Дальномерки: рабочие лошадки стрит-фотографа. Дальномерный объектив на зеркальной камере

Дальномерные фотоаппараты

Ассортимент дальномерных фотоаппаратов включает в себя пять моделей: одну модель камеры «Зоркий» и по две модели ФЭД и «Киев».

Большой популярностью в нашей стране пользуются фотоаппараты марки «Зоркий». За время существования фотоаппарат многократно подвергался реконструкции и модернизации. С течением времени многие модели устарели и были сняты с производства. Осталась только одна, отлично зарекомендовавшая себя модель «Зоркий-4К». Фотоаппарат выпускается в двух вариантах: с объективом «Индустар-50», 1:3,5/50 мм и с объективом «Юпитер-8», 1:2/50 мм . Последний более светосилен, и фотоаппарат с этим объективом стоит соответственно дороже.

Фотоаппарат «Зоркий-4К» снабжен шторным затвором с синхроконтактом и синхрорегулятором. Затвор действует с выдержками от 1 до 1 / 1000 с и «В» и допускает длительную выдержку. В фотоаппарате установлен визир-дальномер с диоптрийным устройством. Устройство для наводки на резкость рассчитано на съемку с расстояний от 1 м до бесконечности.

«Зоркий-4К» - отлично оснащенная современная камера, позволяющая применять сменные объективы, а с помощью некоторых дополнительных устройств фотоаппарат можно использовать для репродукционных работ, микрои макросъемки.

Не меньшей популярностью пользуются также фотоаппараты марки ФЭД. Напомним, что самая первая модель камеры ФЭД, выпущенная в 1934 году, была и первым советским малоформатным фотоаппаратом, который выпускался Трудкоммуной имени Ф. Э. Дзержинского в Харькове. Отсюда и название фотоаппарата.

Камеры ФЭД внешне очень похожи на «Зоркий-4К». Сходны и некоторые конструктивные узлы и механизм этих аппаратов. Как и «Зоркий», фотоаппараты ФЭД многократно модернизировались и совершенствовались и в настоящее время выпускаются две модели этой марки: ФЭД-3 и ФЭД-4.

Оба фотоаппарата снабжены лантановым объективом «Индустар-61», 1:2,8/52,4 мм , шторным затвором, действующим с выдержками от 1 до 1 / 500 с и «В» и Х-контактом. В обоих фотоаппаратах имеется визир-дальномер с диоптрийным устройством. Устройство для наводки на резкость рассчитано на съемку с расстояний от 1 м до бесконечности. Оба фотоаппарата допускают применение сменных объективов.

Как видно из описания, камеры ФЭД имеют почти такие же технические характеристики, что и камера «Зоркий-4К», и отличаются от нее параметрами действия затвора и оптическими характеристиками объективов. Кроме того, в фотоаппаратах ФЭД нет синхрорегулятора для съемок с одноразовыми лампами-вспышками. Вместе с тем лантановые объективы у ФЭД имеют более высокую разрешающую силу.

Камеры ФЭД-3 и ФЭД-4 различаются между собой тем, что модель 4 оснащена встроенным фотоэлектрическим экспонометром, которого нет в модели 3.

Эксплуатационные свойства камер «Зоркий» и ФЭД практически одинаковы.

Наряду с фотоаппаратами «Зоркий» и ФЭД широкое распространение получили фотоаппараты марки «Киев», которые также много раз модернизировались. Сейчас выпускаются две модели этой камеры: «Киев-4А» и «Киев-4». Это отличные, хорошо оснащенные фотоаппараты. Оба они оснащены объективами «Юпитер-8», 1:2/5 см и шторными затворами, действующими с выдержками от 1 / 2 до 1 / 1250 с и «В». В затворах имеются автоспуски и синхроконтакты. Наводка на резкость осуществляется с помощью визир-дальномера. В обоих фотоаппаратах возможно применение сменной оптики. Съемку можно производить с расстояния от 0,9мдо бесконечности. По своим эксплуатационным свойствам эти фотоаппараты подобны фотоаппаратам ФЭД и «Зоркий», но из-за отсутствия специальных дополнительных принадлежностей приспособить их для репродукционных и других технических работ труднее.

В отличие от всех остальных малоформатных фотоаппаратов, у которых шторка затвора изготовлена из прорезиненного черного шелка, в фотоаппаратах «Киев» шторка изготовлена из шарнирно связанных между собой узких металлических полосок и отличается большой прочностью и долговечностью.

О том, как выбирать пленочные фотоаппараты, какие виды камер существуют и где их искать.

Так уж сложилось в ходе технического прогресса, что сначала были камень и палка, потом колесо и лошадка, затем чугун и пар, а теперь микропроцессоры, сенсорные экраны и гироскутеры. Аккурат между паром и автомобилем Tesla, между братьями Райт и давкой в лоукостере, между немым кинематографом и виртуальной реальностью человечество пережило свой золотой век, когда технологии были уже достаточно развиты для комфортной жизни, но еще не настолько навязчивы, чтобы сбегать от них в диджитал-детокс-поселения. Эта эпоха запомнилась в том числе расцветом фотографии.

Сначала камеры были громоздкими и тяжелыми, а выдержка при съемке на стеклянную пластину занимала несколько минут. Все изменилось в конце 1920-х, когда немецкая компания Ernst Leitz выпустила революционный фотоаппарат Leica, который с легкостью помещался в карман женского макинтоша (звучит дико, но к тому времени женщинам уже разрешили не только голосовать и водить машину, но и делать фоточки). Именно с этого момента начинается бурное развитие эры репортажной и тревел-фотографии. Лейтцевские камеры были надежны, удобны, потребляли относительно доступную 35-миллиметровую пленку и позволяли зафиксировать на серебряной эмульсии любой момент из окружающей суеты. К сожалению или счастью, но за прошедшие 90 лет более удобной камеры, чем узкопленочная (для фотопленки шириной 35 мм), так и не придумали.

Итак, с форматом ясно, это узкая пленка. Фотокамеры по принципу фокусировки делятся на дальномерные (rangefinder), зеркальные (SLR), шкальные (point-and-shoot) и автофокусные. Далее приведена выборка наиболее приятных камер по трем ценовым диапазонам: «Не жалко потерять» (менее 50 долларов), «Жалко потерять» (50–200 долларов) и «Лучше бы жене сапоги купил» (200–2000 долларов). Для фотоаппаратов со сменной оптикой также указан рекомендуемый объектив (однако никто не мешает установить любой другой подходящий).

Дальномерная камера

Дальномерная камера имеет, как ни парадоксально, дальномер - два разнесенных на несколько сантиметров окошка. Заглянув в видоискатель, можно обнаружить пятно дальномера, изображение в котором двоится, если объект съемки находится не в фокусе. Основные преимущества дальномерных камер - компактность, надежность и зачастую дополнительный (входит в цену) ореол легендарности благодаря таким именам, как Брессон, Родченко, Капа и Виногранд.

Не жалко потерять

Все эти нехитрые коробочки отличаются друг от друга только светосилой объектива, типом автоматического режима (приоритет выдержки или диафрагмы) и дизайном. Произведено их было огромное количество, поэтому дефицитом они не являются - многие модели можно без особых проблем отловить и по цене до 50 долларов.

Снимок на камеру Minolta Hi-Matic 7s.

Снимок на камеру Yashica 35CC.

Лучше бы жене сапоги купил

Cнимок на камеру Minolta XD-7+Rokkor-PG 58 mm f/1.2.

Лучше бы жене сапоги купил

Зеркальных камер (как и шкальных) дороже 200 долларов было выпущено не так уж и мало, но каких-то радикальных преимуществ перед своими более дешевыми собратьями они не имеют. Поэтому отдельно освещаться не будут.

Шкальные камеры

Шкальные камеры - самые простые и, как это часто бывает, надежные камеры. Благодаря отсутствию какой-либо связи между видоискателем и объективом позволяют не тратить драгоценные секунды на точную фокусировку, а выставлять расстояние на глаз.

Не жалко потерять

«Смена-8М» . Самый массовый фотоаппарат на свете (более 21 миллиона экземпляров!). Легкий, сравнительно удобный и простой как пять (если не меньше) копеек. Зачем писать значения выдержек, когда можно нарисовать солнышко, облачко и мрачную тучку? Зачем эти бесполезные метры и футы на шкале расстояний, когда есть более понятные пиктограммы с портретом и пейзажем? Идеально.

«Смена-8М»

Снимок на камеру Cмена 8-М.

«ЛОМО Компакт-Автомат» (ЛК-А) . Еще одна не нуждающаяся в представлении легендарная камера, на этот раз с автоматической экспозицией.

ЛОМО Компакт-Автомат» (ЛК-А)

Снимок на камеру «ЛОМО Компакт-Автомат».

Жалко потерять

Olympus XA-2 /XA-3 . То же, что и расхваленный выше XA, но без дальномера. Лучше это или хуже - дело вкуса.

Автофокусные камеры

Автофокусные камеры для путешествий, на которые стоит обратить внимание, проживают в категориях «50–200 долларов» (Olympus Mju II , Leica Mini , Yashica T4) и «200–2000 долларов» (Konica Hexar AF , Fuji Klasse S , Ricoh GR1s). Отдельно хотелось бы выделить очень популярную среди путешественников Olympus Mju II и производящуюся до сих пор (!) Fuji Klasse.

Снимок на камеру Olympus Mju II.

Полукадр

Помимо наиболее распространенного узкопленочного формата с размером кадра 24 x 36 мм, существует еще так называемый полукадр (half frame) - 18 x 24 мм. Этот формат удобен тем, что позволяет получать не менее 72 снимков на стандартной 36-кадровой катушке.

Наиболее подходящая для путешествий пленка - это цветная негативная. Самое ее большое преимущество - дешевая доступная проявка по процессу C-41, которую можно найти практически в любом провинциальном городе. К особо качественному сканированию нетребовательна, поэтому можно получить приятные картинки даже с минилабовских комбайнов Noritsu. Черно-белая пленка проявляется преимущественно вручную, и если нет желания заниматься этим самому (ничего сложного нет, было бы время и желание), то, скорее всего, придется искать частников - далеко не в каждой фотолаборатории предоставляют подобную услугу.
Где купить
Фотоаппараты в категории «Не жалко потерять» выгоднее всего найти на российском вторичном рынке: Avito, барахолки «Клуба Дальномер» и форума Foto.ru . Более дорогие камеры проще найти на глобальных аукционах: eBay.com и японский Yahoo через посредника, например Darom.jp . При покупке в первую очередь следует обратить внимание на состояния оптики и изучить заявленный список проблем - зачастую люди продают найденные на чердаке камеры как нерабочие только потому, что не смогли найти кнопку «Включить».

Селеновый экспонометр

Фотопленку на аукционах отлавливать довольно долго и нудно, поэтому лучше заглянуть в немецкие интернет-магазины Macodirect.de , Photoimpex.de и на североамериканский Freestylephoto.biz . Если интенсивность съемки превышает пару роликов за месяц, можно еще сэкономить и брать пленку в 100- или 400-футовых киношных бобинах (bulk film) и самому заряжать ее в разборные катушки вручную или с помощью машинок для намотки (bulk film loader).


Нам нужна поддержка наших читателей.

Спасибо, что прочитали этот текст до конца, мы старались. Весь проект PRTBRT создан небольшой командой из двух человек, сейчас сайт читают 200 тысяч человек в месяц - это невероятно здорово!

Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь PRTBRT можно, подписавшись на ежемесячное пожертвование (от 1 доллара) на сайте Patreon . Кстати, за пожертвования мы предлагаем бонусы! Плюс в мы объясняем, почему решились на такой шаг.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в

Новые статьи я размещаю только там! Информация с этого ресурса сейчас переносится. О полном переносе я сообщу отдельно. Приглашаю Вас на свой новый сайт. До встречи! 1. Раздел "О проекте" — Вместо предисловия — Немного о себе — Чего в моем блоге не будет? — "Мечта советского фотолюбителя" 2. Раздел поиска "Мечты советского фотолюбителя" — Ищем "Мечту" среди шкальных фотоаппаратов — Ищем "Мечту" среди дальномерных фотоаппаратов — Резьба М39 и байонет Ц. У нас первый кандидат! — Средний формат. Сменится ли лидер? — Этап пятый. Новый лидер – Киев-15 — NEWОчередная смена лидера. Теперь это Зенит-16 3. Раздел полезной информации

Смена-8М обзор фотоаппарата и инструкция


Шкальные фотоаппараты Начинаем наш поиск идеала. Поиск лучше проводить системно. Поэтому, мы будем придерживаться принятой классификации фотоаппаратов. И начнем со шкальников.

Шкальным называется фотоаппарат, фокусировка которого осуществляется по шкале расстояний. Расстояние до объекта съемки определяется визуально или с помощью внешних приспособлений. Далее, поворачивая фокусировочное кольцо объектива необходимо совместить искомое расстояние на шкале со специальной риской.

В СССР производилось множество моделей шкальных фотоаппаратов. Недорогие, надежные, простые в обращении модели пользовались устойчивым спросом. Смена-8М
Первым моим фотоаппаратом была Смена-8М. Поэтому цикл обзоров начну именно с нее.

Семейство Смен в разными индексами — пожалуй, наиболее известные шкальники в Союзе. Смен с индексами 8 и 8М было выпущено 21 млн штук. Этот факт внесен в книгу рекордов Гиннеса.

Смена-8М производилась на ЛОМО (Ленингр…

Фотоаппарат Зенит-Е обзор и инструкция

В 60-х годах на Красногорском Механическом Заводе придерживались концепции двух параллельных линеек фотоаппаратов.
Одна линейка должна была состоять из камер высокого уровня для профессионалов, вторая — из более простых и дешевых моделей — для массового потребителя.
В 1965 году в качестве профессиональных фотоаппаратов КМЗ уже освоил выпуск камер с центральными затворами на базе Зенита-4 .
Настало время позаботиться о простых фотолюбителях.
В этом сегменте тогда уже имелась удачная модель — Зенит-3М .
Фотоаппарат этот был очень неплох, и даже хорошо шел на экспорт.Но Зенит-3М имел все-таки ряд недостатков, с которыми и решено было побороться.
Во-первых, новый фотоаппарат должен был получить опускающееся зеркало постоянного визирования. Это был прорыв, т.к. до сих пор ВСЕ советские зеркалки, в т.ч. высокого класса — имели залипающее зеркало.
Во-вторых, в новую камеру решили интегрировать экспонометр. Это тоже был прорыв, т.к. встроить экспонометр в бюджетную модель до этого не получалось. Д…

ФЭД-5 обзор фотоаппарата и инструкция

Перечень всех обзоров и статей вы можете видеть на карте блога. Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.

Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.

При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.

В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.

Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.

Что нового было в 5-й? А совсем мало на само…

В начале 2004 года на выставке РМА впервые был показан прототип дальномерной цифровой камеры. Это была модель R-D1 от компании Epson. Она поддерживала объективы Leica M и Leica L. Первая камера такого типа выдавала изображение размера 3008×2000 пикселей, аналогичное тогдашним сенсорным «зеркалкам». Дизайн камеры очень похож на классическое пленочное устройство. Единственным видимым отличием стал дисплей на задней панели. Epson R-D1 сохраняет изображения в форматах RAW и JPEG. Максимальная чувствительность сенсора — ISO 1600. В основу разработок новых цифровых устройств были положены технологии нецифровых аналогов, среди которых особое внимание обращалось на дальномерные фотоаппараты Nikon , Contax и некоторые другие модели. Так что характеристики у первой «дальномерки» очень неплохие. Задав высокий уровень, последующие модели не могли быть хуже.

Отличные технические параметры позволяют относить камеры этого типа к профессиональным устройствам. Данные фотоаппараты вполне могут конкурировать с зеркальными фотокамерами. Первое их преимущество заключается в том, что все недостатки, связанные с системой поднятия зеркала, отсутствуют. А это, в свою очередь, улучшает качество съемки. Еще одно преимущество – компактность устройств и возможность использования складного объектива. Хотя затруднения при работе с этими камерами также возникают. Особенно ярко они проявляются при использовании длиннофокусного объектива или во время макросъемки.

На достоинствах и недостатках дальномерных аппаратов стоит остановиться подробнее. Добавляя ко всему выше сказанному, среди преимуществ выделяют следующие:

1) меньше шума во время срабатывания затвора;

2) время от нажатия на спуск и до открытия затвора короче, чем у зеркальных приборов, так как оно не тратится на подъем зеркала;

3) больше возможностей снимать быстротекущие события;

4) в момент снимка видоискатель остается открытым, поэтому удается быстро обнаружить брак и переснять кадр;

5) в некоторых дальномерных устройствах поле зрения видоискателя шире, чем у объектива, поэтому кадрирование более точное и удобное.

К числу недостатков относят следующие моменты:

1) поскольку точности дальномеру не хватает, работа с длиннофокусными объективами затруднена;

2) из-за отсутствия TTL-экспонометра съемка по ошибке может производиться при закрытой крышке объектива;

3) для сменных объективов обычно нужно подбирать видоискатели;

4) возникают сложности при работе с фильтрами, поскольку фотографу не видно изображение сквозь объектив. Много неудобств возникает в случае с использованием поляризационных фильтров.

Производством дальномерных цифровых камер занимаются многие компании. Самой известной из них является Lecia. Известные фотоаппараты Sony и Canon до сих пор не выпускаются в области дальномерной техники.

Дальномерный фотоаппарат Leica M8

Выбор фотокамеры - это первая проблема, с которой сталкивается начинающий фотолюбитель. Каждая система камер имеет как достоинства, так и недостатки, делающие ее более или менее пригодной для различных видов съемки. Поэтому для того, чтобы сделать правильный выбор , вам необходимо хорошо представлять себе, что именно вы собираетесь снимать этой камерой.

Практически все существующие системы камер представлены и цифровыми и пленочными моделями, поэтому на выборе камеры не скажется ваше предпочтение той или иной технологии.

Для начинающего фотографа более доступны так называемые малоформатные камеры (с размером кадра 36 x 24мм или меньше), большинство которых в настоящее время можно поделить на следующие классы:

  • компактные, или «мыльницы»;
  • компактные камеры для творчества;
  • зеркальные;
  • дальномерные.

Компакты, или «мыльницы»

Такая камера ориентирована на людей, которые хотят меньше думать о технических аспектах фотографии. Почти все настройки спрятаны в меню, а камера сильно автоматизирована и имеет большой набор режимов съемки для самых распространенных сюжетов: портрет, макро, ночной снимок, спорт и т. д. Некоторые модели «мыльниц» автоматизированы настолько, что почти не оставляют фотографу возможности изменения параметров съемки.

Качество фотографий, сделанных «мыльницей», и удобство настройки невысоки, но также невысока и стоимость.

Малые размеры, вес и развитая автоматика делают эти камеры наиболее пригодными в качестве повседневного средства документирования, которое можно всегда носить с собой и при случае быстро сделать снимок.

«Творческие»

Существует отдельный класс компактных камер, называемых по-английски prosumer, от сокращения professional consumer - профессионально-любительские камеры. Проще говоря, они предназначены для тех, кого не устраивают полностью автоматические «мыльницы» и кому требуется более удобный доступ к настройкам и более высокие технические характеристики камеры. Эти камеры ориентированы на творческое использование. Зачастую их даже применяют в качестве профессионального инструмента там, где к качеству фотографии не предъявляются повышенные требования.

У «творческих» компактов основные настройки вынесены на отдельные органы управления и доступны непосредственно, не через меню. Самих настроек больше, и камера позволяет снимать как в автоматическом, так и в полностью ручном режиме. На камере установлен более качественный, чем у «мыльниц», объектив и более мощная вспышка.

Часто такие камеры позволяют установить дополнительную вспышку, использовать дистанционный пульт управления, имеют поворотный дисплей и способны записывать изображение в формате RAW. С помощью дополнительной вспышки можно добиться качественного результата при недостатке имеющегося света. Пульт управления и поворотный дисплей повышают удобство съемки автопортретов, макрофотографий и прочих сюжетов, требующих установки камеры на штатив. Изображение, записанное в формате RAW, в отличие от изображения в формате JPEG, допускает сильные изменения в графическом редакторе без существенной потери качества.

Невозможность смены объектива камеры этого класса компенсируют возможностью установки насадок на объектив: теленасадки увеличивают фокусное расстояние, широкоугольные уменьшают. Кроме этого, можно использовать светофильтры.

Зеркальные камеры

Называются так из-за устройства видоискателя. Зеркало внутри камеры отражает свет в видоискатель, позволяя наблюдать изображение, непосредственно формируемое объективом. Для съемки кадра зеркало поворачивается, открывая матрицу (или кадр пленки). Такое устройство видоискателя обеспечивает полный контроль над будущим снимком, в отличие от мыльниц, где визирование кадра осуществляется либо по инерционному электронному дисплею, либо через неудобный оптический видоискатель.