Какие отношения регулируются трудовым законодательством? Трудовое право это Законы, регулирующие отношения с определёнными категориями работников

Одним из конституционных прав является право каждого гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду, что проявляется в выборе рода деятельности и профессии, с соблюдением предусмотренного государством механизма реализации такого выбора (ст. 37 Конституции РФ). Отношения, связанные с реализацией данного права, регулируются отдельной отраслью российского права - трудовым правом.

Согласно ТК РФ трудовым законодательством регулируются как трудовые, так и непосредственно связанные с ними отношения (создание профессионального союза работников, обработка персональных данных работников и пр.). Труд как процесс целенаправленного воздействия на предметы внешнего мира лежит в основе любой человеческой деятельности (производственной, управленческой, культурной, научной и т.п.).

С трудом связаны различные общественные отношения, но не все они относятся к предмету трудового права. Так, к предмету трудового права не относятся отношения, возникающие из договора подряда, хотя они и связаны с выполнением подрядчиком определенной работы. Под действие норм трудового права не подпадает труд садовода, изобретателя, любой творческий труд, если он совершается вне общественной кооперации труда, не подвергается правовой регламентации и не относится к сфере трудового права, хотя по поводу результатов данной деятельности могут возникнуть правовые отношения. Тот же труд, производимый в порядке служебного задания, порождает отношения по его применению в коллективе и становится предметом трудового права.

Перечень общественных отношений, являющихся предметом трудового права, можно выявить с помощью задач, решение которых возложено на нормы трудового законодательства.

Основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:

  • o по организации труда и управлению трудом;
  • o трудоустройству у данного работодателя;
  • o профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • o социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • o участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;
  • o материальной ответственности работодателей и работ-пиков в сфере труда;
  • o государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • o разрешению трудовых споров;
  • o обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий их труда, а также защита прав и интересов работников и работодателей.

Большую роль в регулировании применения норм трудового права на практике играют отраслевые правовые принципы.

Принципы трудового права составляют его основные идеи, призванные закрепить устойчивые связи норм права с другими факторами общественного развития и определить основную направленность правового регулирования в сфере трудовых отношений. К ним относятся:

  • o свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Данный принцип полностью дублирует содержание указанной ранее конституционной нормы, закрепленной в ст. 37 Конституции РФ;
  • o запрещение принудительного труда и какой-либо дискриминации в сфере труда. Дискриминация в сфере труда присутствует повсеместно: женщине на собеседовании обязательно задается вопрос о семейном положении: если она молода и не замужем, то ее могут не принять на работу из-за опасений работодателя се приоритета личной жизни перед трудовой деятельностью; если молода и только что вступила в брак или намеревается это сделать, значит скоро уйдет в декрет; если уже имеет детей, но в возрасте до шести-семи лет, значит часто будет брать больничные для того, чтобы сидеть с ребенком. Мужчине могут отказать в приеме на работу в связи с отсутствием семьи, национальностью, возрастом, по причине несоответствия физических параметров выбранной специальности и пр. Конечно, работодатель никогда не объявит истинную причину отказа;
  • o защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Желающие трудиться граждане, не имеющие возможности реализовать свои профессиональные навыки, вправе обратиться в государственные органы за содействием трудоустройству, выплатой пособия на жизнь и получением новой более востребованной специальности;
  • o обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • o равенство прав и возможностей работников. Этот принцип подразумевает как общее равенство в правах всех работников на территории России (право на достойный размер оплаты труда, на отдых, на защиту трудовых прав), так и равенство в правах работников одной отрасли экономики или одного предприятия (пользоваться имуществом работодателя для выполнения трудовых обязанностей, вступить в профсоюз);
  • o обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплат справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее МРОТ). На момент подготовки настоящего учебника МРОТ составлял 4611 руб. в месяц;
  • o обеспечение права работников и работодателей па объединение своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");
  • o обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • o установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
  • o обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и др.

Законодательный комплекс, содержащий нормы трудового права, весьма объемен и включает в себя нормативные правовые акты всех уровней, существующих в Российской Федерации. Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем до недавнего времени ТК РФ хотя и упоминал "трудовое законодательство" (ст. 5 ТК РФ), но не раскрывал содержания указанной категории.

Основным источником трудового права является ТК РФ, который состоит из общей и особенной части. Этот нормативный акт устанавливает пределы и способы правового регулирования основных институтов трудового права: социального партнерства; трудового договора; приема и увольнения работника; профессиональной подготовки и переподготовки работника; рабочего времени и времени отдыха; оплаты труда; нормирования труда; трудового распорядка и трудовой дисциплины; ответственности за нарушение норм трудового законодательства; материальной ответственности сторон по трудовому договору; охраны труда.

Кроме того, ТК РФ содержит общие положения о действие трудовых норм во времени и пространстве, о применении трудовых норм, об исчислении сроков в трудовом праве, закрепляет основные начала и принципы правового регулирования в трудовом праве, определяет границы трудовых отношений и т.д.

Нормы права, регулирующие трудовые отношения, но не вошедшие в состав ТК РФ, содержатся и в иных федеральных законах: ГК РФ; КоАП РФ; Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральном законе от 21.07.1997 X" 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Федеральном законе от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и др.

Регулирование трудовых отношений осуществляется также посредством нормативных правовых актов:

  • o Указов Президента РФ (Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указ Президента РФ от 30.09.2004 № 1258 "Вопросы денежного довольствия военнослужащих");
  • o постановлений Правительства РФ (постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда");
  • o нормативных актов иных органов исполнительной власти;
  • o законов субъектов РФ;
  • o правовых актов органов местного самоуправления;
  • o международных норм.

Важным источником правового регулирования, согласно ст. 5 ТК РФ, являются локальные нормативные акты организаций, предприятий и учреждений. Это могут быть коллективные договоры, правила внутреннего распорядка, штатные расписания, кодексы профессиональной этики работников и иные документы, при составлении которых администрация работодателя должна исходить из общих начал трудового законодательства и специальных норм, регулирующих трудовые отношения.

Участниками трудовых правоотношений - субъектами трудового права являются работник и работодатель. Работник - лицо, достигшее возраста 16 лет, физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. В случаях, прямо предусмотренных ТК РФ или иными специальными законами, работником может стать лицо, не достигшее 16-летнсго возраста. Определение одного из ключевых понятий в трудовом праве "работник" удачно отражает правовое положение данной категории лиц, которое зависит не от факта подписания трудового договора, а от факта начала работы, выполнения трудовой функции в интересах работодателя.

Работодателем, в соответствии с ТК РФ, может быть физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Таким образом, стороной по трудовом договору, подписанному директором организации, также как и в гражданско-правовом договоре, выступает само юридическое лицо, а не его руководитель. Права и обязанности работодателя в таких трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законодательством и учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Физическое лицо может стать работодателем только при наличии у него гражданской дееспособности в полном объеме.

Существуют основания разделения субъективного состава трудовых правоотношений на два уровня. К первому из них относятся работник и работодатель, а ко второму - работники организаций, профсоюзные и иные органы, представляющие права и интересы работников. Профсоюзы создаются гражданами России с целью защиты их социально-трудовых прав. Эти образования вправе: представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников; содействовать занятости; вести коллективные переговоры, заключать соглашения, коллективные договоры и осуществлять контроль за их выполнением; принимать участие в урегулировании коллективных трудовых споров и др.

Трудовое законодательство помогает решать вопросы, которые возникают между работником и работодателем по поводу трудовых отношений, которые имеются между ними. Есть несколько важных законов и нормативных актов, без которых нельзя обойтись в своей трудовой деятельности.

Главным документом по трудовому праву является Трудовой кодекс. Он регулирует общие основы трудовых отношений, без конкретики и специфики. Например, в одной из его статей сказано, что работодатель обязан оплачивать своему работнику ежегодный отпуск, а размеры и порядок оплаты регулируется другим законом.
Этот закон состоит из 424 статей, которые объединены в 62 главы. Каждая глава кодекса имеет важное значение при решении трудовых вопросов.
Трудовой кодекс важен и для работника, и для работодателя.

Гражданский кодекс

Если речь идёт о гражданско-правовых отношениях, то нормы ТК РФ применять нельзя. Для регулирования таких отношений необходимо ориентироваться на положения Гражданского кодекса, а в частности:

  • На главу 37 «Подряд»;
  • На главу 38 «Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»;
  • На главу 39 «Возмездное оказание услуг»

Конституция РФ

К трудовой деятельности прямое отношение имеет Конституция нашей страны. В п. 2 ст. 7 сказано, что «труд охраняется государством», посредством установления минимального размера оплаты труда.
Также в ст. 37 сказано, что каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать себе профессию и трудовую деятельность по своему усмотрению.
В Конституции говорится о преступности трудовой дискриминации по какому-либо признаку.

Административный кодекс

В ст. 37 Конституции сказано, что каждый гражданин имеет право на получение вознаграждения за свой труд. Если работодатель, который и должен выплачивать вознаграждение (то есть заработную плату и другие выплаты) не соблюдает своих обязанностей, то он подвергается административной ответственности по ст. 5. 27 и 5. 31 КоАП РФ за административное правонарушение.

Уголовный кодекс

В случаях регулярного нарушения трудового законодательства работодателем, то работодатель может быть подвергнут и уголовному наказанию в соответствии со ст. 145. 1 УК РФ.

Налоговый кодекс

Это федеральный закон связан с трудовым законодательством главой 23, в части исчисления и выплат подоходного налога с каждого работника, который работает по трудовому договору.
Положениями этой главы чаще пользуются бухгалтеры, чем работники. Однако последним нужно знать положения ст. 218 НК РФ о предоставлении стандартных налоговых вычетов лицам, имеющим детей.

В Законе РФ от 19. 04. 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" даётся определение занятого и безработного гражданина, подходящей и неподходящей работы.
Этот закон регулирует предоставление гарантий со стороны государства занятым и безработным гражданам нашей страны.

Закон Об охране труда

Федеральный закон от 17. 07. 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" говорит о том, что каждый работник имеет право на труд в приемлемых и безопасных условиях.
Если одна из сторон трудовых отношений нарушает условия по охране труда, то она подвергается гражданской ответственности в соответствии с положениями главы 59 ГК РФ.

Закон О профсоюзах

Профсоюзы и подобные организации начали возрождаться на предприятиях после 2008 года. Но руководствоваться в своей деятельности они по-прежнему должны Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Это закон рассказывает о правах профсоюзных организаций, гарантиях, которые они предоставляют работникам, о защите их прав и ответственности.

Существует такой Федеральный Закон от 07.03.2018 года «О персональных данных». Всего в этом законе 25 статей, и они объединены в 6 глав.
Каждый работодатель, принимая работника на работу, получает доступ к его персональным данным – ФИО, паспортные данные, номера и серии дипломов и другие сведения. Работодатель не имеет права разглашать эти сведения. Об этом должны знать обе стороны трудовых отношений.

Закон О коммерческой тайне

Работодатель имеет право отнести некую информацию, касающуюся деятельности его предприятия к коммерческой тайне. Делать это нужно в соответствии с Федеральным Законом от 24. 07. 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Работник же в свою очередь не имеет права разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну у работодателя, если он имеет к ней доступ, в силу исполнения своих трудовых обязанностей.
Такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности со стороны работодателя. Однако и работодатель должен ознакомить каждого работника с положение о такой тайне.

О переносе выходных дней

Каждый год Правительство нашей страны разрабатывает новое Постановление о переносе выходных дней. В 2015 году действует Постановление Правительства РФ от 27. 08. 2014 года № 860 «О переносе выходных дней».
С этим Постановлением необходимо ознакомиться и работникам, и работодателю, с целью эффективного использования имеющегося рабочего времени.

О средней заработной плате

Каждый работник должен знать, что выплаты по больничному листу, за отпуск и другие выплаты, рассчитываются, исходя из средней заработной платы этого сотрудника.
Но не все знают, как эта средняя величина рассчитывается. Для этого существует Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Этим Постановлением руководствуются бухгалтеры, но и работнику нужно с ним ознакомиться.

О пособиях по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком

Нет таких организаций, где бы не работали женщины. Для расчёта среднего заработка для выплаты пособий женщинам, уходящим в декретный отпуск или уже имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, существует Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100.
Это Положение играет важное значение, как для работника – женщины, так и для работодателя.

Законы, регулирующие отношения с определёнными категориями работников

Кроме вышеперечисленных нормативных актов и законов, существует ещё множество, которые регулируют специфические трудовые отношения. Например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 22. 10. 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации» или Положение «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13. 10. 2008 года № 749.

Об условиях работы

К законам, которые регулируют специфические условия работы можно отнести Закон РФ от 19. 02. 1993 года № 4520 - I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этом законе говорится о спецификации начисления заработной платы тем лицам, которые работают в тяжёлых климатических условиях, с учётом районных коэффициентов и северных надбавок.

О выполняемых трудовых функциях

К законам, которые регулируют выполнение отдельных трудовых функций можно отнести Закон РФ от 11. 03. 1992 года № 2487 - I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Закон РФ от 26. 06. 1992 года № 3131- I "О статусе судей в Российской Федерации".

Региональное законодательство

Власти регионов имеют право выпускать свои нормативные акты, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Например, Закон г. Москвы от 22. 10. 1997 года № 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" с последними изменениями и дополнениями.

Трудовое законодательство включает в себя ряд нормативных актов и законов, регулирующих сферу трудовых отношений между работниками и работодателями. Оно действует на всей территории нашей страны и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Правовое обеспечение трудовых отношений регулируется непосредственно Трудовым кодексом Российской Федерации , а также иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Современное Трудовое законодательство строится на принципах свободы труда (включая право на труд), защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, запрещения принудительного труда, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полной мере выплату заработной платы, обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, и других.

Этот документ обязательны для исполнения всеми работодателями, независимо юридическое или физическое это лицо, от форм собственности организации, которую они представляют. Действие документа распространяется и на иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, лиц без гражданства, организации, созданные или учрежденные ими, либо с их участием.

Однако, государственная инспекция труда (ГИТ) с каждым годом выявляет нарушение норм трудового законодательства, и количество таких «ошибок» не уменьшается. Одной из самых распространенных является та, что допускается при заключении, изменении или прекращении трудового договора. Чаще всего работодатель заключает трудовой договор не в письменной форме, не включает в него условия оплаты труда. Бывает, что прием на работу не оформляется приказом. Или того хуже, вместо трудового договора с работником заключается договор гражданско-правового характера или срочный. ГИТ все эти нарушения фиксирует.

Нарушают наши работодатели трудовое законодательство и в области оплаты труда. Выплата заработной платы в иных организация осуществляется раз в месяц, тогда как статьей 136 ТК РФ установлена выплата работнику заработной платы не реже чем каждые полмесяца. Задерживают ее выплаты или не выплачивают всю сумму, положенную работнику при увольнении.

Касаются нарушения и области режима труда и отдыха. Некоторые работодатели, к примеру, позволяют себе отзывать работника, находящегося в отпуске, без его письменного согласия, или вовсе предоставляют ему отпуск меньшей продолжительности, чем положено по ТК РФ. Все эти нарушения, по-мнению специалистов ГИТ, происходят в результате правовой неграмотности большого числа работодателей, особенно из числа индивидуальных предпринимателей и руководителей малых предприятий. Их правового нигилизма, не желания следовать букве закона. Не снимают гитовцы вины и с самих работников. Большинство из них не умеют отстаивать свои права в спорных вопросах из-за низкого уровня правовой подготовки. Ложится вина и на работу первичных профсоюзных организаций - при нарушениях трудового законодательства они ведут себя крайне пассивно.

В нормах трудового законодательства есть свои исключения из правил. К примеру, документ не распространяется на военнослужащих, членов советов директоров, лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.

Для большинства же работников Трудовое законодательство - основной документ, устанавливающий государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, благоприятные условия труда, защиту прав и интересов работников и работодателей, защиту от безработицы. На основе этого документа происходит правовое регулирование трудовых отношений в сфере организации труда и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, заключения трудовых договоров и соглашений, разрешения трудовых споров, обязательного социального страхования и других областей, где осуществляются взаимоотношения между работником и работодателем.

в СССР отрасль советского социалистического права, регулирующая социалистические трудовые отношения, т. е. отношения, возникающие во всех случаях, когда член социалистического общества, реализуя свое право на труд и выполняя обязанность трудиться, поступает на работу в то или иное предприятие, учреждение или хозяйство (фабрика, завод, колхоз, промысловая артель и т. п.) и обязуется выполнять там определенную трудовую функцию, содействуя осуществлению задач, стоящих перед данным производственным коллективом.

В социалистическом обществе взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Трудовое отношение складывается и проявляет себя не только в процессе производства, но и в процессе распределения общественного продукта (получение работающим доли общественного продукта в качестве оплаты за труд). Будучи урегулировано Т. п., трудовое отношение становится правоотношением. Оно выступает как волевое отношение, содержание которого дано экономическим отношением, как совокупность взаимных прав и обязанностей сторон–самого работника и предприятия, учреждения или хозяйства, где он работает (обязанность выполнять соответствующую работу, соблюдая установленную меру труда; право получать определенное вознаграждение за свой труд и т. п.).

Советское Т. п. является одним из мощных средств, содействующих применению и использованию в интересах всего общества познанных экономических закономерностей общественного развития. В соответствии с требованиями основного экономического закона социализма правовое регулирование труда в СССР идет по линии неуклонного улучшения материально-бытового и культурного благосостояния трудящихся на основе повышения производительности труда, непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.

В первую главную фазу развития советского социалистического государства служебная роль советского Т. п. состояла в содействии строительству и оформлению социалистического базиса, воспитанию новой, социалистической дисциплины труда на предприятиях обобществленного сектора народного хэ-зяйства, подъему производительности труда, улучшению материально-бытовых условий трудящихся.

Одновременно советское Т. п. первой главной фазы развития советского социалистического государства являлось одним из важнейших орудий проведения политики ограничения и вытеснения частно- капиталистических элементов и подготовки условий для полной их ликвидации.

Во второй главной фазе развития советского социалистического государства советское Т. п. содействует дальнейшему укреплению социалистического базиса, росту производительности труда, непрерывному росту и совершенствованию социалистического производства на базе новой техники, обеспечению народного хозяйства новыми кадрами и культурно-техническому подъему трудящихся, широкому развертыванию социалистического соревнования и дальнейшему укреплению социалистической трудовой дисциплины, воспитанию в широких массах трудящихся коммунистического отношения к труду и преодолению пережитков капитализма в сознании людей, последовательному внедрению социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству, дальнейшему облегчению и оздоровлению труда, обеспечению максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся, осуществлению исторической задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.

И. В. Сталин в труде «Экономические проблемы социализма в СССР» указывал на три предварительных условия, осуществление которых необходимо для того, чтобы подготовить действительный переход к коммунизму. Во-первых, необходимо прочно обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства; во-вторых, необходимо путем постепенных переходов поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена; в-третьих, необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь в силу существующего разделения труда к одной какой-либо профессии. Для достижения такого культурного роста нужно сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов, с тем, чтобы члены общества имели достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Далее, для этого необходимо ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества гмели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату рабочих и служащих минимум вдвое, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и особенно путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.

Намеченная директивами XIX съезда партии программа развития нашей страны соответствует требованию основного экономического закона социализма и идет в направлении построения коммунистического общества.

Выполнение пятого пятилетнего плана будет крупным шагом вперед по пути развития от социализма к коммунизму. Советское правовое регулирование труда в наст, время направлено на максимальное содействие выполнению народнохозяйственных и культурных задач этого грандиозного плана.

Решение задач пятого пятилетнего плана требует всемерного укрепления и совершенствования социалистической организации труда, повышения его производительности на основе внедрения новейшей передовой техники, роста технической вооруженности и культурно-технического уровня трудящихся, сознательного отношения к труду и высокой трудовой дисциплины, развертывания массового социалистического соревнования, правильной расстановки и использования кадров по политическим и деловым признакам, неуклонного и последовательного применения социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству.

Принципы социалистической организации труда получили свое правовое выражение и закрепление в Основном Законе Советского государства – в Конституции СССР. Основным принципом социалистической организации труда является принцип: «от каждого по его способности, каждому – по его труду». С этим основным принципом связан ряд других закрепленных в Конституции СССР принципов организация труда: всеобщая обязанность трудиться по способности согласно принципу: «кто не работает, тот не ест, право на труд, право на отдых, право на образование, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

Одним из важнейших принципов советского Т. п., как и всего советского права, является полное и последовательное равенство трудовых прав граждан, независимо от пола, национальности, расы, религиозной принадлежности, строгое запрещение какой бы то ни было дискриминации по указанным и иным признакам. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным матерям, предоставлением женщине отпусков по беременности с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Проводя в жизнь единые принципы правового регулирования труда, Советское государство в то же время учитывает конкретные условия и обстановку, в которых протекает труд граждан, и, в первую очередь, – форму социалистической собственности, с которой связан труд.

В СССР существуют два основных вида социалистических трудовых отношений: 1) отношения рабочих и служащих, возникающие, как правило, в гос. предприятиях и хозяйствах; 2) отношения, возникающие в колхозно-кооперативных предприятиях и хозяйствах, связанные с членством в кооперативной организации. Т. п. СССР, регулируя оба вида трудовых отношений, охватывает своими нормами как труд рабочих и служащих, так и труд колхозников и членов промысловых артелей. Различие двух указанных основных видов социалистических трудовых отношений, обусловленное существованием двух форм социалистической собственности, вызывает и известные различия в их правовом регулировании при общности основных принципов регулирования. Эти различия касаются порядка возникновения и прекращения трудовых правоотношений, порядка нормирования условий труда, вознаграждения за труд, организации материального обеспечения по нетрудоспособности и т. п.

Единством принципов и дифференциацией правового регулирования труда в СССР определяется и система советского Т. п. В общую часть советского Т. п. входят правовые нормы, относящиеся ко всем гражданам и ко всем видам трудовых отношений (напр., нормы, закрепляющие право на труд, нормы, обязывающие блюсти дисциплину труда, и др.); в особенную часть входят нормы, распространяющиеся только на какой-либо отдельный вид трудовых отношений. В соответствии с этим в особенную часть советского Т. п. входят 2 группы правовых норм:

1) нормы, регулирующие труд рабочих и служащих;

2) нормы, регулирующие труд членов производственно-кооперативных артелей (сельскохозяйственных и промысловых). В свою очередь второй раздел особенной части советского Т. п. состоит из: а) норм, регулирующих труд колхозников; б) норм, регулирующих труд членов промыслово-кооперативных артелей.

Нормы, регулирующие труд колхозников, являются одновременно и нормами Т. п., и нормами колхозного права, поскольку колхозные трудовые отношения входят составной частью в отношения колхозного членства. Нормы, регулирующие труд членов колхоза, тесно связаны с другими нормами, определяющими правовое положение членов колхоза (совместное распоряжение колхозной продукцией, распределение доходов, управление делами колхоза и др.).

Активная роль Т. п. СССР в осуществлении принципов социалистической организации труда проявляется в различных направлениях. Т. п. в СССР содействует: разрешению проблемы кадров (организованный набор кадров, подготовка квалифицированных кадров, закрепление их на производстве и правильное использование), должному выполнению трудовых обязанностей, укреплению трудовой дисциплины, развертыванию социалистического соревнования и его высшей формы – стахановского движения, реализации права на труд, последовательному проведению принципа оплаты по труду, непрерывному повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся.

Опыт правового регулирования труда в СССР широко используется странами народной демократии, вступившими на пупь строительства социализма (см. Трудовое право стран народной демократии). В европейских странах народной демократии создается и развивается система социалистического Т. п., построенная на основных принципах, тождественных с принципами советского Т. п. В национализированных предприятиях и хозяйствах Т. п. этих стран, закрепляя за трудящимися ряд правовых гарантий, вместе с тем содействует укреплению трудовой дисциплины, укреплению и развитию новых, социалистических трудовых отношений.

Идеологи буржуазии, особенно правые социалисты, лживо проповедуют, что правовое регулирование труда в капиталистических странах направлено якобы на заботу «надклассового» государства о трудящихся массах, о всемерной охране их интересов. В действительности правовое регулирование труда в современных буржуазных странах направлено на закрепление и усиление капиталистической эксплуатации рабочего класса.

В период империализма и особенно обострения общего кризиса капитализма содержание правового регулирования труда в капиталистических странах отражает действие основного экономического закона современного капитализма. Это выражается в террористическом антирабочем законодательстве, в системе административно-полицейского произвола, в драконовских репрессиях, обрушиваемых на трудящихся монополиями и находящимся в их подчинении капиталистическим государством, в эксплуатации трудящихся масс, угнетении народов колониальных и полуколониальных стран, в развертывании военной экономики, что обеспечивает наибольшие прибыли монополистам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Место и назначение трудового права как одной из определяются кругом общественных отношений, им регулируемых.

Предмет трудового права — отношения работников, возникающие в процессе их непосредственного участия в труде. Содержание и характер этих отношений зависят от типа и формы собственности на и .

Предметом регулирования трудового права могут быть отношения работников колхозов и других кооперативных организаций, однако это касается только тех работников, которые работают там по трудовым договорам.

В настоящее время допускается, в частности, в кооперативах торговли и питания смешанная форма кооперации труда, при которой средства производства могут относиться как к государственной, так и к кооперативной форме собственности.

Кроме трудовых отношений работников с работодателями всех форм собственности, трудовое право регулирует и некоторые другие общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми . Это отношения между трудовыми и профессиональными коллективами по вопросам производственной деятельности, условий труда и быта работников, заключения , трудоустройства граждан по специальности и личным способностям; профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на предприятии; надзора и контроля за охраной труда и соблюдения трудового законодательства, социального страхования, рассмотрения трудовых споров и др.

Методом трудового права является закрепление равенства сторон (контракта) и властных полномочий администрации, указанных в правилах внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, трудовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и некоторые другие, тесно с ними связанные, при равенстве сторон и наличии властных полномочий администрации, установленных правилами внутреннего трудового распорядка.

При определении понятия трудового необходимо иметь в виду три его компонента: характер прав и обязанностей его участников, их правовое положение и основание возникновения — договор. Следовательно, трудовое правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами трудового права, складывающееся между работником и работодателем, в силу которого одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

По общему правилу в качестве субъектов трудового правоотношения выступают, с одной стороны, работники, с другой — предприятия и организации. Трудовые правоотношения могут возникать и непосредственно между физическими лицами.

Трудовая дееспособность граждан возникает с 16 лет (как исключение с 14 лет). С этого момента они могут самостоятельно вступать в трудовые правоотношения. В качестве работодателей могут выступать различные субъекты права.

Объектом трудового правоотношения является выполнение работ по определенной специальности либо квалификации.

Содержание трудового правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей его участников. Так, каждый работник имеет право: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера вознаграждения; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, и оплачиваемые ежегодные отпуска; на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных, установленных законом случаях на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; на судебную защиту своих трудовых прав и др.

К обязанностям работника относятся : добросовестное выполнение трудовых обязанностей; соблюдение трудовой дисциплины; бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации; выполнение установленных норм труда и пр.

Основанием возникновения трудовых правоотношений являются различные юридические факты, предусмотренные нормами трудового права. Наиболее распространенные юридические факты — это трудовые договоры.

Общественные отношения, регулируемые трудовым правом, в некоторых случаях сходны с общественными отношениями, регулируемыми другими отраслями права, в частности, с гражданским, административным и др. Несмотря на это они существенно отличаются от отношений, регулируемых указанными отраслями права. Так, предмет гражданского права составляют имущественные отношения в их стоимостной форме, например, договор аренды; в трудовом праве предметом выступают общественные отношения, составляющие сам процесс труда.

Ответственность в гражданско-правовых договорах носит имущественный характер, в трудовых, как правило, наступает дисциплинарная ответственность.

Защита гражданских прав осуществляется в исковом порядке судом, арбитражным или третейским судом, в исключительных случаях — в административном порядке; защиту трудовых прав работников осуществляют комиссии по трудовым спорам, а в отдельных случаях — суды.

Основные принципы трудового права

В основе принципов правового регулирования трудовых отношений лежат общие начала общественной организации труда. Под принципами трудового права понимаются закрепленные в правовых нормах основополагающие руководящие начала, связанные с применением и организацией труда работников.

Основные принципы трудового права установлены Конституцией РФ. К их числу относится право на труд, реализуемое путем заключения трудового договора или контракта. В соответствии с РФ имеют право на труд, т. е. на получение гарантированной работы, выбор профессии, места и рода деятельности, образования в соответствии со способностями и пр.

Неотделимым от права на труд является принцип права на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера. Это важный стимул повышения трудовой активности граждан в общественном производстве, личной материальной заинтересованности, квалификации и пр.

Принцип права на отдых также считается конституционным. Право на отдых обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 ч, сокращенного рабочего дня для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время, предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. С принципом права на отдых тесно связан принцип охраны здоровья граждан, который наряду с другими мерами обеспечивается не только оказанием медицинской помощи, осуществляемой государственными учреждениями здравоохранения, но и развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии, проведением профилактических мероприятий, мерами по оздоровлению окружающей среды; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Определенное внимание уделяется государством охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью (ограничение подъема и перемещения тяжестей, запрещение работы в ночное время, сокращенный или неполный рабочий день и ряд других).

Важнейшими принципами трудового права является возможность работников на объединение в профессиональные союзы и на участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями. Право работников на участие в управлении предприятиями закреплено в ст. 97 Основ законодательства о труде. Так, работники могут участвовать в управлении предприятиями, учреждениями и организациями через общие собрания (конференции) трудовых коллективов, профессиональные союзы и иные общественные организации, производственные совещания и другие общественные органы, действующие в трудовых коллективах. Им предоставлено право вносить предложения об улучшении работы предприятий и организаций, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

Администрация предприятий и организаций со своей стороны обязана создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении. Должностные лица организаций и предприятий обязаны в установленный срок рассмотреть критические замечания и предложения работников и сообщить им о принятых мерах.

Конституционная обязанность каждого способного к труду гражданина — это принцип соблюдения трудовой дисциплины. Это значит, что все работники должны подчиняться правилам коллективного труда, установленным правовыми нормами различных институтов трудового права. Сущность этого принципа раскрывается в ст. 21 ТК РФ, согласно которой добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации, выполнение установленных норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и выпускаемой продукции составляют обязанности всех работников.

Право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца относится к числу основных принципов трудового права и закреплено в Конституции. Оно гарантируется социальным страхованием работников, пособиями по временной нетрудоспособности, выплатой пенсий и другими формами социального обеспечения. Размеры и условия обеспечения предусматриваются и устанавливаются Законом о государственных пенсиях, Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и иными нормативными актами.

Ряд принципов трудового права, например, принцип социальной справедливости в области труда, равенство граждан перед законом и гарантированность трудовых прав и обязанностей и некоторые другие в настоящем подразделе не освещались, поскольку они выступают межотраслевыми принципами права и рассматриваются в соответствующих разделах данного пособия.

Источники и система трудового права

Под источниками трудового права понимаются нормативные акты компетентных государственных органов, устанавливающие и конкретизирующие обязательные к соблюдению правила поведения.

Совокупность источников трудового права образует законодательство о труде, которое в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений имеет некоторые особенности. Они состоят в сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений — правил, устанавливаемых по согласованию между администрацией предприятий, выборным профсоюзным органом и трудовым коллективом; в существовании норм, регулирующих труд только отдельных групп работников или применяемых только в одной отрасли хозяйства и пр.

К источникам трудового права относятся : законы РФ; подзаконные нормативные акты государственных органов; санкционированные государственные акты кооперативных и общественных организаций. Среди законов, устанавливающих нормы трудового права, выделяется прежде всего основной закон — Конституция, которая является юридической базой всех отраслей права и обладает высшей юридической силой. Конституция содержит ряд принципиальных правовых положений, получивших конкретное выражение в нормах трудового права.

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ и иных актов трудового законодательства РФ и республик, входящих в состав РФ. На территории РФ до принятия соответствующих законодательных актов применялись нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.

К основным источникам трудового права можно отнести законы, регулирующие важнейшие положения организации труда, например закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”. Он устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей; действие названного закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Другие нормативные акты органов государства, выступающие как источники трудового права, считаются подзаконными и издаются в пределах, установленных законом и во исполнение закона. Это постановления правительства, республик.

Источниками трудового права являются также отраслевые нормативные акты, которые издаются министрами, руководителями ведомств в пределах своей компетенции по конкретным вопросам регулирования труда на предприятиях данной отрасли. Министр вправе издавать приказы и инструкции.

В качестве источника трудового права выступают и разрабатываемые в трудовых коллективах нормативные акты, получившие название локальных (местных) правовых актов. Они представляют собой подзаконные акты. Круг вопросов, по которым они издаются, ограничен, а издающие их органы не должны выходить за пределы своей компетенции. Локальные нормы права принимаются, как правило, администрацией предприятий, учреждений и организаций совместно или по согласованию с выборным профсоюзным органом, а отдельные нормативные положения — собранием трудового коллектива.

Локальными нормативными актами устанавливаются: положение о премировании, выплата вознаграждения по итогам работы за год, графики отпусков, продолжительность дополнительных отпусков и др.

Определенная часть вопросов, связанная, в частности, с применением труда работников, разрешается актами органов местной власти. Это время начала и окончания работы предприятий, установление второго выходного, учет и распределение трудовых ресурсов и пр.

Система трудового права представляет собой соответствующее расположение норм трудового права по отдельным институтам и частям. В зависимости от содержания, направленности и характера этих норм трудовое право подразделяется на общую и особенную части. Общая часть включает нормы, определяющие предмет, основные принципы, источники, содержание трудовых и тесно с ними связанных других правоотношений, порядок заключения и содержание коллективных договоров и соглашений.

Особенная часть трудового права значительно больше общей и регулирует определенные группы общественных отношений — нормы, регулирующие трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и ряд других.