Решение о нежелательности пребывания в рф. Распоряжение о нежелательности пребывания в рф Принято решение о нежелательности пребывания

Памятка для иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации

Правовые основания принудительного выдворения иностранного гражданина либо лица без гражданства за пределы России
В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из страны. Кроме того, въезд на территорию России для таких лиц будет ограничен на определенный срок.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации, т.е. принудительной высылке из Российской Федерации.

Помимо этого, за нарушения правил пересечения государственной границы, правил въезда в РФ, режима пребывания (проживания) в РФ, за незаконное осуществление трудовой деятельности, а также иных миграционных правил к иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть применено наказание в виде административного выдворения. Административное выдворение является самостоятельным видом наказания и может применяться, как в качестве основного, так и дополнительного наказания.

В результате депортации либо административного выдворения въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не будет разрешен в течение пяти лет со дня депортации (административного выдворения) за пределы Российской Федерации, а в случае неоднократной (два и более раза) депортации (административного выдворения) - в течение десяти лет со дня депортации.
Особенности депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание за совершенные на территории РФ преступления
В случае, если Минюстом России в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина (п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Решение о депортации исполняется после отбытия данным иностранным гражданином либо лицом без гражданства назначенного судом наказания.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за десять дней до момента освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, уведомляет о сроке освобождения указанного лица Управление Министерства внутренних дел России по Томской области.

При освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Минюстом России решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, администрация учреждения, исполняющего наказание, выдает ему документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомляет его о необходимости покинуть территорию Россию в установленный законом срок.

При вынесении Министерством юстиции Российской Федерации решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, освобожденного из мест лишения свободы, УМВД России по Томской области осуществляет мероприятия по контролю за его выездом за пределы территории РФ.

В случае уклонения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания), от выезда за пределы территории РФ УМВД России по Томской области принимает меры по его депортации.

До исполнения решения о депортации, иностранные граждане и лица без гражданства будут находиться в Специализированном учреждении для временного содержания иностранных граждан, подведомственном УМВД России по Томской области. Сроки содержания в данном учреждении будут определяться судом.

Как показывает практика, в исправительных учреждениях осужденных иностранных граждан знакомят с текстом поступившего распоряжения Минюста России, в котором не разъяснен порядок и не указаны сроки для его обжалования. Копия документа на руки не выдается, и некоторые просто не понимают, какое решение вынесено в отношении них. Вопрос об обжаловании решений Минюста России о нежелательности пребывания в РФ, возникнет у осужденных только после отбытия срока наказания, когда органами МВД России будут приниматься меры к депортации иностранного гражданина (лица без гражданства) с территории Российской Федерации. При этом выясняется, что у многих были веские основания для обжалования принятого решения, однако срок обжалования пропущен.

В целях оказания содействия иностранным гражданам и лицам без гражданства в решении вопросов, связанных с принятым решением о нежелательности их пребывания на территории РФ, Уполномоченный по правам человека в Томской области считает обязательным разъяснить следующее.
Порядок и основания обжалования распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания
В настоящее время федеральные органы исполнительной власти не имеют права отменять свои решения в данной сфере независимо от обстоятельств. В связи с этим, не рекомендуется направлять какие-либо письма в адрес Минюста России с просьбой пересмотреть принятое решение.

Распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) необходимо обжаловать в суд. Данные решения оспариваются в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В то же время пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда, однако причины пропуска срока обращения в суд будут выяснятся в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Основаниями для обжалования могут быть различные обстоятельства. Одним из наиболее убедительных аргументов будет наличие близких родственников (супруги, дети, родители, родные братья и сестры), которые являются гражданами РФ. В соответствии с международными нормами и Конституцией РФ каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, семья находится под защитой государства.

Не менее важным обстоятельством является длительное проживание лица на территории Российской Федерации. При рассмотрении заявления судом будет учитываться вся информация, в том числе характеристика осужденного, характер, тяжесть и степень общественной опасности совершенного уголовного преступления, возможность исполнения решения о депортации.

При подаче административного искового заявления необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 300 рублей. Суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить либо уменьшить ее размер, а также отсрочить уплату госпошлины. Если нет возможности заранее уплатить госпошлину, то в заявлении должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины либо об освобождении от ее уплаты. При этом нужно представить подтверждающие документы (например, справку исправительного учреждения об отсутствии средств на лицевом счете осужденного и невозможности его трудоустройства).

Согласно ст. 19 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти рассматривается районным судом. В соответствии со ст. 22 КАС РФ такое заявление подается в суд по месту нахождения органа государственной власти. Ответчиком по административному делу будет являться Министерство юстиции Российской Федерации, которое находится по адресу: 119191, г. Москва, ул. Житная, д. 14. В связи с этим, исковое заявление можно направить в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, который расположен по адресу: 115184, г. Москва, ул. Татарская, дом 1. Рекомендуется направлять исковое заявление заказным письмом.

Кроме того, ч. 3 ст. 24 КАС РФ предусматривает также возможность подачи заявления в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Право выбора между судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

При выборе суда необходимо учитывать следующие обстоятельства. С одной стороны, лучше принять личное участие в судебном разбирательстве, о чем можно ходатайствовать при подаче заявления. В ходе судебного разбирательства можно будет приводить свои доводы по всем возникающим вопросам, заявлять ходатайства, участвовать в исследовании доказательств, судебных прениях, осуществлять иные процессуальные права.

В соответствии со ст. 12 КАС РФ административное судопроизводство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется административное судопроизводство, суд разъясняет и обеспечивает право знакомиться с материалами административного дела, участвовать в процессуальных действиях, давать объяснения, выступать в суде, заявлять ходатайства и подавать жалобы на родном языке, пользоваться услугами переводчика .

Согласно ст. 147 КАС РФ суд может привлечь к участию в судебном разбирательстве переводчика по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, могут предложить суду кандидатуру переводчика. Вопрос о выборе кандидатуры переводчика разрешается судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

При личном участии в судебном разбирательстве шансы на удовлетворение Ваших заявленных требований судом увеличиваются.

С другой стороны, учитывая положения ст. 20 Гражданского кодекса РФ, согласно которой местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, исправительные учреждения таковым не являются. В связи с чем, иностранный гражданин вправе обратится с заявлением в суд по месту своего жительства до вынесения обвинительного приговора, представив подтверждающие документы, однако это не всегда представляется возможным.

При наличии финансовых средств у осужденного, для решения вопроса по оспариванию распоряжения Минюста России желательно обратиться к специалистам за квалифицированной юридической помощью.

Информация подготовлена по состоянию на 20.05.2016

При подготовке данной памятки и образцов исковых заявлений были использованы следующие источники:


  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950

  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

  5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ

  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

  7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

  8. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

  9. Приказ Минюста России от 20.08.2007 № 171 «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы»

  10. Информация, размещенная на сайте Уполномоченного по правам человека в Свердловской области .

заинтересованное лицо:

Я, Фамилия, Имя Отчество, г.р., с _____ года, проживаю на территории Российской Федерации, прибыл из Республики _______.

Года я был осужден _______________ по ______________ УК РФ к_____ годам лишения свободы. ________. В настоящее время отбываю наказание в _____________________

Состою в зарегистрированном браке с гражданкой РФ_______________, от данного брака имеем малолетнего ребенка (детей)________________________________________, родителей, граждан РФ, нуждающихся в уходе.

Распоряжение Министерства Юстиции РФ не соотносится с Конституцией РФ и международными нормами: в случае, если я покину РФ, я не смогу, во первых, оказывать помощь престарелой матери (отцу), о которых я обязан заботиться, и не смогу осуществлять воспитание своего ребенка(детей), что приведет к нарушению - ст. 38 Конституции РФ , в соответствии с которой «1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.», а также норм Семейного Кодекса РФ : статья 54 СК РФ устанавливает: « Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.», ст. 55 устанавливает «Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками». - Конвенции ООН «О правах ребенка», ст. 9, 10, 16, 18, 27 , которая запрещает разлучение ребенка с родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда это необходимо в интересах ребенка. Статья 16 вышеуказанной Конвенции предусматривает, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на семейную жизнь. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

В соответствии со ст. 9 Конвенции ООН «О правах ребенка» «государства участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка».

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Считаю, что последствия Распоряжения о нежелательности моего пребывания на территории РФ несоизмеримы с тяжестью совершенного мною преступления. Я уже понес за это наказание. Я не представляю никакой опасности для общества, что подтверждается характеристиками из мест отбытия наказания, распоряжение Министерства юстиции о нежелательности пребывания вынесено без учета конкретных обстоятельств - наличия семейных отношений.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года №10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Распоряжение Министерства юстиции нарушает мое право на жизнь и охрану здоровья, право на свободу передвижения, лишает меня возможности легализовать свое положение на территории РФ, мое право и право моей супруги на семейные отношения и право моих детей жить и воспитываться в семье, мое право на осуществление родительских прав и обязанностей.

2. признать незаконным Распоряжение Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года о нежелательности моего пребывания на территории РФ __________________________
Приложения:

2. Копия паспорта образца 1974 года

3. Квитанция об уплате государственной пошлины или заявление об освобождении от уплаты госпошлины

4. Характеристика

1. Копия паспорта супруги

5. Копии паспортов родителей

6. Копии пенсионных удостоверений, заключений об инвалидности родителей.

7. Или другие, имеющие отношение к делу, документы.

«___»____________ 20__г. _______________/ФИО_______/

В _______________районный суд г. ___________

(адрес:____________________________)

от административного истца ________________________

адрес места отбытия наказания) _____________________

административный ответчик: Министерство юстиции Российской Федерации 119191, г. Москва, ул. Житная 14

заинтересованное лицо:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, 634012, Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых дом № 48/10

Административное исковое заявление об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ № ___ от ______ года о нежелательности пребывания на территории РФ

Я, Фамилия, Имя Отчество, г.р., с _____ года, проживаю на территории Российской Федерации, прибыл из Республики _______. Имею (имел) паспорт гражданина СССР образца 1974 года, являюсь лицом без гражданства.

Года я был осужден _______________ по ______________ УК РФ к_____ годам лишения свободы. В настоящее время отбываю наказание в _____________________.

В соответствии с принятым решением я должен покинуть территорию Российской Федерации. Я являюсь лицом без гражданства , и исполнить возложенное обязательство не имею возможности. Отказ в документировании подтверждается (ответ консульского учреждения и т.д.).

Если есть другие обстоятельства: наличие зарегистрированного брака, детей, отцовство в отношении которых установлено, это также необходимо указать.

В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ от 20.08.2007 г. №171 материалы на освобождающихся лиц должны быть направлены учреждением ФСИН в Министерство юстиции не менее, чем за 6 месяцев до освобождения, распоряжение должно быть вынесено и осужденный должен быть ознакомлен под роспись с распоряжением еще находясь в исправительном учреждении. Кроме этого, осужденный иностранный гражданин или лицо без гражданства должно быть до освобождения документировано Министерством внутренних дел либо документом, удостоверяющим личность, либо свидетельством о возвращении - именно в обязанности МВД России входит определение принадлежности к гражданству и документирование освобождающихся из мест лишения свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в период их нахождения в исправительном учреждении, в моем случае ничего в этом отношении сделано не было.

Считаю, что: распоряжение Министерства юстиции о нежелательности пребывания вынесено без учета конкретных обстоятельств - того, что я являюсь лицом без гражданства, распоряжение является неисполнимым по своей сути, так как у меня отсутствует хоть какой-то действительный документ, удостоверяющий личность, с которым я смог бы пересечь границу.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Распоряжение Министерства юстиции нарушает мое право на жизнь и охрану здоровья, право на свободу передвижения, лишает меня возможности легализовать свое положение на территории РФ,

Если пропущен срок для обжалования, и есть уважительные причины для его восстановления, необходимо заявить о восстановлении срока.

«Прошу также восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства юстиции РФ, так как я не видел данного распоряжения, не знал о возможности его обжалования, текст распоряжения вообще не содержит разъяснений о праве и сроках обжалования».

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 124-126; 218-220; 227 КАС РФ прошу: 1. Рассмотреть мое заявление.

2. признать незаконным Распоряжение Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года о нежелательности моего пребывания на территории РФ _______________________ ________________
Приложения:

1. Копия Распоряжения Министерства Юстиции РФ №__ от ___.___.20___ года

2. Копия паспорта гражданина СССР образца 1974 года

3. Копии заключений консульских учреждений либо полномочных органов страны исхода о невозможности документирования и отсутствии гражданства

4. Заявление об освобождении от уплаты госпошлины (если нет возможности ее заплатить)

5. Характеристика
В зависимости от конкретной ситуации

1. Копия паспорта супруги

2. Копия свидетельства о браке

3. Копии свидетельств о рождении детей

4. Копия свидетельства об установлении отцовства

5. Копии паспортов родителей

6. Копии пенсионных удостоверений, заключений об инвалидности родителей. Или другие, имеющие отношение к делу документы.

«___»____________ 20__г. _______________/ФИО_______/

Иногда присутствие иностранных граждан на территории страны может не одобряться обществом или властями. Причины тому могут быть разные, от политических до юридических и морально-этических. В таком случае нежелательное пребывание гражданина на территории РФ пресекается при помощи особых мер.

Чтобы понять, находитесь ли вы в зоне риска, необходимо знать, по какому принципу определяется факт нежелательного пребывания гражданина и какие меры при этом принимаются.

Кто находится в потенциальной зоне риска?

Государство применяет меры по ограничению пребывания иностранных граждан из желания защитить права и интересы своих граждан, а также конституционный строй своей страны. Потому ряд иностранцев и попадает под санкции. К таким иностранцам относятся следующие:

  • Граждане, которые находятся на территории России, хотя не имеют на то законных основания.
  • Граждане, которые находятся в России на законных основаниях, но представляют собой угрозу здоровью населения, общественной безопасности или общественному порядку.
  • Граждане, которые уже ранее были ограничены во въезде на территорию страны.

Кто накладывает ограничения?

Целый ряд государственных инстанций обладает достаточными полномочиями, чтобы ограничить въезд людей на территорию РФ или сделать их текущее пребывание в России нежелательным. К ним относятся следующие:

  • МВД Российской Федерации;
  • ФСБ России;
  • Роспотребнадзор;
  • Министерство юстиции;
  • Министерство обороны;
  • Минздрав.

Каждая из этих инстанций действует в рамках своей сферы компетенции и принимает решение на основании нарушений в своей экспертной области.

Механизм принятия решения

Когда решение принимается, то орган, который его принял, направляет перечень нежелательных для въезда на территорию страны лиц в уполномоченный орган, отвечающий за вопросы безопасности и ведущий учёт лиц, на которых накладываются государственные санкции.

Согласно текущему законодательству, лица, что находятся в этом списке, обязательно должны покинуть территорию страны. Повторный въезд до момента снятия санкций для них также является запрещённым, лишь отмена решения по ограничению въезда может привести к возможности повторного посещения страны.

О принятии решения о выезде человек уведомляется лично. Сначала ему позволяется выехать из страны лично, под расписку, в пятидневный срок. Если он нарушает договорённость, то ему грозит принудительная депортация без права повторного въезда вплоть до отмены решения. Какой срок ограничения будет установлен – зависит от различных факторов. Срок ограничения на въезд может варьироваться от нескольких месяцев до десяти лет.

Отмена решения

Решение о нежелательности присутствия иностранного гражданина на территории страны не является перманентным, его реально отменить, если на то имеются объективные причины. Есть факторы, которые позволяют аннулировать ограничения. К ним относятся:

  • Наличие родителей, детей, супругов в России.
  • ВНЖ или РВП, готовые или в процессе оформления.
  • Обучение на дневной форме в одном из аккредитованных вузов страны.
  • Наличие патента или разрешительного документа на работу.
  • Необходимость лечения в одном из медицинских учреждений.

Необходимо доказать каждый из действительных пунктов, но если они будут успешно доказаны, то человеку вновь будет разрешён въезд на территорию страны. Но подавать заявление на пересмотр решения необходимо оперативно, не позднее чем через три месяца после уведомления о необходимости окинуть территорию страны.

Распоряжение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации принимается Министерством Юстиции Российской Федерации. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации все материалы для дальнейшего принятия Минюстом России распоряжения о нежелательности пребывания передаются следующими уполномоченными органами: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Росфинмониторинг, СВР России, Минюст России, МИД России, ФМС России, ФСКН России, Роспотребнадзор, ФМБА России.

Какие основания необходимы для принятия решения о нежелательности пребывания в РФ ? (Приказ Минобороны от 16 июля 2010 г. №955, приказ ФСКН РФ от 12 августа 2009 г. №362, приказ Минюста от 20.08.2007 №171)

1. Незаконное нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

2. Незаконное нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации, при наличии принятого решения о неразрешении въезда в отношении данного иностранного гражданина.

3. В случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Кроме того, распоряжение о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина автоматически принимается в случае:

1. Освобождения иностранного гражданина из мест лишения свободы.

(Приказ Минюста РФ от 20.08.2007 N 171 "О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы");

2. Выявления у иностранного гражданина инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем.

(Приказ Роспотребнадзора от 14.09.2010 №336 "О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации").

Какие документы необходимы для обжалования решения о нежелательности пребывания В РФ?

Распоряжение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации поддается обжалованию, но требует наличия очень веских оснований для отмены:

  1. Наличие постоянно проживающих близких родственников в России;
  2. Наличие постоянного места жительства в России;
  3. Наличие детей - граждан России;
  4. Отсутствие возможности проживания в стране гражданской принадлежности.

Только при наличии указанных обстоятельств можно рассчитывать на отмену принятого решения о нежелательности пребывания в России либо на сокращение сроков нежелательности пребывания. Для подачи административного иска с целью отмены решения о нежелательности пребывания Вам необходимо предоставить в наш адрес нотариальные копии документов, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства:

  1. Нотариальный перевод паспорта иностранного гражданина с отметкой ПМЖ (при наличии);
  2. Копия свидетельства о браке/о рождении, в случае наличия близких родственников в России;
  3. Копии паспортов родственников с отметкой о регистрации по месту жительства (при наличии);
  4. Копия свидетельства о праве собственности, в случае наличия недвижимости в России;
  5. Положительная характеристика из места лишения свободы (в случае принятия решения ФСКН);
  6. Справка о наблюдении в медицинском учреждении (в случае принятия решения Роспотребнадзором);
  7. Судебная доверенность от иностранного гражданина на нашу организацию.

Срок рассмотрения административного иска в суде первой инстанции составляет до двух месяцев. Срок регламентирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Обращайтесь в наш юридический центр, наши специалисты окажут Вам квалифицированную помощь по обжалованию нежелательности пребывания в РФ . Напоминаем Вам, что консультация и звонок – бесплатно!

«НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ» КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ

Тихоокеанский государственный университет

Ранее в законодательстве были предусмотрены такие принудительные мероприятия в отношении иностранных граждан, как депортация в результате аннулирования разрешения на временное пребывание, либо на временное проживание, либо вида на жительство, а также административное выдворение. В 2003 г. в Российской Федерации принята законодательная новелла, которую, как видится, можно рассматривать в качестве свидетельства смещения интенсивности и акцента государственной защиты от частного интереса личности (иностранного гражданина) в направлении публичного интереса (Российской Федерации и граждан Российской Федерации как сообщества). В ст. 25 Федерального закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию был внесен ряд существенных изменений и дополнений и, в частности, введен принципиально новый институт «нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Данный институт значительно «размывает» ранее существовавшие границы оснований аннулирования разрешений на проживание и работу, оставляет большие возможности для правоприменительного усмотрения по данному вопросу значительного числа административных органов.

В 2007 году в отношении 685 человек, относящихся к категории иностранных граждан и лиц без гражданства, было принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с привлечением к уголовной ответственности.

Исходя из динамики данного показателя за прошедшие несколько лет, в 2009 году ожидается, что подобное решение будет принято в отношении 1100 человек, а в 2010 году - 1200 человек, в 2011 году – 1500 человек.

Решение может быть принято в отношении иностранцев, законно проживающих в России, если их проживание, как указано в статье 25.10 Закона о въезде и выезде, «создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения». Решения о нежелательности пребывания (проживания) принимаются в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Правительством России утвержден перечень органов, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания иностранца в России: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Минздравсоцразвития России, Росфинмониторинг России, СВР России, Минюст России, МИД России. Постановлением Правительства от 12.11.2008 г. № 849 право принимать подобное решение получила также Федеральная служба по контролю за исполнением наркотиков (ФСКН). Теперь, если сотрудники Госнаркоконтроля установят, что иностранец каким-либо образом связан с оборотом наркотиков, его попросят покинуть территорию России. Для тех, кто не выполнит такое предписание, предусмотрена депортация. Кроме того, иностранцы, в отношении которых ФСКН принято решение о нежелательности пребывания в России, не получат приглашения и визы на въезд в страну.

Введение института «нежелательности пребывания» объяснимо. В условиях все возрастающих смертельных угроз социуму: терроризма, распространения СПИДа и других инфекций, наркотизации и пр., основными направлениями государственной политики становится обеспечение безопасности общества.

Однако не следует забывать, что государственная безопасность и безопасность гражданского общества – понятия не совпадающие. Поэтому с точки зрения защиты прав и свобод личности не могут не насторожить основания, а главное – порядок принятия решения о «нежелательности пребывания».

Согласно правительственному Положению, обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, должны выявлять территориальные органы (подразделения) федеральных органов, указанных в Перечне. Территориальный орган направляет в соответствующий федеральный орган «материалы, подтверждающие указанные обстоятельства». Далее «порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти». Затем федеральный орган принимает решение о нежелательности пребывания, уведомляет об этом ФСБ (для централизованного учета «неблагонадежных») и сообщает об этом территориальному органу – инициатору, а тот «приводит решение в исполнение». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ни в Федеральном законе о въезде и выезде, ни в Положении нет ни слова о надзоре либо контроле за принятым решением. Важнейший вопрос, напрямую затрагивающий права и свободы личности, отдан на откуп девяти органам исполнительной власти, каждый из которых сам, своими ведомственными нормативными документами, определяет «правила игры».

Столь расплывчато – оценочные основания депортации и административного выдворения иностранцев (если... создает реальную угрозу... общественному порядку, в целях защиты... нравственности, прав и законных интересов других лиц) при отсутствии контроля в контексте разделения властей и со стороны институтов гражданского общества могут создать среду для злоупотреблений и произвола для административных органов. Возможно ущемление прав и свобод, высылка «неугодных» иностранцев без законных на то оснований.

Отсутствие регламентированной процедуры, элементов административного процесса способно создать для территориальных административных органов (особенно «силовых») соблазн выслать с территории своего обслуживания (и, стало быть, из зоны своей ответственности) как можно больше иностранцев в порядке «слепой» превенции по принципу «от греха подальше». Не лишена рассматриваемая законодательная новелла и коррупционной опасности.

В свете сказанного представляется необходимым организация контроля за принятием и исполнением решений, принимаемых в порядке ст. 25.10 Федерального закона о выезде и въезде. Выход из ситуации видится во введении эффективного судебного контроля за решениями о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в России. Здесь следует исходить из презумпции того, что все важные решения, существенно ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в правовом государстве должны приниматься под контролем суда как гаранта прав и свобод. «Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами».

Главная сложность заключается в том, что решение о нежелательности пребывания не является мерой наказания, оно принимается (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 25.10 Закона «О выезде и въезде») в отношении лица, законно находящегося на территории России. При этом лицу не предъявляется никаких обвинений: ни в совершении административного проступка, ни тем более в совершении преступления. Решение о нежелательности пребывания, согласно Положению, просто «доводится до сведения» лица, в отношении которого оно принято.

Таким образом, для того, чтобы избежать принятия необоснованных решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в РФ, а также для уменьшения степени абстрактности претензий к иностранцу и свободы усмотрения правоприменителя, необходим более четкий законодательный и институциональный механизм защиты прав лица, в отношении которого принимается решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации.

Литература:

1. Постановление Правительства от 12.11.2008 г. № 849 «О внесении изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение онежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 17.11.2008, N 46, ст. 5361.

2. «Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № 199 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638)// Российская газета № 69. 11.04.2003.

3. «Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. №199 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638)// Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов / Сост. В.В. Ряховский. - М.: ИД Юриспруденция, 2006. С.82.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2008. С. 634

5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2009-2011 годы.

Дело 2-678/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе

Председательствующего судьи Стариковой И.П.,

При секретаре Макаровой А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Талипова Ф.Х. о признании решения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решения УФМС России по Кировской области о депортации незаконными, их отмене,

УСТАНОВИЛ:

Талипов Ф.Х. обратился в суд с заявлением о признании решения Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решения УФМС России по Кировской области о депортации незаконными, их отмене. В обоснование заявления указал, что решением Министерства юстиции Российской Федерации 2859-рн от 29.07.2013 признано нежелательным пребывание в Российской Федерации сроком до 17.03.2020 года, гражданина Республики Таджикистан, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. На основании указанного распоряжения Министерства юстиции РФ УФМС России по Кировской области вынесено решение о его депортации. Постановлением Верхнекамского районного суда он освобожден условно-досрочно от отбывания наказания на оставшийся срок. Решением Верхнекамского районного суда Кировской области от 28.01.2014 он помещен в специальный приемник ЦИАЗ УМВД России по г.Кирову сроком на два месяца, начиная с 28.01.2014, для исполнения решения о его депортации. Считает, что вышеуказанные решения Министерства юстиции РФ, УФМС России по Кировской области препятствуют осуществлению им своих прав и свобод. Решение о нежелательности пребывания в РФ принято без учета его родственных связей с близкими родственниками – женой Т. Г.У., являющейся гражданкой РФ и имеющей постоянное место жительство в РФ и сыном - Т. А.Ф., года рождения, являющимся гражданином РФ. На территории Республики Таджикистан у него нет родственников и своего жилья. В Российской Федерации ему на праве собственности принадлежит земельный участок и индивидуальный жилой дом, расположенные по адресу: , где он до осуждения по приговору проживал на законных основаниях со своей семьей. Основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужило то основание, что он осужден по приговору суда за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. , является иностранным гражданином, и его пребывание на территории РФ создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Однако, в период отбывания наказания он неоднократно поощрялся, был трудоустроен, к требованиям установленного порядка отбывания наказания относился сознательно, характеризовался положительно, поддерживал отношения с женой, вину в совершении преступления признал полностью, раскаялся, условно-досрочно освобожден от отбывания наказания. То есть, проявлял устойчивую направленность на исправление, в связи с чем, не представляет угрозы общественному порядку, правам и интересам других лиц, применение такой меры как депортация из РФ не отвечает требованиям справедливости, соразмерности. Просит восстановить пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок для подачи заявления в суд, поскольку не был уведомлен о возможности, сроках и порядке обжалования распоряжения, копию данного распоряжения не получил, отбывал наказание в местах лишения свободы и был ограничен в возможности получения квалифицированной юридической помощи для своевременного обращения с заявлением в суд. Просит признать решение Министерства юстиции Российской Федерации от 29.07.2013 № 2859-рн о нежелательности его пребывания в Российской Федерации, решение УФМС России по Кировской области от 21.01.2014 о его депортации, незаконными, их отменить.

Заявитель Талипов Ф.Х. в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, дополнил, что на территории Российской Федерации он проживает с 1992 года, воспитывает троих детей, супруга является гражданкой Российской Федерации. У жены родственников нет, у него в Таджикистане также нет родственников, жилья и работы. Он желает проживать на территории Российской Федерации, намерен трудоустроиться и содержать семью. На территории Российской Федерации у него есть жилье и земельный участок, работа. Ему не было разъяснено право обжалования решения Министерства юстиции о нежелательности его пребывания в Российской Федерации, он его не получал. Считает, что данное решение нарушает как его права, так и права его семьи.

Представитель заявителя Талипова Ф.Х. адвокат Л. А.В. в судебном заседании требования поддержал, подтвердил доводы, изложенные в заявлении. Просит восстановить пропущенный Талиповым Ф.Х. по уважительной причине срок для подачи заявления в суд; признать решение Министерства юстиции Российской Федерации от 29.07.2013 № 2859-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решение УФМС России по Кировской области от 21.01.2014 о депортации Талипова Ф.Х., незаконными, их отменить.

Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, просит рассмотреть заявление в отсутствие представителя, представили отзыв, согласно которого требования Талипова Ф.Х. не признают, указывают, что Талипов Ф.Х. является гражданином Республики Таджикистан, имеет непогашенную судимость за совершение в России тяжкого преступления, что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, в связи с ем в отношении него было издано распоряжение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации. Пребывание на территории Российской Федерации Талипова Ф.Х. признано нежелательным до 17.03.2020 года. Законность установления данного срока подтверждается и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 года № 3-П. Распоряжение Минюста России от 29.07.2013 года № 2859 –рн « О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» издано уполномоченным органом с соблюдением требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Талипов Ф.Х. обратился в суд с заявлением об отмене указанного распоряжения за пределами сроков, установленных статьей 256 ГПК РФ, при этом доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд для защиты своих прав им не представлено, что является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В силу статьи 12 УИК РФ мог воспользоваться услугами адвоката, и иных лиц, имеющих право оказания такой помощи, кроме того, Минюстом России Талипову Ф.Х. был дан аргументированный ответ с разъяснениями порядка обжалования решения. То есть, Талиповым Ф.Х. был пропущен срок обращения в суд, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ. Просят в удовлетворении требований Талипову Ф.Х. отказать.

Представитель Управления Федеральной Миграционной службы по Кировской области Кадочников А.В. в судебном заседании с требованиями не согласен, пояснил, что решение Управления Федеральной Миграционной службы по Кировской области от 21.01.2014 года о депортации Талипова Ф.Х. было вынесено на основании распоряжения Министерства юстиции РФ от 29.07.2013 № 2859-рн о нежелательности его пребывания в Российской Федерации. С данными решениями Талипов Ф.Х. был ознакомлен, в связи с чем у него истек срок на обращение в суд за защитой своего права. Считает данные решения законными и обоснованными, не нарушающими права Талипова Ф.Х. и его семьи.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории РФ определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

В развитие вышеприведенных норм права принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".

Настоящее Положение определяет в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую федерацию" порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее именуется - решение о нежелательности пребывания).

Решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 г. N 199 (далее именуются - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти), в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

Из пункта 3 приведенного выше Положения следует, что в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Порядок представления материалов и их рассмотрение определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В целях реализации части третьей статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую Федерацию" и во исполнение пункта 3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 г. N 199, Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 N 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, которой определен порядок представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

В ходе судебного заседания установлено, что приговором Климовского городского суда Московской области от 26.11.2012 Талипов Ф.Х. осужден по части 1 статьи , и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев.

Постановлением Верхнекамского районного суда Кировской области от 16.01.2014 осужденный Талипов Ф.Х. освобожден условно-досрочно на не отбытый срок наказания 2 месяца 1 день.

29 июля 2013 года распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 2859-рн признано нежелательным пребывание (проживание) в РФ иностранного гражданина Талипова Ф.Х. сроком до 17.03.2020 года с обязанностью покинуть территорию Российской Федерации.

Указанное распоряжение было получено Талиповым Ф.Х. 03.09.2013 года, что подтверждается распиской.

21.01.2014 начальником УФМС России по Кировской области принято решение о депортации Талипова Ф.Х.

Решением Верхнекамского районного суда Кировской области от 28.01.2014 года, вступившим в законную силу, заявление УФМС по Кировской области о помещении подлежащего депортации гражданина Талипова Ф.Х., 1969 года рождения, гражданина Республики Таджикистан, в специальный приемник ЦИАЗ УМВД России по городу Кирову, удовлетворено. Талипов Ф.Х. помещен в специальный приемник ЦИАЗ УМВД России по городу Кирову сроком на два месяца, начиная с 28.01.2014 года, для исполнения решения о его депортации.

С указанными выше распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29.07.2013 № 2859-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решением УФМС России по Кировской области от 21.01.2014 о депортации Талипова Ф.Х., Талипов Ф.Х. не согласен, просит признать их незаконными, их отменить. В обосновании доводов указывает, что данные решения приняты без учета его родственных связей с близкими родственниками – женой Т. Г.У., и сыном - Т. А.Ф., г.р., являющимися гражданами РФ и имеющими постоянное место жительство в РФ. Указывает, что в РФ ему на праве собственности принадлежит земельный участок и индивидуальный жилой дом, расположенные по адресу: , где он до осуждения по приговору проживал на законных основаниях со своей семьей, в то время как на территории Республики Таджикистан у него нет родственников и своего жилья.

В подтверждение вышеуказанных доводов представил копию свидетельства о браке с Т. Г.У., копию свидетельства о рождении Т. А.Ф., г.р., копию свидетельств о государственной регистрации права, согласно которым Талипову Ф.Х. на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу:

Разрешая вышеуказанное требование, суд приходит к следующему:

Установлено, что основанием для принятия 29 июля 2013 года распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации № 2859-рн о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации Талипова Ф.Х., а также решения УФМС России по Кировской области от 21.01.2014 о депортации Талипова Ф.Х., явилось, что заявитель, является иностранным гражданином, осужденным по части1 статьи , и его пребывание на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Вместе и тем, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).

Европейский Суд по правам человека отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции (Постановление от 18 февраля 1991 года по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии"). Ввиду того, что решения Договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, т.е. оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели (Постановление от 6 февраля 2003 года по делу "Якупович (Jakupovic) против Австрии").

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года N 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ").

Доказательств того, что пребывание Талипова Ф.Х. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации не представлено.

Наличие у заявителя судимости само по себе не является достаточным доказательством указанных обстоятельств после отбытия им назначенного наказания.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что Талипов Ф.Х. проживает на территории Российской Федерации с 1992 года, положительно характеризуется, создал семью, имеет малолетнего ребенка, который проживает на территории Российской Федерации, как ребенок, так и жена являются гражданами Российской Федерации, иных родственников не имеет, в том числе в Республики Таджикистан. При этом суд учитывает, что Талипов Ф.Х. поддерживал отношения с семьей как в период осуждения, так и после.

Талипов Ф.Х. имеет на территории РФ жилой дом и земельный участок. Сведений о совершении Талиповым Ф.Х. противоправных действий со времени освобождения его из мест лишения свободы не представлено.

С учетом представленных доказательств, конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Талипова Ф.Х. в Российской Федерации и решение начальника УФМС России по Кировской области о его депортации от 21.01.2014 года, следствием которых будет являться его депортация из Российской Федерации, в настоящее время не является необходимой, то есть оправданной крайней необходимостью, мерой, соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц, учитывая при этом, что исполнение оспариваемого распоряжения может привести к разлучению заявителя с семьей и близкими родственниками, женой, что не отвечает принципам проявления уважения к семейной жизни заявителя.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для принятия распоряжения о нежелательности пребывания Талипова Ф.Х. на территории Российской Федерации и решения о его депортации.

С доводами заинтересованных лиц об отсутствии у Талипова Ф.Х. уважительных причин пропуска срока обжалования распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания от 29.07.2013 года и решения УФМС РФ по Кировской области от 21.01.2014 года о депортации, суд согласиться не может, поскольку на момент ознакомления с распоряжением о нежелательности пребывания – 03.09.2013 Талипов Ф.Х. отбывал наказание в местах лишения свободы, вышеуказанное распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации повлекло для него правовые последствия только после освобождения от отбывания наказания, а именно 28.01.2014 года, когда он вновь был лишен свободы с помещением в спецприемник.

Принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации не содержит разъяснение о порядке, сроках его обжалования, а также низкую правовую осведомленность Талипова Ф.Х. и его ограничение в возможности получения квалифицированной юридической помощи в связи с содержанием под стражей и последующем помещении в спецприемник, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска заявителем установленных сроков обжалования.

Судебная практика по:

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Судебная практика по применению нормы ст. 111 УК РФ