Происхождение викингов и варягов. Варяги и викинги: в чем отличия на самом деле

Некоторые считают, что варяги – это всего лишь русское обозначение викингов. На самом же деле между варягами и викингами имеется множество существенных различий.

Происхождение названий

Понятия «викинг» и «варяг» имеют абсолютно разное происхождение. Большинство историков считают, что «викинг» берет свое начало от слова «vík», которое переводится с древненорвежского как «бухта» или «фьорд». Однако существуют и другие версии. Так доктор исторических наук Т. Джаксон утверждает, что название «викинг» произошло от латинского «vicus» - небольшое поселение ремесленников и торговцев. Это слово употреблялось еще в Римской Империи. Подобные поселения нередко находились на территории военных лагерей. Шведский ученый Ф. Аскерберг заявлял, что основой для существительного «викинг» послужил глагол «vikja» - покидать, поворачивать. Согласно его гипотезе, викинги – это люди, которые покинули родные места для того, чтобы добыть средства к существованию. Земляк Аскерберга исследователь Б. Даггфельдт предполагал, что слово «викинг» имеет много общего с древнескандинавским словосочетанием «vika sjóvar», означавшим «отрезок между сменой гребцов». А потому в первоначальном варианте термином «víking», скорее всего, называли дальнее странствие по морю, предполагающее частую смену гребцов.

Версию о происхождении термина «варяг» одним из первых высказал Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский посол, историк и писатель. Он предположил, что наименование «варяг» связано с городом Вагрия, где обитали вандалы. От названия жителей этого города «вагров» и произошло выражение «варяги». Много позже русский историк С. Гедеонов посчитал, что слово «warang», означающее меч и обнаруженное им в балтийско-славянском словаре Потоцкого, как нельзя лучше подходит на роль первоисточника термина. Многие историки связывают «варяга» с древнегерманским «wara» - клятва, обет, присяга. А языковед М. Фасмер считал прародителем «варяга» скандинавское понятие «váringr» - верность, ответственность.

Разная деятельность

Понятия «викинг» и «норманн», по мнению историков, отождествлять не следует, так как норманны – это народность, в то время как викинги – скорее, просто образ жизни. Об этом, в частности, говорят и ирландские исследователи Ф. Бирн и Т. Пауэлл. Бирн в своей книге «Новый взгляд на историю Ирландии эпохи викингов» утверждает, что приравнивать к термину «викинг» можно только термин «пират». Потому как именно грабежи являлись основным источником дохода викингов. Викинги не отличались оседлостью и не соблюдали законы.

Варяги же являлись своеобразным социальным пластом общества. Этакие воины по найму, охранявшие границы Византии от набегов тех же викингов. Старшая дочь византийского императора Алексея Комнина Анна написала о варягах в своем труде под названием «Алексиада». Принцесса утверждала, что варяги понимают свою службу по защите государства и его главы как передающийся по наследству почетный долг.

Также варягами называли и мирных купцов, которые возили товар по пути, именуемому в то время «из варяг в греки». Этот путь пролегал по воде из Балтийского моря в Черное и Средиземное моря. Причем, Балтийское море тогда носило другое название - Варяжское. А, по мнению советского историка А. Кузьмина, варягами раньше называли абсолютно всех жителей морского побережья.

Разные религии

Викинги, без сомнения, считавшие себя воинами, но никак не пиратами, поклонялись богу Одину, как и все скандинавы. Вечными спутниками Одина были вороны - птицы, которых не жаловали на Руси из-за их склонности к пожиранию падали. Кроме того русские издревле считали воронов символами всевозможных темных сил. Но именно ворон был изображен на флаге, украшавшем корабль знаменитого вождя викингов Рагнара Лодброка.

Норманны - (от сканд. northman - северный человек) - термин, принятый в Европе по отношению к.скандинавским народам (датчанам, шведам, норвежцам), совершавшим с середины VIII .в. пиратские набеги на побережье Европы и предпринимавшим вдоль рек рейды в глубь материка. В Скандинавии норманнов называли викингами (воинами), в Британии они были известны как «даны», а на Руси получили наименование «варяги». В результате набегов захватили значительную часть Британии и Ирландии, создали Сицилийское королевство (Италия) и герцогство Нормандское (Франция), заселили острова в Северной Атлантике, основали поселения в Северной Америке и сыграли значительную роль в формировании русской государственности. Период экспансии скандинавов вошел в историю как «эпоха викингов».

Викинги (древнескандинавское vikingr - пират, воин), участники морских походов скандинавских народов в кон. 8 - сер. 11 в. (на Руси викингов называли варягами, в Западной Европе - норманнами). Варяги название наемных воинов-дружинников различного происхождения. Их приглашали для участия как в междоусобных столкновениях, так и в войнах с соседними народами и племенами.

Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки", т. е. по водным путям из Балтийского в Черное и Средиземное моря. По смыслу скандинавский термин "варяг" является равноценным русскому "ротник" - "присягнувший", "давший клятву в верности" (рота - присяга).

4. Объясните происхождение названий Исландия и Гренландия.

Названия "Исландия" и "Гренландия" всегда вызывали желание задуматься над ними. Как могло случиться, что место, обычно не покрытое льдом, назвали Исландией (Ледяной землей), а суровую бесплодную арктическую пустыню-Гренландией (Зеленой землей)? Что касается Исландии, то здесь наиболее вероятны две теории: одна из них состоит в том, что викинг Флоки, который открыл этот остров (или, возможно, сделал повторное открытие) в 870-е годы, обратил внимание на прибитый к северному берегу паковый лед (редкий, но возможный случай); вторая исходит из предположения, что Древние скандинавские поселенцы умышленно дали своей новой родине непривлекательное название, чтобы отвадить тех, кто совершал пиратские набеги.

Название "Гренландия" традиционно объясняют так: Эрик Рыжий дал его открытой им земле, чтобы привлечь к ней перспективных колонистов. Но это звучит не очень убедительно. Каким бы ни был Эрик мошенником, трудно поверить, чтобы он захотел так бессовестно и откровенно обмануть группу преданных ему воинов-скандинавов, среди которых он собирался жить, оставаясь их предводителем. Источником этой версии послужила работа Ари Мудрого, исландского хрониста XI века. Однако самая ранняя копия его труда, известная нам, была сделана в XIII веке, и предполагают, что ее дополняли другие авторы, которые могли внести в нее свое толкование. Во всяком случае, это объяснение названия "Гренландии" очень похоже на выдумку и к нему нужно относиться с большой осторожностью.

Чтобы установить истинное происхождение этого названия, нам, возможно, придется возвратиться к временам античного Рима. Римский писатель I века нашей эры Плутарх знаменит главным образом своей "Книгой биографий", но он писал и другие произведения, в число которых входит и книга, озаглавленная "Лицо на Луне",- один из тех сборников эксцентричной информации, которую, видимо, любили римляне. В этой книге он приводит высказывание некоего Деметриуса, одного римского служащего, прожившего несколько лет в Британии. Деметриус якобы рассказал ему, что британцам известен остров, лежащий на западе, который они на своем языке называли как-то вроде "Кронос".

Это слово требует комментария. Оно не может быть британским, так как бритты говорили на так называемой "Р-гаэльской" ветви кельтского языка, где гортанные звуки заменялись губными, в отличие от "Q-гаэльской". Так, например, слово "сын" на Q-гаэльском (современный шотландский и ирландский языки) - mac, на Р-гаэльском (современный уэльский и бретонский языки) - ар, первоначально тар. Таким образом, слово cronos звучало бы на древнебританском языке как-то вроде pronos.

Профессор Калифорнийского университета Артур Хутсон высказал мнение, что наиболее вероятным источником этого названия было бы слово Cruidhne - древнее ирландское название острова Британия - и что эта ассоциация с островом, находящимся на западе (Ирландия), привела к неправильному толкованию его как названия западного острова. Если бы это было так, то первоначальной Гренландией была бы сама Британия.

Это представление об острове, называемом "Кронос", хорошо сочеталось бы с традиционными религиозными греко-римскими концепциями, состоящими в том, что Крон, развенчанный отец Зевса, лежит, скованный вечным сном, где-то на одном из западных островов. Вероятно, авторитета Плутарха, процитировавшего Деметриуса, было достаточно, чтобы обогатить римскую географию островом Cronia в Атлантике.

Заключительная часть теории состоит в том, что ученые раннего средневековья, владевшие языком тевтонов, заменили тевтонский суффикс латинским и изменили начальную букву, подставив вместо "с" более свойственную их гортанному языку букву "g"; получилось Cronia - Cronland - Gronland. To, что эта новая форма слова означала на их языке Green Land (Зеленая земля), было чистым совпадением, и постепенно представление о том, что где-то в Атлантике есть остров, называемый Гренландией, вошло в традицию. А когда Эрик Рыжий открыл новую землю, он просто предположил, что это и есть Гренландия, о которой он уже слышал, поэтому он так ее и назвал.

Существуют данные о том, что скандинавы, жившие в Исландии, знали о существовании Гренландии до 982 года, но только в 982 году Эрик Рыжий предпринял первые серьезные исследования этой страны. Будучи еще молодым человеком, Эрик отправился со своим отцом из Норвегии в Исландию, страну, которая в то время считалась перспективной. Но когда они прибыли туда, оказалось, что вся плодородная земля разобрана, а во главе общества стоят старые поселенцы, которые косо смотрят на вновь прибывших. Отец Эрика вскоре умер, а самому Эрику в конце концов удалось получить участок земли, но соседи его не признавали. Образ жизни исландцев того времени был грубым и жестоким, а лучшим другом каждого из них был их собственный меч. Дважды Эрик зарубал человека в поединке. В обоих случаях это, видимо, была самозащита, но у него не было влиятельных друзей, и оба раза его приговаривали к изгнанию: в первый раз на один год, во второй - на три.

Когда произошел второй инцидент, все богатство его составлял корабль и верные слуги, и он решил отплыть на запад, чтобы исследовать острова, находящиеся в этом направлении, возможно "шхеры Гунбьерна", теперь уже несуществующие. Усилия его не пропали даром. Он открыл обширный остров Гренландию и создал на нем колонию. Когда три года изгнания прошли, он вернулся в Исландию для вербовки новых колонистов.

Еще более столетия сведения о Гренландии передавались из уст в уста, найдя свое отражение в исландских сагах. Первое письменное свидетельство об этом острове, которое распространилось в кругах европейских географов, относится приблизительно к 1070 году.

В это время немецкий священник, известный под именем Адама из Бремена, закончил свой труд "История Гамбургской епархии". Этот заголовок покажется неинтересным, если не принять во внимание того обстоятельства, что в те времена в Гамбургскую епархию включалась вся Скандинавия и все заморские страны, колонизированные Скандинавией, и что эта книга - ценный источник сведений о жизни древних скандинавов и об их исследованиях. Адам имел беседы с королем Дании Свейном II по поводу этих районов, и его упоминания о Гренландии и Винландии - первые достоверные сведения об Америке во всей европейской литературе (* В первом упоминании об Америке говорится об "острове в том океане, посещаемом многими, который называется Винландией из-за того, что там растет дикий виноград, который дает лучшее в мире вино. Там также в изобилии растут дикие злаки, и мы знаем, что это не выдумки, так как датчане подтверждают это в своих сообщениях".).

О Гренландии он сказал: "...на севере океан течет мимо Оркнейских островов, потом бесконечно далеко по земному кругу, оставляя слева Ибернию [теперь называемую Ирландией], родину скотов, справа норвежские шхеры, а дальше острова Исландию и Гренландию".

И ниже, в другом абзаце: "...кроме того, есть много других островов в далеком океане, из которых Гренландия не самый маленький; он расположен дальше, напротив Шведских, или Рифейских, гор. Расстояние до него таково, что путь на корабле от Норвегии до этого острова продолжается, как говорят, от пяти до семи дней, столько же, сколько и до Исландии. Люди, живущие там, синевато-зеленые от соленой воды, и потому эти места получили название "Гренландия". Уклад их жизни тот же, что у исландцев, но они дикари и совершают пиратские набеги на мореплавателей. Сообщают, что недавно до них дошло христианство".

Здесь перед нами изрядная путаница, которой суждено было оставить свой след в картографии. В первой из приведенных цитат Гренландии определенно отводится место где-то далеко в океане, тогда как во второй ее, так или иначе, связывают со Шведскими горами ("Рифейские горы" - сами по себе мифические, о них речь пойдет в главе 11). В средневековой географии положение "напротив" чего-либо означало "на той же широте", значит, Адам Бременский правильно рассказал о том, что тогда было известно о Гренландии. Но такая свободная терминология была серьезным источником недоразумений, и, очевидно, именно эти два несовместимых утверждения Адама Бременского привели в период позднего средневековья к мысли, что Гренландия - это полуостров Европы или район, связанный с Европой длинным мостом суши.

Мне сообщили, что в библиотеке Флоренции существует, или, во всяком случае, существовала до разрушительного наводнения 1966 года, карта, датированная 1417 годом, на которой Groinlandia изображена на почти правильном месте и связана с Европой. Но у меня не было возможности увидеть эту карту или получить ее копию. Если она существует, то это самая ранняя из известных карт с изображением Гренландии.

Насколько мне удалось проследить картографические источники, самое раннее изображение Гренландии на карте появилось через десять лет после упомянутой выше флорентийской карты. Оно выполнено датским картографом Клавдием Шварцем, по неясной причине больше известным в истории под именем Клавдия Клавуса. Очевидно, на него оказал влияние Адам Бременский, но вряд ли подлежит сомнению, что у него были и другие, более современные источники информации. На первой карте Клавуса 1427 года изображен только восточный берег Гренландии. Местоположение его правильно, и рисунок береговой линии поразительно точен; но его Гренландия - это западный конец длинного, закругленного в виде петли моста суши, который простирается далеко на север от Исландии и соединяется с берегами Северной Европы к востоку от Белого моря. Это неверное представление о Гренландии в дальнейшем нашло свое отражение на многих более поздних картах.

Клавус большую часть своей сознательной жизни прожил в Италии и оказал большое влияние на картографов Средиземноморья. Он создал в 1467 году еще одну карту, на которой были показаны оба берега Гренландии, Эта карта поразительно точно воспроизводит местоположение Гренландии и ее форму, но связь Гренландии с северным побережьем Европы все еще сохраняется.

Попытка Клавуса примирить противоречивые свидетельства Адама Бременского была принята не всеми. На знаменитой "карте Винландии" примерно 1440 года, открытие которой в 1965 году произвело сенсацию, показана правильно размещенная Гренландия, с правильными очертаниями, правда, довольно маленькая и не связанная с Европой. Однако некоторые ученые считают это издание более поздним. Еще раньше, года через три после появления первой карты Клавуса в 1427 году, один из представителей французского духовенства, Джиломе де Филастре, выпустил в свет новое издание Птолемея, в котором он доказывал, основываясь только на названиях, что Гренландия должна находиться к югу от Исландии, "несмотря на то, что Клавус описал эти северные районы и составил их карту, на которой они показаны соединенными с Европой".

Трудно красноречивее проиллюстрировать все перемещения Гренландии на карте до периода серьезных путешествий с целью ее исследования, чем посредством описания различных ее конфигураций на картах XV столетия.

Генуэзская карта 1447 года вслед за Клавдием Клавусом изображает Гренландию, соединенную с Европой. Карта Фра-Мауро 1459 года (первая европейская карта, на которой показана Япония и весьма точно изображены очертания Африки) изображает Гренландию в виде вытянутого к западу мыса северной Скандинавии.

Карта, приложенная к изданию Птолемея 1467 года, повторяет Клавуса, но это, видимо, первая из карт, созданных под его влиянием, на которой показана Гренландия, не связанная с Европой.

Кто такие варяги?

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Кто такие варяги: славяне, норманны или кто-то еще? Однозначно ответить на этот вопрос практически не возможно. В зависимости от того, на какие исторические источники опираться, можно выделить два основных определения кто такие варяги. Большинство ученых считает, что варяги это нормандцы, выходцы из Скандинавии. Другая часть уверяет, что это славянское мореплаватели. Очевидно, что в этом вопросе все не столь однозначно, поэтому давайте разбираться.

Норманская теория

Согласно древним записям в русских летописях восточные славяне в давние времени называли Балтийское море не иначе, как Варяжским. Согласно сохранившимся записям господствовали в этом море представители трех народов: Дании, Швеции и Норвегии. Эти три нации у славянских племен назывались Норманнами или викингами. Они совершали морские походы, отличавшиеся особой жестокостью, которые наводили страх и ужас на всю Европу. В Европейских летописях осталось не мало упоминаний об этих воинах. При этом каждый народ называл их по-разному: англичане – датчанами, немцы – аскеманами, византийцы – варангами, а русские - варягами.

Варяжскими племенами правили вожди, которых называли конунгами . Родиной этих племен является Скандинавский полуостров, отличительной чертой которого можно назвать суровый северный климат. Вследствие чего там были не плодородные почвы. Отсутствие необходимой для жизни земли и заставляло местных жителей объединяться в дружины и отправляться на поиски богатств в далекие страны. Они были отличными мореплавателями и кораблестроителями, в следствие чего относились к кораблю не как представители других наций. Для них корабль был не просто средством передвижения, но еще и домом. В одном корабле могло разместиться до 150 воинов. При этом корабль не терял своей устойчивости и маневренности, благодаря чему они могли заходить в устья рек.

Именно по славянским рекам и проходил знаменитый путь из варяг в греки. Норманская теория, как бы, подводит нас к выводу, что викинги и варяги это одно и тоже. Русичи же по этой теории были не в состоянии управлять своими землями самостоятельно, поэтому и обратились к сильным норманом за помощью.

Славянская теория.

Получили ли мы ответ из предыдущей версии на вопрос, кто такие варяги? Навреное, нет, поскольку в этой версии много очень слабых мест, которые не выдерживают ни какой критики.

Есть и другая теория, согласно которой русские варяги не имеют ничего общего с викингами. По не многочисленным записям, сохранившимся в летописях, в том числе и в летописи Нестера, русские варяги преподносятся, как славянские разбойники! Время было не спокойное, отчетливых признаков государственности не было. Это и побуждало людей объединяться в дружины и заниматься морским разбойничьим промыслом. Более того, согласно этой теории, такие группы людей не только занимались морским разбоем, но и совершали это совместно с викингами. Именно они вместе с викингами совершали набеги по всей Европе (Германия, Англия, Ирландия, Италия, Византия и пр.), наводя ужас на местных правителей.

Восточные славяне в древности располагались вблизи Новгорода, что побуждало местных жителей подниматься на север. Ближе к морю. Именно по этой причине наши предки именовали Балтийское море Варяжским. Не из-за норманов, а из-за славянских разбойников. Оттуда же и пошло название торгового пути «путь из варяг в греки». Название этому пути дали не норманские викинги, а Варяжское море, которое служило началом этого пути. Знаменитый путь начинался от города Ладога. Вот здесь проявляется и еще один факт, который буквально сам наводит на мысль, что норманская теория сама по себе не состоятельна.

Викинги всегда славились своими морскими путешествиями. Да, у них были маневренные корабли, но пройти полностью путь из варяг в греки на них было не возможно, поскольку корабли были тяжелыми и не маневренные. Русские же в основном строили корабли для разбоя на реках, что позволяло их кораблям легко маневрировать в пологих реках.

Норманская теория имеет массу слабых мест, поскольку трудно представить, что российское государство добровольно позвало управлять собой правителей других стран (что по сути означает оккупацию), а также эта идея каким-то чудом просто взяла и объединила викингов и варяг, которые до этого в летописях описывалась, как отдельные народы.

Некоторые считают, что варяги - это всего лишь русское обозначение викингов. На самом же деле между варягами и викингами имеется множество существенных различий.

Происхождение названий

Понятия «викинг» и «варяг» имеют абсолютно разное происхождение. Большинство историков считают, что «викинг» берет свое начало от слова «vík», которое переводится с древненорвежского как «бухта» или «фьорд». Однако существуют и другие версии. Так доктор исторических наук Т. Джаксон утверждает, что название «викинг» произошло от латинского «vicus» - небольшое поселение ремесленников и торговцев. Это слово употреблялось еще в Римской Империи. Подобные поселения нередко находились на территории военных лагерей. Шведский ученый Ф. Аскерберг заявлял, что основой для существительного «викинг» послужил глагол «vikja» - покидать, поворачивать. Согласно его гипотезе, викинги - это люди, которые покинули родные места для того, чтобы добыть средства к существованию. Земляк Аскерберга исследователь Б. Даггфельдт предполагал, что слово «викинг» имеет много общего с древнескандинавским словосочетанием «vika sjóvar», означавшим «отрезок между сменой гребцов». А потому в первоначальном варианте термином «víking», скорее всего, называли дальнее странствие по морю, предполагающее частую смену гребцов.

Версию о происхождении термина «варяг» одним из первых высказал Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский посол, историк и писатель. Он предположил, что наименование «варяг» связано с городом Вагрия, где обитали вандалы. От названия жителей этого города «вагров» и произошло выражение «варяги». Много позже русский историк С. Гедеонов посчитал, что слово «warang», означающее меч и обнаруженное им в балтийско-славянском словаре Потоцкого, как нельзя лучше подходит на роль первоисточника термина. Многие историки связывают «варяга» с древнегерманским «wara» - клятва, обет, присяга. А языковед М. Фасмер считал прародителем «варяга» скандинавское понятие «váringr» - верность, ответственность.

Разная деятельность

Понятия «викинг» и «норманн», по мнению историков, отождествлять не следует, так как норманны - это народность, в то время как викинги - скорее, просто образ жизни. Об этом, в частности, говорят и ирландские исследователи Ф. Бирн и Т. Пауэлл. Бирн в своей книге «Новый взгляд на историю Ирландии эпохи викингов» утверждает, что приравнивать к термину «викинг» можно только термин «пират». Потому как именно грабежи являлись основным источником дохода викингов. Викинги не отличались оседлостью и не соблюдали законы.

Варяги же являлись своеобразным социальным пластом общества. Этакие воины по найму, охранявшие границы Византии от набегов тех же викингов. Старшая дочь византийского императора Алексея Комнина Анна написала о варягах в своем труде под названием «Алексиада». Принцесса утверждала, что варяги понимают свою службу по защите государства и его главы как передающийся по наследству почетный долг.

Также варягами называли и мирных купцов, которые возили товар по пути, именуемому в то время «из варяг в греки». Этот путь пролегал по воде из Балтийского моря в Черное и Средиземное моря. Причем, Балтийское море тогда носило другое название - Варяжское. А, по мнению советского историка А. Кузьмина, варягами раньше называли абсолютно всех жителей морского побережья.

Разные религии

Викинги, без сомнения, считавшие себя воинами, но никак не пиратами, поклонялись богу Одину, как и все скандинавы. Вечными спутниками Одина были вороны - птицы, которых не жаловали на Руси из-за их склонности к пожиранию падали. Кроме того русские издревле считали воронов символами всевозможных темных сил. Но именно ворон был изображен на флаге, украшавшем корабль знаменитого вождя викингов Рагнара Лодброка.

Священной птицей для варягов был сокол, который честно охотился за живой добычей. Сокол являлся птицей самого Перуна - языческого славянского бога, в которого и верили варяги. Издревле сокол почитался как образ мужества, достоинства и чести.

Понятия «викинг» и «варяг» имеют абсолютно разное происхождение. Большинство историков считают, что «викинг» берет свое начало от слова «vík», которое переводится с древненорвежского как «бухта» или «фьорд». Однако существуют и другие версии. Так доктор исторических наук Т. Джаксон утверждает, что название «викинг» произошло от латинского «vicus» - небольшое поселение ремесленников и торговцев. Это слово употреблялось еще в Римской Империи. Подобные поселения нередко находились на территории военных лагерей. Шведский ученый Ф. Аскерберг заявлял, что основой для существительного «викинг» послужил глагол «vikja» - покидать, поворачивать. Согласно его гипотезе, викинги – это люди, которые покинули родные места для того, чтобы добыть средства к существованию. Земляк Аскерберга исследователь Б. Даггфельдт предполагал, что слово «викинг» имеет много общего с древнескандинавским словосочетанием «vika sjóvar», означавшим «отрезок между сменой гребцов». А потому в первоначальном варианте термином «víking», скорее всего, называли дальнее странствие по морю, предполагающее частую смену гребцов.

Версию о происхождении термина «варяг» одним из первых высказал Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский посол, историк и писатель. Он предположил, что наименование «варяг» связано с городом Вагрия, где обитали вандалы. От названия жителей этого города «вагров» и произошло выражение «варяги». Много позже русский историк С. Гедеонов посчитал, что слово «warang», означающее меч и обнаруженное им в балтийско-славянском словаре Потоцкого, как нельзя лучше подходит на роль первоисточника термина. Многие историки связывают «варяга» с древнегерманским «wara» - клятва, обет, присяга. А языковед М. Фасмер считал прародителем «варяга» скандинавское понятие «váringr» - верность, ответственность.