Что считается нормативно правовым актом. Виды нормативных правовых актов

В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.

Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.

Зачем нужен

Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации - это всё нормативно правовые акты.


Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org
  • Он может быть только в письменной форме.
  • Предполагает многократное использование.
  • Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
  • Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.

НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором - используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.

Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.

Уровень Наименование субъекта, принявшего нормативный акт Вид нормативного акта Является ли законодательным актом?
Международный Международные организации Международные акты, ратифицированные государством Нет
Федеральный Народ Конституция РФ Да
Федеральный Государственная Дума РФ Законы РФ Да
Федеральный Президент РФ Указы Да
Федеральный Правительство РФ Постановления Да
Федеральный Министерства Инструкции Да
Региональный

Думы (законодательные собрания)

Законы Да
Региональный Губернаторы областей, краев, президенты республик Указы Да
Региональный

Администрации областей, краев, правительства республик

Постановления Да
Местный Органы местного самоуправления Решения Нет
Местный Организации Корпоративные акты Нет

Требования к нормативным правовым актам

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон - через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия - через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.


Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by

Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.

Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.

Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в Трудовой кодексе РФ .

Общая практика по структуре сложилась такая:

  1. Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
  2. Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
  3. Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.

Доступность для понимания. Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.

Политика оплаты труда работников ПАО «Сбербанк России» .

Где найти нормативные правовые акты

Согласно Конституции Российской Федерации , нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Иначе никак.

Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.

В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они - посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.

По-идее, НПА легче искать на Официальном интернет-портале правовой информации . Сайт работает быстро, но его интерфейс требует привыкания. Для повседневного поиска его рекомендовать сложно.


Официальный интернет-портал правовой информации работает с 2005 года. Видимо, структура с тех пор принципиально не менялась

С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации . Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают. Главное, что базы НПА в полном порядке.


Портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Гибкий поиск поможет найти нужные НПА

Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в Системе обеспечения законодательной деятельности . Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.


У Системы обеспечения законодательной деятельности низкий порог вхождения

Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.

Запомнить

  1. Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
  2. Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
  3. Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
  4. Сверяться с НПА только через официальные источники.

Цель: рассказать об иерархической структуре российского законодательства.​

1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция , которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 года. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание ), состоящий из двух палат:

  • Совет Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);
  • Государственная Дума (нижняя палата, 450 депутатов).

2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся ​ поправки ​ . При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

  • введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;
  • принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;
  • описание и использование государственной символики;
  • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;
  • назначение референдума.

ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения , которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

  • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
  • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
  • Президент подписывает ФЗ;
  • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации , «Российская газета» , «Парламентская газета» ;
  • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения . Вступление их в действие аналогично актам Президента.

8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы , распоряжения , письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое иерархия? Приведите примеры.
  2. Что означает аббревиатура НПА?
  3. Какой документ является самым главным в РФ?
  4. Кто является гарантом Конституции?
  5. Является ли Федеральное Собрание парламентом?
  6. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
  7. Кого избирают в Совет Федерации?
  8. Сколько депутатов в Государственной Думе?
  9. Что такое референдум?
  10. Каким законом назначается референдум?
  11. Какие НПА имеют более высокий приоритет перед международными обязательствами РФ?
  12. Какие издания являются официальными для публикации Федеральных законов?
  13. Через сколько дней после публикации Федеральный закон вступает в силу?
  14. Что такое вето?
  15. Чтобы преодолеть вето Президента РФ, сколько голосов должны собрать обе палаты парламента?
  16. Какие НПА подписывает Президент РФ?
  17. Через какое время вступают в силу правовые акты Президента РФ?
  18. В каких случаях правовые акты Президента РФ вступают в силу с момента подписания?
  19. Какие нормативно-правовые акты принимает Правительство РФ?
  20. Какие документы относятся к ведомственным?

Нормативно-правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства .

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Виды законов в РФ:

  • 1. Конституция РФ
  • 2. Федеральные конституционные законы
  • 3. Федеральные законы
  • 4. Законы субъектов РФ

Законы бывают основными и текущими . К основным законам относится, прежде всего, Конституция РФ. Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации . В отличие от остальных законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты, в том числе и законодательные, не должны противоречить конституционным положениям, а сами законы принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается

Федеральные конституционные законы - это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке . Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в какой-либо определенной отрасли права . Совокупность всех действующих законов называют законодательством Российской Федерации.

Законы характеризуются следующими признаками:

  • 1) принимаются только высшими представительными органами государственной власти - Федеральным Собранием Российской Федерации или парламентами субъектов Российской федерации, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, конституцией или уставом субъекта РФ и регламентом соответствующего парламента;
  • 2) регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
  • 3) обладают высшей юридической силой: любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;
  • 4) имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами. Основными реквизитами законодательного акта являются:
    • - название органа, принявшего закон;
    • - название закона;
    • - номер и дата принятия закона;
    • - преамбула, т. е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
    • - нормативно-правовое содержание закона;
    • - указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения;
    • - подпись соответствующего должностного лица (для законов Российской Федерации - Президента РФ).

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться либо одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. Статья может быть разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы. В большинстве законов части статьи обозначаются порядковым номерам, а пункты - буквами. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются от начала пункта, части или статьи. Для удобства пользования законом его статьи объединяют в главы, главы в параграфы, а параграфы - в разделы.

Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизненным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов Российской Федерации стоят указы Президента РФ. Указам Президента РФ не должны противоречить постановления Правительства России, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов исполнительной власти.

Для правильного применения правовых норм необходимо уметь точно определить действие нормативно-правового акта, содержащего эти нормы, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определен, то он вступает в силу по истечении определенного срока после опубликования. Официальным опубликованием считается публикация текста закона (или иного акта) в четко определенном издании, называющимся официальным. Например, для федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ - это журнал «Собрание законодательства Российской Федерации», выходящий в свет еженедельно, а также ежедневная газета «Российская газета». Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Акты, не подлежащие опубликованию и рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативно-правовых актов прекращается в следующих случаях:

  • 1) по истечении срока действия акта (самоотмена);
  • 2) в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
  • 3) в случае принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим государственным органом (косвенная отмена).

Утрата юридической силы нормативно-правовым актом может быть временной. Временная утрата имеет место в случае приостановления действия нормативно-правового акта на некоторый срок, после которого нормативно-правовой акт снова начинает действовать.

Таким образом, по общему правилу должен применяться тот нормативно-правовой акт, который вступил в юридическую силу и не утратил ее. Однако из этого правила есть два исключения:

  • 1) в отдельных случаях может иметь место так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действующего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия;
  • 2) иногда вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. В таких случаях говорят об обратной силе закона. По общему правилу большинство законов обратной силы не имеет. В частности, согласно ст. 57 Конституции РФ обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие права налогоплательщика. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт. Так, территория Российской Федерации включает в себя территорию всех ее субъектов, внутренние воды (реки, озера, внутреннее море) и территориальное море, воздушное пространство над ними. Нормативно-правовые акты РФ также действуют на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (200-мильная прибрежная полоса), которые в соответствии с международным правом в состав территории государства не входят. Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер , т. е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и т. п.). Однако из этого правила существуют исключения. Ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Наиболее часто под действие принципа экстерриториальности попадают главы иностранных государств и правительств, члены иностранных государственных делегаций, дипломатические и консульские представители иностранных государств и члены их семей. На них не распространяются уголовно-правовые нормы и нормы законодательства об административных правонарушениях. Вопрос об ответственности этих лиц за совершенные ими правонарушения решается дипломатическим путем: чаще всего они объявляются персоной нон грата, т. е. нежелательной персоной, и высылаются за пределы страны.

Каждый отечественный юрист знает одну прописную истину: жизнь населения любого государства регулируется посредством права. Но теоретики поддерживают иную позицию. По их мнению, право можно разделить на несколько составляющих, одной из которых будет позитивное право. Этот термин включает в себя понятие юридической практики, совокупность нормативно-правовых актов и другие элементы, которые прямо влияют на жизнь социума.

Наиболее важную роль в процессе реализации права играют нормативные акты государства. Этот вид отображения правовой нормы является основным вот уже несколько сотен лет подряд. Проблема в том, что далеко не каждый может корректно изложить суть понятия «нормативно-правовой акт». Для этого нужно разбираться не только в юриспруденции, но ещё и в некоторых теоретических вопросах правовых дисциплин. Далее мы попытаемся максимально раскрыть понятие НПА, рассмотреть их виды и способы появления.

Что такое НПА?

Нормативно правовой акт, или же НПА – это документ официального значения, принимающийся компетентными государственными органами, другими структурами социального значения или референдумом. Процедура их принятия регламентирована императивными нормами законодательства. В НПА содержатся общеобязательные поведенческие правила, которые рассчитаны на неопределённый круг лиц. Таким образом, НПА – это форма реализации права государством через специальные нормативные документы, посредством которых происходит регулирование общественных отношений. Следует отметить тот факт, что нормативные акты различаются своей структурой, а также источниками (органы, издающие НПА).

Признаки НПА

Нормативные акты государства отличаются друг от друга, но имеют единые признаки, характерные для каждого из них, а именно:


Любой нормативный акт обладает представленным выше перечнем особенностей. Отсутствие хотя бы одной из них лишает НПА юридической силы.

НПА в странах романо-германской правовой семьи

Так как Российская Федерация находится в группе государств романо-германской семьи, понятие нормативного акта следует рассматривать с учётом данной особенности. Нормативно-правовые акты РФ - это основной источник права в государстве. НПА издаются в определённом порядке (с использованием юридической техники), уполномоченными органами, о чём уже было указано ранее. Ко всему прочему, в России и государствах романо-германской правовой семьи нормативные акты образуют систему, которая имеет свою иерархичность. Этот факт позволяет говорить о классификации НПА, основываясь на их юридической силе.

Виды НПА

Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

  • Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт - НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.
  • Согласно субъекту, издающему НПА - акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

Законы и подзаконные акты: в чем разница?

Учитывая тот факт, что РФ принадлежит к числу стран романо-германской правовой системы, разделение всего массива нормативных актов на законы и подзаконные акты – это наиболее популярная классификация. Эти два вида имеют свои особенности и характерные признаки. Законы обладают наивысшей юридической силой после Конституции. Издавать эти нормативные акты могут лишь органы законодательной власти. Принятие закона происходит в особом порядке законотворчества. Они также классифицируются и в совокупности образуют систему законодательства в стране. Нужно отметить, что в законах прописаны основные, наиболее важные нормы права, имеющие общеобязательный характер. Подзаконные акты имеют иные признаки. Они издаются органами исполнительной власти.

Нормы права, закрепленные в подзаконных актах, считаются исходящими из норм, закрепленных в законах, и не могут им противоречить. Подзаконные акты можно классифицировать на основе органов, которые их издают, например: НПА министерств, президента, ведомств и т.п.

Правотворчество

С учётом того, что НПА – это специфическая форма реализации права или же официальный документ, нужно выделить особый порядок их принятия, который носит название «правотворчество». Этим термином обозначается совокупность действий, направленных на подготовку, принятие, опубликование нормативных актов. Правотворчество – это обязательная процедура, вследствие которой появляются нормативные акты. Она имеет особенности и определённые стадии, а именно:

  1. Подготовка проекта нормативного акта.
  2. Обсуждение проекта.
  3. Согласование проекта с соответствующими органами власти.
  4. Принятие нормативного акта и его подписание.
  5. Оглашение НПА в официальных источниках.

Если мы говорим об издании законов, то процесс законотворчества немного отличается. Законотворчество осуществляется исключительно органами законодательной власти, а также включает в себя издание законов и подзаконных актов высших государственных органов. В свою очередь, правотворчество может осуществляться любыми уполномоченными на то органами.

Регистрация НПА

В некоторых случаях изданные нормативные акты органов исполнительной власти РФ нуждаются в государственной регистрации. Подобный вид деятельности является прерогативой Министерства юстиции Российской Федерации.
Зарегистрированные акты вносятся в реестр нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Регистрация является обязательной и проводится в тех случаях, когда нормативный акт затрагивает права и свободы граждан, их обязанности, изменяет правовой статус организаций и ведомств, имеет межведомственный характер. Перед регистрацией в Минюсте нормативный акт проверяется на наличие несоответствий с законодательством Российской Федерации. Если подобные факты обнаружены, то нормативный акт возвращается ведомству на доработку.

Экспертиза актов правотворчества

Экспертиза НПА может производиться Министерством юстиции РФ и в некоторых случаях Министерством экономического развития. Общая экспертиза производится во время регистрации нормативных актов, о чём было сказано ранее, а также во время правотворчества, потому что к нормативным актам выдвигаются определённые обязательные требования. НПА должны издаваться уполномоченными на то органами, иметь надлежащую форму, отвечать целям и задачам, которые перед собой ставит орган, соответствовать федеральным законам и Конституции РФ. В том случае, если нормативные акты затрагивают интересы субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности, их экспертизу производит Министерство экономического развития. Целью проведения экспертизы является выявление норм, затрудняющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность.

Международные нормативные акты

Государство может вести как внутреннюю, так и внешнеполитическую деятельность. В процессе взаимодействия с другими государствами возникает вопрос о регулировании международных отношений.
Таким образом появляются международные НПА. Субъектами данных актов являются государства, объектом – отношения между государствами по поводу нематериальных и материальных благ. Международные нормативно-правовые акты могут быть нескольких видов. К примеру, конвенции, международные договоры, рекомендации, ноты. Отсюда следует тот факт, что международные НПА – это основной способ регулирования отношений между государствами, включающий в себя использования международных правовых норм.

Заключение

В заключение нужно отметить, что на сегодняшний день многие страны выделяют как основной способ влияния на общественные правоотношения именно НПА. Примеры этих официальных документов, порядок принятия и особенности были представлены в данной статье.

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Определение

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

Выводы сайт

  1. Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
  2. Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
  3. Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
  4. Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.