Спустя лет перестает действовать авторское право. Срок охраны

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 27. Срок действия авторского права. 1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.
4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Комментарий к статье 27
1. Данная статья относится к сроку действия личных неимущественных авторских прав, а также имущественных авторских прав.
При этом под термином "авторское право" в статье понимаются имущественные авторские права.
2. Сроку действия неимущественных авторских прав посвящена ч. 2 п. 1 и п. 2.
3. Часть 2 п. 1 устанавливает, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
В отношении времени жизни автора, когда носителем данных прав является сам автор, указанная норма не вызывает сомнений.
Однако после смерти автора охрана этих личных прав значительно сужается: в соответствии с прямым указанием, содержащимся в ст. 29, наследники осуществляют лишь защиту указанных прав.
А это означает, что наследник защищает не свое авторство, а авторство наследователя.
Далее, наследник защищает право на имя, но в отличие от автора он не имеет права изменить способ указания имени автора. Более узко по своему содержанию и право наследника на защиту репутации автора.
4. Носителями прав на защиту права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора являются:
- лицо, указанное автором в завещании. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно (ч. 1 п. 2);
- если автор не назначил такое лицо - наследники автора. Из ч. 2 п. 2 следует, что наследники автора осуществляют эти правомочия в течение сроков действия имущественных авторских прав. Однако ст. 29 закрепляет эти правомочия за наследниками без ограничения каким-либо сроком. При наличии такого противоречия в Законе применению подлежит норма ст. 27, так как вопрос касается срока охраны, а эта статья специально посвящена срокам охраны;
- если автор не назначил специальное лицо, либо это лицо умерло, если авторское право, перешедшее к наследникам, прекратилось или наследники отсутствуют, такое право принадлежит специально уполномоченному органу Российской Федерации.
Указанный орган не назначен. В этих условиях по логике защиту рассматриваемых личных авторских прав должны осуществлять соответствующие министерства и ведомства (Министерство культуры, Комитет по печати, Роскомкино и др.).
5. Данная статья не упоминает о других личных авторских правах:
о праве на обнародование (включая право на отзыв) и о праве доступа.
Право на обнародование переходит к наследникам автора в полном объеме, но право на отзыв, как представляется, со смертью автора прекращается.
Право доступа (п. 1 ст. 17) прекращается со смертью автора.
6. Общее правило о сроке действия имущественных авторских прав содержится в ч. 1 п. 1 ст. 27: авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Далее эта норма именуется: "общее правило о сроке".
Разумеется, авторское право начинает действовать с момента создания произведения в объективной форме.
Пункты 3, 4 и 5 устанавливают особые случаи, касающиеся срока действия авторских прав.
7. Первое исключение из общего правила о сроке связано с необнародованными произведениями: они охраняются авторским правом бессрочно.
Эта норма, которая с очевидностью вытекает из ч. 1 п. 5, необычна для советского и российского законодательства.
Трудно сказать, почему она введена законодателем и действовал ли он в данном случае осознанно.
Вопрос о сфере применения данной нормы впрямую связан с вопросом "об обратной силе" Закона (см. п. 3 Постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему).
Отметим лишь, что если будет установлено и признано, что Закон имеет обратную силу, авторским правом должны охраняться не только необнародованные произведения Пушкина, Чехова, Ленина, но и все древние произведения (типа "Слова о полку Игореве", норманнских саг и т.п).
8. Второе исключение из общего правила о сроке - п. 3 - относится к произведениям, обнародованным анонимно или под псевдонимом. Они охраняются в течение 50 лет с даты их обнародования.
Этот специальный срок может быть либо менее общего срока охраны (если произведение обнародовано при жизни автора), либо длиннее его.
9. В части 2 п. 3 содержится норма, которая применяется к тем случаям, когда личность автора будет раскрыта в течение 50 лет после обнародования произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом.
Тогда к сроку охраны произведения будет применяться общее правило о сроке охраны, т.е. срок охраны такого произведения увеличивается или, наоборот, укорачивается.
10. В пункте 4 содержится третье исключение из общего правила о сроке. Оно касается произведений, созданных в соавторстве.
Общее правило о сроке применяется к таким произведениям, но при этом не учитываются даты смерти тех соавторов, которые умерли ранее того соавтора, который пережил остальных.
Как известно, соавторство бывает неделимым и раздельным (см. ст. 10 и комментарий к ней).
Правило, указанное в п. 3 ст. 27, применяется только к случаям неделимого соавторства.
11. Таким образом, произведения, созданные в неделимом соавторстве, охраняются в течение 50 лет, считая с даты смерти того соавтора, который пережил остальных.
При этом субъектами (носителями) авторских прав являются все соавторы (каждый из соавторов, включая в это понятие их наследников и правопреемников), а не только тот соавтор (и его наследники и правопреемники), который пережил других соавторов.
12. Четвертое исключение из общего принципа о сроке охраны содержится в ч. 1 п. 5. Оно относится к произведению, впервые выпущенному в свет (опубликованному) после смерти автора.
Срок охраны такого произведения - 50 лет со дня выпуска его в свет.
Отметим, что это правило действует по отношению только к опубликованным произведениям, хотя по логике должно применяться ко всем обнародованным произведениям.
Нельзя исключать того, что судебной практикой будет признано наличие в данном случае ошибки (описки) законодателя.
13. Пятое исключение из общего правила о сроке содержится в ч. 2 п. 5. Оно касается авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы. Эти авторы считаются умершими в дату реабилитации. Так, например, Н.И. Бухарин был необоснованно репрессирован и погиб в 1938 году, а реабилитирован лишь в 1988 году. К его произведениям применяется общее правило о сроках охраны в 50 лет, считая с 1988 года.
14. Наконец, в ч. 3 п. 5 содержится шестое исключение из общего правила о сроке охраны. Оно касается авторов, которые в период Великой Отечественной войны (т.е. с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) работали или участвовали в войне. Срок охраны произведений этих авторов увеличивается на 4 года.
15. Исключения, рассмотренные в п. п. 7 - 14 комментария к настоящей статье, могут сочетаться друг с другом различным образом.
16. В пункте 6 предусмотрено общее правило о том, что если срок охраны должен истечь не 31 декабря определенного года, а в какой-либо иной день, он продлевается до 31 декабря этого года.
В тексте Закона это правило выражено иначе (что не меняет результата): если факт, дающий основание для начала истечения срока охраны (смерть автора, публикация произведения, реабилитация автора), произошел в какой-то день в течение календарного года, то произведение охраняется 50 лет, считая с 1 января следующего календарного года (в некоторых случаях добавляется еще 4 года).
17. Как видно из комментируемой статьи, авторское право на различные произведения одного и того же автора может прекращаться в разное время.
18. Произведения, охраняемые в соответствии с международными соглашениями, могут лишаться охраны ранее истечения сроков, предусмотренных данной статьей, в связи с правилом о "сравнении сроков охраны".
19. Об охране так называемых "старых" произведений см. п. 3 постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему.

Довольно очевидно, что длительный срок охраны исключительных прав в течение жизни автора +70 лет после смерти (что в совокупности может составлять около 100-150 лет с момента создания произведения) не соответствует реалиям изменившегося цифрового мира, мешает свободному распространению культуры, а также широкому использованию сиротских произведений и существованию цифровых библиотек и архивов. Отцы-основатели США считали достаточным сроком 14 лет, с возможностью продления еще на столько же, если автор жив. Это вполне способствовало основной цели авторского права, в соответствии с которой обеспечивался достаточный стимул для авторов и производителей контента продолжать его производить, Однако постоянное продление срока охраны начало превращать авторское право из ограниченной по сроку монополии в вечную. Подобное правовое регулирование лишает автора/ производителя контента стимула на создание новых произведений, ограничивает общественную потребность на доступ и использование произведения, и не может быть ни коим образом оправдано в условиях современного информационного общества.

СРОК ОХРАНЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

С момента создания первого технического средства для копирования произведений - печатного станка - исключительное авторское право (копирайт) охранялось вечно. Автор после продажи произведения терял на него всякие права, а издатель приобретал бессрочное право на копирование и распространение произведения. Подобное положение дел продолжалось вплоть до принятия в Англии в 1710 г. первого закона об авторском праве, Статута королевы Анны, которым впервые было введено ограничение, призванное установить баланс между экономическими интересами автора и издателя, с одной стороны, и общественными интересами с другой стороны.

С принятием Статута исключительное авторское право сохранялось в течение 14 лет с момента его создания. По истечении указанного срока издатель терял право на дальнейшее монопольное право печатать и продавать произведение. Далее, автор мог продлить указанное право еще на 14 лет, после чего произведение окончательно переходило в общественное достояние, и любое лицо получало возможность копировать и распространять произведения без согласия правообладателя, и без выплаты ему какого-либо вознаграждения.

Аналогичная норма попала в 1790 г. и в закон США об авторских правах, в соответствии с которым все частные копирайтные законы штатов были вытеснены. В 1831 году максимальный период действия авторского права в США был увеличен с 28 до 42 лет – посредством повышения начального срока с 14 до 28 лет с правом пролонгации ещё на 14 лет.

С течением времени срок охраны исключительных прав постоянно увеличивался. В 1886 году была принята Бернская конвенция, первое международное соглашение о защите авторских прав, подписанное 166 странами. Довольно интересно, что США присоединились к Конвенции только спустя век, когда назрела необходимость создания ВТО.

Так, Бернская конвенция, которая легла в основу нового международного законодательства об авторском праве устанавливала, что срок охраны исключительного права на произведение должен составлять не менее всей жизни автора + 50 лет с момента его смерти. В то же время конвенция также содержала положение, в соответствие с которым в национальном законодательстве договаривающихся государств могут предусматриваться более длительные сроки охраны.

После начала бурного развития технологий и международной торговли стоимость объектов культуры поэтапно начинает расти. В разных отраслях культуры стали образовываться новые бизнес модели по торговле произведениями (музыка, кино, игры, книги), ориентированные прежде всего на скупку прав у талантливых авторов, а также размещение заказов на создание произведений у авторов. С набирающим оборот техническим прогрессом и доступностью средств для создания и копирования произведений, компании, специализирующиеся на изготовлении и продаже объектов культуры начали все более ориентироваться на создание объектов массовой культуры, и следовательно, конвейерному производству произведений, ориентированных на извлечение прибыли от доставки до конечных потребителей произведений на материальных носителях.

Спустя некоторое время после невероятно быстрой капитализации отраслей кино и музыки, крупнейшие корпорации США, мирового лидера в области создания объектов культуры, понимая огромную ценность исключительных прав на произведения, начали активное лоббирование новых законов, увеличивающих срок охраны произведений, и ужесточающих ответственность за их нарушение.

Во второй половине 20 века срок охраны копирайта неуклонно растет, и планка срока, в течение которого охраняется монопольное авторское право, поднимается.

В 1976-м году с принятием американского Закона о Копирайте корпорации издателей удалось добиться увеличения срока охраны исключительных авторских прав на все корпоративные авторские произведения до 75 лет с момента смерти автора. В 1998 году с принятием Закона Сонни Боно (CTEA или Закон о Микки-Маусе) срок действия имущественных авторских прав в США снова был продлен. Теперь он действует в отношении произведений до смерти автора и плюс 70 лет после этого, и в отношении корпоративных произведений до смерти последнего из авторов плюс 95 лет. Закон также повлиял на сроки действия копирайта для защищенных копирайтом работ, опубликованных до 1 января 1978 г., также увеличив срок их защиты на 20 лет, таким образом продлив срок охраны таких произведений до 2047 г. Это позволило «заморозить» дату перехода в общественное достояние в США работ, подпадавших под действие старых правил, фиксирующих срок копирайта. За последние 40 лет сроки действия существующих авторских прав продлевались одиннадцать раз.

Увеличенные в США сроки охраны позволили и другим развивающимся и зависимым странам установить срок охраны, больше 1 века Так например, в Мексике этот срок сегодня равен 99 годам со смерти автора,а в Гондурасе и Кот-д’Ивуар — 75 лет.

В соответствии с современным законодательством срок охраны исключительных прав на произведения, в том числе созданные в соавторстве либо обнародованные после смерти автора, должны быть не ниже сроков, установленных Бернской и Римской конвенциями, а также принятой на их основе Соглашением ТРИПС.

Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации - к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии.

Россия, принимая в 2006 г. четвертую часть Гражданского кодекса, регулирующего отношения по обороту результатов интеллектуальной деятельности, переняла указанную норму из законодательства США и установила аналогичный срок охраны.

Таким образом, в соответствие с действующей нормой ст. 1281 ГК РФ «Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, а в случае если было обнародовано анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Федеральный закон №231-ФЗ от 18.12.2006 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» продлил срок охраны исключительных прав также и на произведения, созданные во время СССР.

Согласно ст.6 №231-ФЗ 70-летний срок охраны прав применяется также в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года, а исключительное авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕФОРМЕ

1. Необходимо поэтапное сокращение срока охраны исключительных прав. Первым этапом срок охраны исключительных прав на произведения должен быть уменьшен до 50 лет с даты смерти автора, что соответствует Бернской конвенции и не нарушает международных соглашений по ВТО.

2. Вторым этапом необходимо рассмотреть вопрос об изменении или выходе из Бернской конвенции (т. к. внесение изменений в нее представляется маловероятным в связи с тем, что такие изменения требуют единогласного одобрения подобных поправок всеми подписавшими конвенцию государствами) с возвратом к положениям Всемирной конвенции об авторском праве (Женевской конвенции 1952 г.), предусматривающей минимальный срок охраны исключительных авторских прав в течение 25 лет с момента смерти автора и специальный порядок депонирования и регистрации произведения в целях охраны.

3. Третьим этапом необходимо заключение новой международной конвенции, которая могла бы установить более короткий срок охраны произведений. В соответствие с предложением профессора Лоуренса Лессига предельный срок охраны должен ограничиваться до 14 лет, а согласно предложению активиста Пиратской Партии Рика Фалквинге, а также Партии Зеленых и Европейского свободного альянса срок охраны произведения должен быть сокращен до максимальной предела в 20 лет с момента публикации произведения.

Учитывая, что большинство произведений имеют сегодня весьма небольшую коммерческую и творческую ценность, но в связи с тем, что будучи под охраной копирайта они не могут быть использованы или распространены каким-либо способом, срок охраны должен быть установлен автоматически с момента создания произведения на 5 лет с момента публикации. Для дальнейшей охраны произведения правообладателю необходимо зарегистрировать свои права таким образом, чтобы любое лицо, сделав соответствующий поисковый запрос в публичном реестре авторских прав на произведения, имело бы возможность найти правообладателя по соответствующей базе данных на исключительные права. Подобный подход к сроку охраны мог бы стать наиболее эффективным в современную цифровую эпоху.

Что такое авторское право? Какой срок действия у авторских прав, и какие существуют ограничения по использованию трудов интеллектуальной собственности? Какую ответственность несут за нарушение авторского права? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

Авторское право - есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:

  • право авторства;
  • право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также анонимно);
  • право на опубликование в любых издательствах;
  • право на защиту произведения от любых искажений.

Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последнее носит исключительный характер и является своего рода правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:

  • воспроизведение и распространение экземпляров произведения;
  • публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;
  • осуществлять перевод произведения на другие языки;
  • осуществлять переработку произведения и т.д.
Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.

Срок действия авторского права

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти. Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти. В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу. Авторы произведений - участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования. Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

Право авторства, право на имя и защиту репутации автора, равно как и право на неприкосновенность произведения, охраняются бессрочно.

Ограничения в авторских правах

Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Ответственность за нарушение авторского права

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических - от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

  • невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
  • издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
  • не указание имени автора произведения;
  • плагиат - выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
  • контрафакция - незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
  • пиратство - несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.

В Законе содержится указание на то, что «автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом» (п. 1 ст. 16 Закона), т. е. формально для любого использования произведения требуется согласие автора или иного лица, к которому перешли соответствующие исключительные права, относящиеся к тому или иному виду использования.

Закон не ставит решение вопроса о необходимости получения разрешений от правообладателей и заключения с ними договоров в зависимость от того, осуществляет ли пользователь предпринимательскую деятельность, преследует ли он какую-либо коммерческую цель, приносит ли использование произведений доход или прибыль.

Следует учитывать ряд обстоятельств, значительно ограничивающих область применения данного правила.

Во-первых, речь идет только о так называемых охраняемых произведениях, т. е. таких, которые получают охрану на территории Российской Федерации в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами. Охрана имущественных прав на произведения в любом случае ограничена (см.: Сроки действия авторского права).

Во-вторых, несмотря на приведенную выше формулировку, возможности автора или его правопреемников по определению условий использования произведений ограничены действием иных положений Закона, существованием других законодательных актов, общими требованиями гражданского законодательства о добросовестности и разумности (например, автор не может требовать, чтобы на его произведение смотрели только левым глазом).

В п. 2 ст. 16 Закона приводится перечень отдельных видов действий (воспроизведение, распространение экземпляров, публичное исполнение, перевод и т. д.), для совершения которых необходимо получать разрешение у автора или его правопреемников. Некоторые предоставленные правообладателям права разбросаны также по иным статьям Закона.

Несмотря на бурные теоретические споры на практике обычно исходят из того, что имущественные авторские права распространяются только на эти специально предусмотренные Законом действия. Однако для описания таких действий в Законе использованы столь широкие формулировки, что существует возможность в той или иной мере подвести под них почти любой случай использования произведения. Сам Закон предусматривает ряд весьма существенных ограничений авторских прав и исключений из них.


С учетом анализа положений Закона можно выделить следующие случаи законного использования произведений:

1) использование произведений на основании разрешения обладателей исключительных прав в отношении соответствующих способов использования;

2) использование произведений на основании лицензионных соглашений, заключаемых с организациями по коллективному управлению авторскими правами (см.: Коллективное управление авторскими и смежными правами);

3) использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения – в случаях, специально предусмотренных Законом;

4) свободное использование произведений, т. е. их использование без получения разрешения от правообладателей и без выплаты им вознаграждения – в случаях, когда Законом установлены соответствующие ограничения авторских прав или когда произведения не охраняются (например, в связи с истечением срока действия авторских прав на них).

Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения

Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу использования произведения.

Такое согласие (разрешение) желательно оформлять путем заключения договора в письменной форме с соблюдением всех требований, установленных для авторских договоров (см.: Переход и передача авторских прав).

Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения

В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого вознаграждения.


(См. подробнее: Право на дополнительное вознаграждение.)

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев дополнительное вознаграждение в России не собирается, что объясняется как невозможностью эффективного воздействия на неплательщиков (например, в виде запрета использования произведений, поскольку сам Закон разрешает осуществлять такое использование без согласия правообладателей), так и отсутствием необходимых организационных усилий по созданию и поддержке систем реализации таких прав на коллективной основе.

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.



Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

«копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.


Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.


Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.


Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.


На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.


Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.


Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами

При некоторых видах использования произведений вместо договора с каждым из правообладателей могут заключаться особые лицензионные соглашения с организациями по коллективному управлению авторскими правами (авторскими обществами).

Закон предусматривает возможность применения системы так называемых расширенных лицензий, при которых такие организации могут действовать от имени всех правообладателей, независимо от наличия у них договора с каждым из них. В таких случаях фактически имеет место использование произведения с подразумеваемым согласием правообладателя и выплатой вознаграждения через организацию по коллективному управлению.

(См. подробнее: Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.)

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что срок действия авторских прав всегда определяется в календарных годах, т. е. при его определении имеет значение только год, в котором произошло то или иное событие, послужившее началом для отсчета срока, вне зависимости от того, в какой день и в каком месяце оно имело место. Его окончание всегда будет приходиться на 31 декабря последнего года срока действия авторских прав. После истечения такого срока произведения переходят в так называемое общественное достояние и могут свободно использоваться всеми желающими.

Понятие «срок действия авторского права» – условно, поскольку отдельные личные неимущественные права (моральные права) действуют бессрочно. Даже после перехода произведения в общественное достояние при его использовании должно указываться имя его автора, авторство не должно присваиваться другими лицами, в произведение не должны вноситься искажения, способные нанести ущерб чести и достоинству умершего автора.


Охрану личных неимущественных прав после смерти автора вправе осуществлять специально назначенное автором лицо, наследники автора или специально уполномоченный орган Российской Федерации, который в настоящее время не определен.

Осуществление расчета сроков действия имущественных авторских прав, особенно после внесения последних изменений в Закон (в 2004 г.), оказывается очень непростой задачей ввиду наличия большого числа оснований, в связи с которыми срок может оказаться больше или меньше стандартного.

Можно рекомендовать следующий алгоритм определения срока охраны имущественных авторских прав, который для удобства разбит на несколько частей, в зависимости от вопросов, на которые необходимо найти ответы. Предлагаемый алгоритм, разумеется, имеет упрощенный характер и не может охватывать абсолютно все случаи (так, из рассмотрения исключается ряд случаев, относящихся к необнародованным произведениям), но на практике он представляется вполне применимым.



Примечания

1. Следует учитывать дополнительные сложности, которые могут возникать в тех случаях, когда произведения могут одновременно претендовать на охрану как непосредственно на основании закона, так и в соответствии с международным договором. Например, если произведение российского автора впервые было опубликовано за рубежом в одной из стран – членов Бернской конвенции, то именно та страна будет считаться страной происхождения такого произведения. В связи с этим появится возможность сразу двух вариантов подсчета срока. Как представляется, применяться должен наиболее длительный из них, однако судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.

2. Особый порядок подсчета срока действия авторских прав установлен для созданных в период существования СССР аудиовизуальных произведений и ряда иных произведений, авторские права на которые в соответствии с действовавшим до 1992 г. законодательством закреплялись за государственными организациями.

В соответствии с общим правилом имущественные авторские права на произведение действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. До внесения в 2004 г. изменений в Закон срок действия авторских прав составлял время жизни автора и 50 лет после его смерти, что полностью соответствовало требованиям Бернской конвенции.

Установленный в настоящее время более длительный срок отражает общую тенденцию увеличения срока действия авторских прав в развитых странах мира, в том числе в странах ЕС, США, Японии.

Наряду с общим правилом в российском законодательстве существует множество оснований для применения более длительных или более коротких сроков.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ все приведенные далее правила исчисления и продления срока применяются только в тех случаях, когда на день вступления в силу указанного Федерального закона (26 июля 2004 г.) не истек ранее предоставлявшийся 50-летний срок действия авторских прав. Таким образом, если какие-либо произведения по состоянию на указанную дату уже не охранялись, то их охрана не восстанавливается, даже если формально из приведенных далее правил расчета срока действия авторских прав следует иное.

В свою очередь, определение того, истек ли срок действия авторских прав на произведение к 2004 г., требует отдельной проверки, алгоритм которой приведен далее.



Для проверки того, охранялось ли произведение в 2004 г., необходимо проверить, не истек ли по состоянию на 2004 г. ранее предоставлявшийся срок действия авторских прав, который определялся точно так же, но вместо упоминания о 70 годах в ст. 27 Закона содержалось указание на 50 лет.

Произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, и не прошло 50 лет после года обнародования;

Иностранные правообладатели оказались в настоящее время в несколько более привилегированном положении по сравнению с наследниками российских авторов.

Охрана прав на иностранные произведения предоставляется в России на основании международных договоров, в частности Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой участвует подавляющее большинство стран мира. При этом права на иностранные произведения в большинстве случаев охраняются на протяжении 70 лет после смерти авторов произведений, если в стране их происхождения не установлены более краткие сроки охраны.


В соответствии с законодательством, действовавшим в период существования СССР, особые авторские права в отношении таких произведений закреплялись за государственными организациями и действовали бессрочно, переходя к правопреемникам таких организаций, а в случае их ликвидации – к государству.

С 1993 г. срок действия авторских прав юридических лиц был ограничен 50 годами со дня (года) обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, то со дня создания произведения. В 2004 г. этот срок был продлен до 70 лет после года обнародования произведения или года его создания, если оно не было обнародовано.

Некоторые примеры расчетов

Автор романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков умер в 1940 г. Роман впервые был опубликован уже после смерти писателя в 1966–1967 гг. (издание осуществлялось частями в виде журнальных публикаций), следовательно, срок действия авторских прав на это произведение истекает только в 2037 г. Срок действия авторских прав на некоторые другие произведения М.А. Булгакова истечет еще позже, поскольку только после смерти писателя были опубликованы его произведения «Собачье сердце» (1987), «Театральный роман» (1965) и др.

Писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Поскольку авторские права на его произведения по состоянию на 2004 г. еще не перешли в общественное достояние (к 2004 г. не закончились 50 лет с момента реабилитации), то его авторские права до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.

Проиллюстрировать разницу в подходах можно на примере охраны авторских прав писателя А.Н. Толстого, умершего в 1945 г. Его произведения в соответствии с ранее действовавшим законодательством перестали охраняться еще в период существования СССР. Однако согласно установленным Законом в 1993 г. новым правилам исчисления сроков авторские права А.Н. Толстого должны были охраняться до конца 1999 г. с учетом предусмотренного законом в то время общего правила об окончании срока действия авторских прав через 50 лет после смерти автора и продления срока их действия в данном случае на 4 года в связи с работой автора в период Великой Отечественной войны. Наследникам А.Н. Толстого в середине 1990-х гг. удалось успешно отстаивать свои права в судебном порядке.

При отсутствии сделанной при последнем продлении сроков оговорки о том, что истекшие к 2004 г. сроки охраны не восстанавливаются, авторские права А.Н. Толстого действовали бы до 2019 г. Принятая оговорка привела к тому, что, поскольку срок действия авторских прав на его произведения истек еще в 1999 г., они по-прежнему находятся в общественном достоянии.

Произведения умершего в 1956 г. английского писателя Алана Милна, автора книг о Винни-Пухе и его друзьях, будут охраняться в России, как минимум, до 2026 г.

Общественное достояние

По окончании срока действия авторских прав произведения переходят в общественное достояние, т. е. могут использоваться любыми лицами без получения согласия от наследников или иных правопреемников авторов и без выплаты им вознаграждения.

Закон предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации особых отчислений за отдельные случаи использования перешедших в общественное достояние произведений, однако в настоящее время размер и формы таких отчислений не установлены.


Вечное бремя. Рисунок Оноре Домье. 1867

Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях

Развитие российского сегмента сети Интернет и иных цифровых сетей обусловило попытку описать с правовой точки зрения новые виды использования произведений и объектов смежных прав, которые стали возможны в новых технологических условиях.

Следует сразу отметить, что использование произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, с точки зрения российского законодательства, не может рассматриваться как их распространение, поскольку под распространением экземпляров произведений в законе понимается только передача уже созданных, конкретных экземпляров на материальных носителях, например, продажа отдельной книги или всего выпущенного тиража издания, сдача в прокат видеокассеты и т. д.

Все эти примеры подразумевают передачу конкретного материального носителя, а не сообщение произведений с помощью передачи сигналов по каким-либо сетям. При таком сообщении на принимающей стороне создается новая копия произведения и не происходит передачи (распространения) ранее существовавшего экземпляра.

Разумеется, огромное влияние на развитие охраны авторских и смежных прав в российском Интернете и иных цифровых сетях оказали разработанные Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС / WIPO) и принятые в 1996 г. новые международные договоры – Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Отчасти благодаря их влиянию на протяжении последних лет широкое признание получил подход, основанный на выделении трех этапов процесса использования произведений и объектов смежных прав в цифровых интерактивных сетях.


Каждому из этих этапов соответствовало вполне определенное правомочие, законодательно закрепленное за правообладателем в Законе.

Затрагиваемые на каждом из этапов использования произведения в цифровой сети виды исключительных прав приведены в таблице.


Примечание

В большинстве случаев на этапе загрузки произведения на компьютер представителя публики имеет место воспроизведение в личных целях, которое вообще не подпадает под действие предусмотренных законом исключительных прав.

До принятия в 2004 г. изменений к Закону контроль за использованием произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, осуществлялся преимущественно на основании имеющейся у правообладателей возможности разрешать или запрещать воспроизведение охраняемых объектов, а также их сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Аналогичный подход имел место и в отношении смежных прав. При всех недостатках такого подхода он вносил какую-то определенность в складывающиеся правоотношения.

В 2004 г. в Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми авторам, исполнителям и производителям фонограмм предоставлено особое исключительное право на доведение до всеобщего сведения, призванное отразить особенности использования произведений и объектов смежных прав в интерактивном режиме в Интернете и иных цифровых сетях. Все относящиеся к данному праву положения Закона вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Право на доведение до всеобщего сведения должно стать аналогом предусмотренного ст. 8 Договора ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) права делать произведения доступными для публики («the making available to the public of their works»), являющегося одной из разновидностей общего права на сообщение произведения для всеобщего сведения по проводам или беспроводными средствами, которому, собственно, и посвящена ст. 8 ДАП («any communication to the public of their works, by wire or wireless means»).

В отношении исполнений и фонограмм аналогичное право предусмотрено ст. 10 и 14 Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Россия готовится присоединиться к этим международным договорам, что, возможно, повлечет внесение новых изменений в Закон.

В настоящее время возникают весьма серьезные споры относительно случаев, к которым применимо право на доведение до всеобщего сведения лиц, которым оно принадлежит, возможных ограничений данного права, порядка его реализации и т. д.


Коллеги, к чему спорить за стенами суда? Рисунок Оноре Домье. 1845

Авторские права на различные произведения являются личным имуществом гражданина, поэтому он может передать их после своей смерти любому человеку. Они делятся на имущественные и не имущественные. В этой статье мы подробно рассмотрим вопрос наследования авторского права, а также ознакомимся с основными особенностями и правилами, касающимися данного наследования.

Кто может наследовать авторское право после смерти автора

Важно: Если у лица было завещание, то авторские права на различные произведения переходят к тем, кто был в нём указан. В случае, когда официального документа, распоряжающегося имуществом умершего нет, то всё его имущество переходит к родственникам. Именно они являются наследниками первого порядка.

Первой в очереди на получение имущества стоит супруг (а), дети и родители, а затем остальные родственники, начиная от самых близких и доходя до самых дальних. Наследовать авторские права также могут как частные, так и юридические лица, в лице различных компаний, фирм, обществ или предприятий.

Важно: Срок вступления в права наследования — полгода после смерти владельца.

  1. Личные, их ещё называют неимущественными.
  2. Исключительные, которые принято считать имущественными.

Права, являющиеся неимущественными, включают в себя:

  • право на признание авторства;
  • право на имя автора;
  • разрешение на обнародование или публикацию произведения;
  • разрешение на внесение корректив в произведение.

Эти права не передаются по наследству. После смерти автора они сохраняются за ним.

Только имущественные права могут быть переданы по наследству. Но стоит учесть, что если автор передал права на свое произведение иному лицу, например, издательству на основании подписанного договора, то после смерти наследодателя его произведение не перейдёт по наследству к его родственникам. Все права останутся у организации или частного лица, и они смогут распоряжаться ими по своему усмотрению. Также именно они могут завещать эти права.

Процедура передачи авторского права по наследству

После кончины гражданина, нотариус должен обнародовать завещание, при условии, что таковое имелось. Там будут прописаны все условия передачи наследникам в собственность всего имущество, которое было у автора, в том числе права на произведения. Если завещание не было составлено, согласно Гражданскому кодексу все перейдёт к законным наследникам, а именно к родственникам. Если родственников у автора нет, то все его произведения переходят государству и становятся достоянием общества. То же самое происходит с остальным имущество.

Важно: Для того, чтобы получить имущество наследнику необходимо подтвердит свои права. Для этого нотариус, ответственный за завещание, выдает справку — свидетельство о праве на наследство авторских прав.

Если наследников несколько, то можно запросить у нотариального представителя документ, в котором будут перечислены все соискатели. По желанию сторон на каждого наследника может быть составлена отдельная справка.

Особенности наследования авторства после смерти автора

Важно: если правопреемников несколько, то авторские права переходят в их владение как неделимая собственность. Они могут распоряжаться ей на одинаковых правах или заключить между собой договор, обозначив и разграничив зоны влияния.

Наследодатель не может разграничить между несколькими лицами право на использование своих произведений. Например, не могут одному достаться права на перевод и выпуск, а другому на использование и распространение. Все права предаются как одно целое.

Бывают ситуации, когда по наследству переходят авторские произведения, например, рукописные издания, произведения на различных электронных и бумажных носителях. Но это совсем не означает, что данному лицу переходят и права на всё это. Произведения и авторские права на него существуют отдельно друг от друга, поэтому могут принадлежать разным людям и распоряжаться ими они могут по своему усмотрению.