Госрегистрация индивидуальных предпринимателей. Свидетельство о государственной регистрации ип. Образец свидетельства ИП

Как и любая компания, ИП, заключая договор с контрагентами, должен указать в нём свои реквизиты. Какие именно реквизиты ИП должен указать?

Основные требования к предпринимателям

В качестве ИП в России могут быть зарегистрированы как граждане РФ, так и иностранное лицо и даже лицо без гражданства. Все желающие стать предпринимателем должны отвечать предусмотренным законом требованиям. Предпринимателем, ведущим индивидуальную деятельность, может стать:

  • дееспособный гражданин, достигший 18 лет (или ранее, с 16 лет, получивший полную дееспособность по решению суда, или с 14 лет — с разрешения родителей);
  • имеющий место жительства в РФ, подтверждённое регистрацией;
  • не осуществляющий деятельность, при которой занятие предпринимательством запрещено.

Регистрация ИП

Для регистрации в качестве ИП будущему бизнесмену нужно обратиться в налоговый орган по его месту жительства. Место жительства определяется по отметке в паспорте о регистрации. Если у гражданина нет постоянного места жительства (нет отметки о регистрации в паспорте), то гражданин может обратиться за регистраций по его месту пребывания.

Из основных документов, которые нужно представить в налоговую, это:

  • заявление по форме N Р21001 (требования по заполнению такого заявления указаны в Приказе ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
  • копия паспорта;
  • оплаченная квитанция госпошлины (её размер составляет 800 руб.).

Квитанцию для уплаты пошлины можно заранее подготовить с помощью электронного сервиса на сайте ФНС.

Подтверждением регистрации является лист записи в ЕГРИП.

Основные реквизиты ИП

Физическое лицо, став предпринимателем, в договорах уже выступает в новом статусе. Его основными реквизитами, которые нужно указывать в договорах, являются:

  • Ф.И.О.;
  • ОРГНИП (основной государственный регистрационный номер).

Если предприниматель осуществляет деятельность, требующую получения лицензии, то необходимо указывать и реквизиты этой лицензии.

Реквизиты индивидуального предпринимателя

С начала 2017 года документом, подтверждающим регистрацию физического лица в качестве ИП, стал лист записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В качестве реквизитов листа записи можно указать:

  • дату выдачи;
  • орган, его выдавший.

До этого времени применялся документ строгой отчётности на типографическом бланке — свидетельство. Все раннее выданные свидетельства не утрачивают своё действие.

Поэтому реквизиты свидетельства о государственной регистрации ИП также могут быть указаны в договоре.

Реквизиты свидетельства:

  • номер и серия — можно найти в левом нижнем углу документа. Имеют они следующий вид — серия 12 № 123456789;
  • дата выдачи;
  • орган, его выдавший.

Реквизиты ИП по ИНН

ИНН у предпринимателя не как у юридических лиц. Если этот номер у организации состоит из 10 цифр, то у ИП, как у всех граждан, — из 12. Номер этот присваивается налоговым органом и его невозможно изменить самостоятельно. Не меняется номер и в зависимости от осуществляемых предпринимателем видов деятельности. Если данные в документе могут быть изменены, например при изменении фамилии, то номер не меняется и остаётся прежним.

Проверка ИП по реквизитам

Проверить законность деятельности предпринимателя можно по ИНН. Для этого нужно обратиться в налоговый орган лично или на официальный сайт ФМС.

Для того чтобы получить исчерпывающие сведения о предпринимателе, можно обратиться в налоговую для получения выписки из ЕГРИП. Услуга эта платная. Бесплатно можно получить лишь частичную информацию о бизнесмене. Но и эта информация тоже может быть ценной.

Глава I

  • . Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
  • . Орган, осуществляющий государственную регистрацию
  • . Государственная пошлина за государственную регистрацию

Глава II

  • . Принципы ведения государственных реестров
  • . Содержание государственных реестров
  • . Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
  • . Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
  • . Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Глава III

  • . Сроки и место государственной регистрации
  • . Порядок представления документов при государственной регистрации
  • . Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
  • . Решение о государственной регистрации

Глава IV

  • . Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
  • . Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

Глава V

  • . Уведомление о реорганизации юридического лица
  • . Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • . Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • . Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

Глава VI

  • . Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
  • . Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
  • . Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица

Глава VII

  • . Уведомление о ликвидации юридического лица
  • . Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
  • . Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
  • . Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
  • . Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129 ФЗ, – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    государственная регистрация юридических лиц - Юридический акт признания и подтверждения государством факта возникновения юридического лица, единственное доказательство существования данного юридического лица. Производится путем внесения в государственные реестры сведений о создании,… … Справочник технического переводчика

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - осуществляется в порядке, определяемом законодательными актами (п. 1 ст. 47 ГК). Регистрация юридических лиц субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) …

    Государственная регистрация индивидуального предпринимателя - С 1 января 2004 года осуществляется в налоговых органах по месту жительства физических лиц (Закон № 129 ФЗ от 08.08.2001). В Москве регистрацией ИП занимается ИФНС № 46, в Санкт… … Бухгалтерская энциклопедия

    - (англ. official registration of subjects of small business) в РФ государственная регистрация юридических лиц и государственная регистрация индивидуальных предпринимателей, являющихся … Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - является необходимым условием правомерности занятия гражданином предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с Декретом Президента… … Юридический словарь современного гражданского права

    Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства - (англ. official registration of subjects of small business) в РФ государственная регистрация юридических лиц и государственная регистрация индивидуальных предпринимателей, яв … Большой юридический словарь

    Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - (англ official registration of individual businessmen) в РФ регистрация местной администрацией гражданина, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования … Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ - обязательная процедура регист рации юридических лиц, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, определенных видов имущества (недвижимого имущества, автомобилей, других транспортных средств) отдельных видов сделок. Система… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - (англ official registration of individual businessmen) в РФ регистрация местной администрацией гражданина, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляемая на основании его… … Большой юридический словарь

Правовые нормы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются ФЗ-129. В конце предыдущего года, закон №129 подвергся значительным изменениям. Далее более подробно рассмотрим последние изменения, а также проанализируем их влияние на общество в целом.

Федеральный закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был принят Государственной Думой 13 июля 2001 года и одобрен Советом Российской Федерации 20 июля того же года. Закон №129-ФЗ рассматривает все вопросы, касающиеся регистрации субъектов предпринимательства. Государственная регистрация юридических лиц подразумевает внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр.

Закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит следующую информацию:

  • сущность госреестров и нормы их ведения;
  • пошаговую инструкцию при внесении информации о юрлице и ИП;
  • регистрирование новых юридических лиц;
  • внесение в госреестр информацию, связанную с реорганизацией юрлиц или ИП, сменой собственников или места расположения;
  • удаление всей информации из госреестра о юридическом лице и ИП;
  • причины, которые послужили отказом в регистрации соответствующего лица, а также порядок действий при обжаловании данного решения.

Нововведения в Федеральный закон 129-ФЗ вносились в конце 2016 года, вступили в законную силу с 01 января 2017 года. Основной целью соответствующих изменений является обеспечение Единого государственного реестра юридических лиц, достоверной информацией. В последующем пункте, предоставим краткое содержание закона 129, а также подробно опишем последние изменения, которые были введены в новую редакцию Закона №129-ФЗ.

Последние изменения ФЗ 129 о государственной регистрации юридических лиц

Для регистрации индивидуального предпринимателя, налоговый орган потребует предоставить целый пакет документов:

  • акт, доказывающий госрегистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме P21001;
  • квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины;
  • ксерокопию паспорта с пропиской;
  • акт о переходе на упрощенную систему налогообложения.

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц в конце 2016 года подвергся ряду изменений. Согласно новой редакции Федерального закона 129-ФЗ изменилось общее содержание государственных реестров, функции нотариусов при госрегистрации, а также усилилась программа по проверки достоверности сведений. Законодательство Российской Федерации приняло постановление об усилении административной и уголовной ответственности.

Отдельно стоит отметить ряд статей, которые была изменены или доработаны:

Статья 5 Закона №129-ФЗ

Изменения в Федеральном законе 129, внесенные в 5 статью, коснулись сведений и документов о юрлице, которые содержатся в государственном реестре. А также порядка предоставления документации при регистрировании. Было принято решение расширить круг случаев, когда можно отказать в госрегистрации. Последние изменения в 5 статью вносились 28 декабря 2016 года, а вступили в законную силу 28 июля 2017 г.

Теперь в пункте 1.2 сказано: информация о возбуждении производства по делу о дефолте соответствующего лица и о проводимых в отношении него процедур, применяется в деле о банкротстве.

Пункт 4.2. Информация, которая заносится в регистрирующий орган, осуществляется на основании сведений, поступивших из Арбитражного суда и предоставляемых сведений от оператора Единого федерального реестра.

Статья 9

В ст 9 Федерального закона 129-ФЗ в предыдущем году корректировки не вносились. Последние изменения были введены в 2015 г. и коснулись:

  • пункта 1 . Они были связаны с заявителями, которые имеют право быть участниками общества, исполнять завещания, при внесении изменений в ГРЮЛ;
  • пункта 4. Была ужесточена проверка достоверности информации, предоставляемая в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • пункта 6. Заинтересованный гражданин имеет полномочия направить в соответствующее учреждение письменное возражение относительно предстоящей госрегистрации.

Статья 11

Последние изменения в ст 11 Федерального закона №129 вносились 30 марта 2015 г. Теперь в пункте 3 , при предоставлении документации в регистрирующую службу нотариусом, направляются регистрационным органом в строго установленный срок. Нотариус выдает заявителю бумаги, на основании удостоверения равнозначности на электроном или бумажном носителе.

Пункт 5 ст 11 ФЗ-129 обязывает вносить в документ запись о недостоверности информации.

Статья 12

Корректировки касаемо ст 12 были внесены в конце декабря 2015 года. В законе был отрегулирован процесс подтверждения заявления. Сейчас юридическое лицо должно руководствоваться соответствующим уставом, утвержденным его учредителем или учредительским договором. А также документация должна подаваться в двух экземплярах.

Статья 17

Внесенные нововведения в 2016 г. связаны с увеличением статутного капитала общества, данное решение принимается на основании общего собрания общества или решения единого участника сообщества.

Пункт 2 гласит: если юрлицу или индивидуальному предпринимателю надо внести изменения, касающиеся перехода доли или части дома, следует предоставить судебный акт, полученный в Третейском или Арбитражном суде.

Статья 21

В конце 2016 г. (28.12.2016) много изменений претерпела 21 статья Федерального закона №129-ФЗ. Согласно новым внедрениям в 4 пункте, заявление обязательно должно быть мотивированным и составляется по специальной форме, утвержденной Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Срок подачи - не позднее 3 месяцев со дня опубликования решения. Юридическое лицо исключается из службы по решению регистрирующего органа. А также постановление о предстоящем исключении не принимается при наличии сведений, предусмотренных 5 статьей.

По новой редакции закона, порядок исключения юрлица из Единого государственного реестра применяется, если:

  • у юридического лица недостаточно средств на расходы, требуемые для его ликвидации;
  • была внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности информации.

Статья 22

В новой редакции закона, служба регистрирования не исключает недействующее юрлицо из ЕГРЮЛ, предусмотренных в пункте 1 статьи 5.

Статья 23

В обновленном законодательстве получение настоящего Федерального закона следует только от органа регистрации прав, а не от органа исполнительной власти, осуществляющие функции по госрегистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.

Скачать

ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» включает в себя 9 глав:

  • I глава - Общие положения закона;
  • II глава - Государственные реестры;
  • III глава - Порядок госрегистрации;
  • IV глава - Госрегистрации юридических лиц при их создании;
  • V глава - Госрегистрация юрлиц путем реорганизации и внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • VI глава - Госрегистрация изменений, вносящихся в учредительские документы;
  • VII глава - Госрегистрация в связи с ликвидацией или исключением лица из Единого государственного реестра;
  • VII.1 глава - Госрегистрация индивидуальных предпринимателей;
  • VIII глава - Отказ в государственной регистрации и ответственность за нарушение порядка;
  • VIII.1 глава - Порядок обжалования решения;
  • IX глава - Переходные и заключительные решения закона.

Всего закон №129-ФЗ содержит 27 статей. Скачать закон №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» можно .

В настоящее время федеральное законодательства о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативно правовых актов РФ. Субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией.

Государственная регистрация - первый и обязательный шаг будущего предпринимателя, который требует оплаты государственной пошлины в размере 400 рублей.

Единственным регистрирующими органами индивидуальных предпринимателей являются налоговые инспекции.

В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в цели государственной регистраций индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Например, что считать местом жительства: имеющуюся у гражданина на праве собственности квартиру в городе, которой он не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, ил дом в сельской местности, где он фактически проживает постоянно? На практике окажется, что факт постоянного проживания в сельской местности не будет иметь юридического значения, причем даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в этом доме по месту проживания.

Надо помнить, что место жительства гражданина, по которому он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. определенное жилое помещение (дом, квартира, служебное помещение, комната в общежитии или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться места где непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан и размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

В то же время эти нормы ГК РФ следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права других проживающих в данном помещении лиц, а также соседей. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, чей труд связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью - сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством, консалтингом и др.

Обратим внимания, что закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет, осуществляется предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

В регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляется:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (по форме № Р21001). Регистрирующий орган обязан бесплатно предоставить формы заявления.

копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для граждан Российской Федерации;

копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, для иностранных граждан;

копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для лиц без гражданства;

копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством России или международным договором Российский Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, - для иностранных граждан или лиц без гражданства;

подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном порядке адрес места жительства физического лица в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

для несовершеннолетних граждан - нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителе или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копи свидетельства о заключении брака таким лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении такого лица полностью дееспособным;

документ об оплате государственной пошлины.

Заявление и другие документы, необходимые для государственной регистрации не могут быть оформлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, для этого он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить документы лично, либо по почте).

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Представление физическим лицом заявления без нотариального удостоверенной подписи заявителя фактически означает непредставление необходимых для государственной регистрации документов и может повлечь отказ в регистрации индивидуального предпринимателя.

При поступлении в регистрирующие (налоговые) органы документы для государственной регистрации осуществляется проверка правильности заполнения платежных документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины.

Заполнение полей платежного документа иными показателями (в частности, не правильное указание кода бюджетной классификаций) является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации связи с непредставлением документа, свидетельствующего об уплате государственной пошлины.

Возможны два способа предоставления документов - непосредственно заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

После получения документов регистрирующий орган обязан выдавать на руки или направить по почте заявителю расписку в получении документов.

Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка, а получение документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Датой представления документов для государственной регистрации считается день их получения надлежащим регистрирующим органом. Под получением регистрирующим органом документов следует понимать поступление в этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании ч.1 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, тогда должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например по ст. 169, 293 УК РФ.

После принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61001;

свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме № Р60004;

свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р65001;

свидетельство о внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе записи, зарегистрированном од 01 января 2004 года, по форме № Р67001.

Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).

По запросу физического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Размер пошлины по повторную выдачу свидетельства о государственной регистраций физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистраций юридического лица составляет 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, т.е. 80 рублей для физического лица.

В ст. 23 Федерального закона «О государственной регистраций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ о государственной регистраций исчерпывающе определены случай отказа в государственной регистрации:

не представление предусмотренных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов. В каждом случае государственная регистрации в регистрирующий орган должны быть представлены все без исключения документы, определенное для соответствующего случая и перечисленные в указанных статьях. Нужно обратить внимание еще на два обстоятельства: во-первых, документы должны быть представлены только одним из способов (по почте заказным письмом или лично); во-вторых, они должны быть надлежаще оформлены в соответствии с требованиями Закона;

представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, т.е. не по месту жительства заявителя. Если документов представлены в такой орган, он не обязан пересылать их в надлежащий регистрирующий орган;

случае, когда не допускается регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

не истек год со дня принятия арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанное с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельности;

не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено право заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе от государственной регистрации принимается в течение того же срока, который отведен для принятия решения о государственной регистраций (не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган) оно должно быть мотивированным, с обязательной ссылкой на конкретные нарушения из числа названных выше.

Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке (в Арбитражном суде). Административный порядок обжалования (в вышестоящий орган) законом не предусмотрено.

С 1 января 2004 г. зарегистрированный предприниматель не обязан совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет, - эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п.10 ст.83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре, в порядке установленном Правительством РФ (п.3 ст.83 НК РФ). Территориальные органы ФНС России обязаны осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений о его государственной регистрации.

Документом, подтверждающим факт постановки предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство о постановки на учет в налоговом органе. Обязанность выдать предпринимателю такое свидетельство возложена на тот налоговый орган, который осуществил постановку индивидуального предпринимателя на налоговый учет (т.е. налоговый оран по месту жительства).

Регистрация в качестве страхователя:

Помимо регистрации в качестве налогоплательщика необходима регистрация индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Индивидуальный предприниматель более не обязан самостоятельно совершать действия, необходимые для его регистрации в качестве страхователя. Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации и (или) внесения изменении в государственный реестр представляет сведения об индивидуальном предпринимателе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Указанные сведения представляются в виде выписки из государственного реестра.

Органы соответствующих внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя.

Сведения о дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, его регистрирующий номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, либо сведения о дате снятия индивидуального предпринимателя с учета в качестве страхователя представляются органами государственных внебюджетных фондов не позднее 5 дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя.

Основные правила регистрации страхователей в органы внебюджетных фондов (страховщиков) определяются в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации», от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и с Законом РФ от 28 июля 1991 г. «О медицинском страховании граждан в российской Федерации». Не позднее 5 дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны предоставить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (п.4 ст.5 Закона о госрегистрации). Эти сведения отражаются в государственном реестре.

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам осуществляют территориальные органы Госкомстата России в недельный срок после получения от регистрирующего органа сведений.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» открытие кредитным организациям банковских счетов индивидуального предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В настоящее время представление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.

Чтобы открыть в банке расчетный счет, индивидуальному предпринимателю необходимо представить в банк, помимо свидетельства о постановке на учет в налоговый органе, также и иные документы. Перечень всех документов, необходимых для открытия расчетного счета, законодательно не определен и устанавливается банком самостоятельно. Обычно банки требуют представления, во-первых, заявление на открытие счета в банке. Бланк заявления можно получить в банке (форма разрабатывается каждым банком самостоятельно). Во-вторых, два экземпляра карточки с образцами подписей, а также оттиском печати (если имеется). В-третьих, нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации. В-четвертых, копию свидетельство постановке на учет в налоговом органе. И, наконец, в-пятых, копию справки из Госкомстата.

Банк не вправе отказывать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ем разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ в обязанность налогоплательщика входит информирование в 10-дневный срок налоговых органов по месту учета об открытии ил закрытии счета в банке. Нарушение данного срока в соответствии с п.1 ст.118 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуального предпринимателя банки обязаны представить сведения об указанных счетах в орган, осуществляющий государственную регистрацию данного предпринимателя. Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя в обязательном порядке включается в государственный реестр.

Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств со вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения информационного письма налогового органа, в котором налоговый орган сообщает о получении извещения кредитной организации об открытии счета. Операции по банковскому счету осуществляется на основании договора банковского счета.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.