Выделение дел о банкротстве в особую категорию вызвано прежде всего целью их рассмотрения. Таковой является установление факта несостоятельности или состоятельности субъектов гражданских правоотношений .
Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом или объявленную должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Установление арбитражным судом факта банкротства влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника (юридическое лицо , признанное банкротом, подлежит ликвидации; для индивидуальных предпринимателей в этом случае утрачивает силу его государственная регистрация и т.д.), работников должника, лишающихся работы, кредиторов должника, задолженность которым должна будет погашаться в особом порядке, государства и административно-территориальных образований, получающих дополнительные социально-экономические проблемы.
Учитывая специфику процедуры банкротства, правовые и социальные последствия объявления должника банкротом, законодатель установил особый, достаточно отличающийся от общего, процессуальный порядок рассмотрения дел о банкротстве.
Процессуальную основу рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон). Таким образом, последний Закон можно охарактеризовать как нормативный правовой акт смешанного характера, при этом содержащиеся в нем нормы материального и процессуального права носят равнозначный характер.
Закон о банкротстве 1992 г. имел и много пробелов в части регулирования процессуальных, процедурных особенностей рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами, что создавало сложности в разрешении этих и так достаточно непростых дел и отнюдь не способствовало функционированию банкротства как института обычного гражданского оборота. Наличие пробелов в Законе вынуждало Высший Арбитражный Суд РФ под видом судебного толкования по существу выполнять роль законодателя. В качестве примера такого толкования можно привести Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве). В названном Обзоре Высший Арбитражный Суд РФ, фактически дополняя нормы Закона о банкротстве 1992 г., устранял пробелы, в том числе по процессуальным вопросам.
В соответствии со ст. 143 АПК дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК с особенностями, установленными Законом о несостоятельности (банкротстве). Таким образом, можно сказать, что нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы Закона о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК и Закона, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется АПК, применяя в случаях, предусмотренных Законом, а также иными федеральными законами, содержащиеся в них нормы.
Рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судом условно можно подразделить на две стадии: разбирательство дела в арбитражном суде и процедура банкротства.
Первая стадия представляет собой собственно арбитражный процесс , начинающийся подачей заявления о признании должника банкротом, проходящий в традиционном ключе, характеризующийся главенствующей ролью суда, выполняющего на этой стадии основные задачи судопроизводства (ст. 2 АПК), и заканчивающийся вынесением судебного акта (решения, определения), которым устанавливается юридический факт — несостоятельность или состоятельность должника.
Задачей второй стадии — процедуры банкротства (конкурсного производства, внешнего управления , мирового соглашения) — является реализация судебного акта. Проводя аналогию, можно сказать о достаточно близком соответствии этой стадии исполнительному производству в традиционном арбитражном процессе. На второй стадии на первый план при решении задач судопроизводства выступает арбитражный управляющий, осуществляющий свою деятельность под контролем арбитражного суда. Следует иметь в виду, что такая процедура банкротства, как наблюдение, относится к первой стадии рассмотрения дела, поскольку выполняет обеспечительные функции.
Общие нормы, определяющие основные понятия и положения процесса о банкротстве, расположены в гл. I Закона. Нормы, регулирующие арбитражный процесс по делу о банкротстве, сосредоточены в гл. III Закона. Положения, содержащие процессуальные нормы осуществления арбитражным судом своих функций при осуществлении процедур банкротства, содержатся в гл. IV-VII Закона. Особенности разбирательства дел и процедур банкротства отдельных категорий должников (градообразующих и крупных организаций, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг , граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств), а также упрощенные процедуры банкротства предусмотрены в гл. VIII-XI Закона.
Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве
Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярко выявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 АПК и ст. 5 Закона дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является лицом, участвующим в деле, — юридическое лицо или гражданин . Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают, не может быть дело о банкротстве передано на рассмотрение и третейского суда (п. 3 ст. 29 Закона).
Подсудность дел о банкротстве
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК). Однако принятие заявления о признании должника банкротом и подготовка к судебному разбирательству производятся судьей единолично (ст. 41, 46 Закона).
Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников . Закон о банкротстве делит участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы: лица, участвующие в деле (ст. 30 Закона), и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 31 Закона). Деление участников на названные группы фактически соответствует структуре рассмотрения дела о банкротстве: лица, участвующие в деле, имеют процессуальные права и несут обязанности на обеих стадиях рассмотрения дела; лица, участвующие в арбитражном процессе, — только на первой стадии: при разбирательстве дела арбитражным судом.
К лицам, участвующим в деле, относятся должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор , государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, иные лица.
Круг лиц, которые могут быть должником и конкурсным кредитором, ограничен Законом. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона не могут быть признаны банкротом и выступать в качестве должника казенные предприятия (ст. 115 ГК), некоммерческие организации (общественные, религиозные — ст. 117 ГК, учреждения — ст. 120 ГК, объединения юридических лиц — ст. 121 ГК и иные некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов — ст. 116 ГК и фондов — ст. 118 ГК). В качестве должников по делу о банкротстве не могут выступать и такие субъекты гражданских правоотношений , как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (гл. 5 ГК); филиалы и представительства юридических лиц (ст. 55 ГК).
К конкурсным кредиторам относятся только кредиторы по денежным обязательствам (ст. 2, 11 Закона), т.е. обязательствам, основанным на нормах гражданского законодательства , за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ). Из статьи 4 Закона (п. 2) также можно сделать вывод о том, что к конкурсным кредиторам не относятся и лица, перед которыми должник имеет обязательства по выплате авторского вознаграждения.
Помимо конкурсных, т.е., условно говоря, гражданско-правовых кредиторов, право на участие в деле о банкротстве и на подачу заявления о признании должника банкротом Закон предоставляет и другим лицам, которые также условно могут быть названы административно-правовыми кредиторами: налоговым и иным уполномоченным органам (к примеру, Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и их отделения, таможенные органы и т.д.) по требованиям по обязательным платежам: налогам , платежам, пошлинам и т.п. Названные государственные органы хотя фактически и являются представителями Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, но при рассмотрении дела о банкротстве выступают в качестве самостоятельных участников процесса. При этом названные органы участвуют в деле только при наличии задолженности у должника по обязательным платежам. Если должник имеет задолженность, к примеру, перед государством по денежным обязательствам (по кредитному договору с иностранным банком, выданным под гарантии Правительства), Российская Федерация является конкурсным кредитором (п. 2 ст. 11 Закона). Правом на представление ее интересов в арбитражном суде обладают ее уполномоченные органы (Правительство, министерство и т.п.).
Прокурор, как и в исковом производстве, является лицом, участвующим в деле, только в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению.
Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению участвует в деле в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»: при реализации процедуры банкротства отсутствующего должника — ст. 178 Закона, при банкротстве организации, осуществляющей незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, — ст. 188 Закона. В настоящее время государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению сохранил полномочия и по подаче заявлений о признании должника банкротом в качестве органа, уполномоченного Российской Федерацией как конкурсным кредитором, а также по обязательным платежам.
К иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, можно отнести: орган местного самоуправления , федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по делам о банкротстве градообразующих организаций и организаций, численность работников которых превышает пять тысяч человек (ст. 133 Закона), государственный орган РФ по надзору за страховой деятельностью при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации (ст. 144 Закона), государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг по делу о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 148 Закона).
Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве, во многом наряду с арбитражным судом определяющим успешность решения задач арбитражного судопроизводства при рассмотрении дел о банкротстве.
Регулированию процессуального положения арбитражного управляющего, его прав и обязанностей при разбирательстве дела арбитражным судом и осуществлении процедур банкротства посвящено достаточно большое количество норм Закона. Общие положения об арбитражном управляющем содержатся в ст. 19, 20, 21, 22 Закона.
Перечисленные в ст. 30 Закона лица пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные ст. 33 АПК. Арбитражный управляющий обладает более широким кругом процессуальных прав и обязанностей.
Достаточно часто при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд использует заключение эксперта (обычно — акт аудиторской проверки), при этом, в отличие от АПК (ст. 66), экспертиза может быть назначена арбитражным судом и по собственной инициативе (п. 5 ст. 46 Закона).
Перечень обеспечительных мер
б) заключения мирового соглашения.
Налоговые и иные уполномоченные органы имеют право обратиться с заявлением о признании должника банкротом в случае наличия у последнего задолженности по обязательным платежам: налогам , пошлинам, взносам во внебюджетные фонды и т.п.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в любом случае, если у должника имеется задолженность по обязательным платежам; в связи с неисполнением должником денежных обязательств — когда обнаружены признаки преднамеренного банкротства, а также в интересах кредитора по денежным обязательствам — Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования (п. 1 ст. 40 Закона). Перечень оснований, по которым прокурор вправе обратиться с заявлением о признании должника банкротом, не является исчерпывающим, прокурор может обратиться с заявлением и в других случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности (банкротстве) и другими федеральными законами.
Все перечисленные лица вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд только при определенной сумме долга и неуплате ее в течение трех месяцев. В состав долга по денежным обязательствам в соответствии со ст. 4 Закона не включаются подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы , пени), а также убытки кредитора и в том случае, если они взысканы решением любого суда. В состав обязательных платежей не включаются штрафы (пени) и иные финансовые санкции, предусмотренные законодательством.
Закон предоставляет кредитору право объединить задолженность по разным обязательствам (к примеру, задолженность по кредитному договору и векселю), а также нескольким кредиторам объединить свои требования с тем, чтобы они в совокупности составляли требуемую сумму (например, часто объединяют свои требования граждане — вкладчики коммерческих банков) и обратиться с одним заявлением, подписываемым всеми кредиторами (п. 2 ст. 36 Закона).
Трехмесячный срок, по истечении которого возникает право на обращение с заявлением о признании должника банкротом по денежным обязательствам, исчисляется по правилам, установленным ст. 314 ГК РФ, по обязательным платежам — в соответствии с налоговым, таможенным и другим соответствующим законодательством. Правила о сумме задолженности и сроках неплатежа как обязательных условиях подачи заявления распространяются на все категории заявителей: должника, кредиторов и прокурора.
В Законе о несостоятельности (банкротстве) подробно изложены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления и прилагаемым к нему документам. К содержанию
Заявление должника
В заявлении должника должны быть указаны:
- наименование арбитражного суда , в который подается указанное заявление;
- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;
- сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам ;
- размер задолженности по обязательным платежам;
- обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
- сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию;
- сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
- номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях , почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;
- сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве ;
- перечень прилагаемых документов.
К заявлению должника прилагаются (ст. 104 АПК, ст. 34 Закона):
- доказательства уплаты государственной пошлины в 10-кратном размере минимального размера оплаты труда;
- доказательства направления копий заявления всем кредиторам должника и иным лицам, участвующим в деле;
- документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
- список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности и указанием почтовых адресов кредиторов и должников заявителя;
- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;
- решение собственника унитарного (государственного или муниципального) предприятия или учредителей (участников) должника — юридического лица об обращении в арбитражный суд с заявлением должника, если должник обращается с заявлением добровольно;
- протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должником.
Заявление кредитора
Заявление кредитора может быть подписано не только руководителем юридического лица — должника или гражданином-руководителем, но и их представителями. В заявлении кредитора должны быть указаны:
- наименование арбитражного суда , в который подается заявление;
- наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) должника и его почтовый адрес;
- наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) кредитора и его почтовый адрес;
- размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих к уплате процентов и неустоек (штрафов , пени);
- обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;
- доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда , доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса;
- доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора.
В соответствии со ст. 104 АПК и ст. 37 Закона к заявлению кредитора должны быть приложены следующие документы:
- доказательства уплаты государственной пошлины — десять минимальных размеров оплаты труда ;
- доказательства направления должнику копии заявления;
- доказательства, подтверждающие обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам.
Кроме того, к заявлению могут быть приложены решение суда, рассматривавшего требования кредитора к должнику, исполнительные документы (исполнительный лист, акцептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и др.) либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора. К заявлению, подписанному представителем кредитора, прилагается доверенность , подтверждающая полномочия представителя.
Законом установлены некоторые особенности оформления заявления такими заявителями, как государственно- или административно-территориальные образования, налоговый или иной уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 38 Закона в случаях, когда кредитором по денежным обязательствам выступает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование , заявление может быть подано в арбитражный суд уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления : правительством , администрацией, министерством, ведомством. В этом случае к заявлению обязательно прилагаются документы о наделении органа, обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в установленном законом порядке (Положение об органе, Устав и т.п.).
К заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом порядке (к примеру, доказательства предъявления платежных документов на инкассо , обращения с иском в суд и т.п.).
Заявление о признании должника банкротом, подаваемое Российской Федерацией, ее субъектом, муниципальным образованием как кредиторами по денежным обязательствам, налоговым или иным уполномоченным органом, прокурором , должно соответствовать требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора (ст. 35, 37 Закона), за исключением доказательств уплаты государственной пошлины.
Принятие заявления о признании должника банкротом
Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично по правилам, предусмотренным ст. 106 АПК. Судья должен вынести определение в течение трех дней после его поступления. В определении о принятии заявления также могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов, предусмотренные гл. 7 АПК «Обеспечение иска» и ст. 44 Закона .
б) если заявление подано до истечения трехмесячного срока , исчисляемого со дня, следующего за днем, когда должно быть произведено исполнение денежных обязательств или внесены обязательные платежи;
в) если требования к должнику возникли не в связи с неисполнением им денежных обязательств (к примеру, из обязательства передать имущество, определенное индивидуально-определенными признаками, из трудовых отношений, из обязательств, возникших из причинения вреда жизни, здоровью гражданина , из отношений между должником — юридическим лицом и его учредителями (участниками), вытекающими из такого участия (например, по выплате дивидендов);
г) если в состав требований к должнику включены неустойки (штрафы , пени), иные финансовые санкции и убытки для искусственного создания суммы задолженности в размере более пятисот минимальных размеров оплаты труда для должников — юридических лиц и ста — для должников-граждан;
д) если должником является гражданин, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя , а заявление подано до вступления в силу Федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК;
е) если должником является казенное или унитарное предприятие , не основанное на государственной или муниципальной собственности , к которому в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального Закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применяются нормы о казенных предприятиях ;
При этом следует иметь в виду, что решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом, вступившее в законную силу, не является препятствием для принятия в последующем аналогичного заявления, поскольку в основание такого заявления могут быть положены другие обстоятельства: долг другому кредитору, изменение финансово-экономического положения должника и т.д.
3) Если в производстве арбитражного суда имеется дело о признании этого должника банкротом.
Определение об отказе в принятии заявления выносится в течение трех дней после поступления заявления в арбитражный суд и может быть обжаловано.
Возвращение заявления о признании должника банкротом
Возвращение заявления о признании должника банкротом производится по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ч. 1 ст. 108 АПК и ст. 43 Закона .
В соответствии со ст. 43 Закона заявление возвращается арбитражным судом , если оно не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 32-40 Закона, в частности:
а) если оно подано лицом, не имеющим права на обращение с таким заявлением: например, гражданином , перед которым должник имеет задолженность по зарплате, другим выплатам, вытекающим из трудовых отношений; гражданином, которому должник обязан возместить вред, причиненный жизни, здоровью; учредителем (участником) должника — юридического лица по задолженности, вытекающей из такого участия;
б) если не соблюдены форма и содержание заявления, предусмотренные ст. 33, 35, 38, 39, 40 Закона, а также если к заявлению не приложены документы, указанные в ст. 34, 37 Закона, в том числе, доказательства уплаты государственной пошлины, направления копии заявления другим лицам, привлеченным заявителем к участию в деле, т.е. по основаниям, предусмотренным п. 1, 4, 5, 8 ч. 1 ст. 108 АПК.
В тех случаях, когда подача заявления является для руководителя должника — юридического лица (ликвидационной комиссии) или индивидуального предпринимателя обязательной (ст. 8 Закона), поступление в арбитражный суд одного заявления, без приложения документов, предусмотренных ст. 34 Закона, не является основанием для возвращения заявления (п. 2 ст. 43 Закона); недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству ;
в) если заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права его подписывать (например, заявление должника — юридического лица подписано не руководителем, а представителем по доверенности), либо лицом, должностное положение которого не указано;
г) если дело неподсудно данному арбитражному суду (например, заявление подано в арбитражный суд не по месту нахождения или жительства должника, а по месту нахождения кредитора);
е) если в одном заявлении объединены не связанные между собой требования, например о признании банкротом и о взыскании долга;
д) если до вынесения определения о принятии заявления от заявителя поступило заявление о его возвращении.
В отличие от АПК, которым предусмотрено право ответчика и других лиц, участвующих в деле, направлять отзыв на исковое заявление (ст. 109 АПК), Закон о банкротстве в ст. 45 предусмотрел обязанность должника в случае принятия арбитражным судом заявления кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора о признании должника банкротом направить в пятидневный срок с момента получения определения отзыв в арбитражный суд на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении в отношении него дела о банкротстве. Копию отзыва должник обязан направить заявителю и иным лицам, участвующим в деле.
Помимо сведений, предусмотренных ст. 109 АПК, в отзыве должника указываются (п. 2 ст. 45 Закона):
а) имеющиеся у должника возражения по требованиям заявителя;
б) общая сумма задолженности должника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника, обязательным платежам;
в) сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах , находящихся на его счетах в банках и иных кредитных организациях , номера указанных счетов в банках и иных кредитных организациях и почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;
г) доказательства удовлетворения требований заявителя в случае их признания должником.
Данные правила (об обязательности представления должником отзыва) введены Законом с целью оперативности рассмотрения дел о банкротстве, поскольку отсутствие у арбитражного суда названной информации, которая обязательно должна содержаться в отзыве на заявление, не позволяло, во время действия Закона о банкротстве 1992 г. практически во всех случаях рассмотреть заявление кредитора или прокурора при первом разбирательстве дела, поскольку названные лица, как правило, не обладали и не могли обладать сведениями обо всех кредиторах должника, размере его задолженности и т.д.
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству
Таким образом, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству по существу рассматриваются требования, мало отличающиеся от традиционных исковых. Необходимость рассмотрения возражений должника на стадии подготовки дела к судебному разбирательству вызвана тем, чтобы к моменту рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд обладал более или менее полными сведениями о наличии или отсутствии задолженности должника, поскольку реальные суммы долга зачастую расходятся с данными кредиторов, налоговых и других органов, бухгалтерскими документами самого должника.
Возражения должника рассматриваются арбитражным судом в заседании, которое должно быть назначено не позднее одного месяца (п. 3 ст. 46 Закона) до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве, с обязательным извещением о времени и месте заседания должника, временного управляющего, кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора. Заседание проводится по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, по результатам заседания выносится определение. В определении указывается размер требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, которые признаны обоснованными. В случае удовлетворения возражений должника в определении указываются суммы, не включаемые в задолженность.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (п. 1 ст. 47 Закона). Установление более продолжительного по сравнению с исковым производством (два месяца — ст. 114 АПК) срока рассмотрения дела о банкротстве связано с его (дела) относительно большей трудоемкостью (иногда в деле участвуют до ста лиц; в процессе рассмотрения дела о банкротстве арбитражному суду приходится совершать больше процессуальных действий, чем в исковом производстве). Рассмотрение дела о банкротстве может быть отложено на срок не более двух месяцев (п. 2 ст. 47 Закона).
Судебное разбирательство дел о банкротстве производится по правилам, установленным АПК (гл. 16). Каких-либо особенностей, за исключением порядка заключения и исполнения мирового соглашения, являющегося отдельной процедурой банкротства, Закон не предусматривает.
В соответствии со ст. 48 Закона арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве принимает один из следующих актов:
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- решение об отказе в признании должника банкротом;
- определение о введении внешнего управления ;
- определение о прекращении производства по делу.
Решение арбитражного суда
- о признании должника банкротом;
- об открытии конкурсного производства;
- о назначении конкурсного управляющего (фамилия, имя, отчество, номер и серия паспорта, дата его выдачи, кем выдан).
По результатам рассмотрения заявлений или жалоб арбитражным судом выносится определение, возможность обжалования которого ни АПК, ни Закон не предусматривают (п. 3 ст. 55 Закона). Отсутствие возможности обжалования таких определений, несомненно затрагивающих права и интересы лиц, участвующих в деле, связано с необходимостью оперативного рассмотрения дел о банкротстве в целом и проведения процедур банкротства в частности, иначе обжалование таких определений может привести к остановке процесса банкротства.
Цель введения внешнего управления
Конкурсное производство проводится как в отношении должников — юридических лиц , так и должников-граждан (ст. 23 Закона). Об открытии конкурсного производства указывается в решении арбитражного суда о признании должника банкротом.
Однако осуществление арбитражным судом судопроизводства по делам с участием иностранных лиц по общим правилам, установленным АПК, не исключает и учет некоторых особенностей при рассмотрении этих дел. Это касается определения статуса иностранного участника, подведомственности и подсудности спора с участием иностранного лица, порядка представления и оценки доказательств , особенно официальных иностранных документов, вручения иностранному лицу судебных документов, установления применимого права, уплаты государственной пошлины и возмещения судебных расходов , исполнения судебных актов и т.д. Подробные разъяснения учета названных особенностей даны Высшим Арбитражным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 г. Вопросы установления применимого права также подробно освещены в Обзоре судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц.
Компетенция арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц
Нормы, регулирующие вопросы подведомственности арбитражным судам дел с участием иностранных лиц и их подсудности, содержатся в ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 212 АПК. Общее правило, содержащееся в ч. 1 ст. 212 АПК, определяет, что арбитражные суды вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации.
Дела о банкротстве независимо от состава участвующих в них лиц рассматриваются исключительно арбитражными судами. Рассмотрение осуществляется по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и другими ФЗ, регулирующими вопросы банкротства.
Арбитражный процесс по делам о банкротстве можно разделить на две основные стадии:
1) разбирательство дел о банкротстве, в ходе которого арбитражный суд производит собственно рассмотрение дела;
2) процедуры банкротства - конкурсное производство, финансовое оздоровление и внешнее управление, мировое соглашение.
Производство по делу о банкротстве возбуждается в арбитражном суде на основании заявления о признании должника банкротом. Лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением - должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юр. лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей , к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей , а также имеются признаки банкротства, установленные законом.
В зависимости от того, кто обращается с заявлением в арбитражный суд (должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган), различаются и требования к форме и содержанию заявления о признании должника банкротом и к документам, прилагаемым к нему.
Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично в течение пяти дней после поступления заявления. Судья обязан принять заявление о признании должника банкротом, если оно подано с соблюдением требований, предусмотренных как АПК РФ, так и Законом о банкротстве.
В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей , если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
Лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд.
Определения, выносимые при рассмотрении дел о банкротстве, могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения, при этом допускается обжалование любых определений . Определения, в отношении которых ничего не сказано о возможности обжалования, могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции в 14-дневный срок с момента принятия.
В решении о признании банкротом должны содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства. Такое решение подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено Законом о банкротстве.
При этом сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве и другие сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, подлежат обязательному опубликованию .
Глава 28. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
Статья 223. Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
2. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 настоящего Кодекса. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
3. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
Статья 224. Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве)
С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
Статья 225. Примирение по делам о несостоятельности (банкротстве)
По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные главой 15 настоящего Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"
Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе
Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.
Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве.
Нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).
Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности:
Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц:
- самого должника,
- работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя,
- членов семьи должника-гражданина,
- собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества,
- кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке,
- во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.
Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам . При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.
Стадии рассмотрения дел о банкротстве
Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии:
- возбуждение дела о банкротстве,
- подготовка дела к судебному разбирательству,
- судебное разбирательство (именно здесь рассмотрение дела по существу),
- вынесение судебного акта,
- производство по пересмотру судебных актов,
- исполнение судебных актов (как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса).
Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии:
- разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде;
- процедура банкротства.
В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.
Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством. Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлении лиц, участвующих в деле; руководящая роль - в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.
Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде
Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) регулируется
- главой 28 АПК РФ,
- гл. III Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно ст. 223 АПК РФ д ела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 АПК РФ, устанавливающей перечень дел для коллегиального рассмотрения. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения .
С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться:
- должник,
- кредиторы и
- иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ФЗ относит к ним конкурсных кредиторов и уполномоченные органы) .
По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со ст. 33 АПК РФ и ст. 6 , ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин. Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции. Одновременно эти дела отнесены и к исключительной компетенции арбитражных судов, поэтому участники правоотношений не могут передать дело о банкротстве на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона).
Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).
Особенности дел о банкротстве:
- дела о банкротстве не относятся к делам искового производства;
- участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора;
- заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований;
- требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта);
- отказ кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 ФЗ);
- в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).
В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 ФЗ), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин.
Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 ФЗ составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Таким образом, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 - на подготовку плюс 1 - на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения .
Замечание по сроку
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 99 срок рассмотрения дела о банкротстве может быть продлен до 10 месяцев.
При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании части 2 статьи 152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)
Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 19), без каких-либо особенностей.
Ст. 52 ФЗ устанавливает, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- решение об отказе в признании должника банкротом;
- определение о введении финансового оздоровления;
- определение о введении внешнего управления;
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
- определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
- определение об утверждении мирового соглашения.
Вышеперечисленные судебные акты подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено Федеральным законом.
46. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве).
Дела о несостоятельности (банкротстве) субъектов частного права (граждан и организаций) представляют собой разновидность дел особого производства, подведомственных арбитражному суду. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда, а также быть рассмотрено судом общей юрисдикции.
Нормы процессуального законодательства формулируют подсудность дел о банкротстве как исключительную, т.е. такие дела рассматриваются лишь по месту нахождения должника. Здесь нет истца или ответчика в общепринятом смысле, а лишь заявители о банкротстве, должник и другие лица.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Если иное не предусмотрено законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Заявление о банкротстве принимается судьей арбитражного суда единолично, также судьей единолично производится и подготовка дела к разбирательству. При этом само рассмотрение в дальнейшем уже осуществляется судом только коллегиально и к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют представитель работников должника, представитель собственника имущества должника (если решается вопрос о признании несостоятельным унитарного предприятия) и иные лица. К иным лицам Арбитражный процессуальный кодекс РФ относит свидетелей (любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора), экспертов (лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для дачи заключения), переводчиков и представителей (любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в арбитражном суде).
Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов - меры, направленные на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела о его несостоятельности. Арбитражный процессуальный кодекс РФ в качестве таких мер предусматривает:
наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику;
запрещение ответчику совершать определенные действия;
запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста.
При введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается о назначении временного управляющего. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. Определение о принятии заявления о признании должника банкротом может быть обжаловано в части, касающейся мер по обеспечению требований кредиторов.
Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Федерального закона "О банкротстве" и касающихся размера требований и срока их непогашения; кроме того, если в отношении должника арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства.
Заявление о признании должника банкротом оставляется без движения или возвращается, если нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления должника, требования к прилагаемым к заявлению должника документам, нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления конкурсным кредитором, требования к прилагаемым к заявлению конкурсного кредитора документам или требования к заявлению уполномоченного органа. Возврат заявления заявителю происходит в случае, если заявитель не устранит в установленный судом срок обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
Определение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано, что, однако, не приостанавливает его исполнение.
Срок рассмотрения дела о банкротстве определен в семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
При рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд может выносить определения, которые согласно ч. 3 ст. 223 АПК РФ могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.
Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных ст. 57 Федерального закона "О банкротстве":
1) восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
2) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
3) заключения мирового соглашения;
4) признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Федеральным законом "О банкротстве", иных соответствующих положениям ст. 6Федерального закона "О банкротстве" требований кредиторов;
5) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
6) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
7) отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;
8) в иных предусмотренных Федеральным законом"О банкротстве" случаях.
По результатам судебного рассмотрения дела суд принимает один из следующих актов (ст. 52 Федерального закона "О банкротстве"):
Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
Решение об отказе в признании должника банкротом;
Определение о введении финансового оздоровления;
Определение о введении внешнего управления;
Определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
Определение об утверждении мирового соглашения.
Указанные судебные акты, а также иные предусмотренные Федеральным законом "О банкротстве" судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено дополнительными правилами закона.
- Правовое регулирование экономических отношений
- Экономические отношения как предмет правового регулирования
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- Хозяйственное право и его источники
- Правовое положение субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности
- Право собственности и другие вещные права
- Юридические лица
- Виды юридических лиц
- Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
- Индивидуальные предприниматели
- Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
- Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- Наблюдение
- Финансовое оздоровление и внешнее управление
- Конкурсное производство и мировое соглашение
- Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности
- Общие положения о договоре
- Отдельные виды договоров
- Договор поставки
- Договор аренды
- Договор подряда
- Экономические споры
- Понятие и виды экономических споров. Досудебный порядок их урегулирования
- Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах
- Трудовое право как отрасль права
- Предмет и структура трудового права
- Источники трудового права
- Трудовое правоотношение
- Правовое регулирование занятости и трудоустройства
- Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения
- Понятие и формы занятости
- Правовой статус безработного
- Профессиональное обучение безработных
- Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения
- Трудовой договор
- Трудовой договор: понятие, содержание, виды
- Заключение трудового договора. Оформление приема на работу
- Изменение трудового договора
- Прекращение трудового договора
- Рабочее время и время отдыха
- Рабочее время
- Время отдыха
- Отпуска
- Заработная плата
- Понятие и системы заработной платы
- Правовое регулирование заработной платы
- Тарифная система. Надбавки и доплаты
- Порядок выплаты заработной платы
- Трудовая дисциплина
- Понятие и методы обеспечения дисциплины труда
- Дисциплинарная ответственность
- Материальная ответственность сторон трудового договора
- Понятие, условия и виды материальной ответственности
- Материальная ответственность работника перед работодателем
- Трудовые споры
- Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС
- Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебных органах
- Коллективные трудовые споры
- Примирительные процедуры
- Осуществление права на забастовку
- Административные правонарушения и административная ответственность
- Понятие административного права. Его предмет и метод
- Административная ответственность
- Административное правонарушение
- Административные наказания
- Производство по делам об административных правонарушениях
Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено на основании заявления с которым вправе обратиться:
Должник . Целью обращения с заявлением для должника является необходимость расплатиться с кредиторами и освободить себя от долгов. Закон предусматривает не только право, но и обязанность должника обратиться с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). За неисполнение этой обязанности должник (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или члены ликвидационной комиссии должника) может быть привлечен к ответственности.
Заявление подается в письменной форме на основании решения собственника или органа, уполномоченного руководить имуществом должника. Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах, по которым должник не выполняет требований, и о сумме требований. К заявлению прилагаются список кредиторов и должников и бухгалтерский баланс. Заявление должника не может быть отозвано.
Кредитор . Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения. Правом на подачу заявления обладают только конкурсные кредиторы, т. е. кредиторы по денежным обязательствам. В число конкурсных кредиторов не включаются граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из участия.
От имени Российской Федерации, ее субъектов выступают уполномоченные на то органы государственной власти и местного самоуправления. Заявление о банкротстве может быть подано в арбитражный суд как одним кредитором» так и несколькими. Однако суд принимает указанное заявление и возбуждает дело о банкротстве лишь в том случае, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500, а к должнику-гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Задолженность на меньшую сумму, не смотря на неплатежеспособность должника, не является основанием для возбуждения дела о банкротстве.
Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомления и неисполнения обязательств должником у кредитора появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства по делу.
Прокурор . Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законом. Преднамеренное банкротство - умышленное создание или увеличение руководителями или собственником неплатежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятия о своем банкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу.
- Налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законодательством органы
Представлять интересы РФ по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды может Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве). К заявлению налогового или иного уполномоченного органа должны быть приложены доказательства принятия мер к получению соответствующей задолженности. Таким доказательством, например, может быть платежное требование на бесспорное списание недоимки с юридического лица, предъявленное в учреждение банка, с отметкой о неисполнении из-за отсутствия средств на счете и другие документы.
Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и в случае признания этих требований обоснованными и соответствующими названным выше условиям подачи заявления о банкротстве, вводит процедуру наблюдения.
В том случае, если с заявлением о банкротстве обращается сам должник, то наблюдение вводится непосредственно с даты принятия арбитражным судом заявления к производству. (О процедуре наблюдения и иных процедурах, применяемых в отношении должника в процессе банкротства, будет сказано ниже.)
Дела о банкротстве подлежат рассмотрению арбитражными судами в сроки, не превышающие семи месяцев с даты поступления в суд соответствующих заявлений.
Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из следующих актов:
решение об отказе в признании должника банкротом . Такое решение принимается при отсутствии признаков банкротства, а также в иных случаях, предусмотренных законом;
решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства . Данное решение принимается в случаях установления судом признаков банкротства должника при обоснованности и достаточности требований кредиторов и отсутствии оснований для введения процедур финансового оздоровления или внешнего управления;
определение о введении финансового оздоровления ;
определение о введении внешнего управления . Оба этих определения выносятся в случаях, если имеется возможность восстановить платежеспособность должника.
определение о прекращении производства по делу о банкротстве . Такое определение выносится в случаях:
- восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления;
- удовлетворения всех требований кредиторов в ходе любой процедуры банкротства;
- заключения мирового соглашения;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Процедуры, применяемые к должнику
Как уже было сказано, приняв заявление о банкротстве и установив обоснованность требований заявителя к должнику, арбитражный суд вводит в отношении должника процедуру наблюдения. В ходе банкротства арбитражным судом могут быть применены к должнику также такие процедуры, как финансовое оздоровление (санация), внешнее управление, конкурсное производство.
Для проведения процедур банкротства арбитражным судом назначается арбитражный управляющий {внешний, временный или конкурсный). Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не имеющее личной и (или) имущественной заинтересованности в отношении должника и кредиторов.
Арбитражным управляющим в силу заинтересованности не могут быть назначены руководитель, а также лица, входящие в состав совета директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве.
Деятельность арбитражных управляющих подлежит лицензированию. Лицензии выдаются Федеральной службой по делам о несостоятельности (ФСДН).
Лицензирующий орган осуществляет лицензионный контроль за деятельностью лиц, которым выдана лицензия. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, лицензирующий орган вправе обратится в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов участвует представитель работников должника. Конкурсные кредиторы и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме их требований.
К компетенции собрания кредиторов относятся:
- принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
- принятие решения о заключении мирового соглашения;
- принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
- решение иных вопросов, предусмотренных законом.
Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями внешнего и конкурсного управляющего. Если количество конкурсных кредиторов менее 50, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета кредиторов на собрание кредиторов.