Минстрой предлагает обязать руководителей госэкспертизы проходить аттестацию. Реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий Аттестация негосударственных экспе

ГрК РФ Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий

1. Физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям:

1) имеет высшее образование соответствующего профиля;

2) постоянно проживает в Российской Федерации;

3) имеет стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее чем пять лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее чем три года;

4) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

5) обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (в том числе требований к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов, проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проводит аттестацию физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и по итогам этой аттестации выдает квалификационные аттестаты на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий либо принимает решение об отказе в выдаче таких квалификационных аттестатов с указанием причин принятого решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Форма квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации.

5. Срок действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий составляет пять лет. Физическое лицо вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, с заявлением о продлении срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Порядок аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе порядок продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий аннулируется до истечения срока его действия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по следующим основаниям:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;

2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;

3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В реестре лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, должны содержаться следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

2) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

3) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

10. Сведения, содержащиеся в указанном в части 9 настоящей статьи реестре лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Правительство Российской Федерации изменило процедуру прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий. Подробности сообщила пресс-служба Главгосэкспертизы России.

С 1 апреля 2018 года в силу вступает постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1719 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271».

Обязательное повышение

С этого момента аттестованные эксперты обязаны повышать квалификацию по профилю, соответствующему направлению деятельности, не реже одного раза в три года, в организации, ведущей образовательную деятельность, требования к которой установлены Минстроем России. При этом эксперт обязан направлять в Минстрой России документ (копии диплома, свидетельства, удостоверения), подтверждающий повышение квалификации. В противном случае ведомство уполномочено приостановить действие квалификационного аттестата эксперта.

В перечень документов, представляемых экспертом в Минстрой России для прохождения переаттестации, включен документ о повышении квалификации по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности.

Двухэтапный подход

Постановление также устанавливает последовательную двухэтапную процедуру проверки знаний претендентов и экспертов, желающих получить квалификационный аттестат или продлить срок имеющегося квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, объектов, в отношении которых государственная экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на ее проведение, объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Аналогичный подход установлен в отношении получения или продления квалификационного аттестата на право подготовки заключений государственной экспертизы по итогам рассмотрения результатов инженерных изысканий, выполняемых для создания проектной документации в отношении перечисленных выше объектов.

Для остальных претендентов (экспертов) проверка знаний проводится в форме тестирования.

Правила проверки

Постановление изменяет и сами правила проверки знаний в форме тестирования. Так, с 200 до 120 уменьшено общее количество вопросов, на которые должен ответить претендент (эксперт), количество вариантов ответов, в том числе правильных, для каждого вопроса увеличено вдвое, а время прохождения тестового экзамена сокращено с 5,5 до 3 часов.

Для того, чтобы получить право на допуск к устному экзамену, нужно дать не менее 110 правильных ответов.

Постановление также предусматривает возможность досудебного обжалования результатов аттестации (переаттестации).

Кроме того, в соответствии с подписанным постановлением Минстрой России наделяется полномочиями по утверждению:

Формы заявления о прохождении аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий;

Требований к программам повышения квалификации экспертов проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, соответствующим направлениям деятельности.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Все вопросы для аттестации известны, они официально размещены в открытых источниках – нужно просто хорошо готовиться

Процедура аттестации государственных и негосударственных экспертов строительных экспертиз существенно усложнилась - теперь каждый претендент должен почти безошибочно пройти тестирование, а государственные эксперты - еще и сдать устный экзамен. О том, как экспертное сообщество проходит аттестацию в новых условиях, мы беседуем с директором Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимиром Калинкиным:

Владимир Николаевич, прошло пять месяцев со времени введения новой процедуры аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы. Подтвердились ли прогнозы и опасения или можно говорить, что процесс идет успешно?

В целом наши прогнозы подтвердились: ожидаемая рядом экспертов цифра прошедших аттестацию и переаттестацию, как изначально и утверждалось, составила 30-40% от действующих экспертов. Об этом мы с вами говорили в апреле (см. статью «Новые правила аттестации экспертов: без права на ошибку» - Ред.). Напомню, что для сотрудников негосударственных экспертиз аттестация состоит из двух этапов. Первый - проверка документов на соответствие образования и стажа работы заявленным требованиям - эти параметры в последние годы не менялись и не пересматривались. Второй этап - это компьютерное тестирование по новым правилам и требованиям, где полностью исключен «человеческий фактор» и компьютерная система выдает четкий результат.

Конечно, когда вступили в действие новые требования, мы неоднократно получали претензии от ряда организаций, что в Минстрое России вопросы тестирования не соответствуют приказу, а ответы неправильные. Но хочу напомнить, что у нас есть процедура обжалования, некоторые претенденты ею воспользовались, и ни разу мы не увидели какой-то ошибки или необоснованно включенного в перечень тестов вопроса. Мы понимаем, почему это происходит, - действительно, количество успешно сдающих экзамен экспертов негосударственной экспертизы сократилось в разы и, естественно, это вызывает определенные вопросы. Но мы всем отвечаем: готовьтесь! Все вопросы известны, они официально размещены в открытых источниках - нужно просто хорошо готовиться.

Таким образом, после тестирования для негосударственных экспертов процедура аттестации заканчивается. При этом успешно процедуру тестирования проходит каждый третий эксперт - и из негосударственной, и из государственной экспертизы. Но поскольку эксперты госэкспертизы смотрят проекты уникальных и технически сложных объектов, мы предъявляем к ним дополнительные требования, и для них есть дополнительный этап - устный экзамен. Вопросы для устного экзамена - сейчас их порядка 750 - утверждены приказом 2018 года, они абсолютно свежие. Экзамен проходит на площадке Минстроя России, в аттестационную комиссию включены представители как Минстроя, так и ряда федеральных госэкспериз. Состав комиссии очень сильный, и мы можем правильно оценить качество знаний любого эксперта. Устный экзамен позволяет увидеть, что эксперты не просто зазубрили наизусть некоторый объем знаний, а понимают материал.

Более того, буквально с 1 сентября на устном экзамене присутствуют такие же аттестованные эксперты по тому направлению деятельности, по которому претендент отвечает аттестационной комиссии. Это сделано для того, чтобы проверить глубину знаний. Первый успешный опыт у нас уже есть, мы попросили принять участие в этом экзамене аттестованных экспертов Главгосэкспертизы, Мосгосэкспертизы, госэкспертизы Московской области и госэкспертизы ряда министерств и ведомств. Мы прогнозировали, что и на этом этапе отсев будет достаточно большой, но увидели, что он минимален, фактически, единичные случаи. Поэтому мы пришли к выводу, что система тестирования эффективна, она убирает тех, кто не готов, и на следующем экзамене 90% экспертов успешно его сдают.

Сейчас с учетом принятых изменений в Градостроительный кодекс мы прорабатываем новое направление - это аттестация экспертов, которые осуществляют проверку достоверности сметной стоимости проекта. Сейчас эксперты аттестуются только в части безопасности зданий и сооружений, а лица, которые занимаются проверкой сметной стоимости, в разряд экспертов не попадают, и их квалификация никаким образом не проверяется. Теперь же с 2020 года они также будут подлежать аттестации. С учетом того, что сейчас вопросы стоимости строительства стали выдвигаться на первый план, это особенно актуально. Так что тем специалистам, которые сейчас в госэкспертизах проверяют сметную стоимость строительства, нужно готовиться к процедуре аттестации - время до 2020 года у них есть.

Как негосударственная экспертиза восприняла ужесточение требований к аттестации экспертов и такой процент отсева на тестировании?

Спокойно. Тем более что в ходе процедуры общественного обсуждения этого документа никто не был против. Кроме того, мы этим документом отменили «крепостное право» для экспертов - ранее эксперт, работавший в федеральной государственной экспертизе, не мог перейти в негосударственную экспертизу без новой аттестации, хотя он ранее прошел аттестацию, в том числе как эксперт особо опасных и технически сложных проектов. Сейчас эксперты могут свободно переходить из одной организации в другую, не сдавая по новой аттестационный экзамен.

Но по каким же причинам 60-70% специалистов не проходят процедуру тестирования? Не успевают по времени? Теряются перед компьютером? Или не хватает знаний?

Действительно, новые требования достаточно строгие и основной отсев - у экспертов негосэкспертизы. Понимаете, людей сразу видно. Я несколько раз ездил на процедуру тестирования, и четко видно: пришли сосредоточенные, спокойные эксперты, без разговоров прошли тест за время куда меньшее, чем отведено. А потом видишь этих же экспертов на устном экзамене - они легко ориентируются во всех требованиях и полностью «в материале». Так что успешное тестирование полностью зависит от уровня подготовки специалистов. Может быть, поэтому эксперты госэкспертизы гораздо успешнее сдают тесты.

Каких-то эксцессов по поводу того, что кто-то не смог разобраться, как работает система, пока не было. Мы до начала тестирования даем 40 минут для того, чтобы можно было адаптироваться к программе, запускаем пробный тест, чтобы люди могли освоиться и все понять.

Так что все опасения, что эксперты вообще не смогут пройти аттестацию по новой системе, не оправдались - хорошо подготовленные, знающие специалисты ее без труда проходят.

Не появился «черный рынок» продажи аттестатов уже по новым требованиям или какие-то «левые» центры тестирования?

Наверно, теоретически возможно все, что угодно, но реестр всех аттестованных экспертов официально размещен на сайте Минстроя России, поэтому такой деятельностью заниматься бессмысленно, потому что на определенном этапе это все равно всплывает, как поддельный диплом. Уважающая себя экспертиза при приеме эксперта на работу заглянет в реестр Минстроя и проверит, есть он там или нет.

Относительно неких псевдо-центров тестирования - их много, как и раньше, и это личное дело каждого претендента - ходить в эти центы или нет. Эти центры подчас заявляют, что их тесты идентичны нашим вопросам и ответам, но некоторые из них после того, как их клиенты прошли подготовку и не смогли пройти тестирование у нас, поправили свою рекламу и написали, что их вопросы соответствуют вопросам Минстроя. Но ведь все вопросы находятся в открытом доступе, и я не исключаю, что в этих центрах они, действительно, есть. Но сдавать тест эксперты все равно будут в Минстрое России, где бы они до этого не готовились. Экзамен проводится на сертифицированном оборудовании уполномоченными должностными лицами Минстроя, на единственной выбранной Минстроем площадке, все, как прописано в соответствующем постановлении Правительства и приказе Минстроя. И получить документы о прохождении аттестации они могут только в Минстрое России.

Причем мы беседовали с претендентами и выяснили, что на их результат практически не влияет, сами они готовились или их готовили в каких-то центрах тестирования. Квалифицированные эксперты, не пользуясь никакими услугами центров, успешно проходят тесты и сдают устные экзамены, а при этом лица, прошедшие подготовку и тестирование, подчас не могут его сдать.

То есть учебные центры, которые будут гарантировать клиенту какой-либо положительный результат или преференции при прохождении аттестации в Минстрое России, заведомо обманывают своих клиентов?

Совершенно верно. Все такие обещания - это заведомый обман экспертов, а учиться специалисты могут где угодно - это их выбор. А вот обязательное повышение квалификации эксперт может пройти в любом учебном заведении, у которого есть соответствующая лицензия. В любом случае для эксперта нет смысла покупать «корочки» о повышении квалификации, которые ничего ему в смысле знаний не дадут. Уважающие себя крупные экспертизы проводят такое обучение централизованным образом для того, чтобы действительно повысить компетенцию своих специалистов.

Если эксперт не проходит процедуру аттестации, он теряет право быть экспертом? И как быстро он может еще раз попытать счастья?

Если человек не проходит аттестацию, он может подать документы на пересдачу через полгода. То есть он на полгода теряет возможность подписывать экспертные заключения, но как специалист (без права подписи заключений) может продолжать работать в свой экспертизе, радикально это на его судьбу может не повлиять.

Но лица, получающие аттестаты, должны быть компетентными, потому что в их руках вопросы безопасности и надежности тех сооружений, проекты строительства которых проходят государственную и негосударственную экспертизу. Снижение количества аттестованных экспертов по рынку пока не ударило, я думаю, этот эффект будет виден через 2-3 года. Но опять-таки мы не должны забывать, что те, кто сейчас работает в отрасли, будут прилагать усилия подтянуть свои знания до соответствующего уровня. Во всяком случае, у них есть время и возможности.

Так что в целом мы удовлетворены теми изменениями, которые произошли, и будем двигаться дальше.

- Спасибо за беседу!

Лариса Поршнева