Силы привлекаемые для ликвидации чс. Состав сил и средств рсчс. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситу-ациям. К ликвидации ЧС в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские фор-мирования.

В очагах поражения проводят спасательные и другие неотлож-ные работы, которые включают: разведку маршрутов движения формирования Гражданской обороны и участков работ; локали-зацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий; вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений и спасение людей; санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промыш-ленных объектов и т.д.

Другие неотложные работы обычно включают прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водо-проводных, канализационных, технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом, и т.д.

Спасательные и другие неотложные работы проводят непре-рывно, в любую погоду, до полного их завершения. Для органи-зации этих работ решением начальника ГО ЧС создается группи-ровка сил и средств. При чрезвычайных ситуациях федерального масштаба в работу включаются аэромобильный спасательный отряд МЧС России.

В качестве технических средств используют как объектную технику (бульдозеры, самосвалы, автогрейдеры, экскаваторы и др.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований.

Технология проведения спасательных и других неотложных работ зависит от характера разрушений зданий и сооружений, комму-нально-энергетических сетей и радиационно-химического зара-жения территории.

В первую очередь проводят работы по устройству проходов и проездов к разрушенным зданиям, заводским сооружениям, где находятся люди. Затем приступают к поиску и освобождению из-под завалов пострадавших. Спасательные группы начинают поиск с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже-ний, подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий. Далее обследуют весь без исключения участок спасательных работ.

Спасение людей начинают с тщательного осмотра завала с привлечением кинологов с собаками, приборов, а также с опроса очевидцев. При этом устраняют условия, способствующие обру-шению отдельных конструкций. Принимаются меры к установ-лению связи с попавшими в завалы. Деблокирование производят разными способами: устраивают лазы, разбирают завалы, проде-лывают проходы с боку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов.

При этом всегда нужно помнить, что использование тяжелой техники для ликвидации завалов резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Пострадавших выносят на руках, плащах, брезенте, одеялах, а также волоком и на носилках. После оказания первой медицин-ской помощи людей эвакуируют. Эффективность спасательных работ зависит от своевременности спасательных работ.

К другим неотложным работам относятся ремонт и отключение поврежденных коммунально-энергетических и технологических сетей. Поврежденные системы теплоснабжения отключают от внешней сети задвижками на вводах в здания и в теплоцентрах. Очень важно отключить газовые сети на любых магистралях за пределами и внутри зданий и т. д.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спа-сательными формированиями.

Очень важно при тушении пожара как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе при-нять правильное решение по их локализации и тушению.

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением огня эвакуируют людей.

Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий ЧС.

Работам по ликвидации очагов поражения сильнодейству-ющими ядовитыми веществами (СДЯВ) предшествуют (или про-водятся одновременно) мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшение интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят ра-боты по:

    ограничению и приостановлению выброса СДЯВ;

    обваловыванию мест разлива СДЯВ;

    сбору разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости;

    постановке отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха;

    изоляции зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощению ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий проводят обеззараживание территории и санитарную обработку населения и личного состава спасательных формирований.

Обеззараживание включает дезактивацию, дегазацию, дезин-фекцию, дератизацию, демеркуризацию и т. д.

Под дезактивацией понимают механическое и физико-хими-ческое удаление радиоактивных веществ (РВ) с поверхностей различных предметов, а также очистку от них воды.

Обеззараживание техники и транспорта производится на стан-циях обеззараживания, располагаемых обычно в автохозяйствах или в пунктах контроля и обработки, расположенных на выездах из зараженных зон.

Дезактивацию воды проводят фильтрованием, перегонкой, отстаиванием или с помощью ионообменных смол.

Упакованное продовольственное и пищевое сырье дезактиви-руют путем обработки или замены зараженной тары, а неупако-ванное - путем снятия зараженного слоя.

Дегазация - процесс удаления или разложения отравляющих веществ (ОВ) и СДЯВ до нетоксичных продуктов. Для нейтрали-зации опасных химических веществ, находящихся в газообраз-ном состоянии (хлор, аммиак, сероводород, фосген), на пути дви-жения облака СДЯВ устанавливают водные завесы.

Удаление СДЯВ и ОВ проводят путем механического срезания и засыпки грунта.

Для нейтрализации СДЯВ на одежде, снаряжении используют физико-химические способы - кипячение и обработку паром. Эффективность нейтрализации СДЯВ и ОВ оценивается полно-той дегазации.

Санитарная обработка - комплекс мероприятий по механи-ческой очистке и обеззараживанию одежды и обуви, а также кож-ных покровов людей, пораженных в результате загрязнения РВ, СДЯВ и бактериальными веществами. Санитарную обработку личного состава формирований и населения проводят в санитарно-обмывочных пунктах, создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках.

Существует два вида санитарной обработки - полная и час-тичная.

Частичную обработку проводят непосредственно в очаге пора-жения для предотвращения вторичного инфицирования людей. Полной санитарной обработке подвергают личный состав форми-рований и эвакуированное население после выхода из загрязненных зон.

Дезинфекция - процесс уничтожения и удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде. Дезинфекцию проводят физическим, химическим, физико-химичес-ким и биологическим способами. Основным является химический способ.

Дезинсекция - процесс уничтожения насекомых, сельскохо-зяйственных вредителей, осуществляемый физическими, хими-ческими и биологическими способами.

Дератизация - профилактические и истребительные меро-приятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний.

Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

2. Определение материального ущерба и числа жертв

Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных объектов) и косвенного ущербов (недополученный доход, товары, материальные ценности).

Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

Восстановление работоспособ-ности предприятия может быть первоочередное или капитальное. Первоочередное может выполняться силами самого предприятия, создающего для этой цели восстановительные бригады.

В проекте восстановления освещаются следующие вопросы:

Объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, деталях, инструменте;

Оптимальные инженерные решения по восстановлению работоспособности предприятия;

    календарный план или сетевой график восстановительных работ, очередность восстановления цехов, исходя из важности их в выпуске основной продукции;

    состав восстановительных бригад и др.

Методика определения сроков проведения восстановительных работ изложена в СН 440-72.

Для определения прямого ущерба необходимо знать стоимость основных фондов производства до и после момента наступления ЧС. Их разность и есть размер прямого материального ущерба. Для его определения необходимо располагать данными о степени поражения объекта. Она определяется исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. По-скольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объекте невозможно, то применяют стохастическую основу для определения степени поражения объекта. Для площадного объекта (отношение фасадной ширины объекта к его глубине не превышает 2:1) она является математическим ожиданием случайной величины, которая может принимать различные значения при соответствующих вероятностях.

Учебная литература

1. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ 1997/2000/2003/2004

2. «О гражданской обороне» № 28 ФЗ 1998

3. Постановление Правительства РФ № 794 2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

II . Основы военной службы

Тема 9. Основы обороны государства. Военная служба - осо-бый вид федеральной государственной службы

Лекция 9. Основы обороны государства. Военная служба - осо-бый вид федеральной государственной службы

Время – 2 ч.

Учебные вопросы:

1. Национальная безопасность Российской Федерации.

2. Современные угрозы Национальная безопасность Российской Федерации.

3. Основы обороны государства.

1. Национальная безопасность Российской Федерации

Каждое государство имеет свои интересы, которые являются главными для всего общества, его социальных слоев, для всех людей, какой бы национальности они ни были, какого бы веро-исповедания ни придерживались. Такие интересы называются на-циональными. Национальные интересы Российской Федерации - это достояние и ценности нашего общества. Они затрагивают по-литические, экономические, территориальные, экологические и иные сферы жизнедеятельности людей, всего государства.

Наша Родина - одно из крупнейших многонациональных го-сударств, имеющее многовековую историю, культуру, богатые тра-диции. В силу особенностей своего расположения Россия являет-ся важнейшим геополитическим пространством между Европой и Азией. Одновременно она служит и своеобразным полигоном, где соприкасаются интересы развитых и развивающихся стран, мусульманского и христианского миров.

Россия обладает значительным экономическим и научно-тех-ническим потенциалом, большими запасами сырья и ресурсов. Огромное пространство, занимаемое Россией, выходы в Мировой океан предоставляют ей уникальные возможности прямого воздействия на мировые и региональные процессы. Без всего стороннего учета своих национальных интересов, их поддержки и защиты Российское государство не сможет играть активную и самостоятельную роль в мировой политике.

Национальные интересы России определяют основные цели страны, формируют задачи внутренней и внешней политики. Во внутренней политике национальные интересы направлены на обеспечение гражданского мира, национального согласия, террито-риальной целостности, правопорядка.

Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как обеспеченность и устойчивое со-стояние защищенности личности, общества и государства от воен-ных угроз. Россия готова вести свои дела в сфере военной без-опасности на началах взаимного доверия, равенства, уважения суверенитета и территориальной целостности государств, равно-гарантированной безопасности.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в тра-диционных формах против Российской Федерации и ее союзни-ков снижена. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях уси-ливаются потенциальные угрозы военной безопасности Россий-ской Федерации и ее союзникам. В их числе - усиление нацио-нального, этнического и религиозного экстремизма, активизация сепаратизма, распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки.

С окончанием «холодной войны» произошел распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших, в том числе и защитную функцию. Столь масштабная деформация геополитического пространства обозначила для России новые группы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, а точнее её ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство.

К первой группе военных угроз , наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.

К началу 90-х годов ХХ века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. Только за десять лет они совершили около 7 тыс. актов международного терроризма, от которых пострадало более 11 тыс. человек, а государствам, на территории которых были осуществлены, нанесен большой материальный и моральный ущерб.

Для России это относительно новые угрозы, к адекватному парированию которых она в полной мере пока не готова. Опыт проведения широкомасштабной контртеррористической операции в Дагестане и Чечне показал, что данная группа военных угроз представляет, реальную угрозу безопасности и будет носить продолжительный характер.

Вторая группа военных угроз безопасности Российской Федерации обусловлена миротворческой деятельностью государств и военных блоков, характер которой не укладывается в существующие международно-правовые рамки.

Идея предотвращения развязывания военных конфликтов и их регулирования коллективными усилиями на региональном уровне под эгидой ООН высоко оценена и правильно воспринята большинством государств мира. Однако США и их ближайшие союзники по НАТО пытаются использовать многонациональные миротворческие силы для установления своего контроля в зонах жизненно важных интересов.

Третья группа военных угроз безопасности РФ сосредоточилась в непосредственной близости от России – на постсоветском пространстве.

Так, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитической напряженности, сохраняется зона потенциальных вооруженных конфликтов.

Четвертая группа военных угроз может аккумулироваться внутри РФ – в субъектах Федерации. Разрушение духовности, ослабление экономических связей регионов и резкая социальная дифференциация порождают сепаратизм, являются благоприятной средой для создания незаконных вооруженных формирований, что представляет угрозу федеративному единству и безопасности России. Нарастающие масштабы приобретает космополитизм, а в качестве ответной реакции на него – национализм.

Пятая группа военных угроз будет исходить от зарубежных государств и военно-политических блоков, располагающих ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общего назначения, обладающими «стратегической мобильностью» и способными вести «высокотехнологичные» военные действия. Их развернутые и постоянно боеготовые группировки войск (сил) будут и в новом тысячелетии оставаться потенциальной военной угрозой безопасности РФ.

Шестая группа военных угроз исходит от развивающихся стран, располагающих массовыми армиями. По оценкам зарубежных специалистов, их вооруженные силы хорошо оснащены, боеготовы и способны решать стратегические задачи. Эти государства намерены добиваться своих целей, их военный потенциал представляет весомую силу, с которой Россия должна считаться.

Седьмая группа военных угроз определяется политикой и практическими действиями тех «пороговых» и «околопороговых» государств, которые, стремясь овладеть ракетно-ядерными технологиями, игнорируют основополагающие международно-правовые акты в области нераспространения ракетных и ядерных технологий, уровень данных военных угроз может существенно возрасти в случае создания такими государствами баллистических ракет с дальностью действия, позволяющей наносить удары по территории РФ.

В рамках практически заново формируемой системы военных угроз для Российской Федерации необходимо обратить внимание на изменение содержания прежних угроз и их распределение по трем сферам вооруженной борьбы.

Военные угрозы на континентальном пространстве. Эти угрозы будут, определятся новыми стратегическими целями, задачами применения группировок сухопутных войск и их боевыми возможностями. В начале нового тысячелетия их численность в зарубежной части Евразии остается высокой.

Военные угрозы в мировом океане. Военные угрозы с морских направлений во многом обусловлены особенностями геостратегического положения страны. Россия имеет выход к трем океанам – Атлантическому, Северному Ледовитому и Тихому, её территорию омывают 12 морей. Протяженность российской морской границы почти в три раза превышает сухопутную.

Военные угрозы в воздушном и околоземном космическом пространстве Военные угрозы в этих сферах определяются дальнейшим совершенствованием иностранными государствами военно-воздушных сил и способов их применения, ростом средств воздушно-космического нападения, планами развертывания элементов ПРО в околоземном пространстве и способностью блокирования выхода в космос Российской Федерации противоспутниковым оружием, нарушением функционирования российской системы предупреждения о ракетном нападении.

Росту военных угроз, их масштабов и вероятности реализации косвенно будут способствовать новые особенности развития информационной, духовной, правовой, экологической и других сфер.

В ближайшей перспективе информационная сфера становится «питательной средой» для роста новых военных угроз. Информационный шантаж, дезинформация, монополизация информации одной стороной, разрушение информационного ресурса государства через внедрение компьютерных вирусов могут выступать в роли их мощного катализатора.

Вероятность реализации военных угроз, как внешних, так и внутренних, во многом определяется состоянием духовной сферы . Факторами роста военных угроз для России в этом аспекте являются притупление чувства патриотизма, утрата престижа военной службы и других духовных ценностей. Имеет место разрушение традиций и самобытности русской культуры. Возрастает число религиозных сект экстремистской направленности.

Состояние отношений в экологической сфере может также оказать воздействие на формирование военных угроз. Факты загрязнения окружающей среды стали предметом озабоченности многих государств. Аварии, катастрофы, и последствия непродуманной экономической деятельности приобретают все более угрожающие масштабы. Критическое состояние окружающей среды, по оценкам, в третьем тысячелетии может стать причиной межгосударственных конфликтов, в том числе и военных.

Военные угрозы безопасности РФ усиливаются под воздействием нерешенных проблем в правовой сфере . Наиболее опасными следует считать те, которые ведут к размыванию единого правового пространства федерации. Например, практика принятия до недавнего времени отдельными субъектами Российской Федерации нормативно-правовых актов и решений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству.

культуре . 4. Программа по физической культуре для учащихся...
  • Физическая культура студента под редакцией профессора доктора педагогических наук

    Список учебников

    ... физической культуры : физическое воспитание; физическое развитие; профессионально-прикладная физическая культура ; оздоровительно-реабилитационная физическая культура ; фоновые виды физической культуры ; средства физической культуры . Физическая культура ...

  • Физическая культура студента

    Документ

    Реабилитационная физическая культура ; * фоновые виды физической культуры ; * средства физической культуры . 5. Физическая культура в структуре профессионального образования. 6. Физическая культура личности студента. 7. Физическая физическим развитием, б) физическим воспитанием, в) физической культурой , г) физическими упражнениями. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на...

  • Группировка сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы и средства для выполнения задач , защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Группировка сил гражданской обороны для организованного проведения в очагах поражения планируется в мирное время. Состав и построение группировки уточняется в угрожаемый период, а также после применения средств поражения в соответствии со сложившейся обстановкой, состоянием сил и средств и объемов работ в очагах поражения. В группировку сил включаются нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны городских и сельских районов, а также воинские части войск гражданской обороны. Она может состоять из первого, второго эшелона и резерва. Состав эшелонов, количество и состав смен определяется, исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.

    Формирования для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ с учетом ведения работ, как правило, на своих объектах. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, подразделение (отряд) обеспечения движения, колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание. При невозможности включения по различным причинам в состав группировки сил нештатных городских и объектовых аварийно-спасательных формирований, основу группировки сил гражданской обороны составляют формирования сельских районов и воинских частей войск гражданской обороны.

    Группировка сил при реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера создается по следующим принципам. В начальный период для ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения милиции, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцированные на данной территории, мобильные отряды воинских частей войск гражданской обороны (по указанию региональных центров МЧС России), дежурные подразделения воинских частей Вооруженных сил, других войск по плану взаимодействия и население.

    При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций по решению МЧС России используются воинские части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, силы Всероссийской службы медицины катастроф, а также силы и средства из соседних регионов с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должны соответствовать задачам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Оперативное построение группировки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций должно позволять провести аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование - обеспечивать постоянное наращивание усилий до полного завершения работ.

    Первый эшелон сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, включает:

    • дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
    • ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
    • дежурные караулы противопожарных подразделений;
    • подразделения медицинской скорой помощи.

    Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

    Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

    Во второй эшелон, как правило, входят:

    • аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
    • подразделения Государственной противопожарной службы;
    • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);
    • ведомственные подразделения спасателей.

    Срок их прибытия в район бедствия - не более 3 ч.

    Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других (АСДНР) неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

    В третий эшелон могут включаться:

    • воинские части и подразделения войск гражданской обороны с тяжелой техникой;
    • соединения и воинские части Вооруженных Сил, других силовых ведомств;
    • специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

    Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации - от 3 ч до нескольких суток.

    Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, завершение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой, предметами первой необходимости и т.п.).

    Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств. Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена , той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия выходят за пределы субъекта Российской Федерации (региона), то к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства структурных подразделений МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

    Российской системе предупреждений и действий приходится решать в чрезвычайных ситуациях огромное количество задач во всех сферах деятельности: это и проблемы экологии, и оказание гуманитарной помощи тем, кто пострадал от стихийных бедствий, катастроф, аварий, вооружённых конфликтов как в России, так и за её пределами, это и информационное обеспечение зон ЧС, создание подразделений быстрого развёртывания, чтобы силы и средства РСЧС помогали людям во всех чрезвычайных ситуациях, где бы они ни произошли.

    Ответственность

    Руководят гражданской обороной в лице глав (руководителей) предприятий, организаций, учреждений, ведомств министерств, в республиках, областях, краях, автономных образованиях, городах и районах, министерствах и ведомствах, в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от формы собственности. Силы и средства РСЧС находятся полностью в ведении этих людей.

    Руководители по должности являются начальниками ГО и несут персонально ответственность за осуществление и организацию мероприятий ГО, за создание накопленных фондов коллективных и индивидуальных средств защиты и обеспечение сохранности их. Также они отвечают за все силы и средства РСЧС, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах, которые находятся на подведомственных объектах и территориях. Управления по делам ЧС и ГО созданы на основе бывших штабов ГО.

    Структура

    В структуру РСЧС включены ведомственные, функциональные и территориальные подсистемы. Территориальные - тех республик, которые находятся в составе РФ, краёв и областей - подразделены на звенья по административно-территориальному делению, а руководство - комиссии по ЧС или другие органы, которые должны выполнять их функции. Силы и средства РСЧС ими планируются, разрабатываются, затем осуществляют действия по предотвращению ЧС. Там же создаются и оснащаются силы для ликвидании возможных ЧС и их последствий. Действуют они самостоятельно, если масштабы ЧС не вышли за пределы территорий, находящихся под их ведомством. Рабочий орган каждой комиссии по ЧС (КЧС) - Управление по делам ЧС и ГО.

    Что касается функциональных подсистем, то это органы управления, которым подчиняется весь состав сил и средств РСЧС министерств и ведомств. Они решают задачи непосредственно наблюдения и контроля относительно природной среды, следят за потенциально опасными объектами. В их компетенции создание резервных фондов, защита населения, локализация и ликвидация ЧС. Отдельные функциональные подсистемы могут включать в себя органы управления, а также силы РСЧС нескольких ведомств и министерств РФ со схожими или дополняющими друг друга задачами. Ведомственные же подсистемы созданы во всех министерствах и ведомствах для предупреждения ЧС на подведомственных объектах и ликвидации их.

    Управление

    Силы и средства РСЧС подразделяются на местный (территориальный), региональный и федеральный - эти три уровня функционируют в управлении РСЧС. Региональный уровень появился в связи с делением РФ на девять частей, он нужен для того, чтобы управлять войсками ГО, координировать взаимодействие территориальных, республиканских, краевых и областных органов власти при возникновении как местных, так и глобальных чрезвычайных ситуаций. Начальники ГО имеют аппарат - штабы, где работают и должностные лица, не освобождённые от основных обязанностей, и штатные работники.

    Такой состав сил и средств РСЧС - штабы управления, которые имеют строго прописанные обязанности. Они организуют и обеспечивают непрерывное управление ГО при авариях, стихийных бедствиях и катастрофах, своевременно оповещают службы, формирования, служащих, рабочих и всё население населённых пунктов, прилегающих к зоне возникновения ЧС, разрабатывают план гражданской обороны, осуществляют защиту трудового коллектива, обучают личный состав всех формирований гражданской обороны, а также рабочих и служащих. Силы ГО и РСЧС постоянно поддерживают готовность для действий в обстоятельствах любых чрезвычайных ситуаций.

    Подразделение служб

    Проведение спасательных работ подразумевает подготовку к разнообразной неотложной деятельности, для этого силы и средства РСЧС подразделяются на специальные соответствующие службы.

    • Охрана общественного порядка.
    • Связь и оповещение.
    • Противопожарная служба.
    • Медицинская служба.
    • Служба убежищ и укрытий.
    • Противохимическая и противорадиационная защита.
    • Автотранспортная служба.
    • Служба снабжения (материально-техническая).

    Это самые необходимые образования, где участвуют силы РСЧС, но далеко не все. Их количество определяет начальник ГО того или иного объекта, учитывая специфику предприятий, наличие и так далее.

    Задачи

    Чтобы выполнить силы и средства должны быть направлены в первую очередь на организацию оповещения населения и информирование его, на защиту населения и проведение мероприятий по защите территории. Одновременно силы РСЧС ликвидируют чрезвычайную ситуацию. Затем нужно приступить к населению. Главной задачей всегда остаётся постоянное проведение обучения населения, подготовка специалистов и руководящего состава.

    Помимо этого, необходимо большое внимание уделять пропаганде роли, которую играют силы и средства системы РСЧС в безопасности региона и страны. Таковы основные задачи каждого подразделения ГО и ЧС. У федеральной исполнительной власти всегда есть специально подготовленные и аттестованные силы и средства ликвидации РСЧС, которые предназначены сугубо для предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций. Если использовать их как единую государственную систему, материальные и людские потери можно свести до минимума.

    Наблюдение и контроль

    Первое подразделение сил и средств ГО и ЧС занимается надзором за состоянием АЭС, мостов, котлов, газовыми и электрическими установками и другими важными объектами. Кроме этого, силы и средства наблюдения осуществляют от Министерства экологии контрольно-инспекционную деятельность, анализируют состояние потенциально опасных объектов и природной среды, несут ветеринарную службу, поддерживают сеть лабораторного контроля гражданской обороны, а также наблюдения за качеством пищевого сырья и продуктов питания. Здесь же находится служба предупреждения о стихийном бедствии.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций

    Второе подразделение включает в себя соединения и части МВД, МО, МЧС, а также невоенизированные формирования гражданской обороны, силы и средства других министерств и ведомств, государственных органов или негосударственных, расположенных на территории РФ. Основой являются войска ГО, поисково-спасательные службы и части МЧС, находящиеся в постоянной готовности. В составе МЧС наряду со спасательными бригадами появляются и воздушно-десантные - мобильные и эффективные.

    Спасательные отряды

    Первое в стране формирование, которое состоит из высококлассных профессионалов, - аэромобильный Государственный Центральный спасательный отряд, оперативно реагирующий на техногенные и природные катастрофы. Он не только на территории страны снискал славу, но и за её рубежами.

    На любой континент отряд прибывает быстро и в течение нескольких недель может работать автономно, помогая устранить последствия оползней, землетрясений и других стихийных бедствий. Людей извлекают из-под земли, обломков или руин и сразу оказывают медицинскую помощь. Отряд может дать одновременно несколько групп спасателей для разных регионов как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.

    Министерства и ведомства

    Силы быстрого реагирования есть и у министерств, и ведомств: пожарные и у Министерства путей сообщения, например. МВД обеспечивает сохранность материальных ценностей и правопорядок в экстремальных ситуациях, охраняет важные объекты, организует, если нужно, пропускной режим или оцепление. МЧС ведает, помимо прочего, противопожарной службой, которая не только тушит пожары, но и устраняет последствия аварий на химических предприятиях, спасая людей и материальные ценности.

    ФСБ обеспечивает государственную безопасность при чрезвычайных ситуациях на режимных объектах РФ и при оказании помощи другим государствам. Минздрав - подсистема РЧСЧ, тоже имеющая собственную службу экстренной помощи при ЧС. Минатом, Минтопэнерго, Министерство сельского хозяйства тоже располагают силами и средствами РСЧС в виде контролирующих обстановку на территориях потенциально опасных объектов, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций, располагают лечебницами, лабораториями.

    РОСТО

    Правоприемница ДОСААФ - РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) - тоже является учредителем ассоциации спасательных формирований, среди которых группы и отряды добровольных спасателей - парашютно-десантные, аэромобильные, подводные, автотранспортные, связисты. Все субъекты РФ создают и оснащают силы и средства РСЧС. В каждом городе, районе, на каждом объекте есть свои подразделения ГО и ЧС. Где бы ни произошли авария, стихийное бедствие или катастрофа, силами и средствами РСЧС можно распорядиться мгновенно.

    Для ведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС привлекаются силы гражданской защиты.

    К силам гражданской защиты относятся:

    1) Оперативно спасательная служба гражданской защиты;

    2) аварийно-спасательные службы;

    3) формирование гражданской защиты;

    4) специализированные службы гражданской защиты;

    5) пожарно-спасательные подразделения (части);

    6) добровольные формирования гражданской защиты.

    Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Для проведения работ по ликвидации ЧС привлекаются силы, указанные в предыдущем разделе.

    Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно делится на 3 этапа:

    - начальный этап – проведение экстренных мер относительно защиты населения, спасания пострадавших местными силами и подготовки группировок сил и средств ликвидации ЧС к проведению работ;-

    первый этап ; – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств гражданской защиты

    второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления органам исполнительной власти, вывод группировок, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

    Силы и средства системы гражданской защиты выводятся из зоны ЧС после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

    Следует заметить, что оперативное построение группировки сил и средств состоит из нескольких эшелонов и резерва. Очередность эшелонов зависит от времени на приведение в готовность и прибытие к очагу событий. К резерву подключают силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникших задач.

    Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена системы гражданской защиты, той подсистемы, на территории которой они возникли. В случае невозможности ликвидировать ЧС собственными силами, они наращиваются решением вышестоящей инстанции.

    Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения трудоспособности человека в случае работы в определенных условиях.

    В случае круглосуточного ведения работ, продолжительность рабочих смен (циклов), включая перерыв на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, которые характеризуют постоянную трудоспособность в течение данного времени.

    Ночью продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 процентов, соответственно увеличивается время на отдых.

    2. Особенность ликвидации последствий землетрясений, наводнений, химических, биологических аварий.

    Землетрясения, как это уже подчеркивалось в первой лекции, являются наиболее разрушительным стихийным бедствием, которое занимает одно из первых мест среди других чрезвычайных ситуаций по количеству жертв, объему разрушений и материального ущерба.

    Сложность спасания людей в условиях землетрясений обусловлена внезапностью его возникновения, трудностями введения сил и развертывания поисково-спасательных работ в зоне массовых разрушений; наличием значительного количества пострадавших, которые нуждаются в экстренной помощи; ограниченным временем выживания людей в завалах; тяжелыми условиями работы спасателей.

    Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются: поиск и спасание пострадавшего населения, заблокированного в завалах, поврежденных домах, сооружениях, предоставление им первой медпомощи и эвакуация тех, кто нуждается в дальнейшем лечении, а также первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    Управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами во время землетрясений, как и во время других ЧС, состоит в целенаправленной деятельности руководства с эффективным использованием имеющихся сил и средств во время спасения пострадавших, предоставлении им медпомощи, эвакуации с зоны бедствия и дальнейшего жизнеобеспечения.

    Основой для организации управления является заранее разработанный план действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Аварийно-спасательные работы в случае землетрясений должны начинаться немедленно и проводиться беспрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших в срок их выживания в завалах.

    С целью обеспечения постоянного управления зона разрушений делится на участки, а те, в свою очередь, на объекты работ, которые включают определенную территорию с расположенными на ней домами и сооружениями. Количество участков и объектов работ определяется с учетом сложившейся обстановки, объема завалов, степени разрушения зданий, ожидаемого количества пострадавших и их состояния.

    Поисково-спасательному отряду назначается один-два объекта работ.

    Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ избирается командиром (начальником) поисково-спасательного отряда (службы), исходя из обстановки, объема, условий работы в районе землетрясения и принятой технологии отдельных рабочих операций.

    Во время спасательных работ в завалах и в других сложных условиях могут назначаться микропаузы – “ минуты тишины” продолжительностью 2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.

    Перерывы в работе продолжительностью 10-15 минут назначаются с учетом состояния трудоспособности спасателей. Во время тяжелой работы отдых должен носить пассивный характер.

    После завершения последней (в течение времени) рабочей смены спасателям предоставляется межсменный отдых – не менее 7-8 часов полноценного сна, удовлетворение других нужд, исходя из необходимости полного восстановления трудоспособности.

    Мероприятия по уменьшению масштабов последствий землетрясений и действий в случае их возникновения должны быть предусмотрены в Планах действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Важнейшим компонентом РСЧС являются ее силы и средства, которые непосредственно принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Силы и средства РСЧС выполняют следую­щие основные задачи:

      осуществление мониторинга за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС, своевременного доведения информации до органов управления РСЧС;

      ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;

      проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;

      проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;

      восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

      поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

      разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

    В РСЧС различают два вида сил и средств (табл. 6):

    1.Силы и средства наблюдения и контроля.

    2.Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

      К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

      службы и организации федеральных органов исполнительной власти; формирования Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

      ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

      службы контроля за пищевым сырьем и продуктами питания;

      геофизическая служба Российской академии наук;

      службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии;

      службы наблюдения и контроля Министерства РФ по атомной энергии; подразделения наблюдения и контроля РСЧС на всех уровнях.

    Существующая ныне система наблюдения и контроля РСЧС позволяет предупреждать на всех уровнях значительную часть чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заниматься прогнозом и своевременно оповещать об угрозах соответствующие органы управления ГО и ЧС и население.

    Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций подразделяются на военизированные и невоенизированные.

    1. Невоенизированные формирования ГО и ЧС создаются для непосредственного осуществления мероприятий ГО и ЧС и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах.

    В невоенизированные формирования ГО и ЧС входят: разведывательные, противопожарные, медицинские, аварийно-технические, общественного питания и торговли, связи, радиационной, химической и биологической защиты, обслуживания убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, другие необходимые формирования,

    2. К военизированным формированиям относятся: войска гражданской обороны МЧС России, инженерные войска Вооруженных Сил РФ, подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты, подразделения транспортной милиции, дорожно-патрульной службы МВД РФ, железнодорожные войска, подразделения противопожарной службы МЧС России, военизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные подразделения министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.

    Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

      сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;

      центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

      поисково-спасательная служба МЧС России;

      центр по проведению спасательных операций особого риска;

      авиация МЧС России.

    Войска гражданской обороны. Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Длительное время они являются главной силой системы гражданской обороны. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития, испытание войной 1941-1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача - быстро прийти на помощь населению в чрезвычайных ситуациях, оказать ему помощь, ликвидировать последствия ЧС.

    Более конкретно задачи Войск гражданской обороны можно сформулировать следующим образом:

      ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

      проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

      санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;

      выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, оставшихся на территориях, бывших ареной боевых действий в годы Великой Отечественной войны;

      участие в проведении эвакуации населения;

      восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры.

    Организационно Войска гражданской обороны состоят из соединений и частей: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов и рот специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.

    Центроспас . Основным подразделением экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера является Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.

    В составе отряда есть свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

    Поисково-спасательная служба МЧС России. Такой службы в России раньше не было. Она создана усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям и объединяет в себе несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды (ПСО) общей численностью около 2 тыс. человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

    Задачи служб и отрядов: проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

    Формирование ПСС способны за период от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

    Центр по проведению спасательных операций особого риска. Спасатели МЧС России имеют разностороннюю, многопрофильную подготовку. И все-таки случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в труднодоступной местности или в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, исходящая от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. Для работы в таких особых условиях под эгидой МЧС России создан Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер".

    Авиация МЧС России. Одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, является авиация МЧС России. Она включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном городе Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящихся в подчинении региональных центров министерства.

    В силы и средства ликвидации чрезвычай­ных ситуаций входят также: Всероссийская служба медицины катастроф; ветеринарная служба и служба защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии; аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии; аварийно-спасательная служба на воздушном транспорте; восстановительные и пожарные поезда МПС РФ; аварийно-спасательные службы морского и речного флотов и другие.

    Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в постоянной готовности, позволяют своевременно провести необходимые мероприятия по защите населения и территорий от последствий ЧС различного характера.