Когда празднование казанской иконы божией матери. История Казанской иконы Божьей Матери. История обретения чудотворного образа

Тайна явленного Образа

Где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы?

От редакции: особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.

В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Таинственная старушка

Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:

— Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!

Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.

Великое множество списков

Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы — древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы — свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.

Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.

В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его?

Утрата явленной иконы

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.

Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей… »

Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи.

«Ватиканская» икона

Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.

В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой »:

«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.

В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.

К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».

Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы... Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси ».

Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен . После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.

Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.

Трудно понять, где хранился явленный образ — в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. ...икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником »

Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.

Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. Вскоре в Рим приехала делегация из Казани. Кульминацией встречи стала аудиенция мэра татарской столицы Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.

В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.

28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.

Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой». Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку ».

«Одигитрия» — значит «путеводительница»

Тайна снова осталась Тайной.

Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда — просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.

В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты ».

Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия — путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.

Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура », Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской — 31,12х26,49. Размер Казанского образа — 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала — в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.

Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд — признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Исус Христос»), в то время как на ранних образах — двуперстный .

Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.

Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.

Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина — единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них — рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.

Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех — обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?

Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера — это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго », изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы » («Встреча Иоакима и Анны »), «Рожество Пресвятой Богородицы », «Введение во храм Пресвятой Богородицы », «Благовещение », «Рожество Христово », «Собор Пресвятой Богородицы », «Сретение Господне », «Успение Пресвятой Богородицы », «О Тебе радуется », «Похвала Пресвятой Богородицы », «Покров Пресвятой Богородицы »), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.

Но самое главное — удивительный взгляд!!! Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца .

Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани » она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия ». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь ».

Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:

Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году. Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.

И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей » упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?

Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно » отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.

При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».

Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга.

Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна ! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое — вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши — слышит, имея глаза — видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, — бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем — вслед за Христом!

Заключение

«В 1950-1952 году послушница игуменьи Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им:

Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами.

При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.

Получается, что злоумышленники похитили не подлинник иконы Казанской Божьей Матери, а список ! Возможно, тот самый, который вернулся в Россию под названием Ватиканского.

Как бы то ни было, но по молитвам будет нам и Откровение. Самое главное и самое радостное открытие, которое ждет нас в конце «расследования» Тайны — это укрепление веры! Сказать убедительно точно, где именно хранится явленный Казанский образ Богородицы — невозможно. Но надежда, что список жив, сияет радостью в сердцах многих людей!

В летописи таких близких народов, как русские и татары, много удивительных моментов, забытых или пока плохо изученных, которые показывают и духовное, и «плотское» родство между славянами — предками русских, и булгарами — предками современных татар. Важно! Особенно важно в наши дни — вспомнить добрые примеры из истории, когда близость между этими российскими народами помогала сохранить крепость и независимость нашего государства. Об этом рассказывают и жития святых — Ярославских чудотворцев и Александра Невского. Для этого и явился нам образ Богородицы в Казани. А мы в погоне за временными земными благами до сих пор так и не поняли возвышенный духовный смысл этого Явления!

Не случайно праздник Народного единства установлен именно 4 ноября, когда Церковь вспоминает помощь Казанской Святыни в борьбе против внешних врагов Российского государства! В единстве народов сила нашей страны. А истоки этого единства можно обнаружить с незапамятных времен!


Рассказать друзьям

Разместить Ctrl+Enter — отправить

Любовь

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Любовь

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Разместить Ctrl+Enter — отправить

Кирил

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Сергей

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Разместить Ctrl+Enter — отправить

Иерей

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Иерей

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Традиционно 4 ноября на Руси отмечают День Казанской Иконы Божией Матери. Праздник, имеющий многовековую историю, приурочен ко дню освобождения Москвы от поляков в 1916 году. Считается, что именно чудотворная икона помогла ополчению во главе с князем Пожарским преодолеть массу трудностей и победить врага.

В старину этот праздник был причислен к государственным и пользовался особой любовью народа. В наши дни праздник Казанской иконы Божией Матери широко отмечают православные граждане страны. В 1993 году в этот день на Красной площади произошло открытие восстановленного Казанского собора, уничтоженного советской властью в 1936 году. В нем и хранится икона-освободительница.

Казанская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых икон, на ее счету длинный список чудес и исцелений. Первыми волшебную силу оценили двое слепых, которым было доверено перенести икону в храм. Сразу же после выполнения порученной работы они прозрели.

Пускай Казанская икона
Сегодня вас благословит,
Закроет беды на заслоны,
От всех болезней защитит!

Желаю вам в сей день тепла,
В душе спокойствия и мира,
Чтобы счастливой жизнь была
И только радость приносила!

Пусть Божья Мать Вас охраняет,
От бед, тревог уберегает.
Добро, любовь и мир сулит
И веру в сердце сохранит!

Пускай иконы светлый лик
Семью всю Вашу озарит,
Врагов и хворь в дом не пускает
И всем Вам в жизни помогает!

В День Казанской иконы Божией Матери я от души желаю мира и благополучия, здоровья всей семье и достатка, светлых надежд и добрых помыслов, крепкой веры и невероятных сил. Пусть Казанская икона всегда защитит от жизненных бедствий и недругов, пусть Матерь Божья никогда не даст упасть и поникнуть душой.

Короткое

Казанская икона Божьей Матери
Пускай поможет и ответ на все найдет.
Пусть защитит своею благодатию,
Любовь и радость в дом ваш принесет!

Пусть Казанская икона
От несчастья бережет,
Богоматерь пусть поможет,
Веру в сердце пусть зажжет.

Знай, что чудеса возможны,
Искренне всегда молись,
Небеса всегда помогут
Воплотить желания в жизнь.

Сегодня чтим Казанскую икону.
Пусть Богородица хранит тебя.
А колокольным нынче звоном
От счастья пусть гремит душа.

Еще желаю я сердечного покоя
И веры крепкой, искренней, большой.
Пусть окружает мир своею красотою
И будет Богородица всегда с тобой.

Казанская икона пусть приносит
Добро, удачу, радости в судьбе!
Пусть каждый, кто о чуде ее просит,
Вдруг чудо испытает на себе!

Пускай икона всех от бед хранит,
И дарит всем волшебное спасение,
Икона невозможное творит,
И нету чудесам тем объяснения!

Пусть Казанская икона,
Защитит тебя от бед.
Мир и счастье будут дома,
А в душе надежды свет.

Богоматерь пусть поможет,
Исцелить от всех недуг.
Пусть проблемы не тревожат,
И царит любовь вокруг.

Есть праздники особые на свете,
Которые несут лишь благодать.
Их почитают взрослые и дети.
Им покровительствует Божья Мать.

Ей молятся ведь люди не напрасно.
Она всегда поможет всем, кто ждет.
Икона Божьей Матери Казанской
Пусть радостью и миром в дом придет!

Казанская икона Божией Матери празднуется дважды в году: 21 июля и 4 ноября. Эта икона связана с великими историческими событиями России. Она особо почитается русским православным народом и считается чудотворной.

Казанская икона Божией Матери: история

Обретена она была чудесным образом в 1572 году в Казани. Город незадолго до этого события был взят войсками Ивана Грозного. После пожара, из-за которого была уничтожена почти вся христианская часть Казани, Богоматерь три раза являлась во сне девятилетней девочке Матроне и велела отыскать на пепелище Её икону.

Когда мама с дочкой начали копать в том месте, где до пожара находилась печь, то на глубине около 1 метра они обнаружили икону. В числе первых очевидцев произошедшего чуда был священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал Патриархом всея Руси.

В этот же день к месту обретения иконы пришло много людей, город огласился праздничным звоном. С тех пор этот день стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей России. В 1579 году на месте обретения иконы Иван Грозный основал Богородицкий монастырь, где хранилась обретенная икона, которая вскоре стала всенародной святыней, знамением небесного покрова Богоматери над Россией.


Богородицкий монастырь Казани расположен недалеко от Казанского Кремля, на улице Большая Красная

В народе дату 4 ноября называют осенней (зимней) Казанской. Связан этот праздник с событиями Смутного времени, когда на территорию России вторглись польские интервенты. Москва была взята польскими войсками, а Патриарх всея Руси Ермоген заключен в темницу. В заточении Патриарх молился Богородице, уповая на её помощь и защиту. Его молитвы были услышаны, и в сентябре 1611 года было организовано второе народное ополчение. Русские войска освободили Москву и с чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери вошли на Красную площадь.


Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади считается одной из древних святынь России

В честь Пресвятой Богородицы князь Пожарский в 1630-е годы воздвиг храм Казанской иконы, где она находилась на протяжении трехсот лет. В 1920 году церковь была варварски уничтожена. На её месте поставили павильон и общественный туалет. В девяностые годы прошлого века эти постройки снесли и возвели новый храм. Первоначальный вид собора был сохранен благодаря чертежам и замерам, сделанным перед сносом святыни.

Особо почитался образ Казанской Божией Матери Петром Великим. Во время Полтавского сражения на поле боя стоял чудотворный список с иконы (Каплуновский). Существует предание, что святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга благословил Петра I Казанскою иконой: «Возьми икону Казанской Божией Матери. Она поможет тебе победить злого врага. После этого перенеси святыню в новую столицу. Она станет покровом города и всего твоего народа ».

В 1710 году Петр I велел перевезти из Москвы в Петербург чудотворный список с Казанской иконы. Какое-то время святой образ находился в Александро-Невской лавре, а позже (при Анне Иоанновне) его перенесли в специальный храм, возведенный на Невском проспекте.

Восшествие на престол Екатерины II тоже связано с этой петербургскою святыней. Павел I, став в 1796 году императором, решает построить более достойный храм для иконы. Он объявляет конкурс проектов, в котором одержал победу А. Н. Воронихин. Храм был спроектирован по образцу Святого Петра в Риме. На его строительство ушло 10 лет. Завершено оно было при Александре I.


Строительство Казанского собора завершилось в 1811 году. За проект А.Н. Воронихина удостоили орденом Анны

Перед чудотворной иконой в 1812 году за спасение России молился М.И. Кутузов. В Казанском соборе 25 декабря 1812 года был отслужен первый молебен за избавление России от нашествия французов.

Осенняя Казанская: приметы и традиции

Праздник Казанской иконы – важная дата в народном календаре. На пороге зима, с огородными и полевыми работами покончено, работники возвращаются с отхожих промыслов. Зимняя Казанская – традиционный срок расчетов. Все строительные работы к этому времени заканчиваются, а плотники, землекопы, штукатуры и каменщики получают расчет и возвращаются домой.

Потерпи, батрак, и у тебя на дворе будет Казанская.

И рад бы хозяин батрака поприжать, да на дворе Казанская: она всей ряде голова.

В этот день часто идёт дождь. По этому поводу говорили: «Если на Казанскую небо заплачет, то скоро и зима наступит ». Если же 4 ноября день ясный, то грядёт похолодание.

В некоторых местах на эту дату приходится престольный праздник. В этот день многие играют свадьбу. Ведь, согласно поверью, кто женится на Казанскую, тот будет всю жизнь счастливым. А вот в путь 4 ноября отправляться не следует. Считается, что человека в дороге могут подстерегать неприятности.

В народе Казанская икона Божией Матери – бабья заступница и покровительница простого народа. Поэтому осенняя Казанская – один из главных женских праздников. Его отмечали пышным застольем с брагой и пивом.

Ещё эту икону считают помощницей в лечении болезней глаз. Говорят, что в этот день роса особенно целебная. Поэтому до восхода солнца старались собрать хоть немного росы, которой протирали глаза, лечили нарывы и кожные заболевания. Существует легенда, что одна юная девица думала, что не вышла лицом, потому её никто не любит. На осеннюю Казанскую она пораньше встала и отправилась в рощу, там отыскала берёзовый лист, который висел низко на дереве и был покрыт инеем. Взглянула она в этот лист, словно в серебряное зеркало, и вся неказистость с её лица сошла.

Осенняя Казанская: приметы и поговорки

  1. Кто на Казанскую женихается, тот не раскается.
  2. На Казанскую дождь лунки нальёт – зиму пришлет.
  3. Что Казанская покажет, то и зима скажет.
  4. Вдаль ездить нельзя: выедешь на колёсах, а вернешься на полозьях.
  5. До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.
  6. Бывает в этот день утром дождь идет, а вечером снег сугробами лежит.

Видео: 4 ноября — Празднование Казанской иконы Божией Матери

В церковном календаре два дня, посвященных Казанской иконе Божьей Матери. 21 июля ("Летняя Казанская"), когда мы вспоминаем "явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани" - то есть чудесное обретение иконы в Казани, дело было в 1579 г. И 4 ноября ("Осенняя Казанская"), в память о том, как 4 ноября 1612 г. войска народного ополчения, собранные Кузьмой Мининым, ведомые князем Димитрием Пожарским, и осененные чудотворным образом Казанской Божьей Матери, выбили польских захватчиков из Китай-города, что стало началом конца великой смуты. Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Ежегодно в Казани 21 июля и 4 ноября проводятся многотысячные крестные ходы с «Ватиканским» образом из Благовещенского собора Казанского Кремля до места обретения иконы - Казанского Богородицкого монастыря. Эта древняя традиция была возрождена в начале 2000-х годов. Она собирает православных верующих не только из Казани и других городов и районов Татарстана, но и паломников из других регионов России и зарубежных стран.

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище.

В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы - 8 июля 1579 года - ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Список с чудотворной иконы после взятия Казани был отправлен Иоанну Грозному в Москву (откуда он впоследствии в 1737 году попал в Санкт-Петербург и был помещен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой позже был возведен Казанский собор). Интересно, что у историков нет точных фактов, касающихся судьбы подлинника, ибо некоторые из них утверждают, что в Москву был отправлен именно он, а не список. Достоверно известно лишь, что чудотворных списков изготовлено было два.

Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву 22 октября (4 ноября) 1612 года Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Это радостное событие и дало начало «осенней Казанской», которая долгое время отмечалась на государственном уровне. В 1636 году этот образ Пречистой Девы был помещен в возведенном на Красной площади Казанском соборе (сегодня икона находится в Богоявленском соборе). К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались на пороге всех переломных исторических событий (и накануне Полтавской битвы, и перед разгромом французов в 1812 году).

Молитва пред иконою Божией Матери "Казанская"

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною (и чудотворною) иконоюТвоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою Святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Обратите внимание, в молитве Казанской иконе Божьей Матери есть слова, когда мы просим избавить нас от внезапной смерти. Может быть, в том числе и поэтому, Казанской молятся во время путешествий, или за тех, кто несет трудную и опасную службу.

Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую - расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

Икона Казанской Божьей Матери, фото и описание, значение

Икона Казанской Богородицы - одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы - явление в мир «небесного Царя и Судии». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.

Праздник Казанской иконы Божьей Матери почитается русскими православными людьми дважды в году. Найдется не так много других святых образов, что почитались бы в православии с такой же силой, как Казанская икона. Чудотворная икона, обретенная еще в конце XVI века, имеет огромное значение для истории русского государства. Она является символом единения российского народа и торжества православия.

История праздника

Ключевые моменты хроники средневекового Московского царства ярко отражены в истории этой иконы.

Чудесное явление иконы Матери-Богородицы

Иван Грозный, вошедший в списки русских царей как правитель, значительно расширивший территорию своих владений, захватил Казань в 1552 году. После ее присоединения к Русскому государству сподвижники Грозного активно насаждали православную веру среди местных жителей. Такое решение новоявленной власти было по душе не каждому. Мусульмане активно сопротивлялись православной экспансии. Согласно преданиям, именно их неверие и стало причиной ужасного пожара 1579 года, уничтожившего половину Казани. В народных сказаниях пожар связывают с гневом православного Бога.

Огонь частично испепелил Казанский кремль, при этом не пощадил дома православных казанцев. Одна из них, десятилетняя отроковица по имени Матрона, вскоре после пожара увидела во сне образ Богоматери. Святая указала девочке: на месте, где стоял дом Матроны, в земле закопан Ее чудотворный образ. Повелела Она выкопать икону, и Матрона рассказала о своем чудесном сне градоначальству. Однако никто ее не послушал. Еще дважды Богородица являлась отроковице во сне, на третий раз предрекая: если не выкопать икону, образ обнаружится в другом месте, а сама Матрона погибнет.

И на третий раз градоначальники остались глухи к просьбам ребенка. Тогда, 8 июля, мать Матроны вместе с дочерью отправились на пепелище самостоятельно. Они нашли икону, завернутую в кусок сукна. Выглядел образ так, словно был только что написан: пожар не тронул работу неизвестного мастера, представляя ясный лик Матери Божьей.

Сама икона в классической иконографии относится к типу Одигитрии – Путеводительницы. Это святой образ Богородицы, держащей на руках младенца Иисуса, несет в себе смысл поклонения явившемуся в мир Небесному Царю. Только в отличие от классического варианта, Казанская Божья Матерь изображена по плечо, а не по пояс.

Утрата Казанской Матери

С момента своего появления Казанская икона стала очень популярна. Списки с нее отправлялись в разные уголки России, обретая почитание в храмах и небольших церквях. Чуть больше трех столетий подлинник Богородицы Казанской находился на хранении в монастыре Богородицком в Казани, построенном на месте обретения образа. В 1904 г. икона Божьей Матери вместе с еще одним образом (Спасителя) были украдены из монастыря. Сумма ущерба по тем временам была колоссальная (больше ста тысяч рублей). А духовный ущерб, нанесенный злоумышленником Церкви, оценить невозможно. Понадобилось время, чтобы найти похитителя.

Когда вор, крестьянин по имени Варфоломей Стоян, был обнаружен, он заявил, что продал богатые оклады и драгоценности, украденные вместе с иконой. А сам образ он вероломно разрубил и сжег в печи, заметая следы преступления. Но впоследствии злоумышленник неоднократно менял показания, из-за чего на сегодняшний день есть несколько теорий, говорящих о том, что чудотворный образ остался целым:

  • Стоян украл не оригинал, а искусный список, тогда как подлинник иконы по сей день находится на хранении в неизвестном месте;
  • За большие деньги Варфоломей продал Казанскую икону без оклада старообрядцам, заплатившим ему за воровство.

Фактических подтверждений эти теории не имеют. В 1904 г. православие лишилось одной из самых удивительных икон в своей истории.

Чудеса иконы Казанской Богоматери

Эта икона по праву называется чудотворной, ведь едва обрели ее жители Казани, как начались таинственные и чудесные исцеления у каждого причастного к образу. Когда архиепископ Казанский организовал крестный ход, чтобы доставить икону от места обретения к Благовещенскому собору, среди присутствующих был слепец Иосиф. Крестьянин потерял зрение за три года до описываемых событий, но к концу крестного хода неведомым образом прозрел. Другой слепец, Никита, обрел способность видеть после молебна перед иконой в Благовещенском соборе.

Но самое главное чудо, приписываемое Казанской иконе, – святое благословление от образа Богородицы, снизошедшее на войска Второго народного ополчения во время Смуты. В те годы, когда Москва и вся Россия были под гнетом польской агрессии, истинная православная вера, хранящаяся в сердцах борцов за свободу русского народа, помогала им свершать чудесные победы. Князь Дмитрий Пожарский, возглавивший ополчение, перед наступлением на поляков приказал доставить ему икону. В решающем сражении с польскими войсками, значительно превосходившими русских по численности, его рать одержала блистательную победу. 22 октября (старый стиль) 1612 года стал днем, когда народ России объединился против захватчиков, подкрепленный силой иконы пресветлой Божьей Матери.


В народных сказаниях и летописях сохранилось много свидетельств иных чудес Казанской иконы. Ее свет божественный излечивал незрячих людей, но также бывали случаи, когда люди, утратившие возможность двигаться, возвращались к нормальной жизни после молитвы перед образом.

Новое обретение иконы

Утрата образа в начале XX века долгие годы была большим горем для православных людей, хоть и сохранилось множество искусных списков с оригинала. После революции они были или уничтожены, или проданы на Запад. Среди этих экспонатов был список с иконы, сделанный в XVIII веке. Считался он одной из старейших и красивейших копий чудотворного образа, сохранившихся к тому времени. Кто именно купил список, история свидетельств не сохранила.

В 1993-ем году великая икона была подарена Римскому Папе Иоанну-Павлу II. Он выявил желание вернуть образ на Родину, несмотря на сложные отношения между православием и католической церковью. Чтобы свершить этот шаг, понадобилось больше десяти лет. Несмотря на все активные препятствия, великая милость Бога к русскому народу свершилась в 2004 г., и икона Пресветлой Божьей Матери вернулась в Россию. Это событие также являет собой важную веху в установлении добрых отношений между Ватиканом и православной Россией.

Традиции праздничного дня

Даты проведения праздников в честь иконы

Мы уже упомянули в начале статьи, что в церковном календаре есть две даты, когда отмечается праздник пресветлой иконы. Согласно новому стилю, им соответствуют дни:

  • 21 июля – обретение иконы;
  • 4 ноября – в благодарность за помощь при спасении Москвы и России от поляков.

Обе эти даты являются непереходящими: в 2018 году они будут такие же, как и во все предыдущие годы. С 2005-го 4 ноября также является Днем народного единства, т. е. государственным праздником Российской Федерации.

Правила и традиции: богослужения, молитвы, поздравления

Непреложной традицией этого праздника является крестный ход, увенчанный образом Казанской иконы. Ему всегда предшествует праздничная литургия. Посетить ее – долг каждого истинно верующего православного человека.


Классический текст богослужения этого дня был написан еще в 16 веке. Патриарх Московский Гермоген, бывший одним из очевидцев чудодейственного обретения иконы, стал автором тропаря и величания Богородицы. Спустя пять веков его текст «Заступница усердная» сохранился в неизменном виде, при этом остается одной из центральных составляющих богослужений этого дня:


Казанской иконе молятся об избавлении от недугов, особенно почитаема она людьми, страдающими от болезней зрения. Так как Божья Матерь Казанская является покровительницей молодых семей, то воздают ей почести с мольбой о семейном благополучии, рождении здоровых детей.

Молитва перед Казанским образом Божией Матери:


В поздравительных текстах сегодня вспоминают Богородицу-защитницу, укрывавшую Русские земли от невзгод, помогая сплотиться перед лицом врага, и Ее чудесные деяния.

Народные приметы в праздничный день

Хорошей приметой в оба дня празднования является дождливая, мокрая погода. Считалось, что это Мария Пресвятая льет слезы за род людской, вымаливая у Бога прощение и благословение на следующий год. Если же погода сухая, то грядущий год сулит тяготы.

4 ноября – день, когда верующие молодожены предпочитают венчаться в церкви. Существовало поверье, что такие браки будут счастливыми и крепкими, а оберегать их будут на Небесах.

Большинство примет связано именно с ноябрьским празднованием. Например, если в этот день туман на землю упадет, то ждали скорых оттепелей, а если погода стоит ясная, то непременно будет суровая резкая зима.