Постановка на миграционный учет. Постановка на миграционный учет: правила

Регистрация по месту пребывания - это способ сообщить государству свой временный адрес. Для такой регистрации не нужно владеть недвижимостью, вас прописывает у себя хозяин дома (при этом права собственности на жилплощадь у вас не будет).

Возможно вам будет интересно:

Становиться на учет по месту пребывания обязаны как граждане РФ, так и иностранцы. О нюансах регистрации последних мы подробно поговорим в этой статье. А быстро разобраться с темой поможет таблица ниже:

Регистрируясь по месту пребывания, вы сообщаете государству свой временный адрес. Такой вариант регистрации подходит тем, кто временно посещает Россию и не собирается здесь жить.

Какие есть законы о регистрации иностранных граждан?

Основных законов, которые регулируют регистрацию иностранцев в России и которые мы использовали для составления этой статьи, всего три:

1. Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”;

2. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Граждане РФ, которые уехали с места прописки более 3 месяцев назад. А также каждый иностранец, кто:

Посещает Россию;

Живет в РФ, но уже больше недели проживает по другому адресу.

Оформлением регистрации занимается не сам иностранец, а тот, у кого он остановился - администрация гостиницы, владелец квартиры или др.

1. Доехать до места, где собираетесь остановиться (напр. в отель);

2. Показать владельцу помещения (сотруднику отеля) свой паспорт и миграционную карту.

3. Владелец заполнит уведомление о прибытии иностранного гражданина, снимет копию вашего паспорта и направит документы в миграционную службу.

4. Вас зарегистрируют по адресу, где вы остановились, и снимут с учета, когда вы покинете страну.

Принимающая сторона (т.е. владелец квартиры) обязана поставить вас на учет в течение 7 рабочих дней. Если же вы остановились в отеле - вас зарегистрируют в день заезда.

Где скачать бланк уведомления о прибытии и как его заполнить?

Уведомление о прибытии иностранного гражданина;

Ксерокопия паспорта иностранца;

Оригинал паспорта принимающей стороны;

Ксерокопия миграционной карты.

По месту, где остановился иностранец (т.е. по месту нахождения отеля, квартиры и пр.). Адреса территориальных подразделений МВД можно .

По почте;

Если вы остановитесь в гостинице, то все хлопоты регистрации возьмет на себя персонал. Когда будете вселяться, сотрудник гостиницы снимет копии с ваших документов, заполнит уведомление о прибытии и направит его в МВД в тот же день.

Зарегистрироваться по месту проживания можно после того, как получите разрешение на временное проживание или вид на жительство. С помощью этих документов вы сможете оформить прописку на 3 или на 5 лет соответственно.

Регистрация мигрантов в миграционной службе по месту пребывания

Каждый, кто приехал в Россию из-за границы обязан встать на миграционный учет по месту пребывания - то есть сообщить миграционной службе, где он будет временно проживать. Это требование относится не только к тем иностранцам, кто на время приехал в Россию, но и тем, кто постоянно или временно проживает в России (если в течение недели жить не по адресу прописки).

Порядок первичной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в России можно выразить в 3х простых шагах:

  1. Иностранец доезжает до места пребывания.

Иностранный гражданин въезжает в Россию и добирается до места, в котором собирается остановиться, например, в отель.

  1. В МВД направляется уведомление о прибытии иностранного гражданина .

Гость показывает паспорт и миграционную карту (визу, ВНЖ или другой документ, который разрешает въезд в РФ) принимающей стороне - сотруднику администрации отеля. Сотрудник заполняет уведомление о прибытии, прикладывает к нему ксерокопию паспорта иностранца и направляет документы в территориальный орган МВД .

Важно: Обращаться с уведомлением нужно в подразделение по месту нахождения квартиры, в которой будет проживать иностранец.

  1. Иностранца ставят на учет по месту пребывания.

МВД зарегистрирует иностранца и самостоятельно снимет его с учета, когда получит информацию от пограничной службы, что тот выехал из страны.

Как видите, обязанность по регистрации иностранца в России лежит на том, у кого он проживает. Задача иностранца - добраться до нужного места и показать принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту. Никакого другого участия в своей регистрации он не принимает. А главный документ для регистрации иностранца в России - это уведомление о прибытии.

Где скачать бланк уведомления и как его правильно заполнить, .

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства на территории РФ - совершенно иная процедура. Прописаться по месту жительства может только тот иностранец, у которого есть в России право на жилье. Приглашающая сторона здесь не участвует, и уведомление о прибытии тоже не нужно. Иностранный гражданин оформляет прописку сам, предварительно получив:


Подробнее о том, как получить разрешение на временное проживание или вид на жительство , читайте на официальном сайте МВД.

Обратите внимание: Регистрация переселенцев осуществляется по общим правилам. Если вы получили разрешение на временное проживание или вид на жительство - вам нужна регистрация по месту проживания. Если же РВП или ВНЖ нет - регистрируйтесь по месту пребывания.

Сколько дается времени на регистрацию по месту пребывания

Передать в ФМС уведомление о прибытии иностранного гражданина нужно в течение 7 рабочих дней.


абз. 2-3 п. 20 ПП РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

" Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания."

Обратите внимание: Гостиницы, отели и санатории уведомляют о прибытии иностранцев в течение 1 дня.

Временная регистрация иностранных граждан в Москве по месту пребывания

Временную регистрацию иностранцев в Москве оформляют по общей схеме. Напишите уведомление о прибытии иностранного гражданина и направьте его в МВД г. Москвы в течение 7 дней.

Обратите внимание: Пример, как заполнить уведомление, вы .

Адреса, куда обращаться с уведомлением, чтобы сделать регистрацию иностранных граждан в МВД Москвы, в зависимости от вашего района вы .


Направить уведомление можно непосредственно в подразделение МВД, а также:

  • По почте (для этого подготовьте уведомление в 2х экземплярах);
  • Через МФЦ
  • С помощью Госуслуг в разделе “Миграционный учет” .

Обязательно возьмите с собой паспорт. Без паспорта приглашающей стороны уведомление не примут.

Как зарегистрировать иностранного гражданина в своей квартире

Если к вам в гости из-за рубежа едет друг или родственник, который собирается остановиться у вас в квартире, нужно позаботиться о его регистрации.

Как временно прописать у себя иностранца ?

У вас есть 7 рабочих дней, чтобы оформить временную регистрацию гостя, поэтому затягивать с ней не стоит. Когда иностранец до вас доберется, выделите 5 минут, чтобы заполнить вместе с ним уведомление о прибытии.

В уведомлении вы указываете:

  • Паспортные данные гостя (имя, дату рождения, серию паспорта и пр.);
  • Цель и дату его въезда;
  • Серию и номер миграционной карты (или визы, если он въезжал по ней);
  • Адрес вашей квартиры;
  • Ваши паспортные данные (имя, дату рождения, серию и номер паспорта, прописку).

Заполненное уведомление о прибытии выглядит так:



Какие документы нужны?

Кроме уведомления вам понадобится копия паспорта гостя и оригинал вашего. Лучше захватить с собой и миграционную карту, хотя по закону показывать ее не обязательно. С этими документами вы едете в МВД.

Куда нести уведомление о прибытии?

Уведомление направляют в миграционную службу района, в котором вы собираете прописать вашего гостя. Адреса подразделений МВД России, где смогут зарегистрировать иностранного гражданина в вашей квартире, .

Если вы не хотите обращаться напрямую в МВД, вы можете направить все документы с помощью МФЦ, по почте или онлайн через Госуслуги .

Что делать после того, как передал документы?

Сотрудник МВД их проверит и поставит иностранца на миграционный учет по адресу вашей квартиры.

Как отменить регистрацию, если гость уехал?

Такая прописка иностранного гражданина в России - временная и действует до тех пор, пока он не выедет из страны. Снова идти в МВД, чтобы снять иностранца с учета, не нужно - они сделают это автоматически, когда получат информацию от пограничной службы.

Регистрация иностранных граждан в гостинице

Гостиницы, заселяя иностранца, также заполняют уведомление о прибытии и направляют его в МВД. Однако времени на это дается меньше - сообщить о заселении они обязаны в тот же день. Как это работает:

  1. Иностранный гость показывает сотруднику гостиницы свой паспорт, миграционную карту или визу.
  2. Сотрудник гостиницы проверяет документы, снимает с них копии и заполняет уведомление о прибытии. Экземпляр уведомления хранится в гостинице 1 год.
  3. Сотрудник гостиницы ставит отметку о принятии уведомления, отдает его отрывную часть гостю и направляет уведомление в миграционный орган по почте или онлайн.
  4. Когда иностранец съедет, гостиница также сообщит об этом в МВД.

Так, регистрацией иностранца, который останавливается в гостинице, занимаются сотрудники гостиницы. От гостя требуется только показать свой паспорт и миграционную карту. Гостиница сообщит о месте пребывания иностранца в тот же день.

  1. Иностранец, который въезжает в РФ или больше недели живет не по адресу прописки, обязан встать на учет по месту пребывания.
  2. Регистрацией по месту пребывания занимается хозяин жилого помещения - для этого он заполняет уведомление о прибытии иностранного гражданина и направляет его в МВД.
  3. Кроме уведомления о прибытии нужна копия паспорта иностранца, миграционная карта (желательно, но необязательно) и оригинал паспорта хозяина жилого помещения.
  4. Зарегистрировать иностранного гостя нужно за 7 рабочих дней.
  5. Иностранца, который заселяется в отель, администрация отеля регистрирует в тот же день по общей схеме - заполняют уведомление и направляют его в МВД.

Посещая Россию, иностранцы должны встать на миграционный учет. Необходимость обусловлена контролем за прибывающими в страну гражданами. Зная о приезде мигранта, властям проще отслеживать его деятельность в пределах РФ. Отлаженная постановка на миграционный учет иностранных граждан подчиняется общим положениям. Отклонение от норм миграционного законодательства наказывается административным штрафом.

Миграционное законодательство претерпевает постоянные усовершенствования. Объясняется это изменением геополитической ситуации в мире. Серьезным направлением является первичный миграционный учет иностранных граждан в рамках проведения Чемпионата мира летом 2018 года. Положения и рекомендации закреплены в .

Миграционная политика на время проведения спортивных состязаний также регулируется . Ответственный орган за миграционный учет иностранцев – ГУВМ при МВД РФ. Оговаривается, что все действия будут укладываться ровно в 24 часа со дня подачи заявки.

Основные правила нахождения иностранных граждан на территории РФ в 2019 году закреплены в (с изменениями и дополнениями). Законодатель определяет миграционные правила для трудовых мигрантов, туристов, иностранных студентов и иных лиц.

Когда нужно вставать на учет?

Совершая целевой въезд в РФ, иностранец проходит таможенный контроль и заполняет миграционную карту (МК). Нужно заранее определиться, где получить миграционную карту для заполнения – у водителя автобуса, членов экипажа самолёта или из рук пограничников на КПП. Этап получения МК не завершает процедуру, новоприбывшему придётся встать на миграционный учет по месту пребывания в одном из регионов.

Кому нужно обязательно регистрировать свой статус:

  • посетившим Россию туристам;
  • гостям, если срок их пребывания в РФ свыше 7 дней;
  • трудовым мигрантам;
  • иностранным студентам;
  • морякам гражданских судов, экипажам самолетов (свыше 24 часов нахождения в РФ), а также кораблей (свыше 3 суток).

Ничего страшного, если иностранец не успевает лично зарегистрировать свой статус в миграционном органе. Сегодня можно запросто встать на миграционный учет на почте, отправив уведомление через ФГУП «Почта России». Указанные действия разрешены как иностранцам, так и их представителям от принимающей стороны. Проигнорировав требования закона, придётся заплатить штраф за несвоевременную постановку на миграционный учет.

Миграционный учет, регистрация и временная регистрация — в чем разница: Видео

Сроки постановки

Готовясь к поездке, желательно заранее узнать о сроках регистрации. Следует отметить, что сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан различаются в зависимости от страны. Действуя по общему порядку,иностранец должен встать на миграционный учет, спустя 7 дней после заселения в квартиру или дом (исключая гостиницы и отели).

Гражданам входящих в ЕАЭС государств имеют некоторые привилегии – сроки постановки иностранных граждан на миграционный учет растянутся на месяц. Гражданам Таджикистана даётся чуть меньший срок – 15 дней на все хлопоты с оформлением.

Кто может принять иностранца?


Все действия по миграционному учету обычно берёт на себя принимающая сторона в России для иностранцев – физические и юридические лица, имеющие гражданство РФ или ВНЖ. Скажем, если иностранец прибывает на работу – юридическое лицо или предприниматель. Если пребывание объясняется получением РВП, ВНЖ и гражданства, то собственник жилого помещения.

Для миграционного учета необязательно привлекать принимающего. Например, если иностранец уже имеет жилье в России (купленное, полученное в качестве наследства или подаренное родственником). При этом мигранту не придётся выбирать, в какой город переехать жить в России, т.к. остановиться можно в любом регионе, если это не нарушает текущего учета и квоты.

Обязанности принимающей стороны

Самостоятельно встать на миграционный учет иностранец вряд ли сможет. Обычно процедурой занимается гражданин нашей страны или обладатель ВНЖ. Основные обязанности принимающей стороны иностранных граждан – обеспечить приезжего жильем (не всегда) и уведомить о приезде ГУВМ. Чистый бланк миграционного учета заполняется на основе данных МК и паспорта иностранного соискателя. Кроме того, обязанности принимающей иностранных граждан стороны касаются продления разрешения приехавшего, если тот намерен задержаться в РФ чуть дольше.

Порядок действий


Обязательный учет иностранных граждан по месту пребывания не представляет особых сложностей. Но для этого он должен оформляться по всем правилам миграционного законодательства. Важно заранее подготовить документы и подтвердить статус иностранца (если требуется). Помимо УВМ УМВД можно подать заявку на миграционный учет в МФЦ («Мои документы»). Основное преимущество государственных организаций-посредников – отсутствие очередей и оформление в течение 5-10 минут.

Сбор документов

Рассматривая документы для постановки на миграционный учет иностранных граждан, заметим, что они могут отличаться, все зависит от российского представителя. Практически всегда от мигранта требуют только паспорт (заграничный) и заполненную на границе миграционную карту (подлинник).

Иностранцу

Регистрируясь в РФ, иностранец может уже иметь постоянное жилье. Рассмотрим документы именно для таких случаев:

  • копия и оригинал паспорта;
  • оригинал и копия миграционной карты (всем, кроме прибывших из Республики Беларусь);
  • подтверждение права собственности на квартиру или дом (свидетельство);
  • официальные разрешения – РВП или ВНЖ.

Документы подаются вместе с заполненным заявлением. Рекомендуем скачать свежий бланк для постановки на миграционный учет, заполнить его можно и до визита в УВМ УМВД.

Принимающему

Ответственная за размещение иностранца сторона подаёт документы вместе с документами на своего «подопечного». Помимо паспорта и копии, потребуется предоставить правоустанавливающие документы на квартиру. Например, постановка иностранных граждан на миграционный учет предполагает договор найма жилого помещения или договор о предоставлении места в общежитии.

Организация, как принимающая сторона, подтверждает статус юридического лица. Такими документами могут быть копии ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, трудовые соглашения. Но основной документ – регистрация работодателя в УВМ УМВД в качестве субъекта. Только после этого можно участвовать в миграционном учете и принимать иностранную рабочую силу.

Уведомление УВМ

Закончив заселение подопечного, представитель обязуется заполнить уведомление о прибытии иностранного гражданина в один из регионов нашей родины. Допускается вносить информацию в бланк шариковой ручкой. Ошибки, помарки и зачёркивания недопустимы.

Закончив с заполнением бланка, принимающая сторона (или сам иностранец) относят документы в ближайшее миграционное отделение. Кроме того, можно передать заявку через ГБУ «Мои документы» или ФГУП «Почта России». Приняв уведомление от принимающей стороны, сотрудник выдаёт отрывной корешок. Талончик нужно сохранить, его обычно просят предъявить сотрудники правоохранительных органов.

Процедура продления миграционного учета

Нахождение с визитом в России свыше отведённого срока возможно только после продления миграционного учета, а точнее, его сроков. Привилегия дана далеко не всем мигрантам. Уважительные основания для продления миграционного учета иностранных граждан – статус трудового мигранта, студента, получателя РВП (ВНЖ) или высококвалифицированного специалиста. Обычные безвизовые туристы продлить свое пребывание в РФ не смогут.

Письменный образец заявления свободной формы на продление миграционного учета заполняется с учетом конкретных обстоятельств:

  • наименование подразделения;
  • ФИО и личные данные соискателя;
  • просьба пролонгировать срок;
  • уважительные причины;
  • ФИО и/или информация о принимающей стороне (работодателе);
  • дата и подпись.

После рассмотрения заявления миграционный орган выносит решение – удовлетворить продление срока или отказать вследствие недостаточно веских причин.

Ответственность за нарушение правил нахождения в РФ

Российские власти тщательно следят за соблюдением законов в сфере миграции. Злостное и неоднократное нарушение миграционного режима приводит к серьезным санкциям, вплоть до пожизненного запрета дальнейшего въезда в РФ. Действия так называемых нелегалов квалифицируются как незаконное пребывание иностранных граждан на территории РФ без разрешения.

Основное наказание – административный штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей (). Крайняя мера – депортация из страны. Отметим, что миграционный контроль охватывает не только приезжих.

Законодатель наказывает и принимающую сторону – физическим лицам грозит штраф до 4 тысяч рублей, юридическим – до полумиллиона рублей, а должностные лица могут быть наказаны взысканием до 50 тысяч рублей. Поэтому в интересах самого мигранта выяснить, за что депортируют из России и не совершать глупых поступков.

Процесс снятия с миграционного учета

Покидая пределы России, иностранец аннулирует действующую регистрацию. Повторный визит в нашу страну обязывает мигранта заново встать на миграционный учет в УВМ УМВД. Только тогда можно свободно работать, учиться и стажироваться.

Официальное снятие с миграционного учета иностранных граждан в 2019 году гораздо проще процедуры регистрации. Пересекая границу РФ, иностранец отдаёт отрывной корешок пограничникам. Кроме талона, передаётся МК (она уже не нужна). Выезд из РФ с указанными документами, а затем нелегальное пересечение границы – два нарушения миграционного законодательства РФ по КоАП. Естественно, нелегалы будут пойманы, оштрафованы и выдворены.

Постановка ребенка на учет


Семейные въезжающие обязаны зарегистрировать и своих детей. Информацию об этом предлагают все те же правила постановки иностранных граждан на миграционный учет по ФЗ № 115. Никаких особых исключений нет, регистрация детей также осуществляется в недельный срок.

Оформляя миграционный учет на детей, родители должны помнить о пролонгации. Скажем, если трудовой мигрант продлевает разрешение на основании трудового патента, нужно будет продлить регистрацию и для ребенка. Каждый последующий миграционный учет детей иностранных граждан предполагает заполнение заявлений как на детей, так и на родителей. Отказ в регистрации обязывает родителя покинуть страну вместе с сыном или дочерью.

Документы

Ответственными за миграционный учет детей иностранцев являются родители, но чаще представитель, знающий русский язык.

Инспекторы УВМ УМВД затребуют:

  • удостоверение личности или свидетельство о рождении маленького иностранца;
  • ОМС или ДМС (медицинские полисы);
  • документы на квартиру (если иностранец является собственником);
  • договор найма жилого помещения.

Несовершеннолетние в ходе миграционного учета получают отдельный отрывной корешок. Выданный талончик аннулируется вместе с прекращением срока пребывания в РФ матери/отца (опекунов).

Несоблюдение сроков

Отведенные сроки для постановки на учет детей совпадают со сроками на регистрацию родителей. Несоблюдение предусмотренных сроков наказывается денежным взысканием, а в ряде случаев депортацией. Наказание распространяется на родителей несовершеннолетних.

Проверка временной регистрации иностранца

Официальные работодатели иностранцев должны следить за регистрацией своих сотрудников. Определить подлинность печати о регистрации совсем несложно. Следует лишь выбрать, как проверить постановку на миграционный учет – лично или дистанционно.

Три способа выяснить подлинность регистрации:

  • посещение УВМ УМВД лично;
  • запрос через «Почту России»;
  • дистанционная проверка на сайте ГУВМ МВД.

Последний онлайн-способ гораздо удобнее. Зная информацию из отрывного корешка, можно сопоставить ее с миграционной базой ведомства.

Особенности для граждан стран СНГ

Осуществляя въезд в РФ, нужно заранее изучить правила. Кроме этого, если вы сомневаетесь, разрешат пересечь границу или нет, нужно проверить запрет на въезд на РФ (например, онлайн). Вооружившись достоверными данными, вы с легкостью пройдете оформление.

Украины


Современная постановка в РФ на миграционный учет беженцев с Украины предполагает упрощенный порядок. Подписанное между странами соглашение даёт украинцам возможность пребывать в РФ без регистрации до 90 дней. Далее нужно пройти миграционный учет и подтвердить статус.

Беларуси

Добрососедские отношения между Россией и Республикой Беларусь упрощают миграционный учет. Въехавшие в РФ белорусы не заполняют миграционную карту. Однако им даётся 30 дней на регистрацию своего статуса. Впрочем, чаще всего это лишь формальности и белорусы живут в РФ по своему паспорту.

Казахстана

Закон не обязывает казахов вставать на миграционный учет, если они приехали в Россию на срок меньше 30 дней. Увеличение времени пребывания в РФ обязывает их сообщить о своем статусе в миграционном отделении. Граждане Казахстана также заполняют МК, где указана дата пересечения границы через контрольно-пропускной пункт

Таджикистана

Двухстороннее соглашение между Россией и Таджикистаном определяет политику в сфере миграции населения двух государств. Приехавшие в РФ жители Таджикистана могут не вставать на миграционный учет в течение 15-дневного срока. Нахождение в России свыше оговоренного периода обязывает их обратиться в УВМ УМВД за регистрацией на месте.

Узбекистана


Приезжие из Узбекистана ищут рабочие места и поступают в высшие учебные заведения нашей страны. На завершение миграционного учета отводится 14 дней с момента прибытия в один из регионов. Статистика утверждает, что мигранты из Узбекистана чаще всего становятся нелегалами.

Молдовы

Молдова еще не приняла членство в ЕАЭС, поэтому для жителей этой страны в 2019 году действует въезд по визам. Следовательно, миграционный учет происходит на срок действия визы либо в недельный срок, как и для остальных иностранцев.

Киргизстана

Дружественным с Россией странам дарованы привилегии миграционного учета. Исключением не стал и Киргизстан, входящий в состав ЕАЭС. Посетившие нашу страну киргизы могут не заявляться целый месяц. Затем им предстоит оформить временную прописку и уведомить УВМ УМВД о своем статусе новоприбывшего.

Армении

Въехав в Россию, жители Армении заполняют МК. Впоследствии они имеют право месяц пребывать в России без уведомления властей. Параллельно с миграционным учетом можно подыскать работу или узнать о порядке зачисления в российский ВУЗ.

Согласно законодательству РФ въезд на территорию страны иностранные граждане (ИГ) могут осуществлять по визе или в безвизовом режиме.

На безвизовый въезд имеют право:

  1. Граждане стран бывшего СНГ.
  2. Представитель государств, имеющих с Россией соглашение о безвизовом посещении на 30 дней.
  3. Обладатели РВП и ВНЖ.
  4. Другие категории ИГ въезжают на основании визы: деловой, частой, учебной, туристической и др. Получить визу можно по приглашению от граждан России или юридических лиц, зарегистрированных в государстве.

Цель визита для порядка процедуры значения не имеет, но влияет на сроки нахождения в РФ.

Не подлежат временной регистрации на территории страны следующие категории граждан:

  1. ВКС и члены их семей.
  2. Представители экипажей военных судов, если срок их пребывания в стране составляет менее 24 часов.
  3. Транзитные путешественники.
  4. Путешественники, если срок их нахождения в России менее 7 дней.
  5. Члены экипажей автобусов, поездов и самолётов, при условии, что они не покидают территорий авто- и железнодорожных вокзалов и аэропорта.

Регламент постановки ИГ на учёт содержится в ФЗ № 109 от 18.07.06 г. «О миграционном учёте…» , Административном регламенте ФМС РФ № 364 от 29.08.13г . Процедура дополнительно регулируется ФЗ «О порядке въезда в РФ» , «О правовом положении ИГ в РФ».

Каковы правила регистрации иностранных граждан по месту пребывания?

Правила и сроки регистрации по месту пребывания

Процедура уведомления ФМС начинается при получении на границе миграционной карты (МК).

С этого момента, независимо от сроков, в которые лицо добирается до места проживания, начинается отсчёт семи дней для оформления .

Вся ответственность за надлежащее возлагается на принимающую сторону.

Если ИГ планирует проживать в гостинице, . Когда принимающая сторона не может осуществить регистрацию, иностранец должен сделать это самостоятельно .

При оформлении регистрации иностранцам стоит учитывать разницу понятий «приглашающая» и «принимающая» сторона. Приглашающим является лицо, по ходатайству которого иностранец въезжает в Россию или получает визу. Сведения о приглашающем вносятся в МК.

После въезда ответственность ложится на принимающую сторону , на лицо, у которого иностранец будет зарегистрирован. В этом качестве может выступать гражданин РФ, иностранец с ВНЖ, частный предприниматель, юрлицо.

Принимающих лиц, за время пребывания в РФ, может быть несколько, в зависимости от того, сколько раз иностранец будет изменять место собственного временного проживания.

Оформляя регистрацию, принимающая сторона возлагает на себя ответственность за поведение гостя и фактически берёт его под собственную защиту. Присутствие принимающего лица при регистрации обязательно, гость на процедуру в ФМС может не являться.

Регистрация по месту пребывания оформляется на срок действия визы. Для безвизового въезда срок составляет 90 суток, по истечении которых иностранец должен выехать из страны. Регистрационный учёт соответственно с этого момента прекращается.

Если ИГ проживает в помещении менее 7 суток, регистрация не требуется.

Особые рамки введены для следующих категорий:


На следующий день должны пройти регистрацию ИГ :

  1. Не имеющие конкретного адреса для проживания.
  2. Трудящиеся вахтой.
  3. Находящиеся на лечении.
  4. Заселяющиеся в санатории, гостиницы, пансионаты, на турбазы.

Каков порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания?

Порядок процедуры

Регистрация осуществляется органами ФМС по адресу проживания ИГ. Процедура состоит из подачи уведомления о пребывании ИГ , заполняющегося непосредственно в отделении или направляющегося по почте заказным письмом. При заполнении уведомления заявитель должен предъявить паспорт.

Послать уведомление по почте можно однократно, только при постановке на учёт впервые.

Если принимающей стороной является гостиница, уведомление направляется в ФМС по электронной почте. К уведомлению прилагаются копии следующих документов:

  • паспорта заявителей;
  • миграционная карта;
  • виза;
  • документы на жилое помещение. Если у жилья несколько собственников, понадобится согласие всех;
  • свидетельство о рождении (для гражданина с ребёнком).

Уведомление оформляется на специальном бланке, печатными буквами, без сокращений и исправлений. Все внесённые в него сведения должны совпадать с документами. Бланк в отделении ФМС и на почте предоставляется бесплатно.

Подробнее о регистрации иностранных граждан на почте, читайте на .

Принимающий уведомление сотрудник регистрирует документ и возвращает его отрывную часть заявителю. Отрывная часть передаётся ИГ и служит основанием для его официального пребывания в РФ наряду с визой и миграционной картой.

Особые условия действуют для украинцев , которые имеют право проживать в России без временной регистрации 90 суток. Обязанность пройти регистрацию для них наступает в том случае, если они планируют находиться в России дольше.

Где можно временно зарегистрироваться?

Для иностранцев возможна регистрация в следующих помещениях:

  1. Любое жилое помещение.
  2. Организация, предоставляющая гостиничные услуги.
  3. Лечебное учреждение (больница, санаторий, пансионат).
  4. Детские оздоровительные учреждения.
  5. Исправительные колонии.

Нельзя оформить регистрацию в транспорте, палатке.

Место пребывания мигранта и принимающего лица могут быть разными. Если принимающий иностранца гражданин владеет несколькими помещениями, он может зарегистрировать иностранца в любом из них, независимо от своей прописки.

Данный факт зачастую становится причиной отказа в приёме уведомления ответственными сотрудниками. Их действия противоречат законодательству .

Госпошлина

Уведомление рассматривается сотрудниками ФМС три рабочих дня . Если все документы в порядке гражданину выдаётся Свидетельство о временной регистрации . Срок может быть увеличен при подаче уведомления по почте или через портал Госуслуги.

Приём уведомления сотрудниками ФМС производится бесплатно, но с уплатой госпошлины в 350 рублей . В почтовом отделении за услуги выплачивается сумма 216 рублей.

Особенности для трудовых мигрантов

Порядок регистрации по месту пребывания от сроков её оформления не зависит. Отличие составляют только возможные сроки пребывания в РФ. Как оформить регистрацию на 3 года для иностранных граждан или на год?

Регистрация на длительный срок – от года до трёх лет – возможна исключительно для трудовых мигрантов. Оформление регистрации данных категорий иностранцев имеет некоторые особенности:


О том, как продлить регистрацию по патенту, вы можете узнать из видео:

Продление

Временная регистрация для иностранца доступна только на срок действия визы или 90 дней для безвизовых стран . По истечении этого срока он обязан пересечь границу в обратном направлении.

В особых обстоятельствах правило не действует, и регистрацию можно продлить . Действие возможно при соблюдении следующих условий:

  • продлена виза;
  • выдано РВП или ВНЖ или подано ходатайство на их получение;
  • продлён договор с ВКС;
  • мигранту выдан патент;
  • иностранцу присвоен статус беженца или вынужденного переселенца.

Дополнительным поводом могут служить обстоятельства, когда выезд невозможен: болезнь ИГ, смерть близкого родственника.

Проводится на основании поданного иностранцем ходатайства, к нему прилагаются:

  1. МК и паспорт.
  2. Документ — основание.

Снятие с учёта и перерегистрация

Выезд мигранта за пределы страны по окончании срока регистрации является поводом для снятия его с учёта, регистрация становится не действительной автоматически .

Отрывной талон и МК сдаются пограничникам.

При новом въезде все мероприятия по регистрации повторяются в том же порядке.

Поводом для снятия с учёта служит смерть иностранца и фиктивная регистрация. Штраф за фиктивную регистрацию составляет 5000 рублей. После снятия с учёта мигрант в этом случае подлежит немедленной депортации.

Его виза автоматически аннулируется . По закону нарушение миграционного законодательства может повлечь запрет на въезд в РФ сроком до 3-х лет.

ИГ накладывается не только на него, но и на принимающую сторону:

  • до 4000 — на физлицо;
  • до 500 000 — на юридическое лицо;
  • до 50000 — на должностное лицо.

За время пребывания в стране мигрант может изменить место проживания. Он обязан известить об этом ФМС . Новая принимающая сторона должна взять у иностранца отрывную часть уведомления и подать уведомление.

Причины отказа

При регистрации возможны проблемы в виде отказа ФМС. Основанием для отказа по закону служат:

  1. Ошибки в уведомлении.
  2. Неполный пакет документов.
  3. Попытка регистрации в несоответствующем месте.
  4. Жилое помещение, в котором проводится регистрация, находится под арестом или в залоге.
  5. Нет согласия собственника помещения.

В некоторых случаях возможна повторная попытка регистрации после устранения препятствий.

Процедура регистрации ИГ по месту пребывания достаточно проста и не требует сбора и предоставления специальных документов.

Нарушение правил влечёт за собой серьёзное наказание, поэтому затягивать с процессом не стоит.

О правилах временной регистрации иностранных граждан в России вы можете узнать из видео:

Московское бюро миграционных услуг предлагает комплекс юридических услуг по содействию в постановке на временный миграционный учет иностранных граждан прибывших в РФ, поскольку вопрос, где встать на миграционный учет по месту пребывания, - наиболее часто задаваемый мигрантами. Стоимость услуги уточняйте у наших специалистов.

Трудовая миграция в РФ регулируется законом от 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В 2014 г. данный закон был радикально пересмотрен. Изменения вступили в силу с 01.01.2015 г.

Постановка на миграционный учет

Иностранцы прибывшие в Россию для работы либо иной деятельности обязаны зарегистрироваться по месту пребывания в течение семи рабочих дней. Исключением являются высококвалифицированные специалисты и члены их семей. Для них срок регистрации увеличен до 90 дней. Для граждан СНГ действуют несколько другие правила:

1. Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия - входят в состав ЕАЭС, поэтому их граждане имеют преференции при посещении РФ. Граждане данных стран обязаны встать на миграционный учет в течение 30 дней. Въезд осуществляется по внутренним паспортам республик без виз.

2. Таджикистан не вступил в ЕАЭС, но является кандидатом на вступление. Регистрироваться гражданам Таджикистана можно в течение 15 дней, виза не нужна, но необходим загранпаспорт (с 01.01.2015 г).

3. Украина. Виза не нужна, украинцы могут находиться в РФ без регистрации в течение 90 дней с дальнейшим продлением до 270 дней, но для работы им необходимо зарегистрироваться в течение 7 рабочих дней.Въезд осуществляется по внутренним паспортам страны.

4. Азербайджан, Узбекистан, Молдова. Визы не нужны, но въезд – исключительно по загранпаспортам, постановка на учет производится в стандартные сроки (7 дней).

5. Жителям Грузии, Туркмении необходима виза + наличие загранпаспорта, постановка на учет – без преференций (7 дней).

6. Без виз могут въехать граждане Абхазии и Южной Осетии, а также лица без гражданства из стран Прибалтики, регистрация осуществляется за стандартную неделю. Для абхазов и осетин без паспортов РФ въезд возможен по заграничному либо внутреннему паспорту республик.

8. Жители Приднестровья при обладании исключительно паспорта Молдовы въезжают и регистрируются по правилам для жителей Молдовы. Наличие у них «корочек» СССР либо Приднестровья не может служить основанием для взъезда в Россию.

Напомним, что для работы в России мигрант обязан подчеркнуть в графе "Цель поездки" миграционной карты пункт "Работа". Также с января 2014 г. введены ужесточения по срокам пребывания иностранных граждан, а именно: срок пребывания не может превышать 90 дней с момента последнего пересечения границы из каждых 180 дней. При нарушении данного срока в отношении иностранца применяется режим ограничения во въезде в РФ сроком от 3 до 10 лет. Данные требования не распространяются на тех граждан, которые оформили патент на работу либо .

Принимающая сторона

Принимающая сторона обязана собрать необходимые документы и уведомить ближайшее отделение ФМС о прибытии на свою «территорию» иностранцев в срок до 7 дней. Принимающей стороной могут быть:

гостиницы, пансионаты, отели (сбором и отправкой документов в ФМС занимается администрация);

физические лица (ответственный квартиросъемщик, собственник квартиры или дома);

юридические лица, то есть компания, где иностранец будет работать.

Пребывание иностранцев фиксируется по фактическому адресу работодателя либо по адресу проживания в гостинице, частном доме, квартире.

Продление регистрации при трудоустройстве в РФ

Продлить временную регистрацию обязан любой иностранец, находящийся в РФ более 90 дней. Жители Белоруссии, Армении, Казахстана могут сразу (при въезде) оформить регистрацию на 1 год либо продлить ее по истечении 3-х месяцев (например, на основании трудового договора).

Жители Молдовы, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Киргизии могут продлить срок регистрации свыше 3-х месяцев до 1 года только при наличии (продлении) действующего . Жителям Грузии, Туркменистана, прочих стран, где для въезда в Россию нужна виза, соответственно, потребуется получить (продлить) .

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).