Метафоры о жизни. Любимые метафоры

Вызов секуального желания (Mr_X)

[погружение в транс, первая спираль] Эту историю рассказал мне один хороший приятель, он живет в подмосковье, а работает в Москве, по этому ему приходится каждый день ездить на электричке туда и обратно. В тот теплый, летний день, он как обычно спешил к станции. Он шел по извилистой лесной дорожке, вокруг было много зелени, были слышны трели птичек, шелест листвы, он вдыхал всей грудью ароматы леса, приятный ветерок трепал его волосы и настроение у него было на высоте. Так, совершенно незаметно для себя, он дошел до станции, сел в ожидающий отправления поезд и приятно расположился на скамейке в вагоне. Поезд плавно тронулся, его немножко прижало к спинке сиденья, за окном послышалось мерное постукивание колес, он расслабился и погрузился в свои мысли [пауза], часто, от нечего делать долгое время наступает скука, грусть или какое-то другое чуство. Он захотел развеяться, купил у продавца газет, какой-то журнал с яркой, глянцевой обложкой и стал его листать с интересом. Его удивила небольшая статья, в которой описывалась
история произошедшая с одной девушкой.

[девушка в трансе, начинаем вторую спираль с вызовом стостояния]

Жила была девушка, в небольшом городке, возможно это было давно или недавно, история умалчивает. Стоял жаркий летний полдень. Солнце буквально плавило асфальт, воздух на улице был душным. В такой воскресный день она прогуливаясь по парку. Hе смотря на легкую, прозрачную одежду, ей было жарко, солце буквально разогревало ее. Красивые фонтанчики, расположенные по всему парку только усиливали ее желание[пауза] почуствовать себя где-то в прохладном месте или хотя бы прикоснуться к кусочку льда. Где-то впереди от себя, девушка увидела небольшой киоск, с надписью мороженное, и она поспешила к нему. Ей больше всего понравился розовенький, клубничный шарик мороженного в вафельном стаканчике. Когда она взяла ЕГО[маркируем на хуй] в руки, ее глазки заблестели, по телу пронеслась небольшая дрожь, появилось какое-то необъяснимое желание скорее лизнуть ЕГО[еще раз маркируем]

У же через пять минут она наслаждалась его приятным вкусом, ей так хотелось скорее проглотить его, что она обхватила шарик губками и не вынимала его изо рта. Еще через некоторое время, когда она уже заканчивала[пауза] доедать это мороженное, несколько капель сладкого сока случайно попали ей на грудь, это произошло так неожиданно, что она даже ойкнула, слегка испугавшись, но потом улыбнулась, собрала их на пальчик и слизнула. [Предполагается пик состояния, ставим кинестетический якорь] Приятная волна раслабленности раскатилась по всему телу, ей стало хорошо. [пауза, пусть помечтает;)] Чуть позже, когда она уже направлялась домой, в сторону выхода из парка, ее кто-то окликнул в далеке, она обернулась и увидела свою старую подругу, они подошли к друг другу, поздаровались. Подруга была жуткая болтунья и тут же стала делиться с девушкой последними сплетнями и событиями. И в конце разговора вспомнила, что видела удивительный сон, который конечно захотела рассказать. Послушай, что мне приснилось сказала она и начала рассказвать.

[начинаем третью спираль с вызовом стостояния]

Идет она по улице, на дворе лютая зима, все белым бело, под ногами бежит снежная поземка. Дует сильный ледяной ветер, казалось пробирается под одежду и холодным прикосновением, пускает мурашки по коже. Под ногами похрустывает снег. Подняв воротник и повернув лицо в сторону от ветра она спешит домой. Только поднявшись к себе в квартиру, она почуствовала себя в комфорте, захотелось скорее согреться, окунуться в тепло. Скорее в горячий душ, подумала она. Быстро сбросив с себя не нужную одежду, она забралась в ванную. Послышалось мерное шипение воды из душа. Hад головой поднялись, пьянящие облака пара. Горячии потоки воды стали приятно обволакивать все тело, где-то разделяясь, на ручейки, где-то собираясь во единый поток. Она почувствовала, как вода струится по телу, по лицу, и когда она ощущает это, ее глаза закрываются от удовольствия, ее дыхание становится медленным и глубоким, тело наполняет тепло, словно оно исходит от сердца. Тепло распространяется по всей груди. Потом ниже. Тепло заполняет ее живот, опускается еще ниже, она чувствует, как внизу живота становится тепло и влажно. Она чувствует пульсацию внизу живота. Приятную пульсацию. И пустота наполняется приятным теплом. Ощущения становятся все сильнее. [Предполагается пик состояния, якорим по другому] Ей стало очень приятно и хорошо, она рассалбилась. Она захотела подумать о чем-то волнующем, приятном и погрузилась в свои мысли.[пауза] Как же приятно оказаться сейчас во власти воды[маркируем на себя], просто отдаться тем приятным ощущениям, забыться и получать удовольсвие, это может длиться бесконечно.

[конец третьей спирали]

Вот такой сон, мне приснился, сказала подруга, неожиданно вспомнив про какое-то срочное дело, попрощалась и поспешила в другую сторону. Девушка направлилась на выход из парка и продолжила свою прогулку.

[конец второй спирали]

Дочитав статью до конца, приятель оторвался от журнала, глянул в окна вагона и увидел, что это его конечная станция. Он свернул газету в рулончик, сунул в карман сумки, встал, вышел из вагона и продолжил свой путь на работу.

[конец первой спирали]

Создание особой связи (Pansa)

Особая связь. Жила-была скрипка, старинная, благородная, из дорогого дерева. У нее было чудесное звучание и вместе с ней хотели играть одну мелодию многие инструменты. Кому-то она отказывала, кому-то давала свое согласие. Прежде чем принять решение, она оченивала другой инструмент по всем качествам - как он звучит, как выглядит, насколько он благороден и, возможно, по каким-то еще. И она всегда выбирала самые лучшие, но ни разу она не получала удовольствия от совместной игры. Мелодии были прекрасны, но это играли два инструмента, а не дуэт. Она чувствовала безразличие и к мелодии и к партнеру. Однажды, кто-то посоветовал ей обращаться к своей душе, а не к своему разуму при выборе и обращаться к своим чувствам во время игры. Она долгое время не следовала этому совету. Она не понимала как может понравиться играть с менее хорошим партнером. И, наконец, она решилась попробовать. Она прислушалась к своей душе и выбрала новенький рояль, не очень красивый и совсем не благородный, но с неплохим звучанием. Они начали играть и, вдруг, она почувствовала особую связь с этим роялем, особую привязанность к нему. И она поняла, что никогда и ни с кем не играла такой прекрасной музыки. Она отдавалась ей вся и получала от этого необыкновенное удовольствие. С тех пор она при общении с каждым инструментом искала эту чудесную связь. Возможно, это получалось у нее редко, возможно, часто, этого никто не знает, но все ее мелодии стали красивее и насыщеннее чувствами.

Метафорический развод на секс (Костя Вихорнов)

(бла-бла-бла) Однажды я разговаривал с одной моей хорошей знакомой. Мы общаемся очень давно и у нас нет друг от друга секретов. И я спросил у нее "У тебя когда-нибудь было так, что тебе кто-то очень нравится? Что с тобой тогда происходит?". "Да" - ответила она, и рассказала как однажды она встретила одного человека, который мне очень понравился. Он улыбнулся ей и она почувствовала что-то необычное. Все ее внимание сфокусировалось на его лице. И тут она почувствовала легкое возбуждение, все чувства ее обострились, она почувствовала как дыхание ее ускорилось, стало более
быстрым. Щеки ее покраснели. Она почувствовала как сердце ее стало биться все сильнее и сильнее. А в груди она ощутила какое-то особое чувство, превращающееся в жгучий огонь. Этот огонь разлился по ее груди и вниз, по животу. Такой пульсирующий, возбуждающий, необыкновенно приятный, льющийся вниз и превращающийся в всепоглощающую страсть к нему (показать на себя). И тут она почувствовала невероятное желание. Желание ощутить его (показать на свой хуй) внутри себя как можно скорее. (Тронуть ее - поставить якорь.) Это желание поглотило ее всю. Hевероятное возбуждение охватило ее. (Якорь.) Она обняла его (показать на себя) и потом всю ночь она страстно занималась с ним (показать на себя) любовью. "Да" - ответил я ей - "мне это хорошо знакомо. Это просто потрясающе здорово, когда все так хорошо происходит".

(бла-бла-бла)

Метафора на вызов сексуального возбуждения (Суворов Андрей)

Желаемое состояние: вызвать сексуальный интерес.

Однажды один шаман собрал все свое племя. Когда все люди расселись поудобней, он сказал: <Сейчас я вам расскажу одну историю. Историю занимательную и поучительную.> И та история была о жизни одной маленькой лампочки, которые производятся во множестве на наших заводах, которые мы часто можем вкручивать и выкручивать. За свое долгое время жизни история превратилась в легенду, или балладу, или во что-то еще. Послушай эту интересную историю.

Это была маленькая лампочка, которую сделали огромные машины, которые в свою очередь были созданы умелыми руками хороших мастеров. Поместили её в специальную картонную коробку и отправили в далекий город Магадан. Долго она путешествовала по бескрайним просторам нашей родины. Возможно, неделю, а может и месяц, а может даже и два. Сначала тряслась в душной коробке переполненного вагона, затем мерзла, когда при перелете на большом самолете. И наконец, она прибыла в славный город Магадан. Попала наша красавица в умелые руки монтеров. И стали ее использовать для анализа напряжения. Часто ее вставляли и вкручивали, пытаясь найти это самое таинственное напряжение. Всегда выручала рабочих наша лампочка. Легко вставлялась в самые ржавые и сухие патроны, легко проворачивалась до самого конца, и также свободно вращалась обратно, от чего патроны изменялись, становились свежей и просторней. Очень сильно полюбили её мастера. Она стала для них близкой и родной. Выручала она их везде, легко входя в любые патроны.

Шли годи, и постепенно старела наша красавица. Hе так свежи уже были ее края, не до конца уже она входила в патрон. Hо из всех сил старалась помочь наша маленькая лампочка. Hо однажды она не смогла войти в патрон, и так старалась и этак. Слишком сухими были края, чтобы в него она легко вошла. Hе ожидали такого мастера. Пригорюнились. Увидела это наша лампочка, и тоже пригорюнилась. Hе хотела она, чтобы горевали ее мастера. Пробовала и так, и подругому. Hо не получалось у нее. Тогда открыла она свой потайной люк, где хранилась потайная смазка, и вошла легко в этот старый патрон. И умерла сама.

Увидели это мастера и починили любимую лампочку. Возвратили ей жизни. И положили на видное место, чтобы все видели и помнили о лампочке. По сей день можно видеть в далеком Магадане в одной из управлении нашу лампочку.

Цель метафоры: вызвать у девушки сексуальное возбуждение.

Ты никогда не качалась на качелях? Садишься на качели, делаешь первый толчок, плавно раскачиваясь, привыкая к новым ощущениям, и постепенно наращивая темп, вверх-вниз, вверх-вниз… Постепенно в твоем теле нарастает ощущение, сравнимое с восторгом, которое нарастает, достигает максимума… (замени качели на лошадь – результат тот же)

Однажды жила-была замочная скважина. И однажды зимой она замерзла. И сжалась. Многие ключи пытались проникнуть в нее, но не могли войти. Но тут появился совершенно особенный волшебный ключ, который сначала согрел скважину, она расширилась, согрелась. Потом добавил волшебной смазки, вошел в нее, и повернулся до щелчка.

Пример 5: Метафора на спокойное отношение к большому количеству твоих девушек (болванка)

Цель: Дать понять девушке, что у тебя много девушек, и это нормально.

Жила-была роза, которая активно мечтала о своем будущем. В этом будущем было много всего – и принц на белом коне, и другие мысли, которые для розы могут означать только мечты. И однажды она познакомилась с великолепным шмелем, который был просто великолепен. И они общались, он прилетал каждый день. И однажды эта роза узнала, что этот шмель каждый день летает не только к ней, а еще ко многим другим розам, гаргониям, гераньям и другим цветам. Сначала роза хотела больше не общаться с этим шмелем, но спустя некоторое время поняла, что лучше получать радость от общения с этим великолепным шмелем раз в неделю, чем никогда не общаться с ним.

Выводы

Множество других примеров метафор на разные темы доступны на форуме проекта lover.ru (http://forum.lover.ru), поместить их внутри этой книги сложно из-за большого объема. Так что читай форум, там много вкусного.

Глава 38. Техники капсулирования (кокона)

Для начала, расскажу историю о человеке, который все делал неправильно.

Однажды, мы с моим другом Гипнотерапевтом участвовали в загородной тусовке одной компании. Присутствовало около 50 человек, среди которых было некоторое количество мужчин и определенное количество женщин.

Не все женщины были сексуально привлекательны, но некоторые возбуждали фривольные мысли. На наших глазах происходило одной действие, растянутое на 4 дня. В этом действии был замешан Мужчина (М) и Женщина (Ж).

Описание внешности М: около 30 лет, лысина, достаточно высок, слегка полон, интересные метасообщения "Поиграйте со мной кто-нибудь" и странный талант вызывать отвращение. Русский вариант Иранца из зада. Этот человек очень плохо одевается, отвратительно говорит, у него проблемы с дикцией, невербалика убога до ужаса. Ж достаточно мила, симпатична, обладает хорошей фигурой, улыбкой. Приехала на тусовку одна, то есть без ансамбля. По внешности - около 7 баллов из 10. Метасообщение "хочу секса, но поломаюсь". Легко идет на любой вербальный контакт.

Развитие событий, день 1

Народ собрался в одном месте, организаторы выступили с зажигательной речью, состоялся процесс знакомства народа друг с другом. В момент ближе к вечеру Ж. не повезло нарваться на М. Оказалось, что М. хорошо знает компанию, где работает Ж. Начался разговор про работу, хотя Ж. ВЕСЬМА настойчиво говорила о том, что она приехала сюда отдыхать. Похоже, что врожденная вежливость Ж. не позволила послать в пешее эротическое путешествие М., который раз за разом передавал приветы сотрудникам и сотрудницам Ж. Это действие продолжалась около часу. Почему-то мы с моим другом решили, что скоро женщина этого мужчину пошлет очень далеко, а потом один из нас сыграет на контрастах. На этой веселой мысли мы пошли спать по разным комнатам:). Похоже, что М. и Ж. станцевали потом несколько медленных танцев на дискотеке и пошли спать. Спасть не в смысле «заниматься сексом».

Интересное развитие событий, день 2

Во второй день начался тот самый тренинг, из-за которого народ собрался на тусовке. М. и Ж. сидели рядом на пионерской дистанции. Кинестетики строго не было, но они постоянно работали в одной группе. М. явно активно участвовал в тренинге, но делал это чрезмерно неадекватно, что постоянно на него переключало жестокие утилизации, которые вызывали дикий смех над М. Грешным делом, то же делал и я. Последствия этих событий состояли в том, что над М. начало глумиться общественное бессознательное, то есть группа народа включила этого человека в игнор лист. Ж. постоянно оставалась с ним. На любые попытки людей завести беседу с Ж. появлялся М., который всеми возможными способами прерывал коммуникацию "посторонних" с Ж. Он пас ее постоянно. Вечером опять были танцы, опять интересное развитие событий. М. носил за Ж. верхнюю одежду и вообще исполнял роль "собачки на побегушках". Мы с моим другом ждали момента посыла, попутно развлекаясь, как могли. Благо, получилось так, что на этом собрании людей был некоторый дефицит хороших мужчин. Ради интереса я заговорил с Ж. ближе к вечеру, когда она на некоторое время осталась одна. Разговор продолжался меньше 2 минут, пока не появился М. Его выход сопровождался фразой "спокойной ночи" и они опять ушли. Спать или общаться. По невербалике было видно, что секса у них все еще пока не было.

События достигают апогея, день 3

Утро, день. Секса у них не было, от чего мы с моим другом шизели на полную катушку. М. проявил себя одновременно и короткозавернутым тормозом с гипертрофированной обратной связью. Ужасно, но он ее даже не трогал. Первый кинестетический контакт состоялся поздно вечером третьего дня. Похоже, что в этот вечер и ночь М. наконец отодрал Ж.

Конец. День 4

Днем они уехали.

Анализ ситуации: мужчина с одной стороны ВСЕ сделал неправильно, он работал не по канонам нашей школы, он тормозил и вел себя отвратительно. С другой стороны, он продемонстрировал интересную модель поведения, которая имеет право быть - ему дали. Итак, что он делал, по шагам:

1. Нашел женщину.

2. Завладел ее вниманием.

3. Создал "капсулу" общения.

4. Сделал так, что с ним, а заодно с женщиной никто не общался.

5. Вынудил женщину общаться только с ним.

Еще раз повторяю - этот человек внушает мне своим поведением, отсутствием фантазии и неадекватностью отвращение. Но его модель соблазнения была в этом контексте удачна. Это не значит, что я буду эту модель когда-либо применять - это значит, что у этого человека я научился некоторым новым приемам. И что самое страшное - он зря ее увез. В Москве он не сможет поддерживать капсулу и блокировать внешние факторы. В общем, в городе девку он потеряет моментом.

В этой истории есть главное действующее лицо, и это не М или там Жо. Главное действующее лицо в этой истории – Кокон. Именно эффекту кокона эта история посвящена, и именно Кокон может помочь тебе соблазнить девушку твоей мечты. Начнем.

Представляем вашему вниманию большую подборку афоризмов о любви - все про любовь и о любви в высказываниях, афоризмах и цитатах.....

Изначально планировалось сделать небольшую подборку афоризмов, - но в любви в ней не все так просто, и просто одновременно... В общем читайте, наслаждайтесь и делитесь своими афоризмами, мыслями и цитатами....

Лучшие афоризмы о любви

"Тот, кто никогда не искал ни дружбы, ни любви, в тысячу раз беднее того, кто их обеих утратил." - (Ж.-П. Рихтер)

"Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же." - (Л. Фейербах)

"Только в минуты свидания и разлуки люди знают, сколько любви таило их сердце." - (Ж.-П. Рихтер)

"Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками - все." (Ж.-П. Рихтер)

"Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении - вот что значит любить." (Антуан де Сент-Экзюпери)

"Любовь слепа, и она способна ослепить человека так, что дорога, которая кажется ему наиболее надежной, оказывается наиболее скользкой." - (Маргарита Валуа)

"Неразделенная любовь так же отличается от любви взаимной, как заблуждение от истины." - (Ж. Санд)

"Для любящего человека вся вселенная слилась в любимом существе." - (Л. Берне)

"Любовь - восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его."(Стендаль)

"Настоящая любовь не признает никаких приказаний и никаких обетов." - (Маргарита Валуа)

Когда женщина умирает от любви к тебе, это уже нечто вроде диплома. (М.Ашар)

"Мне столько раз приходилось слышать о людях, которые умирают от любви, но за всю жизнь я не видела, чтобы кто-нибудь из них действительно умер." - (Маргарита Валуа)

"Любовь - теорема, которую каждый день надо доказывать!" - (Архимед)

"Умирает любовь от усталости, а хоронит ее забвение." - (Ж. Лабрюйер)

"Воля к любви означает готовность к смерти." - (Ф. Ницше)

"Угасание любви - вот неопровержимое доказательство того, что человек ограничен и у сердца есть пределы." - (Ж. Лабрюйер)

Женщины созданы, чтобы их любили, а не понимали. (О. Уальд)

Идеальная женщина та, у которой идеальный муж. (Б.Таркингтон)

Нет некрасивых женщин, есть только женщины, не умеющие быть красивыми. (Ж.Ламбрюйер)
Кто может править женщиной, может править государством. (О.Бальзак)

Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними. (У. Даннинг)

Вопреки установившемуся мнению, женщины тоже любят мастерить: к примеру, они вовсе не стремятся выйти замуж за совершенство, они предпочитают доделывать мужа сами. (М.Жиллуа)

"Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить ее." - (У. Шекспир)

"Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом." - (А. Дюма-сын)

"Прежде чем клясться женщине никого не любить, кроме нее, следовало бы увидеть всех женщин или же видеть только ее одну." (П. Буаст)

"Привязанность не должна быть слишком зоркой... любовью не занимаются в очках." - (Р. Бертон)

"Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью." - (Ф. Ницше)

"Надо учиться любить себя - любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя. (Ф. Ницше)

"Полюбить можно лишь то, что знаешь." - (Л. да Винчи)

"Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье." - (Г. Лейбниц)

"Уметь высказать, насколько любишь, значит мало любить." - (Ф. Петрарка)

"В любви теряют рассудок, в браке же замечают эту потерю." - (М. Сафир)

"Труднее всего исцелить ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда." - (Ж. Лабрюйер)

"Любовь - настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния." - (Э. Ренан)

"Любовь - единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего." - (О. Бальзак)

"Истинная любовь не знает пресыщения. Будучи всецело духовной, она не может охладиться." - (В. Гюго)

"Любовь под маской походит на огонь под пеплом." - (К. Гольдони)

"Разлука для любви - то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильнее." (А.И.Куприн)

"Любовь - как прилипчивая болезнь: чем больше ее боишься, тем скорее подхватишь." - (Н. Шамфор)

"Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею." - (У. Шекспир)

"Любовь есть... высокое побуждение индивидуума к росту и зрелости, к тому, чтобы стать чем-то внутри себя, стать неким миром, стать миром внутри себя ради другого. Это великое, почти непомерное требование, нечто такое, что избирает нас и призывает к великому. Любовь заключается в том, что двое уединяются для того, чтобы защищать, поддерживать и радоваться друг другу." (Райнер Мария Рильке)

"Тосковать о том, кого любишь, много легче, нежели жить с тем, кого ненавидишь." - (Ж. Лабрюйер)

"Я два дня прожил, не видя Вас, и тем доказал, что способен вынести все." (Б. Шоу)

"ПОЦЕЛУЙ - это когда две души встречаются между собой кончиками губ." (Гете)

"Уметь высказать насколько любишь - значит мало." (Фр. Петрарка)

"Женщина любит победу над мужчиной, который принадлежит другой!" (О. де Бальзак)

"Нам всегда кажется что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят." (Л. Толстой)

"Дружба – это любовь без крыльев." (Байрон)

"Женщина молода до тех пор пока ее любят." (Г. Флобер)

"Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать." (И.С. Тургенев)

"У женщин - все сердце, даже голова." (Жан Поль)

"Женщина беспокоится о будущем, пока не выйдет замуж. Мужчина не беспокоится о будущем, пока не женится." (Коко Шанель)

"Любящий многих - знает женщин, Любящий одну - познает Любовь." (Илья Сельвинский)

"Любовь, деньги и заботы скрыть невозможно." (Лопе де Вега)

"Ревность - сестра любви, подобно тому как дьявол - брат ангелов." (С. Буффле)

"Любовь не может властвовать над людьми, но она может изменять их." (Гете)

"Царство женщины - это царство нежности, тонкости и терпимости." (Руссо)

"Любить кого-нибудь означает желать этому человеку только добра." (Фома Аквинский)

"Мужчина, который умно говорит о любви, не очень влюблен."(Ж. Санд)

"Любовь, как огонь, без пищи гаснет."(М. Лермонтов)

"Любовь всесильна: нет на Земле ни горя выше кары ее, ни счастья выше наслажденья служить ей." (В.Шекспир)

"Счастье любви - в действии: любовь проверяется готовностью делать для других." (Л. Уоллес)

"В присутствии предмета любви немеют самые смелые уста, и остается невысказанным именно то, что так хотелось бы сказать." (М. Сервантес)

"Равенство - самая прочная основа любви." - (Г. Лессинг)

"Любовь и сомнение никогда не уживутся друг с другом." - (Д. Х. Джебран)

"Нет боли сильнее, чем та, что причиняют друг другу влюбленные." - (С. Коннолли)

"В любви и на войне одно и то же: крепость, ведущая переговоры, наполовину взята." - (Маргарита Валуа)

"Когда пьешь вино любви, кое-что надо оставлять в бокале." - (И. Шоу)

"Любовь - мудрое изобретение природы: тот, кто любит, с легкостью делает то, что должен." - (В. Швёбель)

Любовь никогда не просит, она всегда дает. Свами Вивекананда

Требование человека, чтобы его полюбили, - есть величайшее из всех самомнений. Фридрих Ницше

Любовь честнее доверия, и обманутый влюбленный заслуживает не сожаления, а удивления и уважения. Андрей Платонов

Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. Александр Пушкин

В конечном счете любовь не что иное, как отражение в людях собственных достоинств человека. Ральф Эмерсон

Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы любить друг друга. Поль Жеральди

Любовь, а не немецкая философия служит объяснением этого мира. Оскар Уайльд

Любить - значит перестать сравнивать. Бернар Грассе

Любить - значит смотреть в одном направлении? Возможно, но только, если он и она не смотрят телевизор. Жильбер Сесброн

Мы можем избавиться от болезни с помощью лекарств, но единственное лекарство от одиночества, отчаяния и безнадежности - это любовь. В мире много людей, которые умирают от голода, но еще больше тех, кто умирает от того, что им не хватает любви. Мать Тереза

Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь. Жан-Жак Русс

В одном часе любви – целая жизнь. Оноре де Бальзак

Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя. Аврелий Августин

Любовь одна, но подделок под нее - тысячи. Франсуа Ларошфуко

Однажды я встретил на улице влюбленного нищего. На нем была старая шляпа, пальто потерлось на локтях, башмаки его протекли, а в душе сияли звезды. Виктор Гюго

Любовь, которая не всякий миг рождается, всегда умирает. Халиль Джебран

Любовь стоит ровно столько, сколько стоит человек, который ее испытывает. Ромен Роллан

Когда нам кажется, что мы знаем другого, - это всякий раз означает конец любви. Макс Фриш

Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-то иное, легко переходит в ненависть. Бенедикт Спиноза

Любовь больше того, кто любит. Иосиф Бродский

Настоящая любовь всегда творит и никогда не разрушает. И в этом - единственная надежда человека. Леонардо Бускалья

Всего лишь одна великая любовь за всю жизнь оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены. Альбер Камю

Лишь тебя увижу, - уж я не в силах вымолвить слово. Но немеет тотчас язык, под кожей быстро легкий жар пробегает, смотрят, ничего не видя, глаза, в ушах же - звон непрерывный. Потом жарким я обливаюсь, дрожью члены все охвачены, зеленее становлюсь травы, и вот-вот как будто с жизнью прощусь я. Сафо

Лучше быть рабом у любимой, чем свободным у нелюбимой. Эрик Берн

Любить - значит видеть чудо, невидимое для других. Франсуа Мориак

Любовь – дитя иллюзии и одновременно мать разочарования. Мигель де Унамуно

Мне никогда не нравились мужчины, в которых я была влюблена, и я никогда не была влюблена в мужчин, которые мне нравились. Фанни Брайс

Каждый из нас - это половинка человека, рассеченного на две части, и поэтому каждый всегда ищет соответствующую ему половину. Поэтому любовь - это жажда цельности и стремление к ней. Платон

Любовь - это все. И это все, что мы знаем о ней. Эмили Дикинсон

Положи меня, как печать, на сердце твое,
как перстень, на руку твою:
ибо крепка, как смерть, любовь... Песнь песней

Любовь - это настоль долгое занятие, для которого одна жизнь - ничтожна мала. Любовь - это готовность провести вдвоем вечность. Михаил Эпштейн

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. Антон Чехов

Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богами. Платон

Сопротивляться любви - значит снабжать ее новым оружием. Жорж Санд

Любовь как ртуть: можно удержать ее в открытой ладони, но не в сжатой руке. Дороти Паркер

Любовь – это чудо. Её словам внимают глухие, под её музыку хромые пускаются в пляс, а слепые наслаждаются красками её рассвета.

Любовь – сродни плотине: если оставит хоть крохотную дырочку, куда может проникнуть тоненькая струйка воды, то вскоре под ее напором рухнут стены, и придет мгновенье, когда уже никому не под силу будет сдержать силу потока. Paulo Coelho

Если же рухнут стены, любовь завладеет всем и надо всем возобладает: ей безразлично, что возможно, а что – нет; ей нет дела до того, по силам ли нам удержать любимого рядом. Любовь неуправляема!!! Paulo Coelho

Расточай любовь обеими руками!Любовь-это единственное сокровище, которое умножается, разделяясь;Это единственный дар, который настолько вырастает, сколько от него отнимаешь;это единственное начинание, в котором чем больше тратишь, тем больше получаешь.Дари ее, расточай ее, сей ее на четырех ветрах, опустоши карманы, вытряхни корзину, разлей чашу, и завтра у тебя будет больше прежнего. Неизвестный автор

Только по-настоящему хорошая женщина способна совершить по-настоящему глупый поступок. О. Уайльд

Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой. И. Тургенев

Один поэт сказал, что любовь напоминает ветер. Другой - что она напоминает море. Третий сравнивает ее с флюгером. Четвертый - с блуждающим огоньком. Словом, она подобна всему на свете и ни на что не походит. Генри Филдинг

Мы богаты лишь тем, что отдаём и бедны лишь тем, что держим при себе. Ог Мандино и Бадди Кэй

Ни одна женщина в мире не в состоянии противиться мужчине, которого она искренне любит. Г.Сенкевич

Хочешь тронуть розу – рук иссечь не бойся, Хочешь пить – с похмелья хворым слечь не бойся. А любви прекрасной, трепетной и страстной Хочешь – понапрасну сердце сжечь не бойся! Омар Хаям

Влюбиться нетрудно, трудно в этом признаться. А. де Мюссе

В конечном счете любовь не что иное, как отражение в людях умственных достоинств человека. Р.Эмерсон

Легкие чувства часто длятся очень долго, ничто не сокрушает их, ибо ничто не напрягает их; они следуют обстоятельствам, исчезают вместе с ними, тогда как глубокие привязанности совершенно разрываются, оставляя вместо себя мучительные раны. Анна Сталь

Лишить сердце желаний - все равно что лишить землю атмосферы. Э. Бульвер

Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. М. Сервантес

Вознаграждению и наказанию подвластно все в этом мире. Все, кроме сердца. Т. Маколей

Женская красота - предмет действий, а не рассуждений. А.Подводный

Жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить. Максим Горький

Лучше смеяться, не будучи счастливым, чем умереть, не посмеявшись. Франсуа де Ларошфуко

Когда мужчина касается рукою руки женщины, оба они касаются сердца вечности. Д. Х. Джебран

Ибо если есть любовь на свете, - а она есть! - то она недалека от безумия. Марк Туллий Цицерон

Когда человек любит, он часто сомневается в том, во что больше всего верит. Ф. Ларошфуко

Любовь, которая ищет что-либо помимо раскрытия своей собственной тайны, это не любовь, а расставленные сети, в которые ловится лишь бесполезное. Д. Х. Джебран

Если для матери изжаришь яичницу даже на собственной ладони, то и тогда будешь у нее в долгу. Армянская пословица

Любовь - заболевание нежностью. А.Круглов

Могут ли покой и любовь ужиться в одном сердце? Пьер Огюстен Бомарше

Роман, прожитый каждым индивидом, остается более грандиозным произведением, чем любое из произведений, когда-либо написанных на бумаге. В. Франкл

Когда люди не сходятся в главном, они расходятся из-за пустяков. Дон-Аминадо

Умный человек имеет право быть несчастным только из-за женщины, которая стоит того. Марсель Пруст

Любовь - единственная глупость мудрого и единственная мудрость глупца.

Любовь у всех одна и та же. Вергилий

Женщина, видишь ли, это такой предмет, что сколько ты ни изучай ее, все будет совершенно новое. Л.Н.Толстой

Физическая жизнь на земле – это командировка, чтобы найти свою любовь.


Цель описываемой ниже игры - развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога - метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором - процесс совместного творчества.

Примерное время на игру - два с половиной часа.

Необходимое оборудование: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

Первый этап. «Жизнь - это...»

Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры - это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» - как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

1-е задание

Ведущий. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь - это...» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика - в пределах двенадцати человек - то есть смысл дать слово всем.

Примеры метафор, придуманных участниками:

Жизнь - это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

Жизнь - это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.

Жизнь - это вино: пока пьешь - приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.

Жизнь - это волшебное блюдо, которым - сколько ни ешь - насытиться невозможно.

Жизнь - это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.

Ведущему следует положительно отозваться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

2-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь - это...» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.

Определения снова озвучиваются всеми желающими.

Жизнь - это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.

Жизнь - это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.

Жизнь - это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.

Жизнь - это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

3-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь - это...» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Определения также снова озвучиваются.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

Жизнь - это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

Жизнь - это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

Жизнь - это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

Жизнь - это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.

Жизнь - это прокладывание маршрута в человеческом море.

4-е задание

Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь - это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце - и то не всегда».

5-е задание

Ведущий. В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание... Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу - 20 минут.

Второй этап. «Я понял это так...»

Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написание сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.

Ведущий. Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая из сказок оказалась для вас особенно привлекательной. К сожалению, выбрать можно только одну. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом .

Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп.

Ведущий. Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей... А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки...

Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!

Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, оказался в первых рядах зрителей, чтобы ему было все хорошо видно и слышно. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было, и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.

– Что ты чувствуешь, видя «ожившей» свою сказку?

– Какие мысли породило в тебе увиденное?

– Удалось ли ребятам понять важнейшую идею твоей сказки, «расшифровать» твою метафору?

– Есть ли что-то замеченное ребятами в твоей сказке, что ты сам в ней не увидел?

Подведение итогов

По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

– Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?

– Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?

– Что нового вы узнали о себе? О других?

– Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?

– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

– Что этому помогло или помешало?

– Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?

Для большинства людей метафора - это инструмент поэтического воображения и риторической пышности, который используется в исключительных случаях, а не в обычной речи. Более того, метафору обычно считают только характеристикой языка, игрой словами, которая не отражает мыслей или действий. Поэтому большинство людей думают, что они могут прекрасно обходиться без метафор. Нам удалось обнаружить, что, наоборот, метафоры постоянно встречаются в повседневной жизни, и не просто в речи, но в мыслях и действиях. Наша обычная система представлений, на которой основаны наши мысли и действия, принципиально метафорична по своей сути.

<.. .> Метафоры и метонимии не возникают случайно, а образуют логичные последовательные системы, в рамках которых мы осмысляем наш

опыт. Тем не менее в по-вседневно используемых метафорических выражениях легко найти явную непоследовательность. Мы не проводили полного

исследования этого вопроса, но, подробно рассмотрев лишь некоторые примеры, обнаружили, что они вовсе не лишены логики, хотя на первый взгляд создается именно такое впечатление. Давайте посмотрим.

Любовь - это путешествие


Смотри, как далеко мы зашли. Мы стоим на перепутье. Нам придется идти каждому своей дорогой. Мы теперь не можем повернуть назад. Я не думаю, что эти отношения к чему-нибудь приведут. К чему же мы пришли! Мы застряли на полпути. Путь был долгим и тернистым. Наши отношения зашли в тупик. Мы топчемся на месте. Наш брак пошел ко дну. Мы сбились с пути. Мы завязли в этихотношениях.

Любовь - это физическая сила (электромагнитная, гравитационная и т. п.)

Я почувствовал между нами электрическое напряжение. Меня тянуло к ней как магнитом. Их безудержно тянуло друг к другу. Между ними сразу же возникло притяжение. Вся его жизнь вращается вокруг нее. Атмосфера вокруг них всегда заряжена. В их отношениях ощущается невероятная энергия. Они потеряли импульс.

Любовь - это болезнь

Это нездоровые отношения. У них сильная, здоровая семья. Их любовь умерла - ее невозможно оживить. Их отношения пошли на поправку. Мы снова встаем на ноги. У них вялые отношения. Их брак находится на последнем издыхании. Он ею уже переболел.



Любовь - это безумие

Я сума схожу по ней. Она сводит меня сума. Он все время ею бредит. Он от нее потерял голову. Он любит ее до безумия. Я без ума от Гарри.

Любовь - это магия

Она меня очаровала. Волшебство исчезло. Я был околдован. Она меня загипнотизировала. Он меня заворожил. Я от него в трансе. Я ею очарован. Она меня заколдовала.

Любовь - это война Всем известно множество его быстрых побед. Она пыталась его завоевать, но победила его возлюбленная. Она перешла а наступление,

а он спасался бегством. Она упорно его преследовала. Он постепенно завоевывает позиции в ее сердце. Он завоевал ее руку и женился. Он ее покорил. Ее осаждают поклонники. Ему приходится отражать их натиск. Он завербовал на свою сторону ее друзей. Он

сделал своим союзником ее мать.

George Lakoff, Mark Johnson. Metaphors We Live By. - Chicago: University of Chicago Press, 1980. P. 3, 41, 45, 49.

СТАНОВЯТСЯ ЛИ ДЕВУШКИ СИМПАТИЧНЕЕ ПЕРЕД ЗАКРЫТИЕМ:

МУЗЫКА В СТИЛЕ «КАНТРИ» И «ВЕСТЕРН» В ПРИЛОЖЕНИИ К ПСИХОЛОГИИ

Джеймс У. Пеннбэйкер, Мэри ЭннДайер, Р. Скотт Колкинс, Дебра Линн Литовиц, Филип Л. Экерман, Дуглас Б. Андерсон, Кевин М. Макгроу

James W. Pennebaker, Mary Anne Dyer, R. Scott Caulkins, Debra Lynn Litowitz, Phillip L. Ackerman, Douglas B. Anderson, Kevin M. McGrow.

Don"t the Girls Get Prettier at Closing Time: A Country and Western Application to Psychology. - Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 5, No. 1, 1979. P. 122-125.

Примечание редактора. Откуда берутся наши представления о романтической любви? Они формируются подвлиянием того, как нас любили в детстве, как наши родители любили друг друга, какие книги мы читаем, какие фильмы смотрим, какие песни поем и под какие танцуем. Музыка в стилях «кантри» и «вестерн» является для социальных психологов чрезвычайно богатым источником познаний, утверждают Пеннбэйкер и его коллеги. В ней отражаются взгляды нашей культуры на аффилиацию, аттракцию и любовь - взгляды, которые мы усваиваем, когда слушаем эти песни. Каждый из нас, наверное, может вспомнить песню, в которой высказывается гипотеза, допускающая проверку. Пеннбэйкер и его коллеги провели полевое исследование, чтобы проверить мысль, высказанную звездой музыки «кантри» Мики Гилли: «Все девушки становятся симпатичнее перед закрытием».*

"Примечание а в то р о в. К сожалению, музыкальный мир еще не подчиняется указаниям Американской психологической ассоциации, предписывающим не использовать в языке сексистские выражения. Поэтому при любом упоминании в цитатах слова «девушки» следует понимать его как «представители противоположного пола».

Музыкальный автомат - этот типичный для любого американского бара атрибут - уже давно является богатым источником социально-психологических истин. Всего за четверть доллара исследователь может получить отличную гипотезу (три гипотезы за 50 центов). Хотя подходящие для проверки идеи можно почерпнуть в музыке самых различных стилей, таких как джаз, диско и рок-н-ролл, но музыка «кантри» и «вестерн» (ниже - «К и В») предоставляет самый богатый выбор разнообразных тем, которые особенно легко интерпретировать как с точки зрения концепции ослабления побуждения, так и с использованием информационного подхода.

Распространено ошибочное мнение, что в песнях «К и В» поется только «про маму, или про поезда, грузовики, тюрьмы, или про то, как кто-то напился» (Coe, 1974). Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что эта музыка изобилует темами, затрагивающими такие теоретические вопросы, как справедливость («Твое сердце обманет тебя» - Williams, 1939), диссонанс («Парень по имени Сью» - Cach, 1970) и самовосприятие («Я почти согласился [пока не увидел]... в зеркале себя в свадебном костюме» - Wynette, 1968). Конечно же, в ней прекрасно представлен один из американских психологических «хитов» всех времен - теория подкрепления (например, «Если у тебя есть деньги, милый, у меня найдется время для тебя» - Frizzel, 1951).

Несмотря на то что психологи прикладывают героические усилия, стараясь идти в ногу с развитием музыкальных течений, они отстали с изучением темы воспринимаемой физической привлекательности. Особенно актуальное направление исследований было предложено в контексте теории реактивного


сопротивления 8 и суждений о привлекательности альтернатив перед принятием решения. Классические результаты Линдера и Крэйн (Linder, Crane, 1970) показывают, что с уменьшением времени, отводимого на принятие решения, в восприятии человека альтернативы становятся более сходными по степени их привлекательности. В эксперименте этих исследователей испытуемые оценивали при-влекательность двух альтернатив сразу же после того, как узнавали, сколько времени у них осталось до принятия окончательного решения (3, 8 или 15 минут). Было обнаружено, что когда на принятие решения отводилось 3 минуты, то в восприятии испытуемых степени привлекательности альтернатив были более сходными друг с другом, чем когда у испытуемых было 15 минут. Хотя авторы не обратили на это особого внимания, но привлекательность менее предпочтительной альтернативы по сравнению с более предпочтительной альтернативой возрастала по мере того, как приближалось время принятия окончательного решения. Кроме того, анализ оценок альтернатив показывает, что когда на принятие решения испытуемым отводилось 3 минуты, обе альтернативы казались им более привлекательными, чем когда у них было 15 минут. Эти данные согласуются с мнением Уикланда Wicklund, 1974), который утверждает, что индивидам больше нравятся поступки, возможность совершения которых не гарантирована, и что временные ограничения, накладываемые на принятие решения, эффективно выступают в роли" угрозы свободе индивида при выборе альтернативы.

В соответствии с этими рассуждениями можно считать, что звезда музыки «кантри» Мики Гилли (Mickey Gilley, 1975) выдвинул следующую гипотезу: индивиды противоположного пола кажутся более привлекательными по мере уменьшения количества времени, которое остается для принятия решения о том, вступать ли с ними во взаимодействие. Надо отдать должное Гилли - он помог исследователям, предложив методику для проверки гипотезы о том, что «все девушки становятся симпатичнее перед закрытием».

МЕТОДИКА Испытуемые

Сто три испытуемых, 52 мужчины и 51 женщина были отобраны из посетителей трех питейных заведений, до которых можно было дойти пешком из респектабельного Южного университета. Испытуемых отбирали как можно более случайно, лини? со следующими ограничениями: потенциальный испытуемый не должен был беседовать с представителем противоположного пола, не должен был быть пьяным, недееспособным или недоступным по каким-либо другим причинам (например, находиться в центре группы). Экспериментатор, который выбирал испытуемого и затем к нему обращался, был одного с ним пола.

Процедура

«Если бы я ставил им оценки от 1 до 10, то искал бы "девятку", но подошла бы и "восьмерка"...» (Gilley, 1975)

Эксперимент проводили три пары (мужчина и женщина) экспериментаторов. Каждая пара в четверг вечером заходила в один из трех баров три раза в назначенное время (в 21 час, в 22:30 и в полночь). Бары закрывались в полпервого ночи. Каждый из экспериментаторов выбирал первого попавшегося испытуемого одного с собой пола, подсаживался к нему и спрашивал, не согласится ли он (или она) ответить на пару вопросов для психологического

исследования. Все испытуемые, к которым обращались экспериментаторы, согласились.

После первого знакомства экспериментатор спрашивал: «Какую оценку по шкале от 1 до 10 вы бы поставили присутствующим здесь сегодня представителям противоположного пола, если оценка "1" означает "непривлекательный", оценка "5" - "средний", а оценка "10" - "очень привлекательный"?» Получив ответ, экспериментатор спрашивал: «Если бы вы были [представителем противоположного пола], как бы вы оценили по той же шкале присутствующих здесь [представителей вашего собственного пола]?» Отметим, что испытуемых просили дать общую оценку всем представителям противоположного или своего пола, присутствовавшим в заведении. Затем экспериментатор благодарил испытуемого и уходил.