Какие сроки рассмотрения жалоб в прокуратуре предусмотрены законом? Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре Срок рассмотрения жалоб в прокуратуре составляет

В Российской Федерации неукоснительное соблюдение законов контролируется прокуратурой. Работники этой организации осуществляют надзор, в том числе и благодаря обращениям граждан.

Правом на подачу заявления обладает любой человек, проживающий на территории нашей страны, независимо от гражданства. Какой срок устанавливается для рассмотрения жалоб в прокуратуру?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательные акты

Деятельность прокуратуры, как и любой государственной структуры, строго регулируется на законодательном уровне .

Все нюансы работы с обращениями прописаны в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10) и Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Порядок рассмотрения

Подать жалобу гражданин может посетив прокуратуру лично, отправив заказное письмо, воспользовавшись услугами почты, или в электронном виде через сайт.

Каждая жалоба, поступающая в прокуратуру, регистрируется , чтобы зафиксировать факт обращения. После этого выносится предварительное решение.

На этом этапе определяют, что послужило поводом для обращения , полностью ли разъяснена ситуация, насколько корректно составлено заявление, содержит ли оно доказательства, достаточные для проведения разбирательства.

Если аргументы, содержащиеся в заявлении, неудовлетворительны, его оставляют без рассмотрения. Если будет принято решение о дальнейшем движении обращения, определяется то подразделение прокуратуры, в компетенции которого находится рассматриваемое дело.

Кроме того, жалоба может быть приобщена к другому обращению, которое уже рассматривается работниками прокуратуры, если она имеет отношение к тому же вопросу.

О результатах предварительной проверки обязательно сообщают заявителю.

После прохождения предварительного этапа, жалоба направляется уполномоченному лицу и начинается непосредственно основная проверка.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры:

Сроки

Сколько времени рассматривается жалоба? При рассмотрении обращения в прокуратуру прежде всего изучаются представленные данные, которые должны исчерпывающе отражать суть вопроса.

При необходимости дополнить сведения, соответствующий запрос отправляется заявителю в течение семи дней. Отсчет ведется с момента регистрации жалобы.

В законе прописано, что на работу с заявлениями граждан работникам прокуратуры дается тридцатидневный срок .

Что может произойти с заявлением?

После проведения разбирательства в связи с поступившим обращением, принимается одно из следующих решений:

  1. Удовлетворено . Такая резолюция говорит о том, что претензии заявителя были признаны обоснованными и прокуратурой были приняты меры для их удовлетворения.
  2. Удовлетворено повторное обращение. В том случае, если гражданин уже обращался в прокуратуру, но его жалобы не была принята, он имеет право дополнить документальные доказательства и обратиться повторно.

    Кроме того, жалоба, отправленная в прокуратуру во второй раз, может быть удовлетворена, если подтвердятся факты ненадлежащего рассмотрения первичного заявления (волокита, небрежность).

  3. Отклонено . Претензии заявителя в этом случае признаются необоснованными.
  4. Разъяснено . Если на тот момент, когда жалоба поступает на рассмотрение, данный вопрос уже был решен соответствующим компетентным органом, или в обращении не содержится каких-либо требований, заявителю объясняют все юридические вопросы.
  5. Принято иное решение . Сюда относится оставление вопроса без разрешения, приобщение заявления к материалам другого производства или возврат заявителю.
  6. Направлено . Данная резолюция говорит о том, что сотрудник прокуратуры определил, что дело подвластно другому ведомству и отправил материалы в соответствующую организацию.

Куда направляется принятое решение?

О любом решении, относящемся к поступившей в прокуратуру жалобе, в обязательном порядке уведомляется гражданин, подавший заявление.

Прокуратура в нашей стране не рассматривает анонимные обращения.

В каждой жалобе указываются фамилия, имя, отчество и адрес физического лица или наименование и адрес юридического лица. Но этому адресу и будет направлена официальная информация о принятом решении .

Кроме того, возможно направление ответа прокурора и на электронный адрес заявителя.

Как правило, это происходит в случае, если обращение также подавалось в электронном виде.

От чего зависит период?

На то, какой срок будет установлен для работы с каждым конкретным обращением, влияет ряд факторов:

  • есть ли необходимость передачи дела на рассмотрение в нижестоящие правоохранительные структуры;
  • полностью или частично будут восстановлены нарушенные права обратившегося гражданина;
  • необходимо ли проводить разъяснительную работу по материалам дела.

Как исчисляются?

Существует два вида сроков, в которые заявление должно быть рассмотрено работниками прокуратуры РФ — общий и сокращенный .

Общий срок составляет 30 дней. За этот период должны быть рассмотрены все жалобы, не требующие срочного ответа.

Этого времени достаточно для проверки достоверности предоставленных в жалобе сведений, проведения проверки, выяснения дополнительных фактов, касающихся данного вопроса.

Сокращенный срок проверки в два раза меньше и составляет 15 дней. Такое ускорение дела возможно, если не требуется проведения какой-либо дополнительной проверки.

Кроме того, в соответствии с законом, парламентские запросы должны рассматриваться в сокращенный срок. Так же быстро работают с обращениями депутатов и Уполномоченных по правам человека.

В том случае, когда последний день установленного для проверки срока приходится на праздничный или выходной день, моментом окончания проверки будет считаться следующий за ним рабочий день.

В особую группу выделяются обращения, требующие безотлагательного рассмотрения. Как правило, сюда относятся ходатайства, возникающие в рамках уголовных дел.

Для таких вопросов установленный срок рассмотрения — 3 дня. В отдельных сложных случаях по запросу прокурора этот срок может быть продлен, но не более, чем на 10 дней.

Обращения, не получающие рассмотрения

Не все обращения, поступающие в прокуратуру, будут приняты к рассмотрению работниками этой структуры.

В законе четко прописаны те случаи, когда жалоба будет оставлена без движения :

  1. Закон не допускает возможности вмешательства граждан во внутренние дела правоохранительных органов. Те обращения, по существу которых можно сделать вывод о попытке влияния на работу прокуратуры, вероятнее всего будут оставлены без рассмотрения.
  2. Не получат рассмотрения и жалобы, содержащие ненормативную лексику, угрозы и .
  3. Без разрешения также оставляют бессмысленные, нелогичные заявления при наличии у заявителя психического расстройства и признании в связи с этим данного гражданина недееспособным по решению суда.
  4. Не будут рассматриваться жалобы, высланные повторно и не содержащие каких-то новых аргументов и доказательств.
  5. Кроме того, прокуратура не рассматривает анонимные обращения.

Возможны ситуации, когда поступившее заявление не относится к компетенции данной прокуратуры .

В этом случае дело может быть передано вышестоящему прокурору или, наоборот, в нижестоящее подразделение прокуратуры. Так же обращение может быть переадресовано в иные государственные структуры (например, в Управление внутренних дел).

При перенаправлении обращения оно дополняется сопроводительным письмом, а заявитель получает уведомление о том, куда была адресована его жалоба.

Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?

О любых решениях, принятых касательно его жалобы, заявитель должен быть извещен в обязательном порядке .

Независимо от того, было ли его обращение принято или не принято к разрешению, либо перенаправлено в другой компетентный орган, гражданин получит письмо от сотрудника прокуратуры в течение семи дней.

Решение о завершении переписки по данному делу принимается прокурорским исполнителем. После этого заявитель может составить еще обращение, но если оно не будет содержать новых существенных требований, переписка возобновлена не будет.

Может ли заявитель посмотреть материалы проверки?

По завершению проверки заявителю предоставляется право ознакомиться с материалами дела.

Для этого необходимо обратиться к прокурору с соответствующим заявлением.

Принимается решение о предоставлении гражданину материалов проверки или о мотивированном отказе. Об этом решении заявитель получает письменное уведомление в течение десяти дней.

Поводом для отказа может стать, к примеру, содержание в документах информации, составляющей государственную тайну .

Жалобы, поступающие в прокуратуру, являются важным элементом контроля выполнения законодательства в стране.

Поэтому информацией о порядке написания заявления должен владеть каждый гражданин.

Автор статьи -

ФЗ "О прокуратуре" (ст. 10) обязывает прокуроров рас-сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об-ращения , содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации " требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре-шению обращений граждан подчинять решению задач за-щиты и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен-ции которой относится решение вопроса. Генеральный про-курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы-вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе-ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Порядок приема и регистрации обращений установлен "Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Органы прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    1. Управ-ление по рассмотрению писем и приему граждан - в составе Генеральной прокуратуры РФ (см. Положение об управлении);
    2. отделы, группы или старшие по-мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан - в проку-ратурах субъектов РФ.

Функции органов прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    • непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж-дан;
    • оказание помощи по рассмотрению и разрешению обращений начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо-дов, оперативным работникам;
    • осуществление кон-троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга-нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про-курорские работники и следователи .

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ-тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу-дарственных интересов.

Виды обращений в органы прокуратуры:

    1. индивидуальные (поданы самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными);
    2. коллективные.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Порядок приема, учета, регистрации обращений в органах прокуратуры

Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.

Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.

Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений:

    • принять заявление или жало-бу к своему производству;
    • поручить ее рассмотрение конк-ретному оперативному работнику;
    • передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру;
    • приобщить к материалам ра-нее поступившей жалобы или заявления;
    • направить в суд для приобщения к материалам судебного дела;
    • направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга-ны и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются . О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходи-мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокура-туру о результатах разрешения.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

    • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре-гионе;
    • о преступлениях и других общественно опасных пра-вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
    • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
    • об органах и должностных лицах, не выполняющих тре-бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокурату-ры поступает информация от граждан о недостатках и нару-шениях в работе самой прокуратуры и органах следственного комитета, в частности:

    1. о процессуальных нарушениях, допускаемых следова-телями в ходе ведения предварительного следствия по уго-ловным делам;
    2. о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
    3. о несогласии с ранее принятыми органами прокурату-ры решениями по жалобам и обращениям;
    4. о недостойном, по мнению граждан, поведении работ-ников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным обра-зом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь:

    • способствует организации их работы на научной основе с учетом состояния законнос-ти, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан;
    • помогает улучшению всей де-ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало-бы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающе-еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Организация работы по рассмотрению и разрешению обращений в органах прокуратуры

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу-ет и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руко-водитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечива-лось правильное и своевременное рассмотрение и разреше-ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, пол-ностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустив-шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо-вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране-нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе-даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера-тивными работниками недобросовестного отношения к это-му участку работы.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест-но, когда, где и кто из прокурорских работников принима-ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы-вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите-лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально-го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини-мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня-тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре-шение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и при-казами Генерального прокурора РФ. В соответствии с дей-ствующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обраще-ний и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре-гистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокурату-ры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа-лобы.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по-рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель-ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша-ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предус-мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату-ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре-шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководите-ля Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопастности РФ, председателей палат РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело-века в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а так-же обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины про-дления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоя-тельств и доводов. При необходимости к проверкам, прово-димым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот-ветствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссыл-кой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв-ления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжало-вания принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя ему предоставляются для озна-комления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо-ваниям законодательства об охране государственной (воен-ной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, вра-чебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполни-тель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе-нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж-дении производства по делу об административном правона-рушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обра-щения, не связанные с вопросами исполнения или наруше-ния законов. Что касается обращений по вопросам, подве-домственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

Каждый гражданин имеет право подать жалобу в государственный надзорный орган на действия или бездействия чиновников или иных лиц.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Есть определённые правила подачи таких жалоб. Но, при соблюдении всех правил со стороны заявителя, рассмотреть жалобу нужно в строго установленные сроки.

Общие моменты

Письменное обращение — это одна из форм взаимодействия государства и его граждан. Таким образом, могут общаться между собой и участники сделок.

С помощью письменного заявления, одна сторона спора может довести до своего оппонента некоторые моменты, которые необходимо урегулировать.

В зависимости от предмета заявления, они могут подразделяться на:

Каким законом регламентируется

Право на обращение гражданина закреплено в Конституции РФ.

В главном законе сказано, что каждый гражданин имеет законное право на обращение в государственный орган или в орган местного самоуправления, а также к конкретному должностному лицу.

То есть, можно написать обращение и адресовать его в любой госорган, где его обязаны рассмотреть и дать письменный ответ на него.

Если тема обращения не соответствует полномочиям этого госоргана, то оно будет перенаправлено в соответствующую инстанцию. Но, и заявитель должен соблюсти порядок подачи и правила оформления заявления.

Поэтому основной закон, которые регулирует порядок письменного взаимодействия государства и граждан, это Федеральный Закон от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений от граждан РФ».

Если нарушен

Если государственный орган, в который и было подано письменное обращение, нарушает сроки его рассмотрения, заявитель имеет право обратиться с тем же вопросом, но в вышестоящую инстанцию или в суд.

Подача заявления является мерой досудебного урегулирования конфликтной ситуации, которая может возникнуть между участниками сделки.

Например, абонент подаёт жалобу на некачественную связь своему оператору. Последний не даёт ответ в установленный срок. Абонент имеет право подать заявление в суд.

Нестандартные ситуации

Бывают такие случаи, когда для рассмотрения обращения от гражданина, необходимо сделать официальные письменные запросы и дождаться официального письменного ответа.

Тогда законный срок рассмотрения может быть увеличен. Но, о каждом «передвижении» заявления, гражданина нужно уведомлять письменно.

Когда заявитель составляет документ, он должен указать способ, с помощью которого с ним можно поддерживать связь.

Именно таким способом заявитель и будет уведомлён о том, что срок необходимо продлить по конкретной причине.

Также срок может быть увеличен, если об этом прямо сказано в законе.

Так в ст. 30. 5 КоАП РФ сказано, что срок рассмотрения жалобы на постановление по административному делу составляет 2 месяца.

Видео: какой срок обжалования

Срок рассмотрения жалобы составляет

В ст. 12 Закона № 59-ФЗ сказано, что общий срок рассмотрения письменных обращений от граждан, составляет 30 дней с момента получения этого обращения.

Чтобы узнать точное число, когда заявление было принято на рассмотрение, необходимо ориентироваться на способ его доставки до уполномоченного госоргана.

Но, в зависимости от того, куда подаётся жалоба и каков её предмет, сроки могут быть несколько иными.

В суде

Каждый гражданин имеет право на защиту своих прав в судебном порядке. Для этого нужно написать соответствующее исковое заявление.

Но, срок восстановления нарушенного права может затянуться, так как могут потребоваться дополнительные материалы для изучения или дело будет рассматриваться в различных инстанциях.

В суде первой инстанции заявление должно быть рассмотрено в течение 2-ух месяцев
Если первой инстанцией является, сразу же Верховный суд то дело может находиться на рассмотрении не 2, а 3 месяца
При необходимости срок рассмотрения может быть увеличен на месяц
Если ответ на обращение не будет удовлетворять истца, то он может, в течение 1 месяца, подать апелляцию в суд 2-ой инстанции здесь она также должна находиться не более 2-ух месяцев
Если судом 2-ой инстанции выступает ВС РФ то срок увеличивается до 3-ёх месяцев
Кассационную жалобу можно подать в течение полугода после вынесения решения суда

Поэтому срок рассмотрения одного заявления может растянуться на несколько лет.

В прокуратуре

Прокуратура – это надзорный орган, в полномочия которого входит также общение с гражданами. Поэтому Генпрокуратура издала свой Приказ № 45, в котором представлена точная инструкция по работе с обращениями от населения.

В этом приказе есть нормы, касающиеся срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности. Так:

В следственном комитете

СК РФ также работает с обращениями от граждан по специально разработанной инструкции.

В разделе 5 этой инструкции сказано, что установлены следующие сроки для рассмотрения:

В органах внутренних дел

В структуре МВД также действует свой порядок по работе с заявлениями, жалобами и обращениями от населения. Органы внутренних дел придерживаются положений Закона № 59-ФЗ и Приказа № 707.

В Приказе указано, что стандартный срок рассмотрения обращений от населения составляет 30 дней.

Но, если необходимо провести дополнительные проверки, то срок можно продлить ещё на 30 дней, но с обязательным письменным уведомлением заявителя.

В частных структурах

Закон № 59-ФЗ регулирует сроки рассмотрения обращений от населения, но соблюдать эти нормы обязаны государственные органы и органы самоуправления.

Про частные компании в этом законе не сказано. Это означает, что писать жалобу в обычную фирму гражданин не может.

Но, подать можно заявление в следующем виде:

Так как в Законе № 59-ФЗ однозначно не указаны сроки, в течение которых должны быть рассмотрены обращения частными компаниями, поэтому ориентироваться нужно только на нюансы возникшего спора.

Личный прием граждан

Кроме взаимодействия в письменном виде, государственные органы и органы местной власти могут общаться с населением напрямую, то есть, организовав личный приём.

Как правило, для этого отводятся определённые дни недели и определённые часы. В ходе личного обращения гражданина к конкретному госоргану, происходит устное взаимодействие.

Но, в ходе приёма обратившейся может составить письменное заявление, в котором он отразит все те нюансы, которые озвучил устно.

Каждого человека, который пришёл на личный приём к должностному лицу, записывают в специальный журнал, а также отражают вопрос, с которым он обращается.

Личному приёму граждан посвящена ст. 13 Закона № 59-ФЗ. Заявитель должен предъявить свой паспорт, на основании которого его зарегистрируют.

Если заявитель не оставляет письменного обращения, то суть его устного обращения фиксируется в специальной карточке.

В любом случае, заявителю должен быть дан письменный ответ на его обращение. Если ответ отрицательный, то он ещё должен сопровождаться и ссылками на нормы законодательства.

В каких случаях может быть отклонена

Чтобы заявление было принято к рассмотрению, оно должно соответствовать требованиям, которые представлены в ст. 7 Закона № 59-ФЗ.

То есть, обращение от гражданина должно содержать в себе:

В прокуратуру могут обращаться с самыми различными заявлениями. Каждый гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства, должностное лицо, юридическое лицо – все имеют право обратиться в прокуратуру за справедливым решением в случае нарушения их прав. Прокуратура рассматривает так же и все заявления, на которые не был дан ответ нижестоящими организациями, помогает находить решение в возникших конфликтах.

Прокуратура действительно занимается вопросами любого рода, от конфликтов с руководителями и решения спорных ситуаций между организациями до уголовно наказуемых дел. Любое обращение подлежит предварительному рассмотрению. Но что именно происходит после того как Вы подали жалобу в прокуратуру и как долго придется ждать ответа? Именно об этом, а так же о выносимых решениях мы и поговорим в нашей статье.

Предварительное рассмотрение

Когда Вы подаёте жалобу в прокуратуру она в первую очередь фиксируется, а далее по ней должно быть вынесено предварительное решение. Конечно же, заявитель уведомляется о данном результате письменно. Производится уведомление по почте вне зависимости от того, юридическое лицо обращалось или физическое. Высылается данное письмо по указанному заявителем адресу.

Если заявление или жалоба в прокуратуру были составлены некорректно, не содержат требуемых данных для рассмотрения и проведения проверки, то их могут оставить без рассмотрения. Так же без должной информации или аргументированного описания ситуации заявление может быть возвращено заявителю или оставлено сотрудниками прокуратуры без внимания. Если же жалоба в прокуратуру была составлено корректно, то по ней выносится соответствующее решение на дальнейшую работу и проведение проверки. Помимо этого, заявление могут передать в подведомственные органы прокуратуры или же направить в другие государственные службы, в зависимости от содержания самого заявления.

Когда обращение подаётся повторно или же являет собой некое дополнение к уже имеющимся заявлениям, то его могут приобщить к более ранним, выступающим основными.

Инфо

Срок рассмотрения в данном случае составляет 3 дня с того момента, когда жалоба в прокуратуре была зарегистрирована и внесена в специальную книгу учёта. Именно в течение этих трёх дней производится предварительное решение.

Дальнейший порядок рассмотрения обращений

После того, как заявление будет принято и рассмотрено на предварительном этапе, начнется основная проверка. В обязательном порядке каждое дальнейшее решение должно быть предоставлено в виде уведомления заявителю. Итак, обращение может быть:

  • Частично или полностью удовлетворено. Это касается части защиты прав и интересов заявителя или требований о компенсации;
  • Направлено для рассмотрения в нижестоящий орган прокуратуры;
  • Разъяснено заявителю по предоставленным требованиям;
  • Отклонено. Такое решение выносится в случаях, когда требования в заявлении не обоснованны, а в результате проверки нарушений обнаружено не было.

Внимание

Согласно данному порядку сроки рассмотрения могут варьироваться в зависимости от содержания обращения.

Срок рассмотрения

Существуют два типа срока рассмотрения жалоб и заявлений:

  1. Общий. Согласно установленному порядку на рассмотрение заявления у прокуратуры имеется не более чем 30 дней . Данный срок в первую очередь необходим для проведения требуемых проверок, которые указывались в изначальной жалобе в прокуратуру. Для того чтобы проверки были проведены, а нарушения выявлены, потребуется время. Точно так же как и на запрос дополнительных документов, которые могут потребоваться для выяснения обстоятельств происшествия. Если в связи с запросом документов срок будет значительно увеличен, то об этом заявителя должны будут уведомить отдельно. Первоначально срок рассмотрения назначается меньше указанных 30 дней , но может быть продлён в связи с особенностями дела. Для продления срока рассмотрения составляется ходатайство, в котором подробно излагаются причины и мотивы для продления срока. О самом факте продления срока заявителя так же должны уведомить письменно.
  2. Сокращенные. К данным срокам рассмотрения относятся те жалобы в прокуратуру, которые не требует дополнительных материалов и проверок. Такие обращения рассматриваются в течение 15 дней. Истребование дополнительных документов по данным обращениям не требуются, сами требования не предусматривают долгосрочных и трудоемких мероприятий, что и обеспечивает высокую скорость проведения разбирательства.

Важно

Существуют так же жалобы от лиц, которые являются участниками уголовного производства. Данные жалобы обязаны быть рассмотрены в течение трех дней, а если требуется увеличение срока, то он не должен превышать 10 дней.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

2.13. Без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

2.14. Решение об оставлении обращения без ответа по существу (без разрешения) на основании рапорта исполнителя принимается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора, начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры и его заместителем.

2.15. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

3. Рассмотрение обращений

3.1. Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

о принятии к разрешению;

об оставлении без разрешения;

о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

о направлении в другие органы;

о прекращении рассмотрения обращения;

о приобщении к ранее поступившему обращению;

о возврате заявителю.

3.2. Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для рассмотрения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.

3.3. Поступившие в органы прокуратуры обращения, адресованные в органы следствия и дознания, а также обращения, адресованные прокурорам, но содержащие вопросы, относящиеся к компетенции органов следствия и дознания, ходатайства в порядке ст. 119 и УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.

Если в адресованных прокурорам обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах. Копии обращений не позднее 7 дней со дня регистрации направляются в соответствующие органы следствия или дознания с обязательным уведомлением заявителя.

3.4. Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо исполнителем, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

При переадресовании вышестоящему прокурору к обращению прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его рассмотрения.

3.5. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в п. 2.11 настоящей Инструкции.

При поступлении таких обращений в прокуратуры городов и районов, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры они незамедлительно передаются в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры для дальнейшего направления в соответствующие органы и должностным лицам.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, а высшему должностному лицу соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором и прокурором иной специализированной прокуратуры либо лицами, их замещающими.

Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.

3.6. При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости у них может быть истребована информация о результатах рассмотрения обращения.

3.7. Запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

3.8. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации после предварительного рассмотрения для доклада Генеральному прокурору Российской Федерации либо лицу, его замещающему, передаются:

поручения и указания Президента Российской Федерации, обращения его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, секретаря Общественной палаты Российской Федерации, Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;

парламентские запросы, запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, адресованные Генеральному прокурору Российской Федерации, а также обращения и запросы, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо содержатся сведения о злоупотреблениях и иных правонарушениях, допущенных работниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации и руководителями прокуратур субъектов Российской Федерации;

обращения других лиц по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями прокуратур субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами Российской Федерации;

обращения руководителей правоохранительных органов, генеральных прокуроров, министров юстиции иностранных государств и руководителей международных судебных органов (за исключением запросов о выдаче, передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, об оказании правовой помощи по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях), а также обращения высших должностных лиц межгосударственных (межправительственных) органов и организаций.

3.9. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации передаются:

обращения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, полномочных представителей Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, заместителей председателей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, заместителей Председателя Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов, членов Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют министерства, а также заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, курирующим деятельность соответствующих подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, - обращения руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеральных округах;

обращения лиц, перечисленных в п. 3.8 , по вопросам дачи заключения о законопроектах;

обращения советников Президента Российской Федерации, руководителя Управления протокола Президента Российской Федерации, пресс-секретаря Президента Российской Федерации, начальников управлений Президента Российской Федерации в случае, если по их обращениям не требуется доклад Генеральному прокурору Российской Федерации;

обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, содержащие просьбу проинформировать членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о результатах рассмотрения;

обращения, в которых обжалуются решения начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо содержатся вопросы, входящие в компетенцию заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

обращения заместителей руководителей правоохранительных органов, генеральных прокуроров, министров юстиции иностранных государств и руководителей международных судебных органов (за исключением запросов о выдаче, передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, об оказании правовой помощи по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях), а также обращения заместителей высших должностных лиц межгосударственных (межправительственных) органов и организаций.

3.10. В главные управления и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры передаются заявления и обращения по вопросам, входящим в их компетенцию и не требующим вмешательства Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

3.11. В случае, если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется по принадлежности с уведомлением об этом заявителя.

При наличии в обращении (запросе) вопросов, относящихся к компетенции нескольких подразделений прокуратуры, организация проверки в полном объеме возлагается на руководителя подразделения, указанного среди исполнителей первым. Он обеспечивает передачу копий документов в соответствующие управления и отделы, подготовку в срок не позднее 5 дней со дня регистрации единого поручения о проверке, при необходимости ходатайствует о продлении срока ее проведения и дачи ответа по существу.

3.12. В случае неправильной разметки обращения подразделение, его получившее, в срок не позднее 3 дней с момента поступления самостоятельно осуществляет передачу обращения в соответствующее структурное подразделение, к компетенции которого относится его разрешение, с занесением сведений о передаче в систему АИК "Надзор".

Передача производится на основании мотивированной резолюции (справки) руководителя подразделения, а при возникновении разногласий - по указанию одного из заместителей соответствующего прокурора.

При передаче обращений, разрешение которых взято на контроль (особый контроль), об этом в обязательном порядке незамедлительно уведомляется организационное управление Главного организационно-аналитического управления.

3.13. При одновременном поступлении основного обращения и его дубликата либо поступлении дубликата до окончания разрешения основного обращения дается единый ответ.

Если дубликат поступил после разрешения основного обращения, то заявителю не позднее 10-дневного срока с момента регистрации дубликата ответ на него направляется со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ответа на основное обращение. Копия ответа направляется в случае прямого указания заявителя о его неполучении.

Дубликаты обращений в установленном порядке приобщаются к надзорным (наблюдательным) производствам.

3.14. На обращения, разрешение которых взято на контроль (особый контроль), в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - аппаратом Генерального прокурора Российской Федерации, а в прокуратурах субъектов Российской Федерации - отделом общего и особого делопроизводства оформляются контрольные карточки.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации первый экземпляр карточки вместе с обращением, взятым на особый контроль, передается в подразделение, которому поручено его разрешение, а второй - для контроля в организационное управление Главного организационно-аналитического управления. В прокуратурах субъектов Российской Федерации первый экземпляр карточки вместе с обращением, взятым на контроль, передается в подразделение, которому поручено его разрешение, а второй - для контроля старшему помощнику прокурора субъекта Российской Федерации по организационным вопросам и контролю исполнения (начальнику организационно-контрольного управления, отдела).

3.15. В органах прокуратуры Российской Федерации ведется раздельный учет обращений и обращений, взятых на контроль (особый контроль), в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству.

3.16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур (далее - прокуроры субъектов Российской Федерации) передаются обращения:

членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, содержащие просьбу проинформировать членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о результатах рассмотрения;

высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

руководителей судебных и правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов военного управления;

руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих в соответствующем регионе;

в которых обжалуются решения их заместителей, начальников управлений (отделов), старших помощников (помощников) прокуроров субъектов Российской Федерации, непосредственно подчиненных прокурорам субъектов Российской Федерации, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод человека и гражданина ;

других лиц по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками прокуратуры субъекта Российской Федерации, а также депутатами и должностными лицами законодательных (представительных), исполнительных и других органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обращения депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации передаются на рассмотрение прокурору субъекта Российской Федерации или его заместителю.

Прокурорам субъектов Российской Федерации передаются также поручения, связанные с рассмотрением запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные поручения, поступившие из Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4. Разрешение обращений и запросов

4.1. Порядок проверки обращений и запросов, обеспечивающий наиболее объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется руководителями соответствующих прокуратур.

В случае, если член Совета Федерации или депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направил запрос не Генеральному прокурору Российской Федерации, а его заместителю или иному должностному лицу органа прокуратуры, он рассматривается как обращение и разрешается в соответствии с требованиями чч. 2 и 3 ст. 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

4.2. Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.

4.3. Обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам проверяются, как правило, с выездом на место либо за результатами проверок таких обращений устанавливается контроль.

4.4. Для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.

При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

4.5. Парламентские запросы разрешаются непосредственно в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4.6. Поручения нижестоящим прокурорам о проверке изложенных в обращениях доводов даются начальниками подразделений с указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.

4.7. Поручения нижестоящим прокурорам о проверке обращений, взятых на особый контроль, подписываются Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями либо по их поручению - начальниками главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4.8. В случае, если прокурор по объективным причинам не смог своевременно исполнить поручение, перед должностным лицом, давшим это поручение, не позднее, чем за 5 дней до истечения срока, возбуждается ходатайство о его продлении.

4.9. Прокуроры к информации об исполнении соответствующего поручения вышестоящей прокуратуры прилагают проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а в необходимых случаях - надзорные (наблюдательные) производства. Решения в таких случаях принимаются в прокуратуре, направившей поручение.

4.10. При необходимости подчиненным прокурорам могут направляться поручения о проведении дополнительной проверки с указанием, что конкретно и в какой срок должно быть исполнено. Окончательное решение по таким обращениям принимается тем прокурором, который давал поручение.

4.11. При разрешении обращений, рассмотрение которых взято на контроль (особый контроль), составляется мотивированное заключение.

Заключение утверждается в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Главной военной прокуратуре начальником структурного подразделения, в прокуратуре субъекта Российской Федерации - прокурором, заместителем прокурора, в нижестоящей прокуратуре - прокурором.

Если из нижестоящей прокуратуры поступило заключение, в полной мере отражающее существо вопроса и достаточное для разрешения обращения, вторичное заключение не составляется. Об этом рапортом докладывается руководителю подразделения.

4.12. Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенные ранее полно, объективно и неоднократно проверялись и ответы даны в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом органа прокуратуры.

Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, заместителем Главного военного прокурора - в Главной военной прокуратуре, прокурором нижестоящей прокуратуры либо его заместителем. Сообщение об этом до истечения срока рассмотрения обращения направляется автору за подписью исполнителя.

Обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения на основании рапорта исполнителя в порядке, предусмотренном п. 2.14 настоящей Инструкции, с уведомлением об этом заявителя.

Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

4.13. Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения дает право проверяющему его заявление должностному лицу органа прокуратуры прекратить дальнейшую проверку, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Решение о прекращении (продолжении) проверки принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместитель, начальник главного управления (управления); в Главной военной прокуратуре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместитель, начальник управления; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - прокурор и его заместитель, начальник управления (отдела); в нижестоящих прокуратурах - прокурор и его заместитель на основании рапорта исполнителя, который уведомляет об этом заявителя.

4.14. По итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:

"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

"удовлетворено повторное обращение" - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;

"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

"разъяснено" - направлена информация, а также разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;

"принято иное решение" - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;

"направлено" - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

4.15. Заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

4.16. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Письменное решение о предоставлении заявителю либо его представителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в нижестоящих прокуратурах - прокуроры и их заместители.

При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем.

Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя либо его представителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том, с какими материалами заявитель (его представитель) ознакомлен.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в том числе Главной военной прокуратуре, ознакомление с документами и материалами производится работником подразделения, в котором рассматривалось обращение.

В нижестоящих прокуратурах порядок ознакомления определяется организационно-распорядительными документами прокуроров субъектов Российской Федерации.

5. Сроки рассмотрения обращений

5.1. Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

5.2. Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня получения или в иной установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок.

5.3. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (депутатский запрос) разрешается не позднее 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

5.4. Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения.

В случае, если обращение требует проверки, не позднее 7 дней со дня получения обращения о ее проведении сообщается автору в письме за подписью начальника главного управления, управления, начальника отдела (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо лиц, их замещающих, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта Российской Федерации, прокурора нижестоящей прокуратуры.

Если проведение проверки по обращению не требуется, ответ дается в 15-дневный срок, без предварительного уведомления автора.

Такой же порядок рассмотрения обращений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

Ответы депутату, обратившемуся в пользу гражданина, и заявителю направляются одновременно только после доклада по существу руководителю, давшему поручение (кроме уведомлений о продлении срока проверки). Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.

_____________________________

* Порядковый учетный номер указывается с нарастающим итогом в рамках отчетного периода (полугодие, год)