Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе. Подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной граждан к военной службе

| План проведения занятий на учебный год | Добровольная подготовка граждан к военной службе

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 18
Добровольная подготовка граждан к военной службе

В рамках добровольной подготовки к военной службе гражданам рекомендуют:

Занятие военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Занятие военно-прикладными видами спорта способствует физическому развитию военнослужащих и гражданской молодежи, овладению ими военными специальностями, воспитанию у них высоких морально-психологических качеств и успешному несению ими военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

Граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные училища или вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности в них.

В таблице 4 приведены сведения о некоторых наиболее массовых военно-прикладных видах спорта, культивируемых в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Распространены в нашей армии и успешно развиваются и некоторые другие виды спорта: военно-спортивные многоборья, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, преодоление полосы препятствий, ускоренное передвижение (кросс, марш-бросок) и др.

Военные кафедры гражданских вузов имеют целью готовить офицеров запаса различного профиля из числа студентов. Они проводят учебно-воспитательную, методическую и научно-исследовательскую работу по военным дисциплинам.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрен следующий порядок подготовки офицеров запаса на военных кафедрах федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования.

Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в

Министерстве обороны Российской Федерации конкурсный отбор, вправе заключить с этим министерством договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации. Гражданин, не заключивший договор, не может обучаться на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Программа подготовки на военных кафедрах может предусматривать обучение граждан женского пола.

Граждане мужского пола, обучающиеся по программе подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные этими программами. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.

Обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами по военной подготовке несовершеннолетних граждан осуществляют в суворовских училищах, нахимовском военно-морском училище, кадетских корпусах, военно-музыкальном училище и при военных оркестрах.

Суворовские военные училища созданы в 1943 г. Это специализированные средние военно-учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к обучению в высших военных учебных заведениях и последующей службе на офицерских должностях.

С 1944 г. функционирует Санкт-Петербургское нахимовское военно-морское училище. Оно готовит юношей к обучению в высших военно-морских училищах и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров.

С недавнего времени в системе Министерства обороны Российской Федерации созданы кадетские корпуса. Они тоже готовят потенциальных офицеров.

Военно-музыкальное училище находится в Москве. Это среднее учебное заведение, готовящее кадры военных музыкантов со средним общим и музыкальным образованием.

В военных оркестрах осуществляют военную подготовку юношей допризывного возраста, зачисленных в них в качестве музыкантских воспитанников.

Вопросы и задание

1. Каким образом проводится добровольная подготовка граждан к военной службе?

2. Назовите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных Силах РФ.

3. Для выполнения какой задачи предназначены военные кафедры гражданских вузов?

4. Где осуществляют обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами по военной подготовке несовершеннолетних граждан?

>>Обязательная подготовка граждан к военной службе


3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования , образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.

Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

(Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.)

Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.)

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умений работать в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям).

В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет.

В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности.

Во второй период целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности.

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические. Рассмотрим качества, которыми должен обладать человек, готовясь к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1. Командные воинские должности.

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Основные требования к военнослужащим, занимающим указанные командные должности, определены их служебными обязанностями. Общие обязанности излагаются в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю и является непосредственным начальником личного состава.

Для этого каждый командир должен обладать качествами организатора, воспитателя и специалиста.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу. Знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчиненных нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Необходимо воспитывать в себе ряд психологических качеств:

Способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказов командиров;
- умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;
- упорство и последовательность в преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
- умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на выполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый ее вид имеет одинаковые операции: это прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуется крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Развитию операторских качеств способствуют: хорошее знание математики; работа на компьютере; выполнение различных схем и расчетов; занятия теннисом, спортивной стрельбой, фехтованием; увлечение фотографией.

3. Воинские должности связи и наблюдения.

Связь - основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемопередающих радиостанций - ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется в вынужденном темпе и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Способствуют развитию необходимых качеств: конструирование радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные наклонности.

4. Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск , которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности. К исходным водительским обязанностям можно отнести:

Умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
- соблюдать установленные правила движения;
- своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
- управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

Высокой нервно-психической устойчивостью;
- развитой зрительной и слуховой памятью;
- быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
- умением сохранять работоспособность;
- нормальным цветоощущением.

Для тренировки и развития качеств, необходимых при исполнении обязанностей водителя, способствуют:

Занятия техническими дисциплинами, ручным ремеслом, автомобилем, работа на сельскохозяйственной технике;
- занятия видами спорта, развивающие физическую выносливость, точность координации движения рук и ног (лыжи, коньки, спортивное ориентирование, вождение мопеда, мотоцикла и др.).

5. Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

Военнослужащие должны:

Безошибочно выполнять должностные обязанности;
- в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
- в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учетом обстановки;
- мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
- действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие должны обладать крепким здоровьем, высокой физической подготовленностью, высокими морально-боевыми качествами: мужеством, самоотверженностью, чувством ответственности, коллективизма, войскового товарищества.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать единственно верные решения.

6. Технические воинские должности.

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны:

уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств:

развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе на технике.

7. Прочие воинские должности.

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

Вопросы и задания

1. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
2. Основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов на командных воинских должностях.
3. Необходимые профессиональные качества для исполнения обязанностей на операторских должностях.
4. Водительские воинские должности и особенности подготовки военнослужащих.
5. Воинские должности специального назначения и технологические воинские должности, основные требования по их исполнению.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.

1. В целях улучшения воспитания здорового, всесторонне и гармонично развитого подрастающего поколения, повышения уровня знаний у учащихся по основам военной службы, истории Отечества, истории Российской армии, допризывной подготовки юношей к военной службе, создания условий для подготовки к профессиональной деятельности и защите Отечества, укрепления их здоровья, в том числе вовлечения в занятия физической культурой и военно-прикладными видами спорта, а также активизации борьбы с негативными явлениями в молодежной среде комментируемый пункт закрепляет правовые основы добровольной подготовки гражданина к военной службе. Несмотря на то, что подготовка граждан к военной службе в добровольном порядке не включена в состав воинской обязанности, наличие правовых норм, посвященных данному виду деятельности, именно в комментируемом Федеральном законе свидетельствует о важности ее содержания и особом внимании государства в этой сфере. Закрепляя таким образом структуру добровольной подготовки граждан к военной службе, права и преимущества обучаемых во время и после ее окончания, законодательная власть сознательно стимулирует приток в армию контингента с определенной подготовкой, что соответствует общенациональным интересам сохранения суверенитета России путем обеспечения обороны и безопасности страны.

2. Составляющими добровольной подготовки граждан к военной службе являются:

Занятие военно-прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Кроме того, в соответствии с подп. "г" п. 33 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441, добровольная подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования предусмотрена для граждан женского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе.

4. Специфической формой добровольной подготовки граждан к военной службе, сочетающей образовательный процесс с сущностью армейской жизни и быта является обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Она осуществляется в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах и военно-музыкальных училищах, создаваемых Правительством Российской Федерации. Также указанное обучение может производиться в иных создаваемых Правительством Российской Федерации образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, в которых используются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой, кадетские школы, кадетские школы-интернаты и т.п.).

Деятельность указанных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Она направлена на осуществление образовательного процесса в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, предусматривающими раннюю профессиональную ориентацию и военную подготовку обучающихся по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, и может обеспечивать их поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования (более подробно см. комментарий к п. 1 ст. 19).

5. Для повышения интеллектуального, культурного, физического, нравственного уровня развитии обучающихся, получения ими среднего профессионального (музыкального) образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний, навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения в военной консерватории, в военных образовательных учреждениях и военных оркестрах, а также замещения в них должностей младших командиров, предусмотрено обучение указанных лиц в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и военно-музыкальных училищах, музыкальных кадетских корпусах (более подробно см. комментарий к п. 2 ст. 19).

6. Следующей формой добровольной подготовки граждан к военной службе является обучение по программам подготовки офицеров запаса, в котором могут участвовать лица, годные по состоянию здоровья к военной службе, заключившие с Министерством обороны Российской Федерации контракт на обучение по программе подготовки офицеров запаса и на прохождение военной службы по призыву после получения воинского звания офицера.

Правовое регулирование данного вида деятельности до 1 января 2008 г осуществляется в соответствии с Положением об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. N 1255 (более подробно см.

Многие люди добровольно согласны поступить на срочную службу, а может быть, и пойти дальше, заключив соответствующий контракт. Однако физическая форма и незнание всех особенностей порой становятся настоящей проблемой. Именно поэтому правительство озаботилось вопросом устранения всех важнейших пробелов в знаниях граждан.

Добровольная подготовка граждан к военной службе регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. И сегодня о ее тонкостях мы и поговорим.

Что включает в себя добровольная подготовка

Действующим законодательством четко очерчен круг мероприятий, которые предусматривает добровольная подготовка. Подробно ознакомиться с ними вам предлагает Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 04.07.2016). В соответствии с его положениями, данное мероприятие включает в себя:

  1. Военно-прикладные спортивные дисциплины (этот вопрос мы разберем более подробно далее).
  2. Обучение по специальным программам общего среднего образования. Комплекс специальных мероприятий разработан для средних школ и специальных образовательных организаций нашей страны, военных оркестров, иных учебных учреждений.
  3. Образование на военной кафедре в государственных высших учебных заведениях. В рамках данных мероприятий происходит подготовка рядового, сержантского и офицерского состава для Вооруженных сил Российской Федерации. В особенности, студенты, поступившие на Военную кафедру, могут получить любое воинское звание до лейтенанта.
  4. Образование в специфических Воинских центрах, которые также организовываются при академиях, институтах и университетах нашей страны.

Порядок подготовки специалистов для Вооруженных сил происходит в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, к мероприятиям, которые можно входят в курс добровольной подготовки, следует отнести сдачу нормативов и тестов по конкурсу «Готов к труду и обороне» (ГТО). Все добытые успехи отмечаются специальными наградами и значками ГТО. Далее поговорим о том, что входит в список военно-прикладных видов спорта, относящихся к добровольной подготовке.

Военно-прикладные виды спорта

Действующим законодательством предусмотрен перечень военно-прикладных видов спорта, которые входят в курс добровольной подготовки. Всего сюда входит около 14 дисциплин, однако мы приведем лишь некоторые, которые могут проводиться в гражданских условиях.

В частности, к таковым относятся:

  • забег на 1 и 3 км, который производится по дорожкам стадиона;
  • армейские рукопашные бои;
  • марш-броски на 5 000 и 10 000 метров по пересеченной местности. Обращаем внимание, что начало и конец марш-броска находятся в одной и той же точке, бег проходит по кругу;
  • прохождение полосы препятствий;
  • лыжный спорт. В частности, в него входят гонки на скорость и марш-броски на выносливость. Первая дисциплина включает в себя дистанцию 5 000 или 10 000 метров, марш-бросок может достигать и 20 000 метров;
  • прыжки в длину. Задача спортсменов заключается в том, чтобы совершить прыжок с тумбы, высотой до 1,5 метра в бассейн, и проплыть под водой как можно большую дистанцию;
  • парусный спорт;
  • перетягивание каната в специальной форме, длина снаряда может достигать 34 метров, а толщина – 13 сантиметров;
  • плавание с автоматом. При прохождении добровольной подготовки используется макет снаряда, по форме и массе максимально приближенный к оригиналу;
  • метание гранаты. Для соревнований используются снаряды, аналогичные гранатам Ф-1, масса которых составляет 600 граммов;
  • скоростное маневрирование на автомобиле. Используется автотранспорт, состоящий на вооружении в Вооруженных силах Российской Федерации. Применяются как легковые, так и грузовые транспортные средства. К участию допускаются только совершеннолетние участники, обладающие водительскими правами соответствующей категории;
  • военное троеборье. Включает в себя прохождение полосы препятствий с бегом на 400 метров, соревнования по стрельбе, а также метание гранаты;
  • кросс на дистанцию 3 км.

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Цель обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе -дать допризывникам основные понятия о воинской обязанности и военной службе, структуре и вооружения армии и флота, жизни и деятельности подразделений и частей, научить их владеть оружием и строевыми приемами, закалить физически и морально.

Подготовка граждан к военной службе – это совокупность мероприя- тий, проводимых органами государственной власти, предприятиями, учрежде- ниями, и организациями, должностными лицами по подготовке граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской федерации. Она подразделяется на два периода и предусматривает:

· получение начальных знаний в области обороны;

· подготовку по основам военной службы (на занятиях по ОБЖ и БЖ);

· военно-патриотическое воспитание;

· подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

· медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Первый период Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет (по достижении возраста 17 лет). В этот период подготовка граждан к военной службе направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности (совершенствование физических качеств, выработка необходимых психоло-гических качеств и умений работать в коллективе, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор).

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник – гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет). В этот период происходит совершенствование первоначальных знаний в области обороны, изучение требований к индивидуальным психологическим качествам специалистов по воинским должностям, прохождение учебных сборов в учебном заведении по основам военной службы.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством российской Федерации. Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществляется в общеобразовательных учреждениях в ходе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На занятиях учащиеся :



· знакомятся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

· изучают основы здорового образа жизни;

· получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

· приобретают практические навыки по гражданской обороне.

Подготовку по основам военной службе проходят все граждане мужского пола. Эта подготовка проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом, который предусматривает:

· получение гражданами знаний основных положений статей Конституции и Законов российской Федерации об основах обороны государства и воной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил РФ;

· знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

· приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне и оказанию первой медицинской помощи.

Подготовка по основам военной службызавершаетсяпроведением учебных сборов , которые проводятся с юношами – студентами в конце третьего курса. По результатам прохождения учебных сборов каждый студент получает оценкку по основам военной службы.

Подготовка по ВУС (военно – учетным специальностям) проводится в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет.

Задачи подготовки по военно – учетным специальностям:

· воспитывать в юношах, подлежащих призыву на военную службу, готовность защищать Отечество, безупречно выполнять воинский долг;

· знакомить их с вооружением, военной техникой и прививать практиче-ские навыки в самостоятельной работе с ними;

· совершенствовать знания по основам военной службы, полученные в общеобразовательных средних учебных заведениях.

Основная нагрузка по подготовке граждан по ВУС лежит на ДОСАФ. Число граждан, проходящих подготовку по ВУС определяется Министерством обороны Российской Федерации. Решение о направлении юношей на военную службу в соответствии с полученной подготовкой выносит призывная комиссия.

Медицинское освидетельствование и обследование, проведение лечебно оздоровительных мероприятий возлагается на органы управления и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами.

Лечебно –оздоровительные мероприятия включают:

· проведение до первоначальной постановки на воинский учет ежегод- ных углубленных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансер- ного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием допризывников;

· проведение профилактических и лечебно – оздоровительных меропри- ятий с гражданами после первоначальной постановки на воинский учет, а также с признанными при призыве временно не годными к военной службе.

Военно – патриотическое воспитание – составляющая форма обязатель- ной подготовки граждан к военной службе и направлена на воспитание у молодежи готовности к защите Родины. Патриотическое воспитание - это воспи -тание важнейших духовно – нравственных и культурно –исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, мировоззрения и судьбы Россиян. Патриотическое воспитание формирует не просто гражданина, а гражданина – патриота в самом высоком смысле этого слова.

Основными задачами военно – патриотического воспитания

являются:

· повышение престижа государственной и особенно военной службы;

· создание новой, эффективной системы военно – патриотического вос- пиания, обеспечивающей развитие у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

· создание механизма, обеспечивающего функционирования системы военно -патриотического воспитания.