Поль мориа. Поль верлен, биография

Верлен Поль Мари (30.03.1844 – 8.01.1896) – один из самых известных французских поэтов XIX века. Считается одним из основателей литературных течений – символизма и импрессионизма. Кроме творчества, он известен еще и скандальной связью с другим французским поэтом – Артюром Рембо.

«Но равнодушный Рок не знает снисхожденья.
В плоде таится червь, в дремоте – пробужденье,
Отчаянье – в любви; увы – таков закон».

Детство

Поль Мари Верлен появился на свет в небольшом французском городке Меце на северо-востоке страны. Произошло это 30 марта 1844 года. Его отец, Николя-Огюст, был кадровым военным, офицером инженерных войск. Поэтому семья редко подолгу задержавалась на одном месте. Вместе с отцом она постоянно переезжала из гарнизона в гарнизон. И лишь когда отец Поля решил выйти в отставку, это случилось в 1851 году, семья поселилась в предместье Парижа.

Свои первые стихи Верлен начал писать в 14 лет (1858). Он тогда учился в лицее Бонапарта и сильно увлекался поэзией Бодлера, Гюго, Готье. Он очень хотел быть похожим на своих кумиров. Даже послал Виктору Гюго одно из своих стихотворений, но тот не ответил юному поклоннику.

Возможно, Верлен и хотел бы с самого начала заниматься только поэзией. Но финансовое положение семьи вынудило мальчика искать более серьезную работу. После окончания лицея он поступил в Школу права, откуда рассчитывал потом попасть в Министерство финансов. Но не сложилось. Верлен в результате пошел работать в страховую компанию. Параллельно он писал стихи. Его первое произведение было опубликовано в 1863 году.

Творчество

1865 год стал для Верлена поворотным и очень трагическим. Сначала он потерял отца, а после скончалась его любимая кузина, которая на первых порах помогала Полю с публикациями его стихотворений. После этого 20-летний парень решил полностью посвятить себя творчеству. И в этот период выходят несколько его сборников. Талант молодого поэта не остался незамеченным. О нем узнал его давний кумир – Виктор Гюго. Он даже пригласил Верлена в гости.

В 1869 году выходит очередной сборник стихов Верлена «Галантные празднества». И тогда же Поль знакомится со своей будущей супругой Матильдой Моте. Эта девушка стала для поэта своеобразной музой. Именно в честь нее он за год сочинил еще один сборник – «Добрая песня». Но после этого Полю пришлось на время забыть о творчестве. Была объявлена всеобщая мобилизация на войну с Пруссией.

Следующий сборник стихов «Песни без слов» выйдет только в 1874 году. В этот период своей жизни Поль мало писал. Он был больше занят свой личной жизнью и ссорой с женой. А все из-за его связи с другим французским поэтом Артюром Рэмбо. Но об этом пойдет речь чуть далее.

Последние годы Верлена, как и начало его творческого пути, были полны трагических событий. Он потерял своего приемного сына, потом посвятил ему новый сборник «Любовь». Он ссорится с матерью, а после теряет ее, пьет, буянит, за что периодически попадает в тюрьму. У него обостряются различные хронические заболевания, из-за которых Поль даже будет прикован к постели. Но именно в последние годы жизни поэт напишет все свои самые известные произведения, как стихи, так и прозу. Он писал до самых последних дней своей жизни. Последний сборник под символичным названием «Исповедь» вышел в сентябре 1895 года. А в январе 96-го с ним случился приступ, от которого он уже не смог оправиться.

«Мужчины и женщины, не стесняйтесь говорить о любви. Кричите в полный голос о своих чувствах. Делайте это вопреки всему: проклятиям, страданиям, презрению скотов и хуле моралистов. Любовь – это единственный смысл в жизни».

Верлен и Рембо

Отношения Поля Верлена и Артюра Рембо стали одним из самых больших литературных скандалов XIX века. Рембо был намного младше, он также писал стихи и видел в Поле своего наставника. Они встретились в 1871 году. После долгой переписки Верлен сам пригласил юношу в Париж и полностью оплатил дорогу и проживание.

Но литературная связь очень быстро стала чем-то большим. Рембо хотел, чтобы Верлен был только его. Поэтому он всячески ссорит Поля с его супругой Матильдой. Причем конфликты становятся все более жестокими. Один раз Верлен даже побил жену и угрожал расправой над сыном. После этого Матильда подаст на развод, а Поль одумается и бросится вымаливать прощение. Его простят, но поэт все равно не порвет порочную связь. Он продолжит тайно переписываться и встречаться с Рембо.

И такие отношения продолжаются на протяжении нескольких лет. Верлен ссорится поочередно с Матильдой и Рембо, потом также поочередно с ними мирится. И поэт никак не может определиться, с кем же он в итоге хочет остаться. Заканчивается все это плохо. В 1973 году Верлен сильно конфликтует с Рембо, выхватывает пистолет и простреливает ему руку. В результате Поля приговаривают к двум годам тюрьмы. За это время он окончательно разводится с супругой Матильдой. А когда выйдет из тюрьмы, расстанется и с Рембо. И в результате останется совершенно один.

Интересное видео: стихотворение Поля Верлена "Никогда вовеки":

Биография
Поль Верлен родился 30 марта 1844 года в Меце, во Франции. В 1862 году после получения степени бакалавра он сначала работал в канцелярии страховой компании, а затем в муниципалитете Парижа, занимаясь в свободное время поэзией и посещая литературные кружки. Верлена стали причислять к известной группе "писатели Парнаса", куда входили Стефани Маллармэ, Вилльер де Лил-Адам и Анатоль Франс. Стихотворения Верлена стали появляться в литературных журналах, и в 1866 году он опубликовал свой первый сборник поэзии. В 1869 году в возрасте двадцати пяти лет Верлен влюбился в шестнадцатилетнюю Матильду Моте, и на следующий год они поженились. Стихотворения, написанные за период помолвки, свидетельствуют о том, что поэт считал свою жену избавлением от "грешных пут". В августе 1871 года в жизнь Верлена вошло само воплощение пут грешных. Артур Рембо родился 20 сентября 1854 года в городе Шарлевиле во Франции. С юных лет у Рембо проявился писательский талант, и в учебе он превосходил остальных студентов Колледжа де Шарлевиль, где в 1870 году на академическом конкурсе за стихотворение на латинском языке Рембо получил первый приз. В том же году было опубликовано его первое стихотворение. Артур Рембо закончил свое официальное образование в июле 1870 года, когда разразилась франко-прусская война. После всех злоключений Рембо в конце концов добрался до Парижа, где полгода жил в нищете, а затем вернулся в Шарлевиль уже совсем другим человеком. Ничего не осталось от той радости бытия, которая нашла свое отражение в ранних стихотворениях поэта, - на ее месте воцарилась дьявольская, богохульная, изменившаяся до неузнаваемости душа. Для окружающих поэт стал наказанием господним. По словам его друга Эрнеста Делаэ, "его презирали за деньги, постыдно заработанные, за отвратительные поступки, описанные в мельчайших подробностях, - одного этого было достаточно, чтобы гром небесный покарал этот вертеп". В то время Рембо жил на содержании у богатых мужчин. В двух письмах к Полю Демни, датированных 1881 годом и известных в настоящее время как "Письма ясновидца", Артур изложил свои новые эстетические воззрения: чтобы стать провидцем, ясновидящим, поэт должен освободиться от оков, которые удерживают обычное "я" от связи с неведомым бесконечным. Он должен стать кем-то вроде преступника, обязан пожертвовать всем для того, что Рембо назвал "сознательным разрушением рассудка". В августе 1871 года Рембо послал Верлену несколько своих последних стихотворений. Изумленный поэт немедленно выслал молодому человеку деньги на дорогу в Париж. Перед отъездом из Шарлевиля в приливе творческих сил Рембо создал "Пьяный корабль" - один из выдающихся шедевров французской литературы. В Париже Рембо посещал известных поэтов, отпугивая своим поведением всех, кроме Верлена, с которым стал поддерживать любовную связь. К ноябрю в прессе появилось немало домыслов об этих взаимоотношениях, и когда однажды Рембо с Верленом появились на одном литературном собрании, шокированная публика вышвырнула их вон. Затем последовал период беспробудного пьянства и шумных скандалов. Между любовниками происходили бесконечные ссоры, расставания и примирения. Кульминация наступила, когда 10 июля 1873 года в Брюсселе Верлен, не помня себя от выпитого, выстрелил в Рембо и попал ему в запястье. Ужаснувшись содеянным, Верлен дал пистолет Рембо, настаивая, чтобы тот убил его. Рембо отказался, и они отправились в больницу, чтобы обработать рану. Однако на улице Верлен затеял новую ссору, вновь вытащил оружие, и Рембо пришлось умолять проходящего полицейского о защите. Артура Рембо забрали в больницу, а Верлена арестовали. Обвиненный в покушении на убийство, сгоравший от любви поэт был приговорен к двум годам лишения свободы. За время беспокойной любовной связи с Верленом Рембо создал два своих наиболее значительных произведения: великолепное и ужасное "Одно лето в аду" и абстрактные стихотворения в прозе "Озарения". С художественной точки зрения, Верлен был окончательно превзойден. Ганс Майер оценивает развитие отношений между двумя поэтами следующим образом: "Это было именно то, на что Верлен не был способен: сильное и постоянное чувство на фоне скандальных переживаний. Он оставался глупейшим любовником супруга преисподней, и, как "глупейшая девственница", так и не уразумел, почему всему когда-нибудь приходит конец". Рембо и Верлен увиделись еще раз - в 1875 году, после того, как Верлен вышел из тюрьмы, - и напрочь разругались. Рембо несколько лет путешествовал по Европе и Ближнему Востоку, пока не остановился в Эфиопии. В этой стране Рембо стал первым белым человеком, осмелившимся жить в районе Огаден. В 1885 году Артур Рембо стал заниматься незаконными поставками оружия для армии короля Шоа Менелика II. Сам поэт жил в нищете и безвестности с туземкой. Между тем за время долгого отсутствия во Франции к Рембо пришла известность. Не сумев отыскать своего бывшего любовника, Верлен решил самостоятельно взяться за публикацию произведений Рембо (как работы "покинувшего нас Артура Рембо"), что встретило единодушное одобрение у критики. В 1884 году Верлен написал о Рембо книгу "Проклятые поэты". Несмотря на то, что слухи об успехе во Франции некоторым образом дошли до Рембо, поэт не проявил к этому ни малейшего интереса. Рембо отрекся от поэзии и путешествовал (по словам Майера) "от любви к скандальной славе до скандальной безвестности". В 1891 году у Рембо стала развиваться опухоль на правой ноге. Диагноз - рак кости. Когда лечение в Адене не дало никаких результатов, Рембо увезли во Францию, где он перенес ампутацию ноги. Артур Рембо скончался 10 ноября 1891 года в Марселе. Поэту было тридцать семь лет. Ну а Верлен после разрыва с Рембо вернулся к католицизму и попытался наладить отношения с женой, однако, в конце концов, эта попытка не увенчалась успехом. У Верлена начались запои и возобновились скандальные бисексуальные связи. Его лучшее произведение осталось ненаписанным. Поэт умер 8 января 1896 года в Париже. Страстная, неистовая, самоуничтожающая любовь двух поэтов подвигла - особенно Рембо - на создание одних из самых замечательных и незабвенных поэтических произведений французской литературы. История жизни Рембо не смогла оставить равнодушными многие умы (например, предполагают, что "Сердце тьмы" Джозефа Конрада было навеяно последними годами жизни Рембо).

Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизма изложена в этой статье.

Поль Сезанн краткая биография

Будущий художник Поль Сезанн появился на свет 19 января 1839 года в городке Экс-ан-Прованс в семье коммерсанта-ростовщика. Окончив школу, поступил в местный коллеж Бурбон.

По настоянию отца в 1858 году Сезанн поступает в юридическую школу при университете родного города и занимается в Муниципальной школе рисования. Решив посвятить жизнь искусству, он в 1861 году отправляется в Париж. Здесь он посещает Лувр и академию Сюиса.

В целом творчество Поля Сезанна можно разделить на такие периоды:

  • Романтический период 1860-1872 года. Герои картин изображены в нереальном, мрачном мире. Им присущи человеческие страсти. К данному периоду относят картины «В комнатах», «Девушка у пианино» и «Увертюра к „Тангейзеру”».
  • Импрессионистический период 1872-1879 года. Образы уже более приближены к реальному миру. Преобладают светлые и тонкие цвета. Основные жанры данного периода – натюрморт и пейзаж.
  • Конструктивный период 1879-1888 года. Появляется в его полотнах строгая композиция с массивными формами. Создал картины «Фрукты», «Пьеро и Арлекин».
  • Синтетический период 1888-1899 года. Формируется единый образ природы и человека — «Большая сосна близ Экса», «Купальщики», «Натюрморт с драпировкой».

В 1886 году умирает отец художника и Поль практически безвыездно живет в семейном поместье на юге Франции. В начале ХХ века он стал замыкаться в себе, создавая картины без четко запланированной композиции. Умер Поль Сезанн 22 октября 1906 года.

Биография Поля Верлена

Поль-Мари Верлен родился 30 марта 1844 года в городе Мец, в семье военного инженера. После отставки отца семья перехала в Париж, где и прошли школьные годы поэта.

В 1862 году он окончил лицей и поступил на юридический факультет университета. Но из-за материальных проблем семьи в 1864 году начал работать мелким служащим в страховую компанию, после в мерии одного из парижских районов, а вскоре и в сельской ратуше.

Стихи начал писать еще в школьные годы. Один из них - «Смерть» - 1858 году послал Виктору Гюго. В 1863 г. его впервые напечатали, это был сонет «Г-н Прюдом», который свидетельствовал об увлечении группой «Парнас». Во второй половине 60-х годов присоединился к этой группе. В этот период поэт интересовался риторикой, иностранными языками, много читал Ш.-О. Сент-Бева, Ш. Бодлера , Т. Банвиля, посещал литературные салоны. Большое впечатление на него произвел Л. де Лиль, вокруг которого группировались молодые писатели, которые издавали сборник «Современный Парнас», где печатался и Верлен. Но писатель искал собственный путь, отличный от объективистской «однобокой» поэзии парнасцев. Книга Ш. Бодлера «Цветы зла» дала импульс развитию импрессионистических впечатлений, символистичных образов.

В 60-х годах выходят сборники «Сатурничные поэзии» (1866) и «Изысканные праздники» (1868). Похвальные отзывы на сборники дали А. Франс и В. Гюго. Однако широкая публика не поняла стихов Верлена, длительное время популярность обходила его.

В коце июля 1869 г. поэт познакомился со своей будущей женой Матильдой Моте, а в 1870 г. женился на ней, мечтая о семейном уюте. В сборник «Добрая песня» (1870) вошли произведения, которые он посвятил своей жене. Однако надежды на счастливую семейую жизнь не оправдались

В феврале 1871 г. писатель получил письмо из маленького провинциального городка Шарлевиль от тогда еще не известного 18-летнего Артюра Рембо с несколькими его стихотворениями. Сила с которой они были написаны, вызвала заинтересованность, и в письме-ответе Верлен пригласил юношу в Париж. Познакомившись, они подружились, и Верлен, несмотря на возрастное превосходство, попал под влияние сильной натуры Рембо.

В 1872 г. прячась от преследований за участие в Парижской коммуне, поэт покинул дом, жену, ребенка и отправился вместе с другом в путешествие - в Англию, а после в Бельгию. Разъезжая по Европе Верлен и Рембо искали - вместе и по отдельности - свое место в исскустве.

Во время ссоры в июне 1873 г. П. Верлен ранил А. Рембо выстрелом револьвера, за что был осужден брюссельским судом к двум годам тюрьмы. К тому же суд узнал про коммунистическое прошлое поэта. В тюрьме он написал стихи, которые вошли в сборник «Романсы без слов» (1874). Это вершина музыкальности Верлена.

В тюрьме поэт узнал, что жена подала на развод. Когда 16 января 1875 г. он вышел из тюрьмы, никто не встречал его возле ворот, кроме старенькой матери.

Чувствуя одиночество Верлен вновь искал поддержку со стороны Рембо и встретился с ним в Шртутгарте. Эта их встреча оказалась последней: возвращаясь домой в нетрезвом состоянии, они поссорились и устроили драку на берегу Неккары. Больше они не виделись. Вернувшись в Париж, а после переехав в Лондон, Верлен пытался наладить свою жизнь: преподавал языки, занимался сельским хозяйством, но в конце-концов полностью отдался литературному труду.

В 70-80-е года поэт все больше обращается к Богу. Религиозное настроение отразилось в его сборнике «Мудрость»(1881).

В 1884 г. выходит сборник «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Проклятые поэты», куда вошли очерки про шестерых поэтов, в том числе и про Артюра Рембо, Стефана Малларме и самого Поля Верлена.

Эстетические принципы поэта получают совершенную форму в сборниках последнего периода «Любовь»(1888), «Счастье» и «Песни для нее» (1891).

Писатель возглавлял плеяду молодых поэтов. Его стихи получили сумасшедшую популярность. На традиционной церемонии избрания «короля поэтов» 1891 г. после смерти Л. де Лиля, большее количество голосов было отдано за Верлена. Но признание пришло слишком поздно: здоровье писателя пошатнулось. Талантливый поэт болел и почти постоянно вынужден был находится в больницах. Писатель Ж. Ренар заметил в своем дневнике 1892 г.: «От Верлена не осталось ничего, кроме нашего культа Верлена».

В конце 19 века Франция насчитывала много талантливых поэтов, у каждого из которых имелась прекрасная и интересная биография. Поль Верлен был одним из таких выдающихся лириков. Не зря его провозгласили «принцем поэтов» и признанным мастером символического направления. Однако ни теоретиком, ни лидером он не был.

Творчество и факты личной жизни поэта неразрывно связаны. Будучи неуравновешенной и страстной натурой (так говорит нам его биография), Поль Верлен постоянно запутывался в противоречиях своего характера и судьбы, а также прогибался под гнётом тяжёлых жизненных обстоятельств. Но, как справедливо сказал А. Франс: «Недопустимо применять одно и то же мерило к поэту и к здравомыслящим людям. Поль имеет права, отсутствующие у нас, так как находится несравненно выше и одновременно несравненно ниже всех нас. Он является бессознательным существом и таким поэтом, который рождается раз в столетие».

Детство и юность

Поль Верлен родился в городе Мец в 1844 году. Из-за работы отца (он был военным инженером) вся семья постоянно переезжала, пока в 1851 году не осела в Париже. Здесь будущий поэт провёл школьные годы. В 1862 году он получил степень бакалавра по словесности. Уже в юношеские годы у Поля появилось пристрастие к литературному творчеству. Он постоянно читал стихи Ш. Бодлера, а также поэтов-парнасцев Т. Готье и Т. де Бонвиля. В конце 1862 года будущий поэт поступает на факультет права для изучения юриспруденции, но материальные трудности вынуждают его бросить учёбу и приступить к работе.

Первые публикации

В 1866 году Поль публикуется в журнале «Современный Парнас». Также он издаёт на собственные деньги сборник «Сатурнические поэмы». В Верлена прослеживается влияние на автора поэтов-парнасцев, которые отказывались от «исповедальной лирики» и романтического «бурления чувств». По их мнению, основной критерий прекрасного - это совершенство формы, «гармония между субъективным и объективным». Ранние стихи Поля Верлена очень чётко отражают этот принцип. Тем не менее у поэта появляется свой оригинальный стиль, для которого характерны меланхоличные интонации и способность передать читателю тайные движения души, её «музыку».

Новые произведения

В конце 60-х Поль сотрудничает с несколькими литературными журналами. Также за свой счёт он издаёт в 1869 году сборник «Изысканные праздники». Для стихов была характерна меланхолично-игривая форма, допускающая разговорную интонацию. Поэт пробует невозможные в традиционном стихосложении рифмы.

В это время Верлен знакомится с 16-летней девушкой Матильдой. Вспыхнувшая любовная страсть вдохновляет Поля на написание нового сборника «Добрая песня». Стихи, вошедшие в книгу, имеют общий ритм. Слова поэта нежны и лиричны.

Свадьба и встреча с Рембо

Летом 1870 года сборник «Добрая песня» выходит в свет, и Верлен сразу женится на Матильде. Молодые селятся в Париже, но начавшаяся франко-прусская война заставляет пережить их осаду города. После 1871 года меланхолия Поля усиливается. Этому способствует как не сложившаяся личная жизнь, так и проигрыш

Семейные отношения ещё больше усложнились после знакомства Поля с другим Это был знаменитый Артюр Рембо. Анархизм и сплошной нигилизм - вот две мировоззренческие позиции, которыми характеризуется творчество Артюра и его биография. Поль Верлен, подталкиваемый юным гением, решает порвать с поэтической традицией. Он серьёзно задумывается над содержанием своих стихов.

С начала 1872 года Поль Верлен и Артюр Рембо проводят всё время вместе. Они много путешествуют по Англии и Бельгии. Рембо считает, что Полю необходимо искать новые пути поэтического творчества. Они часто ссорятся и мирятся, пока в середине 1873 года не случается кульминационный скандал. Поль стреляет в Артюра и ранит его в плечо. За это Верлена сажают на два года в тюрьму. На волю он выйдет в январе 1875 года.

Романсы без слов

Все стихи Поля Верлена хороши, но входящие в сборник «Романсы без слов» являются его лучшим поэтическим достижением. Сборник был издан в 1874, когда автор находился в заточении. В стихах звучат ноты меланхолии, печали и непродолжительного забвения. Некоторые произведения напоминают пейзажи импрессионистов, покрытые серой мглой или растворённые в тумане. При этом чётко прослеживается использование изобразительных возможностей языка и тенденция к синтезу живописных и словесных образов.

"Поэтическое искусство" и "Проклятые поэты"

В 1882 Поль публикует стих «Поэтическое искусство», которое стало для молодых поэтов-символистов настоящим манифестом. Хотя сам Поль не советовал последователям его творчества заниматься подражанием. Лучше создавать собственный оригинальный стиль. В том же году появился цикл «Проклятые поэты», где автор рассказал о новейшей школе поэтов-символистов и похвалил Т. Корбера, А. Рембо, С. Малларме и др. Успех данного цикла позволил Полю издавать больше собственных произведений и получать за них хорошие деньги. Можно сказать, что в финансовом плане это было самым лучшим временем в жизни поэта. На этом заканчивается его биография. Поль Верлен умер в 1896 году от воспаления лёгких.