История Древнего Рима (кратко)

Римская республика [От семи царей до республиканского правления] Азимов Айзек

Основание Рима

Основание Рима

Реальные подробности возникновения Рима и раннего периода его развития теряются во мраке веков, который, вероятно, уже никому не удастся рассеять.

Однако позже, когда Рим стал величайшим городом в мире, римские историки сочинили множество красивых легенд о том, как он был основан и какие события за этим последовали. Эти истории полностью вымышлены и не имеют исторической ценности. Но они известны всему миру, поэтому я буду пересказывать их, время от времени напоминая, что это всего лишь мифы.

Когда римляне складывали свои легенды, греческая цивилизация давно уже миновала период расцвета, но все еще вызывала всеобщее восхищение своими прошлыми достижениями. Самым крупным событием начального периода греческой истории была Троянская война, и именно с этой войны, по утверждению создателей римских легенд, и начинается история Рима.

Во время Троянской войны греческая армия пересекла Эгейское море и высадилась на северо-западном побережье Малой Азии, где стоял город Троя. После длительной осады греки захватили его и сожгли.

Из горящего города удалось спастись (как гласит легенда) самому храброму из троянских героев, Энею. Вместе со своими товарищами он отплыл от берегов Малой Азии на двадцати судах и отправился на поиски земли, где можно было бы основать новый город, взамен разрушенного греками.

После многочисленных приключений он высадился на северном берегу Африки, где царица Дидона только что построила Карфаген. Дидона влюбилась в красавца Энея, и он уже подумывал о том, чтобы остаться в Африке, жениться на царице и стать правителем Карфагена.

Однако, согласно легенде, боги знали, что Энея ждет другая судьба. Они послали гонца, чтобы он передал ему их веление покинуть Карфаген, и Эней (всегда послушный воле богов) поспешно, даже не предупредив Дидону, отплыл на север. Бедная царица, узнав о бегстве Энея, в отчаянии убила себя.

Эта часть легенды об Энее необычайно романтична, и римлянам, должно быть, очень нравилось, что она связывала Рим с Карфагеном. Через несколько веков после смерти Дидоны два города столкнутся в смертельной схватке, пока, наконец, Карфаген не падет, и история о том, что первая его правительница умерла от любви к предку римлян, будет вполне соответствовать сложившейся ситуации. Римляне станут гордиться, что Карфаген потерпел поражение не только в любви, но и на поле брани.

Однако, даже если бы Эней и Дидона и существовали на самом деле, все равно того, что описано в легенде, случиться не могло. Троянская война приходится на 1200 г. до н. э., а Карфаген был основан почти четыре века спустя. Это все равно как если бы нам предложили поверить, что Колумб по пути в Америку завернул в Англию и влюбился в королеву Викторию!

Однако вернемся к нашей легенде. Эней, покинув Карфаген, пристал к юго-западному берегу Италии, где правил царь по имени Латин, от которого, как полагают, и произошло название области, народа, ее населявшего, и его языка.

Эней женился на дочери Латина (первая его жена погибла в Трое) и после короткой войны с соседними городами утвердился в роли правителя Лация. Сын Энея, Асканий, основал тридцать лет спустя город Альба-Лонга, и его потомки правили в нем как цари.

Но мифическая история на этом не кончается. Последнего царя Альба-Лонги, если верить ей, лишил трона его младший брат. Дочь этого царя родила близнецов, которых узурпатор повелел убить, опасаясь, что, став взрослыми, они заявят свои права на престол. Младенцев положили в корзинку и бросили в Тибр. Узурпатор поступил так, чтобы никто не смог обвинить его в убийстве, ведь царевичи погибнут не от его руки.

Но корзину прибило к берегу в четырнадцати милях от устья реки, у подножия холма, который позже назовут Палатином. Здесь их нашла волчица и выкормила. (Эта часть легенды самая невероятная, но зато и самая известная. Она очень нравилась римлянам более поздних времен, поскольку свидетельствовала о том, что их предки впитали в себя волчью храбрость и мужество, что называется, с молоком матери.)

Некоторое время спустя близнецов нашел пастух, забрал их у волчицы, принес домой и воспитал как своих сыновей, назвав Ромулом и Ремом.

Став взрослыми, братья подняли восстание против царя-узурпатора, лишили его власти и вернули трон законному властителю, своему деду. После этого они решили построить на берегах Тибра свой собственный город. Ромул хотел, чтобы он вырос на Палатинском холме, в том самом месте, где их нашла волчица. Рем же предложил построить город на Авентине, расположенном примерно в полумиле к югу от Палатина.

Братья решили спросить совета у богов. Ночью каждый из них поднялся на избранный им холм и стал ждать знамения, которое принесет рассвет. Как только лучи восходящего солнца осветили небо, Рем заметил шестерых орлов (или коршунов), пролетевших над ним. Когда же солнце поднялось над горизонтом, Ромул увидел двенадцать птиц.

Рем утверждал, что победил он, поскольку его коршуны появились раньше; Ромул же со своей стороны доказывал, что победа принадлежит ему, ибо его птиц было больше. Разгорелась ссора, во время которой Ромул убил Рема и принялся возводить на Палатине стены нового города, где он собирался править и который назвал в свою честь Римом. (Конечно же имя Ромул могло быть придумано и позже, в честь основателя Рима, ибо Ромул означает «маленький Рим».)

Датой основания Рима по традиции считается 753 г. до н. э, и здесь мы ненадолго прервем свой рассказ, чтобы выяснить, как в древности велось летосчисление.

В ту пору не существовало единой системы летосчисления - каждая область имела свою систему. Иногда год назывался по имени правителя - говорили, например, что это случилось в тот год, когда правил Кирений, или - на десятом году царствования Дария.

В конце концов наиболее развитые народы решили принять за точку отсчета какую-нибудь важную дату своей истории. Римляне такой точкой отсчета выбрали год основания Рима. Они говорили, скажем, 205 лет «Ab Urbe Condita», что означает «от основания города». Мы записали бы этот год как 205 г. AUC (а римляне - как CCV auc).

Другие города и народы использовали иные системы летосчисления, что очень сильно затрудняет датировку событий древних времен. Однако, если мы встречаем одно и то же событие, зарегистрированное в двух различных странах в двух различных системах летосчисления, то появляется возможность связать между собой эти системы.

Современный цивилизованный мир ведет отсчет лет от Рождества Христова, и когда мы говорим, к примеру, о 1863 г. н. э., то это означает 1863 г. н. э., или от Рождества Христова.

Примерно в 535 г. н. э. сирийский ученый Дионисий Малый доказал, что Христос родился в 753 г. AUC (или через 753 года после основания Рима). Мы знаем сейчас, что он ошибся по крайней мере на четыре года, ибо Иисус родился, когда царем Иудеи был Ирод, а Ирод умер в 749 г. AUC. Тем не менее, дата Дионисия была принята.

В наше время мы говорим, что Иисус родился в 753 г. AUC и называем этот год 1 г. н. э. Это означает, что Рим был основан за 753 года до Рождества Христова, или в 753 г. до н. э.

Все другие даты до Рождества Христова, включая приведенные в этой книге, записываются аналогичным образом. Очень важно помнить, что даты событий, происшедших до н. э., идут в обратном порядке, поэтому чем меньше число, тем позже произошло событие. Так 752 г. до н. э. идет после 753 г. до н. э., а 200 г. до н. э. был на сто лет позже 300 г. до н. э.

Имея это в виду, вернемся в 753 г. до н. э. и посмотрим, что представлял собой мир, в котором возник Рим.

В тысяче двухстах милях к юго-востоку от него под властью царя Иеровоама II процветало Израильское царство, а еще дальше к югу набирало силы Ассирийское царство, которому вскоре предстояло создать могущественную империю, охватывавшую значительную часть Западной Азии. Египет переживал период упадка государственной власти и менее через столетие ему было суждено оказаться под властью Ассирии.

Греция же только-только возрождалась после тяжелых времен, последовавших за вторжением варваров в 1000 г. до н. э. Олимпийские игры были учреждены (согласно более поздним греческим преданиям) всего за двадцать три года до основания Рима, и Греция только начинала расширять свою территорию и колонизировать побережье Средиземного моря, включая Сицилию и южную Италию.

Ни израильтяне, ни египтяне, ни греки не подозревали о том, что на никому не известном холме в Италии возникло маленькое поселение. Однако ему суждено было стать центром империи, которая далеко превзойдет Ассирию своим могуществом и на много веков подчинит себе эти народы.

Из книги Римская республика [От семи царей до республиканского правления] автора Азимов Айзек

Основание Рима Реальные подробности возникновения Рима и раннего периода его развития теряются во мраке веков, который, вероятно, уже никому не удастся рассеять.Однако позже, когда Рим стал величайшим городом в мире, римские историки сочинили множество красивых легенд

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

3. 3. Основание итальянского Рима в конце XIV века н.э. Как мы уже говорили, в скалигеровской истории хорошо известно «возвращение пап» в итальянский Рим в конце XIV века н.э., около 1380 года н.э., после «Авиньонского плена» якобы во Франции, в городе Авиньоне. Как следует из нашей

Из книги Ромул. Основатель Вечного города автора Эббот Джекоб

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Основание Рима Вернув деду царство, Ромул и Рем отправились строить новый город на берегу Тибра, и с ними ушло много людей, большая часть которых была беглыми рабами, присоединившимися к Ромулу во время мятежа. Места в Альбе-Лонге им не нашлось, и в поисках лучшей жизни они

Из книги Всеобщая мифология. Часть III. Божества?иных?народов автора Балфинч Томас

Глава VI. Основание Рима Возникновение Рима и его древнейшая история недостоверны и темны; но позднейшее время старалось дополнить этот пробел, оно прославило и разукрасило происхождение всемирного города сказанием и поэзией. Основателем Рима считается Ромул,

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЕРВАЯ Население Италии. - Основание Рима и первые века его существования ЗападДревнее сказание передает, что Александр на смертном одре на вопрос, кому он завещает свое царство, отвечал: «Сильнейшему». В самом деле, тотчас после его смерти поднялись

Из книги Капитолийская волчица. Рим до цезарей автора Гаспаров Михаил Леонович

ОСНОВАНИЕ РИМА В средней Италии, в низовьях реки Тибр, была область Лаций. Там жил народ латины. У латинов был город Альба Лонга; по преданию, его основали древние троянцы, бежавшие в Италию после падения Трои. В Альба Лонге были царями два брата: Нумитор и Амулий. Жестокий

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Фридрих возвращается в свое королевство. - Избрание и скорая смерть Целестина IV. - Кардиналы рассеиваются. - Церковь остается без главы. - Союз Рима, Перуджии и Нарни, 1242 г. - Римляне идут на Тиволи. - Фридрих опять идет против Рима. - Основание Флагелл. - Фридрих снова

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Из книги Ромул. Основатель Вечного города автора Эббот Джекоб

Глава 9 Основание Рима Как только возбуждение, сопутствовавшее внезапной революции, в результате которой был свергнут Амулий, немного схлынуло, и были восстановлены порядок и спокойствие, возник вопрос о том, как сформировать новое правительство. Нумитор полагал, что для

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОСНОВАНИЕ РИМА Капитолийская волчица, которая своим молоком кормит Ромула и Рема - легендарных основателей РимаОснование Рима - одно из тех событий, достоверность которых вызывает большие сомнения. Конечно, никто не сомневается в том, что Рим когда-то появился. Вот

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

2. Основание Рима. Ромул. (753 г. до Р. X.).Древнейшая история Рима - о его основании, правлении семи царей, их делах и учреждениях - во многом является легендарной. Старинные предания о первых веках Рима являются смесью достоверных событий с поэтическим вымыслом.Прежде всего

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

88 Заключение в оковы Лициния; перенесение царского двора из Рима и основание Константинополя Когда Бог рассеял всех властителей перед лицом Константина, тот возвеличил Лициния высокими почестями, отдал ему в жены свою неединоутробную сестру и украсил его императорской

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Основание Рима и период монархии Ромул и Рем Знаменитая легенда гласит, что город Рим основали два брата Ромул и Рем, сыновья Реи Сильвии и бога Марса. Доброжелатели пустили детей на плоту по реке Тибр, чтобы спасти от козней их злобного дяди Амулия, приговорившего

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

1.1. Первоначальное основание итальянского Рима в XIV веке Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим был основан Иваном Калитой = ханом Батыем в первой половине XIV века во время великого = «монгольского» завоевания. Поясним нашу мысль.Как мы обнаружили, Иван Калита, они

Ранняя римская история

Возникновение Римского государства

Город Рим был вокруг поселений у брода через реку Тибр , на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-италийскими племенами, латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале. Этруски , ранее поселившиеся к северу от Рима в Этрурии , к концу VII века до н. э. установили политический контроль над регионом.

Легенда о Ромуле и Реме

Волчица вскармливает Ромула и Рема

Древнеримский бог войны Марс и Рея Сильвия Рубенс П. П.

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба Лонга . По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э. , когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема - Сением был основан город Сиена .

Латины и этруски

С середины II тыс. до н. э. в нижнем течении Тибра расселялись латино-сикульские племена, ветвь италиков , пришедших на Апеннинский полуостров из придунайских областей в начале II тыс. до н. э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. После объединения нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н. э. на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость - Рим.

Этруски были древними племенами, населявшими в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область - древняя Этрурия , современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшими развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Римская культура унаследовала многие обычаи и традиции из культуры этрусков. Примерно во II веке до н. э., вследствие ассимиляции со стороны Рима, этрусская цивилизация прекратила своё существование.

Начало Рима

С целью увеличить население Рима на первых стадиях его развития, Ромул предоставил пришельцам права , свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами, для которых он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы , изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме также не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян . Тогда Ромул придумал торжественный праздник - Консуалии , с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин, сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию . Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Царский период

Семь царей

Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул , Нума Помпилий , Тулл Гостилий , Анк Марций , Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Луций Тарквиний Гордый .

Ромул

После похищения римлянами сабинянских женщин вспыхнула война между Римом и сабинянами. Во главе со своим царем Тацием , они отправились на Рим. Однако похищенные женщины сумели помирить обе враждующие стороны, так как уже прижились в Риме. Тогда римляне и сабиняне заключили мир и жили под властью Ромула и Тация. Однако через шесть лет после совместного правления, Таций был убит оскорблёнными гражданами колонии Камерии, куда он совершал поход. Ромул стал царём объединённых народов. Ему приписывается создание сената , состоявшего в то время из 100 «отцов», укрепление Палатина и формирование римской общины (разделение римлян на патрициев и плебеев).

Нума Помпилий

Сервий Туллий

Республиканский Рим

Ранняя Римская Республика (509-265 гг. до н. э.)

Борьба плебеев и патрициев

Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии , патрициев , кроме которых никто не мог заседать в Сенате . Им подчинялись плебеи , являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. Власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие , их браки не признавались законными - эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации. Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.

Свержение монархии не привело к сильным изменениям в политическом устройстве Рима. Место пожизненного царя заняли два избираемых на один год из числа патрициев консулы («впереди идущие»). Они руководили заседаниями сената и народного собрания , контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям , следили за сбором податей, осуществляли судебную власть , во время войны командовали войсками. По истечении срока полномочий они отчитывались перед сенатом и могли быть подвергнуты судебному преследованию. Помощниками консулов по судебным делам были квесторы , к которым позже перешло заведование казной . Народное собрание было высшим государственным органом, оно утверждало законы , объявляло войну, заключало мир, избирало всех должностных лиц (магистратов). Возросла роль сената: ни один закон не мог вступить в силу без его одобрения; он контролировал деятельность магистратов, решал внешнеполитические вопросы, осуществлял надзор над финансами и религиозной жизнью.

Основным содержанием истории раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые монополизировали право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать землю из «общественного поля». Плебеи требовали отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V в. до н. э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский сенат. В 494 до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (первая сецессия), и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая магистратура - народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев (первоначально два) и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов (интерцессия), налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности. В 457 до н. э. число народных трибунов возросло до десяти. В 452 до н. э. плебеи вынудили сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради фиксации (то есть ограничения) полномочий патрицианских магистратов. В 443 до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям , которое было передано новым магистратам - двум цензорам , избиравшимся из числа патрициев раз в пять лет центуриатными комициями сроком на 18 месяцев. В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя реализовали его лишь в 409 до н. э. Реставрировался при условии, что один из них обязательно будет плебеем, но сенат добился передачи судебной власти от консулов преторам , избираемым из патрициев. В 337 до н. э. плебеям стала доступна и должность претора. В 300 до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в жреческие коллегии понтификов и авгуров .

Таким образом, все магистратуры оказались открытыми для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э. Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием , отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту - нобилитет . Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии.

Завоевание Римом Италии

После превращения Рима в республику началась территориальная экспансия римлян. Первоначально их основными противниками на севере были этруски , на северо-востоке - сабины , на востоке - эквы и на юго-востоке - вольски .

В 509-506 до н. э. Рим отразил наступление этрусков, выступивших в поддержку свергнутого Тарквиния Гордого, а в 499-493 до н. э. одержал верх над Арицийской федерацией латинских городов (Первая Латинская война), заключив с ней союз на условиях невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимной военной помощи и равенства при разделе добычи. Это позволило римлянам начать серию войн с сабинами, вольсками, эквами и могущественными южноэтрусскими поселениями.

Укрепление внешнеполитических позиций римлян в Средней Италии было прервано нашествием галлов , которые в 390 до н. э. разгромили римскую армию у реки Аллия, захватили и сожгли Рим; римляне укрылись в Капитолии. Хотя галлы вскоре покинули город, влияние римлян в Лации значительно ослабло; союз с латинами фактически распался, против Рима возобновили войну вольски, этруски и эквы. Однако римлянам удалось отразить натиск соседних племен. После нового галльского вторжения в Лаций в 360 до н. э. возродился римско-латинский союз (358 до н. э.). К середине IV в. до н. э. Рим уже имел полный контроль над Лацием и Южной Этрурией и продолжил экспансию в другие районы Италии . В 343 до н. э. жители кампанского города Капуи , понеся поражение от самнитов , перешли в римское подданство, что вызвало Первую Самнитскую войну (343-341 до н. э.), закончившуюся победой римлян и подчинением Западной Кампании. Рост могущества Рима привел к обострению его отношений с латинами, что спровоцировало Вторую Латинскую войну (340-338 до н. э.), в итоге которой Латинский союз был распущен, часть земель латинов конфискована, с каждой общиной заключен отдельный договор. Жители ряда латинских городов получили римское гражданство ; остальные были уравнены с римлянами только в имущественных, но не в политических правах. В ходе Второй (327-304 до н. э.) и Третьей (298-290 до н. э.) Самнитских войн римляне разгромили Самнитскую федерацию и нанесли поражение её союзникам - этрускам и галлам. Те были вынуждены вступить в неравноправный союз с Римом и уступить ему часть своей территории. Рим укрепил свое влияние в Лукании и Этрурии , установил контроль над Пиценом и Умбрией и овладел Сенонской Галлией, превратившись в гегемона всей Средней Италии. Проникновение Рима в Южную Италию привело в 280 до н. э. к войне с Тарентом , самым могущественным из государств Великой Греции , и его союзником эпирским царем Пирром . В 276-275 до н. э. римляне победили Пирра, что позволило им к 270 до н. э. подчинить Луканию, Бруттий и всю Великую Грецию. Завоевание Римом Италии вплоть до границ с Галлией завершилось в 265 до н. э. взятием Вольсиний в Южной Этрурии. Общины Южной и Средней Италии вошли в Италийский союз во главе с Римом.

Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)

Рим становится мировой державой

Экспансия Рима в другие территории Средиземноморья сделала неизбежным столкновением Римской республики с Карфагеном , ведущей державой Средиземноморья . В результате трёх войн между двумя державами, Рим уничтожил Карфагенское государство и включил его территорию в состав республики. Это позволило ему продолжить экспансию в другие районы Средиземноморья. После завоеваний III-I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море - во внутреннее римское озеро.

Первая Пуническая война

Официальной причиной войны для римлян стала осада и взятие испанского города Сагунта (союзника Рима) карфагенским полководцем Ганнибалом . После этого Рим объявил Карфагену войну. Поначалу карфагенская армия под предводительством Ганнибала одерживала верх над римскими войсками. Самой значимой из побед карфагенян является битва при Каннах , после которой в войну на стороне Карфагена вступила Македония. Однако римляне вскоре смогли перехватить инициативу и перешли в наступление. Последним сражением войны стала битва при Заме , после которой Карфаген запросил мира. По условиям мира Карфаген выплатил 10000 талантов контрибуции, не мог содержать более 10 боевых кораблей и вести боевых действий без разрешения Сената , и отдавал Испанию римлянам.

В результате войны Карфаген потерял все свои владения за пределами Африки. Рим стал сильнейшим государством Запада.

Третья Македонская война

В 171-168 до н. э. римляне разгромили коалицию Македонии, Эпира , Иллирии и Этолийского союза (Третья Македонская война) и уничтожили Македонское царство , создав на его месте четыре самостоятельных округа, плативших им дань; Иллирия также была разделена на три зависимых от Рима округа; Этолийский союз прекратил свое существование.

В результате очередной победы Рима в Третьей Македонской войне, он уже не нуждался в поддержке своих бывших союзников - Пергама , Родоса и Ахейского союза. Римляне отняли у Родоса его владения в Малой Азии и нанесли удар по его торговому могуществу, объявив соседний Делос свободным портом. Рим превратился в гегемона Восточного Средиземноморья.

Третья Пуническая война

В ходе Третьей Пунической войны (149-146 до н. э.) Карфаген был взят римской армией и разрушен до основания. В результате Карфагенское государство прекратило своё существование.

Братья Гракхи

В 133 до н. э. народный трибун Тиберий Семпроний Гракх выдвинул проект земельной реформы, которая должна была ограничивать предел владения ager publicus (общественной землёй) 500 югерами - 125 га. Допускалось также увеличение земельного надела на 250 югеров за каждого сына, но не более чем на двоих сыновей. Остальная земля конфисковывалась и разделялась между безземельными гражданами участками по 30 югеров без права продажи. После упорной борьбы закон был принят, и была создана комиссия по перераспределению земли. Однако вскоре Тиберий был убит. Через несколько лет народным трибуном стал его младший брат Гай, предложивший серию законопроектов. Вскоре, однако, он был вынужден покончить жизнь самоубийством во время начавшихся беспорядков.

Конец II и начало I века до н. э.

Важным вопросом в начале I века до н. э. стала проблема прав италиков - в ходе завоевания Римом Италии завоёванные общины получали различные права, которые, как правило, были ограниченными по сравнению с римскими. В то же время италики служили в римской армии и зачастую использовались в качестве «пушечного мяса». Невозможность получить права, равные правам римских граждан, подтолкнули италиков к Союзнической войне.

Диктатура Суллы

Заседание Римского Сената(Цицерон атакует Катилину)

Гай Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь

Октавиан Август и Марк Антоний

После смерти Цезаря, Октавиан получил в управление Цизальпинскую и большую часть Трансальпийской Галлии. Марк Антоний , видевший себя единственным преемником Цезаря, стал открыто соперничать с ним за будущую власть над Римом. Однако пренебрежительное отношение к Октавиану, многочисленные интриги, попытка отнять Цизальпинскую Галлию у предыдущего прокуратора Брута и набор войска для войны вызвали неприязнь к Антонию среди народа.

Императорский Рим

Статья Римская империя содержит обобщающий материал императорского периода Рима

Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. - 235 г. н. э.)

Правление Августа (31 г до н. э. - 14 г н. э.)

Основой полномочий Октавиана были трибунат и высшая военная власть. В 29 г до н. э. он получил почетное прозвище «Август » («Возвеличенный») и был провозглашен принцепсом (первым лицом) сената; отсюда название новой политической системы - принципат. В 28 году до н. э. римляне разгромили племя мезов и организовали провинцию Мезию . Во Фракии между тем развернулась ожесточенная борьба между сторонниками и противниками римской ориентации которая на несколько лет отложила окончательно завоевание Фракии римлянами. В 24 до н. э. сенат освободил Августа от любых ограничений, накладываемых законом, в 13 до н. э. его решения были приравнены к сенатским постановлениям. В 12 до н. э. он стал великим понтификом, а во 2 до н. э. удостоился звания «отца отечества». Получив в 29 до н. э. цензорские полномочия, Август изгнал из сената республиканцев и сторонников Антония и сократил его состав. Август осуществил военную реформу, завершив длившийся целое столетие процесс создания римской профессиональной армии. Теперь солдаты служили 20-25 лет, получая регулярное жалованье и постоянно находясь в военном лагере без права заводить семью. По выходу в отставку им выдавалось денежное вознаграждение и предоставлялся участок земли. принцип добровольного найма граждан в легионы и провинциалов во вспомогательные соединения, были созданы гвардейские части для охраны Италии, Рима и императора - гвардейцы (преторианцы). Впервые в римской истории были организованы специальные полицейские части - когорты вигилов (стражей) и городские когорты.

Династия Юлиев-Клавдиев

Тиберий

Тиберий Клавдий Нерон (14 - 37 гг н. э.) был вторым римским императором, приемным сыном и преемником Октавиана Августа, основателем династии Юлиев-Клавдиев . Он прославился как успешный полководец, а его репутация как высокомерного и распущенного человека, скорее всего, необоснованна.

Вместе со своим младшим братом Друзом , Тиберий смог расширить границы Римской империи по Дунаю и в Германию (16 - 7 годы до нашей эры, 4 - 9 годы нашей эры).

В целях экономии государственных средств император сократил денежные раздачи и число зрелищ. Тиберий продолжил борьбу с злоупотреблениями провинциальных наместников, полностью ликвидировал откупную систему и перешёл к прямому сбору налогов.

Калигула

Калигула

Калигула (Полное имя Гай Цезарь Август Германик) (37 - 41 гг н. э.) - третий римский император, внучатый племянник Тиберия. Калигула пытался установить неограниченную монархию, ввел пышный придворный церемониал и требовал от подданных называть его «господином» и «богом», повсюду насаждался императорский культ. Им проводилась политика открытого унижения сената и террора против аристократии и всадничества. Опорой Калигулы являлись преторианцы и армия, а также городской плебс, для привлечения симпатий которого он тратил огромные средства на раздачи, зрелища и строительство. Истощенная казна пополнялась за счет конфискаций имущества осужденных. Режим Калигулы вызвал всеобщее недовольство, и в январе 41 он был убит в результате заговора преторианской верхушки.

Клавдий I

Клавдий (41 - 54 гг н. э.) является четвёртым императором, дядей императора Калигулы. После убийства племянника, он был найден солдатом преторианской гвардии, приведён в лагерь и против воли провозглашён императором. Утвердившись во власти, он казнил организаторов убийства Калигулы, отменил многие одиозные законы, амнистировал незаконно осуждённых. С детства имел плохое здоровье и считался слабоумным, хотя некоторые историки утверждают, что это был очень мудрый и нетипично для того времени моральный политик, поэтому был не понят современниками и прозван слабоумным. В правлении Клавдия продолжалась политика романизации и постепенного предоставления гражданских прав покорённому населению, был построен новый водопровод, порт Портус, осуществлено осушение Фусцинского озера.

Нерон

Нерон (54 - 68 гг н. э.) был пятым римским императором, последним из династии Юлиев-Клавдиев. Римский император Нерон прославился и сделал свой вклад в историю как неоднозначный и сложный человек, который с одной стороны знаменит своей жестокостью, паранойей, боязнью заговоров и покушений на себя, а с другой известен как любитель изящных искусств, поэзии, пиров и спортивных игр.

Правление Нерона характеризуется крайней жестокостью. Так, была убита его жена Октавия , которая не смогла подарить ему наследника, были уничтожены сотни патрициев и граждан Римской империи, которые подозревались в заговорах или неодобрении его политики. Неуравновешенность и сложное психическое состояние Нерона подтверждается пожаром, который он устроил в Риме. Чтобы получить незабываемые впечатления и эмоциональный прилив, который был необходим ему как поэту и театральному актёру, Нерон поджёг город и наблюдал за пожаром с холма, делясь впечатлениями с окружавшими его патрициями и придворными. Подтверждением жестокости императора стало расследование причин пожара. Им была выдвинута мысль о причастии

Рим - древний город, с которого началось формирование великого государства. Столица будущей могущественной страны выросла на территории Апеннинского полуострова в нижнем течении реки Тибр. Основание Древнего Рима теряется в истории, оно растянуто во времени.

Истоки римской цивилизации

Римские холмы - Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий, Авентин и Палатин были заселены различными племенами еще с незапамятных времен.
В период раннего железного века здесь существовали отдельные поселения, постепенно они объединялись между собой, в результате чего образовался крупный город-государство с центром в низине между холмами. имеют очень удобное выгодное расположение. Большая река, в устье которой добывали соль; плодородные почвы; на холмах располагались дубовые и лавровые рощи. Эти природные ресурсы благоприятно влияли на развитие земледелия и скотоводства.

Миф о возникновении Рима

Об основании Древнего Рима сложилось немало легенд. Самая известная из них - о братьях-близнецах Ромуле и Реме. Эту версию у римлян принято считать основной, о ней напоминает статуя волчицы - символ Вечного города.
По преданию от весталки и бога войны Марса родились мальчики-близнецы Ромул и Рем. Они были брошены в волны реки Тибр претендентом на трон Амулием по одной версии, по другой же - собственной матерью. Дети выжили, их вскормила своим молоком волчица. Это необычное событие увидел пастух Фаустул и взял младенцев к себе на воспитание. Когда Ромул и Рем выросли, они узнали тайну своего происхождения и решили построить новый город. Между ними разразилась ссора по поводу места основания. В драке Ромул убивает Рема, и возводит город, названный Римом (от итальянского «Рома» — Рим). Дата

Возраст города Рим составляет 2770 лет. Он принадлежит к наиболее древним поселениям в мире и сохранил в себе памятники Античности. Этим он ценен для археологов, историков и любителей старины.

Из статьи станет понятно, почему Рим называют Вечным городом. Для этого следует больше узнать о его истории, укладе и жителях.

Основание города

История Рима связана с племенами итаков, которые проживали на левом берегу реки Тибр. В девятом веке до нашей эры они разместились на холмах Лация. Постепенно представители племен латины и сабины объединились и построили укрепление на холме Капитолий. Так возник Рим. Назван город был в честь правителя Ромула. Легенда о нем гласит, что он спасся со своим братом Ремом и был вскормлен волчицей. Позднее он основал свой город.

Сегодня римские историки называют точную дату основания Рима - 21.04.753 год до нашей эры. Земля принадлежала представителям племен-основателей, которых называли патрициями. Постепенно население Рима увеличилось до ста тысяч человек. Вновь прибывших людей и их потомков называли плебеями. Они были свободными, но не имели собственной земли и не могли заниматься государственными делами.

Периоды Рима

Город существует уже более двух с половиной тысяч лет. За это время он пережил множество периодов. Древние времена принято разделять на следующие этапы:

  • царский - считается со времени основания города, подразумевает правление семи царей;
  • республиканский - город расширился, став столицей нового государства;
  • императорский - начался при Юлии Цезаре, город расширился за счет Марсового поля. Продолжил его расширение Август, который увеличил пространство за счет предместий и разделил город на четырнадцать частей. После пожара, который связывают с императором Нероном, город был полностью перестроен династией Флавиев.

Завершилась история Рима, который связан с античностью, в пятом веке. Он был захвачен вестготами под предводительством Алариха, а позднее разграблен вандалами.

Во времена Средневековья город стал центром папства. Постепенно главным местом стал Ватиканский холм. Наиболее хорошо сохранились те здания, которые использовали для себя христиане. Остальные сооружения разрушались от времени и набегов.

Новое время началось для Рима нападением французов, которые создали республику и выгнали папу. Противостояние продолжалось несколько веков. Город захватывали по очереди французы, неаполитанцы, папы.

Рим завоевал Италию

С момента появления Рима велась борьба с другими племенами, населявшими Апеннинский полуостров. Прежде всего, война велась с этрусками.

К третьему веку до нашей эры государство с центром в Риме завладело всем полуостровом. Итальянские племена вынуждены были подчиниться, они отдали часть своих земель, стали посылать своих детей на службу в римское войско. Не завоеванными оставались северные земли, на которых располагалась греческая колония Тарент. Помочь грекам прибыл Пирр. Сначала он одержал победу, но с большими потерями. В результате римляне одержали победу и устроили в своем городе триумф. По Риму они провели тысячу плененных греков и четырех слонов противника.

К 265 году до нашей эры Рим подчинил себе всю Италию. Далее город расширял свое влияние все дальше и дальше.

Италия завладела Римом

До середины девятнадцатого века на карте не существовало единого итальянского государства. Земли были разделены между независимыми королевствами, империей Габсбургов. В 1861 году началась борьба за объединение.

Итальянские государства боролись с австрийцами и французами за свои земли. Наконец в 1870 году они вошли в Рим. В этом же году город стал столицей Королевства Италии.

Древний Рим - Вечный город, который в 1922 году был захвачен фашистами. Это продолжалось до 1943 года.

Описание древнего города

Во времена основания Рима люди жили в хижинах из тростника, который обмазывался глиной. Каменные дома стали появляться в шестом веке до нашей эры.

Ближе к нашей эре император Октавиан Август создал Форум - новую площадь в городе. Там Черным камнем было отмечено место захоронения Ромула.

Описание города Рим следует начинать с главной святыни - храма Юпитера. Располагался он на Капитолийском холме, был закончен в шестом веке до нашей эры. Через два века римляне построили множество храмов, каменных дорог, мостов, водопроводов, цирков.

В третьем веке до нашей эры в городе появились первые дворцы. В это время римляне начали покорять другие государства, вывозя их ценности. Улицы Рима стали мостить камнем в 174 году до нашей эры. Они всегда были заполнены народом, который ходил пешком. Знатные граждане передвигались по улицам на носилках. Но иногда проезд запрещался из-за слишком узких улиц.

В третьем веке до нашей эры в городе появились многоквартирные дома (инсулы), которые имели несколько этажей. В одной квартире находилась кухня и пара комнат. Люди с малым доходом могли снимать одну квартиру. В этих домах не было водопровода, поэтому воду приходилось брать в фонтанах. Мылись римляне в общественных банях.

Богатые римляне жили в роскошных домах (домусах). На территории дома находилось множество залов, купален, спален. Был там и внутренний двор с садом.

Повседневная жизнь в городе в период империи

Во времена империи численность жителей достигла одного миллиона особ. Город заполнился многими народами, которые проживали в отдельных кварталах. Город состоял из 14 районов.

День римлянина начинался с восходом солнца. В первые часы он проводил за молитвой. Далее бедные жители посещали богатых граждан, чтобы попросить милостыню. Последние работали в судебных учреждениях, в городском совете.

Их рабочий день начинался в три часа (в современном мире это девять часов утра). В шесть часов по римскому времени проходил малый обед, а через два часа - большой обед. После обеда люди занимались своими делами, отдыхая и развлекаясь.

Каждый день жители посещали термы, так называемые бани. Там были не только бассейны с водой, но и библиотеки, места для прогулок. В городе было больше одной тысячи личных бань и одиннадцать общественных.

Римское общество было достаточно военизированным. В государстве действовала всеобщая воинская повинность, которая касалась мужчин возрастом с семнадцати до сорока шести лет. Чтобы получить государственный пост, мужчина был обязан принять участие в десяти военных компаниях.

Отдельной темы достойно любимое развлечение всех жителей Рима - бои гладиаторов, проходившие в Колизеях.

Сохранившиеся достопримечательности

Перед тем как разобрать, почему Рим называют Вечным городом, стоит вспомнить о тех культурных памятниках, которые сохранились до наших дней.

Список главных достопримечательностей периода Античности:

  • Колизей - античный амфитеатр Флавиев;
  • Пантеон - храм, который был сооружен для всех богов;
  • Мавзолей Адриана - строился в качестве места захоронения императора, но позже стал использоваться папами как крепость, а сегодня стал музеем;
  • Императорские форумы - памятники архитектуры не связаны с Форумом, сооружались на протяжении ста пятидесяти лет;
  • Форум - центр древнего города, в котором происходили важнейшие политические, религиозные, экономические события.

Форум был довольно большой территорией, на которой расположены храмы, арки, базилики. При раскопках здесь была обнаружена древняя тюрьма, дом весталок, продовольственные склады и многое другое.

Кто поведал о Риме?

Каждый гражданин Рима знал героев родного города. Идеалом древнего римлянина был образ сурового воина, который довольствовался домотканой одеждой, обычной едой, скромным жильем без прикрас. Предания о таких людях дошли до нас сквозь века.

Многое о Риме известно благодаря Титу Ливию и его труду по истории Рима. Писатель поведал о городе с момента его появления. Интересная информация о героях Рима содержится в поэме Вергилия «Энеида».

Герои этих творений предстают перед современными людьми очень жестокими, при этом великодушными. Они любят свободу, стоят за справедливость и верны своему городу.

Осталось узнать, почему Рим называют Вечным городом.

Кто сказал, что Рим - Вечный?

Впервые Рим был назван вечным городом поэтом Тибуллом Альбием. Он жил в 50-20 годах до нашей эры. В своем произведении (Книга элегий) автор через Аполлона доносит до читателей мысль, что Рим будет могущественным городом. Слова о вечности стали использовать в своих сочинения и выступлениях многие римские ораторы и писатели. Например, император Адриан, путешествуя по другим землям, увидел там руины и понял, что его город вечно будет существовать.

Чтобы понять, почему Рим называют Вечным городом, стоит немного узнать о городе того времени. Тибулл жил во время Октавиана Августа. При этом императоре были реконструированы и восстановлены городские сооружения, утраченные ранее. Император гордо заявлял, что застал город кирпичным, а оставил мраморным.

История подтвердила слова о вечности. Несмотря на войны, всевозможные потрясения, мятежи, город восстанавливался, укрепляя свое могущество.


В основании города Рима лежит убийство. В 753 г. до н. э. Ромул и Рем, стоявшие во главе небольшой группы беглецов и отщепенцев, возвели оборонительные укрепления вокруг деревушки, которой суждено было стать столицей империи, простиравшейся от Шотландии до Сахары и даже далее. Но радость первопоселенцев вскоре была омрачена трагедией. Близнецы повздорили, и Ромул убил своего брата.

Вскоре ему пришлось решать и другие вопросы. У Ромула была лишь горстка преданных людей. Кто же составит население задуманного им города? Ответ оказался прост: все желающие. Ромул провозгласил свой город «убежищем», готовым приютить любых изгнанников и скитальцев, беглых рабов и преступников, готовых поселитьсй в нем. Рим возник как город, населенный исключительно нуждавшимися в убежище - в древнем понимании этого термина (который, впрочем, не сильно отличается от современного). Итак, с мужчинами выход был найден. Но откуда взялись женщины, без которых в новообразованном государстве не было бы ни жен, ни матерей? Здесь Ромул прибег к хитрости. Он пригласил некоторые соседние племена на языческий праздник и во время него дал сигнал своим людям схватить и увести женщин, находившихся среди гостей. Это событие, получившее название «похищение сабинянок», для многих писателей и художников последующих эпох стало образом, в котором соединились насилие, похоть и циничный политический прагматизм.

Сабиняне пошли войной на новый город. Во время битвы новые жены римлян выбежали в середину битвы, чтобы примирить враждующих и показать, что они готовы остаться у римлян. Некоторые сабиняне после этого присоединились к Риму.

Неизвестно, насколько правдивы все эти истории. Первый раз подсчитать дату основания Рима пытались древнеримские историки примерно через 500 лет спустя. Их подсчеты почти не отличаются от современных.

Архаический период в истории древнего Рима

Истории Рима во многом определили его древнейшие традиции. Считается, что Ромул создал Сенат, избрав себе в советники 100 городских старейшин, или патрициев. Затем Сенат захватил остальные шесть холмов: Капитолий, Целий, Авентин, Эсквилин, Виминал, Квиринал и жителей, живущих там, сделав их плебеями. Вот почему Рим называют "Город на семи холмах". Тогда же он представлял лишь поселение, с оградой из частоколов.

Первые цари Рима

  1. Ромул. Основатель Рима, создал Сенат
  2. Нума Помпий. Учредил ряд религиозных культов, приставил к ним жрецов, а также дал римлянам календарь.
  3. Тулл Гостилий. Создал курию – зал для заседаний Сената. Обладал воинственным характером. Уничтожил город Альба–Лонгу. Увеличил население Рима в два раза.
  4. Анк Марций. Перебросил через Тибр первый деревянный мост.
  5. Тарквиний I Древний. Первый из трех этруских царей Рима, при котором город начал процветать. Были построены храмы Юпитера, Юноны и Минервы(Зевса, Геры и Афины соответственно) – трех божественных покровителей города. Правил Тарквиний I в течении 35 лет.
  6. Сервий Туллий. Организовал большое войско. Возвел Сервиеву стену.
  7. Тарквиний Второй Гордый. Последний из Римских царей. Был свергнут в 509 г. из-за непочитания Сената. После него в Риме воцарилась республика

Реформа Сервия Туллия

Провел первую военную реформу, разрешив участвовать в битвах не только тем, кто мог купить лучшие доспехи, но и тем кто мог купить легкое воорушение. В результате произошло не только численное пополнение армии, но и расширился ассортимент войска римлян, что позволило им создать новый военный строй.

Перед войнами мужчины города собирались на Капитолийском холме (позднее – Марсово поле) для разбора в свою манипулу. Старые и опытные воины, как правило мужчины 47–60 лет становились триариями. Жители победней становились принципиями, воинами со средней броней и хорошим вооружением. Воины с худшей броней и средним вооружением назывались гастаты, и как правило, служили для изматывания противника. Воины без брони и с самым плохим вооружением назывались велиты, они сражались как правило отдельно от шахматного порядка. Так сформировался военный строй, служивший до 100 г. до н.э., когда полководец Марий провел реорганизацию армии.

Влияние этрусков

Долгое время Римом правили этруски, достигшие более высокого развития, чем латины. Под их влиянием Рим стал крупным городом, занимающем господствующее положение в долине Тибра. Но постепенно этруски перестали влиять на латинов. Наконец последний этруский царь был изгнан из Рима сенаторами. По традиции считается, что это случилось в 510 – 509 г. до н.э. и Рим стал независимой республикой, но римляне многое унаследовали от своих прежних этруских правителей.

О происхождении этрусков нам известно немногое. Возможно они пришли в Италию из Малой Азии, а затем обосновались в той области Италии, которая называется Этрутией. Их цивилизация, основанная на создании хорошо спланированных и укрепленных городов, в которых правили цари, достигла своего расцвета в период между 800 и 400 гг. до н.э. Этруски пользовались греческим алфавитом; они были умелыми ремесленниками и владели искусством обработки бронзы, железа и драгоценных металлов. Они торговали с Грецией и Ближним Востоком и обладали огромным могуществом и влиянием. В период расцвета своей цивилизации этруски контролировали земли от реки По до Неаполя.

Республика

Республика (лат. respublica, букв. – общественное дело), форма правления, при которой глава государства (консул, диктатор) избирается населением или специальной избирательной коллегией (сенатом). Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (сенату).

Куда исчезли этруски?

Кто из нас не слышал об этрусках? Таинственный народ, уже без малого три тысячелетия приковывающий пристальное внимание как исследователей, так и просто любопытных… Этруски, туски или тиррены, как называли их греки… Минули уже две тысячи лет с момента их исчезновения с исторической арены, но эта загадочная цивилизация продолжает будоражить умы людей. К сожалению, античная письменная традиция сохранила крайне мало сведений об этрусках, и даже то, что осталось, было старательно обработано в римское время официальными писателями и историками. Никаких фрагментов этрусской литературы не осталось, что даёт основание некоторым исследователям вообще сомневаться в её наличии. Специальные сочинения об этрусках, написанные в античное время, например, Веррием Флакком или императором Клавдием, были утрачены после падения Римской империи. И только археологические раскопки в XIX-XX веках позволили заглянуть в историю этого народа. Несмотря на то что об этрусках теперь изданы сотни книг и о них известно несравненно больше, чем о любом другом италийском народе дорийского времени, тайн и загадок остаётся предостаточно. Собственно территория этрусского государства, точнее, объединения государств, – это Центральная Италия: Тоскана, Умбрия, Лаций, а в период наибольшего этрусского могущества их влияние распространялось вплоть до Кампании на юге и Паданы на севере.

Предшественники римлян

Всплеск интереса к культуре и искусству загадочного народа пришёлся на XVIII–XIX века. В это время появились – пусть и несколько наивные по современным меркам – научные работы об этрусках. Начали создаваться коллекции этрусских древностей, которые впоследствии, после смерти их владельцев, разошлись по музеям всего мира, включая Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный Исторический музей. В Италии открылись первые специализированные музеи (вилла Джулия в Риме), археологические музеи в Болонье и Флоренции. В 1853 году граф Гоццадини провёл раскопки в районе Вилланова, неподалёку от Болоньи, и обнаружил гробницы с разнообразной погребальной утварью. То, что сегодня называют “культурой этрусков”, – это результат слияния раннеита–лийской культуры Вилланова, восточной (финикийской) и греческой культур.

До сих пор точно никому не известно, откуда взялись этруски в Северной Италии. И в древности между современниками этрусков об этом не существовало единого мнения. Так Геродот писал: «При царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод (от недорода хлеба). Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал всё более и более усиливаться, oни стали искать избавления, придумывая разные средства… Царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться, а кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и новой родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и построили там города, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя Тирсена, который вывел их за море, тирсенами. Лидийцы же на родине были порабощены персами. Если большинство древних авторов безоговорочно приняли и даже развивали эту версию, то Дионисий Галикарнасский настаивал на местном происхождении этрусков. Он писал: Я не думаю, чтобы тирренцы были выходцами из Лидии. Язык у них и у лидийцев разный: Они поклоняются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы… Таким образом, как мне кажется, правы те, кто утверждает, что этруски – народ коренной, а не пришедший из(за моря; по моему мнению, это вытекает из того факта, что они очень древний народ, который ни своим языком, ни обычаями не похож ни на какие народы. До сих пор учёные не могут прийти к единому мнению о восточном или коренном происхождении этрусков: каждая из гипотез основывается на значительном материале и имеет немало авторитетных сторонников. В ход идут не только привычные археологические методы, но и данные молекулярной биологии. Не вызывает сомнений только одно – многообразие исторических корней этрусков как народа, возможно сложившегося в результате взаимовлияния нескольких этнических групп. Где была их историческая прародина, какими путями проходили они на Апеннинский полуостров, как складывался этот загадочный, ни на кого не похожий народ? Были ли они осколком средиземноморских племён, уцелевших в битвах и пожарах индоевропейского нашествия II тысячелетия до н. э.? На эту тему было и ещё будет написано множество книг, но вряд ли кто–нибудь даст однозначный ответ. У древнейших этрусков жизнь протекала в небольших поселениях, где они занимались кузнечным делом и землепашеством. На плодородной почве всходили богатые хлеба. Постепенно выделились городские центры, вокруг которых возникали земледельческие поселения. В IX веке до н. э. быстро складывалась система политически автономных административных единиц, приблизительно соответствовавших греческому полису. Подобные города сохранились по всей Этрурии и в дальнейшем. На рубеже IX-VIII веков до н. э. греческий мир пришёл в движение. Острая нехватка земли и освоение новых торговых путей вынудили греков вверить свою судьбу кораблям и отправиться за море в поисках счастья. Одним из направлений Великой греческой колонизации стала территория Италии, или Великой Греции, как её тогда называли. В первой половине VIII века до н. э. выходцами из Эвбеи была основана колония Питекусы, а халкидцами – Кумы. В то же время возникли финикийские поселения на Сардинии и на западе Сицилии. К VI веку до н. э. территория Италии была покрыта сетью греческих торговых факторий и городов. Греки и финикийцы стремились получить доступ в первую очередь к металлам Этрурии. Туда хлынул не только поток товаров из наиболее высокоразвитых районов тогдашнего мира, но и ремесленников и торговцев, привлечённых возможностью быстрого обогащения. Всё это, несомненно, развивало экономику этрусских земель. Этруски овладели новыми техническими приёмами (например, изготовление предметов роскоши из золота и слоновой кости), узнали новые культурные растения, научились выращивать виноград и оливы. Греки принесли на территорию Италии передовую культуру, а также алфавит, который с добавлением отдельных финикийских знаков был положен в основу этрусского. Письменность этрусков к настоящему времени дешифрована, но, кроме пышных титулатур и имён правителей, пока не удалось извлечь практически никакой другой информации. По образному выражению датского археолога Аннет Ратье, этрусские надписи напоминают телефонный справочник, скучный и малоинформативный в своей монотонности. Этрусский язык не принадлежал к индоевропейской группе, более того, ему до сих пор не найдено соответствия ни в одном из известных в настоящее время древних языков. Тысячи надписей этрусков можно прочитать и произнести, но невозможно понять, о чём они… Крупнейшие города Этрурии – Тарквинии, Вульчи, Цере – располагались в морской части и имели мощные порты. На побережье, неподалёку от богатого металлами острова Эльба, были основаны города Популония и Ветулония. Во внутренней Этрурии крупнейшими центрами стали Вольсиния, Перузия и Арретий. Города окружались мощными крепостными стенами с воротами и башнями. Их соединяли дороги, позднее расширенные римлянами. Дома в основном были небольшими, выстроенными на фундаменте из вулканического туфа, с сырцовыми или тростниковыми стенами. Первоначально в большинстве городов застройка кварталов велась хаотически, без строгого плана. Впоследствии в них появилась регулярность, в центре возводились общественные здания и храмы. Этруски внесли свой вклад в общемировую архитектуру, в частности придумали атриум - внутренний открытый дворик в центре дома, который потом станет важнейшим элементом греко-римского домостроительства, прообразом испанского и латиноамериканского патио. Римляне ссылались на своих предшественников и в деле создания канализации, а также регулярной планировки городов. По-прежнему основой хозяйства оставалось земледелие. Грек Посидоний свидетельствовал, что этруски “старательно обрабатывают её (землю) и собирают богатый урожай сельскохозяйственной продукции, не только обеспечивающей их существование, но и выступающей источником чрезмерного богатства и роскоши”. Помимо зерновых культур Этрурия славилась винами, садами и огородами. Ведь этруски сооружали грандиозные водоотводные каналы и другие подземные дренажные конструкции. Земля, прежде бывшая страной болот и рассадником малярии, благодаря их трудолюбию превратилась в цветущий сад. Уже при римлянах вся система мелиорации была заброшена, а земли Тосканы вновь стали заболоченной пустыней… Римский историк Тит Ливии оставил сведения о специализации городов Этрурии. Собираясь в поход на Карфаген, Сципион Африканский Младший обратился за помощью к союзникам. “Первыми пообещали по своим возможностям помочь консулу города Этрурии: Цере – дать хлеб и всякое продовольствие для моряков: Популония – железо: Тарквинии – холст на паруса: Волатерры – корабельный лес и хлеб: Арретий – три тысячи щитов и столько же шлемов, копий, галльских дротиков, длинных копий (:всего пятьдесят тысяч предметов, каждого вида оружия поровну), а также поставить топоры, заступы, косы, корзины, ручные мельницы, сколько этого нужно для сорока военных судов; сто двадцать тысяч модиев пшеницы и дорожных денег десятникам и гребцам. Перузия, Клузий и Рузеллы пообещали корабельный сосновый лес и много хлеба. Сосны брали из общественных лесов”. Список указывает, какие области Этрурии занимались земледелием, какие славились своей металлургией или ремесленными изделиями. В Тоскане до сих пор в некоторых местах сохранились огромные терриконы шлаков из этрусских горнов. В 20–х годах XX века их использовали вторично для добычи оставшегося там металла, что, с одной стороны, говорит о гигантских масштабах этрусского производства, а с другой – о низком уровне технологии извлечения металла из руды. Стремительное развитие этрусской экономики во многом объясняется наличием колоссальных запасов металлов и искусством тех, кто его добывал и старательно обрабатывал. Среди этрусских ремесленников больших высот достигли и гончары. Они не создали шедевров, подобных древнегреческой чёрнофигурной керамики, но изготовленные ими вазы буккеро, имитирующие металлическую посуду, до сих пор удивляют чёткостью линий и изощрённостью гравировки. Их производство началось в Цере на рубеже первой-второй четверти VII века до н. э. Спрос на греческую керамику среди этрусского населения был столь велик, что археологами в гробницах Этрурии аттических расписных ваз найдено едва ли не больше, чем в самой Греции. В XVIII веке это даже ввело в заблуждение первых антикваров–этрускологов, решивших, что расписные чёрнофигурные и краснофигурные вазы – изделия местных ремесленников. Под греческим влиянием наладилось производство керамики. Так, Вульчи стал центром производства этрусско–коринфских ваз, очень популярных далеко за пределами Этрурии. Грозной силой служил флот этрусков, охранявший морские рубежи и торговые караваны, со всего Средиземноморья стекавшиеся в этрусские порты. Этот флот наряду с карфагенским хозяйничал в Западном Средиземноморье и наносил ощутимые удары грекам. Так, в 535 году до н. э. греки были изгнаны с Корсики после поражения в морской битве при Алалии с объединёнными силами этрусско-карфагенского флота. Знамениты были и тирренские пираты. В одном из гомеровских гимнов сохранилась легенда о том, как пираты, “мужи тирренские”, некогда захватили в плен самого бога Диониса, разумеется не подозревая о том, какой грозный пленник им достался и на что обрекает их собственная жестокость и жадность:

Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленьи глядели. Вмиг протянулись, за самый высокий цеплялся парус, Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли… Внезапно во льва превратился их пленник…

Лев–Дионис растерзал капитана судна, а всех пиратов превратил в дельфинов. Впрочем, для той эпохи пиратство было обычным явлением, и границы между ним и торговлей весьма условны. Подобное же греческое негативное восприятие этрусского флота может выглядеть как попытка очернить одного из основных соперников на морских просторах. Морское могущество этрусков окончилось в 474 году до н. э. после проигранного сражения под Кумами. Победитель битвы – сиракузский тиран Гиерон перекрыл морские пути в этрусские города Кампании, обрекая последние на поражение в борьбе с местными племенами самнитов. Этрурия никогда не была единым государством. Существовала федерация двенадцати городов, каждый из которых проводил свою собственную политику. Объединяло этрусков только религиозное учение. Раз в год в Вольсинии в святилище Вольтумны сходилось народное собрание федерации, на котором решались основные вопросы межгосударственных отношений и выбирался глава всего этрусского союза. Впрочем, должность эта была скорее номинальной и сводилась лишь к определённому набору культовых действий и церемоний. Каждый город в период восточных влияний управлялся царём (пожизненным, но не наследственным владыкой), позднее – правителем наподобие греческих тиранов. В последние годы Этрурии власть принадлежала магистратам, избираемым из представителей наиболее знатных родов. В этрусских надписях сохранилось множество упоминаний различных должностей, роль которых в государственной иерархии пока не установлена. Федеративные связи между городами были слабыми, интересы отдельного города всегда превалировали над общими, что в конечном счёте и погубило страну. Из записок Тита Ливия известно, что первые три царя, правившие Римом, принадлежали к этрусской династии. Это было знаковым событием, на многие века определившим отношения между Этрурией и Римом, тогда ещё маленьким городком, не мечтавшим о мировом господстве и славе. Согласно этрусским преданиям, вступлению на престол основателя династии Тарквиния предшествовало знамение. «Доезжают они волею случая до Яникула, а там орёл плавно, на распростёртых крыльях спускается к Лукумону [на самом деле это не имя собственное, а по-этрусски - „правитель", „господин"], восседающему с женою на колеснице, и уносит его шапку, чтобы, покружив с громким клёкотом, вновь возложить её на голову, будто исполняя поручение божества... Въехали они в город и, обзаведясь там домом, назвались именем Луция Тарквиния Древнего». Позднее народ «с великим единодушием избрал его на царство». Поразительно, но шестьсот лет спустя орёл также возвестил о воцарении в Риме Октавиана Августа. Согласно сообщению Светония, “…когда он (Октавиан) завтракал в роще на четвёртой миле по кампанской дороге, орёл неожиданно выхватил у него из рук хлеб, взлетел в вышину и вдруг, плавно снизившись, снова отдал ему хлеб”. Не вызывает сомнений, что подобное совпадение знамений было не случайным и обеспечивало легитимность власти Октавиана.

Представители этрусской династии: Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, правившие, согласно Титу Ливию, сорок четыре года, превратили Рим, до того напоминавший скорее группу деревень, в настоящий город, обнесённый мощной оборонительной стеной. При них началось покорение этрусками земель в Лации и Кампании. Именно к этому времени восходит появление символов царской власти, которые будут впоследствии увековечены римлянами, в частности: ликторы, сопровождающие царя–полководца и несущие на плечах фасции (розги и топорик) или трон (курульное кресло). Свержение этрусской династии в Риме, описанное Титом Ливией как месть за поруганную честь римской матроны Лукреции, было, по всей видимости, результатом победы над этрусками объединения городов Лация. Тем не менее имена первых римских консулов свидетельствуют о сохранявшемся влиянии этрусков на политику молодой Римской республики. Начиная с середины VIII века до н. э. в Этрурии наряду с рядовыми погребениями появились роскошные гробницы, заполненные драгоценными приношениями, среди которых преобладали дорогие заморские предметы. Аристократия того времени богатела не только за счёт землевладений, но и благодаря контролю над торговыми путями, а также разработке рудников и развитию металлургии. Всё этрусское общество разделилось надвое: с одной стороны имущественной пропасти были властители городов с многочисленной челядью, а с другой – всё остальное население, своим трудом содержавшее первых. Этрусская культура, какой она видится сейчас, – это культура именно элиты, аристократии, а отнюдь не простых земледельцев. Поэтому Этрурия часто кажется своеобразным элитарным жреческо–аристократическим обществом. Сама картина божественного устройства мира и правила поведения людей были доведены богами до этрусков устами демона Тагеса, который появился из земли во время пахоты неподалёку от Тарквинии. Пропев лукумонам волю богов, Тагес исчез. Интересно, что пахарь Тархон провёл своим плугом борозду несколько глубже положенного, а в словах Тагеса было очень много сказано о природных богатствах и бережном их использовании. Большинство этрусских богов отождествляются с греческими, а позднее – с римскими божествами. Так, во главе пантеона стояли Тиния (Зевс, Юпитер), его жена – Уни (Гера, Юнона), дочь Менрва (Афина, Минерва). Прочие божества тоже были заимствованы у греков. Широкой популярностью под именем Херкле пользовался герой Геракл, который, по некоторым поверьям, был сыном Уни (на медных зеркалах есть изображения, как она кормит его грудью). Подвиги Херкле – распространённый сюжет памятников искусства Этрурии. Привычен был и образ Медузы в виде женской головы с извивающимися вокруг змеями. Римский философ Сенека писал: “В отличие от этрусков… мы думаем, что молния образуется в результате столкновения туч, в то время как они утверждают, что тучи сталкиваются для того, чтобы из них появилась молния. Таким образом, приписывая всему божественное начало, они уверены, что явления имеют смысл не потому, что они случаются, а случаются они потому, что являются носителями смысла”. Этруски верили в существование у человека души, местом нахождения которой служила… печень. О судьбе души человека после завершения земной жизни рассказывается в росписях на стенах погребальных сооружений. Культы отправлялись в храмах, которые почти не сохранились. Тем не менее благодаря описаниям римского архитектора Витрувия известно, что они имели почти квадратную форму, ориентировались по сторонам света и состояли из нескольких помещений (целл), где располагались статуи богов. Храм был окружён портиком с двумя или тремя рядами колонн. При раскопках многих святилищ этрусков были обнаружены различные вотивные приношения, посредством которых люди стремились задобрить богов. Это миниатюрные изображения различных частей человеческого тела, модели построек и многое другое, что чаще всего вылепляли из глины. Бронзовые зеркала служили этрускам не только в качестве бытовой вещи, но и как инструмент для связи с потусторонним миром, поэтому данному на первый взгляд заурядному предмету туалета этрусками придавалось столь большое значение. Не случайно оборотная сторона этрусских зеркал покрыта гравировками с различными изображениями. Этрурия периода расцвета предстаёт страной пиров, удовольствий и развлечений. Разумеется, подобный образ жизни был доступен лишь представителям аристократических родов. На фресках из Тарквиний изображены пирующие мужчины и женщины, которым прислуживают многочисленные слуги, их развлекают флейтисты и танцовщицы. Возмущённые греки устами Посидония осуждали “жирных тирренов”: “Два раза в день этруски садились за богато накрытый стол, уставленный всем, что связано с роскошным образом жизни: они накрывали свои ложа вышитыми покрывалами, выставляли много серебряной посуды, а прислуживало им значительное количество слуг”. Представляется, что греки и римляне не всегда обоснованно упрекали этрусков в разврате, изнеженности и роскоши. Это была своего рода характерная черта эпохи, равно распространённая повсюду: греческие симпосии, в которых участвовало множество греков–мужчин, окружённых музыкантами и гетерами, где вино лилось рекой; гастрономические излишества римлян за столом, ставшие нарицательными благодаря описанию Петрония Статора пира у Тримальхиона; императорские застолья, о которых поведал Светоний… Положение женщины в этрусском обществе было необычайно высоким. В Древней Греции (за исключением острова Крит), а потом до определённого времени и в Риме запертая на своей половине дома – гинекее – женщина была обречена лишь на домашнюю работу и уход за детьми. Ни о каких развлечениях, а уж тем более о встречах с посторонними мужчинами и речи быть не могло. У этрусков всё было совсем наоборот. Росписи гробниц Тарквиний и фигурки на крышках погребальных урн свидетельствуют, что во время пира женщина возлежала на ложе рядом с мужем. Женские погребения были не беднее мужских и хранили множество драгоценностей. Наследование в родах осуществлялось по материнской линии, а все этрусские женщины носили и имя, и фамилию. Роль женщины в сакральной сфере также была значительной. Даже Тарквиний Древний никогда не получил бы власть над Римом, если бы не его умная и связанная с богами жена. А последний царь из этрусской династии из-за женщины потерял трон... Свободное положение “слабого пола” у этрусков вызывало неудовольствие и постоянные нападки греков и римлян. Феопомп ещё в IV веке до н. э. писал: “Говорят, что женщин этруски содержат вместе; что они чрезмерно заботятся о своём теле; что они часто появляются перед мужчинами обнажёнными… Этруски воспитывают всех своих детей, даже не зная, кто их настоящий отец”. Традиционно отрицательное отношение греков к этрускам было перенято и римлянами, чей гнев, впрочем, мог быть обусловлен желанием подобной пропагандой максимально унизить своего некогда грозного противника. Так, Плавт в одной из своих комедий утверждал, что этрусские девушки зарабатывали своё приданое проституцией. Иные римские авторы, например Тит Ливии, напротив, сохранили упоминания о высокой нравственности этрусских женщин и об их общественном авторитете. Среди учёных до сих пор нет единства и по поводу этрусского искусства. Часть специалистов начисто отказывают последнему в оригинальности, называя его лишь жалким подобием греческого. Другие же, напротив, говорят о самобытности этрусского искусства и даже обычно ставят его в один ряд с великим прототипом. Истина лежит между этими двумя крайними точками зрения.

После потери былого могущества к концу V века до н. э. в этрусском обществе произошли необратимые изменения, что нашло отражение в сюжетах росписи в гробницах. Вместо картин прежних беззаботных пиров и развлечений их стены украшали изображениями страшных чудовищ из загробного мира, которые всем своим обликом напоминали о бренности бытия и неизбежности смерти. Перевозчик душ через подземную реку Стикс Харон из греческой мифологии превратился в Этрурии в страшного демона смерти Харуна, прерывавшего жизненную нить людей и увлекавшего с собой души умерших. Наступил общий экономический и политический упадок, идея о неизбежном конце Этрурии буквально витала в воздухе. После изгнания династии Тарквиниев из Рима этот город стал оплотом врагов дряхлеющей Этрурии. Галлы прошли огнём и мечом по всей Северной Италии, а около 387 года до н. э. заняли и Рим. Многие этрусские города Паданы были захвачены кельтами. Преследовавшие этрусков военные неудачи на юге Италии привели к потере богатых городов Кампании. Постоянные усобицы не позволили городам выступить единым фронтом против врагов, что в конечном итоге и привело Этрурию к гибели и полному поглощению Римом. Первый этрусский город Вейи был захвачен римлянами в 396 году до н. э., последний – Пере – в 273 году до н. э. Борьба с Римом не прекращалась ещё без малого триста лет, но силы противников были не равны. На месте этрусских городов основывались римские колонии, а сами этруски вместе со всем населением Италии к 88 году до н. э. добились права римского гражданства и были поглощены многочисленным населением Апеннинского полуострова.

Словно по мановению волшебной палочки на рубеже новой эры этруски не просто сошли с исторической арены, но буквально растворились среди населения Италии; этрусский язык забыт, письменность утрачена. Невольно на ум приходит учение этрусков о Вселенной и, в частности, о судьбе своего народа. Согласно этому учению, их народу предстояло исчезнуть через девять веков, под которыми подразумевались временные отрезки различной продолжительности. В мифологическом представлении этрусков девять веков – это путь от рождения цивилизации до её гибели. Самое поразительное в том, что данное учение довольно точно накладывается на реальную хронологию. Так, первые четыре века – время расцвета этрусской цивилизации длятся с 968 по 568 год до н. э., по сто лет каждый. Следующий же век уже протянулся 123 года и характеризуется потерей влияния Этрурии. Шестой (445-326 гг. до н. э.) и седьмой (326-207 гг. до н. э.) века сопровождались политическими и природными катастрофами. До времени окончательной гибели Этрурии остаётся немногим более двухсот лет, то есть как раз два века… Вот что пишет известный российский специалист Евгений Васильевич Мавлеев о гибели этрусской цивилизации… “скорее всего, это явление культурного, идеологического порядка. По своей структуре этрусская культура была элитарной, она охватывала самый верхний стой общества; с его исчезновением прекращалось действие и воспроизводство культуры, но жизнь не замирала. Так что люди могли лечь спать в одной нсторической эпохе, а проснуться в другой и не удивиться этому, потому что накануне их предупредили. Несмотря на экстравагантность нарисованной картины, тепер мы хорошо понимаем, что именно так могло быть в случае с этрусками. Иная говоря, они ушли в никуда, а жизнь пошла дальше, но уже без них. потому что правила игры изменились, и им в ней не было места. Миром уже правил Рим.” Римский поэт Проперций в конце I века до н. э. выразился короче;

Древние Вейи, в те дни и вы называлися царством. Гордо на форуме там трон золочёный стоял. Ныне поёт среди стен лишь унылая дудка пастушья. Зреют на ваших костях в поле широком хлеба.

Гладиаторы этрусков

Именно этрускам обязаны римляне появлению гладиаторских игр, превратившихся у них со времён империи в любимое зрелище. Кровавые представления возникли из погребальных игр и были особой формой человеческих жертвоприношений, когда у погребального костра в честь воина пленные противники должны были насмерть биться друг с другом. Традиция подобного кровопролития восходит к древним временам. Если на Троянской войне, на похоронах Патрокла Ахилл убивает двенадцать троянских юношей в память о погибшем, то теперь побеждённые должны сами искать свою смерть в поединках друг с другом. На этрусских погребальных урнах изображены сражающиеся галлы и фракийцы, впоследствии не раз вступавшие в последний бой на аренах римских амфитеатров. Настенные росписи VI века до н. э. из Тарквиний запечатлели картину травли дикими животными людей, которые потом точно также будут умирать на потеху римской публике. На стене усыпальницы Авгуров в Тарквиниях сохранилась фреска с драматической сценой: человек по имени Ферсу (вероятно, от его имени произошло слово “персона”, означающее в этрусском и латинском языках “персонаж в маске”) науськивает свою собаку на вооружённого палицей противника, на голову которого наброшен мешок, а рука и ноги опутаны верёвкой. Ужасные традиции сохранялись на протяжении веков: у римлян убитых гладиаторов убирал с арены специально переодетый раб в одежде этрусского бога мёртвых Харуна, а римский термин “ланиста” (то есть “организатор игр”), по мнению ряда исследователей, заимствован из этрусского языка, где он имел второе значение – “палач”.