Дисциплинарная ответственность военнослужащих за коррупционные правонарушения. Коррупция в армейской среде: состояние, причины и меры противодействия. заместителю Министра обороны Российской Федерации

Коррупция в армии приводит к отставанию в современных вооружениях. Это не только угроза целостности государства. Ведь армия с устаревшим вооружением компенсирует это жизнями солдат. Но дело не только в этом. Коррупция ухудшает условия прохождения службы, уровень военной подготовки, приводит к дедовщине, кончающейся бегством солдат или их самоубийствами. Все вместе взятое обваливает престиж армии и военной профессии, что влечет еще большую деградацию и коррупцию в военной сфере. Коррупция превратилась, по сути, в тяжелую болезнь, которая разъедает экономику и разлагает общество.

Армия (называю этим словом все воинские формирования и органы МО, ФСБ, МВД, МЧС) - часть общества, а поэтому болеет теми же болезнями. В июле 2008г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.

К сожалению, коррупция - самое незаметное правонарушение. Сегодня проблема мздоимства среди служивых вновь в числе актуальных. Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных Cилах и других войсках в 2008 году возросла по сравнению с прошлым в 3,5 раза и составила 1,6 млрд. рублей. Размер причиненного государству ущерба в органах и учреждениях МЧС России увеличился в 15 раз, во внутренних войсках МВД России - в 8,5 раза, в Минобороны - в 3,4 раза. Зарегистрировано в 1,5 раза больше случаев взяточничества и превышений должностных полномочий корыстной направленности. Число выявляемых фактов взяточничества в военкоматах возросло на 30%.

За 2008 год за коррупцию и хищения к уголовной ответственности привлечено 290 офицеров, осуждены 8 высших офицеров. Ущерб от коррупции в российской армии в 2008 году превысил 2 млрд рублей, по словам Александра Сорочкина - заместителя председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП). По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, наиболее коррупционными в армии остаются участки, где крутятся «живые» деньги.

Это закупка вооружения, продовольствия и других материальных ценностей для нужд военных, выплаты денежного довольствия, социальных пособий и выдача жилищных сертификатов. Здесь зачастую действует хорошо отлаженная система так называемых откатов . Вот цифры, характеризующие масштабы коррупционной деятельности в армии некоторых военачальников.

Бывший руководитель Главного управления обустройства войск Минобороны генерал-лейтенант Двулучанский , действуя в интересах своего сына и его партнера по бизнесу - хозяев строительных коммерческих организаций, дал этим организациям кредит 163 млн. рублей … за счет средств своего главка. Деньги, предназначенные для строительства жилья, пошли на развитие частного бизнеса. Ущерб превысил 190 млн. рублей. По данным прокуратуры, бывший начальник тыла Тихоокеанского флота генерал Мачальник нанес ущерб государству на сумму более 87 млн . рублей. Начальник библиотеки ВМФ контр-адмирал Мельников , работая в скромной должности, на «левые» доходы оплачивал в течение года шикарную дачу в Серебряном Бору, отдавая за комфортную жизнь по $10 тыс. в месяц. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более $500 тыс. А один из руководителей военно-строительного комплекса Минобороны получил от подрядчиков в качестве взятки джип BMW Х5, оформил на дочь виллу на Кипре. Осуждены начальники главных управлений МЧС России по Свердловской области генерал-майор Лахтюк и по Алтайскому краю генерал-майор Белоусов , военный комиссар Хабаровского края генерал-майор Феоктистов , начальник МИС Северного флота генерал-майор Бачанов , заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению генерал-лейтенант Райхман , начальник инженерных войск этого округа генерал-майор Черечукин. Капитан 1-го ранга Зубов был осужден к 3,5 года лишения свободы за то, что за отдельную плату обещал родителям посодействовать при поступлении их сыновей в Нахимовское военно-морское училище. Экс-полковник Дымов был осужден за мошенничество в особо крупном размере. Находясь на посту замначальника ГП «Научно-исследовательский центр 26 ЦНИИ МО РФ», фактически похитил из госказны 31 млн. рублей. Схема мошенничества была простой, как все гениальное. Украденные деньги были выделены из федерального бюджета для финансирования оборонного заказа. Дымов, как было доказано в суде, перевел эти средства на счет некой коммерческой фирмы, якобы, за осуществление этого заказа. На самом деле всю работу выполняли сотрудники института. При этом собственником этой фирмы был… сам Дымов.

По словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, «командиры без зазрения совести собирают с подчиненных деньги за продвижение по службе, предоставление отпусков, увольнений, берут «откаты» за выплату положенных видов довольствия и даже «боевых». Не лучше обстоят дела и в военкоматах, где коррупция выросла с начала года почти на треть. Правонарушения в этих учреждениях способствуют тому, что с большими потугами реализуется программа перехода на контрактную службу». Основная доля противоправных действий приходится на присвоение и растрату бюджетных средств, мошенничество, служебный подлог, а также злоупотребления и превышения должностных полномочий. В основном посягают на военное имущество и бюджетные средства. Бытовая коррупция, к которой относится уклонение от службы в армии и поборы среди солдат срочной службы, растет незначительно. А вот так называемая «деловая коррупция», связанная со злоупотреблением служебными полномочиями, показывает просто космический рост. И тут берутся многомиллионные взятки, а механизмы отъема денег «регулярно совершенствуются».

Все чаще на руководящие должности назначают лиц, чьи родственники занимаются коммерческой деятельностью, также учащаются случаи, когда военные командиры сами становятся учредителями различных «отмывочных» фирм. Участились нарушения законодательства при проведении конкурсных и аукционных процедур по размещению заказов на поставку в войска материальных средств. Продолжаются факты коррупции в сфере строительства и распределения жилья, реализации инвестиционных контрактов, ценообразования, а также использования, распоряжения, высвобождения, приватизации и реализации военного имущества, в том числе земель обороны и безопасности. Александр Каньшин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, считает, что при распределении гособоронзаказа «на тендерах, проводимых военным ведомством, из-за завышенных цен теряется до 30% выделяемых средств». Факты коррупции были выявлены в самой высокообеспеченной в материальном плане дивизии ВС РФ. По данным «Независимой газеты» и Общественной комиссии при Президенте России, в 42-й мотострелковой дивизии (Чечня), мздоимство и «командирский абсолютизм» доведены до криминального совершенства. В этой дивизии солдат-контрактник получает в два раза больше, чем в среднем офицер по России - около 25 тыс. руб. По информации Александра Каньшина, в мотострелковом полку, дислоцированном в Шали, для солдат почти на официальном уровне были введены следующие тарифы: «восстановление утраченного удостоверения личности - 12 тыс. руб.; беспроблемное предоставление очередного отпуска - 9 тыс. руб.; выдача удостоверения участника боевых действий - 5 тыс. руб.; снятие претензий патруля - 1 тыс. руб.; ежемесячный «оброк» с каждого контрактника на хозяйственные нужды - 2-3 тыс. руб.».

Согласно данным организации Transparency International, Россия вошла в число 40 наиболее коррумпированных государств планеты . Ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 млрд. В армиях сопредельных странах СНГ подобные проблемы аналогичны российским.

За четыре года объёмы продаж Украиной оружия составили 4,5 млрд. гривен, из них в бюджет страны поступило только 200 млн., и это все подкреплено документами. Кроме того, украинская армия за период независимости Украины за счет бесхозяйственности и злоупотреблений потеряла десятки миллиардов. Также остро стоят социальные проблемы военнослужащих, и прямой причиной этого является земельная коррупция. В армии Казахстана доже не все ладно с коррупционными делами. Оправлен под стражу заместитель министра обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов, который превысил должностные полномочия при проведении конкурсов на разработку и производство совместно с израильскими оборонными компаниями новых артиллерийских систем «Найза», «Семсер» и «Айбат». По данным Комитета национальной безопасности (КНБ), в результате многочисленных нарушений при заключении контрактов Казахстану нанесен ущерб на сумму более $82 млн. Направлено в суд уголовное дело в отношении командира в/ч №11098 Министерства обороны полковника Алпысбаева, причинившего государству ущерб на сумму более 160 млн. тенге.(32млн. руб.); начальника главного управления военно-медицинского обеспечения Вооруженных сил полковника медицинской службы Идрисова, по вине которого государство потеряло почти 200 млн. тенге (40млн. руб.).

Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Одна из причин, почему казнокрадство так живуче среди людей в погонах, заключается в том, что в армии фактически нет системной работы по профилактике казнокрадства. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур. Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а «верхушечную» не трогают.

Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На «зачистку» главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет. По инициативе Главной военной прокуратуры (ГВП) совместно с военным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и департаментом военной контрразведки ФСБ РФ создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую вошли представители ГВП, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ. Главная задача группы - координация деятельности силовых органов по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах. Работа правоохранительных органов должна быть активизирована, в том числе и путем координации усилий. Общественная палата недавно предложила ГВП совместно информировать общество о фактах коррупции в армии и на флоте, а также в других войсках, с названием конкретных виновников в погонах. Аналогичная комиссии создана в Казахской армии. При ГВП Республики Казахстан в мае 2009 года был создан штаб по противодействию коррупции в армии. Думается, что внесенные в Государственную Думу законопроекты, создадут нормативную базу для эффективной организации этой работы. Сейчас значительному количеству правонарушений способствует именно несовершенство федерального и ведомственного законодательства. Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед правоохранительными и государственными органами, является повышение эффективности борьбы с коррупцией. Так что, возможно и нужно организовывать гражданский контроль по трем уровням административного законодательного, представительского и общественного контроля.

КОТКОВСКИЙ Л.Э.,
старший следователь 306-го военного следственного отдела

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

«Армия - это слепок с общества,
которому она служит».
Ф. Энгельс

Общепризнанно, что принципы права -
это основополагающие идеи, руководящие
начала, выражающие сущность права и вы-
текающие из генеральных идей справед-
ливости, свободы и равенства. Принципы
права воздействуют на поведение людей,
нормативно закрепляя и охраняя предпо-
сылки социально значимой деятельности
субъектов права. Принципы демократизма
в формировании и реализации права, закон-
ности, справедливости, национального рав-
ноправия, гуманизма, равенства граждан
перед законом и судом, верховенства зако-
на, взаимной ответственности государства
и личности, а также многие другие способ-
ны регулировать общественные отношения.
Они не только определяют общие направле-
ния правового воздействия, но и могут быть
положены в обоснование решения по кон-
кретному юридическому делу.
Одним из явлений, которое явно про-
тиворечит принципам права, является кор-
рупция. Коррупция - одно из самых суще-
ственных препятствий для экономического
роста и развития. Это как международная
проблема, так и проблема каждой отдель-
ной страны, потому что не существует госу-
дарств, где бы это явление отсутствовало.
Коррупция имеет место быть на самых
разных этажах власти. Но есть и коррупция
на бытовом уровне. И неизвестно, какая кор-
рупция более страшна и опасна для страны.
Статистика говорит, что в 2009 г. Россия зани-
мала в рейтинге организации Transparency
International 146-е место. В 2009 г. кор-
рупционный рынок в России организаци-
ей Transparency International оценивался в
300 млрд. долл. Согласно проведенному
Transparency International в 2009 г. исследо-
ванию, мировой финансовый кризис под-
стегнул коррупцию: за последний год она
выросла в мире на 9% .
Есть ещё одна цифра, которая на пер-
вый взгляд удивляет и которая на самом деле
для нашей страны является очень тревож-
ной. По данным некоторых социологических
опросов, четверть наших граждан вообще не
считают, что коррупция является ненормаль-
ным явлением. Приветствуют коррупцию. То
есть в обществе в целом практически отсут-
ствует нетерпимость к коррупции как к ин-
ституту. Это является недопустимым.
В настоящее время принят и вступил в
силу пакет антикоррупционных законов. По
сути, впервые за всю современную историю
создана нормативная рамка для работы. Ну
а если говорить откровенно, то вообще за
всю историю нашего государства.
Конечно, еще многое должно встать
на свои места по мере развития общества.
Нормальный уровень жизни, понимание,
осознание со стороны самых разных людей,
что правильнее и, самое главное, выгоднее
жить по законам, является очень важным
стимулом. Должны быть и другие, конечно,
стимулы, материальные стимулы. Должен
быть отбор на государственную службу про-
сто нормальных, приличных людей, которые
поступают в институты, в вузы не для того,
чтобы впоследствии брать взятки на госу-
дарственной службе, а которые мотивирова-
ны служить государству. Только так можно
создать в нашем обществе тот самый анти-
коррупционный стандарт поведения, то, что
будет выражать в том числе и принцип спра-
ведливости в обществе .
25 декабря 2008 г. вступил в силу
Федеральный закон Российской Федера-
ции № 274-ФЗ «О внесении изменений в от-
дельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федераль-
ного закона «О противодействии корруп-
ции», а 14 апреля 2010 г. Президент Д.А.
Медведев подписал Указ «О Национальной
стратегии противодействия коррупции и На-
циональном плане противодействия корруп-
ции на 2010-2011 годы». Претворяя в жизнь
принцип законности, глава государства вы-
разил надежду, что при реализации государ-
ственной антикоррупционной политики про-
изойдет коренной перелом общественного
сознания, будет сформирована «атмосфера
жесткого неприятия коррупции».
Сейчас коррупционная проблема вы-
ведена на первый план: новости перепол-
нены сообщениями о том, что в различных
регионах задержаны чиновники и простые
граждане за взятки, а Правительство еже-
дневно заявляет о новых поправках к зако-
нодательству, противодействующему кор-
рупции. Но при этом В.В. Путиным в ходе
«прямой линии 2010» с россиянами было от-
мечено следующее: «...количество лиц, при-
влеченных за должностные преступления, за
коррупцию, взятки, у нас, к сожалению или
к счастью, растет, причем за последние не-
сколько лет неуклонно растет». По его сло-
вам, это происходит «не потому, что их (кор-
рупционеров) стало больше, а потому, что
стала раскрываемость больше». «Такое вни-
мание к искоренению должностных правона-
рушений должно быть сохранено», - подчер-
кнул премьер.
Коррупция в органах государственной
власти - это одна из основных угроз эконо-
мической безопасности, которая выделена
приоритетной Президентом РФ Д.А. Медве-
девым в настоящее время.
Также об этом говорится в основных
правовых источниках, регулирующих эконо-
мическую безопасность России, а именно в
Государственной Стратегии экономической
безопасности РФ и в Стратегии националь-
ной безопасности Российской Федерации до
2020 года, в частях, касающихся «криминали-
зации общества и хозяйственной сферы» .
На удивление, одним из ведомств, наи-
более пораженным коррупцией в 2009-2010
годах, стало Министерство обороны РФ. Ана-
лизируя справочно-аналитический доклад
Главной военной прокуратуры и Министер-
ства обороны об объемах коррупции в Во-
оруженных Силах в 2010 г., можно выделить
следующие аспекты: несмотря на все усилия
Президента, Госдумы и прокуратуры, корруп-
ция в силовом ведомстве не только не умень-
шилась, но и возросла за прошедшие 10 ме-
сяцев более чем на 16%. Так, если за тот же
период 2009 г. было выявлено менее 1,5 тыс.
коррупционных преступлений, то с начала
2010 года количество аналогичных дел пере-
валило за 1720. К уголовной ответственности
в 2010 году были привлечены 670 человек, в
том числе 480 офицеров. Именно таким обра-
зом в РФ обеспечивается принцип равенства
граждан перед законом и судом.
В настоящее время по уголовным де-
лам о совершении коррупционных преступле-
ний осуществляется предварительное след-
ствие в отношении восьми высших офицеров.
И это, несмотря на сокращение офицерского
состава Минобороны почти на 15% .
На прошедшем в июле 2011 года коор-
динационном совещании по вопросам проти-
водействия коррупции в Вооруженных Силах,
других войсках, воинских формированиях и
органах Главный военный прокурор С. Фри-
динский отметил, что криминогенная обста-
новка остается достаточно сложной. Сегод-
ня каждое шестое преступление в войсках
и воинских формированиях совершается по
коррупционным мотивам. Половину из них
составляют должностные подлоги и мошен-
ничества, растраты и взяточничество. Ущерб
государству превысил 623 миллиона рублей.
За эти деньги, к примеру, около 100 семей
военнослужащих можно было бы обеспечить
жильем, в том числе и в московском регионе.
По требованию военных прокуроров
в первом полугодии 2011 года устранено
около шести с половиной тысяч нарушений
закона, более тысячи должностных лиц при-
влечены к различным видам ответственно-
сти, 397 - предостережены о недопустимости
нарушений закона.
С. Фридинский также подчеркнул, что
упущения при подборе кадров на должности,
ранее замещаемые военнослужащими, сво-
дят на нет рациональную идею освобожде-
ния армии от несвойственных ей функций.
Как следствие, сегодня количество корруп-
ционных преступлений, совершенных гос-
служащими и гражданским персоналом,
возросло в 2,5 раза. Совершаются махина-
ции при использовании средств на закупки,
ремонт и модернизацию военной техники и
вооружения в рамках гособоронзаказа .
Продолжаются факты коррупции при ис-
пользовании, распоряжении, высвобожде-
нии и реализации военного имущества, в
том числе земель обороны и безопасности.
Только в 2011 году по материалам прокуро-
ров о нарушениях в этой сфере возбуждено
больше 180 уголовных дел.
В этой связи явно не хватает целена-
правленной работы органов военного управ-
ления, в том числе в аппаратах министерств
и ведомств, по организации мероприятий,
направленных на предупреждение коррупци-
онных правонарушений. Повсеместно нару-
шаются требования законов, обязывающих
государственных служащих соблюдать огра-
ничения и запреты, не допускать конфликта
интересов, а также представлять сведения о
доходах, имуществе и обязательствах иму-
щественного характера. Таких нарушений,
длящихся годами, военными прокурорами
выявлено почти 2 тысячи. Так, например, на-
чальник Центрального регионального центра
МЧС России генерал-лейтенант А. Кац, пред-
ставляя сведения о доходах, скрыл наличие
у него в собственности квартиры в г. Москве,
трёх земельных участков общей площадью
более 3 тысяч кв.м. и жилого дома в Один-
цовском районе Подмосковья .
Руководитель ГВП (главной военной
прокуратуры) отметил, что свыше полутора
триллионов рублей выделено государством
на оборонные нужды в текущем году, но од-
новременно растут и потери от коррупции. И
основная задача здесь в том, чтобы совмест-
но с руководством министерств и ведомств,
органами безопасности в войсках и надзор-
ными органами поставить заслон фактам
хищения и незаконного расходования этих
средств как со стороны заказчиков, так и со
стороны исполнителей.
По мнению Главного военного проку-
рора, поскольку противодействие корруп-
ции должно носить системный характер, то
и бороться с ней необходимо системно: со-
вершенствовать ведомственные норматив-
ные правовые акты, сводить к минимуму
возможности для злоупотреблений воинских
должностных лиц, обеспечивать прозрач-
ность госзакупок, конкуренцию при проведе-
нии конкурсов и заключении государствен-
ных контрактов. Важно также завершить
реформирование контролирующих органов,
повысить уровень межведомственного вза-
имодействия, проводить активную воспита-
тельную работу, которая должна создать ат-
мосферу неприятия коррупции .
В связи с заданным вышестоящим
руководством направлением ведется актив-
ная профилактика коррупционных правона-
рушений в кадровых органах Вооруженных
Сил Российской Федерации. Прежде всего,
это работа по внедрению в деятельность
органов военного управления, в том числе
и кадровых, инновационных технологий, по-
вышающих объективность и гарантирующих
прозрачность при подготовке, принятии нор-
мативных правовых актов и управленческих
решений и обеспечивающих электронное
взаимодействие указанных органов, а также
их взаимодействие с гражданами и органи-
зациями в рамках оказания государствен-
ных услуг. Немаловажно также обеспечение
гласности и открытости решений, принима-
емых органами военного управления и за-
трагивающих права и обязанности военнос-
лужащих; создание условий для замещения
руководящих воинских должностей честны-
ми, добросовестными, неподкупными воен-
нослужащими. Необходимо оказывать все-
мерную поддержку воинским должностным
лицам, принципиально неприемлющим под-
куп (взятку) в качестве средства стимулиро-
вания их деятельности. И здесь очень важно
серьезно и взвешенно подойти к разработке
и внедрению антикоррупционных стандар-
тов служебной деятельности воинских долж-
ностных лиц.
Свести к минимуму ошибочные кад-
ровые решения могли бы нормативно за-
крепленные перечни воинских должностей,
замещение которых запрещено или ограни-
чено для лиц, привлекавшихся к ответствен-
ности за коррупционные правонарушения,
создание и введение обособленных реги-
стров воинских должностных лиц, которые
подвергались наказанию за совершение
таких правонарушений. Также нужно пред-
усмотреть и установление дополнительных
мер поощрения и стимулирования военнос-
лужащих за длительную безупречную, бес-
корыстную службу.
Некоторые из названных мероприятий
в настоящее время уже находятся в стадии
реализации, для выполнения других необхо-
димо еще серьезно потрудиться. Для того что-
бы успешно осуществить эту работу, очень
важно организовать и обеспечить оператив-
ное взаимодействие и координацию деятель-
ности всех органов военного управления.
Для организации более эффективной
работы по противодействию коррупции в
большинстве федеральных государствен-
ных органов в последние годы были созданы
специализированные подразделения кадро-
вых служб по профилактике коррупционных
и иных правонарушений . Безусловно, не-
решенных проблем еще достаточно много.
Однако комплекс мер по противодействию
коррупции, принимаемых в Министерстве
обороны, позволит гарантированно обеспе-
чить Вооруженные Силы кадрами нового об-
лика, которых требует время .
В настоящее время антикоррупци-
онное законодательство Российской Фе-
дерации включает в себя: блок антикор-
рупционных законов; антимонопольное
регулирование; регулирование размещения
государственных и муниципальных заказов;
Кодекс об административных правонаруше-
ниях РФ; Уголовный кодекс РФ; отраслевые
нормативные акты; ведомственные програм-
мы и регламенты.
Основными документами, формирую-
щими блок антикоррупционных законов, яв-
ляются:
1) Национальная стратегия противо-
действия коррупции.
2) Национальный план противодей-
ствия коррупции.
3) Федеральный закон от 25 декабря
2008 г. №273-ФЗ «О противодействии кор-
рупции».
4) Федеральный закон от 25 декабря
2008 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Россий-
ской Федерации в связи с ратификацией
Конвенции Организации Объединенных На-
ций против коррупции от 31 октября 2003 г. и
Конвенции об уголовной ответственности за
коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием
Федерального закона «О противодействии
коррупции».
Во исполнение Национальной стра-
тегии противодействия коррупции и Нацио-
нального плана противодействия коррупции
на 2010-2011 годы в Министерстве обороны
Российской Федерации организована рабо-
та по профилактике коррупционных и иных
правонарушений. Министром обороны Рос-
сийской Федерации 30 мая 2010 года подпи-
сан приказ №550 «О мероприятиях противо-
действия коррупции в Вооруженных Силах
Российской Федерации на 2010-2011 годы»,
которым утвержден ведомственный План
противодействия коррупции . Кроме того,
частично уже приняты и продолжают совер-
шенстоваться и иные подзаконные акты, ко-
торые прописывают конкретные механизмы
реализации тех или иных норм законов.
Если говорить про уголовное зако-
нодательство в этой сфере, то здесь ос-
новной документ - Уголовный кодекс РФ. В
частности, это уголовная ответственность
за злоупотребление должностными полно-
мочиями (ст.285), нецелевое расходование
бюджетных средств (ст.285.1), нецелевое
расходование средств государственных вне-
бюджетных фондов (ст.285.2), превышение
должностных полномочий (ст.286), присвое-
ние полномочий должностного лица (ст.288),
незаконное участие в предпринимательской
деятельности (ст.289), получение взятки
(ст.290), дача взятки (ст.291), служебный
подлог (ст.292) и халатность (ст.293).
В действующем КоАП РФ отсутствуют
реальные санкции за нарушение законода-
тельства как при размещении заказа, так и
при исполнении контрактов. Суммы админи-
стративного взыскания слишком малы. Со-
гласно Кодексу РФ об административных
правонарушениях, максимум 20 тыс. руб.
Предлагается существенно увеличить штра-
фы, чтобы они были сопоставимы с похи-
щенными суммами.
К настоящему времени ряд федераль-
ных ведомств уже принял свои собственные
ведомственные документы и регламенты,
направленные на противодействие корруп-
ции, остальные готовят или начинают гото-
вить подобные документы.
В Министерстве обороны рекоменду-
ется предусмотреть выполнение комплекса
экспертно-аналитических работ, направлен-
ных на определение ведомственных корруп-
циогенных прав и полномочий; выявление
факторов и причин коррупционного риска;
анализ должностей на коррупциогенность на
основе документов, регламентирующих их
полномочия; выработку механизмов проти-
водействия коррупции.
Говоря об иных мерах, не затрагива-
ющих право, стоит выделить следующее:
деперсонализация взаимодействия воен-
но-служащих с гражданами и организа-
циями (система «одного окна», система
электронного обмена информацией, доку-
ментооборота, оплата электронными день-
гами); деление административно-управлен-
ческих процедур на стадии осуществления
госзакупок и их закрепление за независи-
мыми друг от друга должностными лицами
Министерства обороны для обеспечения
взаимного контроля; ротация должностных
лиц в Министерстве обороны РФ; умень-
шение дефицита ресурсов, направленных
на реализацию функций, предполагающих
взаимодействие с организациями (рассмо-
трение ходатайств, жалоб); детальная ре-
гламентация процедуры взаимодействия с
субъектами регулирования; совершенство-
вание системы защиты информации вну-
три как Вооруженных Сил, так и органов,
в которых предусмотрена военная служба,
ФСБ, СВР, ФСО; контроль за проведени-
ем госзакупок со стороны Службы эконо-
мической безопасности ФСБ России, Про-
куратуры, Департамента экономической
безопасности МВД; проведение электрон-
ных аукционов, что привлечет большее ко-
личество участников; проверка участников
аукционов органами государственной без-
опасности (благодаря этому проведение
госзакупок выйдет из охвата Министерства
обороны и поможет сократить коррупцион-
ную составляющую); подбор на должности
в Министерстве обороны граждан, отвеча-
ющих за организацию и проведение госза-
купок, на основе результата проверочных
мероприятий органами безопасности (в том
числе техническими методами, например
полиграфом) . Указанные меры помо-
гут обеспечить принцип равенства граждан
перед законом и судом в РФ.
Всероссийский центр изучения об-
щественного мнения (ВЦИОМ), целевую
аудиторию которого составляют военные
эксперты, журналисты, пишущие статьи по
военной тематике, и представители обще-
ственных организаций, провел исследо-
вание на тему «Проблемы борьбы с кор-
рупцией, хищениями и иными корыстными
преступлениями в Вооруженных Силах». В
ходе социологического опроса специалисты
обратили внимание на следующие пробле-
мы: 1. Существующая система противодей-
ствия коррупции в Вооруженных Силах нуж-
дается в повышении своей эффективности.
Из правоохранительных органов наиболее
действенным субъектом борьбы с коррупци-
ей являются пока лишь органы ФСБ России
в Вооруженных Силах. 2. Коррупционные
схемы действуют на всех уровнях Вооружен-
ных Сил: от уровня ротного звена до выс-
шего руководства Вооруженных Сил. 3. По-
мимо «громких» арестов и нравственного
воспитания военнослужащих, имеющих сво-
ей целью снижение коррупции, необходимо
создавать систему независимых и подотчет-
ных через средства массовой информации
обществу правозащитных органов по выяв-
лению коррупционных преступлений в Во-
оруженных Силах. 4. Вместе с «телефонами
доверия» в органах военного управления в
местах нахождения воинских частей и орга-
нов военного управления создать приемные
комитетов Государственной Думы ФС РФ по
обороне и безопасности, а также приемные
Общественной палаты РФ, установить в них
«горячие линии». Все руководители прием-
ных должны отчитываться перед обществом
о своей работе через средства массовой
информации. 5. Обществу и высшей госу-
дарственной власти необходимо вести кро-
потливую работу по формированию у на-
селения, в том числе у военнослужащих и
сотрудников силовых структур, антикорруп-
ционного сознания .
Как видно из исследований и анализа
нормативных правовых актов, к настоящему
времени в России создана довольно целост-
ная нормативно-правовая база, которая по-
тенциально позволяет проводить эффектив-
ную комплексную политику противодействия
коррупции. Насколько действенной и реши-
тельной будет эта политика, какие будут до-
стигнуты результаты, заранее оценить слож-
но. Как ни банально это звучит, но мировой
опыт борьбы с коррупцией и наша собствен-
ная история показывают: успех любой анти-
коррупционной кампании всегда зависит от
политической воли руководства.

Библиографический список:
1. Кудашкин А.В., Беляков В.Н., Алексеев С.В. Проблемы противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. №2. С.6-10.
2. Щукин А.В., Неизвестных П.А. Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации - задача общая // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. №4. С.2-5.
3. Указ Президента от 12 мая 2009 г. №537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. №20. Ст 2444.
4. Рогов А.С. Коррупция в области осуществления государственных закупок Министерством обороны РФ как угроза экономической безопасности России. М.: Издательская группа «Юрист». 2011 г. №5.
5. С официального сайта Главной военной прокуратуры. // URL: http://gvp.gov. ru/news/view/232/.
6. Куликов С. Госзакупки проверят на полиграфе // URL: http:// www.ng.ru/ economics/ 2010-03-12/ 1_goszakupki.html//2010-03-12.
7. С сайта «Государственная система правовой информации. Официальный интернетпортал правовой информации» // URL: http://www.pravo.fso.gov.ru/news/2010.04/news_0184.html.
8. Горемыкин В.Ф. Корыстолюбцам в строю не место. Газета «Красная звезда». 22.12.10 г.
9. Горемыкин В.Ф. Профилактика коррупционных правонарушений - новая функция кадровых органов Вооружённых Сил Российской Федерации. Газета «Военный промышленный курьер». 14.01.11 г.
10. Нормативная база противодействия коррупции в госзакупках. 20.11.2011. // URL: http://bujet. ru/article/58574.php.
11. Зорин О.Л. Правовой механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в области обороны: теоретико-правовой аспект. Военно-правовое обозрение. 2011. №5. С.3-8.
12. Перенджиев А.Н. ВЦИОМ проводит исследование по проблемам борьбы с коррупцией в Вооруженных Силах Российской Федерации. // URL: http://www.lawinrussia.ru/node/35637.

Что такое преступление с юридической точки зрения? Речь идет о действии или бездействии, приведшем к нарушению норм права. Как правило, правонарушение рассматривается, если действие гражданина наносит общественный вред, опасность и противоправность.

В данной статье мы рассмотрим такой юридический вопрос, как ответственность военнослужащих за преступления коррупционной направленности. Речь идет о действии или бездействии военного, которое в итоге приносит определенную ему выгоду посредством должностных полномочий, то есть, переходя за рамки законных интересов общества и государства в целом. О какой выгоде идет речь:

  • деньги;
  • ценности;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • определенные услуги;
  • имущественные права для себя или для других граждан.

Военнослужащий – лицо должностное, потому будет нести ответственность за преступление коррупционного характера. Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной. Наказание назначается, исходя из степени опасности, которую несет правонарушение со стороны военного человека. Далее уже рассматриваются определенные санкции.

Как мы уже говорили, военный совершает коррупционное преступление для собственной выгоды, и тем самым нарушает интересы граждан и государства при этом он использует свои должностные полномочия, которых у военнослужащего действительно хватает.

Как пример, довольно распространенное преступление. Военнослужащий, базирующийся в воинской части, сговаривается с начальником жилищной группы. Вместе они берут взятки с военных гарнизона, которым необходимо получить в обозримом будущем служебное жилье. Такое уже случалось неоднократно, да и вообще, хороший бизнес, да вот только опасный. За такой тип коррупционного преступления, военнослужащий будет лишен свободы и должен будет выплатить штраф.


Что касается административного преступления коррупционного характера, то здесь речь идет о противоправном действии или бездействии военнослужащего, приведшей к противоправной выгоде. Этот вид рассматривается в Кодексе РФ, как административное правонарушение со стороны военнослужащего, воспользовавшегося своим служебным положением ради собственной выгоды.

Но в этом случае преступление не несет такую серьезную опасность обществу и государству, потому его классифицируют, как административное. За него срок не дадут, но штраф, естественно, придется заплатить.

Административное преступление коррупционной направленности в большинстве случаев рассматривается, если военнослужащий совершил мелкое хищение чужого имущества, проводил какие-то махинации, присваивал, растрачивал и так далее. Сюда же относится и несоблюдение порядка закупок товара, работ и всего прочего.

Существует и такое понятие, как коррупционная дисциплинарная ответственность за проступок со стороны военнослужащего. Этот вопрос рассматривается, когда военный нарушает дисциплину, тем самым получает выгоду, но при этом этот проступок не рассматривается, как административный или тем более уголовный.

Для идентификации правонарушений коррупционной направленности и их классификации необходимо разобраться в дефиниции правонарушения с учетом коррупционной составляющей. Затем полученный перечень правонарушений коррупционной направленности автор соотнесет с интересующей сферой общественных отношений (сферой охраны морских биологических ресурсов).

Под правонарушением в современной юридической науке понимаются действия (бездействия) субъектов общественных отношений, нарушающие конкретные нормы права. Правонарушения обладают рядом общих признаков. К таким признакам он относит общественную опасность (общественную вредность) и противоправность. По его утверждению «общественная опасность является объективным свойством в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем, отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя».

Одним из главных признаков правонарушения является формально-юридический состав правонарушения. Как определяет теория права, любое правонарушение имеет четко определенный состав, в противном случае отсутствие состава правонарушения исключает возможность производства по любой категории дел и привлечение субъекта правонарушения к юридической ответственности. К составу правонарушения относятся следующие элементы: субъект – физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние; объект – общественные отношения, которым наносится вред или возникает угроза его причинения; субъективная сторона – сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения (в структуру психической деятельности входят следующие элементы: вина, мотив, цель, эмоциональное состояние); объективная сторона – внешнее проявление правонарушения как противоправного деяния, характеризующееся противоправным деянием (действием или бездействием), наличием причиненного вреда общественным отношениям и причинной связью между деянием и вредными последствиями.



Коррупционные отношения – это отношения «обладающих полномочиями публичной власти и иных лиц, возникающие по поводу неправомерного использования государственных и общественных ресурсов, властных полномочий, целью которых являются личные, групповые или корпоративные интересы».

Под коррупционными правонарушениями на военной службе понимаются противоправные виновные деяния (действия или бездействие), связанные с неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий. Автор считает вышеуказанное определение точным и вместе с тем общим, так как под неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий не всегда понимается коррупционная составляющая совершаемого деяния. Так, например, ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) устанавливают ответственность военнослужащих за неправомерное использование своих должностных полномочий, но коррупционную составляющую не всегда можно выделить из приведенных ниже составов преступлений. Например, статьи 339, 340, 341, 347 УК РФ не всегда предусматривают коррупционную составляющую, но всегда сопряжены с неправомерным использованием военнослужащими своих должностных полномочий. В связи с вышеизложенным, автор представляет на обозрение следующее понятие коррупционных правонарушений, связанных с порядком прохождения военной службы (полученное путем наложения понятия коррупции и понятия правонарушения на военной службе): это противоправные виновные деяния (действия или бездействие), связанные с неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды, вопреки законным интересам общества и государства.

Но как быть с военнослужащими, которые правомерно используют свои должностные полномочия и в «знак благодарности» за это получают определенную выгоду? Получается, что признаки правонарушения, которое они совершают, не учитываются в определении, указанном выше, а сами правонарушения существуют, и автор относит их к коррупционным. Таким образом, под коррупционными правонарушениями следует понимать противоправные виновные деяния (действия или бездействие), связанные с правомерным или неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды (далее под понятием выгода автор будет понимать деньги, ценности, иное имущество или услуги имущественного характера, иные имущественные права для себя или для третьих лиц), вопреки законным интересам общества и государства.

До настоящего времени законодателем не определен исчерпывающий перечень коррупционных правонарушений, за которые субъект подлежит уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности. Вследствие этого автор считает обязательным установление исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений для каждой сферы деятельности с целью точного определения коррупциогенных признаков правонарушений, разработки антикоррупционных мер и в дальнейшем – для создания условий невозможности существования коррупции в каждой сфере деятельности конкретно.

Стоит отметить, что военнослужащие как и любые должностные лица несут уголовную, гражданско-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за коррупционные правонарушения. Одним из определяющих элементов этой классификации является степень общественной опасности, которая позволяет разграничить юридическую ответственность на виды и определить соответствующие санкции.

К настоящему моменту автор отмечает множество попыток создать перечень коррупционных правонарушений в целом, однако, надо понимать, что перечень коррупционных правонарушений следует создавать в каждой конкретной сфере деятельности отдельно с учетом специфики деятельности государственных органов, исполняющих конкретную государственную функцию. Так станет более понятна сущность коррупционных правонарушений в каждой сфере, детализируются условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений и, как следствие, становится очевиднее, какие антикоррупционные меры необходимо разработать и применить.

В соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. К коррупционным преступлениям можно отнести виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные УК РФ под угрозой наказания, связанные с использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды. К таковым относятся следующие составы преступлений, предусмотренные УК РФ: ст. ст. 160, 285, 285.1, 286, 289, 290, 291, 291.1, 292, 293.

Ключевым моментом в совершении коррупционных преступлений военнослужащим являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанные с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий.

Следующим видом ответственности является административная ответственность военнослужащих за административные коррупционные правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Под коррупционным административным правонарушением следует понимать противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица (должностного лица), за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность и которое неразрывно связано с использованием должностным лицом, предоставленных ему законом полномочий в целях получения противоправной выгоды.

Зачастую нормы КоАП РФ дублируют нормы УК РФ, но характеризуются меньшей степенью общественной опасности. В связи с отсутствием исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений каждый автор-исследователь этой актуальной темы вправе отнести статьи КоАП РФ к коррупционным и обосновать это. Автор согласен с исследователями, что такие статьи, как 5.10, 5.11, 5.16, 5.17, 5.18, 5.20, 5.45, 5.46, 5.47, 5.48, 5.50, 5.52, 7.27, 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 14.9, чч.1,4 14.35, 15.14, 15.21, 19.5, 19.7.2, 19.7.4, 19.28, 19.29 КоАП РФ можно отнести к коррупционным, правда, за исключением из этого списка статей: 7.27, 19.28, 19.29 КоАП РФ в связи с тем, что по указанным статьям КоАП РФ военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности согласно ст. 2.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность только юридических лиц и поэтому военнослужащих и иных физических лиц привлечь к ответственности по этой статье не представляется возможным. Однако указанная статья имеет существенное значение в противодействии коррупции в целом, предупреждая о существующей ответственности за коррупционные правонарушения, совершаемые юридическими лицами.

Таким образом, определение сущности коррупционных административных правонарушений, разработка системы правовых средств (административно-правовых средств) предупреждения коррупции, в целях создания условий недопустимости совершения коррупционных правонарушений является неотъемлемой частью противодействия коррупции как составляющая одного целого.

Рассмотрим далее дисциплинарные коррупционные правонарушения, их сущность, условия возникновения и санкцию за их совершения. Так, согласно ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ДУ ВС РФ) под дисциплинарным проступком следует понимать противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Соответственно, добавляя к дисциплинарному проступку приставку «коррупционный» необходимо выявить именно коррупционную составляющую в действиях военнослужащего, нарушающего воинскую дисциплину в корыстных целях, то есть в целях собственной выгоды.

Стоит отметить, что в законодательстве отсутствует перечень коррупционных дисциплинарных проступков. Здесь особого внимания заслуживают актуальные нововведения в нормативные правовые акты о военной службе в Российской Федерации. Так, подпунктом «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено новое основание увольнения военнослужащего: утрата доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в определенных законом случаях. Также п. 2 ст. 51 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе «О военной службе» предусматривает следующие основания досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту: в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны.

Подводя итог, следует отметить слишком слабое действие, установленных норм за коррупционные правонарушения ввиду их разобщенности и противоречивости. В этой связи необходима разработка такого правового института как ответственность военнослужащих за коррупционные правонарушения с четким выделением всех видов ответственности, устойчивым понятийным аппаратом и фиксированной процедурой применения, установленных норм.

Руководитель занятия:

майор М.Ю. Лаптева