Методика «Эмоциональный портрет личности. Эмоциональный фотопортрет (жанр портрета эмоций в фотоискусстве)

Который не только снимает сам, но и обучает других в Академии фотографии, объясняет, как создать красочный, эмоциональный, живой портрет.

Уф-ф-ф, через два дня я буду нежиться возле бассейна недалеко от Таллина. Не экзотика, конечно, но тоже приятно. Вернусь лишь в августе, где-то первого числа, тогда же стартует мой очередной курс в Академии фотографии.

Расскажу-ка я тебе, как создаются эмоции. Они бывают разными, но их объединяет один неотъемлемый элемент: это мимика, точнее, мимические мышцы и морщины. Так что я объясню тебе, как с ними управляться и как добиваться от людей необходимых состояний.

Давным-давно, когда на Земле все было очень страшно и негигиенично, у первобытных людей появился первый язык. Этот язык и есть эмоции (та-а-ам там та-да-дам). К примеру, пасется где-то племя наших предков, и тут к ним несется сородич с широко открытыми глазами, поднятыми бровями и открытым ртом, кричит и машет руками. Племя тут же понимает, что за его спиной явно что-то нехорошее, мягко говоря, пи…дец, и нужно либо защищаться, либо убегать.

Первоначально каждая эмоция несла (и несет) физическую необходимость для организма. Сейчас объясню. Например, испуг: широко открываются глаза, поднимаются брови, резко набирается воздух в грудь. Глаза открываются широко, чтобы больше видеть, брови поднимаются по той же причине, воздух набирается в грудь, чтобы можно было сделать резкий рывок и бежать без оглядки. Или серьезность: помимо ярко видимого нахмуривания бровей происходит напряжение верхнего и нижнего век, что увеличивает зрительную концентрацию на видимом объекте, как при прищуре (даже если этот объект лишь в воображении, а не прямо перед человеком).

Ты там еще не спишь? Нет? Хм, значит, я что-то делаю не так…
Сегодня, когда за нами не гоняются хищники, у эмоций появился враг, который в повседневной жизни побеждает постоянно: это комплексы и социальные нормы поведения. Даже при проявлении одной из самых несдерживаемых эмоций, смеха, в первые мгновения у многих людей мимические мышцы вокруг рта тянутся вниз, и лишь затем вверх. Мы привыкли скрывать свои эмоции. Люди снимают каменные маски лишь перед близкими, да и то не всегда.

Вот мы и подошли к вопросу съемки.

К нам пришел человек, которого мы видим в первый раз в своей жизни (а я зачастую и в последний). И мы должны сделать хороший, красочный, эмоциональный портрет этого человека. Вот так вот все внезапно, мой милый друг. Конечно, все люди разные, всем идут разные эмоции, и, не зная человека, сложно определить, что с ним делать.

Мимика и мимические морщины - вот кладезь информации для портрета. Портрет человека с плоским спокойным лицом скучен и быстро читаем. Но, опять же, все люди разные, и нам как фотографам необходимо определить эмоциональный спектр, который сможет выразить модель. Для этого мы проводим эмоциональный прогон.

Эмоциональный прогон - это частичное напряжение мимических мышц и чтение мимических морщин. У каждого человека есть в среднем три эмоции, которые смотрятся ярко и хорошо читаемы по сравнению с другими. По сути, это кривляние. Сначала мы просим модель максимально поднять брови (это спектр эмоций удивления, изумления, страха и прочего), затем нахмуриться (серьезность, сосредоточенность, злость, недоверие и так далее), поднять одну бровь (сарказм, насмешка, недоверие), поставить брови домиком (жалость, страх, мольба), прищурить глаза (сосредоточенность, серьезность и тому подобное), широко открыть глаза (удивление, изумление, страх, жалость), а также проверяем взгляд исподлобья и последнее - улыбку, смех.

Во время эмоционального прогона необходимо смотреть на то, как складываются мимические морщины, и выбирать те эмоции, которые смотрятся ярче других (морщины глубже, утрированно говоря). Конечно, выбранные эмоции нужно соотносить с типажом модели.

Большинству моделей непривычно кривляние при незнакомых людях, поэтому приходится объяснять, что мы устраиваем эмоциональный прогон, для того чтобы увидеть их мимические возможности. Проговорив это вслух, вы настроите модель на сотрудничество с вами, и она будет более податлива в работе.

Вот мы и подошли к самой съемке. Мы уже определились с эмоциями, которые будем создавать на лице модели, подобрав их в соответствии с типажом, возможностями и собственными желаниями.

Существует два вида работы с эмоциональным состоянием модели: механическое построение и транс. Транс - это такая работа с моделью, при которой та вводится в необходимое фотографу эмоциональное состояние. Механическое построение - это искусственное создание эмоций, при котором фотограф строит мимическое напряжение мышц для достижения необходимого эффекта.

И то и другое смотрится естественно, если все сделать правильно, ведь зритель не видит процесса съемки, он видит лишь результат. При работе с помощью транса необходимо сразу учесть окружающие условия и постановку модели. Ведь если ты, мой добрый друг, введешь ее в какое-либо состояние, а потом попросишь изменить позу или дислокацию, то модель начнет больше думать о твоих словах, нежели переживать собственные эмоции. Так что перед съемкой мы вынуждены учесть весь свет, положение модели, ее одежду и прочее, прочее, прочее.

Как же вводить человека в эмоциональное состояние? Довольно просто. На наше состояние влияет множество факторов. Помести человека в необходимую среду (например, нам нужны напряжение, серьезность или испуг - можно поставить модель посреди дороги в час пик; или нам необходимы спокойствие, позитив - можно поместить модель в ванную со свечами; главное, не увлекаться); музыка также влияет на настроение (Slipknot явно не успокоит и не расслабит вашу модель); и самое важное орудие в создании эмоций с помощью транса - это беседа.

К примеру, достижению серьезных эмоций помогает беседа о родителях: об их профессиях, отношениях в семье и прочем. Во время беседы фотограф ловит момент создания эмоций. Получается серия фотографий, из которых выбираются те, что несут в себе больше эстетики и информации.

При искусственном же создании нужно помнить о том, что каждая эмоция зависит от напряжения глаз. Если глаза расслаблены, то, как бы ни было лицо искажено гримасой, эмоция мертва. Поэтому мы используем как минимум две группы мышц: это всегда глаза (нижнее и верхнее веко) и какая-либо еще группа мышц. Например, для искусственного создания серьезности мы просим модель нахмурить брови и напрячь верхнее веко (как при взгляде исподлобья). Для спокойствия же достаточно попросить закрыть глаза.

Конечно, мой друг, все будет выглядеть искусственно, если четко не описать модели, что она должна делать. Легче всего показать на себе, так что разрабатывай и собственную мимику.

Самое главное - поймать момент создания эмоции, когда мышцы только напряглись. В этот момент она смотрится естественной и настоящей. Я обычно считаю до трех и создаю кадр. Если ты не успел заснять ее создание, делай еще один дубль.

Когда же модель противится нашим действиям, комплексует, говорит, что она нефотогенична, и истерит, можно произнести следующую мантру: «Я фотограф, я учитываю все факторы создания фотографии, и если ты хочешь хорошие снимки, то делай то, что я говорю». Произнести эти слова нужно вслух, чтобы модель их слышала, тогда она начнет больше думать о том, что ей необходимо сделать, а не о том, как она смотрится: люди ведь по большей своей части разумны, и если уж они пришли к тебе на съемку, то согласны помогать тебе в работе.

Какая же скучная получилась запись, бр-р-р. Аж дрожь берет. Обычно, когда я рассказываю это вживую, все выглядит куда веселей и забавней.
И это лишь малая часть того, что необходимо учитывать во время съемки. Композиция (геометрическая, цветовая, информационная и световая), психология зрителя, свет и прочее - тот еще кладезь, который сложно описать в тексте; но если все это изучить, фотографии становятся намного лучше и интересней.

Надеюсь, моя писанина пришлась тебе, дружище, по душе, и ты будешь учиться и учиться. Пускай даже не у меня. Тьфу, что это я. У меня, конечно. Так что звони, пиши, присылай телепатические сообщения, буду рад. Пойду покупать набор для оливье, ведь завтра мой день рождения. Мне исполняется четверть века, не много и не мало. В самый раз.

Приятного тебе дня, мой чудный друг. И успехов!

Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Ефим Шевченко, 25 лет.

Портрет человека, сделанный в той среде, в которой он живет, работает, имеет определенный характер. Фотография, не имеющая характера, не будет интересна зрителю. Любая мелкая деталь важна, эти аспекты сделают портрет особенным, необычным, уникальным, оригинальным. Снимая портреты, не стоит забывать о том, что место, где живет человек, влияет на его становление, развитие, привычки и особенности поведения, и, может, даже внешнего вида.

Время и место

Место играет немаловажную роль в создании и становлении образа. Место - довольно растяжимое понятие. Это может быть как отдельная поляна или деревня, а может и целая страна. Местность, где проживает человек, очень сильно влияет на его развитие. Это тоже стоит учесть и постараться указать в портрете, показать неразрывную связь между ними.

Эмоции

Вы, как фотограф, стремитесь показать нечто большее, чем просто красивую фотографию. Это целая жизнь и зритель должен уловить вашу задумку. Должен сопереживать героям, почувствовать их внутренний мир, условия. Фотограф должен уметь подчеркнуть важные моменты, характерные места.

Смысловая нагрузка

Вы что-то пытаетесь донести до зрителя этим портретом. Уникальность самого человека, изображенного на портрете, какие-либо традиции, присущие изображаемой местности или суть сюжета, образ? Или же просто показать то, чего люди еще не видели? Нужно постараться ответить для себя на эти вопросы. Наблюдайте, экспериментируйте, думайте, фантазируйте. Пустые кадры не интересны никому, необходимо наполнять смыслом, идеей любую работу, которую вы делаете и не останавливаться на достигнутом!


Мой первый урок! Мое видение процесса рисования. Оригинал данной картины был создан для австралийского журнала Photoshop Project! Мой урок - о создании портретов и передачи эмоций через картины и другие работы. Думаю, по картинкам и так все будет ясно, в случае, если текст покажется вам не очень информативным.

Картина создана в Photoshop CS3, с использованием планшета Wacom Intuos4.

Надеюсь, вам понравится!

Итак, я расскажу вам о том, как создать волшебный, фентезийный и эмоциональный портрет хрупкой девушки, и как через свои картины передавать эмоции и рассказывать истории. Также, в этом уроке вы найдете несколько полезных советов. Этот урок создан для тех, кто уже владеет базовыми знаниями в области анатомии и умеет работать в Photoshop. Здесь вы узнаете, как рисую лично я, и, надеюсь, моя техника поможет вам найти свой собственный стиль рисования!

1. Цвета и Кисти

Одно из первых, что я делаю, это выбор цветовой палитры. Выбор цветов зависит от настроения, которое вы хотите создать, я выбираю яркие оттенки для кожи, потому что хочу, чтобы она была немного бледноватой, но общая атмосфера картины должны быть темной. Выбирайте насыщенные цвета, потому что наноситься они будут очень мягко. Основные кисти, которые я использую: твердая круглая кисть, со слегка шероховатыми, размытыми краями, и стандартный аэрограф. Обе кисти – в режиме Нажима Пера (Pen Pressure).

2. Основная Форма

Первым делом, я начинаю с основной формы лица героини, нанося цвета очень мягко и размыто. Вы можете сначала подготовить простой эскиз, если хотите, но лично мне не нравится работать с монохроматическими линиями, я больше люблю, когда картина развивается в процессе рисования без каких-либо направляющих линий. Это помогает, когда вы «пишите» какую-то историю для вашего персонажа, и стараетесь рассказать ее через картину. Я хотел создать образ хрупкой девушки с разбитым сердцем.

3. Свет

Продолжайте добавлять все больше и больше цветов к своей палитре, старайтесь обогащать их. На этом этапе я обозначил форму глаз и добавил больше контраста, я также добавил холодный голубой вторичный источник света. Это делает картину намного более интересной и придает «волшебства», мистики. Освещение очень важно для передачи настроения.

4. Дальнейшая проработка

На данном этапе я, наконец, добавил глаза, и сделал их фиолетовыми, чтобы сделать взгляд более сюрреалистически-фентезийным. Этот цвет, также, вписывается в общую палитру цветов, куда входят оттенки темно-фиолетового, синего и коричневого. Добавьте больше бликов, чтобы придать большей реалистичности, но я не советую для бликов использовать чисто белый, а для самых темных участков – черный цвет, я рекомендую брать очень яркий бирюзовый, желтый и голубой вместо белого, и очень темный и насыщенный фиолетовый, синий и красный вместо черного. Фильтр Медиана (Median) (Фильтр – Шум – Медиан) (Filter – Noise – Median) очень помогает мне выстраивать правильные формы и слегка смешивать цвета.

5. Выпуклость и Затенение

Здесь я пытался изобразить выпуклость и затенение лица. Красные линии показывают выпуклости лица, ее форму, они показывают, что лицо не плоское и правильное затенение делает его более реалистичным. Выпуклость, обычно, зависит от света. Здесь я отметил самые яркие участки лица голубыми, а самые темные – зелеными штрихами, чтобы показать, как надо затенять лицо. Вторичный свет оставляет свой «след» только на щеках, подбородке, губах и под носом.

6. Губы

Здесь вы в деталях можете рассмотреть процесс создания губ. Я просто обожаю рисовать пышные губы. Что касается затенения, закрасьте верхнюю губу темным цветом, а на нижней губе добавьте много бликов. Рот приоткрыт так, что немного видно зубы. И не забывайте про голубоватый вторичный свет.

7. Первые Детали

Инструмент Баланс Цвета (Color Balance) (Изображение – Коррекция – Баланс Цвета) (Image – Adjust – Color balance) может оказать вам огромную помощь, если у вас возникли проблемы с цветами, или, если вы намеренно хотите кардинально изменить их. Я очень часто использую эту функцию, в основном для придания теням более синеватого оттенка и светлым участкам – более желтоватого. Но в данном случае я добавил больше оранжевого и коричневого на ее лицо, и темно-коричневого – на волосы. Это придает немного тепла, идеально сочетающегося с холодным вторичным светом. И еще... вы, наверно, уже обратили внимание на первые касания кисти, изображающие черные слезы, которые я решил добавить. Они придают картине именно те эмоции, которых я хотел добиться.

8. Заканчиваем работу над Деталями

Черные слезы уже прорисованы. Совмещение твердой круглой кисти с шероховатыми краями создает очень реалистичную и текстурированную кожу, но для детализации я предпочитаю использовать аэрограф. Я крайне рекомендую использовать функцию Поворота изображения Горизонтально (Изображение – Повернуть холст – Повернуть по горизонтали) (Image – Rotate Canvas – Flip Horizontally). Вы абсолютно новым взглядом посмотрите на свою работу, вы моментально заметите любые ошибки, а для их исправления поможет отличная функция Liquify (Фильтры – Liquify) (Filters – Liquify).

9. Глаза

На этом этапе я покажу вам, как я рисую глаза. Глазное яблоко обычно не серо-белое, оно более голубоватое, и не забывайте затенять глаза на уголках, потому что они не плоские, а шарообразные. Т.к. свет падает сверху, верхняя часть глаза намного темнее нижней, но блик, отражение света, находится на верхней половине глаза. И он не чисто белый, он ярко-голубой. Добавьте еще несколько других цветов на глаза, оттенки не только фиолетового, но и голубого, зеленого, розового, и т.д. Даже не смотря на то, что вы этого не замечаете, это придает лазам реалистичности. Я нарисовал ресницы очень нежно, использовав аэрограф и темно-коричневый цвет.

10. Волосы

Я считаю, что рисование волос может быть очень забавным и простым занятием, если вы знаете, как делать это правильно. Для начала, подготовьте базовую форму прически, формируя ее по прядям. Оттенок волос переходит от темного к светлому, поэтому наносите больше и больше мягких светлых линий с помощью аэрографа. Здесь очень пригодиться фильтр Медиана (Median). Возьмите ярко-коричневый цвет и прорисуйте отдельные волоски. Здесь главное не переборщить, отдельно прорисованных светлых волосков должно быть всего несколько. Остальная масса волос может быть очень темной (как в данном случае) и размытой, т.к. не находится в фокусе. Это куда лучше, чем прорисовывать каждую волосинку и нагромождать рисунок излишними деталями.

Из этого урока вы узнаете, как за 9 простых шагов создать мощный эмоциональный портрет в Фотошоп.

Вот этот милый мы будем использовать при создании такого эффекта.

Откройте Фотошоп и загрузите фотографию девочки. Создайте корректирующий слой Кривые и установите для него режим смешивания Экран. Нажмите D, чтобы установить цвета по умолчанию. Перейдите на маску корректирующего слоя и, нажатием клавиш Ctrl + Backspase заполните маску черным цветом.

Возьмите круглую мягкую кисть и закрасьте глаза девочки. Если глаза получатся слишком яркие, то уменьшите непрозрачность, в данном случае я уменьшил до 55%.

Добавьте новый корректирующий слой Black & White (Черно-белое), режим смешивания смените на Умножение.

Нажатием клавиш Ctrl + Shift + Alt + E создайте новый слой из всех видимых слоев. В меню Image > Adjustments (Изображение - Коррекция) выберите Shadows/Highlights (Тени/Света) и поиграйте с ползунками, чтобы немного осветлить фотографию. Ползунок для тени я переместил немного вправо, пока фото не стало светлее.

Снова нажмите Ctrl + Shift + Alt + E, чтобы создать слой из всех видимых слоев. Возьмите инструмент Осветлитель с настройками по умолчанию: диапазон – средние тона, Экспонир 50%. Выбранным инструментом закрасьте те области, которые выделены на изображении ниже (глаза, кончик носа, скулы, лоб, губы, кончик подбородка и шею).

Снова создайте новый слой из всех видимых слоев. Перейдите в меню Перейти к Filter > Sharpen > Unsharp Mask (Фильтр – Резкость – Контурная резкость). Для эффекта установите значение в пределах от 50 до 100%, для радиуса установите 1,2 пикселя.

Добейтесь мягкости в эффекте, при необходимости снизьте непрозрачность.

Добавьте новый корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность. Для насыщенности переместите ползунок влево, пока не получите желаемый результат.

Создайте новый корректирующий слой Кривые. Перетащите правый ползунок немного влево. Чтобы еще больше усилить основные моменты.

Этот шаг необязательный, выполнив его, тем самым вы добавите портрету немного художественного эффекта.

С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно «Голубь», «Страус» и «Ястреб». Необходимо сделать по одному выбору в вопросах:

1. Мне 12 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: "Уже никуда ты не пойдешь". Я:

а) очень-очень попрошу маму, чтобы она меня все-таки отпустила на улицу, но если она будет все равно настаивать на своем, то останусь дома;

б) скажу себе: "А я никуда не хочу идти" и останусь дома;

в) скажу: "Ничего не поздно, я пойду", хотя мама потом будет сильно ругаться:

2. В случае разногласий я обычно:

а) внимательно прислушиваюсь к чужому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;

б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;

в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

3. Я представляю себя человеком, который:

а) любит нравиться многим и быть как все;

б) всегда остается самим собой;

в) любит подчинять других людей своей воле.

4. Моё отношение к романтической любви:

а) быть рядом с любимым человеком – величайшее счастье;

б) это неплохо, но пока она от тебя не требуют слишком многого;

в) это прекрасно, особенно когда любимый дает мне все, что нужно.

5. Если я расстроен, то:

а) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б) стараюсь не обращать на это внимание;

в) начинаю злиться и не могу разрядиться на окружающих меня людей.

6. Если начальник не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:

а) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;

б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь это исправить.

7. Если кто-то "уколет" меня моим недостатком, то я:

а) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;

б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;

в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

а) сам по себе;

б) лидер, руководитель;

в) часть команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:

а) просто перехожу к другому делу;

б) показываю всем, что я уже все сделал;

в) хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

а) тихонечко сижу в углу;

б) стремлюсь быть в центре всех событий;

в) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.

11. Если кассир в магазине не додает мне сдачу, то я:

а) естественно, ее потребую;

б) расстроюсь, но промолчу; я не люблю препираться с кассирами;

в) не обращу внимания; мелочь не стоит того, чтобы обращать на нее внимание.

12. Если я чувствую, что злюсь, я:

а) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б) чувствую себя неудобно;

в) пытаюсь себя утихомирить.

13. Когда заболеваю, я:

а) делаюсь раздражительным и нетерпимым;

б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;

в) стараюсь не обращать на это внимание и надеюсь, что это же будут делать все окружающие.

14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:

а) выразить ему свои чувства открыто и прямо;

б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;

в) дать ему знать об этом косвенно, например, через других людей.

15. Мой девиз, очевидно, будет:

а) "Победитель всегда прав";

б) "Весь мир любит любящего";

Обработайте результаты своих ответов . Для этого разбейте вопросы теста на три пятерки: 1–5, 6–10, 11–15.

Чтобы узнать, насколько вы "Голубь", посчитайте, сколько у вас ответов "а"– в первой пятерке, "в"– во второй пятерке и "б" – в третьей пятерке (полученный результат может колебаться в значении от 0 до 15).

Выраженность у вас "страусиных" черт покажет сумма "б" в первой пятерке, "а" – во второй, и "в" – в третьей.

Ответы "Ястреба" – "в" в первой пятерке, "б" – во второй и "а" – в третьей.

«Голубь»

Это мягкий и чувствительный человек. "Голуби" нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, ради нее они готовы даже на самопожертвование. Они готовы сделать все для других – и чаще всего то, что они втайне хотят, чтобы другие сделали для них. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся, или не умеют. "Голуби" живут мечтой найти человека, который угадывал бы их желания и понимал бы их с полуслова. Не встречая такого, часто оказываются разочарованными. Они вообще уделяют мечтам и переживаниям слишком много времени, вместо того чтобы заняться чем-то серьезным. "Голубь" чаще играет второстепенные роли, способствуя подъему наверх других. "Голуби" себя лучше чувствуют "за троном", а не на нем. Брать на себя инициативу и ответственность – побаиваются, чувствуют себя в роли лидера очень неуверенности. "Голуби" зависимы от мнений окружающих и преданы предмету обожания. Они страдают от мелочей, часто суеверны, слишком добры и уступчивы.

«Страус»

"Страус" – человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. Если кто-то подходит к нему слишком близко, он или отталкивает его, или, что чаще, бежит от него сам. "Страусу" достаточно себя и он хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов или, не дай бог, разочарования, он старается спрятать в песок не только свою голову и сердце, но и талант. Если "Страуса" отвергли, он перенесёт это достаточно спокойно. Они не ждут от жизни и людей слишком многого, поэтому не бывают и слишком разочарованы. Поскольку они никогда особенно ни к чему не стремятся, никто не может сказать, что они потерпели фиаско. Их отчужденность придает им целостность и самодостаточность.

«Ястреб»

Человеку честолюбивому, решительному и храброму, "Ястребу" нужна власть. Преследуя свои цели, "Ястребы" приобретают массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают. Их враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют каждого "вытягиваться" перед ними "в струнку" и выкладываться в деле. "Ястребы" требуют немедленного подчинения, беззаветной преданности и массы восхищения. Но, с другой стороны, они работают больше чем кто-либо, и, как правило, заслуживают такого отношения к себе. Они стремятся к совершенству, требуют "все или ничего". На критику со стороны реагируют плохо. Всякое предположение, что они могут совершить ошибку, не только вызывает в них ярость, но и может ввергнуть в состояние глубокой депрессии. Для "Ястребов" мир представляет поле битвы, где они окружены врагами. Но не стоит беспокоиться: они вооружены умом и проницательностью, они прирожденные стратеги, у них масса энергии.