматься имиджем?

Это, как говорится, дело сугубо личное. Но. Даже если не заниматься им, . Вопрос в том, какой? Такой, который будет помогать или мешать? Который будет привлекать «нужных» людей (клиентов, партнеров, инвесторов, СМИ и т.д.) или, наоборот, сигналить им: «Ни в коем случае!!!» Или даже: «Его легко обвести вокруг пальца…».

Детали и мелочи. Безусловно, начинать надо с проектирования имиджа. В том числе габитарного для персоны и фирменного стиля для предприятия. Однако даже идеально продуманный и воплощенный имидж может в одночасье рухнуть. Для этого достаточно бывает самой малости. Но если с ошибками в дизайне внешности многие мирятся: в отечественных реалиях в нем разбирается мало кто, а за рубежом то, как одет человек, все-таки является вторичным, то промахи в манерах, коммуникативной культуре, даже в навыках самопрезентации, могут оказать медвежью услугу. Кстати, об это даже можно и не догадываться, если как раз отпустить свой имидж «на прогулку». Все-таки имидж - это не кошка, которая гуляет сама по себе…

Как оценить компетенцию имиджмейкера?

Для начала надо знать, что как таковой профессии "имиджмейкер" в нашей стране не существует. Она не занесена в реестр профессий, нет единого описания ее содержания и требования к специалистам. Ни один вуз не выпускает имиджмейкеров с дипломами государственного образца. Но их могут готовить институты повышения квалификации или переподготовки (на базе высшего образования), коммерческие образовательные учреждения, частные школы, тренинговые центры и даже рекламные агентства. Однако в отсутствии единого стандарта подготовки специалистов подход к созданию программы и ее наполнению у всех разнится.

На практике это приводит к тому, что большинство имиджмейкеров занимаются исключительно имидж-дизайном - . С одной стороны, в этом нет ничего страшного. Но услуги такого специалиста не могут стоить о-очень дорого!

Еще некоторая часть тех, кто презентует себя «имиджмейкером», делают акценты на психологии имиджа. Они предлагают услуги по личностному росту, преодолению внутренних проблем. Но и это «не совсем» имидж.

Такжеможно встретить имиджмейкеров, которые работаю узко - только в сфере бизнеса, только в сфере политики. Но опять же их компетенция должна быть шире, чем просто предложить клиенту шоппинг для покупки подходящего костюма и галстука.

Существует еще одна категория профессионалов. Как правило, они обучались имиджелогии не один год. Программа их подготовки включала психологию, этикет, международный деловой и дипломатический протоколы, современную имиджелогию, коммуникативный менеджмент, PR , психологию имиджа, психологию общения и влияния и другие важные дисциплины. Многие из них не представляются имиджмейкерами по причине девальвации названия профессии. Но их уровень компетенции гораздо выше, чем знания имидж-дизайнера. Поэтому как раз эти специалисты по праву устанавливают иной порядок своих гонораров. И результат сотрудничества с ними может увенчаться гораздо большими и значимыми результатами.

Есть несколько подсказок, которые помогут определить уровень компетенции специалиста. Кроме того, существует нюансы, которые крайне важно выяснить еще до начала работы с ним. Об этом и многом другом можно узнать на онлайн-практикуме


Как сформировать имидж?

«Имидж» — подразумевает определенный образ кого – либо или чего — либо (например, человека, предмета, явления). Без имиджа в современном мире не обойтись. Имидж формируется в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Т.е. на его оказывает определенное воздействие общественность, знакомые, близкие, и т.д.

Имидж человека является его «визитной карточкой», он создает то впечатление, которое мы рассчитываем произвести на окружающих.

В правильно созданном имидже все гармонично: продуманы и подобраны внешние детали (стиль одежды, обувь, причёска, аксессуары, украшения и т.д.), а также голос, манера поведения.

Имидж обязательно должен соответствовать внутренним качествам человека, складу характера, темпераменту и образу жизни.

Из чего складывается имидж?

На имидж влияет буквально все, в том числе слова, поступки, одежда, прическа, обувь, мимика (как мы улыбаемся, грустим), походка, жесты, осанка, лексика, манера говорить и т.д.

Отметим, что «индивидуальный стиль» и «имидж» — разные понятия, хотя и очень близкие. Имидж - это определенная роль, образ, а стиль является более широким понятием, отражающим сущность человека, его внутреннее «я». По причёске, покрою или цвету одежды всегда можно угадать предпочитаемый стиль.

Стильный человек не только одет со вкусом и продумал до мелочей все детали гардероба. Ему идеально подходит всё, что он носит. Это и есть соответствие имиджа -стилю, а стиля — имиджу. Сформировать гармоничный образ поможет врожденное чувство прекрасного, которое есть в каждой женщине, а также знание основных законов стилистики, основ колористки и определения цветотипа, ну и конечно же изучение своей внешности и внутреннего мира.

7 правил создания своего имиджа

Создание любого имиджа начинается с оформления внешности. Поэтому мы решили познакомить читателя с некоторыми универсальными правилами, которые могут помочь Вам в этом интересном занятии.

Правило 1: «Избегайте внезапных контрастов в Вашем образе»

Если стремиться к ясному и достаточно простому образу, следует использовать принцип единства.

Например, Вы хотите выглядеть славной, беззащитной женщиной, которую все будут жалеть и опекать.

Реализация принципа единства предполагает, что Вы выберете решение, которое наглядно передаст с помощью одежды это впечатление. Образ диктует единство стилистического выбора (романтический, модели для молодых), ту или иную цветовую гамму (только пастельные тона), выбор ткани (мягкие, нежные, пластичные), аксессуаров и дополнений (милые и трогательно-сентиментальные). В образе все должно подходить одно к другому. Этот имидж должен соответствовать Вашим манерам поведения. Ваша речь, построение фраз и набор используемых слов, интонация и мимика вместе с пластикой движения - все должно работать на него.

Если имидж соответствует Вашей натуре - то в такой ситуации проще всего. Если же Вы хотите такой казаться, а на самом деле весьма самостоятельны и сильны духом - будьте внимательны, как бы не сработал другой принцип.

Принцип контраста предполагает такое построение имиджа, когда сознательно вводится элемент (деталь), неадекватный всему образу в целом. Именно эта «неадекватная деталь» по контрасту и привлекает к себе внимание в первую очередь.

Контрастная деталь объективно приковывает наше внимание и может занять первое место при интерпретации Вашего образа. Она обязательно вызывает суждения, которые противоречат остальной информации (которую несут остальные составные части образа).

Поэтому, если Вы хотите выглядеть богатой женщиной, которая не скрывает своей цены, - одевайтесь в престижные, дорогие вещи, но не забудьте проследить, чтобы какая-либо деталь не заставила усомниться в этом (например, дешевая авторучка или нефирменная помада).

Если же Вы хотите оставить лишь намек на свое материальное благополучие и иметь вид человека, который не стремится его демонстрировать, наденьте одно очень дорогое кольцо (но это должно читаться) в сочетании с обычной скромной одеждой. Внимание! Принцип контраста срабатывает в следующих ситуациях:

— несовпадение детали с основным стилевым решением образа (толстые теплые чулки с изящным шелковым платком;

— престижность и дороговизна элемента на фоне скромности одежды (дорогое украшение в сочетании с ситцевым платьем);

— скромность элемента на фоне общего богатого и престижного образа (шикарно одетая дама с хозяйственной сумкой;

— различная функциональность (вечерний туалет в сочетании с домашней обувью);

— различная аккуратность и чистота (отглаженное, чистое платье и рваные чулки).

Легко догадаться, что предложенный список можно продолжить, так как принцип контраста сработает и по любому другому основанию.

Принцип контраста проявляется так же в нарушении соразмерности фигуры и объемов изделия, масштабов тела и рисунка текстиля, из которого изготовлена одежда. Несоблюдение правила ведет к возникновению различных нежелательных иллюзий зрительного восприятия, искажающих фигуру. Принцип должен соблюдаться при подборе плотности ткани к комплекции фигуры. Полным женщинам следует избегать воздушных, прозрачных вуалей и тканей. Хрупким — не рекомендуется носить очень жесткие, толстые и грубые полотна.

Контрастность стиля и вещей различного функционального назначения приводит к появлению негативных суждений о вкусе и вообще об уровне культуры человека. Подобные же суждения могут возникать при контрастности манер поведения, жестов, речи человека и его одежды. При этом одежда не только не маскирует это несоответствие, а, напротив, подчёркивает, выдает. (Например, жаргонные выражения из уст роскошно одетой дамы лишь усиливают диссонанс между ее материальной и духовной жизнью).

Вспомните известную кинокартину «Красотка» с участием великолепных актеров Джулии Роберте и Ричарда Гира. Помните, как в процессе преобразования внешности в героине родилась новая женщина. Великолепное платье для коктейля минус необходимые манеры - перед нами переодетая проститутка. Одежда плюс хорошие манеры - светская дама. Вот Вам имидж и принцип контраста!

Если характеристики цветотипа внешности вступают в противоречие с характеристиками стиля одежды, начинает действовать принцип контраста. Наверное, читателям будет небезынтересно узнать, что цвет одежды, согласно результатам наших исследований, играет в формировании нашего имиджа более важную роль, чем цветотип внешности! То есть, правильно подобранный цвет одежды исправляет впечатление от не очень удачного (с точки зрения имиджа) цвета волос.

Известно, что каждый цветотип внешности вносит значительный вклад в формирование образа. Это влияние можно измерить по нескольким параметрам.

Тип «Зима» - яркая, эффектная, холодно-недоступная, при определенных сочетаниях - роковая женщина, знающая себе цену.

Тип «Осень» - роскошная, яркая, энергичная, коварная и хитрая женщина.

Тип «Весна» - нежная, женственная, слабая.

Тип «Лето» - деловая, уверенная, подтянутая.

Каждый стиль также по-своему отражает приписываемые по одежде качества личности. Об этом мы говорили в «Истоках имиджа».

Не лишнем будет напомнить, что гармоничны следующие сочетания цветотипов со стилевым решением одежды:

«Зима» — с классической стилистикой;

«Весна» - с романтикой,

«Осень» - с авангардистским и фантазийным стилями;

«Лето» - с деловым и спортивным.

В любом случае утверждение (постулат), что эффект имиджа, вызванный цветом, сильнее эффекта формы, а эффект цвета одежды в имидже важнее цвета волос (за исключением огненно-рыжих), можно считать доказанным.

Важно научиться правильно использовать принцип контраста при формировании имиджа.

Правило 2: «Говорить себе то, что другие должны знать о Вас»

Насколько можно раскрывать свою душу перед окружающими, решать только Вам.

Конечно, если для Вас в какой-то ситуации важно только нынешнее впечатление, Вы должны строить образ в соответствии только со своим демонстрируемым «я».

Окружающие должны думать о Вас только то, что Вы им позволите. Поэтому следует избрать подходящий вариант впечатления о Вас. Вы хотите, чтобы все вокруг видели «деловую женщину» или «мать семейства»? «Синий чулок» или «сексапильную красотку»? «Преуспевающего специалиста» или «неудачницу»?

Здесь следует ориентироваться только на шаблоны восприятия имиджа в нашем обществе. В разных ситуациях одежда должна максимально им соответствовать. Чем шаблоннее и точнее Вы в этом выражении, чем меньше видна Ваша индивидуальность, тем лучше.

Если Вас интересует задача самосовершенствования, Вы хотите приблизить себя к достижению Вашего идеального «я», то в этом случае одежда должна говорить о нем более точно. В этом случае задача изменяется, важно, не что нужно в ситуации, а что нужно лично Вам, чтобы достичь необходимого внутреннего изменения и убедить в этом окружающих.

Поэтому здесь при выборе стиля, силуэта и цвета в одежде мы должны руководствоваться знанием о связи их особенностей с характером и другими психологическими особенностями личности, представлять возможности коррекции собственной души с помощью одежды (подробнее см. нашу книгу «Язык одежды»). В этом случае во внешнем облике красной нитью должны проходить те черты, которые мы хотим у себя сформировать. Поэтому имидж не может быть очень разным, он всегда должен работать на суперзадачу!

Но одежда может выражать и наше реальное «я». Тогда вообще не следует задумываться об эффектах социального восприятия нашей внешности. Да так ли важно для Вас их мнение, если на первом месте стоит совершенно другая задача. Даже если окружающие поймут, что перед ними самовыражение плюющих на других личности. Разве это плохо, если именно этого Вы и добивались?

Правило 3: «Одежда должна соответствовать Вашей профессии лишь на рабочем месте»

Самая большая ошибка - ходить в униформе вне работы либо, что еще хуже, одеваться во всех ситуациях, как на работу. Особенно часто этим грешат учительницы, которые и дома в одежде остаются строгими педагогами.

Согласно теории ролей мы исполняем в жизни 3 роли: приписываемую (ожидаемое от нас поведение), субъективную (мы сами ждем от себя) и реальную.

Многочисленные зарубежные исследования показывают, что профессиональная одежда настраивает человека на работу, облегчая тем самым исполнение приписываемой роли. Но она вмешивается и в исполнение реальной роли. Оставаясь в профессиональной одежде вне работы, мы как бы продолжаем находиться на рабочем месте, покинув его. Вместе с этим неосознанно переносим с профессиональной сферы на другое место ту же технику общения, ту же манеру говорить.

Поэтому переодеваться в разных ситуациях надо не только из-за соображений гигиены, но и по чисто психологическим основаниям!

Тот, кто ходит в театр в повседневной одежде - не просто «поступает дурно», а просто лишает себя пусть небольшой, но грани праздника.

Что же делать, когда времени совсем нет и надо ехать с «корабля на бал». Практика показывает, что есть простые способы изменить внешний вид подручными средствами. Легкий тонкий шарф (спрятанный в сумочке), бижутерия, другие туфли, нарядные накладные детали (пелерины, жилеты, прозрачные туники и меха), одетые на обычное деловое платье могут трансформировать нас до неузнаваемости. Научиться этому совсем не сложно! Просто не надо лениться!

Правило 4: «Образ должен давать ту информацию о возрасте, которая нужна Вам»

В определенных случаях одежда может взрослить женщину (чаще такая необходимость возникает у молоденьких женщин в профессиональной сфере общения), либо делать ее моложе (например, более старших женщин в общении с мужчинами).

Одеваться строго по возрасту надо лишь тем, кто убежден, что «его года - его богатство».

Большинство же женщин с возрастом хотят выглядеть моложе. В этом стремлении следует придерживаться следующего принципа: одеваться в соответствии со своим видом! Если же выглядеть девочкой не удается, то лучше одеваться в одежду возрастной группы на порядок моложе себя.

Например, женщина тридцати лет может использовать одежду молодежного ассортимента (для двадцатилетних). Применение же одежды, на два порядка не соответствующей вашему возрасту, не только не омолодит вас, но и может наоборот подчеркнуть отсутствие юности. Например, представьте «девичьи платья» на пятидесятилетней женщине.

Очень важно учитывать влияние прически на восприятие возраста женщины. В восприятии внешнего облика любого человека прическа - первое, на что падает взгляд. Именно по прическе мы сразу узнаем, кто перед нами: мужчина или женщина,и какого возраста. Поэтому следует носить прически, которые носят современные молодые женщины и избегать очень коротких стрижек!

Вряд ли стоит одеваться по-старушечьи. Такой прикид хорош только при необходимости убедить других, что Вы скоро сыграете в ящик! Или чтобы разжалобить при обращении с какой-либо просьбой. В годы войны именно такая манера одеваться спасла жизнь одной молодой женщине, которая одела одежду своей бабушки и избежала отправки на работу в Германию, потому что немецкий офицер не смог определить ее возраста.

Войны сейчас нет, но если вечером приходится возвращаться поздно одной, то следует помнить, что именно откровенно эротический или просто очень женственный вид жертвы, может спровоцировать насильника. В таком случае здесь тоже не помешает выглядеть постарше.

Правило 5: «Сознательно изменяйте свой цветовой имидж»

Для этого, в первую очередь, оцените, чего Вы хотите достичь своим внешним видом. Общая закономерность восприятия цветотипа внешности такова: чем темнее цвет волос, тем строже приписываемые характеристики. Чем светлее волосы, тем более сдвигается воспринимаемый образ в сторону исконно женских характеристик.

Блондинки мужчинам нравятся еще со времен Древней Греции. То, что они и сейчас по-прежнему тяготеют к ним в принципе вполне научно обоснованно.

Поэтому, решая вопрос - осветлять волосы или нет, подумайте - какое впечатление для Вас важнее всего. Ну, действительно, невозможно в общении с мужчинами быть блондинкой, с начальницей - иметь светло-русый цвет волос, с детьми - каштановый цвет. Это все-таки не платье, которое легко переодеть - это наши волосы!

Если Вы артистичны и хотели бы всюду производить разное впечатление, то в этом случае можно просто менять парики. В одно общество прийти блондинкой, в другое - светло-русой, а в третьем появиться вообще с разноцветными прядями. Но метод не универсален!

С рыжеволосыми женщинами проблем больше всего. С детства «быть рыжим» - плохо по стереотипам социального восприятия. У взрослых явной дискриминации нет, но на уровне интерпретации - результат хуже всех остальных типов. Поэтому быть рыжеволосой может себе позволить лишь достаточно сильная натура, способная противостоять негативным моментам восприятия другими своих волос! Если у цветотипа «Осень» волосы ярко-рыжего цвета, то это оценивается как дополнительный минус.

При формировании цветового решения Вашего образа обратите внимание на следующее.

Как бы Вы не относились к идее разделения людей на четыре цветотипа по аналогии с временами года, определите свою внешность по данной системе. Кто Вы — «Осень», «Зима», «Весна» или «Лето»? Возможно, Вы относитесь к промежуточному или смешанному цветотипу (например, кожа в одних местах может быть желтоватой, в других - с голубым оттенком, волосы неопределенного отлива), то в любом варианте, только Вы должны решить, какой цветотип субъективно Ваш, и как Вам выглядеть!

Если Вам не нравится тот природный тип, к которому относится Ваша внешность - никто не остановит Вас в стремлении к переменам. Что бы Вы ни выбрали, советы по формированию цветотипа можно принимать как рекомендации к нахождению гармоничного цветового оформления внешности, и котором от природного может уже ничего и не останется.

Но в любом случае, надевая одежду определенной цветовой гаммы, используйте макияж того же цветотипа и следите, чтобы цвет волос соответствовал ему! Здесь никто не вправе Вам перечить!

Хотите всегда выглядеть как «Весна» - пожалуйста, хотите быть «Зимой» - нет проблем! Хотите быть в гармонии с природой - замечательно; считаете, что природа ошиблась - исправьте ее. Люди делают операции по изменению пола, а уж с декоративными переменами во внешности вообще не должно существовать никаких проблем.

Гардероб не в Вашем природном типе потребует соответствующего макияжа и окраски волос. Хлопотно, но, как говорится, красота требует жертв.

Следует определить, стоит ли до такой степени менять свою внешность, хотя, если Вы убеждены и тем более это соответствует целям жизни - делайте то, к чему Вас призывает душа!

Есть женщины, которые всю жизнь красят волосы и вообще не воспринимают себя в естественном цветотипе, и от этого никуда не деться!

Важно, чтобы в решении образа была достигнута цветовая гармония внешности, одежды и имиджа!

Правило 6: «Не забывайте о моральном износе вещей!»

Помните, что моральная изношенность одежды может не соответствовать ее материальному износу. Определенные ощущения по поводу морального износа какого-либо туалета могут возникать не только у того, на ком она одета.

Время морального старения вещи в разных социальных слоях и ситуациях сильно различается. Так, свадебное платье не стоит надевать второй раз, если Вы уже выходили в нем замуж, а траурный туалет можно эксплуатировать много лет (поэтому лучше выбирать его в классическом стиле).

Для основной массы вещей моральный износ соответствует фазе резкой смены моды. В нашей стране особенно строго в этом плане относятся к звездам кино, эстрады и театра. Один журналист, описывающий очередной кинофестиваль, с нотой возмущения отметил, что одна из известных актрис уже третий год появляется «все с тем же песцом на плечах». Это отношение аналогично широко распространенному американскому представлению о необходимости носить вещи до первой стирки и в целом не более сезона.

Не случайно поэтому в Америке широко распространены одноразовые недорогие вещи.

В Европе у женской одежды - другой срок морального износа. Европейские женщины предпочитают иметь немного вещей и обязательно хорошего качества.

У нас в России не сложилось европейского отношения к вещам, но и до американцев мы еще не дотягиваем. А тут еще сплошные перестройки, кризисы, реформы.

В итоге наш покупательский спрос (как показатель массового отношения к моде) колеблется гораздо сильнее, чем в стабильных государствах. Но и у нас уже существуют временные отличия морального износа вещей в разных слоях общества. Так, по этикету высшего общества женщины не должны появляться в одном и том же туалете в обществе более трех раз. И за этим уже следят, например, жены «новых русских».

Универсальным сроком морального износа следует считать сезон. Это заложено в нас буквально генетически, смена сезона приводит к обновлению природы, меняются погодные условия, настроение и энергетический баланс организма. Душа жаждет перемен. Поэтому большинство женщин радостно покупают вещи к новому сезону.

Если вещь эксплуатируется несколько лет, то следует использовать самые простые способы ее обновления. Новые аксессуары и дополнения часто меняют ее донеузнаваемости. Действительно, одно и то же простое, классического покроя однотонное платье без воротника может иметь массу вариантов трансформации при использовании всего лишь разнообразных платков. Если у Вас нет книги Вебер-Лорковски «Шарф. Платок: стиль и мода» (1998), где описаны 24 приема как это сделать, - очень рекомендуем с ней познакомиться.

Правило 7: «Одежда должна иметь безупречный вид!»

Все ухищрения в построении имиджа могут сойти на нет из-за малейших отклонений вида изделия от безупречного состояния. Работает тот же принцип контраста. Поэтому ухаживайте за одеждой и поддерживайте ее приличное состояние. Костюм должен выглядеть всегда как новый!

Носите только чистую и глаженую одежду, следите, чтобы на ней не было пятен. Помните: «Кофе на платье - уже не кофе, а грязь!»

Итак, для Вас великолепная семерка правил оформления Вашей внешности.

Избегайте внеплановых контрастов в Вашем образе.

Говорите о себе то, что другие должны знать о Вас.

Одежда должна соответствовать Вашей профессии лишь на рабочем месте.

Образ должен давать ту информацию о возрасте, которая нужна Вам.

Сознательно изменяйте свой цветовой имидж.

Не забывайте о моральном износе вещей!

Одежда должна иметь безупречный вид!

Важное примечание: все дальнейшие рассуждения о стиле и образе относятся к тем значениям этих слов,
которые употреблят модельеры. стилисты, имиджмейкеры в своей профессиональной деятельности.

1. Образ и имидж. Начать, пожалуй, стоит с разъяснения, что такое образ и имидж. Эти два понятия неразрывно связаны, и одно не существует без другого. В то же время, важно научиться их различать.

Итак, в широком смысле, образ человека - это система знаков, которые в какой-то момент времени транслирует человек, и которые отражают отдельные свойства его личности, акцентируемую социальную роль и текущие коммуникативные установки. Эту систему знаков составляют такие элементы, как телосложение, черты лица, походка, жестикуляция и манера двигаться, особенности речи, голос и манера говорить, выражение лица, взгляд, причёска, макияж, одежда, обувь, аксессуары, украшения, степень ухоженности и аккуратности и т.д. и т.п. Список можно расширить, включить в него машину, дом, круг общения и тому подобные вещи. Широкую трактовку образа, учитывающую широкий контекст и все каналы коммуникации, применяют в своей работе имиджмейкеры.

В более узком значении, которым обычно пользуются модельеры и стилисты, образ - это совокупность транслируемых человеком знаков, выраженных визуальным языком. Таким образом, трактуя понятие более узко, можно ограничиться работой с внешностью, одеждой, причёской, макияжем и т.д. При этом важно отдавать себе отчёт в том, что идёт работа только над частью образа.

Образ нередко путают с имиджем. Особенно усиливается путаница из-за того, что image можно перевести в том числе как "образ". Но в русском языке принято различать образ и имидж. Итак, имидж - это оценочное мнение о человеке, сложившееся в сознании другого человека или группы людей. Имидж формируется на основе информации о человеке, полученной в том числе от него самого. Образ оказывает решающее влияние на формирование имиджа.

Ключевое качество имиджа - знак: положительный или отрицательный. Знак имиджа определяет готовность целевой аудитории к неким действиям по отношению к носителю имиджа.

1. Образ и имидж.


Итак, образ - это упрощённое внешнее отражение внутренней сущности человека. Имидж - это оценка человека в сознании некоей целевой аудитории.

2. Создание образа. Профессиональным созданием образа занимаются стилисты и модельеры. Подобная работа ведётся преимущественно художественными средствами (форма, цвет, отношения, акценты и т.д.). Стилист отталкивается от особенностей внешности клиента, когда работает с его образом. Модельер может отталкиваться от любого источника вдохновения (человек, фильм, музыка, книга, визуальный образ и т.д.) и создавать костюм (и дальше - образ человека в костюме), следуя за своими ассоциациями. Но это уже отдельная тема:)

Основной вопрос при создании образа - "что я (или мой клиент) хочу (хочет) сказать о себе в данной ситуации?". Это послание становится основой образа и фильтром для выбора выразительных средств.


2. Создание образа.

3. Создание имиджа. Как можно легко догадаться, созданием имиджа профессионально занимаются имиджмейкеры. Это каста специалистов, заметно отличающаяся от стилистов и модельеров. Сущность отличия в том, что они являются в первую очередь специалистами по межличностной коммуникации. Работа над внешностью клиента является для них не самоцелью, а всего лишь средством достижения неких социальных задач.

Если создать образ относительно легко, и результат хорошо поддаётся контролю, то с имиджем всё неоднозначно и порой непредсказуемо. Дело в том, что непосредственно залезть в мозги целевой аудитории и сформировать там нужное мнение невозможно. Чтобы склонить людей в пользу себя (своего клиента), можно всего лишь тщательно отфильтровать и красиво оформить информацию о себе (своём клиенте), но окончательные выводы целевая аудитория всё равно будет делать сама. Порой реакция бывает совсем не такая, как хотелось бы.


3. Создание имиджа.

4. А можно обойтись без имиджа и образа? Нет. Даже если вы вообще не думаете о своём образе и своём имидже, они всё равно возникают и существуют независимо от вашего желания и участия. И совсем не исключено, что незаметно для вас мешают достижению каких-то ваших целей.

5. Стиль. Стиль в одежде - это набор шаблонных визуальных решений, формирующих узнаваемый образ. В том случае, если мы имеем дело с глобальным стилем (известным множеству людей), образ в свою очередь имеет устоявшуюся интерпретацию, и даже в определённом контексте обладает имиджевым знаком.

Например, все знают, как выглядит мужской костюм классического стиля (жёсткая форма, приближенная к прямоугольнику, воротник с лацканами, сложные нейтральные оттенки и т.д.). Любой человек навскидку назовёт ассоциации с личностными качествами, которые вызывает у него вид человека в костюме (деловой, сторогий, классический, консервативный и т.д.). Когда человек в костюме оказывается в ситуации, где эти качества являются положительными и ценными, его имидж автоматически смещается в плюс.

Таким образом, глобальные стили помогают сделать имиджмейкинг гораздо более предсказуемым, чем в случае создания нового, невиданного доселе образа.


4. Связка "стиль - интерпретация образа - имидж".

Продолжение следует....