«Пророк» А. Пушкин. «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Стихотворение «Пророк» нельзя рассматривать в отрыве от исторических событий, потрясших в то время Россию. Написанное в 1826 году, меньше, чем через полмесяца после казни главных участников, зачинщиков восстания на Сенатской, оно является своеобразным ответом Александра Сергеевича Пушкина на декабристов, царскую власть и настроения в обществе в целом. В «Пророке», несмотря на явную растерянность, распространившуюся в то время по мыслящей, прогрессивной части дворянства, есть яростная сила и надежда — надежда на то, что словом удастся изменить многое, на то, что пророк — то есть, поэт, - способен повлиять на мировоззрение людей, зажечь их сердца.

Важно отметить, что «Пророк» - это некое подведение итогов знаменитой ссылки опального поэта, осмысление времени, проведенного в Михайловском. Во время написания Пушкин уже знал о ссылке и казнях, но собственная судьба оставалась для него загадкой. Несмотря на это, тревожные нотки в произведении почти не слышны — все заглушает мощный призыв к действию и осознание истиной миссии поэта: пророческого служения правде, и не земной, а «высшей» власти.

Главная тема стихотворения

В «Пророке» Пушкин формулирует свою поэтическую декларацию, принцип и смысл, которому будет следовать в течение всей жизни. Поэт, по утверждению Александра Сергеевича, это современный пророк, вестник Бога, который должен нести святую истину людям, неспособным познать ее самостоятельно. Именно назначение поэзии в целом и особая, неповторимая роль поэта — важнейшие темы данного произведения.

Художник ответственен перед Богом, и не перед кем больше — так понимает Пушкин поэтическое служение, проводя эту мысль и раскрывая ее на протяжении всего произведения. Именно Бог (или его посредник — ангел-серафим) является движущей силой, которая заставляет пророка-поэта преобразиться, прислушаться к раздающемуся гласу, прекратить жалкое существование и жить в соответствии со своим предназначением.

При этом Пушкин, конечно, понимает, что без жертв невозможно никакое служение, ни религиозное, ни поэтическое. Принимая дар, художник меняет себя — его уши наполняет шум и звон, язык грешный, мирской, вырывается, а на его месте появляется «жало мудрыя змеи», а вместо трепетного сердца в груди поэта теперь — незатухающий уголь. Такова плата за возможность слышать глас Божий и нести его в мир, и Пушкин принимает это условие.

Поэт для Пушкина — одновременно и избранник, и учитель, и провидец, который должен служить свободе и правде, не обращая внимания на тяготы и невзгоды, сопровождающие его, просвещать людей, нести им свет истиной мудрости. Обобщая это, можно сказать, что Пушкин признает для себя божественную природу поэзии.

Тема ответственности перед высшей властью особенно важна, поскольку Александр Сергеевич, едва отбывший одну ссылку, едет в столицу, не зная, известно ли о его связи с декабристами, и если известно, то насколько много. При этом в «Пророке» он декларирует готовность идти на жертвы ради правды, готовность говорить прямо и честно, невзирая на цензуру. В тот момент поэт уже отдавал себе отчет, что если он желает и дальше творить в соответствии со своими идеалами, всеобщего признания и лояльности власть предержащих ему не видать.

Структурный анализ стихотворения

Произведение написано в одическом стиле, немного сходном с библейским. Пушкин активно использует высокую лексику и архаизмы, добиваясь ритмической и фонетической схожести с религиозными текстами. Деление на строфы отсутствует, размер — четырехстопный ямб. В произведении много анафор, славянизмов, сравнений и метафор. Напряженную и одновременно с этим торжественную атмосферу поэт создает путем применения контрастов, как в мироощущении пророка, так и в неподвижности, чередующейся с призывом действовать. Призывом же автор заканчивает свою лирическую декларацию.

«Пророк» - произведение, значение которого в литературном наследии Пушкина трудно переоценить. Это веха, знаменующая переломный момент в развитии поэта, важный этап его эволюции. Именно Александр Сергеевич дерзнул впервые в русской литературе вознести поэта так высоко, сравнить его с религиозным пророком, обозначить особую, святую роль поэтов в России.

Анализ стихотворения Пушкина "Пророк" по плану

1. История создания . Стихотворение "Пророк" - одно из самых известных произведений А. С. Пушкина. Оно было написано поэтом в Михайловском практически сразу же после получения известия о приговоре декабристам (24 июля 1826 г.). В 1827 г. стихотворение было доработано, добавлено последнее четверостишие.

2. Жанр стихотворения - ода. Скрытый смысл произведения об истинном призвании поэта и писателя позволяют отнести его к гражданской лирике.

3. Основная идея произведения - сравнение поэта с пророком, на которого возложена священная миссия искоренения несправедливости. Для усиления эмоционального воздействия Пушкин использовал библейский сюжет (книга пророка Исайи). "Духовная жажда" главного героя - намек на растерянность и отчаяние поэта после вынесения приговора декабристам. Однако настоящий поэт не должен опускать руки.

Образ "шестикрылого серафима" символизирует вдохновение, которое придает сил для дальнейшей борьбы. Прикосновение божественного посланника многократно усиливает все чувства главного героя. Его способность почувствовать "ангелов полет", "лозы прозябанье" означает умение поэта четко разделить понятия добра и зла, справедливости и произвола, свободы и тирании. Центральное значение имеет замена "грешного языка" пророка на "жало мудрыя змеи".

После поражения декабристов истинный поэт не имеет никакого морального права заниматься легким безыдейным творчеством. Отныне его "язык" и перо становятся грозным оружием, направленным против несправедливости. Чтобы пророк избавился от человеческой слабости серафим заменяет его "трепетное сердце" "пылающим огнем углем".

Пушкина обвиняли в том, что в этом произведении он наделяет себя божественной волей ("Бога глас ко мне воззвал"). На самом деле поэт не имел в виду ни себя, ни какого-то отдельного "пророка". Его герой - собирательный образ человека, который не может смириться с несправедливостью. Благодаря своему таланту он способен повлиять на человеческие души. Он осознает свое предназначение и подчиняется высшей воле: "Глаголом жги сердца людей".

4. Композиция произведения последовательная.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с чередующейся рифмовкой.

6. Выразительные средства. Пушкин придал стихотворению характер библейского текста. Сразу же бросается в глаза обилие церковнославянских слов и выражений: "перстами", "гад морских", "десницею" и т. д. Отпечаток "ветхозаветности" лежит и на эпитетах ("мрачной", "вещие", "празднословный и лукавый"), метафорах ("неба содроганье", "глаголом жги"), сравнениях ("как у испуганной орлицы", "как труп").

7. Главная мысль произведения - поэт в современную эпоху становится древним пророком. На нем лежит огромная ответственность за духовное состояние общества. Даже под угрозой сурового наказания он обязан обличать пороки и рассказывать о них людям

«Пророк» — стихотворение А.С.Пушкина, написанное им в Михайловском, в 1826 году. Эта работа — важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта.

Главная тема стиха – это тема поэта и поэзии, тема высокого назначения поэта. Жанр поэтической работы – легенда. В основе стихотворения лежит аллегория: поэт – пророк.

В стихотворении «Пророк» А.С. Пушкина говорится о качествах, свойствах, которыми должен обладать поэт в сравнении с обычным человеком, чтобы полностью оправдать высокое назначение поэта. Если в других поэтических работах, говоря о миссии поэзии и поэта, Александр Сергеевич использует аллегорически образы античной мифологии (Аполлон, Парнас…), то здесь он обращается к библейской мифологии. В этом произведении: не поэт, а пророк, не Аполлон, а бог, не муза, а шестикрылый серафим (то есть ангел). Посланник бога, серафим, преобразует природу человека, чтобы сделать из него поэта (пророка). И открываются у человека глаза («зеницы») – он способен всё видеть и понимать, глядеть на солнце, подобно орлу. Он способен узреть, как в небе летают ангелы, и растёт трава. Всё это чуткое и мудрое понимание и осознание реальной действительности невозможно передать обычной речью – «и празднословной и лукавой». И серафим вручает поэту вместо языка жало мудрой змеи; а вместо обыкновенного «трепетного сердца» он вкладывает ему в грудь «уголь, пылающий огнём».

Ведь только в изменённом состоянии, на накале чувств поэт готов творить, способен создавать высокие произведения. Но дело не только в полном преображении. Должна быть цель, высокая цель, во имя чего творит поэт, которая придаст смысл работе, и истинное содержание всему тому, во что он так глубоко верит; и верно видит, слышит, чувствует, и умеет передать словом. Такая «цель» обозначена, как «бога глас», обращенный к «пророку» и призывает его «жечь сердца людей» своим мудрым словом («глаголом»). И демонстрировать людям подлинную, без украшательств, правду жизни.

Этот образ пушкинского поэта-пророка восходит к поэтике декабристов. Безусловна и связь между состоянием Пушкина, горестно пережившего в Михайловском весть о казни своих друзей и товарищей, и его работой «Пророк». Ведь это стихотворение увидело свет осенью 1826 года, после безжалостной расправы над декабристами.

Проводя анализ стихотворения «Пророк» и сравнивая его с другими поэтическими декларациями, можно сказать, что это творение автора крайне принципиально, так как в нём Пушкин отстаивает ведущую роль искусства. «Жечь глаголом» сердца людей – вот истинное предназначение поэта-пророка, не оставаться в стороне, реагировать на происходящее в обществе.

Быть настоящим поэтом – это значит нести людям подлинную, верную, неприкрашенную правду жизни, откликаться на злобу дня, понимать, что происходит в жизни и что тревожит людей. Поэт-пророк – выше обыденного.

Какие средства поэтической выразительности использует автор? Метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги сердца людей»; эпитеты – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовной жаждою томим»; сравнения – «как сон», «как труп в пустыне я лежал», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»; старославянизмы – «зеницы», «персты», «внял».

Образ пророка связан и с господством библейского стиля в стихотворении «Пророк»: «божественный глагол», «шестикрылый серафим», «персты легкие» и т.д. Такого обилия церковнославянизмов мы не обнаруживаем ни в одном из стихотворений Пушкина. В этой поэтической работе главенствует не только библейская образность и лексика, но и торжественно-суровая интонация речей пророка, а также небогатый библейский синтаксис малых предложений. Список признаков и свойств ясновидения пророка построен по принципу нагнетания интонации в предложениях, он гипнотизирует господством лаконичных фраз. Анафорическое библейское построение периода с помощью союза «и» вносит эмоциональную напряженность. Анафоры: строки начинаются с союза «И» 16 раз. Стихотворение написано четыхстопным ямбом без деления на строфы.

В «Пророке» передана языковая система Библии. Есть «библеизмы», использующиеся в русской поэзии со времен Ломоносова и Державина.

Проводя анализ стихотворения «Пророк», мы понимаем, что по своему построению – это монолог, ему присущ торжественный ораторский стиль.

Среди лирических произведений Пушкина «Пророк» занимает особое место. В непростых условиях гнетущей и мстительной реакции он подтверждал правоту взглядов казненных, провозглашал верность идеалам декабристов.

«Пророк» Александр Пушкин

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей самовыражения, другие видят в своих произведениях кратчайший путь к славе, богатству и уважению.

Рано или поздно любой человек, связанный с литературой, задается вопросом о том, для чего именно он живет, и что хочет сказать своими произведениями. Поэт Александр Пушкин в этом смысле не стал исключением, и тема самоидентификации проходит красной нитью не только в его прозе, но и в поэзии . Наиболее характерным в этом отношении произведением является стихотворение «Пророк», созданное в 1826 году и ставшее своеобразной программой действий не только для Пушкина, но и для многих поэтов последующих поколений. В этом нет ничего удивительного, так как произведение действительно поражает своим величием и метафоричностью. При этом само стихотворение является весьма емким и точным ответом на вопрос о том, в чем именно заключается смысл жизни истинного поэта, и к чему он должен стремиться, создавая свои произведения.

Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в жанре оды , что подчеркивает значимость и весомость данного произведения. Ведь оды создаются лишь в честь самых неординарных событий, которые имеют важное значение для жизни автора или же всего общества. Многие предшественники Пушкина, являясь придворными поэтами, писали оды по случаю коронации либо бракосочетания венценосных особ. Поэтому «Пророк», созданный «высоким штилем» по всем канонам жанра, можно считать своеобразным вызовом, который Александр Пушкин бросил миру, отстаивая свое право быть поэтом. Этим он подчеркнул, что творчество является не только попыткой самовыражения, но и должно иметь конкретную цель, достаточно благородную, чтобы посвятить ее достижению всю свою жизнь.

Стоит отметить, что, подражая древнегреческим поэтам, в «Пророке» Пушкин прибегнул к приему метафоричности, создав удивительное по красоте эпическое произведение, в котором его главный герой, отождествленный с автором, встречается с высшим ангелом. И именно «шестикрылый серафим» указывает ему правильный путь, открывая истинное предназначение поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей». Это означает, что любое произведение, которое выходит из-под пера литератора, не имеет права быть никчемным и пустым, с его помощью поэт должен достучаться до сердца и разума каждого читателя, донести ему свои мысли и идеи. Только в этом случае можно говорить о том, что творческий человек состоялся как личность, а его произведения – ну пустое бумагомарательство, а подлинные жемчужины литературы, которые заставляют думать, сопереживать, острее чувствовать и понимать этот сложный и многогранный мир.

Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью , посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости. На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведение. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться. Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия. Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.