Положено ли военным пенсионерам земельный участок. Как получить земельный участок военнослужащему? К заявлению дополнительно прикладываются документы

  • Военнослужащие - обладатели земельных льгот
  • Земельные преимущества для военных граждан
  • Льготные земельные налоги для военнослужащих

Исходя из законов и положений РФ, государство предусматривает земельные льготы для военных. В соответствии с их желанием и стремлением организация должна предоставить право на участие в строительстве кооператива или на получение земли для строительства собственного дома с целью личного пользования.

Военнослужащие — обладатели земельных льгот

К военнослужащим относят следующие лица:

  • проходящие службу по контрактной системе;
  • уволенные с должности по достижению пенсионного возраста, по состоянию здоровья, но стаж работы должен составлять не менее 10 лет;
  • направленные на службу в горячие точки.

Привилегии на получение военными земельных участков определяется следующими пунктами:

  • человек не имеет в собственности участка земли, который был бы предоставлен органами власти;
  • у гражданина не имеется накопительно-ипотечной системы по обеспечению жилищным фондом;
  • состоит на учете у исполнительной власти в качестве нуждающегося лица.

Вернуться к оглавлению

Земельные преимущества для военных граждан

Земельный участок предоставляет военнослужащему уполномоченный орган государственной власти и орган местного управления, исходя из норм и порядков, которые написаны Законом и нормативными документами страны.

Государство предоставляет большие земельные льготы для военных на землю, а именно, приобретение бесплатного земельного участка отдельным категориям граждан.

Как получить бесплатное имущество и с чего начать его оформление? Первым делом необходимо подать составленное по образцу заявление в исполнительные органы по месту расположения земельного участка. К заявлению следует приложить документ, который подтвердит права гражданина на применение (пожизненное использование) земли или дома.

Для военнослужащих, прослуживших по контрактной системе от 10 до 15 лет, государство предоставляет землю под ведение личного хозяйства и под создание жилого дома.

По Закону РФ военнослужащему может быть бесплатно выдан земельный участок на территории, на которой проходит контрактная служба, срок которой превышает 10 лет. Здесь гражданин имеет право на ведение индивидуального жилищного строительства, а также фермерского, подсобного хозяйства, проводить садоводческие работы. Такими льготами наделены и следующие категории граждан:

  • военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту сроком выше 15 лет и за 3 года до ухода на пенсию;
  • увольняющиеся лица, которые достигли определенного возраста;
  • увольняющиеся в связи с ухудшением здоровья или при наличии организационно-штатных реформ.

Главный критерий в описанных случаях — длительность военной службы более 15 лет. Земля может предоставляться гражданам как по местности прохождения военной службы, так и по выбранному месту проживания. Выбранный земельный участок оформляется определенным актом и решением, в котором описано место для строительства жилья и других прилегающих к нему построек. Далее проводятся кадастровые работы, а сама земля должна состоять на учете в кадастре.

Следующий шаг — подготовка заявления о возможном строительстве частного жилья. Здесь следует приложить топографический план. В целом на процедуру оформления земельного участка уходит не более месяца. Участок выдается гражданину с условием начать строительные работы в течение первых 3 месяцев.

Вернуться к оглавлению

Льготные земельные налоги для военнослужащих

Послабления по уплате налогов на имущество военнослужащих, а также на землю предназначаются для граждан, предоставляющих определенные документы, где должна быть отметка о звании и должности лица. К таким документам относят удостоверение личности или военный билет с условием наличия фотографии и специальных реквизитов. Основанием для пользования льготы военным выступает срок службы не менее 20 лет, удостоверение, которое должно выдаваться военным комиссариатом, воинской частью или иным специализированным учреждением Минобороны.

В соответствии с написанным Законом, гражданин, который наделен правами на льготы и желает их использовать, должен самостоятельно предоставить необходимую информацию и документы в налоговую инспекцию, где зарегистрирована недвижимость.

Льготы военнослужащим по земельному налогу предоставляются исходя из Законодательства РФ.

Военнослужащие, которые были уволены со службы, срок которой был не менее 20 лет, имеют право на полное освобождение от уплаты налога на землю и других имущественных налогов. Кроме того, граждане, подходящие под предыдущую категорию, а также члены их семей, частично или полностью имеют право освобождаться от местных налогов. Льготы имущественного налога предоставлены следующим категориям граждан, не относящихся напрямую к военнослужащим:

  • семья военного и все ее члены, которые потеряли кормильца;
  • семья, а именно, родители и супруга (супруг), погибшего военнослужащего при исполнении государственного долга и своих обязанностей.

Налог на землю для военнослужащих для многих остается загадкой. Недостаточные знания при подготовке актов и документов приводят к тому, что большая часть военнослужащих не предполагают о наличии и возможности использования налоговых льгот по уплате имущественных налогов.

Большинству военных граждан следует надеяться на понимание должностных лиц, которые уполномочены давать разъяснения по поводу социального обеспечения военнослужащих. Все-таки каждый человек в стране имеет права и свободу, а признание, соблюдение и их защита — одна из главных задач страны.

​Действующим военным законодательством определено, что офицеры (мичманы или прапорщики) во время службы имеют право принимать участие или в специализированных жилищных кооперативах, которые создаются для обеспечения граждан жильем, или получать в первоочередном порядке участки земли для строительства на них отдельных домов в целях дальнейшего проживания либо ведения фермерского хозяйства. Подобным правом также могут воспользоваться и те граждане, служба которых проходит либо за пределами Российского государства, либо в неблагоприятных условиях (по климатическим или экологическим показателям).

Положен ли военнослужащему земельный участок? Чтобы военнослужащий, уволенный в запас, мог претендовать на получение земельного надела, основанием для прекращения действия его контракта должно служить либо достижение им определенного возраста, либо осуществление в воинской части мероприятий по изменению штатной численности, либо существенное ухудшение его состояния здоровья. В подобных случаях участок предоставляется как в той местности, в которой офицер (мичман или прапорщик) проходил службу, так и в ином выбранном им месте.

Особенности получения гражданином, проходящим службу по контракту, земельного участка на безвозмездной основе

Как военнослужащему получить земельный участок бесплатно? Военнослужащий может претендовать на получение земельной площади для возведения отдельного жилого дома или основания подсобного сельского хозяйства бесплатно в случае выполнения обязательных требований, предусмотренных законодательством:

  1. офицеру (мичману или прапорщику) может быть предоставлен только такой участок земли, на котором в соответствии с утвержденным градостроительным планом разрешено осуществление вышеуказанных действий;
  2. офицеру (мичману или прапорщику) органом местного самоуправления ранее не был предоставлен участок земли, предназначенный для строительства отдельного дома (для проживания в нем) или осуществления сельскохозяйственных работ;
  3. продолжительность военной службы офицера (мичмана или прапорщика), изъявившего желание получить земельный участок, не должна быть меньше пятнадцати лет (в календарном исчислении).

Порядок бесплатного получения военнослужащим участка земли, предназначенного для индивидуального строительства

Получению офицером (мичманом или прапорщиком) земли предшествует процедура проведения обязательных кадастровых работ для выделения на общем земельном плане муниципалитета предоставленного ему участка, которая состоит из следующих этапов:

  1. Если вопрос о местонахождения земельного участка с администрацией был решен, то военнослужащему необходимо подготовить заявление, которое должно содержать ходатайство о предоставлении земли, пояснения о целевом назначении участка, а также информацию о его размерах. Если данная земля уже имеет определенное функциональное значение, то дополнительным требованием, предъявляемым к заявлению, является включение в него обязательства о том, что предназначение участка не будет изменено.

В действующем земельном законодательстве отсутствует специально разработанный бланк данного заявления, поэтому составляется оно в произвольной форме. Как правило, территориальные государственные учреждения, занимающиеся такими вопросами, разрабатывают собственные формы подобных документов, которые следует применять в качестве образца.

К заявлению дополнительно прикладываются документы:

  • доказывающие наличие у гражданина, проходящего службу по контракту, льготы на получение участка земли (например, копию военного билета);
  • удостоверяющие отсутствие иного участка земли, предоставленного для возведения отдельного дома (для проживания в нем) или для ведения подсобного хозяйства.
  1. Офицером (мичманом или прапорщиком) на предоставляемый участок должен быть оформлен кадастровый план.
  2. Территориальное государственное учреждение, занимающееся вопросами оформления земельных участков, должно оповестить собственников (или арендаторов) участков, находящихся по соседству, о том, что данная земля будет предоставлена гражданину, проходящему службу по контракту, для строительства отдельного жилого дома или ведения фермерского хозяйства.
  3. Офицером (мичманом или прапорщиком) должно быть подготовлено ходатайство (заявление) о проведении проверки находящихся на земельном участке коммуникаций в целях получения разрешения соответствующих должностных лиц на осуществление строительных работ. После получения согласования на плане данного земельного участка должна быть сделана отметка о наличии элемента государственной инфраструктуры в пределах его территории.
  4. Военнослужащий совместно с представителем администрации должен оформить акт, содержащий информацию о предоставлении выбранного участка земли для строительства индивидуального жилого дома.
  5. Специалист по кадастровым вопросам должен подготовить соответствующее заключение в отношении получаемого военнослужащим земельного участка для постановки его на кадастровый учет.

Вышеописанная процедура требует колоссального количества времени для правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому большинство специалистов рекомендуют выбирать такие земельные участки, которые уже включены в соответствующий перечень объектов, состоящих на кадастровом учете.

Предоставление военнослужащим земель военного ведомства, которые временно не используются

Офицеру (мичману или прапорщику) на безвозмездной основе может быть предоставлено право пользования земельным участком, ранее переданным военному ведомству, который временно не используется для обеспечения нужд государственной безопасности. При этом земля предоставляется исключительно для ведения сельского, фермерского или иного хозяйства, использовать подобные участки для строительства жилых домов запрещено.

Для получения земельного участка подобным образом военнослужащему необходимо направить заявление в соответствующее территориальное государственное учреждение (по месту нахождения участка), которое должно содержать:

  • ходатайство о предоставлении ему участка земли, который находится в ведении военного ведомства;
  • информацию о целях использования данного участка;
  • сведения о расположении земельного участка.

Если уполномоченным государственным учреждением будет принято положительное решение по вопросу предоставления военнослужащему земельного участка, то заключается договор о временном (на срок до пяти лет) предоставлении гражданину данной земли на безвозмездной основе.

В силу изменившегося законодательства, данная статья потеряла свою актуальность.

С.В. ШАНХАЕВ

С.В. Шанхаев, офицер юридической службы Министерства обороны Российской Федерации, лейтенант юстиции.

Проводимая земельная реформа в России затронула в этой сфере права практически всех участников земельных отношений: граждан, юридических лиц, государства. В стороне не оказались и военнослужащие. В процессе данной реформы был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, главной задачей которого является приведение земельных отношений в соответствие с экономическим и социальным развитием общества и государства в целом. В то же время проводимый анализ норм, содержащихся в данном Кодексе, позволяет отметить существование правовых коллизий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства - по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности;
- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы - по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Однако в соответствии со Земельного кодекса Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие данного Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного Кодекса не допускается. При этом употребление слова "предоставление" указывает на то, что данное право может возникать у граждан в рамках административно-правовой процедуры. В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" предусмотрен именно такой порядок. Соответственно можно сделать вывод о том, что данное положение не затрагивает случаев приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Так каким же образом могут предоставляться земельные участки военнослужащим: в собственность или пожизненное наследуемое владение? Какой нормативный правовой акт ухудшает или, наоборот, улучшает правовое положение и какой из них необходимо применять? Для этого необходимо выяснить, что такое пожизненное наследуемое владение и право собственности.

Прежде всего рассмотрим понятие "право собственности". ГК РФ определяет содержание права собственности: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Право собственности - это вещное право, дающее обладателю данного права возможность определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества. В структуру права собственности входят три составных и обязательных элемента (правомочий): правомочие владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Правомочие владения означает возможность иметь у себя данное имущество, т.е. фактически обладать им. Правомочие пользования означает возможность эксплуатации имущества путем и в целях извлечения из него полезных свойств. Оно тесно связано с правомочием владения. Правомочие распоряжения означает возможность именно собственнику и никому иному, за исключением некоторых случаев, определять юридическую судьбу имущества.

В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются.

Проводя анализ правомочий собственника земельного участка и владельца земельного участка, нетрудно заметить разницу между ними. Правовые возможности владельца значительно уже по сравнению с собственником.

Мнение автора статьи сводится к тому, что земельные участки, предоставляемые военнослужащим в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны передаваться только в собственность, независимо от выслуги лет, указанной в статье Федерального закона.

Тем более что Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации. Таким образом, устанавливается приоритет данного Кодекса по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, содержащим нормы земельного права. Значение этой правовой нормы заключается в том, что по отношению к любым федеральным законам, которые регулируют земельные отношения, нормы Земельного кодекса Российской Федерации имеют абсолютный приоритет. В случае возникновения правовых коллизий должен применяться нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, в данном случае Земельного кодекса. Тем более что п. 4 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В случае невыполнения данного положения органами государственной власти или органами местного самоуправления добиться реализации своего права можно в судебном порядке путем подачи искового заявления в соответствующий суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ). В данном случае средством защиты будет именно исковое заявление, так как при подаче заявления (жалобы по ГПК РСФСР) в соответствии с правилами ГПК РФ (подразд. 3) данное заявление не будет соответствовать п. 3

С выходом на заслуженный отдых большинство пенсионеров задумываются о приобретении земельного участка. Поскольку свободного времени на пенсии становится значительно больше, то реализовывать свой трудовой потенциал большинству граждан нравится именно на лоне природы.

Особенно это касается городских жителей, да и постоянные переезды по долгу службы военнослужащего не способствуют обретению душевного равновесия. В данной ситуации бывшие военные интересуются своими правами военных пенсионеров на земельный участок.

Законодательная основа

На данный момент четкой формулировки по выделению бесплатных земельных участков пенсионерам не существует. Основным законодательным нормативным актом по обеспечению населения наделами земли остаётся Земельный кодекс РФ, в котором чётко прописано, что получить безвозмездно землю на бесплатной основе не положено никому. Ранее (до 2005 года) действовал отдельный закон «О статусе военнослужащего гражданина», который подтверждал льготные права военных пенсионеров на земельный участок.

В то же время Федеральный Закон №76 позволяет выделять землю для военных пенсионеров на общих основаниях с целью дальнейшего вступления в ряды садового кооператива. После получения права пользования участком арендатору необходимо уплачивать налог на землю согласно Налоговому кодексу.

Блок внимания! Пользоваться землёй полностью на бесплатных основаниях можно только при выделении участка Минобороны РФ. Однако заниматься на нём можно исключительно садово-огородными работами, без возведения строений.

Процедура оформления

Земля военнослужащим оформляется согласно общему порядку по предоставлению участков. По окончанию военной службы следует обратиться в органы самоуправления выбранного населённого пункта с соответствующим заявлением.

Процедура согласования всех документов следующая:

  • Подтверждение своей льготной категории (по необходимости);
  • По факту одобрения заявки претендента следует оформление технической документации – кадастрового номера и плана межевании участков;
  • Следующий этап – постановка на специальный кадастровый учёт;
  • Далее нужно подать следующее заявление в административный орган с указанием целевого предназначения участка и способа использования – долгосрочное использование или аренда;
  • На очередной сессии депутатов органа самоуправления принимается официальное решение о передаче участка заявителю;
  • Дальнейшая регистрация имущественных прав в ЕГРИП (единый государственный реестр имущественных прав).

По истечению 5-ти лет можно заняться вопросами приватизации надела земли, после которой арендатор становится законным владельцем.

Блок внимания! Срок на принятие решения государственными органами составляет – 30 рабочих дней. Однако большие временные затраты уходят на составление и регистрацию кадастровых и межевых планов.

Региональные различия

Правила получения участков в различных регионах достаточно отличаются, поскольку в центральных городах, например Санкт-Петербурге очередь из льготников растянута уже на несколько лет вперёд. До сегодняшнего дня дают право получить бесплатно земельный участок бывшему военному только в трёх областях:

  • Калужская область;
  • Нижегородская область;
  • Ульяновская область.

В данных областях военнослужащие на пенсии и участники боевых действий определены в отдельную группу льготных категорий населения. В остальных населённых пунктах за оформление участка необходимо будет внести определённую сумму денег (согласно установленным государственной администрацией тарифам).

Блок внимания! По закону земельный налог на участок площадью 6 соток и менее для пенсионеров отменён. С 1 января 2018 правительством РФ был принят и подписан соответствующий нормативный документ (статья 395 НК РФ).

Как видим, особых льгот военнослужащим не предоставлено на общегосударственном уровне, однако региональные органы могут самостоятельно принимать решения о выделении бесплатного участка земли военнослужащим.


№ 122-ФЗ признана утратившей силу ст. 17 Федерального закона «О статусе военослужащих». Вот выдержки из ст. 17: 1. Военнослужащим — гражданам, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей наравне с другими гражданами государство гарантирует получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ) 2. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Земля военнослужащим — только в собственность

В то же время проводимый анализ норм, содержащихся в данном Кодексе, позволяет отметить существование правовых коллизий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства. Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: — для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства — по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности; — для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы — по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако в соответствии со ст.

Земельный участок бесплатно

Подчеркнем, что кроме сборов, которые установлены федеральным законодательством, человек ничего не платит. У гражданина также есть право приобрести в собственность земельный участок, который находится в его пожизненном наследуемом владении. В обоих случаях необходимо подать заявление в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления и приложить к нему договор о предоставлении земельного участк в бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение. Земельные участки бесплатно для отдельных категорий населения Вторая группа – это отдельные категории граждан, право которых на получение земли закреплено в федеральном законодательстве.