Ст 32 и 33 конституции рф. Объясняем спорные места конституции

Чтобы разогнать зомбирующее влияние либеральных идей осиновым колом русской весны, мы попросили к 20-летнему юбилею Конституции прокомментировать некоторые статьи профессора Льва Гнальевича Другина, доктора конституционных наук, атаман-юриста казачьего воеводства, кавалера орденов «За возвращение Крыма» и «Дай Бог Прибалтику», пресс-секретаря Главного управления Конституцией по делам президента Российской Федерации.

Слово вам, Лев Гнальевич!


Статья 81. «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

Здесь ключевое слово «подряд». А если с перерывом, то сколько угодно. А люди, которые утверждают, будто в этой трактовке статья теряет смысл и неясно, для чего она вообще вписана в Конституцию, тоже совершенно правы: это бессмысленная статья, ее давно пора убрать.

Статья 5. «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

Здесь ключевое слово - «повторно». Нельзя осудить человека дважды, пока он не отсидел за первое, это абсурд. А вот когда отсидел, дело считается закрытым, тогда можно и повторно. Все это решает суд, он у нас справедливый. Если кому-то кажется, что суд несправедливый, просто подайте на него в суд.

Статья 29. «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений».

Обратите внимание: своих мнений. Принуждать граждан к выражению государственных мнений Конституция конечно же не запрещает. Это основа государства и патриотизма, иначе будет анархия.

Статья 23. «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений».

Заметили? Здесь нет слова «собственной». Каждый имеет такое же право на тайну вашей переписки, как и вы сами. В первую очередь это относится к работникам органов. Но и рядовые жители могут заказать прослушку кого угодно при наличии денег и знакомств.


Статья 13. «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие».

Признается, а не одобряется. Остальные социальные проблемы - наркомания, педофилия, терроризм, безработица - тоже не замалчиваются, тоже открыто признаются и обсуждаются, разрабатываются меры борьбы с ними.

Статья 29. «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Здесь «слова» читается с ударением на последний слог. Поэтому «свобода» относится лишь к мыслям. Думать можете о чем угодно, заглянуть к вам в голову технологии не позволят еще 20-25 лет. Слова из набора русского языка также в вашем полном распоряжении.

Статья 29. «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Да, но есть нюанс. В статье не приведен список этих самых законных способов, а значит, юридически их нет. Если когда-нибудь список появится, можете не сомневаться: ваш любимый Интернет в него не войдет.

Статья 40. «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Здесь ключевое уточнение - «произвольно». Конституция вовсе не запрещает лишать жилища планомерно, целенаправленно или по указке сверху.


Статья 39. «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Здесь открытым текстом сказано: сколько закон постановит, столько и получите. Следовательно, любые жалобы граждан на свою пенсию антиконституционны по определению и должны пресекаться.

Статья 14. «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Перед законом, но не перед Богом. Мы же православная страна, ересь надо искоренять.

Статья 21. «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

В русском языке слова «не должен» (не обязан) и «не может» (не имеет возможности) - не синонимы. Поясню на всем понятном примере. Гражданин по закону не должен доносить на соседей. Но кто сказал, будто он не может это делать? Поэтому опасные медицинские опыты невозможны, факт. А вот проводить пытки и унижения служебный долг не заставляет, но при желании можно. Иначе бы статья ущемляла права всех - от любителей БДСМ до спецслужб традиционной ориентации.


Статья 33. «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Заметьте, Конституция не обещает, что обращения будут рассмотрены и выполнены. Это просто призыв к гражданской активности, и речь тут о доносах. Потому что на все остальные обращения и просьбы государственные органы реагировать не обязаны.

Статья 93. «Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации».

Смысл статьи - защита России от слабого лидера. Если президент не смог подчинить своей воле или запугать хотя бы одну из этих четырех организаций, цепочка сработает и выкинет неумейку.

В заключение надо сказать, что эти трактовки действительны лишь сегодня. Смысл любой статьи Конституции может ради интересов России поменяться в любой момент без изменения текста, и разобраться в этом без специалистов обычному человеку нелегко. Поэтому, чтобы всегда быть в курсе текущего конституционного порядка, меньше читайте Конституцию и больше смотрите телевизор.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Комментарий к статье 33

Статья конкретизирует связь гражданина и государства. Она обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государства и органов местного самоуправления. В истории формирования демократии такая свобода определялась как "право петиций". В демократическом государстве граждане не просто пассивно исполняют веления государства. Они выступают как активная, инициативная сила, вызывающая реформаторские действия государства и предупреждающая ошибки и злоупотребления властей.

Другой аспект права граждан на обращения включает способы защиты личностью своих прав посредством жалоб, заявлений, ходатайств.

Реализация права на обращение исключает возможность преследования со стороны государства за массовые, групповые или индивидуальные обращения, поскольку согласно ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.

Обращаться могут трудовые коллективы, организации граждан по партийному признаку, по месту жительства и т.д. Возраст граждан не может влиять на реализацию этого права. Несовершеннолетние также имеют право обращения. Реализация данного права требует индивидуальной подписи. Статья наиболее общим образом формулирует право на обращение. Особый вид обращений граждан в судебные органы в форме обжалования - обращение за судебной защитой (см. комментарий к ст. 46). Конституцией предусмотрено право конституционной жалобы граждан (см. комментарий к ст. 125).

Реализация этого права отдельными гражданами, их обращения в Конституционный Суд Российской Федерации способствовали утверждению свободы передвижения и запрету института прописки (см. комментарий к ст. 27), защите избирательных прав (см. комментарий к ст. 32), права частной собственности.

Несмотря на форсированное принятие ряда кодексов, принципиально меняющих личные, экономические, социальные права человека, все еще действуют законы, которые были изданы в иных социально - экономических условиях (60-х - начале 80-х гг.). Поэтому обращения отдельных граждан в Конституционный Суд привели к отмене ст. 220.1 и 220.2 и ч. 2 ст. 60 ЖК, затруднявших доступ к правосудию. Устранено также лишение осужденных права на пенсию, на жилище.

Статья указывает, что право обращений принадлежит гражданам. Вместе с тем в статье нет запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать это право. В настоящее время в системе законодательной исполнительной власти, а также местного самоуправления реорганизуются и укрепляются отделы по работе с обращениями граждан. Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. утверждено Положение о Главном управлении Президента Российской Федерации по вопросам конституционных гарантий прав граждан. Среди задач этого Главного управления - рассмотрение поступающих на имя Президента Российской Федерации предложений, заявлений, жалоб, ходатайств граждан, оказание содействия в решении содержащихся в них вопросов, а также информирование Руководителя Администрации Президента о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.

Процедура сроков рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан до настоящего времени не урегулирована новым законодательством. Поэтому продолжают действовать п. 4, 5, 9, 10, 18 Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г., утвержденного Законом от 25 июня 1980 г.) . В этих актах определено, что поступившие документы рассматриваются в течение одного месяца. В случаях, когда не требуется специальная проверка, срок установлен в 15 дней. Продление сроков рассмотрения возможно, если необходимо дополнительное изучение вопроса. Запрещено направлять жалобы граждан тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются. Во всех случаях государственные органы и органы самоуправления обязаны дать мотивированный ответ. Указ Президиума Верховного Совета СССР "О внесении предложений, заявлений и жалоб граждан" от 2 февраля 1988 г. также действует. Он запрещает анонимные обращения, заявления и жалобы. В условиях демократии право на обращение имеет огромный потенциал в сфере отстаивания личностью своих законных интересов.

Конституция РФ, Статья 33

Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Комм. Пяткина С.А.

Статья конкретизирует связь гражданина и государства. Она обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государства и органов местного самоуправления. В истории формирования демократии такая свобода определялась как «право петиций». В демократическом государстве граждане не просто пассивно исполняют веления государства. Они выступают как активная, инициативная сила, вызывающая реформаторские действия государства и предупреждающая ошибки и злоупотребления властей.
Другой аспект права граждан на обращения включает способы защиты личностью своих прав посредством жалоб, заявлений, ходатайств.
Реализация права на обращение исключает возможность преследования со стороны государства за массовые, групповые или индивидуальные обращения, поскольку согласно ст.45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.
Обращаться могут трудовые коллективы, организации граждан по партийному признаку, по месту жительства и т.д. Возраст граждан не может влиять на реализацию этого права. Несовершеннолетние также имеют право обращения. Реализация данного права требует индивидуальной подписи. Статья наиболее общим образом формулирует право на обращение. Особый вид обращений граждан в судебные органы в форме обжалования - обращение за судебной защитой (см. комментарий к ст.46). Конституцией предусмотрено право конституционной жалобы граждан (см. комментарий к ст.125).
Реализация этого права отдельными гражданами, их обращения в Конституционный Суд Российской Федерации способствовали утверждению свободы передвижения и запрету института прописки (см. комментарий к ст.27), защите избирательных прав (см. комментарий к ст.32), права частной собственности.
Несмотря на форсированное принятие ряда кодексов, принципиально меняющих личные, экономические, социальные права человека, все еще действуют законы, которые были изданы в иных социально-экономических условиях (60-х - начале 80-х гг.). Поэтому обращения отдельных граждан в Конституционный Суд привели к отмене ст.220-1 и 220-2 и ч.2 ст.60 ЖК, затруднявших доступ к правосудию. Устранено также лишение осужденных права на пенсию, на жилище.
Статья указывает, что право обращений принадлежит гражданам. Вместе с тем в статье нет запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать это право. В настоящее время в системе законодательной исполнительной власти, а также местного самоуправления реорганизуются и укрепляются отделы по работе с обращениями граждан. Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996г. утверждено Положение о Главном управлении Президента Российской Федерации по вопросам конституционных гарантий прав граждан. Среди задач этого Главного управления - рассмотрение поступающих на имя Президента Российской Федерации предложений, заявлений, жалоб, ходатайств граждан, оказание содействия в решении содержащихся в них вопросов, а также информирование Руководителя Администрации Президента о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.
Процедура сроков рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан до настоящего времени не урегулирована новым законодательством. Поэтому продолжают действовать п.4, 5, 9, 10, 18 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968г. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980г., утвержденного Законом от 25 июня 1980г.). В этих актах определено, что поступившие документы рассматриваются в течение одного месяца. В случаях, когда не требуется специальная проверка, срок установлен в 15 дней. Продление сроков рассмотрения возможно, если необходимо дополнительное изучение вопроса. Запрещено направлять жалобы граждан тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются. Во всех случаях государственные органы и органы самоуправления обязаны дать мотивированный ответ. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О внесении предложений, заявлений и жалоб граждан» от 2 февраля 1988г. также действует. Он запрещает анонимные обращения, заявления и жалобы. В условиях демократии право на обращение имеет огромный потенциал в сфере отстаивания личностью своих законных интересов.

1. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни. Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения является важным средством защиты прав, свобод граждан. Впервые в Основном Законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г.

2. На законодательном уровне это право закрепляется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». Он предусматривает, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Также может быть оставлено без ответа обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

3. Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» дает определения понятий «жалоба», «предложение», «заявление». Предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

4. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» закреплено право граждан на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц. Данным законом предусмотрено право граждан осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в установленные порядки и сроки. Как уже было указано выше, заявления граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, однако в исключительных случаях возможно продление срока рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней и с обязательным уведомлением об этом гражданина, направившего обращение. Обращение направляется непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

5. В отличие от предложений жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. В случае, если невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

6. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государства существует судебный порядок обжалования таких действий. В частности, за гражданами РФ Закон закрепляет право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Судебный порядок рассмотрения петиций регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

7. Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то их перечень закреплен в статье 2 Закона 1993 г. К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или

4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Если гражданин не согласен с решением суда, он может обжаловать его в вышестоящую инстанцию.