Церковь зачатия анны, что в углу. Церковь Зачатия Св. Анны, что в Углу Икона в церкви зачатия анны на варварке

Парк Зарядье - новая достопримечательность Москвы. Парящий мост над Москва-рекой. Незабываемая архитектура павильонов, где выверен каждый изгиб и каждая форма. Ледниковая камера и «образцы природы» со всей России. А еще - церкви Зарядья, как «историческая» часть парка!

Сейчас мы их все посмотрим, но прежде, вспомним, что было на месте парка еще 30 лет назад. Это Варварка. На заднем плане что-то гигантское.

Гигантское и ужасное. Отель «Россия», который построили в 1967 году на месте старых кварталов.

Но вот что интересно. Постройка отеля разрушила облик района (это, кстати, были довольно злачные кварталы), но при этом спасло церкви. Их не стали сносить, а наоборот оставили и отреставрировали, поскольку после революции они, по сути, были заброшены. Это сделали, чтобы с одной стороны продемонстрировать туристам: вот, мы храним историю, и церкви у нас не только в Кремле. А с другой: показать, как эти остатки истории малы и меркнут на фоне «величественного» гостиничного комплекса. Тогда казалось, что масштаб отеля должен оттенить собою храмы.

Храмы Зарядья: почему без них нельзя себе представить парк

В конце 2000-х гостиницу «Россия» снесли. Сейчас построили парк и церкви в нем вроде бы играют ту же роль - контраста на фоне современной архитектуры, - но уже совсем иначе. Все стало единым и гармоничным.

На территории парка - пять храмов. Все они заново отреставрированы и выглядят, как новые. Красивые.

Идея теперь в том, что старое и новое не контрастируют, а дополняют друг друга. Как нельзя сейчас представить Зарядье без современных изгибов крыш, так и понимаешь, что Зарядье потеряет сразу всё, останься парк без старо-русской и храмовой архитектуры.

Никто не говорит, что храмы могли снести - этого бы конечно не произошло. Но их могли «оттенить» расположением павильонов или как-то еще визуально оградить. А в результате получилось единой целое!

Церковь Зачатия святой Анны. XVI век. Самый старый храм Зарядья:

Это единственный храм Зарядья, который расположен у набережной Москва-реки.

Все остальные церкви стоят или прямо на Варварке или в шаге от нее:

Знаменский собор бывшего Знаменского мужского монастыря:

На стене сохранились старые надписи. Возможно, они еще с тех времен, когда монастырь только строили - в начале XVII века:

Это самый большой храм Зарядья и его видно издалека, с противоположной стороны парка:

Или им можно полюбоваться сквозь прозрачную крышу павильона. Вот оно: прошлое проглядывает сквозь настоящее!

Красным Знаменский собор стал сейчас, а до «Зарядья» он последнее время имел коричневый цвет и кирпичную кладку. Возможно, так было красивее?

Справа от собора, если встать лицом к Варварке - храм Георгия Победоносца.

С другой стороны от Знаменского собора - еще один оставшийся от монастыря корпус, там сейчас располагается православный просветительский центр.

На саму Варварку выходит именно этот корпус, а не собор:

Возвращаемся в парк. Слева от монастыря: храм Максима Блаженного . Красивая, старо-русская архитектура, конец XVII века:

Вот вид на церковь Максима Блаженного со стороны Варварки:

Ну, а ближе всего к Кремлю маленькая оранжевая церковь - великомученицы Варвары :

Церковь построена в самом начале XIX века и в ее оформлении видны «латинско-античные» мотивы - например, колонны. Когда Москву взял Наполеон, в этой церкви он расположил конюшню 🙁

Как и все церкви Варварки, этот храм, будучи заново отреставрированным, преобразился, а вместе с ней и вся улица:

Одна из самых красивых улиц города!

Храмы Зарядья: расписание богослужений

Богослужения совершаются сейчас практически во всех церквях Зарядья - кроме одной: Зачатия святой Анны (это храм, который расположен рядом с павильоном у Набережной).

Литургии служатся во все дни, кроме понедельника и вторника (если только не случается большого Церковного праздника)

При этом, службы чередуются от храма к храму: сегодня в одной церкви, завтра - в другой.

В воскресенье Литургии проходят одновременно в нескольких храмах.

Полностью расписание богослужений - во сколько и в какой церкви - можно посмотреть на официальной странице храмов Зарядья.

В общем: будете в Москве (или живете в ней), обязательно приходите в парк! И не только церкви смотреть, а вообще погулять - по дорожкам, посмотреть на растения, на реку и на всё вокруг 🙂

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Церковь Зачатия Праведной Анны, что «в Углу» , упоминается впервые под 1493 годом. Вероятно, построен храм был раньше. Историки полагают, что есть все основания утверждать - постройка появилась еще во времена правления князя Василия II, а возвести Зачатьевский храм пожелала его супруга.

В летописи же церковь упоминается в связи с пожаром, захлестнувшим тогда всю Москву. Уничтожила стихия и деревянную святыню.

После пожара храм восстановили, однако в 1547 году его постигла та же участь. По указу Ивана Грозного церкви частично вернули первоначальный облик.

Современный облик храма Зачатия на Москворецкой набережной

В начале 16 века храм Зачатия Праведной Анны перестраивают (именно это здание мы можем наблюдать сегодня).

Постройка получилась довольно вместительная, ведь она была лишена столбов, на которые мог бы опираться купол. Уникальная система сводов и арок позволяла основную тяжесть переносить на стены храма.

В церкви несколько приделов.

Первый - святой Мине - был в Смутное время уничтожен, но позже восстановлен. Еще один придел - во имя святой Екатерины - появился в храме примерно в 1658 году (построили его, по всей вероятности, в честь новорожденной девочки Екатерины, дочери Алексея Михайловича).

В 16-17 веках при храме уже значилась звонница, основание которой удалось обнаружить во время реставрации постройки.

В 18 веке возле храма Зачатия Праведной Анны появляется колокольня в 2 яруса. Колокол с нее весом около 500 кг хранится ныне в Покровском соборе на Рву .

По преданию, колокол этот попал в Зачатьевский храм из Европы, когда в Нидерландах шли иконоборческие волнения. Еще одна версия гласит, что колокол пожертвовал храму сам князь Пожарский.

Еще при постройке Зачатьевской церкви местность, где она возводилась, стали окружать большой кирпичной стеной. Именно возле храма поворачивала под прямым углом стена. Вскоре святыню стали именовать церковью, «что в углу».

Храм после революции и сегодня

После революции храм закрывают. В 30-е годы местность, где он располагался, предполагалось использовать для строительства здесь здания Наркомтяжпрома. Планам не суждено было осуществиться по причине начавшейся войны.

История современной церкви зачатия Анны, что в углу, начинается с 1493 года, когда одноименная, скорее всего деревянная церковь была упомянута в летописях при описании московского пожара. Церковь, построенная в Зарядье, в урочище под названием Острый конец, расположена на пересечении Китайгородского проезда и Москворецкой набережной. Топонимика местности и дала обиходные названия церкви Зачатия Анны - на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом. Позже на месте деревянной церкви был построен белокаменный храм на подклети, который тоже пострадал во время пожара 1547 года. Обновленный после пожара храм, в последующие годы неоднократно изменялся и обновлялся.

В 1617 году на средства князя Д. Пожарского в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов был сооружен южный придел храма в честь великомученика Мины Котуанского. Северный придел храма в честь великомученицы Екатерины возведен в 1658-1668, вероятно в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери Екатерины. Тогда же вокруг церкви была построена галерея-паперть. В XVI-XVII веках при храме была звонница, а в XVIII веке возле храма Зачатия Праведной Анны появляется двухъярусная колокольня. Колокол с нее весом 30 пудов (около 500 кг.) хранится ныне в Покровском соборе (на Рву) на Красной площади. Колокол, отлитый в 1547 г. во Франции, был куплен и пожертвован в храм в 1610 г. московским купцом М.Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви, но позднее выкуплен и возвращён в церковь князем Пожарским. Одна из древнейших церквей Москвы была закрыта в 1920-х годах, но как памятник истории оставался под охраной государства. Позже, когда в ней располагались советские учреждения, оригинальные интерьеры были утрачены. В 1955-1958 гг. проводилась реставрация храма архитектором Давидом Л.А., одновременно была разобрана колокольня XVII века.

Храм возвращен РПЦ в 1994 г., освящен в этом же году. Восстановительные работы в храме ведутся по настоящее время.



За века существования у этого храма было много названий: Зачатия праведной Анны на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу - одна из древнейших в Москве. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Но тогда, во время правления Ивана III Васильевича она, по всей видимости, была деревянная.

Церковь Зачатия Анны на Востром конце была построена сразу после панических настроений, связанных с ожиданием конца света. По христианскому летосчислению в 1492 году наступала седьмая тысяча лет от библейского Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова равно 7000 лет). В православных пасхалиях исчисление празднования Пасхи, Воскресения Христова, доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492 году делались приписки: «горе, горе достигшим до конца веков». Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата - в ночь на 25 марта 1492 года. В этой обстановке полной обреченности и безнадежности по указу Ивана III Васильевича и возводится церковь Зачатия Праведной Анны в конце главной Великой улицы древнего посада. В 1493 году, когда церковь впервые упоминается в документах, Иван III Васильевич принимает титул «Государя всея Руси».

В начале XVI века был сооружён белокаменный на подклете храм. Но он пострадал от страшного пожара 1547 года. В тот год в Успенском соборе Кремля шапкой Мономаха, бармами и крестом венчался на царство Иван IV Васильевич. Вслед за этим уже царь Иван Васильевич повенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. И вот затем, жарким июньским днём, через несколько дней после того как с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол, вспыхнула церковь на Арбате. Через час горела уже вся Неглинка. Затем ветер подул в сторону Кремля. Загорелись кровли кремлевских соборов. В пожаре погибла казна, Оружейная палата, царская конюшня. Сгорел Благовещенский собор, фрески которого писал Андрей Рублев. Взрывы запаса пороха разрушили часть кремлевских стен и башен. Сгорело 25 тысяч дворов. В огне погибло около двух тысяч жителей. Не успела Москва оправиться от последствий пожара, как прошёл такой сильный град, что летописец счёл необходимым отметить его в летописи. Град был «силен и велик, с яблоко лесное», причём градины были разной формы: «ово кругло, ово грановито». После всех этих стихийных бедствий Иван IV Васильевич приказал начать отстраивать город заново и в том числе обновить церковь Зачатия Праведной Анны. К этому времени, после постройки укреплений Китай-города, по указу матери Ивана Васильевича Елены Глинской церковь уже получила привычное ныне название - «что в Углу», так как она оказалась между восточной и южной стенами. Это местоположение и отразилось в её названии.

Архитектора каменной церкви историки точно установить не могут. Принято считать, что пропорции объёмов и характер профилей напоминают некоторые постройки Алевиза Нового. Древнее ядро храма - кубический объём с полукруглой апсидой на сводчатом, несколько заглублённом в землю подклете. Бесстолпный четверик перекрыт крестчатым сводом и увенчан стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой. Окна первоначально глухого барабана прорублены позднее. Подклет главного храма и его стены до основания свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Фасады, сохранившие с трёх сторон перспективные порталы, расчленены лопатками и завершены трёхлопастными закомарами. Плоскости стен оживлены рамочными наличниками и широкими килевидными перспективными порталами в центре каждой из трёх стен. Стены по верху опоясывает пояс-бегунец. Два сходных по композиции одноглавых придела с прямоугольными апсидами и двухъярусная аркада-галерея с запада, пристроенные в XVII веке, образуют компактный, пластичный силуэт. Южный придел святого великомученика Мины построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1617 году. Небольшой, кирпичный, с прямоугольной в плане апсидой придел перекрыт крестчатым сводом. В архитектурном наследии Москвы - это один из последних по времени сводов подобного типа. Над четырёхскатной кровлей возвышается глава на глухом барабане. Есть версия, что придел существовал ещё в деревянной церкви и был основан в память освобождения Руси от золотоордынского ига - 11 ноября 1480 года, в день святого Мины, монголо-татары снялись и ушли от реки Угры. А Пожарский, по сути, восстановил придел в камне.

С именем князя Пожарского связана история с уникальным колоколом храма. Колокол был отлит в 1547 году во Франции, а в 1610 году был куплен и пожертвован в храм московским купцом Иваном Григорьевичем Твердиковым. Тогда же на колоколе была выгравирована первая надпись: «Дал сий колокол в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Зачатия, что в Китае городе, Иван Григорьев сын Твердиков по своих родителех…». В период польско-литовской оккупации Москвы колокол был украден «русскими ворами». В 1617 году, узнав, что продаётся колокол, похищенный из церкви, Дмитрий Михайлович его выкупил и вернул Зачатьевскому храму. Тогда на колоколе появилась вторая надпись. Опять-таки с просьбой поминать родителей.



Церковь Зачатия святой Анны в Углу с тремя приделами великомученицы Екатерины, мученика Мины и 9 мучеников стенами, иконостасами, иконами, которые ограблены, цела. Над двумя приделами стропила сгорели, церковная утварь, богатейшая, вся похищена, а посредственная и ветхая осталась.

Придел вмц. Екатерины освящен, и продолжается в нем богослужение. Приходских 8 дворов, которые хотя и были все выжжены, но 6 уже поправлены.

Священник Александр Васильев, на дьячковой вакансии диакон Василий Михайлов, пономарь Иван Андреев. Жительство священно-церковно-служители имели в церковном каменном доме, который сгорел.

Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.



Церковь Анны праведной зачатия находится в Зарядье, в Кривом переулке, в том углу, который образуется соединением восточной и южной частей Китай-городской стены. Называется обыкновенно «Зачатия, что в Углу», упоминается впервые под 1493 г.

Судя по наружным украшениям, нынешняя главная церковь построена после Архангельского собора (1508 г.) и после церкви Иоанна Предтечи на Бору (1509 г.), сложена из белого камня, имеет крещатые своды. В конце XVI ст. с юга пристроена церковь муч. Мины, также с крещатыми сводами, но в несколько упрощенном виде. Около начала XVII ст. пристроен с юго-запада придел Девяти мучеников, ныне упраздненный и служащий для хранения церковных вещей.

Царь Алексей Михайлович по случаю рождения у него в 1658 г. дочери Екатерины пристроил с севера придел вмц. Екатерины. В 1752 г. церковь обновлена, и выстроена нынешняя колокольня.

В прежнее время церковь была очень почитаема жителями Москвы. Известны заботы царей Иоанна Грозного и Михаила Федоровича о благолепии этого храма. Здесь сохранились памятники иконописи и литейного искусства разных веков. На колокольне есть колокол, пожертвованный, согласно преданию, князем Д. М. Пожарским. Кресты на главах приделов древние, той формы, которая выходила из употребления уже с середины XVI ст.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

В «Зарядье» все сразу бегут на парящий мост, под «стеклянную кору» и на аттракцион «Полет над Москвой ». Но есть и другое удивительное Зарядье – с историческими музеями, старинными храмами и чудесами.

После того, как вокруг парка убрали забор, открылся прямой выход на Патриаршее подворье вдоль соседней Варварки и частично Москворецкой набережной. На каждом шагу здесь памятники истории и архитектуры, храмы и музеи парка «Зарядья». Это Старый Английский Двор, пять древних церквей, палаты бояр Романовых , колокольня и Братский корпус Знаменского монастыря. Все они оказались в новом парке. Теперь вместо бесконечных селфи на парящем мосту можно посмотреть музейные редкости и прикоснуться к святыням. К тому же в холодную погоду по дорожкам среди газонов уже особо не погуляешь. Давайте заглянем в прошлое и настоящее Москвы.

ХРАМЫ ПАРКА "ЗАРЯДЬЕ": ПЕРВЫЙ ЮРОДИВЫЙ ЖИЛ НА ВАРВАРКЕ

Храм Варвары Великомученицы (ул. Варварка, д. 2) построен в восемнадцатом веке по проекту архитектора Родиона Казакова . Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты разграбили церковь и устроили в ней конюшню. Но само здание уцелело, сохранился иконостас и некоторые иконы. Самая почитаемая среди них – икона святой Варвары с частицей мощей.

Храм преподобного Максима Блаженного на Варварке (ул. Варварка, д. 4) перестраивали несколько раз с семнадцатого века. Его назвали в честь предшественника Василия Блаженного, первого известного московского юродивого Максима. В пятнадцатом веке он жил в этом месте и здесь же был похоронен. На его могиле многие получали исцеление. В 1926 году в храме служил регентом молодой инок Платон - будущий Патриарх Пимен. Внутри на стенах церкви и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII - XIX веков с изображением Александра Невского и две белокаменные закладные доски.

Что еще

Во дворе храма со стороны парка работает сувенирный магазин «Зарядье» с павлопосадскими платками и палантинами (от 940 руб.), иконами (от 100 руб.), разными товарами из монастырских мастерских (от 500 - 1000 руб.). А рядом можно перекусить в церковной палатке едой, приготовленной в трапезной при храме. В меню – горячие пирожки с яблоком, капустой, ветчиной и сыром, ватрушка с творогом (40 – 50 руб.), чай и кофе (20 – 50 руб.), ароматные пряники (150 руб. за 0,5 кг), бутылка воды 0,5 л (50 руб.). Открыто с 11.00 и до самого последнего пирожка.

ИЗ НАГАНА ПАЛИЛИ В ИКОНЫ

Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе (ул. Варварка, д. 12) появилась в середине семнадцатого века. В 60-х годах прошлого века в ней работал выставочный зал. Когда здесь вновь стали проводить службы, родственники последнего настоятеля храма вернули сюда спасенную им древнюю храмовую икону святого Георгия. Сейчас здесь можно увидеть не только святыню с частицей мощей Георгия Победоносца, но и еще несколько икон с мощами разных святых. Среди самых известных в храме - стреляная икона Божией Матери «Казанская». Образ пробили 13 пулями из нагана во время революции. Уцелевшую икону показывали на выставках в храме Христа Спасителя, на экспозициях в Вашингтоне и Вене .

Главным храмом Патриаршего подворья в Зарядье стал Знаменский собор (ул. Варварка, д. 8) – пятиглавое здание из красного кирпича. Его возвели в 1679 - 1682 годах зодчие Федор Григорьев и Григорий Анисимов . Церковь дала название Знаменскому монастырю, основанному в Зарядье во владениях бояр Романовых первым русским царем из этой династии Михаилом Федоровичем. Монастырь закрыли в 20-е годы прошлого века. Кроме собора, сейчас можно увидеть колокольню восемнадцатого века и Братский корпус монастыря. Внутри Знаменского собора в стенах за плитами с надписями находятся захоронения церковных служителей и военных. Среди икон - образ святого Николая Чудотворца с частицей мощей.

Ближе к Москворецкой набережной между «стеклянной корой» и парящим мостом стоит храм Зачатия Праведной Анны, что в Углу. Он был построен в шестнадцатом веке. Иван Грозный подарил церкви чудотворный образ Божьей Матери. Этот храм почитался династией Романовых. Сейчас он закрыт на реконструкцию.

ВНИМАНИЕ!

В Патриаршем подворье все храмы открыты с 8.00 до 19.00. В них проводятся богослужения, обряды, постоянно приходят прихожане с молитвой. Поэтому не стоит нарушать сложившийся в них уклад жизни, шуметь, щелкать фотоаппаратом, что-то жевать. В одежде постарайтесь придерживаться православных канонов. Для женщин – платок и юбка ниже колена, желательно обойтись без яркого макияжа. При необходимости вам могут выдать временно платок и юбку на входе. Или можете здесь же купить новые в среднем за 50 – 100 рублей. Мужчинам нужно снимать головной убор на входе. Если хотите помолиться, поставить свечку, подать записку о здравии или упокоении, то работники храма всегда подскажут, что и как делать. Здесь также принимают записки о молитвах в соборах Кремля.

МУЗЕИ ПАРКА "ЗАРЯДЬЕ": БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ!

С обеих сторон Знаменский собор «подпирают» музейные здания. Рядом находится музей «Палаты бояр Романовых» - филиал Исторического музея (ул. Варварка, д. 10). Сейчас этот пряничный домик, который был родовым гнездом самых первых представителей царской семьи, остается единственным в России музеем с подлинными предметами боярского быта и построек. Попасть сюда можно только с экскурсией в определенные часы. Прогулка длиной в 1,5 часа начинается во дворе древних палат с первого в Москве подземного музея. В него попадаешь через небольшую дверь в уличной стене и по немного тесной закругленной лестнице. Чувствуешь себя при этом, словно в потайной комнате времен Ивана Грозного. Под землей гид покажет воссозданную поварню – древнюю кухню, на которой готовили еду боярам. А в стене спрятан под прозрачным стеклом археологический раскоп с фрагментами старинных построек - сразу ощущаешь, что попал в Москву пятнадцатого века.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу "Россия", - Москворецкая набережная, 3

"Церковь эта - одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: "Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку... Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке... а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал".

"В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась "что у городовой стены в Углу" (1657 г.), "что в Китай-городе на берегу" (1677 г.), "что в Китае на углу" (1681 г.), "что за соляным рядом" (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.

Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня - материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый "крестчатый свод", в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.

С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., - один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части - прямоугольной в плане.

Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.

В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры".

"Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее "церковь Анны что на Остром конце" - не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель - архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. - П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания "церкви Анны на Остром конце" в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.

С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать "церковью Анны в Китай-городе в углу". В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла - церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.

Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка".

"Подклет главного храма и его стены до пят свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.

Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича - Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось".

"Обновление церкви было в 1752 г.". "Есть переделки XIX в.".

"До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах".

"Колокольня середины XVIII в.". При реставрации она была без особого основания уничтожена. "Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку... она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему - нет. Здесь была допущена ошибка".

С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.

В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения "Турист" Мосгорсовета трудовых союзов.