Значение петражицкий лев иосифович в краткой биографической энциклопедии. Петражицкий Лев Иосифович: биография и политико-правовые взгляды Психологическая теория происхождения государства

Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в имении Коллонтаево Витебской губернии. В его биографии много темных пятен (включая эмиграцию и обстоятельства гибели). Достоверно известно лишь следующее.

Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перешел на юридический факультет, по окончании которого продолжил обучение в Германии - в семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права для России. Обратил на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права. Участвовал в подготовке Германского гражданского уложения.

Начав свою карьеру в германских университетах - часть его работ написана по-немецки, - продолжил ее в Кракове. С 1896 г. преподавал в Киевском, с 1897 по 1917 гг. - в Петербургском университете, где с 1898 г. заведовал кафедрой энциклопедии права, а также на Высших женских ("Бестужевских") курсах. В Петербургском университете возглавлял популярный студенческий научный кружок, воспитавший крупнейших русских обществоведов - П. Сорокина, Г. Гурвича, Н. Тимашева, Н. Кондратьева и других. Любопытно, что среди тех, кому он поставил на экзамене "пятерку", оказался и будущий композитор И.Ф. Стравинский.

С 1912 г. - член Польской академии.

Будущий коллега по I Государственной думе, В.А. Оболенский, тоже тогда учился в Берлине. Он вспоминал, с каким презрением студенты из России относили к "казенному" Институту римского права. Однако это предубеждение моментально рассеивалось, как только они знакомились с Л.И. Петражицким, поражавшим друзей глубиной и оригинальностью суждений. Результатом работы в Германии стала защищенная в 1896 г. магистерская диссертация "О распределении доходов при переходе права пользования по римскому праву". В 1898 г. в Санкт-Петербурге он блестяще защитил докторскую диссертацию "Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права". Студенчество встретило решение факультета о присуждении Петражицкому докторской степени бурными аплодисментами, его пронесли на руках по всему длинному коридору университета, где в этом же году он возглавит кафедру философии и энциклопедии права и будет еще двадцать лет, до 1917 г., читать лекции в переполненном актовом зале.

Спустя несколько лет после защиты докторской диссертации последовало и Высочайшее признание. В 1903 г. Л.И. Петражицкий был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 г. - Анны 2-й степени. 9 сентября 1905 г. он был избран деканом юридического факультета Санкт-Петербургского университета (и занимал эту должность до 25 сентября 1906 г.).

Курс своих лекций обычно предварял такой фразой: "Вам будет трудно понимать меня, потому что я думаю по-польски, пишу на немецком, а обращаюсь к вам по-русски". По воспоминаниям студентов, говорил с польским акцентом и употреблял какие-то особенные, только ему присущие выражения. Позднее весьма преуспел в русском языке. По свидетельствам знавших и слушавших его, "он не был оратором. Но его лекции были в высшей степени интересны. Он был человек философски образованный. Он пытался вообще к праву подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно". По отзывам очевидцев, это был "худощавый блондин с весьма невыразительной наружностью".

Для многих и многих в студенческой среде стал идолом.

Студенты не жалели эпитетов по отношению к своему профессору. Они называли его "божеством", "кумиром", "гением". Среди этих студентов были П.А. Сорокин, Г.Д. Гурвич, А.Ф. Керенский, М.М. Бахтин… Но, наверно, ярче всех описал манеру чтения лекций Петражицким его друг и коллега И.В. Гессен: "Унаследовав кафедру весьма любимого студентами профессора Коркунова, Петражицкий с первых же шагов совершенно затмил популярность своего предшественника. Наплыв студентов на его лекции был так велик, что пришлось отвести для них большой актовый зал, в котором слушатели, затаив дыхание, восторженно внимали словам молодого учителя. Это было тем более внушительно, что Петражицкий лишен был всех внешних данных, способствующих успеху лектора. Невысокого роста блондин, с маленькой головкой и широким носом, оседланным непропорционально большим пенсне, в которое смотрели вялые бесцветные глаза, неприятный, чуть гнусавый, безнадежно монотонный голос, мучительно спотыкающаяся речь, состоящая из длиннейших, неправильно построенных периодов, неприспособленных к уровню понимания среднего слушателя - все здесь как будто нарочито сочеталось, чтобы молодежь оттолкнуть. И если, вопреки всему, он пользовался таким исключительным успехом, это, как мне кажется, можно объяснить тем, что усилиями выдавливаемая речь воспринималась как импровизация, и у слушателя создавалось впечатление (чему способствовало бледное лицо, принимавшее болезненный оттенок), что он присутствует и сопереживает муки творчества и - что всегда увлекает молодежь - творчества, разрушающего установившиеся теории и открывающего новые горизонты".

На волне борьбы с "проклятым царским режимом" и под увеличительным стеклом либеральных кругов вырос в "деятеля" (по выражению той поры), в ФИГУРУ. Стал одним из основателей кадетской партии и членом ее ЦК (но, по выражению С.Витте, "благоразумным"), депутатом I Государственной Думы от Санкт-Петербурга. В Думе был главным экспертом кадетов по земельным вопросам и докладчиком по закону о земельной реформе.

10 июля 1906 г. в Выборге подписал - наряду с С. Муромцевым, Ф. Кокошкиным, П. Новгородцевым, С. Котляревским и Г. Шершеневичем - скандально известное "Выборгское воззвание", в котором, между прочим, содержались такие призывы: "ни копейки в казну, ни одного солдата в армию". За это Петражицкий был осужден по ст. 129, ч. 1, п.п. 51 и 3 Уголовного уложения на три месяца тюремного заключения, которого, впрочем, не отбыл. Путь во Вторую Думу ему уже был заказан.

В период с 1906 по 1917 гг. переключается исключительно на преподавательскую деятельность, изредка выступая в печати. В своих публицистических выступлениях был крайне тенденциозен и не утруждал себя поисками истины, за что удостоился издевки В.В. Розанова.

Юридическая наука в России, едва ли не более остальных форм интеллектуальной деятельности, пострадала после 1917 г. Имя Л.И. Петражицкого - это как раз одно из напоминаний о том времени, когда Москва и Петербург были одними из центров правовой мысли. Как писал известный русско-французский правовед, социолог Г.Д. Гурвич, "Л.И. Петражицкий принадлежит к числу первостепенных мыслителей, чьи новаторские идеи настолько опережали эпоху, что их истинное значение выявляется лишь спустя определенный промежуток времени. Поэтому философия права этого ушедшего от нас ученого может быть оценена во всем своем значении только в перспективе глубоких изменений, характерных для современной философской и юридической мысли". . Гурвич, Г.Д. Философия и социология права. Избранные сочинения Вопреки устоявшимся стереотипам, он рассматривал право как проявление психологии человека, вытекающее из своеобразия восприятия действительности. Соответственно, он сближал нравственность и право, по сути дела, ставя между ними знак равенства. Он предложил качественно иной интеллектуальный контекст юридической науки, выводя ее за рамки традиционного правового панлогизма и "вооружая" инструментами познания прочих социальных наук - психологии и социологии.

Общественная деятельность Петражицкого, в сущности, началась с журнала-газеты "Право" в 1901 г. Как вспоминал впоследствии И.В. Гессен, никто в редакции и не рассчитывал, что к ним может присоединиться столь авторитетный и популярный ученый. И велико было удивление, когда сам Петражицкий предложил свои услуги в качестве члена редколлегии. "Очень элегантно было бы, если бы "Право" было в обложке", - говорил он при вступлении в новую должность. А потом с неподдельной детской радостью любовался первыми номерами "Права" в желтой обложке: "Да посмотрите же, как это элегантно выглядит, как приятно взять в руки!" Вместе с тем, именно в первых номерах были изданы программные статьи Петражицкого об обычном праве, в значительной мере развенчивающие неонароднические построения и придавшие большой научный вес новому изданию.

В общении Л.И. Петражицкий был веселым, добродушным, в чем-то наивным и всегда приветливым к окружающим. Как много лет спустя писал В.Б. Ельяшевич, Петражицкий всегда был чрезвычайно внимателен к здоровью друзей и знакомых и, если узнавал об их недомогании, спешил помочь, предлагая собственное лечение: медь и орехи, в чью чудодейственную мощь он неизменно верил. К больному Ельяшевичу Петражицкий ездил далеко за город, нисколько не жалея ни сил, ни времени.

В самом начале 1906 г. Л.И. Петражицкий был избран в Центральный Комитет партии кадетов, которая тогда только зарождалась.

Л.И. Петражицкий никогда не боялся высказывать мнения, которые заведомо диссонировали с общим настроением аудитории. 6 января 1906 г. на втором съезде Конституционно-демократической партии в атмосфере повышенной эмоциональности и высочайшего накала радикализма Л.И. Петражицкий выступил по вопросу о возможной тактике кадетов в ближайшем будущем. По его мнению, партии ничего не оставалось, как пойти на выборы и активно участвовать в думской работе, так как любая другая тактика ей ничего не сулила. Кадеты не могли пойти на баррикады, а сочинение политических резолюций абсолютно бесполезно. При этом, предсказывал Петражицкий, кадеты имели хорошие шансы на победу на выборах: безудержный бюрократический произвол погонит граждан России к избирательным урнам голосовать за конституционно-демократическую партию. На том же съезде, 10 января, Петражицкий эмоционально выступил в защиту избирательных прав женщин, когда один из лидеров партии, П.Н. Милюков, высказывался об их несвоевременности.

Благодаря своим связям (среди его учеников был, в частности, А. Керенский, с которым он поддерживал тесный контакт) Петражицкий в 1917 г. назначается Временным правительством сенатором Первого департамента Сената. Как писал со скрытой иронией А. Керенский, Петражицкий "не раз навещал его и предлагал осуществить немало полезных начинаний в области законов и политики для улучшения социальных отношений. Увы, в условиях 1917 года следовать его отличным советам было едва ли возможно" Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996.- С. 69..

Рухнул нелюбимый Петражицким царизм, неумолимо надвигалось крушение возлюбленной им демократии. Надо было что-то делать. С помощью другого своего ученика - Питирима Сорокина, бывшего в то время секретарем А.Керенского по проблемам науки, Петражицкому удалось в конечном счете перебраться в Варшаву.

В 1921 г. принимает гражданство воссозданной Польши и начинает преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работает до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке.

По выражению А. Керенского, "Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше Пилсудского из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили" Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным.- М., 1996-. С. 69..

На новой родине Петражицкий, несмотря на свою европейскую известность, оказался гражданином второго сорта, "москалем" да к тому еще и с "претензией", чего не могли простить ему его коллеги.

Однако в Польше он не чувствовал себя вполне "своим". Если в Петербурге Петражицкий подчеркивал свою "польскость" - в его доме часто звучала польская речь и польская музыка, читалась польская литература (в 1915 г. он даже возглавил Общество польских экономистов и правоведов), то в Варшаве все было наоборот: там Петражицкий всячески демонстрировал свою принадлежность к русской культуре. А многие польские интеллектуалы относились к Петражицкому с недоверием. Еще в 1906 г. публицист В.Студницкий напишет: "Профессор Петражицкий считает себя поляком, он уроженец окраин, воспитанник российских и немецких университетов, затем житель Петербурга, вовлеченный в научную, законодательную и политическую жизнь России; к Польше он невольно и неосознанно относится как доброжелательный иностранец. Он не знает Польши, ее ресурсов и сил, не сумел встать на позиции ее государственных интересов". С приходом к власти Ю.Пилсудского Петражицкий отстраняется от преподавания. Он тяжело болеет, страдая от сердечного недомогания. А, помимо этого, бедность, апатия… 15 мая 1931 г. Л.И. Петражицкий покончил жизнь самоубийством.

Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненно, и 15 мая 1931 г. в состоянии депрессии он покончил с собой.

Рукописи Петражицкого погибли в период Второй мировой войны.

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье КолонтаевоВитебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898-1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете. По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора, в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны.

В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в её ЦК. От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.

По своим политическим взглядам он был сторонником конституционной монархии, стоял у истоков конституционно-демократической партии и до 1915 года входил в состав её Центрального комитета. В апреле 1906 года был при поддержке этой партии избран депутатом I Государственной думы от Санкт-Петербурга. В Думе он являлся одним из ведущих экспертов фракции по земельным вопросам, был докладчиком по аграрной реформе (выступая за естественную эволюцию крестьянской общины в имущественную кооперацию на началах права), подписал законопроекты "О гражданском равенстве", "О собраниях", неоднократно выступал в прениях по Наказу Государственной думы, по аграрному вопросу, по вопросам. связанным с неприкосновенностью личности, а также смертной казни, права на собрания, женского и национального равноправия и т.д.

19. Федор Никифорович Плевако (1842–1908 гг.),

Был крупнейшим дореволюционным русским адвокатом.

Вступил в адвокатуру и состоял присяжным поверенным при Московской судебной палате.

Никогда не рассчитывал только на свой талант. В основе его успеха лежало большое трудолюбие, на-

стойчивая работа над словом и мыслью.

Сравнения и образы Плевако очень сильны, убедительны, глу-

боко запоминающиеся. Образные сравнения еще более увеличива-

ют впечатление его эффектных речей.

Речь Плевако в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки

Висновской – блестящий образец русского судебного красноречия.

Указанная речь безупречная по своему стилю, отличается высокой

художественностью. Анализ психологического состояния молодой,

преуспевающей артистки и подсудимого дан исключительно глубо-

ко и талантливо.

Плевако умер в 1908 году, оставив после себя только застеног-

рафированными более 50 судебных речей.

Ковалевский М.М . (1851-1916) - русский учёный, историк, юрист, социолог и общественный деятель. Родился в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника, ветерана Отечественной войны 1812 года. После окончания гимназии с золотой медалью в августе 1868 года он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где его учителем стал выдающийся ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский, лекции которого определили научные интересы КовалевскогоС 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в Московском университете. В университете Ковалевский читал курсы сравнительной истории, права, истории политических учреждений, истории американских учреждений и тд. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю».
В 1887 году Ковалевский уехал за границу, где провёл почти восемнадцать лет. Он не был изгнанником или эмигрантом, он мог свободно приезжать и уезжать в Россию, но фактически был лишен возможности читать лекции в каком-либо из высших учебных заведений страны.
Только в 1905 году, после 17-летнего отсутствия, Ковалевский возвращается на Родину уже ученым с мировым признанием. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учёными, издаёт журнал «Вестник Европы»
Законодательная деятельность17 октября 1905 года Ковалевский был избран в Первую Государственную Думу. Ковалевский выступал по самым важным вопросам, обсуждавшимся в Думе. Он подробно разъяснял, в чем заключается отличие политической ответственности от ответственности уголовной и как вторая никогда не может заменить отсутствие первой, выступал за то, что Дума должна заниматься не только делами внутренней политики, но и внешней. Ковалевский выступал и по другим важным вопросам- о смертной казни, об амнистии, по вопросу о неприкосновенности личности.

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - философ и социолог, основатель психологической школы права. Его учение стало непосредственной предпосылкой возникнове­ния социологической юриспруденции и других новейших социолого-психологических концепций права в Европе.

Основные произведения: «Очерки философии права», «Теория права и государства в связи с теорией нравствен­ности», «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

Следует различать две разновидности этических эмоций и соответственно два вида этических эмоцио­нально-интеллектуальных сочетаний и их проекций:

обязанностей и норм.

В некоторых случаях этического сознания то, к чему мы себя считаем обязанными, представляется нам причитающимся другому, как нечто ему должное, следующее ему от нас, так что он может притязать на соответственное исполнение с нашей стороны; это исполнение с нашей стороны, например, уплата ус­ловленной платы рабочему или прислуге, представля­ется не принесением особого добра, благодеянием, а лишь доставлением того, что ему причиталось, полу­чением с его стороны «своего»; а неисполнение пред­ставляется причинением другому вреда, обидой, ли­шением его того, на что он мог притязать, как на ему должное.

В других случаях этического сознания, например, если мы считаем себя обязанными оказать денежную помощь нуждающемуся, дать милостыню и т.п., то, к чему мы себя считаем обязанными, не представляет­ся нам причитающимся другому, как нечто ему долж­ное, следующее ему от нас, и соответственное притя­зание, требование с его стороны представлялось бы нам неуместным, лишенным основания; доставление с нашей стороны соответственного объекта, напри­мер, милостыни, другому и получение с его стороны представляется не доставлением причитавшегося и получением другим своего, а зависящим от нашей доброй воли причинением добра; а недоставление, например, изменение первоначального намерения оказать помощь просящему вследствие встречи кого-либо другого, более нуждающегося, не представляет­ся вовсе недопустимым посягательством, причинени­ем вреда, отказом в удовлетворении, основательного притязания и проч.

Наш долг в случаях первого рода представляется связанностью по отношению к другому, он закреплен за ним, как его добро, как принадлежащий ему зара­ботанный или иначе приобретенный им актив.

В случаях второго рода наш долг не заключает в себе связанности по отношению к другим, представля­ется по отношению к ним свободным, за ними не закрепленным.

Такие обязанности, которые сознаются по отно­шению к другим, по которым другим ничего не при­надлежит, не причитается со стороны обязанных, мы назовем нравственными обязанностями.


Такие обязанности, которые сознаются несвобод­ными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне, как нечто ей должное, мы будем называть правовыми или юридическими обязанностями. Те отношения между двумя сторона­ми, или связи между ними, которые состоят в лежа­щих на одних и закрепленных за другими долгах, мы будем называть правоотношениями или правовыми связями.

Правовые обязанности, долги одних, закреп­ленные за другими, рассматриваемые с точки зрения той стороны, которой долг принадлежит, мы, с точки зрения актива, будем называть правами. Наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц. Права и правоотноше­ния в нашем смысле не представляют, таким образом, чего-то отдельного и отличного от правовых обязан­ностей. То же, что с точки зрения обременения, пас­сива одной стороны называется ее правовой обязан­ностью, с точки зрения активной принадлежности другому называется его правом, а с нейтральной точ­ки зрения называется правоотношением между тою и другою стороною.

Охарактеризованным выше двум видам обязан­ностей соответствуют две разновидности этических норм, императивов.

Некоторые нормы установляют свободные по отношению к другим обязанности, авторитетно пред­писывают нам известное поведение, но не дают дру­гим никакого притязания на исполнение, никаких прав - односторонне обязательные, беспритязатель­ные, чисто императивные нормы. Таковы, например, нормы, соответствующие известным евангельским изречениям:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» и т.д.

Другие нормы, установляя обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим, как не­что им должное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное - обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы.

Таковы, например, нормы, соответствующие из­речениям: «Как по общему закону никто не может быть без суда лишен прав, ему принадлежащих, то всякий ущерб в имуществе и причиненные кому-либо вред или убытки с одной стороны налагают обязан­ность доставлять, а с другой стороны производят пра­во требовать вознаграждение».

Нормы первого рода, односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, мы будем называть нравственными нормами.

Нормы второго рода, обязательно-притязатель­ные, императивно-атрибутивные нормы, мы будем называть правовыми или юридическими нормами.

Двойственный, обязательно-притязательный ха­рактер правовых норм отражается иногда в юридиче­ской речи, в изречениях, выражающих содержание правовых норм в весьма наглядной и поразительной форме, состоящей в том, что содержание подлежащей нормы сообщается путем двух предложений: одного, указывающего на обязанность одной стороны, и дру­гого, указывающего на притязание, право другой сто­роны.

Такую форму выражения юридических норм... можно назвать обязательно-притязательной, импера­тивно-атрибутивной или полной, адекватной редак­цией юридических норм.

Государственная власть есть, как указано было выше, социально служебная власть. Она не есть «во­ля», могущая делать что угодно, опираясь на силу, как ошибочно полагают современные государствоведы, а представляет собою приписываемое известным лицам правовою психикою этих лиц и других общее право повелений и иных воздействий на подвластных для исполнения долга заботы об общем благе.

Важнейшим служением общему благу со сторо­ны государственной власти... является служение пра­ву; и государственная власть есть власть служебная прежде всего и преимущественно по отношению к правам граждан и праву вообще.

Вообще государственная организация, представ­ляя явление правовой, императивно-атрибутивной, психики, развивается сообразно потребности в проч­ном и обеспеченном осуществлении атрибутивной функции системы правовых норм, наделяющих от­дельных индивидов и их группы известными совокупностями личных и материальных благ, и имеет слу­жебный по отношению к соответственному праву характер.

С атрибутивной природой правовой психики свя­зана потребность в суде, в беспристрастном разбира­тельстве правовых дел и авторитетном фиксировании соответственных прав и обязанностей.

И этой потреб­ности правовой психики служит государственная Власть и удовлетворяет ее в особенно развитой и приспособленной форме. Она доставляет и обязана доставлять гражданам не только силу для защиты их прав, но «суд и расправу», упорядоченное, нормиро­ванное правом, беспристрастное рассмотрение и ав­торитетное решение подлежащих вопросов, причем, для этого не требуется обоюдного добровольного со­гласия на судебное разбирательство двух сторон, а достаточно требования одной стороны.

Это, в свою очередь, дальше содействует правиль­ному и неуклонному осуществлению атрибутивной функции права. К тому же с обязанностью доставлять гражданам суд и расправу сочетается обязанность государственной власти ограждать их от самовольно­го применения к ним принуждения и репрессий со стороны других и помимо установленного для этого порядка, от самоуправства и саморасправы со сторо­ны потерпевших и т.д.; граждане имеют право на то, чтобы они не подвергались насилиям со стороны дру­гих сограждан, чтобы принуждение и репрессии могли быть к ним применяемы только со стороны надлежащих представителей общественной власти в определенных правом случаях и притом обыкновен­но лишь по рассмотрении дела судом.

Наконец, организация власти способствует и бо­лее полному удовлетворению потребности в разви­тии однообразного и точно определенного правового шаблона и осуществлению соответственной унификационной тенденции, связанной, как тоже было выяснено выше, с атрибутивной природой права. Удовлетворению этой потребности и вообще совер­шенствованию права служит законодательная функ­ция государственной власти или «законодательная власть», создавая позитивную правовую нормировку для тех областей и вопросов, которые прежде были лишены таковой, определяя, какое позитивное право в каких областях должно быть применяемо, и т.д.

В некоторых областях действия правовой психи­ки, например, в области интимной жизни, разных взаимных прав и обязанностей на почве любви и т.п. ...официальное вмешательство представителей власти, грубые меры принуждения и т.д. являются неумест­ными и недопустимыми.

Некоторые же явления правовой психики имеют такой характер, что они не только не требуют и не заслуживают официальной поддержки, но должны встречать со стороны государственной власти отри­цательное отношение и преследование во исполнение ее долга служения общественному благу, преступное право.

Сообразно с этим с развитием государственной власти и организации происходит внутри государст­венного союза дифференциация права, разделение его на две категории, на 1) право, подлежащее при­менению и поддержке со стороны представителей государственной власти, по долгу их общественного служения, и 2) право, лишенное такого значения в го­сударстве,

Право первого рода мы назовем условно офици­альным правом, право второго рода - неофициаль­ным правом. Как видно из предыдущего изложения, официаль­ное право является не только привилегированным правом в государстве, но вместе с тем таким правом, которое отличается лучшею приспособленностью к удовлетворению потребностей, коренящихся в атри­бутивной природе права вообще; оно является в этом смысле правом высшего сорта по сравнению с неофи­циальным правом.

Указанного деления права на две категории и развития официального права с его преимуществами не существует в сфере правовых отношений между государствами, в области т. н. международного пра­ва, определяющего взаимные права и обязанности между самостоятельными и друг от друга независи­мыми социальными организациями - государства­ми.- (из: Теория права и государства в связи с теорией нравственности).

  • 6. Кантовское определение права и его значение для современного правопонимания.
  • 7. Г. Гегель: предмет и задачи философии права.
  • 8. Г. Гегель: идея права как идея свободы. Саморазвитие идеи права.
  • 9. Г. Гегель: смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».
  • 10. Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правового государства.
  • 11. Г. Фихте: право и самосознание.
  • 12. Г. Фихте: учение о правах человека.
  • 13. Г. Фихте: право на культуру и его значение для самосовершенствования человека и общества.
  • Нравственное учение
  • 14. К. Маркс: критика гегелевской философии права.
  • 15. Особенности марксистского подхода к предмету философии права.
  • 16. Значение марксистской методологии для отечественного правоведения (история и современность).
  • 17. Марксистская философия о происхождении и исторической роли государства и права.
  • 18. Значение философии права в формировании профессионального правосознания.
  • 19. Общая характеристика и основные направления философии права в России.
  • 20. B. C. Соловьёв о праве, государстве и историческом процессе.
  • 21. Этическая проблематика в русской философии права.
  • 22. Б. Н. Чичерин: право, гражданское общество и государство.
  • 23. П. И. Новгородцев: общественный идеал и кризис правосознания. Роль личности в праве.
  • 24. И. А. Ильин: правосознание, право и государство. Проблема борьбы со злом.
  • 25. Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.
  • 26. Социально-психологическая проблематика в русской философии права.
  • 27. Психоаналитическая традиция в исследовании природы преступности.
  • 28. Постструктурализм. Проблема соотношения свободы и права.
  • 29. М. Фуко: пенитенциарные модели порядка в обществе.
  • 30. Понятие и структура правосознания.
  • 31. Правосознание как феномен духовной жизни общества. Правовая культура.
  • 32. Специфика философского осмысления проблемы совершенствования правосознания.
  • 33. Предмет юридической антропологии. Методологические и мировоззренческие основания юридической антропологии.
  • 34. Теории естественного права: типология и философские основания.
  • Представители данной теории
  • 35. Современные дискуссии об «иерархии» естественных прав человека.
  • 36. Мировоззренческие и методологические аспекты правотворчества и правоприменения в области гуманитарного права.
  • 37. Правовая культура и правосознание – эпистемологические аспекты.
  • 38. Роль правосознания в различных видах правовой деятельности. Влияние национальных традиций и особенностей правового менталитета на правовую систему.
  • Структура правосознания
  • Виды правосознания
  • Структура правосознания
  • Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности
  • Функции правосознания
  • 39. Ценностные аспекты права.
  • 40. Социально-творческая функция законодательной деятельности. Смысл законотворчества.
  • 41. Правовая картина мира и место человека в ней.
  • 42. Индивид в сфере права. Правовые гарантии самореализации личности.
  • 25. Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.

    Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX-XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

    Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.

    Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

    Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

    Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги . Совершенно иное дело - правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.

    Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом". На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

    Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность отдельных выражений Петражицкого, не замечая, что за ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

    Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует "определенности права".

    Развитие обычаев и законодательства вместе с тем не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания, утверждал Петражицкий. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует, по его мнению, множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций . Психологическая теория в этом отношении приближалась к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов и групп в ней было истолковано индивидуалистически. "Интуитивных прав столько, сколько индивидов", - подчеркивал Петражицкий.

    Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является "царством интуитивного права по преимуществу". В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.

    Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как он полагал, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины - политики права. С точки зрения Петражицкого философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

    Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

    Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX-XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы "социализации производства", замены "деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления". В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. "Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным".

    Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей происходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).

    Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

    Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), российский юрист. Один из основателей и наиболее ярких представителей психологической школы права, оказавшей большое влияние на развитие правовой науки 1-й половины 20 в. Профессор Санкт-Петербургского, с 1918 Варшавского университетов.

    С точки зрения представителей психологической школы права, причины, обусловливающие существование и действие права, коренятся не в социально-экономических и классово-политических условиях государственно-организованного общества, а в психологии личности или социальной группы.

    Л.И. Петражицкий попытался разработать «психологическую теорию права», интерпретировав право с позиции психологии. Это была своего рода попытка слияния психической материи с правовой.

    Согласно его концепции, определяющая роль в жизни общества принадлежит психическим факторам, прежде всего эмоциям, эмоциональным переживаниям людей. В основе порождения правовой нормы лежат психологические механизмы, эмоции, всевозможного рода подсознательные эмоциональные импульсы, которые в последующем на рациональном уровне перерабатываются сознанием. Вследствие этого сущность правовой реальности отражается в тех психических переживаниях (эмоциях), которые она содержит в себе, благодаря чему психическое становится субстанцией частью правового, обеспечивая динамику юридического. Он полагал, что государственно-правовые и другие науки должны опираться на анализ психологических явлений. Социальный прогресс, развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву „свободного" труда и конкуренции - все это следствие и продукты „прогресса народной психики".

    Как писал Л. И. Петражицкий, «право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию правовых норм направлении (педагогическое действие права)». В этой связи право рассматривалось им как продукт «бессознательно-удачного социально-психического давления в направлении социально-необходимого поведения». Хотя приведенные выше взгляды Л. И. Петражицкого и вызывали справедливую критику, тем не менее нельзя не отметить того, что его «психологическая теория права» в свое время сыграла положительную роль в развитии правовой науки, привлекла внимание ученых и практиков юристов к психологическим аспектам противоправного поведения, в целом - судопроизводства, и в конечном итоге ускорила формирование судебной психологии в качестве самостоятельной прикладной отрасли психологической науки.

    Психологическая теория права Л.И.Петражицкого традиционно трактовалась советскими специалистами в области теории государства и права как буржуазная, а значит - реакционная. Попытки ее серьезного, непредвзятого анализа предприняты юристами лишь в последнее время.

    Основные труды в области юридической психологии:

    О мотивах человеческих поступков, 1904 г.

    Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология, 1908 г.