Федеральный закон о самоуправлении 131. Вопросы местного самоуправления

В Российской Федерации люди не только имеют право на местное самоуправление, но это и основа конституционного строя. Чтобы подтвердить такой постулат в законодательство РФ включили Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, которым переводится теоретическая преамбула главного закона страны в практическое русло, чтобы все гарантии, которые он дает можно было воплотить.

ФЗ 131 об общих принципах организации местного самоуправления РФ

Данный российский закон в силе уже ни один год — Дума приняла его в 2003 г. (сентябрь), а действовать он стал двумя неделями позже (октябрь).

Значения органов местного самоуправления

Данный нормативный акт указывает — орган (-ы) местного самоуправления являются обязательным условием, так как благодаря им происходит реализация законных интересов людей. Его отдельное положение (статья 34) гласит, что структура самоуправления, в соответствии с данным ФЗ, должна включать следующие органы:

  1. Представительный, причем его глава такого может быть только выборным.
  2. Местную администрацию.

Также обязателен контрольно-счетный орган, возможно наличие других органов, если это предусмотрено муниципальным уставом.

Краткая характеристика

Этот документ указал, что могут быть следующие виды образований:

  1. Поселение.
  2. Городской округ.
  3. Муниципальный район.

Все типы образований имеют различное полномочие. Четко прописано как должна делиться территория между любыми образованиями, то есть порядок установления, изменения границ. Также точно описан вопрос их преобразования.

Краткая характеристика ФЗ будет неполной, если не указать, что каждый муниципальный орган наделен правом выполнять регулирования межбуджетных отношений. А государственный аппарат передал на места некоторые рычаги влияния на самоуправление, как того требует конституционный принцип.

Настоящий акт устанавливает межмуниципальные отношения, для обеспечения полноценных хозяйственных контактов, например, своевременного обеспечения нужными лекарствами частей какого-либо района, районов, подобные взаимоотношения эффективно построены в Вологодской области, об чем свидетельствует не один отзыв.

Действующая редакция 131 ФЗ с последними изменениями

На сегодня действующая редакция ФЗ от 2 июня 2016 г., но в начале июня этого же года будет вступать в силу свежая версия с последними изменениями, это стало известно, когда Госдума приняла № 197-ФЗ о внесении изменений в ст. 26.3 № 131-ФЗ. Что произошло в конце июня 2016 г., но, чтобы данный акт числился в новой редакции, версии с вступившими в силу изменениями нужно подождать 10 дней с момента, когда был опубликован № 197-ФЗ. То есть этот срок закончится 2 июля.

Хотя ФЗ 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, но его текст уделяет много места людям, которым доведется принимать решения на местах, то есть тем, кто будет представлять власть в образованиях. И уже давно ясно, что они часто могут выполнять неправомерные действия. Чтобы снизить их количество, данный правовой акт пополнился рядом новшеств в основные положения цель, которых закрыть многие скользкие вопросы в законодательстве.

Например, чтобы снизить вероятность выбора, принятия на работу городского, сельского головы человека со смутной биографией, данный ФЗ предусматривает, что желающий не может быть кандидатом на такую должность, если его собственные выборные права ограниченны.

Также уточняется, что условиями для принятия на любую должность может быть наличие специальных знаний, навыков, но это не касается депутата. Также последние новшества указали, как надо проводить профилактику различных незаконных деяний на местах, уточнили, что такое депутатский запрос.

Проблемы

Поскольку сила этого ФЗ уже давно распространяется на правовые взаимоотношения в сфере, то благодаря тому, что общественное мнение не было равнодушным, а также законодателям, которыми верно делался анализ ситуации, Российская Федерация имеет современный, эффективный закон, с его помощью регулируются не только основные вопросы, но и социальная помощь, другие проблемы, которые имеет территориальное управление, например, безопасность — об этом свидетельствует даже Википедия.

Полномочия главы сельского поселения

У каждого главы сельского поселения следующие полномочия:

  1. Он утверждает все планы села, деревни, например, социально-экономического развития, бюджеты, которые образование предназначило для этого.
  2. Его распоряжение позволяет формировать различные фонды, определять их целевое назначение. Например, такую процедуру должны проходить все соц. программы.
  3. Определяет льготы, назначает руководителей на все предприятия, которое имеет муниципальное образование.
  4. Утверждает планы застройки, устав поселения.

Также есть еще ряд полномочий важного значения, в законе о МСУ они перечислены в ст. 17, каждый отдельный пункт которой является полномочием, об этом свидетельствует комментарий к данному положению.

131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления 2016

Действующий ФЗ 131 об общих принципах организации местного самоуправления в РФ с имеющимися дополнениями регулирует всевозможные отношения в сфере, на основе Конституции, также фундаментом является Гражданский кодекс, часто пересекается с АПК, иногда с УК. Поскольку закон востребованный, то новости о поправках достаточно частое явление, с октября 2003 г. их внесение, принятие происходит несколько раз в год, об этом свидетельствует любой профильный сайт, например, Консультант Плюс.

Скачать текст закона можно

Основные положения изменений, цель

Любые положения изменений обеспечивают эффективную форму управления, которую требует внутригородской округ, деревня и тд. То есть главная цель новшеств донести людям, которые находятся на службе образования, что и как надо делать. поэтому законодателям вносить изменения, чтобы каждый исполнительный орган работал с пользой приходится часто.

Гарантии, социальная помощь

Этот акт гарант того, что люди будут иметь самоуправление на местах, а планы о социальной помощи, льготах волен принимать каждый местный орган управления, как и составлять свои планы в этой сфере, то есть объем помощи не регламентируется. Так как этот ФЗ о местном самоуправлении и не предусматривает, что сельсовет — это гуманитарная организация.

Примечание

Надо учитывать, что такой же номер носит даже не закон, а востребованная статья из ФЗ о несостоятельности (банкротстве), где указывается определение, какое имущество могут изымать. Поэтому при поиске нужно быть внимательным. Если есть необходимость, то этот акт можно скачать бесплатно на нашем сайте, причем новый его образец.

Местное самоуправление – это способ взаимодействия народа с избранной властью. Для определения полномочий, прав и обязанностей местного самоуправления, был создан Федеральный закон № 131-ФЗ, который регламентирует все названные функции. В данной статье вы найдете основной обзор закона, подробную аналитику изменений произошедших за последнее время и сможете скачать актуальный текст закона с последними изменениями.

При помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на участие в управлении государством. Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ). Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи Закона 131-ФЗ были изложены во множестве различных редакций. В данной статье вы найдете обзор структуры закона с кратким содержанием глав, обзор изменений произошедших за 2017 год и сможете самую актуальную версию Закона о самоуправлении 131-ФЗ с последними корректировками.

Обзор структуры закона о местном самоуправлении

Действующая редакция Закона о местном самоуправлении в РФ 131-ФЗ состоит из 12 глав и 86 статей. Каждая глава раскрывает определенную тему, касающуюся местного самоуправления в РФ:

  • Глава 1 «Общие положения», включает в себя статьи с 1 по 9. В главе раскрывается термин «местное самоуправление», другие понятия и термины, использующихся в законе. Помимо этого, в главе закреплены полномочия органов местного самоуправления, принципы сотрудничества между органами самоуправления различных муниципальных образований, правовая основа местного самоуправления, правовой статус нормативных актов, создаваемых органами местного самоуправления и информация касающаяся официальной символики муниципальных образований, а также право граждан РФ на осуществления самоуправления на местах.
  • Глава 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 10 по 13, учитывая статьи 13.1 и 13.2. Глава содержит основные принципы, по которым происходит организация местного самоуправления: границы территорий, территории и их изменение, преобразование муниципальных образований. Еще в главе закреплены принципы упразднения поселений и создания на межселенных территориях новых муниципальных образований.
  • Глава 3 «Вопросы местного значения», включает в себя статьи с 14 по 18, учитывая статьи 14.1, 15.1, 16.1, 16.2, 17.1, 18.1. Глава содержит информацию, касающуюся компетенции органов самоуправления на определенной территориальной единице: село, муниципальный район, округ города, район внутри города. В главу включены правила муниципального контроля, принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, анализ и оценка их деятельности с точки зрения эффективности.
  • Глава 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», включает в себя статьи с 19 по 21. В главе указан порядок наделения государственными полномочиями, их реализации и контроля за исполнением таких полномочий, проводящегося государством.
  • Глава 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления», включает в себя статьи с 22 по 33, учитывая статью 25.1. В главе определены принципы осуществления референдума на местах, муниципальных выборов, проведения голосования, для отзыва должностных лиц местного самоуправления, избранных депутатов, изменения границ и преобразования муниципального образования. Закреплены правила по сходу граждан, осуществления ими правотворческой инициативы, организации публичных слушаний, конференций и собраний граждан, их опроса, взаимодействия с органами местного самоуправления и других форм участия населения.
  • Глава 6 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления», включает в себя статьи с 34 по 42. Глава содержит основные принципы деятельности и компетенции различных органов местного самоуправления (фракции, местная администрация и т.д.) и должностных лиц местного самоуправления.
  • Глава 7 «Муниципальные правовые акты», включает в себя статьи с 43 по 48, учитывая статью 43.1. Глава содержит информацию о систематизации муниципальных правовых актов, регистрации данных актов в реестре, о подготовке, вступлении и отмене муниципальных правовых актов.
  • Глава 8 «Экономическая основа местного самоуправления», включает в себя статьи с 49 по 65, учитывая статью 63.1. Статьи 57-59, 62 утратили силу. Данная глава содержит информацию относительно муниципального имущества, местных бюджетов, закупок для муниципальных нужд, выравнивания бюджетной обеспеченности, предоставления финансовой помощи.
  • Глава 9 «Межмуниципальное сотрудничество», включает в себя статьи с 66 по 69. Глава содержит информацию о различных формах межмуниципального сотрудничества и осуществляющих его, организациях.
  • Глава 10 «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью», включает в себя статьи с 70 по 78, учитывая статью 74.1. Главой закреплена ответственность органов местного самоуправления перед государством, населением и организациями, правила удаления главы муниципального образования в отставку, основные принципы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
  • Глава 11 «Особенности организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 79 по 82, учитывая статьи 82.1, 82.2, 82.3. В главе описаны нюансы организации местного самоуправления на разных территориях: города, наукгородки, приграничные территории и так далее.
  • Глава 12 «Переходные положения», включает в себя статьи с 83 по 86. В главе содержится информация относительно вступления закона в силу, принципы деятельности самоуправления в период замены регулятивных актов, обеспечение реализации данного закона и утративших силу нормативных актах.

Обзор изменений и дополнений в 131-ФЗ за 2017 год

За 2015 год текст Федеральный закон 131 претерпевал изменения 5 раз. Ниже, вы найдете обзор наиболее значимых изменений в 131-ФЗ вступивших в силу в 2017 году:

  1. Статья 2 Федерального закона от 03.02.2015 №8-ФЗ, внесла изменения, закрепляющие запрет на перевыборы депутатов представительного органа муниципального образования, попавшего под роспуск в соответствии с нормами ч. 2.1. ст. 73 Закона 131-ФЗ, за непроведение заседания, считающегося правомочным, в течение 3 месяцев подряд. Запрет распространяется на перевыборы, которых проходят в связи с фактом роспуска. Исключение составят депутаты, которые судом были признаны невиновными за бездействие органа местного самоуправления.

Дополнительно, был добавлен новый способ избрания главы муниципального образования. Помимо иных способов, глава избирается из числа отобранных комиссией кандидатов, в соответствии с результатами конкурса. Решение по избранию конкретного кандидата осуществляет представительный орган муниципального образования. Данный избранный голова, будет занимать должность председателя представительного органа муниципального образования, наделенного правом решающего голоса или будет возглавлять местную администрацию.

  1. Статья 2 Федерального закона от 30.03.2015 N 63-ФЗ, несколько увеличила объем полномочий органов местного самоуправления, которые касаются вопросов местного значения. Эти поправки дали возможность гражданам, на заключение договора о целевом обучении для прохождения муниципальной службы. В связи с этим, органам местного самоуправления дали полномочия по осуществлению организации подготовки кадров для такой службы.
  2. Статья 2 Федерального закона от 30.03.2015 N 64-ФЗ, добавила головной боли органам местного самоуправления, расширив их компетенцию и обязав осуществлять отлов и содержание животных находящихся без надзора.
  3. Статья 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ, предписывает депутатам, которые заняли пост главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, сложить свои депутатские полномочия. Данное требование имеет исключение: если в сельском поселении или внутригородском муниципальном образовании города федерального значения депутат совмещает полномочия председателя и главы местной администрации.
  4. Статья 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ, расширила полномочия органов местного самоуправления в области культуры и спорта, теперь к ним отнесены: развитие школьного и массового спорта, присвоение спортивным судьям разрядов и квалификационных категорий, развитие детско-юношеского спорта, с задачей формирования спортивных команд муниципальных образований. Теперь спортивные команды муниципальных формирований могут спонсироваться из местных бюджетов, для участия в официальных соревнованиях.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется Конституцией и Федеральным законом № 131. Возможность самостоятельно организовывать благоустройство в государственных регионах является поистине демократическим явлением. Однако далеко не все знают, что такое самоуправление и на чем оно базируется. В этой статье будет разобран соответствующий Федеральный закон, в котором приведены все основные положения, которые касаются представленного явления.

Что такое самоуправление в регионах?

Согласно статье 1 самоуправление на местах составляет конституционный российский строй, а также признается, гарантируется и реализовывается на всей территории государства. Что представляет собой эта система? Закон говорит о форме осуществления народом собственной власти, но только в установленных законом пределах. Интересы населения обязательно должны учитываться в инстанциях самоуправления, после чего начинать реализовываться на практике.

Самоуправленческие органы избираются российским населением, а потому наделяются рядом определенных полномочий. В орган должны входить выборные должностные лица, избирающиеся на основе прямого и равного голосования.

Права граждан на самоуправление

ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" закрепляет нормы, в соответствии с которыми все российские граждане имеют право осуществлять самоуправление на местах путем участия в выборах, референдумах и прочих формах волеизъявления. Граждане имеют такое право независимо от своего языка, должности, религиозных убеждений и т. д. Согласно статье 55 Конституции, ограничивается это право лишь в том случае, если оно противоречит нравственности, здоровью или жизни населения.

Что является правовой основой местного самоуправления? Здесь стоит выделить Конституцию, а именно главу 8, а также разного рода ФКЗ и ФЗ. Изменение принципов формирования и реализации местного самоуправления допускается только путем внесения соответствующих поправок в перечисленные юридические источники.

О принципах местного самоуправления

В главе 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" закрепляются основные принципы и условия, на которых базируются соответствующие инстанции. Так, в статье 10 закрепляются положения, касающиеся территории муниципального образования. Согласно закону, самоуправленческие органы могут формироваться только в городских и а также в округах города и районов муниципалитета. При этом в статье 11 указываются границы муниципальных образований, а в статье 12 - условия, по которым эти границы могут быть поделены.

В последующих положениях закона говорится о принципе постоянной модернизации и преобразования муниципальных образований. Государство должно периодически поощрять и финансово помогать инстанциям, занимающимся самоуправлением. В статье 13 говорится о возможном упразднении рассматриваемых инстанций в отдельных регионах. При этом ликвидация должна иметь конкретную цель - например, реорганизацию, перенос органа и т. д.

Здесь же стоит отметить и другие, "классические" принципы. Это законность, соответствие целям гуманизма, социальная направленность и т. д.

Наделение органов полномочиями

Самоуправления, согласно статье 19 рассматриваемого закона, обладают рядом определенных полномочий, которыми их наделяет государство. Как именно рассматриваемые инстанции могут быть наделены соответствующими функциями? Ответ на этот вопрос дает Конституция, в которой говорится о свободном формировании соответствующих органов. Стало быть, и полномочия у самоуправленческих инстанций могут быть различными - в зависимости от того, что прописано в региональном федеральном законе. При этом органы местного самоуправления в Российской Федерации не должны отходить от правил, которые прописаны в рассматриваемом законе - № 131-ФЗ.

Но что именно должен содержать региональный закон, который предусматривает наделение полномочиями самоуправленческие инстанции? Закон указывает:

  • на информацию о муниципальном образовании;
  • на перечень обязанностей и прав инстанций местного самоуправления;
  • на способ расчета нормативов для объема финансовых поступлений и т. д.

Чуть более подробно стоит рассказать о том, какими именно полномочиями обладают органы самоуправления в большинстве регионов России.

Вопросы местного самоуправления

Перечень полномочий, закрепленный в статьях 14-15, лучше всего предоставит ответ на вопрос о том, что такое самоуправление. Вот какие функции рассматриваемых инстанций выделяет закон:


И все же, что такое самоуправление? Согласно закрепленным в законе данным, это инстанция, реализующая функции политического, социального, культурного и экономического характера.

Органы местного самоуправления

Что составляет самоуправленческую систему любого региона? В статье 34 рассматриваемого закона говорится о представительном органе, региональной исполнительной ветви власти в лице местной администрации, контрольно-счетной инстанции и иных властных органов.

Таким образом, в состав системы могут входить муниципальные государственные инстанции. Обязательно ли это? Согласно Конституции РФ, нет. Так, в основном законе страны закреплена возможность каждого региона самостоятельно формировать структуру самоуправленческой инстанции - в зависимости от указанных в муниципальном уставе данных. При этом государственные органы и органы местного самоуправления могут тесно взаимодействовать между собой.

Об ответственности органов

Инстанции местного самоуправления, как и любые другие властные органы, обладают определенной долей ответственности - как перед самим государством, так и перед всем населением. Согласно статье 70 рассматриваемого закона, самоуправленческие органы могут даже менять свою структуру вследствие допущенных в ходе своей работы нарушений.

Происходит это очень просто: население соответствующего муниципалитета отзывает одних должностных лиц, а вместо них ставит других. Происходит это все, конечно же, путем референдума или выборов.

Местное самоуправление представляет собой избираемое муниципальным органом правительство регионального назначения. Данная организация определяется следующей структурой:

  • Представительный орган;
  • Глава;
  • Администрация;
  • Орган контроля.

Численность депутатов в органе самоуправления напрямую зависит от города, в котором данная система располагается. Таким образом, данное число должно превышать:

  • 7 человек - при численности населения менее 1000 граждан;
  • 10 - от 1 000 до 10 000;
  • 15 - от 10 000 до 30 000;
  • 20 - от 30 000 до 100 000;
  • 25 - от 100 000 до 500 000;
  • 35 - свыше 500 000.

Деятельность органов местного самоуправления требует строгой регламентации и правового урегулирования. В этих целях был издан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», об актуальной редакции которого пойдёт речь в данной статье.

Общие сведения

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ принят в результате слушания Государственной Думой 16 сентября, одобрен Федерационным советом 24 сентября и подписан Президентом Российской Федерации 6 октября 2003 года.

ФЗ 131 состоит из 12 глав (86 статей):

  • Общие положения (ст. 1-9);
  • Принципы формирования органов местного самоуправления по территориальному принципу (ст. 10-13.2);
  • Вопросы территориального значения (ст. 14-18.1);
  • Федеральные полномочия отдельных управляющих систем (ст. 19-21);
  • Формы осуществления самоуправления (ст. 22-33);
  • Должностные лица в рассматриваемых организациях (ст. 34-42);
  • Нормативные акты муниципального значения (ст. 43-48);
  • Экономические нюансы в сфере муниципального самоуправления (ст. 49-65);
  • Сотрудничество муниципалитетов (ст. 66-69);
  • Ответственность членов муниципалитета и ревизия их деятельности (ст. 70-78);
  • Организационные нюансы (ст. 79-82.4);
  • Итоговые (переходные) положения Федерального закона № 131.

Правовой базой для создания рассматриваемого нормативного акта служит Конституция Российской Федерации. 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ регламентирует юридические, социальные, организационные и территориальные нюансы изучаемого явления.

Основная терминология

Для юридических целей, преследуемых рассматриваемым нормативным актом, используются следующие термины:

  • Муниципальный район - несколько объектов, находящихся под патронажем определённого органа местной власти;
  • Межселенная территория - земельные участки, находящиеся за границами поселений;
  • Органы местного самоуправления - система власти, избираемая непосредственно на основании голосования населения;
  • Депутат - избираемый на основании тайного голосования член представительства определённого субъекта Российской Федерации;
  • Муниципальный правовой акт - документ, имеющий юридическую силу исключительно на определённой территории, направленный на решение вопросов местной значимости;
  • Иные определения, используемые в тексте изучаемого Федерального закона.

Полный перечень актуальной терминологии представлен в статье 2 ФЗ об организации местного самоуправления.

Последняя редакция ФЗ 131

Как и другие нормативно-правовые акты РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ претерпевает регулярную процедуру внесения поправок. Данный процесс необходим для обеспечения актуальности текущего документа.

Последние поправки в ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ были внесены 30 октября 2017 года. В качестве модифицирующего акта выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 299-ФЗ.

В статье 3 ФЗ 299 указывается перечень поправок, вносимых в Федеральный закон № 131. Таковыми являются:

  • Дополнение статьи 17 пунктом 4.4, гласящим, что в числе прочих полномочий, органы муниципального самоуправления уполномочены принимать меры по стратегическому планированию (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);
  • Пункт 6 той же статьи в новой редакции определяет, что муниципальные управляющие структуры обязуются организовывать сбор статистической информации в отношении экономической и социальной сферы подвластного им субъекта Российской Федерации. Полученные данные направляются в органы официальной государственной власти;
  • Статья 28 изучаемого Федерального закона, повествующая о порядке проводимых по инициативе населения публичных слушаний, дополнилась пунктом 2.1. Согласно рассматриваемой части изучаемого нормативного акта, в числе других предложений, на рассмотрение должен выноситься проект стратегии социального и экономического развития населённого пункта;
  • В пункте 3 той же статьи исключаются слова «проекты планов и программ развития муниципального образования»;
  • В статье 35 , раскрывающей принципы работы представительных органов самоуправления, преобразовался 4 пункт . В соответствие с текущей редакцией рассматриваемого Федерального закона, данный орган может состоять из глав объектов Российской Федерации, входящих в определённый муниципалитет. Члены данной правительственной структуры избираются на тайном закрытом голосовании. Важно помнить, что число представителей одного поселения не в представительном органе местного самоуправления не может превышать 2/5 от общего числа депутатов.

Предыдущие существенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. Основные изменения коснулись проблемы теплоснабжения в регионах Российской Федерации. В соответствии с изменениями, снесёнными в статью 14 ФЗ 131 , органы муниципальной власти обязаны следить за строительством и поддержанием строений, перерабатывающих и поставляющих гражданам теплоэнергию. Также в полномочии местных правящих структур прослеживание и вмешательство в ценовую политику в рассматриваемой сфере.

ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году. Он закрепляет фундаментальные основы построения муниципальной власти, регламентирует формы участия народа в управлении, компетенцию местных органов власти.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В структуре власти должны быть представлены как коллегиальный представительный орган, так и орган, управляемый по принципу единоначалия (Администрация МО).

В Российской Федерации существует несколько видов населенных пунктов, и каждый вид имеет свои полномочия и круг решаемых вопросов. Границы земель и их статус изменяются по правилам, установленным в данном законе.

Федеральный закон №131 устанавливает:

  • официальные наименования видов МО и их характеристики;
  • перечень предметов, находящихся в компетенции местных властей;
  • порядок учреждения и компетенцию органов МСУ;
  • правила составления муниципальных актов;
  • основы экономической деятельности МО.

Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ

Федеральный закон определяет местное самоуправление как участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти.

Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.

Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.

МСУ осуществляется местными органами и населением самостоятельно.

Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.

К таким предметам относят бюджетный процесс в МО, утверждение налогов и сборов, социальная поддержка, управление жилым фондом и иным муниципальным имуществом, обеспечение тепло-, электро-, газо- и водоснабжения, функционирование транспортной системы и т.д.

Муниципальные органы имеют право:

  • проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
  • принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
  • учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
  • регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
  • проведение выборов.

В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.

Представительный орган создает устав, бюджетный проект, устанавливает налоги, распоряжается имуществом, учреждает и ликвидирует муниципальные предприятия. Он формируется в соответствии с уставом населенного пункта. Его членами являются главы поселений или избранные депутаты.

В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.

Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.

Видео: Комментарии к Главе 1

Административно-территориальное устройство

Федеральный закон №131 закрепляет территориальные основы МСУ: перечень видов МО, состав образующих земель, а также правила изменения территориальных границ.

Перечень территориальных объектов, считающихся муниципальными образованиями, приведен в статье второй закона.

Виды муниципальных образований

Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.

Муниципальный район – ограниченная область, на которой расположены городские, сельские поселения и земли вокруг них. Поскольку в каждом из поселений есть свой глава и органы управления, в компетенцию органов власти муниципальных районов входит регулирование вопросов, возникающих при взаимодействии поселений.

Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.

В 2014 году была внесена правка, позволяющая оформить районы как отдельные МО в составе городского округа. За прошедшие три года с момента принятия правки городскими округами с внутригородским делением стали Самара, Махачкала и Челябинск.

Вопросы местного значения

Федеральный закон позволяет МО самостоятельно решать вопросы, возникающие в процессе существования населенного пункта.

Согласно Конституции, МО имеют право с полной ответственностью управлять принадлежащей ему собственностью, создавать и корректировать устав, утвердить бюджетный проект, налоговую базу, следить за общественным порядком.

Полномочия сельских поселений

ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предписывает сельским поселениям следующие полномочия:

  1. Планирование, утверждение и исполнение собственного бюджета.

Поселение имеет право составить бюджетную смету и самостоятельно следить за ее исполнением. Этот вид МО может предоставлять трансферты, бюджетные кредиты, гарантии, управлять собственными активами.

Регламентировать правила формирования и рассмотрения бюджетного проекта, распоряжения средствами и формирования отчетности предписано местным органам.

  1. Ведение налоговой базы.

Перечень взимаемых налогов составляется представительным органом МО. В данный момент налогами, собираемыми «на местах», являются налоги на земельный участок и на имущество граждан.

  1. Распоряжение муниципальной собственностью.

Гражданский кодекс определяет собственность МО как имущество, которое по закону принадлежит поселению. Органы власти МО вправе совершать сделки с имуществом, выступать в суде по имущественным вопросам.

Статья 50 относит к такому имуществу муниципальный жилищный фонд, предназначенный для нуждающихся слоев населения, объекты для снабжения населения коммуникациями (газ, отопление, электроэнергия, водоснабжение), транспорт для пассажирских перевозок, дороги местного значения, пожарные станции и их оснащение, библиотечный фонд, земельные участки, культурные и прочие объекты.

  1. Обслуживание дорог местного значения.

Под обслуживанием понимается создание сети муниципальных дорог, контроль их сохранности, введение платных участков дорог и парковок, составление нормативов на содержание и ремонт дорог.

  1. Предоставление коммунальных услуг.
  2. Создание транспортной инфраструктуры.
  3. Социальное обеспечение граждан, предоставление жилья нуждающимся слоям.
  4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и проведение мер по их ликвидаций, пожарная безопасность.
  5. Создание досуга, сохранение и выставление культурных ценностей, библиотечного фонда, проведение массовых досуговых мероприятий.
  6. Благоустройство территории и иные вопросы.

Полный перечень отражен в третьей главе закона.

Земельный контроль

Власти МО осуществляют контроль по следующим вопросам:

  • соблюдение норм и сроков пользования земельных участков;
  • использование отведенных земель строго по их предназначению;
  • соблюдение договоров и сроков эксплуатации;
  • сбор сведений о состоянии участков.

Власти МО проверяют, в каком состоянии находятся участки, ведут учет актов и иных документов, подтверждающих удовлетворительное содержание и выполнение условий договора, передают сведения о нарушениях в надлежащие органы.

Благоустройство территории

Благоустройством называют осуществление действий по строительству и поддержанию объектов муниципальной собственности, облагораживанию муниципальных земель.

Деятельность благоустройства направлена на выполнение санитарных норм, эстетическое оформление, создание комфортных условий для отдыха. Объектами благоустройства являются жилые и нежилые дома, уличное освещение и ограждения, зеленые насаждения, детские площадки и т.д.

В соответствии с ФЗ №131, в состав деятельности местной Администрации должно входить создание свода требований, направленных на улучшение благоустройства.

Периодичность проведения работ по реконструкции и облагораживанию объектов устанавливается принятым в МО регламентам, расходы на восстановление фасада и внутренних помещений, посадочные работы, установка табличек с номерами домов, уход за предметами досуга и культурными объектами покрываются из местного бюджета.

Помимо охраны уличных насаждений, Администрация принимает комплекс мер по защите объектов природы, находящихся на территории МО.

Публичные слушания

В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.

Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.

По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:

  • учреждение устава или его корректировка;
  • бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
  • акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
  • преобразование МО.

Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.

Последние изменения в 2019 году

В этом году на весенней сессии парламента был принят ряд правок к федеральному закону. Изменения коснулись понятия «Городской округ», теперь под ним подразумеваются заселенные места, находящиеся в одной местности и не признанные МО.

В границы городского округа войдут земли объединившихся городов и деревень, земли общественного пользования и рекреационного назначения, а также резерв для развития округа.

В редакции от 2019 года вводится административный центр городского округа – заселенный объект, в котором расположена Администрация округа. На расположение центра влияют народные обычаи местности и близость общественной инфраструктуры.

Объединить разрозненные территориальные единицы в городской округ можно будет по решению местной Администрации или иного представительного органа. При этом населенный пункт теряет звание муниципального образования. Изменение статуса фиксируется в региональном законе с включением полного списка включенных пунктов.

В тенденции укрупнения муниципальных образований есть положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, вместе с территорией объединяются и органы власти, и доходы бюджета, что позволит эффективнее управлять территорией, развивать инфраструктуру. Исчезнет проблема нехватки средств у отдельных поселений.

С другой стороны, жители бывших поселений столкнутся с большими изменениями в управлении пунктом, повышением тарифов на предоставление благ, насущные вопросы будут решаться медленнее из-за отдаленности центра. Поэтому динамика изменений будет зависеть от выбранного курса развития территории.